Рекомендации родителям детей с особенностями развития

Николаиди Виктория Олеговна

Дети с рас

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_roditelyam_detey_autistov_2018.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ

педагога-психолога Николаиди В.О.

родителю (законному представителю)

 

 С целью закрепления и формирования навыков коммуникации у Тимофея, рекомендовано  изготовить и использовать в домашней обстановке карточки PECS(еда, игрушки, одежда).  С помощью карточек ребенок будет учиться сообщать о своих желаниях и потребностях окружающим его людям. Используя карточки PECS, можно намного быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и непроизвольно произносить слова. Использование карточек, благодаря совмещению словесного и визуального процессов, ускоряет развитие разговорной речи, а не тормозит ее, как считают многие родители. Да ребенок с карточками выглядит необычно, но такой «разговор» со сверстниками лучше, чем полное отсутствие общения.

Этапы введения карточек

Первый этап подразумевает простой обмен картинки на любимый предмет.

Родитель привлекает внимание на желаемый объект и просит предоставить соответствующее изображение. Второй взрослый может находится сзади и направлять руку ребенка с карточкой для осуществления обмена карточки на интересующий предмет. Начинаем с одной-двух карточки, добиваемся закрепления  у ребенка навыка обмена карточки на предмет.

Второй этап отличается тем, что здесь должна присутствовать спонтанность в желаниях ребенка по осуществлению обмена. То есть ему необходимо самостоятельно привлекать внимание родителя. К примеру, любимая еда убирается в закрытый контейнер, а не напрямую предлагается ребенку. Чтобы получить еду, ребенок должен дать карточку с изображением еды.

Третий этап предполагает более тщательное распознавание всех карточек. На этом же этапе вводятся карточки с изображением действий (глаголы).

 Чтобы карточки «работали», необходимо изготовить альбом с липкими лентами (возможность закрепить карточки), который должен использоваться ПОСТОЯННО И РЕГУЛЯРНО!! И дома, и за его пределами.  Если дома эта система не будет использоваться, то результаты работы в детском саду не принесут результата!

   Одним из основополагающих принципов работы с ребенком является наличие системы поощрений. С помощью различных поощрений у ребенка создается мотивация к занятиям.

       Если у ребенка нет достаточно интересных для него поощрений, то это очень сильно сокращает возможности обучения, снижает его эффективность. Без поощрений мы бессильны и не можем влиять на ребенка. Поощрение – это инструмент для обучения. Нет поощрения – нет инструмента – нет обучения.

       Поиск новых поощрений должен проводиться на постоянной основе. Это такая же важная задача, как работать над речью или мелкой моторикой.

       Если ребенок плохо себя ведет на занятии или если нет прогресса в обучении, первое, что надо проверить – есть ли у ребенка достаточно интересное для него и эффективное поощрение.

      Необходимо подумать, какие игры, игрушки, книги и т.д. можно зарезервировать в качестве поощрения. Ребенок не должен получать доступ к этим играм в обычной жизни. Они должны быть доступны ему только в качестве поощрений после занятий. Можно завести специальную коробку для поощрений, украсить ее как-нибудь. И доставать ее только на время занятий.

     Необходимо убрать лишние игрушки и развлечения из обычной среды ребенка, сделать ее более обедненной. Иначе ему не будет смысла заниматься с Вами. А зачем? Ведь вокруг так много всего интересного! Мама должна обуславливать себя как человека с игрушками, приятного и веселого партнера по играм и занятиям.

 Поощрение – это мотивационный фактор, который усиливает желаемую реакцию в будущем. Но одного поощрения мало. Нужно, чтобы ребенок ХОТЕЛ получить это поощрение, именно СЕЙЧАС. Соответственно, для того чтобы целевое поведение произошло, нужно создать мотивационные условия, при которых поощрение будет значимым. Например, если в качестве поощрения используется  еда, то малоэффективно использовать это поощрение после того, как ребенок только что плотно пообедал.  Или если в качестве поощрения используется игрушка, то неэффективно использовать ту игрушку, в которую ребенок играл полдня и бросил ее перед занятием, так как она ему надоела, какой бы классной эта игрушка ни была. Соответственно, в случае с едой, ребенок должен быть немного голоден перед занятиями. А в случае с игрушкой, это должна быть любимая игрушка, в которую ребенок играет только после занятий.

     На начальном этапе поощрение должно предоставляться сразу после целевой реакции (в течение нескольких секунд). Иначе потом ребенок уже не поймет, за что он получил поощрение. И не сможет связать поощрение со своим правильным действием. Кроме того, если предоставление поощрения задерживается, то за это время ребенок может сделать какое-то нежелательное действие, например, замахать руками или закричать. И  если поощрение будет дано с задержкой, ребенок подумает, что его поощрили за вот это действие – взмахи руками или крики. Таким образом, Вы будете подкреплять совсем не то, что нужно. Вместо того чтобы подкрепить целевое поведение, Вы подкрепите нежелательное поведение. В итоге ребенок будет думать, что нужно махать руками и кричать и после этого его вознаградят: нежелательное поведение усилится, а целевое поведение не сформируется.

 Важно понимать, что поощрение – это то, что хочет ребенок в данный момент. Это не то, что он хотел вчера и не то, что Вы хотите ему дать. Это то, что он сам хочет именно сейчас. Только такое поощрение будет эффективным. Список поощрений нужно постоянно расширять, придумывать новые игры, игрушки, занятия и т.д.  Для этого существуют системы тестирования поощрений.

 В качестве поощрений могут быть:

  • разные вкусности (очень маленькие кусочки),
  • игрушки,
  • книжки,
  • мотивационная деятельность (например, занятия сенсорной интеграцией, компьютерные игры, баловство с папой, прогулка и многое другое),
  • похвала,
  • жетоны (промежуточные поощрения),
  • все, что нравится ребенку.

 

Часто начинают с пищевых поощрений, если ничто другое не мотивирует ребенка. Например, он вообще никак не реагирует на похвалу и не интересуется игрушками. Но при правильных занятиях от таких поощрений обычно быстро переходят к более социально приемлемым: игрушки, игры, мотивационная деятельность, жетоны, похвала.

 

С рекомендациями ознакомлена: __________

Дата:__________________