Принципы эйдетика в работа педагога-психолога

Николаиди Виктория Олеговна

Даны общие сведения о том, что такое эйдетика. Приведены примеры упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №33 «Радуга»

города Губкина Белгородской области

Мастер-класс: «Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

посредствам использования метода эйдетики»

                                                                                Подготовила:

 педагог-психолог

         Николаиди В.О.

Губкин 2023

        Цель: познакомить педагогов с методом эйдетики для развития психических процессов дошкольников старшего дошкольного возраста

Задачи:

  1. Дать педагогам представление о том, что такое эйдетика.
  2. Познакомить с вариантами игр, основанных на методе эйдетики, для  развития психических процессов старших дошкольников.

Уважаемые коллеги, предлагаю желающим поиграть в игру (Чего не стало?) На столе расположены семь предметов и один исчезает, а остальные меняются местами. Эта игра направлена на развитие образной памяти, мышления, воображения, внимания, в ее основу лег метод эйдетики. Тема моего мастер-класса «Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредствам использования метода эйдетики».

Действительно, всем известно, что у детей с тяжелыми нарушениями речи отмечается сниженные показатель развития познавательных процессов. Интеллектуальное развитие ребенка 5-6 лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.

В этом возрасте дошкольнику еще сложно управлять своим вниманием, поэтому руководство взрослого должно быть направлено на постепенное формирование произвольного внимания, которое самым тесным образом связано с развитием ответственности. Это предполагает тщательное выполнение любого задания - как интересного, так и не очень интересного. Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений.

Восприятие у ребенка развивается буквально с первых месяцев жизни. К 5-6 годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов, ориентируется в пространстве. Более трудным для ребенка является восприятие времени - ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты, вчера, сегодня, завтра).

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей. Благодаря этому ребенок может понять главную мысль сказки, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т. д. Занятия с ребенком могут улучшить показатели мышления в 3-4 раза.

У ребенка этого возраста память по-прежнему является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе. Уже в этом возрасте проявляются индивидуальные различия: у одних детей лучше развита зрительная память, у других - слуховая, у третьих - эмоциональная, а у четвертых - механическая. В занятиях с ребенком следует развивать все виды памяти, но стремиться все-таки к обучению запоминания с опорой на мыслительную деятельность, на понимание.

Что же такое эйдетика? «Эйдос» -в переводе с греческого означает «образ». Эйдетизм – разновидность образной памяти, способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле вашего восприятия. Сербский ученый Виктор Урбанчич первый изучил в 1907 году эйдетизм, как специфический вид памяти. Эйдетика и способ подачи информации, когда привлекаются все анализаторы ребенка: позволяет не только увидеть, но и потрогать, услышать, понюхать, то есть подать новое через хорошо знакомые детям образы.

В эйдетике утверждается, что не бывает плохой памяти, а мы просто часто не

умеем ею пользоваться. А причина этого – недостаточно развитое

ассоциативное мышление.

Метод эйдетики построен на простых принципах:

- Воображение + положительные эмоции = усвоенная информация.

- Радостная, веселая атмосфера.

- Мобильность и доступность игрового материала.

- Разделение информации, в соответствии с особенностями каждого ребенка.

«Эйдетика» предлагает строить работу с детьми на основе:

 свободных ассоциаций, связанных с предметными образами;

 цветовых ассоциаций;

 ассоциаций, связанных с геометрическими формами;

   графических ассоциаций;

   вкусовой

Образно – ассоциативное мышление происходит благодаря мысленным образам, возникающим в памяти, при упоминании того или иного слова, или события.

При формировании данного вида мышления, задействовано воображение. И чем лучше оно развито, тем эффективней применение образного мышления в запоминании информации.

Развивая воображение, делая работу своего мозга более пластичным, дети легко учатся припоминать, быстрее и полнее восстанавливаться после напряжённой умственной работы, и главное, приобретают новую уверенность в собственных силах.

Чем больше образов и ассоциаций накапливается в памяти человека, тем разнообразней возможности их использования, и тем результативней проходит развитие памяти и творческого мышления.

Упражнение 1 «Что принес олень?»

Нам понадобится:

несколько фигурок животных (от 3 до бесконечности)

несколько предметов или карточек с изображениями предметов.

Ход игры:

По очереди работаем с каждым животным. Достаю оленя, говорю: «Привет,

детки, вы знаете, что я вам сегодня принес?». Потом показываю им карточку

с изображением любого предмета. Например, пары носков. Говорю от лица

оленя: «Это мои любимые носки, подержите их, пожалуйста, я за ними еще

вернусь». Отдаю детям карточку, а оленя убираю из поля зрения. И так

проделываю с каждым животным. Начать можно с трех пар животное-

предмет, постепенно увеличивая их количество. Когда все карточки окажутся

у детей, а животные спрячутся, можно начать по очереди их возвращать.

«Здравствуйте, дети! Помните меня? Я сегодня что-то у вас оставил, но не

могу вспомнить, что это было». Дальше понятно: дети должны подсказать

оленю, что именно он оставил у них.

Игра 2 «Кто это принес?»

Также хорошо играть и наоборот: после того, как все животные оставят свои

вещи и «уйдут», нужно перевернуть все карточки рубашкой вверх,

перемешать и просить детей по очереди открывать каждую карточку. После

этого спрашивать их, кто это принес. Увидев носки, ребенок должен сказать,

что их принес олень и т.д. Детям нравится этот вариант тем что в нем есть

эффект неожиданности (никто не знает, какая карточка попадется), но в то же

время им бывает сложнее ответить на вопрос, кто это принес, чем на вопрос,

что принес нам конкретный персонаж.

Игра 3 «Под какой карточкой спрятан предмет?»

Взять несколько карточек, выложить их на стол, перечислить их, дать детям

посмотреть на них, после чего перевернуть каждую рубашкой вверх,

оставляя их на прежних местах. Я обычно беру для этого от 3 до 9 карточек.

После того, как все перевернем, начинаем спрашивать у детей: «Где паук?»,

«Где вилка?», «Где печенье?» и т.д. Дети с удовольствием показывают, где

все это спрятано.

Игра 4 «Что прячется под этой карточкой?»

Отличается от игры №3 тем, что мы показываем на карточку и спрашиваем,

что на ней. То есть в предыдущей игре мы называли предмет, а ребенок

должен был вспомнить, где он находится, а теперь ему нужно вспомнить, что

было нарисовано на этой конкретной карточке, которая сейчас лежит

перевернутая картинкой вниз. Обычно дети справляются с этим заданием

хуже. Если 4 карточки они еще способны запомнить, то чем больше, тем им

сложнее. Поэтому всегда приятно видеть, как они улучшают свой результат

со временем.

Игра 5 «Последовательность картинок»

Выкладываем на стол по одной картинке. И начинаем придумывать историю.

Желательно, чтоб животные и люди чередовались с предметами и едой. Это

поможет нашей истории быть более интересной и запоминающейся.

Например, из этой последовательности можно сочинить нечто такое: ехал

грузовик и натолкнулся на огромную малинку; прямо из малины выпрыгнул

заяц; на нем была желтая кепка; эта кепка вдруг соскочила с его головы и

превратилась в настоящую лягушку; лягушка скакала-скакала и вдруг нашла

вилку; вилка очень устала и решила присесть на стульчик отдохнуть.

После того, как мы выложили все карточки, и история закончилась, мы снова

их все собираем. После этого просим детей называть по очереди картинки,

которые были на наших карточках. Они должны это делать именно в таком

порядке, в котором развивалась наша история.

Игра 6 «Что нарисовано на картинке?»

Для этого мы открываем любую книгу или берем открытку с изображением

какого-либо сюжета. Ставим перед детьми, даем рассмотреть. После этого

прячем картинку за спину и спрашиваем у детей, что на ней изображено. Они

должны перечислить кто и что там нарисован. После каждого ответа снова

смотрим на картинку и радуемся, что «это» там действительно есть. Потом

начинаем усложнять. Спрашиваем, во что одета мышка, какого цвета шорты

на ней, что нарисовано на стене, что лежит рядом с кроватью, а какого оно

цвета и т.д. Чем больше подробностей дети смогут воспроизвести в памяти –

тем лучше. Со временем можно пробовать добыть от детей как можно

больше подробностей за один раз (не смотря на картинку после каждого

ответа).

Игра 7 « Повтори за мной фигуру» (Конструктор)

Берем конструктор. Выдаем каждому ребенку одинаковый набор деталей. Из

своих деталей строим фигурку. Показываем детям на пару секунд и прячем

за спиной (под столом). Только после того, как мы ее спрятали, дети могут

приступать к заданию. Их задача – сделать точно такую же фигуру.

Постепенно усложняем фигуры, даем больше лишних деталей.

Игра 10 «Четыре стихии»

Цель игры: развитие внимания, связанного с координацией слухового и

двигательного анализаторов

Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он

скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» -

вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» -

произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто

ошибается, считается проигравшим.

Игра11 «Кто лучше слышит»

Цель игры: развитие слухового внимания

Взрослый стоит в одном углу комнаты, дети - в другом. Он шепотом

произносит слова или небольшие поручения, например: «Маша, возьми

шарик!» Каждый из детей повторяет то, что он слышал или выполняет

поручение.

Концентрировать внимание и сосредотачиваться

Игра12 «Будь внимателен»

Цель игры: стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на

сигнал.

Дети шагают друг за другом. Затем на слова «Зайчики», произнесенное

ведущим, дети должны начать прыгать, а на слово «Лошадки» - как бы

ударять копытом об пол, «Раки» - пятиться, «Птицы» - бегать, раскинув руки

в стороны, «Аист» - стоять на одной ноге, «Медведь» - показывать движения

косолапого медведя.

Вариантом этой игры есть игра "Гав-мяу". Детям показываются картинки

разных групп животных. Каждой группе животных соответствует свой жест

и свои слова. Дети должны очень быстро показать жест и сказать нужное

слово. Кто первый, забирает карточку. У кого наберется больше карточек.