Докдад "Формы туристской работы в школе" - областные туристско - краеведческие чтения 2013 г.

Красникова Татьяна Алексеевна

Областные туристско - краеведческие  чтения 2013 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Амурской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей

"Амурский областной Дворец творчества молодёжи"

Областные краеведческие чтения, посвящённые 95-летию развития системы детско – юношеского туризма в России и Всемирному Дню туриста

Формы и методы туристско - краеведческой работы

 в МОБУ Новобурейская СОШ №3

Подготовил:

Красникова Т.А.,

учитель русского языка и литературы,

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Новобурейская СОШ№3, посёлок Новобурейский,

Амурская область,

п.Новобурейский 2013г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение.....................................................................................................3
  2. Основная часть.  Формы и методы туристско - краеведческой работы в школе. ...................................................................................................6
  1. Роль  туризма

в воспитательной системе Новобурейской школы №3........................6

  1. История создания школьного турклуба "Искатель".............................7
  2. Водные походы.......................................................................................8
  3. Профильные смены..................................................................................11
  4. Результаты деятельности турклуба......................................................12
  1. Заключение.......................................................................................13
  2. Список использованной литературы и источников.......................14
  3. Приложения.....................................................................................16

Назовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведенный ребенком среди рощ и полей... стоит многих недель, проведенных на учебной скамье.
                                                                                   К.Д. Ушинский

Введение

        Туризм является важной составляющей воспитательной  работы в школе. С каждым годом активный туризм в России становится все более популярным. Являясь приемником самодеятельного туризма — уникального явления, получившего развитие в Cоветском Cоюзе, он вобрал в себя результаты многолетней практики и теоретические исследования десятков тысяч туристов-спортсменов. Активный туризм является малозатратной и высокоэффективной технологией формирования в человеке высоких духовных и физических начал. Участие в туристических походах способствует развитию таких качеств, как личная инициатива и взаимная выручка, настойчивость, сила воли и высокая дисциплинированность.

Формы и методы туристско - краеведческой работы в школе

Организация туристической деятельности строится на следующих принципах:

  • Не нанесения вреда здоровью.
  • Действенной заботы о здоровье детей (оценивание с позиции влияния на психофизиологического состояние и здоровье).
  • Непрерывности и преемственности (проведение постоянно, охватывая все ступени).
  • Соответствия возрастным особенностям детей.
  • Контроля за результатами, основанными на получении обратной связи.

Туризм основан на следующих правилах:

  • Занятия туризмом необходимо начинать в начальной школе. Многообразие форм туризма представлено в трех наиболее доступных для детей  видах: экскурсиях, прогулках-походах, осуществляемых в основном в физкультурно-оздоровительной работе и активном отдыхе детей.
  • Привлечение родителей к совместной с детьми реализации моделей и форм туризма, что, несомненно, сплотит семью, поможет в решении вечной проблемы «отцов» и «детей».
  • Поход – ключевая форма туризма.
  • Туризм по природе своей невозможен без элементов познания края, следовательно, нужно организовать экспедиции по изучению истории, быта, народного творчества нашего края.
  • Использование в школе всего многообразия форм туристических занятий, так как только при этом можно полнее удовлетворить разнообразные интересы детей, вовлечь наибольшее их количество в туризм.

Роль  туризма в воспитательной системе Новобурейской школы №3

В  1985 году в Новобурейской СОШ №3 был создан турклуб "Искатель" со своей программой, девизом, эмблемой. бессменный его руководитель  учитель физкультуры Красников Владимир Викторович.

Туризм стал важной частью в воспитательной системе  школы. Туризмом сегодня занимаются учащиеся 1-11 классов: от походов выходного дня до многодневных категорийных путешествий, проводятся  ежегодные школьные турслёты.  

Направления туристско - краеведческой работы в школе:

1. Оздоровительное.

2. Краеведческое.

3. Учебно - познавательное

4. Спортивное.

.Все направления взаимосвязаны, хотя представляют разные формы туристско - краеведческой работы со школьниками.

История создания школьного турклуба "Искатель"

Туристско - краеведческая работа ведётся через школьный турклуб "Искатель".

Оздоровительное направление представлено походами:  однодневными , многодневными, категорийными.

