Инновационная деятельность в моей работе

Безручкина Ольга Васильевна

В данном разделе я представляю опыт работы в творческой,  инновационной  и опытно - экспериментальной  деятельности.

                                                          Участие в творческой инновационной деятельности

- В 2017 г.  участие  в творческой  инновационной деятельности  по организации психологического сопровождения подростков целевой группы и их родителей (законных представителей в рамках реализации  проекта  Фонда поддержки детей находящихся в трудной жизненной ситуации  «Светлый-корабль мечты!» на основании  Муниципального контракта  № 27-К от 24.10.2017 г.  администрации  МО «Светловского городского округа  и ГАУ КО «ЦДиК детей и подростков».

-В 2017 г –участие в работе творческих групп  в региональной выставке «Мир Семьи» в ВЦ «Балтик –Экспо», консультации специалистов по вопросам детско-родительских отношений. Приказ ГАУ КО ЦДиК детей и подростков» № 06 ОД от 05.05.2017 г. «Об организации и участии Центра в региональной выставке «МИР СЕМЬИ» в ВЦ «Балтик-Экспо» с 19.05.2017 по 21.05.2017. Диплом об участии в III региональеной выставке "МИР СЕМЬИ".

-С  2019 г. по  2025 г. – принимала участие в инновационной деятельности,   в  проведение  мастер –классов  с педагогами и специалистами г. Калининграда и Калининградской  области по применению новаций - использованию в профилактической работе с обучающимися образовательных организаций  «Практико- ориентированной учебной программы «Профилактика и противодействие экстремистским  проявлениям в молодежной среде», Справка №134 от 20.03.2020 г.

 

22.11.2023 Участвовала и представляла опыт на «Психологической гостиной» для педагогов-психологов дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций от Калининградского кампуса «Университета детства» по теме: «Групповая супервизия сложных случаев в работе педагога-психолога».Награждена благодарственным письмом Фонда «Университет  детства» г. Москва https://nsportal.ru/sites/default/files/portfolio_photos/2024/12/04/blagodarnost.jpg

Участие в опытно-экспериментальной деятельности  по реализации

Программы аппробации пакета методик для обследования обучающихся с девиантным поведением, в том числе, находящихся в конфликте с законом

Психодиагностическая работа психологов имеет существенное значение не только для учебно-воспитательного процесса, но и для профилактики правонарушений и защиты прав детей и подростков. Заключение и рекомендации специалистов могут играть важную роль в процессе решения трудных жизненных или юридически значимых ситуаций с участием несовершеннолетних.

С 1.10.2017г. по 1.11.2017 г.  я принимала участие    в опытно-экспериментальной деятельности по  разработке научно-методического обеспечения деятельности ЦПМПК при проведении обследования и разработке рекомендаций для обучающихся с девиантным поведением, в том числе, находящихся в конфликте с законом на основании Приказа ГАУ КО ЦДиК детей и подростков»  № 16 ОД от 27.10.2017 г. «Об апробации пакетов диагностических методик».

Цели экспериментальной работы:

Выявление оптимальных путей в организации ЦПМПК по обследованию детей с тяжелыми и легкими поведенческими нарушениями  и созданию для них специальных образовательных условий.

Задачи:

  1. Выявить основные сложности в работе различных ЦПМПК;
  2. Проанализировать существующие процедуры ЦПМПК в различных организациях;
  3. Выявить основные методы и методики, используемые в деятельности ЦПМПК;
  4. Ознакомить сотрудников ЦПМПК с методическими рекомендациями по работе с несовершеннолетними с отклоняющимся поведением;
  5. Ознакомить сотрудников ЦПМПК с различными методами и методиками работы с несовершеннолетними с отклоняющимся поведением;
  6. Провести просветительскую работу с сотрудниками ЦПМПК с целью формирования заинтересованности в новых психологических знаниях, актуальных для работы ПМПК.

В результате участия в эксперименте по апробации пакета методик:

- разработаны и представлены данные о валидности диагностических методик, используемых в процессе апробации.

-  разработана  программа  обследования несовершеннолетних с девиантным поведением,  в том числе, находящихся в конфликте с законом;

- с 2017 года по 2025 г   по запросу ЦПМПК  проводятся  углубленные психологические обследования  несовершеннолетних  с целью последующей  разработки рекомендаций по адаптации и коррекции  трудностей в обучении и поведении обучающихся.

На основе полученного опыта  представляла программу обследования несовершеннолетних  в виде  "Рекомендаций  для  педагогов-психологов  по  использованию в практической работе пакета методик для обследования обучающихся с девиантным поведением, в том числе, находящихся в конфликте с законом".

