УЧИТЕЛЮ

РОГУДЕЕВА ЛИЛИЯ АНАТОЛЬЕВНА

Анализ и самоанализ урока

    Повышение квалификации учителя во многом зависит от умения анализировать свою и чужую деятельность по конструированию урока.

     Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами.  Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на урокеЮ которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся.

     Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный. Полный анализ проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока; краткий - достижения основных целей и задач; комплексный - в единстве и взаимосвязи целей, содержание, форм и методов организации урока; аспектный - отдельных элементов урока.

     Каждый из указанных типов анализа может иметь виды: дидактический, психологический, методический, организационный, воспитательный и др.

     Таким разноообразием подходов обусловлено и наличие многочисленных схем анализа урока, в которые могут быть внесены следующие основные положения:

 

    1. Школа, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, из них присутствует на уроке.

 

     2. Тема урока, образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи урока.

 

     3. Организационное начало урока:

          - готовность учителя к уроку - наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов;

          - подготовленности учащихся - дежурные, наличие тетрадей, альбомов, учебников, пособий;

          - подготовленность классного помещения - соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку, чистота классной доски, освещение помещения.

 

     4. Организационная структура урока:   

          - мобилизующее начало урока;

          - последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока;

          - насыщенность урока и темп его проведения и т.д.

 

     5. Анализ содержания учебного материала урока:

          - обоснование учителем избранной последовательности реализации учебного материала на уроке;

          - соответствие программе и уровню знаний учащихся по предмету;

          - соотношение практического и теоретического материала;

          - связь с жизнью и практикой.

 

     6. Общепедагогические и дидактические требования к уроку:

          - цель урока и соответствие плана и конспекта урока поставленной цели;

          - обоснование выбора и методов обучения;

          - пути реализации дидактических принципов в обучении;

          - индивидуализация и дифференциация в обучении;

          - взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов урока.  

 

     7. Деятельность учителя:

          - научность и доступность изложения новых знаний;

          - использование передового опыта учителей и методической науки;

          - организация закрепления учебного материала;

          - организация самостоятельной работы учащихся;

          - проверка и оценка знаний и умений учащихся;

          - вопросы учителя и требования к ответам учащихся;

          - отношение учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала;

          - задание на дом и проявление учителем внимание к нему;

          - пути достижения порядка и сознательной дисциплины учащихся;

          - эффективность использования наглядных пособий, ТСО;

          - контакт учителя с классом и т.д.

 

     8. Деятельность учащихся:

          - подготовка рабочего места;

          - поведение учащихся на уроке - дисциплина, прилежание, активность, внимание, умение переключаться с одного  вида работы на другой и т.д.

          - интенсивность и качество самостоятельной работы учащихся;

          - состояние их устной и письменной речи;

          - знание теории, умение применять полученные знания;

          - отношение учащихся к учителю;

          - степень и характер участия в работе на уроке коллектива в целом и отдельных учащихся и т.д.

 

     9. Выводы:

          - выполнение плана урока;

          - достижение целей урока;

          - особенно интересное и поучительное на уроке;

          - что произвело на уроке наибольшее впечатление;

          - какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему;

          -  оценка урока.

 

     С помощью приведенной общей схемы возможно проведение как анализа урока при взаимопосещениях, так и самоанализа. При их осуществлении наибольшие трудности вызывает детализация используемых основных положений общей схемы анализа урока. В  этой связи можно привести один из возможных вариантов:

1.     Какие образовательные, развивающие и воспитательные цели достигались на уроке? Какие из них были главными и почему? Какова их взаимосвязь?

2.     Какова специфика урока? Каков его тип? Каково место урока в разделе, теме, курсе?

3.     Как учитывались возможности учащихся при планировани урока?

4.     Рациональна ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельных этапах урока?

5.     На каком материале или этапе урока делается главный акцент?

6.     Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания?

7.     Как выбирались для урока формы обучения?

8.     Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был реализован?

9.     Чем обоснованы выбранные формы проверки и контроля знаний учащихся?

10.   За счет чего обеспечивалась работоспособность учащихся в течении всего урока?

11.   Каким образом предупреждались перегрузки учащихся?

12.   Достигнуты ли поставленные цели и почему? Какие изменения необходимы при подготовке и проведении такого урока?

     Разумеется, этот перечень вопросов не охватывает всех особенностей каждого из этапов конкретного урока. Тем не менее, их постановка должна предостеречь от поверхностных оценок урока, сводящих к общим бездоказательным утверждениям типа: "мне понравился урок", "учащиеся и учитель работали активно", "цель урока достигнута" и т.д.      Основанный на критическом подходе анализа урока должен быть пронизан уважительным отношением к труду учителя его педагогическим замыслам, стремлением разобраться в степени реализации задуманных целей. Конечная цель анализа и самоанализа способствовать совершенствованию методики конструирования уроков, стремлению создать на них оптимальные условия для обучения, воспитания, развития учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Арт-терапия на уроках ИЗО

В настоящий момент государство наряду с обучением большое внимание уделяет здоровью детей. Разработка и внедрение новых результативных здоровьесберегающих педагогических технологий, форм и методов обучения способствуют сохранению здоровья, разностороннему развитию ребенка и являются жизненно важной необходимостью современной системы образования. Но не нужно забывать, что понятие «здоровье» включает в себя не только физическое, но и психическое здоровье детей.

