Конкурс " Старт в будущее"

Ханжина Елена Алексеевна

В областном конкурсе научно - исследовательской и научной деятельности  " Старт в будущее" мои ученики активно принимают участие второй год подряд:

2018-2019 учебном году приняли участие Куркова Арина Андреевна с темой "Золотое сечение"  и Гайфуллина Амина Ринатовна с темой " Применение графов в повседневной жизни", ученицы 10 класса. Гайфуллина А.Р. прошла заочный тур и принимала участие в очном туре. 

2019- 2020 учебном году - Ханжин Михаил Александрович с темой "Числа Фибоначчи", ученик 7 класса

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 7 им. Д. М. Карбышева» МО ГО «Охинский»

Математика

ТЕМА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

«ПРИМЕНЕНИЕ ГРАФОВ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ»

Автор:

Гайфуллина Амина Ринатовна

Ученица 10 класса «Б»

Научный руководитель:

Ханжина Елена Алексеевна,

учитель математики

Оха 2018г.

Содержание

Введение………………………………………………….…………………

3

Исследовательская часть………………………….………….……………

5

  1. Графы в медицине………………………….……..………………

5

  1.  Графы в экономике……………………………………..………...

5

  1. Графы в архитектуре……………………………...………………

6

  1. Графы в астрономии………………………………..…………….

6

  1. Моё исследование……………………….…………………………..

7

Заключение…………………………………………………………………

9

Список литературы………………………………………………………...

        10

Приложение

Введение

При подготовке к различным мероприятиям, связанным с математикой, довольно часто сталкиваешься с проблемой выбора метода решения той или иной задачи. Хочется найти такой способ, чтобы он не только помогал решить задачу, но и был интересным и легко запоминаемым.

Изучая различные способы решения задач, наталкиваешься на графический способ, который содержит в себе метод, основанный на теории графов.

Актуальность этого исследования очевидна, так как графы эффективно используются  в различных науках и сферах деятельности человека. Теория графов быстро развивается и  находит все новые приложения.

Цель работы – выяснить, как при помощи графов можно решать математические задачи и выявить их роль в окружающем нас мире.

Объектом исследования является метод графов.

Предметом исследования - основные понятия, термины, учащиеся 5 класса.

Для достижения своей цели, я определила ряд задач:

  • выявить новые методы решения математических задач;
  • выявить роль «метода графов» в окружающем нас мире;
  • провести собственные исследования.

Таким образом, появилась гипотеза: «С помощью графов можно решать задачи не только школьного уровня, но и задачи повседневной жизни»

Методы исследования: поисковый метод, исследовательский метод, практический метод.

Графы – замечательные математические объекты, с их помощью можно решать очень много различных, внешне не похожих друг на друга задач. В математике существует целый раздел – теория графов, который изучает графы, их свойства и применение. Мы же обсудим только самые основные понятия, свойства графов и их применение в повседневной жизни. Граф - это геометрическая фигура, состоящая из точек и линий, их соединяющих. Точки называются вершинами, а линии – ребрами графа. Граф называется полным, если каждые две различные вершины его соединены одним и только одним ребром. В полном графе каждая его вершина принадлежит одному и тому же числу ребер. Для задания полного графа достаточно знать число его вершин. Граф, не являющийся полным, можно преобразовать в полный с теми же вершинами, добавив недостающие ребра.

Исследовательская часть.

  1. Графы в медицине

Известно, что у разных людей кровь отличается по группе. Существуют четыре группы крови. Оказывается, что при переливании крови от одного человека к другому не все группы совместимы.

Граф на рис.1 показывает возможные варианты переливания крови. Группы крови – это вершины графов с соответствующими номерами, а стрелки указывают на возможность переливания одной группы крови человеку с другой группой крови. Из графа видно, что кровь 1-й группы можно переливать любому человеку, а человек с 1-й группой крови воспринимает кровь только своей группы.

Видно также, что человеку с 4-й группой крови можно переливать любую, но его собственную кровь можно переливать только в ту же группу. В настоящее время при необходимости перелить кровь больному человеку, стараются подобрать кровь той же группы, однако в экстренных случаях надо иметь в виду эту схему.

  1.  Графы в экономике

В последнее время все чаще наблюдается проникновение математики в разные сферы и отрасли многих наук. Этот процесс затронул и экономическую сферу. Для нахождения кратчайшего или объездного пути, рационального маршрута передвижения, для оптимизации производственного цикла применяется теория графов.