 

           Использование метафорических ассоциативных карт в практической работе педагога-психолога.

Метафорические ассоциативные карты (сокращенно МАК) – один из видов проективной методики. В психологии эти методики направлены на выявление и диагностику бессознательных желаний, личных установок. Метафора (изображение) – дает возможность описать ситуацию, яснее представить свои чувства, визуализировать их. Также для выведения "наружу" того, о чем давно догадывались, но стеснялись себе признаться. Изображение на метафорических картах способно сыграть роль «триггера» и актуализировать  какие-то эмоции и переживания, глубоко спрятанные или надежно забетонированные психологическими защитами. Психологические защиты иногда препятствуют честному осознаванию ситуации, своих же желаний. А иногда мы "в чужом глазу соринку видим, в своем бревно не замечаем". Секрет также в том, что  наше бессознательное знает уже давно ответы на все вопросы, которые задет себе человек. Но мы часто просто не доверяем своему внутреннему голосу, придумываем рациональные объяснения.

Изображения на картах рождают у человека метафоры и ассоциации, интерпретация которых и является ключом к решению проблемы. Они дают шанс достучаться до того, что скрыто от нас в бессознательном.«Колоды метафорических карт сейчас представлены в огромном разнообразии. Большинство из них тематические. Многие специалисты выбирают этот инструмент потому, что работать с ярким и красочным материалом всегда приятно и интересно. Но самое главное — МАК помогают преодолеть барьеры и сопротивление в психотерапии, психологическом консультировании, позволяют увидеть глубинные нюансы личности клиента.

Благодаря работе с метафорическими картами можно получить много полезной информации. МАК выполняют несколько основных функций:

· показывают человеку его внутренний мир. С помощью метафорических карт можно лучше понять свои чувства и эмоции

· позволяют увидеть скрытое. Карты — отличный инструмент для работы с подсознанием. Они помогают выразить то, что иногда сложно сформулировать. Разглядывая карты, можно найти ответы на многие вопросы, осознать причины возникновения проблем и/или наметить пути их решения;

· помогают коммуницировать. Метафорические карты могут быть полезны для общения психолога и клиента или двух собеседников. Они помогают лучше понять не только себя, но и других людей.

 

МАК эффективны  и полезны в работе психолога, вот некоторые  направления их применения:

-коммуникационные игры и тренинги;

-создание положительной (безопасной) обстановки, в которой может осуществляться коммуникация и обмен мнениями без оценочных суждений;

-тренинг позитивного мышления;

- развитие интереса к самоизучению и саморазвитию;

- актуализация личностного роста;

- коррекция и терапия межличностных отношений;

- терапия супружеских отношений;

- терапия детско-родительских отношений;

- помощь в разрешении конфликтов;

- работа с линией времени, моделирование и исследование любых  процессов в прошлом и будущем;

- психолого-реабилитационная работа;

- проработка и терапия травм;

- работа с посттравматическим синдромом;

- помощь в преодолении стрессов;

- проработка и терапия страхов;

- работа с психосоматическими явлениями;

- работа со сновидениями и фантазиями;

- развитие творческого потенциала детей и взрослых;

В межаттестационный период с 2020 г по 2025 г. принимала участие в оказании экстренной психологической помощи несовершеннолетним. В проведении психолого -реабилитацинной работы с обучающимися  использовала метофорические ассоциативные карты: Ушакова Т. Метафорические карты: «Роботы», «Огонь мерцающий в сосуде»;  Кац Г., Мухаматулина Е.. Метафорические карты: «О природе и погоде», «Пути- дороги»; «Границы и убежища»; Гращенкова А. Ю. «Источник силы.  Многообразие ресурсов», метафорические ассоциативные карты «Эмоции в образах»  и другие. На основе полученного опыта разработала  занятие  с применением МАК -  тренинг с подростками  «Учимся управлять эмоциями».

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Калининградской области
ГАУ Калининградской области для обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи  
«Центр диагностики и консультирования детей и подростков»

Занятие  тренинг  с обучающимися  подросткового возраста по теме:  «Учимся управлять эмоциями»

Выполнила:  Безручкина Ольга Васильевна,                                                                             педагог-психолог ГАУ КО для обучающихся,                        

 нуждающихся в психолого-педагогической

и медико-социальной помощи,

«Центр диагностики и консультирования

детей и подростков» (ОЦДиК).

2023 год

Цель: развитие эмоционального интеллекта у детей подросткового возраста через  расширение знаний подростков об эмоциях человека, обучение навыкам конструктивного выражения собственных эмоций.

