Статистические характеристики
методическая разработка по математике (9 класс)

Ханжина Елена Алексеевна

Урок математики, интегрированный информатикой по теме :

 «Статистические характеристики»

Тип урока: урок рефлексии

Цели:

  • Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.
  • Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.

Задачи:

  • Вспомнить с учащимися основные формулы математики по теме « Статистические характеристики», изучаемые ранее на уроках в 7, 8, 9 классе
  • Вспомнить основные формулы , для подсчета статистических характеристик в EXCEL
  • Выявить тесную связь двух дисциплин (математика, информатика) и увидеть как одна является дополнением другой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt.docx743.68 КБ
Office presentation icon statistika.ppt427.5 КБ
Office spreadsheet icon statistika2.xls69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики, интегрированный информатикой по теме :

 «Статистические характеристики»

Тип урока: урок рефлексии

Цели:

  • Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.
  • Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.

Задачи:

  • Вспомнить с учащимися основные формулы математики по теме « Статистические характеристики», изучаемые ранее на уроках в 7, 8, 9 классе
  • Вспомнить основные формулы , для подсчета статистических характеристик в EXCEL
  • Выявить тесную связь двух дисциплин (математика, информатика) и увидеть как одна является дополнением другой.

Структура ФГОС вводит новое понятие — "учебная ситуация". То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание.

Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД, специфики учебного заведения.

Таким образом, уроки в свете требований ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса. Изменились требования не только к содержанию учебного процесса, но и к результатам образования. Более того, ФГОС предлагает не только новую типологию уроков, но и новую систему реализации внеурочной деятельности. Таким образом осуществляется комплексный подход в обучении ребенка. 

Требования к современному уроку по ФГОС

  • Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
  • В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
  • Осуществляется практический, деятельностный подход.
  • Урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
  • Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.

Предлагаю вашему вниманию один такой урок математики, интегрированный информатикой в 9 классе.

Структура и ход урока:

Технологическая карта урока

№ п/п

Этап урока

Используемые специальные программные средства

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Личностные и коммуникативные

1

Мотивационный.

Прием – необъявленная тема.

Учитель: «Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок – урок математики, интегрированный информатикой.  На одном уроке мы с вами объединим две дисциплины – математику и информатику, и увидим как тесно они друг с другом связаны».

Проверяют готовность к уроку, внимательно слушают учителя, настраиваются на работу.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог,

Умение выделять нравственный аспект поведения.

2

Актуализация знаний и осуществление первичного действия. Объявление темы урока.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 11

Учитель: «Давайте вспомним, с какими статистическими характеристиками мы с вами познакомились в 7, 8 и 9 классах».

 

Учитель: «Молодцы ребята. Все, что изучалось нами ранее,  мы вспомнили, вспомнили и формулы, по которым считали. Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Какова тема нашего урока?»

 На доске записывается тема урока «Статистические характеристики»

Ребята начинают вспоминать с помощью учителя то, что изучили ранее на уроках математики ( среднее арифметическое, размах, мода, медиана, частота, дисперсия), учитель направляет ход мыслей, корректирует, помогает. На доске записываются соответствующие формулы.  Далее сами формируют тему урока «Статистические характеристики».

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка цели учебной задачи.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог.

3

Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.

Учитель: «Скажите, вам кажутся эти формулы сложными? Как вы считаете, какие трудности могут возникнуть при решении задач по данной теме? Правильно, подсчеты. Это самый трудоемкий процесс».

Учащиеся соглашаются, что вычислительный процесс очень трудоемкий и с нетерпением ждут, что предложит учитель для решения этой проблемы.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения.

Осознано строят речевые высказывания, рефлексия своих действий.

Установление связи между целью деятельности и ее мотивом

4

Построение плана по разрешению возникших затруднений

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Учитель: «А теперь давайте посмотрим, где и как в жизни нам могут пригодиться эти знания и  как с помощью таблиц EXCEL легко и быстро произвести подсчеты. Скажите, какие формулы в EXCEL помогают нам произвести подсчеты?».

Ребята начинают вспоминать формулы, которые изучали на уроках информатики для подсчета статистических характеристик.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. Поиск и выделение необходимой информации.

Структурирование знаний.

Подведение под понятие

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Осуществляют самоконтроль . Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Целеполагание, выдвижение гипотез

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения.