Урок изобразительного искусства настолько многогранен, что позволяет решать не только проблему духовного, но и психофизического здоровья школьников. Ведь рисование не просто способствует развитию ребенка и связывает между собой важнейшие функции: зрение, двигательную координацию, речь и мышление, — но и определяет духовное становление и психологическое развитие личности.

Замечено, что занятия музыкой, живописью, танцами помогают снимать у человека эмоциональное напряжение, уменьшают тревожность, агрессию. Такое направление получило название арт-терапия — лечение с помощью искусства. Наиболее распространенным видом арт-терапии является рисование. Возможность не говорить, а выражать свои переживания в виде рисунка представляется одним из важнейших преимуществ арт-терапевтиче-

ского метода в работе с детьми, особенно с теми, кто имеет нарушения в психоэмоциональной сфере, а таких как в интернате, так и в обычных школах немало.

Учитывая то, что современному учителю необходимо не только опираться на особенности каждого ребенка, но и использовать все доступные средства для его коррекции и адаптации в социуме, арт-терапевтический метод может стать вспомогательным методом в образовательном процессе. Сегодня обычным детям и особенно воспитанникам школ-интернатов нужно образование, приближенное к жизни, пронизанное знанием жизненных реалий, социальных проблем, основанное на опыте самостоятельной практической, исследовательской, творческой деятельности.

И отечественные, и зарубежные специалисты отмечают позитивные возможности арт-терапии, такие как:

создание положительного эмоционального настроя в группе;

способствование развитию коммуникативных навыков ребенка;

укрепление культурной идентичности, помощь в преодолении языкового барьера;

возможность выражения своих чувств в социально приемлемой форме;

развитие чувства внутреннего контроля;

способствование творческому самовыражению, развитию воображения, практических навыков изобразительной деятельности;

снижение негативных эмоциональных состояний и их проявлений.

Известно, что детский рисунок — это не только обретение спокойствия, но и способ выплеснуть свои эмоции и переживания. Занятия живописью снижают уровень возбуждения. Арт-терапия рекомендована для занятий с детьми, имеющими задержку речевого развития, неврозы, гиперактивность, дефицит внимания. На занятии дети учатся свободным движениям, освобождаясь от зажатости и скованности. Эти занятия полезны застенчивым детям, они становятся более раскрепощенными и уверенными в себе. Иногда использую прием, где приходится жертвовать листом бумаги. Приходит к тебе на урок ребенок озлобленный, отказывается работать на уроке, намеренно провоцирует всех на конфликт, рисуя каракули, злыдней и пр. Оставляю его на перемене (на уроке этого делать нежелательно) и прошу дорисовать все плохое, а затем рвем лист или сжигаем, чтобы все плохое осталось только на бумаге. Тут, конечно, необходимы психофизиологические знания подросткового возраста. Понятно, что неблагополучные дети не любят писать, а вот рисуют они у меня с удовольствием. Так можно снять некоторое психоэмоциональное напряжение.

Если ученик получил удовольствие от урока ИЗО, то это залог того, что и в дальнейшем рисование станет его любимым занятием, поможет ему почувствовать вкус творчества и научит управлять своими эмоциями, разовьет воображение и фантазию. Применение различных техник изображения на уроках позволяет поддерживать постоянный интерес детей. Существует множество различных техник рисования: воскография, рельефная техника, трафаретная, акватипия и др.

У творческого педагога всегда есть возможность использовать на уроке изобразительного искусства не только бумагу, карандаши и краски, восковые мелки, пастель, но и другие изобразительные материалы: песок, глину или пластилин, природный материал, ткань и др. (для создания инсталляций ограничений вообще не существует). Как правило, такая работа вызывает интерес, повышает самооценку и придает уверенность детям, что стимулирует их дальнейшее творчество.

Часто детям не нравятся их рисунки, или ребенок вообще отказывается рисовать, поясняя, что плохо рисовать не хочется, а хорошо не получается. Такой вид творчества создает иллюзию, что у них может получиться что-то необычное, интересное. Пробуя свои силы, фантазируя на бумаге, дети забывают о страхах. Одобрение учителя придает уверенность, и дети постепенно перестают бояться чистого листа бумаги.

Сейчас в Интернете можно увидеть много фильмов о работе с песком, где используется подсветка и экран, на который проецируется изображение. На уроке я применяю песок, а для основы кладу белый лист ватмана, накрытый целлофановой пленкой. Для рисования можно предложить темы: свободный рисунок, сотворение мира, иллюстрация сказок, мифов, пейзаж, стороны света… Работа с песком не требует особых знаний.

Урок строится обычно. В вводную часть следует включить выполнение разных манипуляций с песком, позволяющих почувствовать материал и получить удовольствие от контакта с ним.

В основной части дети создают индивидуальные песочные композиции. На уроке читаю миф или сказку. В процессе чтения дети наносят песочный фон на лист бумаги, изображающий землю и небо, а потом уже в зависимости от воображения этот лист заполняется понравившимися персонажами. Рисунки детей зависят от того, насколько образно изложена вами как педагогом данная тема.

За время работы ни у одного из моих учеников не возникло проблем в рисовании, нет боязни совершить ошибку. Единственный практический совет — использовать чистый белый песок, с желтым глинистым сложно, потому что он слипается.

Часто использую жестовое рисование. На уроке можно поиграть с детьми, чтобы снять страх перед изобразительной деятельностью и создать зону комфорта и безопасности изобразительной деятельности. Например, можно дать задание, чтобы ребенок показал руками свой будущий рисунок, а одноклассники попытались угадать, либо всем дается задание: с закрытыми глазами жестами изобразить главного героя картины.

Используя методику рисования по схеме, каждый ребенок может нарисовать понравившегося героя, так как схема дает ребенку опору, и он пробует нарисовать дальше. Поэтому слов «не могу» и «не хочу» на таких занятиях вы не услышите.

Арт-терапевтические занятия на фоне искреннего интереса и доброжелательного отношения педагога к ученику помогают скорректировать его негативные эмоциональные состояния, такие как тоска, гнев, страх, тревожность, передавая эти переживания в художественных образах.

Методы арт-терапии базируются на убеждении, что внутреннее «я» ребенка отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно рисует, лепит, конструирует. Продукты художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания. Поэтому невербальные средства творческого самовыражения часто являются единственной возможностью для отражения и прояснения сильных переживаний. Особенно эта проблема актуальна для детей в первые годы обучения.

В этот период происходит формирование контекстной и диалогической речи, совершенствуется общение. В связи с этим у младших школьников по разным причинам могут возникать затруднения в коммуникативной деятельности, вербализации чувств и мыслей. Однако они с удовольствием «говорят» невербально, посредством визуальной и пластической экспрессии, рисунка.

Модель арт-терапевтического занятия

Структура занятия, предложенная Л. Д. Лебедевой, наиболее приемлема для школьной практики. Именно ее я использую в своей работе.

1. Настрой.

2. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений.

3. Индивидуальная изобразительная деятельность.

4. Этап вербализации.

5. Коллективная работа (театрализация, драматизация).

6. Рефлексивный анализ.

Предложенная модель позволяет логически выстраивать последовательность этапов технологии арт-терапевтического занятия, является технологической основой в рамках личностно-ориентированного подхода.

Арт-терапевтическое пространство организуется в соответствии с целями и задачами занятия. Используются разнообразные изобразительные средства и материалы.

Цели:

знакомство с изобразительными материалами, их свойствами;

овладение техникой работы «рисование пальцами»;

развитие коммуникативных навыков в процессе совместной творческой деятельности.

Предлагаемая арт-терапевтическая техника, основанная на работе цветом с использованием пальцев и ладоней, способствует развитию мелкой моторики рук, тактильной чувствительности в выражении эмоций и чувств.

Историк В. Есаков отмечал, что изображение руки — один из самых распространенных мотивов наскальной живописи на земле. Древние люди оставляли отпечатки на скалах, детям предлагалось оставить отпечатки на увлажненном листе бумаги; каждый оставляет свой отпечаток руки, которая может закрываться (перекрываться) другой. Я первой оставляю свой отпечаток, показывая, как это лучше сделать. Следует обратить внимание детей на красивое смешение цветов.

Педагогу необходимо понаблюдать за поведением детей.

1. Настрой.

Создание положительной эмоциональной атмосферы, доброжелательности и доверия. Каждый пожимает руку соседу с пожеланиями и приветствиями.

2. Индивидуальная работа.

Предлагается что-нибудь выразить красками без помощи кисточки, используя пальцы или всю ладонь. На увлажненной бумаге дети выполняют рисунок красками, используя любимые цвета. Ребенку необходимо придумать название картине.

3. Коллективная работа или работа в парах.

Участники рассматривают работы друг друга и объединяются в пары. Наблюдая за процессом работы, педагогу важно отметить положительные моменты, а также выделить лидеров и ведомых…

4. Участники попарно садятся в круг, разместив в центре образовавшегося пространства свои работы. По желанию пары обмениваются мнениями о том, как проходило общение, получилось ли сотрудничество, насколько их действия были согласованы. Можно сравнить эмоциональные состояния в процессе индивидуальной работы и в парах, когда дети чувствовали себя более свободно.

Участники высказывают свое мнение о чувствах и ассоциациях, которые они испытали в процессе совместной работы, какие этапы им больше всего запомнились. Желают дальнейших успехов друг другу.

Арт-терапия обладает диагностическими возможностями, но не является методом диагностики. Следует осознавать, что постоянно использовать в полном объеме данную технологию на уроках изобразительного искусства не получится — это все же деликатный, гуманный способ наблюдать за ребенком, лучше узнать его интересы и выявить волнующие его проблемы. Но если каждый педагог ответственно отнесется к вопросу психоэмоционального состояния каждого ученика, мы сможем уберечь детей от необдуманных поступков.