Задачи:

  1. Расширение знаний подростков об эмоциях; 
  2. Познакомить учащихся с понятием «эмоциональная саморегуляция», дать представление о различных методах саморегуляции; развить навыки преодоления негативных эмоциональных состояний, снятия эмоционального напряжения.
  3. Развитие умения конструктивно выражать свое эмоциональное состояние;
  4. Способствовать сплочению группы; Установление доверительного климата в группе;
  5. Формирование у подростков коммуникативных навыков.

Форма проведения: тренинг.

Оборудование: ручки, малярная лента,колокольчик. Колоды наборов карт: Ушаковой Т. Метафорические карты: «Огонь мерцающий в сосуде». Гращенковой А. Ю. «Источник силы.  Многообразие ресурсов».

Ход занятия -тренинга:

I. Организационный этап. Ведущий представляется, сообщает тему и цели встречи участникам.

-Знакомство. Оформление бейджей «Имя для тренинга».

Цель: знакомство участников друг с другом, создание положительной атмосферы в группе.

Ведущий: В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому просьба ко всем участникам: подписать и прикрепить визитки-бэйджики, чтобы все знали, как к вам обращаться.

Упражнение «Давайте поздороваемся»

Психолог: В начале нашей встречи я предлагаю поздороваться, но сделаем мы это необычным образом. Прежде всего, нам нужно разбиться на пары (педагоги образуют пары). Если Вы услышите 1 хлопок – здороваемся руками, 2 хлопка – здороваемся плечами, 3 хлопка – здороваемся спинами. Во время задания мы сохраняем молчание, здороваются только части нашего тела. Когда я позвоню в колокольчик, Ваша задача найти нового партнера.

Правила тренинга.

Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы в группе.

Ведущий предлагает  участникам поработать над разработкой правил, затем  участники голосуют. Примерный перечень правил:

  • Правило принятия – что бы ни делал один из участников группы, он не должен подвергаться оценке и критике.
  • Правило общей работы – любое задание касается всех, и общая задача заключается в том, чтобы с ним справлялся каждый.
  • Правило безопасности участников – все, что происходит в группе, может обсуждаться только в процессе работы группы. После занятий участники группы не рассказывают о том, что происходило во время работы (о ситуациях, словах, чувствах других участников). Каждый может рассказывать только то, что переживал сам.
  • Правило Я-высказывания – говори от своего имени, высказывай свое личное мнение, рассказывай о своих чувствах и состояниях.
  • Правило «здесь и сейчас» - участники обсуждают то, что происходит именно в группе, здесь и сейчас, а не то, что происходило в прошлом или будет происходить потом.

II. Основная часть.

Упражнение «Какой я?»

Цель: актуализация внутреннего состояния, отреагирование эмоций, формирование доверительных отношений в группе.

Ведущий: «Каждый из нас когда-нибудь радовался, злился, удивлялся, грустил. В течение жизни человек проживает массу эмоций, и у каждого они выражаются по-своему. На первый взгляд, мы можем видеть грустного человека, а на самом деле, он задумался о предстоящих делах.

Сегодня каждый из нас здесь пребывает в каких-то эмоциях. Самое время встретиться с ними и поделиться с участниками группы».

Сейчас вам предстоит выбрать один из сосудов, который, как вам кажется, похож на вас, соответствует вашему представлению о себе. Затем из множества фонов выбрать тот, который символизирует ваше внутреннее состояние, ваше настроение на данный момент. Далее трафарет-сосуд накладывается на карту-фон – и получается целостный образ, о котором вам предлагается рассказать.

Например, сосуд, напоминающий  флакон духов – (довольно устойчиво стоит, хорошее основание, есть крышечка… и если что-то  будет сильно беспокоить…  от этого можно укрыться… наслаждаться приятными ароматами… Пазлы – фоннастроение хорошее, яркое, как эти пазлы, но все-таки есть некоторое волнение, как пройдет наше занятие, будет ли оно вам полезным? Удастся ли нам завершить начатое? Сложится ли целый пазл, картинка?

Ведущий:  предлагает участникам приступить к выполнению задания.

Рассказы детейкаждый участник  рассказывает про свой образ.

Ведущий задает вопросы:

  1. Что это образ значит для тебя?
  2. Какое твоё настроение, состояние  сегодня?
  3. В какой части тела находится твоя эмоция, настроения?

Спасибо за вашу активность, за вашу открытость и готовность поделиться своими эмоциями, своими впечатлениями,  я вас очень внимательно слушала.