Воспринимают ответы обучающихся. Умение слушать и вступать в диалог

Коллективное обсуждение проблем (при необходимости.

Проявление терпения   и аккуратности при построении чертежей  

Осознано строят речевые высказывания, рефлексия своих действий.

5

Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.

        

Результаты:

Учитель: « Теперь давайте сядем за компьютеры, откроем EXCEL документ в папке statistika и откроем лист ПРАКТИКА. Отлично! А теперь введем нужные формулы

и растянем их на остальные ячейки. Посмотрим, что получится»

Поиск и выделение необходимой информации.

Структурирование знаний.

Подведение под понятие

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия умение структурировать знания

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

составление плана и последовательности действий

прогнозирование

контроль

коррекция

оценка

волевой саморегуляции

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

разрешение конфликтов

управление поведением партнера

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;

учебно-познавательная мотивация

внутренняя позиция школьника,

6

Обобщение выявленных затруднений.

Учитель: «Молодцы ребята! Мы с вами вместе заполнили данную таблицу. Какие трудности у вас возникли?»

Ребята довольны проделанной работой. Задают вопросы, которые у них возникли в процессе и с нетерпением ждут самостоятельной работы.

умение адекватно, подробно, сжато,выборочно передавать содержание текста

составление плана и последовательности действий

прогнозирование

контроль

коррекция

оценка

волевой саморегуляции

действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания

7

Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.

ЗАДАНИЕ 1

Ответы:

ЗАДАНИЕ 2

Ответы:

Учитель: «Теперь давайте вы самостоятельно поработаете над этой темой. Потом мы сравним результаты и сами себя оценим. Открываем лист «ЗАДАНИЕ 1» и 3 минуты выполняем задание». Время пошло…через 3 минуты

Учитель: «Какие результаты у вас получились? Сравниваем с образцом. Если вы верно ввели формулы, то ответы должны получиться такие же. Если же хоть одна формула не верная – то вся строка (или столбец) будет отличаться. Проверим формулы:

Формула 1 =СРЗНАЧ(C3:Q3)

Формула2 =МОДА(C3:Q3)

Формула 3

=СРЗНАЧ(C3:C22)

Поставили себе баллы за каждую верно введенную формулу. Максимальное кол-во баллов за данную работу будет 3».

Теперь откроем лист ЗАДАНИЕ 2. На эту работу я даю вам 3 минуты и мы приступим к проверке»

Время пошло….через 3 минуты

Учитель: « Какие результаты у вас получились в этой работе? Сверим по образцу. Какие формулы использовали?  Проверим:

Формула 1 =C7*F7

Формула2 =СУММ(C7:C9)

Формула 3 =СУММ(I7:I9)

Формула 4 =H11/C11

Поставили себе количество баллов, соответствующее кол-ву верных формул. Максимум 4 балла. Скажите, чтобы посчитать среднюю урожайность мы какой формулой пользовались? Можно ли здесь было использовать формулу среднего значения?»

Учащиеся самостоятельно выполняют работу, предлагаемую учителем, сверяют получившиеся ответы с образцом, ставят себе соответствующее количество баллов, разбирают с учителем допущенные ошибки, отвечают на вопросы учителя.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Установление связи между целью деятельности и ее мотивом

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;

8

Включение в систему знаний и умений.

Учитель: « Молодцы, ребята! Мы сегодня хорошо поработали. Как вы считаете, полезным был сегодня наш урок? Что нового сегодня вы для себя выявили? Можно ли этими знаниями пользоваться в реальной жизни?

Ребята подводят итоги урока, отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Установление связи между целью деятельности и ее мотивом

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;

9

Осуществление рефлексии.

Учитель: « А теперь давайте оценим вашу работу на уроке, посчитайте, сколько баллов у вас получилось за решенные задачи?

Критерии:

«5» - 7 баллов

«4» - 5,6 баллов

«3» - 3,4 балла. Попробуйте дома сами составить подобные задачи из примеров реальной жизни. Мы на следующем уроке обязательно самые интересные решим. Спасибо вам большое за урок.

Учащиеся считают кол-во баллов, ставят соответствующую оценку.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

Управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка.

Нравственно-этическая ориентация.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Простейшие статистические характеристики «Среднее арифметическое, размах и мода»

Слайд 2

Определения: Среднее арифметическое ряда чисел – частное от деления суммы этих чисел на их количество. Размахом ряда чисел называется разность между наибольшим и наименьшим их этих чисел. Модой ряда чисел называется число, чаще других встречающееся в данном ряду.