В 1985 году состоялся первый пеший поход по маршруту "Новобурейский - Киселёво". Кроме спортивной, оздоровительной цели он нёс краеведческую: туристы посетили   памятник партизанам, погибшим от рук японских интервентов, обновили его.  На чёрно - белых фотографиях изображены стоянки туристов, их движение по маршруту. Первые любительские снимки бережно хранятся в архиве турклуба.  

3. Водные походы

Водные походы открыли новую страницу  в жизни клуба. В  1991 году  был совершён  первый водный поход по реке  Бурея. На чёрно - белых фотографиях видны  двухместные резиновые лодки, примитивные спасательные жилеты, самодельные вёсла [Приложение 5].

В  1994 году участники турклуба  впервые покорили  реку Тырма.  Маршрут "Яурин - Тырма - Бурея" оказался намного сложнее, чем по Бурее: 10 дней, сложные перекаты, крутые "бочки"...  В маршрутной книжке и отчёте о походе туристы описали коварный характер Тырмы: трудные, непредсказуемые перекаты "Бурло", "Неожиданный", "Солдаты", "Лакомунский". В дневнике похода отметили  капризы погоды. Многие перекаты изображены на фотографиях. Сплав осуществлялся на  примитивных плавсредствах: ПСН - 6, резиновых  2хместных  лодках, байдарках, "ЛАС" (лодка авиационная спасательная).

С 1996 года тургруппа начала покорять  новый маршрут "Туюн - Бурея".  Поход 3 категории сложности очень понравился ребятам. Перекаты  "БАМ", "Талибджанский",  "Связисты", "Бутылка", сюрпризы погоды (дождь, град), непредсказуемое поведение реки, резкий подъём уровня воды - настоящие испытания  для туристов. В газете "Советское Приамурье сегодня"  Медведева Женя, участница водного похода по реке Туюн, писала: "Больше всего мне запомнился первый мною пройденный перекат - "БАМ". Его волны как бы налетали на нас, а мы медленно входили в воду. Это было неповторимо волнующе!" В архиве турклуба хранится статья корреспондента Сергея Матушевича: "... в таких походах экзамены у ребят принимает сама жизнь - экстремальная обстановка".

В 2004 году тургруппа отправилась открывать новый маршрут "Алгон - Гонгор - Архара ". В  газете "Амурская правда" от 5 августа 2004 года напечатана статья "Алгон, покорись!" Написал её участник похода, корреспондент областной газеты "Амурская  правда" Сергей Матушевич: "...здесь перекаты идут один за другим с небольшими перерывами ровной водной глади. Но тот, первый, запомнится на всю жизнь". В архиве турклуба хранится подлинник статьи с автографом автора и его правками.  Прочитав материал,   я узнал, что поход был очень трудным: в первый день ходовое время превысило норму, плавсредства приходилось перетаскивать не только через многочисленные камни, но и поваленные огромные лесины. В  третий  день путешествия начался резкий подъём воды, из-за этого перекаты стали ещё более непроходимыми. На фотографиях видно, как огромные волны  накрывают лодки. Но это не испугало  туристов - водников.

Ещё один маршрут появился в истории турклуба "Искатель" в 2007 году: "Салокачи - Архара".  Перекаты 2-ей  и 3-ой категории сложности,  встречи с дикими животными, утками, японским журавлём  - всё это впечатлило участников похода. В фотоальбоме хранятся  уникальные фотографии рассвета  на реке и звериных следов,  большого улова рыбы и уникальных цветов на водной речной глади. В этот поход, кроме постоянных участников - помощников руководителей  (учителей, родителей, спонсоров), ходили  артисты Амурского театра драмы Юрий Рогальцев и Татьяна Телегина.  Они внесли в походную жизнь группы  особую нотку: творческие встречи, вечера туристской и бардовской песен, весёлые капустники!  И всё это вдали от цивилизации!  

В турклубе сложились традиции, которые свято хранятся.

1. Посвящение "чайников" в туристы: "Проходим первые перекаты и посвящаем ребят в туристы". Это своеобразный ритуал,  который  члены турклуба передают от  поколения  поколению, его  с нетерпением ждут "чайники" (вновь принятые в члены клуба учащиеся школы).

2. Продувка макарон.

3. Запас дров на перекате Лакомунский.

4. Дни рождения.

5. Пирожки в походе.

В таких походах у ребят  воспитывается  любовь к природе, к родному краю, туристы учатся  ценить и беречь природу. Правила туриста, разработанные во время похода,  выполняет каждый член турклуба. Все они отражены в дневниках туриста и юного исследователя, которые хранятся в архиве клуба.

