Методическая работа, разработка занятий.

Безручкина Ольга Васильевна

 В  данном разделе   я  представляю  занятие,  которое  может  быть  использовано  в  работе с подростками в диагностических  и  коррекционных целях.

 Тема:  «Тренинг  эмоций  с  подростком».

Пояснительная записка:

Подростковый возраст достаточно сложный этап в развитии ребенка. С точки зрения Э. Эриксона для развития эго-идентичности,  достижения собственного понимания, целостности и тождества огромное значение имеет качество протекания нормативного кризиса и его последующего разрешения.  Когда  возникают какие-либо изменения  в человеке, вызванные биологическими и социальными факторами, происходит  некоторое разрушение имеющейся структуры идентичности, а затем последующая интеграция уже с включением появившихся изменений. Именно в подростковом возрасте такие изменения происходят значительно быстрее. Половое созревание обусловливает телесные и эмоциональные изменения; новые характеристики получает мышление, становясь формально-логическим. Резко меняется социальный статус. Влияние общения со сверстниками на личность подростка играет решающую роль. Оно может содействовать реальному или иллюзорному усилению «Я» подростка, через ощущение принадлежности к группе, возможность самоутверждения.

Подростковый период - это время резких изменений не только внешних характеристик, но и в эмоциональном облике, эмоциональная сфера претерпевает существенные изменения – это эмоциональные состояния подростков, формы реагирования на различные ситуации.  На этом этапе в поведении подростков отмечается эмоциональная неуравновешенность, можно заметить быстрый переход от возбуждения и хорошего настроения к депрессивному, от радости к слезам и наоборот. Так же сильно возрастает эмоциональная чувствительность, достаточно слабый раздражитель может вызвать у них проявление неадекватно сильные аффекты, т.е. аффективное действие «как бы вырывается» из подростка, не регулируется им и может привести различным последствиям: проявлению чувства гнева, агрессии, различным деструктивным формам поведения.

Вот почему так важна психологическая работа с подростками в развитии у них способности распознавать свои эмоции, контролировать свои поступки и поведение, самосознания.

Описание 

Профессор психологии Роберт Плутчик в 1980 году придумал концепцию, в которой обозначил 8 основных эмоций и связанные с ними более сложные эмоции и представил их в виде «Колеса эмоций».

Любая эмоция всегда имеет несколько аспектов. Один из них распознается нами как субъективное переживание. Второй — это реакция организма, особое переживание в теле (например, при сильных эмоциях учащается сердцебиение, пульс, краснеют щёки, дрожат руки). Третий  - совокупность мыслей человека, сопровождающих эмоцию. Четвертый- с эмоциональным конкретным переживанием.  Эмоции выразительные, т.е. люди их отражают на вербальном и невербальном уровне (например, в словах, в интонации голоса; в движениях тела,  в поведении).  Пятый аспект связан с  распространяющимися  эмоциональными реакциями. Например, при положительных  эмоциях ваше отношение к происходящим вокруг вас событиям становится позитивным. Шестой - это склонность к действиям, которые ассоциированы с данной эмоцией, т. е. тенденция вести себя так, как обычно ведут себя люди при переживании определенной эмоции.  Если человек гневается, он может вести  себя  агрессивно. Каждый из представленных аспектов может влиять на другие. При возникновении определенной эмоции все эти характеристики проявляются одновременно.

Эмоции являются очень полезным приобретением эволюции человека. Благодаря эмоциональному реагированию люди лучше понимают друг друга, поскольку эмоции передают большое количество информации. Например, если собеседник злится, то можно делать некоторые предположения относительно его дальнейшего поведения и решений.

Кроме того, эмоции помогают вовремя осознать опасность или благоприятность момента. Они предупреждают нас, сигналят, привлекают наше внимание к чему-то важному и дают возможность найти верное решение в конкретной ситуации.
       Основными эмоциями, согласно Роберту Плутчику, являются: ожидание, злость, неудовольствие, грусть, удивление, страх, доверие, радость. Они располагаются во второй линии круга от центра.    

Спектр изображен в виде «Колеса эмоций», т.е. 8-ми лепесткового цветка правильной формы, который дополнительно поделен на три сектора.

Чем дальше от центра к внешнему сектору — тем ниже интенсивность проявляемого чувства):

  1. Восторг — радость — безмятежность.
  2. Восхищение — доверие — принятие.
  3. Ужас — страх — тревога.
  4. Изумление — удивление — возбуждение.
  5. Горе — грусть — печаль.
  6. Отвращение — неудовольствие — скука.
  7. Гнев — злость — досада.
  8. Настороженность — ожидание — интерес.

Таким образом, все эмоции  являются производными от базового спектра (возможные комбинации), а каждое базовое чувство имеет – противоположное чувство.

Разработанная форма диагностической работы с подростком предполагает использование «Колеса эмоций», разработанного  автором Плутчиком,  и может быть  применена  с целью диагностики актуального эмоционального состояния подростка и коррекционной работы:  обучение его распознанию собственных эмоций, развитие умений управлять ими, понимания эмоций других людей, повышения  навыков эффективности взаимодействия  с людьми.

Задание может выполняться  как  индивидуально, так и в небольшой группе не более 10-12 человек.

Групповая форма работы  важна, чтобы было возможным сделать акцент в осознании участниками, насколько будет различным понимание одних и тех же слов, обозначающих эмоции у разных людей.

Цель: диагностика эмоционального состояния подростка, улучшение его способностей:  дифференцировать  собственные эмоции,  лучше разбираться  в своем эмоциональном состоянии,  в тонкостях эмоционального мира,  управлять  своим эмоциональным состоянием,  улучшение качества взаимодействия с другими людьми.

Оборудование:

Колесо Плутчика см. Приложение 1., Словарь эмоций см. Приложение 2., цветной пластилин, салфетки, клеенка для основы под пластилин.

 

Примерная схема проведения индивидуального занятия с подростком  -

«Тренинг эмоций».

1 этап.

  1.  Установление контакта с ребенком. Беседа на актуальную тему для него.

Затем можно предложить   ему поговорить об эмоциях.

Что такое эмоции?  Какие ты знаешь эмоции? Назвать их.

Пояснить, что в некоторых случаях эмоции могут помогать, улучшать наше внутреннее состояние, работоспособность, влиять на наше психологическое здоровье. Однако, эмоции могут и мешать нам. Человек, который не умеет осознавать свои переживания и не умеет их контролировать, зачастую это сталкивается с конфликтами в общении, переживает серьезную внутреннюю борьбу и испытывает неудовольствие, ощущение  неадекватности, внутреннего напряжения.

Поговорить с ребенком, что чувствует человек, который испытывает радость (грусть, страх, доверие, ожидание, удивление, злость, неудовольствие).

Подростку предложить рассмотреть Колесо эмоций Р. Плутчика.

Рассмотреть во второй линии круга и рассказать, что вот здесь на круге представлены основные эмоции, назвать их, уточнить каким цветом они представлены.

Далее можно предложить подростку вопросы, которые  могут помочь  ему осознать свои собственные эмоции на момент беседы:

1. Что сейчас с тобой  происходит?

2. Что чувствует твое тело?

3. Что тебе хотелось бы сделать?

4. Попробуй выбрать  эмоцию, которая  похожа на твое переживание в настоящий момент? Можешь воспользоваться «Колесом эмоций».

 

2 этап.

 

       В случае если ребенок описывает свое состояние словами: «плохо», «так себе» и «нормально», то полезно предложить следующее.

        Подростку можно предложить рассмотреть «Колесо  эмоций», объяснить, что чем дальше от центра — тем ниже интенсивность проявляемого чувства (перечисление от центра к внешнему сектору):

  1. Восторг — радость — безмятежность.
  2. Восхищение — доверие — принятие.
  3. Ужас — страх — тревога.
  4. Изумление — удивление — возбуждение.
  5. Горе — грусть — печаль.
  6. Отвращение — неудовольствие — скука.
  7. Гнев — злость — досада.
  8. Настороженность — ожидание — интерес.

Таким образом, все эмоции — производные от базового спектра (возможные комбинации), а каждое базовое чувство имеет противоположное чувство.

Предложить ребенку внести в список изменения, которые ему  покажутся правильными или добавить недостающие варианты, используя «Список эмоций» по Изарду, см. Приложение 1. Затем поговорить с подростком, в чем разница собственной интерпретации, исходя из собственного понимания и трактовкой автора (какое значение вкладывалось в те или иные определения чувств). Если занятие проводится с несколькими участниками, то можно организовать обсуждение полученного опыта, обменяться своими собственными впечатлениями. Субъективное понимание одних и тех же слов, обозначающих эмоции,  у разных людей может отличаться. Необходимо учитывать, что существуют такие эмоции, которые облегчают конструктивное поведение и которые способствуют возникновению состояния, разрушительного характера.  Такой подход позволит нам отнести ту или иную эмоцию в разряд позитивных или негативных в зависимости от того, какое воздействие она оказывает на эмоциональное состояние человека, его отношение к самому себе, актуальной  ситуации, взаимодействию с людьми.

3 этап.   «Дерево моих чувств».

Цель: обучение дифференциации своего эмоционального состояния.

«Вспомните какое -нибудь событие или ситуацию в вашей жизни, которые вызывали или вызывают в вас сильные и неприятные эмоции и  чувства. Постарайтесь представить себе эту картинку. Постарайтесь понять. Какие чувства вы переживаете?

Возьмите пластилин и начните лепить дерево. Вылепите ствол – это вы сами. Начните лепить ветви этого дерева, представьте себе, что это могут быть различные события Вашей жизни. Их может быть много. Обозначьте ветвь, которая вызвала или вызывает у Вас сильные эмоции.

Начните лепить плоды –это ваши эмоции в этой ситуации. Определите цвет и  размер к каждой эмоции. Поместите эту эмоцию или несколько эмоций, на ту ветвь, которую Вы обозначили особо.

Внизу ствола вылепите корни, которые питают эту ветвь. Корни –это причины тех событий, которые вызвали у Вас эти эмоции. Это и есть причины  ваших чувств, ведь  они возникают из-за Вашего отношения  к этим событиям. Вы можете выбрать цвет. Каждый корень – это ваши мысли про эти события.  Сформулируйте их и для каждой вылепите корень.

Если при этом ваши чувства как-то изменяться, поместите новый плод на соответствующую ветку.

А теперь вспомните какое-то хорошее событие. И поступите с ним также, как с неприятным, вылепите разноцветные плоды и корни.

В конце задания предложить поделиться своими переживаниями во время его выполнения.

Что было полезным именно для Вас в этом упражнении?

В процессе обсуждения  полученного  участниками опыта важно отделить эмоциональное впечатление от рационального осмысления полезности этого задания.

4 этап.  Релаксация «Звуки моего тела».

Цель: обучение установлению контакта со своим телом, сознаванию реакций своего тела, способам выражения своего состояния. Снятие мышечных зажимов, стрессового напряжения.

"Пожалуйста, постарайся поудобней расположиться на кресле, выбрать такую позу, чтобы сидеть расслабленно, чтобы можно было послушать свое тело. Каждая часть тела может звучать по-своему. Нужно только уметь его слушать. Это несложно. Сейчас я буду говорить, на чем нужно сосредоточиться, а вы начинайте слушать сове тело.

Закройте, пожалуйста, глаза, так, как - будто хотелось бы немного о вздремнуть. Постарайся расслабиться.

- Начните с мышц плеч. Обратите свое внимание и расслабьте каждый мускул плеч, освободите от напряжения и расслабьте каждую мышцу плеч.

- Чувство расслабления почувствуйте теперь в верхней части рук, освободите и здесь каждую мышцу, чтобы руки постепенно стали совершенно расслабленными и повисшими.

- Продвигайтесь дальше к мышцам ниже локтя. Пусть и здесь каждый мускул предплечья расслабляется, становится совершенно свободным, бессильно провисает вплоть до кончиков пальцев; расслабьте и освободите их; расслабьте каждый мускул Ваших рук.

- Руки постепенно становятся слабыми, усталыми, а потом - постепенно тяжелеют.

- Пусть Ваши руки лежат такие усталые и слабые.

- И затем переходите, пожалуйста, к бедрам. Особенно расслабьте каждый мускул, пусть Ваши бедра станут свободными и расслабленными. Освободите, расслабьте каждый мускул бедер.

- Постепенно переходите также к голеням, сосредоточьте на этом Ваше внимание и расслабьте здесь также каждую мышцу. Расслабьте, освободите, снимите напряжение с каждого мышечного волокна голени.

- Наконец, обе ноги лежат свободно и расслабленно, совершенно свободно и расслабленно, и становятся - усталыми. Вы медленно чувствуете, как все тело становится приятно расслабленным и свободным от напряжения, потому что Вы расслабили все мышцы.

- Обратите теперь постепенно внимание на дыхание; живот при этом поднимается и опускается. Попробуйте понаблюдать, как он поднимается и опускается, и пусть Ваше дыхание легко и раскованно проникает туда.

- По вашему телу постепенно распространяется приятный покой и расслабленность.

- И голова может спокойно немного вздремнуть, предайтесь этому состоянию, отдайтесь ему"

Постарайтесь послушать своё тело. «Побудьте в этом состоянии расслабления столько, сколько вам необходимо».

 Голос и интонации должны при этом быть естественными, спокойными. Завершить релаксацию следующим образом:

Запомните это состояние расслабления, покоя и комфорта...

- мысленно поблагодарите себя и свое тело...

- а чтобы вернуться достаточно сжать руки в кулаки: раз...два...три... (произносим более бодрым голосом)....

- потянитесь как ото сна, что бы чувствовать тело...

- и постепенно можете открывать глаза...

По завершению необходимо провести обратную связь ( рефлексию):

- Как вы себя чувствуете? Удалось услышать свое тело?

При обсуждении ведущий может обратить внимание на то, что беззвучные места –это те части тела, которые мы не всегда осознаем, в этом месте существуют мышечные зажимы. Если тело «молчит» - это говорит о том, что необходимо учиться  слышать его звуки. Можно еще несколько раз потренироваться дома, чтобы научиться слушать свое тело. Обычно после нескольких тренировок тело начинает звучать.

Когда мы слышим сове тело, когда вы делаете такое упражнение, вы начинаете лучше понимать свое состояние, называть свои эмоции, тем самым снимать напряжение.

Список литературы:

 

  1. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге.- СПб.: Речь, 2008 г.-336 с.
  2. Прихожан А.М. психология неудачника. Тренинг уверенности в себе. М., 2001 г.
  3. Психология эмоций. Изард Кэррол Э. /Перев. с англ. Серия Мастера Психологии. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 464 с.
  4. Хухлаева О.В. Психология подростка: Учебное пособие для студ. высших учебн. заведений.- 2-е изд., испр.- М.: Издательский центр «Академия». 2005.-160 с.
  5. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. Автор: Бардышевская М.К. Лебединский В.В.  Издательство: Когито-центр, 2019.-283 с.

Сайты:

Для разработки данной публикации частично использованы материалы с сайтов:

-Инфоурок. Ведущий образовательный портал России: https://infourok.ru/opredelenie-emocionalnopsiholo...

-Сайт Психологов № 1:  https://www.b17.ru/