Слайд 3

В таблице показан расход электроэнергии за месяц жильцами девяти квартир: Номер квартиры 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Расход электро- энергии (КВт * ч) 85 64 78 93 72 91 72 75 82 Составим из табличных данных упорядоченный ряд: 64, 72, 72, 75, 78, 82, 85, 91, 93 64, 72, 72, 75, 78 , 82, 85, 91, 93 МЕДИАНА Медиана

Слайд 4

Изменим условие задачи: Номер квартиры 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Расход электро- энергии (КВт * ч) 85 64 78 93 72 91 72 75 82 83 Составим из табличных данных упорядоченный ряд: 64, 72, 72, 75, 78, 82 , 83, 85, 91, 93 МЕДИАНА (78+82) /2 = 80 80 Медиана

Слайд 5

МЕДИАНА МЕДИАНОЙ упорядоченного ряда с нечетным количеством чисел называется число, записанное посередине , а медианой упорядоченного ряда с четным количеством чисел называется среднее арифметическое двух чисел, записанных посередине. Количество чисел ряда Медиана 2 n-1 a n 2n Медиана

Слайд 6

Задача №1: Группу учащихся 9 класса попросили записать, какое время (в минутах) они затрачивают на выполнение дом. задания по информатике. Получили следующие ответы : 23, 18, 25, 20, 25, 25, 32, 37, 34, 26. Определите: среднее арифметическое, размах и моду и медиану данного числового ряда. Проверьте себя Решение задач

Слайд 7

Среднее арифметическое, медиана В табличном процессоре Excel используется статистическая функция = СРЗНАЧ (диапазон ячеек). Например: = СРЗНАЧ (А1:А20) Медина в EXCEL =МЕДИАНА(диапазон ячеек) Простейшие статистические характеристики

Слайд 8

Размах Для нахождения наибольшего и наименьшего чисел в Excel используются функции МАКС (диапазон ячеек) и МИН (диапазон ячеек). Тогда размах вычисляется по формуле: = МАКС(…) - МИН(…). Простейшие статистические характеристики

Слайд 9

Мода Модой ряда чисел называется число, чаще других встречающееся в данном ряду. Ряд может иметь более одной моды: 47, 46, 50, 47, 52, 49, 45, 43, 52; или не иметь моды совсем: 69, 68, 66, 80, 67, 65, 71, 74, 63. В Excel используется статистическая функция = МОДА (диапазон ячеек). Простейшие статистические характеристики

Слайд 10

Урок закончен! До свидания! ВЫХОД

Слайд 11

Числовой ряд: 23, 18, 25, 20, 25, 25, 32, 37, 34, 26. Решение: среднее арифметическое: (23+18+25+20+25+25+32+37+34+26 ) = 26,5 10 размах: Макс = 37 Мин = 18 Размах: 37 – 18 = 19 Медиана: 18,20,23,25,25,25,26,32,34,37 Медиана= (25+25)/2=25 мода: 25 (трижды повторяющееся значение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статистические характеристики

Тестовая контрольная работа по данной теме 7 кл...

Статистические характеристики. 7 класс.

Открытый урок по теме: "Статистические характеристики, Среднее арифметическое, размах, мода и медиана в истории родного края"....

Статистические характеристики

Презентация к открытому уроку....

Урок в 7 классе по теме «Статистические характеристики »

 Урок №4  "Урок обобщения, систематизации и коррекции  знаний" "" В данной работе В данной работе использованы тесты и материалы ЕГЭ "" ААААААА ААААААААААААААААА...

Среднее арифметическое, размах, мода – статистические характеристики.

Одна из основных задач статистики как раз и состоит в надлежащей обработке информации. Конечно, у статистики есть много других задач: получение и хранение информации, выработка различных прогнозов, оц...

Тема урока: «Статистические характеристики».

Цель: Создать условия для систематизации знаний учащихся по теме: « Статистические характеристики», для повторения основных понятий: среднее арифметическое, размах, мода, медиана ряда чисел, ...

Использование Excel при изучении статистических характеристик

Использование табличного процессора при изучениипростейших статистических характеристикв курсе математики 9 класса» В настоящее время в школьный курс математики включена новая содержательная лини...