Главные вкладки

    Урок по теме "Рассказ В.П. Астафьева "Связистска"

    Красникова Татьяна Алексеевна

    План урока по творчеству В.П. Астафьева

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_svyazistka.doc55.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Без памяти прошлого и в настоящем мало      что поймешь»

    В.П. Астафьев «Связистка»

    (13 апреля  2000 г. «Новый мир» 2001 №7)

    Цели:

    1. познакомить учащихся с идейно-художественным содержанием рассказа «Связистка»;
    2. вырабатывать умения сравнивать и сопоставлять при анализе текста;
    3. воспитание гражданственности.

    Оборудование: портрет В.П. Астафьева,

                                опорная схема,

                                рабочая тетрадь по литературе.

                                                                План

    1. Постановка цели урока.
    2. Вступительное слово учителя.
    1. Проблемный вопрос: «Изменился ли подход В. Астафьева к изображению войны?»
    1. Изучение новой темы.
    1. Как изображает В. Астафьев войну?

    Задание: практическая работа. Заполнить таблицу.

    Взгляд на войну

    Цитата


    1. Война – беспрестанный, изнуряющий труд: физический и душевный.
    2. Война – «самое гадкое дело на земле»

    Л.Н. Толстой






    1. Образ безысходного страдания человеческого

    (лирические отступления)


    «Изнеможенные, усталые войска двух армий остались в мешке, заваленном метелью».


    «По мостику густо, разрозненно виднелись бугорки, прикрытые снегом, - это наши убитые солдаты, в основном связисты».

    «Видел Федя, как из трупов, давно здесь покоящихся, выбивало серое лоскутье и что-то багрово-белое, мясо, должно быть, и косточки человечьи»


    Память о войне (чувство вины)




    2 аспекта в показе войны

             

    реалистический                                                 гуманистический

    (натуралистический)

                                                 

                                                 Ключевые слова

                                     Ад   –    холод   –     хаос    -     смерть

    Но не пессимизмом проникнут рассказ, а верой Астафьева в человека. Память – вот главное.

    Вопрос: «Какой прием использует писатель?»                                                              

                                                           Антитеза


    1. Война



    1. Героизм солдат



         3. Поведение сержанта      Ряжова


    Девушка (женщина на войне)

    Отношение к раненым и убитым


    Поведение капитана

    Вывод запишите.

    2.Астафьев классифицирует типы солдат в рассказе. Заполните опорную схему.

    Типы солдат

                                   

                                   ? Зачем автор употребляет

                                      2 раза одинаковый оборот?

                                      Как называется этот приём?

                                      (Синтаксический

                                        параллелизм)

                                    ? Каково роль

                                      вводного слова

                                      «конечно» и

                                      противительного

                                      союза «но»?

                               

           3.Почему рассказ называется «Связистка», а не «Связист», ведь главный герой – Федя      Скворцов, связист? 

             4.В чем особенность построения рассказа?

       Типична ли такая композиция для произведения В. Астафьева?

    1. Сюжет и фабула совпадают.

             (Не кольцевая композиция)

    1. Главный герой не погибает.
    2. Отсутствуют лирические отступления.

    (Есть размышления героя о войне, о ходе сражения)

    Выразительное чтения лирического отступления.

    5.Какую роль играет пейзаж?

    Задание: заполнить таблицу (см. «Рабочую тетрадь»)

    Примеры из текста

    Роль в тексте


    1. «…непогода…» «захоронила»
    2. «Метель уже унималась…» и «бой

    утихал».

    Вывод:

    6.Лингвистическая лаборатория.

         Задание: заполни таблицу «Наблюдения над языком писателя»

        ? Какую лексику использует Астафьев в рассказе «Связистка»?

        ? Типично ли это для писателя?

                         

    Нейтральная

    лексика

    Разговорная

    лексика

    Сниженная

    лексика

    Диалектная:

    слово

    Диалектная:

    значение

     Мужик

    Баба

    Клятое место

    Буцкая ботинками

    Сопли

    Харч

    Советский

    гондон

    Затычка

    Задница

    жопа

    По-за нею

    Извивы

    Счас

    Обиходили

    Взнялся (телефон)

    Будылья

    Чего-нито

    Вывод:

    Слово учителя. Изучая повесть «Пастух и пастушка», мы знакомились с оценкой языка литературным критиком В. Камяновым: «Страницы повести пестрят архаизированными сочетаниями».

    Да, язык Астафьева не свободен от «шелухи». Но в произведение введен пласт народной речи Сибири.

    7. Обобщение.

    Ответ на проблемный вопрос (устно).

    Домашняя работа:

    1. написать рецензию на рассказ «Связистка»;
    2. подобрать эпиграф к уроку. Обосновать свой выбор;
    3. ответ на проблемный вопрос

     По выбору учащихся.

     Капитан

     «…нарочно,

     видать, оста-

    вив ход при-

     открытым,

     чтобы не одному ему

     мерзнуть»

     

        Вика

     Синицы-

         на,

     связистка

       

         Яшка

      (санинструк-      

        тор)

       

        Федя

      Скворцов,

       связист,

      «боец          опытный,    битый.

     

       Сержант Ряжов –

     «человек, конечно, боевой, но уж и беспокойный»;

     «человек, конечно,   героический , но очень неспокойный»