С 1996 года тургруппа начала покорять  новый маршрут "Туюн - Бурея".  Поход 3 категории сложности очень понравился ребятам. Перекаты  "БАМ", "Талибджанский",  "Связисты", "Бутылка", сюрпризы погоды (дождь, град), непредсказуемое поведение реки, резкий подъём уровня воды - настоящие испытания  для туристов. В газете "Советское Приамурье сегодня"  Медведева Женя, участница водного похода по реке Туюн, писала: "Больше всего мне запомнился первый мною пройденный перекат - "БАМ". Его волны как бы налетали на нас, а мы медленно входили в воду. Это было неповторимо волнующе!" В архиве турклуба хранится статья корреспондента Сергея Матушевича: "... в таких походах экзамены у ребят принимает сама жизнь - экстремальная обстановка".

В 2004 году тургруппа отправилась открывать новый маршрут "Алгон - Гонгор - Архара ". Об этом путешествии "Искателя"  я прочитал в  газете "Амурская правда" от 5 августа 2004 года "Алгон, покорись!".  Написал статью участник похода, корреспондент областной газеты "Амурская  правда" Сергей Матушевич: "...здесь перекаты идут один за другим с небольшими перерывами ровной водной глади. Но тот, первый, запомнится на всю жизнь". В архиве турклуба хранится подлинник статьи с автографом автора и его правками.  Прочитав материал,   я узнал, что поход был очень трудным: в первый день ходовое время превысило норму, плавсредства приходилось перетаскивать не только через многочисленные камни, но и поваленные огромные лесины. В  третий  день путешествия начался резкий подъём воды, из-за этого перекаты стали ещё более непроходимыми. На фотографиях видно, как огромные волны  накрывают лодки. Но это не испугало  туристов - водников.

Ещё один маршрут появился в истории турклуба "Искатель" в 2007 году: "Салокачи - Архара".  Перекаты 3-ей  и даже 4-ой категории сложности,  встречи с дикими животными, утками, японским журавлём  - всё это впечатлило участников похода. В фотоальбоме хранятся  уникальные фотографии рассвета  на реке и звериных следов,  большого улова рыбы и уникальных цветов на водной речной глади [Приложение 8]. Давая интервью корреспонденту газеты "Советское Приамурье сегодня",  руководитель похода Красникова Т.А. рассказала, что в этот поход, кроме постоянных участников - помощников руководителей  (учителей, родителей, спонсоров), ходили  артисты Амурского театра драмы Юрий Рогальцев и Татьяна Телегина. Они внесли в походную жизнь группы  особую нотку: творческие встречи, вечера туристской и бардовской песен, весёлые капустники!  И всё это вдали от цивилизации!  Татьяна Алексеевна Красникова, руководитель турклуба, рассказала о традициях, сложившихся в "Искателе": "Проходим первые перекаты и посвящаем ребят в туристы". Это своеобразный ритуал,  который  члены турклуба передают от  поколения  поколению, его  с нетерпением ждут "чайники" (вновь принятые в члены клуба учащиеся школы).

В таких походах у ребят  воспитывается  любовь к природе, к родному краю, туристы учатся  ценить и беречь природу. Правила туриста, разработанные во время похода,  выполняет каждый член турклуба. Все они отражены в дневниках туриста и юного исследователя, которые хранятся в архиве клуба. Под руководством учителей  экологии, биологии разрабатываются экологические тропы, учителей  физкультуры - создаются рекомендации по прохождению трудных участков маршрута, учителей  литературы - выпускается очередной номер школьного альманаха "Бурея", в котором печатаются творческие отчёты участников похода, песни и стихи, сочинённые  во время путешествия, словари топонимов. Традицией стало помещать публикации в местной газете "Советское Приамурье сегодня". В архиве клуба  хранится 12 номеров газеты  (с 1997 по 2011 годы) и 7  номеров  альманаха "Бурея".

Оздоровительное направление представлено в турклубе ещё одной формой - профильными  сменами.

4. Профильные смены

     С 2005 года школьный турклуб начал проводить областные профильные смены, выигрывая областные  гранты.  Обобщив материалы архива клуба, я пришёл к выводу:

- в 12 профильных сменах за 9 лет отдохнуло около 600 учащихся;

- приняли участие школьники из  6 школ области (Новобурейской СОШ №3, школы №12 г. Благовещенска, Тамбовская СОШ, г. Райчихинска, Успеновская СОШ, Малиновская СОШ) и ДЮСШ п. Прогресс.

