Урок по теме "Рассказ В.П. Астафьева "Связистска"

Красникова Татьяна Алексеевна

План урока по творчеству В.П. Астафьева

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_svyazistka.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Без памяти прошлого и в настоящем мало      что поймешь»

В.П. Астафьев «Связистка»

(13 апреля  2000 г. «Новый мир» 2001 №7)

Цели:

  1. познакомить учащихся с идейно-художественным содержанием рассказа «Связистка»;
  2. вырабатывать умения сравнивать и сопоставлять при анализе текста;
  3. воспитание гражданственности.

Оборудование: портрет В.П. Астафьева,

                            опорная схема,

                            рабочая тетрадь по литературе.

                                                            План

  1. Постановка цели урока.
  2. Вступительное слово учителя.
  1. Проблемный вопрос: «Изменился ли подход В. Астафьева к изображению войны?»
  1. Изучение новой темы.
  1. Как изображает В. Астафьев войну?

Задание: практическая работа. Заполнить таблицу.

Взгляд на войну

Цитата


  1. Война – беспрестанный, изнуряющий труд: физический и душевный.
  2. Война – «самое гадкое дело на земле»

Л.Н. Толстой






  1. Образ безысходного страдания человеческого

(лирические отступления)


«Изнеможенные, усталые войска двух армий остались в мешке, заваленном метелью».


«По мостику густо, разрозненно виднелись бугорки, прикрытые снегом, - это наши убитые солдаты, в основном связисты».

«Видел Федя, как из трупов, давно здесь покоящихся, выбивало серое лоскутье и что-то багрово-белое, мясо, должно быть, и косточки человечьи»


Память о войне (чувство вины)




2 аспекта в показе войны

         

реалистический                                                 гуманистический

(натуралистический)

                                             

                                             Ключевые слова

                                 Ад   –    холод   –     хаос    -     смерть

Но не пессимизмом проникнут рассказ, а верой Астафьева в человека. Память – вот главное.

Вопрос: «Какой прием использует писатель?»                                                              

                                                       Антитеза


  1. Война



  1. Героизм солдат



     3. Поведение сержанта      Ряжова


Девушка (женщина на войне)

Отношение к раненым и убитым


Поведение капитана

Вывод запишите.

2.Астафьев классифицирует типы солдат в рассказе. Заполните опорную схему.

Типы солдат

                               

                               ? Зачем автор употребляет

                                  2 раза одинаковый оборот?

                                  Как называется этот приём?

                                  (Синтаксический

                                    параллелизм)

                                ? Каково роль

                                  вводного слова

                                  «конечно» и

                                  противительного

                                  союза «но»?

                           

       3.Почему рассказ называется «Связистка», а не «Связист», ведь главный герой – Федя      Скворцов, связист? 

         4.В чем особенность построения рассказа?

   Типична ли такая композиция для произведения В. Астафьева?

  1. Сюжет и фабула совпадают.

         (Не кольцевая композиция)

  1. Главный герой не погибает.
  2. Отсутствуют лирические отступления.

(Есть размышления героя о войне, о ходе сражения)

Выразительное чтения лирического отступления.

5.Какую роль играет пейзаж?

Задание: заполнить таблицу (см. «Рабочую тетрадь»)

Примеры из текста

Роль в тексте


  1. «…непогода…» «захоронила»
  2. «Метель уже унималась…» и «бой

утихал».

Вывод:

6.Лингвистическая лаборатория.

     Задание: заполни таблицу «Наблюдения над языком писателя»

    ? Какую лексику использует Астафьев в рассказе «Связистка»?

    ? Типично ли это для писателя?

                     

Нейтральная

лексика

Разговорная

лексика

Сниженная

лексика

Диалектная:

слово

Диалектная:

значение

 Мужик

Баба

Клятое место

Буцкая ботинками

Сопли

Харч

Советский

гондон

Затычка

Задница

жопа

По-за нею

Извивы

Счас

Обиходили

Взнялся (телефон)

Будылья

Чего-нито

Вывод:

Слово учителя. Изучая повесть «Пастух и пастушка», мы знакомились с оценкой языка литературным критиком В. Камяновым: «Страницы повести пестрят архаизированными сочетаниями».

Да, язык Астафьева не свободен от «шелухи». Но в произведение введен пласт народной речи Сибири.

7. Обобщение.

Ответ на проблемный вопрос (устно).

Домашняя работа:

  1. написать рецензию на рассказ «Связистка»;
  2. подобрать эпиграф к уроку. Обосновать свой выбор;
  3. ответ на проблемный вопрос

 По выбору учащихся.

 Капитан

 «…нарочно,

 видать, оста-

вив ход при-

 открытым,

 чтобы не одному ему

 мерзнуть»

 

    Вика

 Синицы-

     на,

 связистка

   

     Яшка

  (санинструк-      

    тор)

   

    Федя

  Скворцов,

   связист,

  «боец          опытный,    битый.

 

   Сержант Ряжов –

 «человек, конечно, боевой, но уж и беспокойный»;

 «человек, конечно,   героический , но очень неспокойный»