Мини - лекция

            Каждый день вы ходите в школу. На уроках и внеклассных занятиях вам объясняют сущность различных явлений, вы изучаете законы природы и общества, учитесь жить в мире с самим собой и другими. Очень, очень многое вы должны выучить, запомнить, проанализировать, доказать.
Жизнь предъявляет нам кучу требований, и мы должны уметь находить правильные решения, разрешать конфликты, владеть собой.
Человек не может оставаться равнодушным к окружающему его миру.  Люди, с которыми мы сталкиваемся, события, свидетелями или участниками которых мы становимся, вызывают у нас различные чувства и эмоции: радость, грусть, гнев, отвращение, стыд, гордость, любовь или ненависть.
Можно сказать, что чувства являются регуляторами поведения человека. Благодаря им мы понимаем, всё ли у нас хорошо. А если не всё благополучно на уровне чувств, человек начинает искать причину плохого настроения.
Сегодня мы и будем вести речь о том, что такое саморегуляция, как научиться управлять своими эмоциями.
- Как вы думаете, для чего нам это нужно? Зачем контролировать своё поведение?
(
Ответы учащихся).
Верно, это следует делать по разным причинам. И одной из главных является сохранение своего собственного здоровья. Уже с древности врачеватели поняли, что между эмоциями человека и его здоровьем существует тесная связь. Например, зависть и злость приводят к заболеваниям органов пищеварения, а постоянный страх поражает щитовидную железу. Безутешное горе влечёт за собой сахарный диабет, а необходимость долго сдерживать эмоции разрушает сердце. Печаль, уныние, тоска ускоряют процессы старения. «Все болезни от нервов», - так и сегодня утверждает медицинская наука.
Опыт показывает, что эффективным средством предотвращения эмоциональных расстройств, стрессов является использование способов саморегуляции и «восстановления себя». Это своего рода «техника безопасности» для всех, кто хочет на долгие годы оставаться здоровыми.
- Какое вы сами могли бы дать определение понятию «саморегуляция»?
(
Ответы учащихся).
Итак, саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путём воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Пренебрежение правилами психогигиены, длительные стрессы в конце концов приведут к неврозам. И вместо осуществления задуманных планов нам придётся заняться лечением.
- Ребята, а какие способы помогают вам справиться с неприятными эмоциональными переживаниями?
(
Ответы учащихся).
Да. Действительно. При возникновении нежелательных эмоциональных реакций можно использовать различные естественные приёмы саморегуляции:

  • смех, улыбку, юмор;
  • размышления о хорошем, приятном;
  • расслабление мышц;
  • общение с природой;
  • музыку, танцы;
  • мысленное обращение к высшим силам и др.

            А вот ещё один приём. Постарайтесь отвлечься от причин, которые вызвали эмоцию и переключить внимание на удовлетворение какой-то актуальной потребности. Допустим, вы получили плохую отметку и сильно переживаете. Попробуйте вспомнить, что вы давно хотели сделать: встретиться с другом, навестить бабушку, починить велосипед. А может быть, вы возьмёте бумагу и карандаш и подсчитаете, сколько дней вы живёте на свете (число полных лет умножьте на 365 дней, добавляя по одному дню на каждый високосный год, прибавьте количество дней, прошедших с последнего дня рождения). Вот вы и переключили внимание. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, подробностях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким по счёту был этот день вашей жизни. Сделайте это. И боль от неприятного события как бы померкнет, потеряет краски. А вы сами успокоитесь и начнёте искать пути решения данной проблемы.
Сейчас я хочу предложить вам несколько упражнений, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья. Они помогут вам снять усталость, обрести уверенность в себе, справиться с раздражением, гневом, повышенной тревожностью.

Упражнение «Выражение настроения»

Цель: Данное упражнение позволяет выразить свои эмоции через тело, развивает воображение, позволяет экспериментировать с образом собственного «Я».

Инструкция: А сейчас все присутствующие должны будут двигаться по комнате и постараться почувствовать свои ноги и ступни, руки и кисти, пальцы, позвоночник и голову. Я прошу участников отметить «сонные» и «бодрствующие» части тела, подумать о том настроении, с которым они пришли на тренинг, и выразить его походкой.

Затем изобразите походкой другие состояния и настроения:

  • очень уставшего человека;
  • счастливого человека,
  • получившего чудесное сообщение;
  • перепуганного человека;
  • лунатика, бредущего с открытыми глазами;
  • человека с нечистой совестью;
  • гения, получившего Нобелевскую премию;
  • предельно собранного человека;
  • канатоходца и др.