В экономической сфере задачи теории графов применяются для принятия более оптимальных решений на каждом этапе, причем конечное решение также окажется оптимальным (рис.2).            

  1.  Графы в архитектуре

К настоящему времени возникла устойчивая область взаимодействия архитектуры и математики, имеющая при этом довольно четкую структуру: определенный круг задач градостроительства и объемной архитектуры, решаемых определенными математическими методами из теории графов.https://sites.google.com/a/labore.ru/teoria-grafov-i-ee-primenenie/_/rsrc/1472781654063/novosti-obrazovania/teoria-grafov-i-arhitektura/clip_image001.jpg

На рис.3 (а,б)  представлены два плана квартир проектируемого современного жилого дома, финальная корректировка которых будет произведена на основе моделирования.

  1. Графы в астрономии.

    Чтобы выделить отдельные созвездия из общего «звездного хаоса», первые астрономы условно соединили наиболее яркие звёзды линиями (построили графы). Всё множество видимых звёзд разделилось на отдельные группы – созвездия (рис.4 и 5). Если граф ассоциировался с каким-либо знакомым объектом, то созвездию давалось соответствующее название.

dolphin.gifдельфин.png

  1. Моё исследование

В каждой школе имеется школьный психолог, который должен знать о взаимоотношениях между собой в каком-нибудь классе и, чтобы представить более детальную и наглядную картину отношений, сложившихся в классе, можно получить, построив специальные диаграммы, называемые социограммами. Чаще строятся так называемые социограммы – мишени, учитывающие статистическую значимость количества полученных выборов. Испытуемые, получившие достоверно большее, чем у других, количество выборов, располагаются в центре социограммы – «звезды». Индивиды, количество выборов которых не достигает верхней границы, находятся внутри социограммы – «предпочитаемые»; если количество выборов равно или меньше нижней границы - «игнорируемые»; если выборы отсутствуют, то – «изолированные» – располагаются в пределах самой большой окружности.

Цель исследования: выявить лидеров и «ведомых» детей в 5 «Г» классе.

Ход исследования:

I этап. Опрашиваемым предложены 3 вопроса по следующим критериям:

- деловой критерий: «С кем из одноклассников ты больше всего хотел бы сидеть за одной партой?»;

- коммуникативный критерий: «С кем из одноклассников ты больше всего хотел бы общаться на перемене?»;

- эмоциональный критерий: «Кого из одноклассников ты больше всего хотел бы пригласить на свой день рождения?».

Ученики и ученицы из 5 «Г» ответили на вопросы и я получила следующие результаты.

II этап. В этом опросе участвовали 20 человек из 5 «Г» класса:

  1. Артемьева Алиса
  2. Адаховский Вадим
  3. Бесшапошников

Данил

  1. Вавилов Анатолий
  2. Григоров Вячеслав
  3. Гужева Ангелина
  1. Данилова Алёна
  2. Захаров Артур
  3. Зотова Авелина
  4. Кехан Эвелина
  5. Косинов Глеб
  6. Кривцов Александр
  7. Моисеев Евгений
  1. Палчей Олеся
  2. Пинчук Александра
  3. Пушкаренко Анна
  4. Смирнова Ангелина
  5. Сошкин Семён
  6. Тиган Диана
  7. Фаизов Егор

Результаты выбора приведены в таблице (Приложение 1).

III этап. Изучив данный материал, я применила всё на практике и результаты исследуемых вывела на этой социограмме. Анализируя полученные результаты теста в 5 «Г» классе, можно сделать вывод, что 2 человека (№ 7 и № 13) имеют высокий уровень мотивации одобрения, что говорит о их стремлении выглядеть как можно лучше в глазах окружающих, и о предпочтении соответствовать социально желательным формам поведения.

Средний же уровень мотивации одобрения, обнаруженный у 6 испытуемых, свидетельствует о сбалансированном отношении к мнению о самом себе со стороны окружающих.

В результате проведённого исследования выяснилось, что низкий уровень мотивации одобрения, выявленный у 12 испытуемых, говорит об отсутствии стремления выглядеть как можно лучше в глазах окружающих.