В каждой смене своя организация жизнедеятельности коллектива, основанная на самоуправлении, совместной деятельности детей и взрослых: проводятся КТД,  выборы мисс смены, соревнования по технике пешеходного и водного туризма, конкурсы проектов, поделок из природного материала, краеведческие викторины, каждым отрядом выпускается газета. Из печатных материалов,  отчётов о профильных сменах видно, как насыщена и разнообразна жизнь в каждой смене: избрание  президента, работа вожатых из числа старшеклассниц, выборы солнца дня, введение валюты смены, открытие собственного банка... Обязательным является проведение экологических десантов, операции "Оберегай - ка", разработка экологической  тропы, выполнение заданий для проведения исследований.

Важным моментом является то, что для семей учащихся такие смены - малозатратные  формы летнего отдыха детей, так как финансирование осуществляется из средств областной и районной оздоровительных комиссий, спонсоров из числа выпускников турклуба и его друзей. Поэтому наши профильные смены доступны для детей из малообеспеченных и неблагополучных семей. Как правило, несколько подростков, стоящих на учёте в ИДН, участвуют в профильной смене. Для них смена - это школы жизни, мужества.

Краеведческое и учебно - познавательное направления в деятельности турклуба связаны воедино.

К  45 - летию Победы туристы совершили  велосипедный поход.  В течение учебного года все классы школы выполняли краеведческие задания: изучали памятники воинам в Бурейском районе, в посёлке Новобурейском, других сёлах Амурской области.  Целью похода было посещение этих памятников,  краеведческого музея в с. Ивановка,  встреча с ветеранами, вручение  им подарков, выступление агитбригады. В архиве турклуба хранится маршрутная книжка. Поход оценен МКК как маршрут  первой категории сложности.

В 1999 году после знакомства с книгами писателя - дальневосточника  В.И. Клипеля  "Край чёрных соболей", "Тырма - река Ведьма" возникла идея совершить экспедицию по местам, описанным В. Клипелем.  Был разработан план экспедиции, маршрут похода, подготовлены задания участникам. По итогам  экспедиции была разработана  карта маршрута с цитатами из книг писателя. В течение учебного года в классах проводились уроки литературного краеведения по изучению книг писателя.

В течение всех лет работы турклуба его участники занимаются проектной и исследовательской деятельностью:

- реферат "Водный туризм" - 1 место в районном конкурсе (Неумывако Надя);

- исследовательская работа "Роль туризма в формировании ЗОЖ" - областная конференция (Козаченко Миша);

- исследовательская работа "История школьного турклуба "Искатель" - победитель областной конференции "Отечество" и участник  Всероссийской - Кошевой Сергей.

Проекты, созданные учащимися под руководством руководителей турклуба, помогают привлечь дополнительные средства для осуществления летнего отдыха учащихся школы, для приобретения нового оборудования.

Под руководством учителей  экологии, биологии разрабатываются экологические тропы, учителей  физкультуры - создаются рекомендации по прохождению трудных участков маршрута, учителей  литературы - выпускается очередной номер школьного альманаха "Бурея", в котором печатаются творческие отчёты участников похода, песни и стихи, сочинённые  во время путешествия, словари топонимов. Традицией стало помещать публикации в местной газете "Советское Приамурье сегодня". В архиве клуба  хранится 12 номеров газеты  (с 1997 по 2011 годы) и 7  номеров  альманаха "Бурея".

Спортивное направление - неотъемлемая часть деятельности турклуба:

- проведение школьных турслётов;

- участие в районных и областных соревнованиях по технике пешеходного туризма.

В ежегодных  школьных турслётах принимают участие школьники 2-11 классов. Перед проведением соревнований проводится творческая учёба по всем видам соревнований.

Команда принимает участие в районных соревнованиях по технике пешеходного туризма, занимает 1 места. Но, к сожалению, мы сильно отстали от областного уровня. С этой целью решили оборудовать малый спортивный зал для занятий туризмом. Приняли участие в конкурсе проектов "РусГидро". Наш проект "Мы любим туризм" победил. Сегодня  реконструкция зала находится на уровне завершения. В конце октября планируем провести торжественное открытие и открытое первенство РусГидро.

Но 35000 рублей не хватило бы, если б мы не использовали традиционное привлечение спонсоров. Спонсоры - это бывшие члены нашего турклуба, родители, выпускники школы, которые помогают нам финансово и материально.

За эти годы члены турклуба  одерживали  много побед разного уровня.

Среди наград есть дипломы Всероссийского уровня  (2001 г. - 1 место в конкурсе  "Традиции нашей школы" - номинация "Детская организация", 2006 г. - лауреат конкурса  отчётов профильных смен), областного (2002 г. - 1 место в конкурсе "Лучшая организация туристско - экскурсионной и краеведческой работы", 1997 г. - 1 место первая областная туриада, 2003, 2004 г. - 1 место в областном турслёте, 2009 г. - 1 место в конкурсе экскурсионных маршрутов, 2011, 2012 г. - 1 место в районном конкурсе по организации летнего отдыха (номинации "Лучший полевой лагерь" и "Лучшая профильная смена").

 Но многих побед не было бы, если б в школе не сложился коллектив единомышленников:

- в профильных сменах с нами рядом работают учителя - энтузиасты (во время отпуска!);

- в походы в разные годы ходили директор школы, учителя, родители, выпускники турклуба;

- часть из них сегодня водят в походы своих учеников, участвуют в профильных сменах;

- для других туризм стал неотъемлемой частью семейного досуга.

В походы и профильные смены мы приглашаем корреспондентов газет (С.Матушевич, И. Галушкина).

В клубе появляются всё новые и новые друзья. Они ходят в водные походы походы, являясь помощниками руководителя Красникова В.В.  Для части из них туризм стал семейным. В семье Петренко вслед за старшим сыном пошёл в поход отец, затем ещё два сына. Семья Высоцких ходила в поход на Туюн всей семьёй.

С гордостью вспоминают в турклубе своих выпускников: О.А. Сорокину - директора детского морского клуба имени Ковалёва в г. Благовещенске. Она  водит в водные походы своих учеников.  Архипову Е.В. - учителя  биологии и экологии школы №12 г. Благовещенска. Она, одна из первых туристов - водников школы, покоривших Тырму, в 2011 году  приняла  участие в областных профильных сменах "Страна Хингания" и "Огни Дикана", проводимых турклубом "Искатель" (Приложение 4). Многие выпускники стали состоявшимися людьми, продолжают путешествовать по родному краю, покорять новые реки (Роман Мурашов, Андрей Борташевич, Владимир Рудич). Спустя годы Ланкина Ирина, капитан тургруппы, покорившая Туюн, с  благодарностью вспоминает о родном турклубе: "Всем нам так многое дали водные походы: мы поверили в себя, научились подставлять плечо другу... Спасибо за интересную школьную жизнь!" [16. http//odnoklassniki.ru - www.tanja1955.rambler.ru].  

Ещё одна форма работы помогает руководителям турклуба привлечь внимание к его деятельности и нуждам - использование средств массовой информации и новых компьютерных технологий. На сайте "Одноклассники" создана группа, размещаются альбомы, проводятся конкурсы фотографий.

На сайте nsportal/ru - сайт школьного турклуба.

5. Результаты деятельности турклуба

        Анализируя деятельность турклуба, можно сделать выводы, что сложившаяся система работы школьного турклуба, формы и методы работы эффективны.  

Список литературы.

1. Балабин М. А. Туристская секция коллектива физкультуры. -М.: Профиздат, 1988

2. Биржаков М.Б., Казаков Н. П. Безопасность в туризме.- СПБ.:2006

3.  Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО)М.1982

4. Гальчун Н.З. Методические рекомендации по туризму. М. 1974

5. Истомин П.И. Туристическая деятельность школьников: вопросы теории и методики. 1987

8. Кокоров Ю.М. Методические рекомендации по внеклассной работе в туризме .М. 1980

6. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие-М. ФЦДЮТиК, 2006

7. Наркевич Ф.В. Туризм- лучший отдых. М. 1980

8. Роль туристского многоборья в развитии спортивного оздоровительного туризма на периферии, ТиПФК №6,2003

9. Симаков В. И. Туристические походы выходного дня.- М.: Россия, 1984

10. Симаков В.И. Походы выходного дня. М. 1977

11. Энциклопедия физической подготовки/Е. Н. Захаров, А. В. Карасёв, А.А. Сафонов. М: «Физкультура и спорт 1998