Упражнение   «Горная вершина»

Есть способы, направленные на прекращение, угасание уже возникшей эмоции. Это, прежде всего, внутреннее расслабление и самовнушение успокаивающего характера.

Сядьте удобно. Глубоко вдохнули, выдохнули, закрыли глаза. Осмотрели себя спокойно изнутри: удобно ли положение головы? Удобно ли вы сидите? Опущены ли ваши плечи? Насколько удобно положение рук и ног? Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьётся чётко, ритмично...

            Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы... можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба чётко виден тёмный движущийся крестик. Это орёл, парящий над скалами... Мгновение — и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них... Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами... Далеко внизу — игрушечные рощицы, миниатюрные дома в долинах, крохотные человечки, спешащие по делам... Ваш зоркий глаз в состоянии различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины.
Вглядитесь в неё. Рассмотрите поподробнее...
Вы слышите негромкий свист ветра и  крики птиц, пролетающих мимо. Вы  чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полёта, независимости и силы! Насладитесь им...
Вам не составляет никакого труда достигнуть любой вершины. Выберите себе приглянувшееся местечко и опуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко внизу, у подножия горы... Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените, стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами?! Спокойствие, даруемое высотой и силой, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучивших вас вопросов... С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки...
Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полёта. Пусть оно надолго запомнится вам... А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы... Помашите на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира... Поблагодарите его...
Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия...

  • Итак, целями этого упражнения были расслабление, снятие напряжения. И ещё мы попробовали выполнить такой способ медитации, как визуализация. Ваши ощущения? Кому удался «полёт», а кому — нет?

(Ответы учащихся).

  • Таким образом, вы видите, ребята, что существует много приёмов, которые позволяют нам регулировать своё психоэмоциональное состояние, справиться со стрессами, различными неприятностями.

            Хотелось бы обратить ваше внимание вот на какой момент. У любого человека есть потребность в эмоциональных переживаниях, эмоциональном насыщении. И, конечно, мы испытываем приятные и неприятные эмоции, положительные и отрицательные. И это даже хорошо, что в нас действует как бы «эмоциональный маятник»: не испытав горечи, не ощутишь и сладости. Главное, на мой взгляд, видеть разницу между понятиями «эмоциональная устойчивость» и «эмоциональная неразвитость, эмоциональна глухота». Не о такой ли эмоциональной глухоте писал Ф.И. Тютчев:

Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.
Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили,
И ночь в звездах нема была!
Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Увы, души в нём не встревожит
И голос матери самой!

Упражнение «Мои ресурсы».

Ведущий: Со многими эмоциями бороться не легко, но вполне возможно. Во многих случаях при осознании тех или иных негативных эмоций необходимо обратиться к своим ресурсным состояниям.

(Перед участниками раскладывается колоды метафорических карт  Гращенковой А. Ю. «Источник силы.  Многообразие ресурсов»).

Ведущий: Твоя задача очень внимательно просмотреть эту колоду и найти те изображения, которые вызывают в тебе чувства радости, удовлетворения, спокойствия, беззаботности и даже восхищения.

(Подростки выполняют задание, затем проводится обсуждение, с какими жизненными ситуациями это может быть связано).

III. Итог: «Эмоциональный мир личности. Это не просто красивый образ. Стоит ещё и ещё раз напомнить: психика наша едина и целостна. Вся она пронизана эмоциональными переживаниями. Может быть, они-то как раз и обеспечивают гармонию и единство личности в одних случаях и её дисгармоничность, противоречивость, внутреннюю конфликтность — в других».

Ведущий предлагает поделиться участникам полученным опытом, своими впечатлениями.

        От всей души желаю вам именно эмоциональной устойчивости. Если вы оказались в трудной ситуации, всегда помните о том, чем вы владеете. У вас есть опыт, знания, чувства, желания, надежда, вера, способность любить и ещё много замечательных вещей. Помните об этом и не теряйтесь!

Литература

  1. Грецов А. Тренинг уверенного поведения для старшеклассников и студентов. - СПб.: Питер, 2008.
  2. Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  3. Коломенский Я.Л. Человек: Психология: Кн. для учащихся ст. классов. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1986.
  4. Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя: Влияние на людей: Пособие для уч-ся. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  5. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  6. Сметанкин А.А. Метод биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца — путь к нормализации центральной регуляции дыхательной и сердечно-сосудистой систем (Метод Сметанкина) // Биол. обратная связь. - 1999, №1.
  7. Шитова Е.В. Работа с детьми — источник удовольствия: методические рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями. - Волгоград: «Панорама», 2006.