Число концентрических окружностей, из которых состоит социограмма – мишень, обычно соответствует максимальному количеству выборов, полученных в данной группе кем-либо из её членов. На примере социограммы – мишени (Приложение 2)  мы можем убедиться в том, что в данной гипотетической группе максимальное число полученных выборов равняется 6.

Это - то число выборов, которые получили лидеры в группе. Они условно показаны на социограмме в центральной окружности. Остальные участники группы располагаются на социограмме – мишени на периферии в пределах тех окружностей, которые соответствуют числу полученных ими выборов. От центра к периферии это число уменьшается. Наконец, за пределами всех окружностей, имеющихся на социограмме – мишени, располагаются те члены, которых не выбрал никто. Это – изолированные от остальных участники группы, не имеющие положительных взаимоотношений с другими членами. Эту работу практически выполняет каждый психолог, который хочет рассмотреть взаимоотношения между одноклассниками или группами людей. Значит, с помощью графов можно выявить все нужные результаты.

Заключение

В ходе изучения данной темы я приобрела  новые знания и новые методы решения задач, значение которых очень важно в различных направлениях. В своей работе я показала применение графов в мире в целом и их значение в той или иной области. Также, на основе изученного материала была проделана исследовательская работа, в которой используются графы.

В результате исследования были решены определенные мною задачи:

  • выявила новые методы решения математических задач;
  • исследовал роль «метода графов» в окружающем нас мире;
  • провел собственные исследования.

Моя цель была достигнута, значит гипотеза «С помощью графов можно решать задачи не только школьного уровня, но и задачи повседневной жизни» подтвердилась.

На основании проделанной работы можно сделать выводы:

  • Теория Графов очень актуальна среди людей.
  • Теория Графов встречается во многих средах жизни.

Анализируя всё выше сказанное можно увидеть большую актуальность теории графов.

Список литературы

  1. Засенок, В. П. Графы в математике и в жизни: программа интеллектуального развития учащихся: выпуск 6 / Инновационно-образовательный центр - М.,1997.
  2. Касьянов, В. Н. Графы в программировании: обработка, визуализация и применение. — СПб.: БХВ-Петербург, 2003.
  3. Березина, Л. Ю. Графы и их применение. - Москва, «Просвещение», 1979.
  4. Е.В. Галкин. Нестандартные задачи по математике. Задачи логического характера . Книга для учащихся 5-11 классов. “Просвещение” – “Учебная литература” Москва 1996.
  5. Литвинова С.А., Куликова Л.В., Шиловская С.В., Тараева Г.Ю. За страницами учебника математики. 8-11 классы. Издательство «Панорама» 2006 г.
  6. О.И.Мельников. Незнайка в стране графов. М.: КомКнига,2006.
  7. Энциклопедический словарь юного математика.  Москва, Педагогика, 1985г.

Приложение 1

Результаты выбора учащихся

  1. Артемьева Алиса:

Пинчук

Пинчук

Пинчук

  1. Адаховский Вадим:

Бесшапошников

Григоров

Моисеев

  1. Бесшапошников Д.:

Моисеев

Адаховский

Моисеев

  1. Вавилов Анатолий:

Григоров

Григоров

Григоров

  1. Григоров Вячеслав:

Вавилов

Вавилов

Вавилов

  1. Гужева Ангелина:

Пушкаренко

Пушкаренко

Пушкаренко

  1. Данилова Алёна:

Зотова

Зотова

Зотова

  1. Захаров Артур:

Сошкин

Фаизов

Сошкин

  1. Зотова Авелина:

Данилова

Данилова

Данилова

  1.  Кехан Эвелина:

Тиган

Смирнова

Тиган

  1.  Косинов Глеб:

Фаизов

Кривцов

Моисеев

  1.  Кривцов А.:

Моисеев

Артемьева

Моисеев

  1.  Моисеев Евгений:

Адаховский

Бесшапошников

Адаховский

  1.  Палчей Олеся:

Тиган

Данилова

Зотова

  1.  Пинчук А.:

Артемьева

Артемьева

Артемьева

  1.  Пушкаренко Анна:

Гужева

Гужева

Гужева

  1.  Смирнова А.:

Тиган

Данилова

Данилова

  1.  Сошкин Семён:

Захаров

Захаров

Захаров

  1.  Тиган Диана:

Кехан

Артемьева

Зотова

  1.  Фаизов Егор:

Косинов

Захаров

Адаховский

Приложение 2


Предварительный просмотр: