Проектная деятельность

Колоденко Юлия

В последнее время в практике дошкольных учреждений активно применяется инновационный метод проблемного и интегрированного обучения -  метод проектов.

Основа этого метода:

- самостоятельная деятельность детей;

– исследовательская,

- познавательная,

- продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.

В переводе с греческого проект – путь исследования.

Также под проектом можно понимать специально организованную взрослым и выполняемую детьми совокупность действий, завершающуюся созданием творческих работ.

Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Проекты в детском саду могут быть:

- Творческие (оформление результата в виде детского праздника),

- Информационные (дети собирают информацию и реализуют ее),

- Ролевые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки, решают по своему поставленные проблемы),

- Исследовательские (дети экспериментируют, а затем результат оформляют в виде газеты, драматизации).

Проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата.

Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.

Первый этап - Подражательно-исполнительский. Его реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет.

На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняя действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Второй этап – Развивающий. Он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь.

Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап –Творческий. Он характерен для детей 6–7 лет.

Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Последовательность работы педагога над проектом:

- Педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;

- Вовлекает дошкольников в решение проблемы;

- Намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);

- Обсуждает план с семьями на родительском собрании;

- Обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;

- Вместе с детьми и родителями составляет план проведения проекта;

- Собирает информацию, материал;

- Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта);

- Даёт домашние задания родителям и детям;

- Поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

- Организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми; -подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

Этапы проектной деятельности.

1 этап «Выбор темы»

Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей «трёх вопросов»: Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать?

2 этап «Реализация проекта»

Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную).

3 этап «Презентация»

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.

Задача воспитателя - создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности.

4 этап «Рефлексия»

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.

Зачем же нужны проекты?

Проекты:

- Помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;

- Помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;

-Способствуют развитию творческих способностей детей;

- Способствуют умению наблюдать и слушать.

Вовлечение родителей в этот процесс имеет очень большую ценность:

-у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;

-развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста;

-возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий дома;

-участие родителей в совместных с ребёнком делах доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам;

-расширяет социальный опыт ребёнка и дает положительные модели для подражания.

Благодаря участию родителей в педагогическом процессе у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка. Дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

Решая различные познавательно - практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции, (удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых) порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску знаний.

Подводя итог, можно сказать, что необходимость проектной деятельности обусловлена тем, что она позволяет расширить поле для детского исследования. Она развивает не только интеллектуальные, но и коммуникативные навыки не только детей, но и взрослых, поэтому для большей эффективности проектная деятельность включена в образовательную программу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_s_detmi_starshey_gruppy_v_mire_professiy.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Проект с детьми старшей группы

«В мире профессий»

Тип проекта: информационно - творческий.

Продолжительность: среднесрочный- 3 месяца.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Проблема: недостаточность, поверхностность знаний и представлений воспитанников по теме проекта в силу их возрастных особенностей.

 Актуальность проекта:

Выбор профессии очень сложный и значимый в жизни любого человека процесс, который однажды придётся сделать каждому из наших воспитанников, когда наступит время. И чем раньше мы начнём знакомить их с «миром профессий», чем раньше мы начнём говорить о значимости труда, о его пользе для всего общества, тем легче будет в своё время сделать подростку этот нелёгкий выбор, от которого будет зависеть его социализация и успешность в сложном, постоянном меняющемся и развивающемся мире.

Цель проекта: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с различными профессиями взрослых.

Задачи:

-Расширять представления о разных профессиях; трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых для работы;

-Побуждать у детей любознательность и интерес к различным профессиям;

-Способствовать развитию познавательных способностей детей, расширению кругозора, развитию активного словаря детей;

-Воспитывать уважение к людям различных профессий;

-Побуждать родителей активно участвовать в совместной деятельности с детьми.

Предполагаемые результаты:

-Дети знают и активно употребляют в речи слова, связанные с профессиями;

-Имеют представление о разных профессиях, трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых для работы;

-Умеют активно, самостоятельно применять полученные знания в игровой деятельности.

Этапы проекта:

1.Подготовительный этап (март 2023 г.)

-Сбор методического материала по теме проекта;

-Сбор художественной литературы: загадки, рассказы, стихи, пословицы, поговорки;

-Подбор и изготовление дидактического материала, наглядных пособий;

-Разработка этапов проектной деятельности;

-Обозначение мероприятий по реализации проекта;

-Подборка информации для родителей.

2.Основной этап (апрель 2023 г. – май  2023 г.)

Апрель 

1).Беседа «Какие профессии вы знаете?». Рассматривание иллюстраций « Профессии»

Цель: выявить  представления о труде взрослых.

2). Настольная игра « Кому что нужно для работы».

3). Раскраски « Профессии»

4).Консультация для родителей « Трудовое воспитание детей дома и в детском саду»

5). Загадки о профессиях.

6).Разучивание пословиц и поговорок о труде.

7) Словесная игра « Ассоциации»

Май

1) Рассказ воспитателя  «Детям о профессиях»

2). Тема «Художник»

 Беседы:«Как стать художником», «Чем и на чем рисует художник», «О жанрах живописи»;

Подвижная игра: "Краски";

Чтение художественной литературы:Т. Травник «Юный художник», Ю. Гречко «Художник», В. Лунин «Я - художник»,  «Красивое стихотворение о художнике», В. Степанов «Художник»

3).Тема «Есть такая профессия повар»;

Лепка: "Кондитерские изделия";

С/р игры:"Повар", "Кафе";

Экскурсия на кухню;

Чтение художественной литературы:

4)Тема «Полицейский»

Беседа: «Профессия полицейский»,

Д/ и: «Дорожные знаки», «Веселый пешеход»;

Конструирование: « Полицейский участок»

С/р игра: «Полиция»

Чтение художественной литературы:С. Михалков «Дядя Стёпа- милиционер»;А. И. Ситникова «Отважный полицейский", Н. Носов «Милиционер»

Встреча с инспектором ГИБДД.

Прогулка к проезжей части.

5).Игра « В мире профессий»

6).Презентация « Заботливые взрослые»

7) Рисование на тему « Профессия моей мечты»

Заключительный этап (май 2023 г.)

-Анализ результатов проекта, оформление результатов проекта.

Результат проекта:

В ходе проекта дети закрепили знания о том, что такое  профессия, для чего человеку необходимо трудиться. Расширились представления о роли труда в жизни человека, о  многообразии орудий труда, трудовых действиях. Дети называют большое количество профессий, пословиц и поговорок о труде, могут составить описательный рассказ о профессиях.

Дети более ответственно относятся  к выполнению поручений. Стали бережней к окружающим предметам.

Дети самостоятельно применяют полученные знания в игровой деятельности.