Проектная деятельность
В последнее время в практике дошкольных учреждений активно применяется инновационный метод проблемного и интегрированного обучения - метод проектов.
Основа этого метода:
- самостоятельная деятельность детей;
– исследовательская,
- познавательная,
- продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.
В переводе с греческого проект – путь исследования.
Также под проектом можно понимать специально организованную взрослым и выполняемую детьми совокупность действий, завершающуюся созданием творческих работ.
Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Проекты в детском саду могут быть:
- Творческие (оформление результата в виде детского праздника),
- Информационные (дети собирают информацию и реализуют ее),
- Ролевые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки, решают по своему поставленные проблемы),
- Исследовательские (дети экспериментируют, а затем результат оформляют в виде газеты, драматизации).
Проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата.
Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.
Первый этап - Подражательно-исполнительский. Его реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет.
На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняя действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Второй этап – Развивающий. Он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь.
Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Третий этап –Творческий. Он характерен для детей 6–7 лет.
Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Последовательность работы педагога над проектом:
- Педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
- Вовлекает дошкольников в решение проблемы;
- Намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
- Обсуждает план с семьями на родительском собрании;
- Обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
- Вместе с детьми и родителями составляет план проведения проекта;
- Собирает информацию, материал;
- Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта);
- Даёт домашние задания родителям и детям;
- Поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
- Организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми; -подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
Этапы проектной деятельности.
1 этап «Выбор темы»
Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей «трёх вопросов»: Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать?
2 этап «Реализация проекта»
Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную).
3 этап «Презентация»
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.
Задача воспитателя - создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности.
4 этап «Рефлексия»
Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.
Зачем же нужны проекты?
Проекты:
- Помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
- Помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;
-Способствуют развитию творческих способностей детей;
- Способствуют умению наблюдать и слушать.
Вовлечение родителей в этот процесс имеет очень большую ценность:
-у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;
-развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста;
-возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий дома;
-участие родителей в совместных с ребёнком делах доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам;
-расширяет социальный опыт ребёнка и дает положительные модели для подражания.
Благодаря участию родителей в педагогическом процессе у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка. Дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Решая различные познавательно - практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции, (удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых) порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску знаний.
Подводя итог, можно сказать, что необходимость проектной деятельности обусловлена тем, что она позволяет расширить поле для детского исследования. Она развивает не только интеллектуальные, но и коммуникативные навыки не только детей, но и взрослых, поэтому для большей эффективности проектная деятельность включена в образовательную программу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_s_detmi_starshey_gruppy_v_mire_professiy.docx | 25.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект с детьми старшей группы
«В мире профессий»
Тип проекта: информационно - творческий.
Продолжительность: среднесрочный- 3 месяца.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Проблема: недостаточность, поверхностность знаний и представлений воспитанников по теме проекта в силу их возрастных особенностей.
Актуальность проекта:
Выбор профессии очень сложный и значимый в жизни любого человека процесс, который однажды придётся сделать каждому из наших воспитанников, когда наступит время. И чем раньше мы начнём знакомить их с «миром профессий», чем раньше мы начнём говорить о значимости труда, о его пользе для всего общества, тем легче будет в своё время сделать подростку этот нелёгкий выбор, от которого будет зависеть его социализация и успешность в сложном, постоянном меняющемся и развивающемся мире.
Цель проекта: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с различными профессиями взрослых.
Задачи:
-Расширять представления о разных профессиях; трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых для работы;
-Побуждать у детей любознательность и интерес к различным профессиям;
-Способствовать развитию познавательных способностей детей, расширению кругозора, развитию активного словаря детей;
-Воспитывать уважение к людям различных профессий;
-Побуждать родителей активно участвовать в совместной деятельности с детьми.
Предполагаемые результаты:
-Дети знают и активно употребляют в речи слова, связанные с профессиями;
-Имеют представление о разных профессиях, трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых для работы;
-Умеют активно, самостоятельно применять полученные знания в игровой деятельности.
Этапы проекта:
1.Подготовительный этап (март 2023 г.)
-Сбор методического материала по теме проекта;
-Сбор художественной литературы: загадки, рассказы, стихи, пословицы, поговорки;
-Подбор и изготовление дидактического материала, наглядных пособий;
-Разработка этапов проектной деятельности;
-Обозначение мероприятий по реализации проекта;
-Подборка информации для родителей.
2.Основной этап (апрель 2023 г. – май 2023 г.)
Апрель
1).Беседа «Какие профессии вы знаете?». Рассматривание иллюстраций « Профессии»
Цель: выявить представления о труде взрослых.
2). Настольная игра « Кому что нужно для работы».
3). Раскраски « Профессии»
4).Консультация для родителей « Трудовое воспитание детей дома и в детском саду»
5). Загадки о профессиях.
6).Разучивание пословиц и поговорок о труде.
7) Словесная игра « Ассоциации»
Май
1) Рассказ воспитателя «Детям о профессиях»
2). Тема «Художник»
Беседы:«Как стать художником», «Чем и на чем рисует художник», «О жанрах живописи»;
Подвижная игра: "Краски";
Чтение художественной литературы:Т. Травник «Юный художник», Ю. Гречко «Художник», В. Лунин «Я - художник», «Красивое стихотворение о художнике», В. Степанов «Художник»
3).Тема «Есть такая профессия повар»;
Лепка: "Кондитерские изделия";
С/р игры:"Повар", "Кафе";
Экскурсия на кухню;
Чтение художественной литературы:
4)Тема «Полицейский»
Беседа: «Профессия полицейский»,
Д/ и: «Дорожные знаки», «Веселый пешеход»;
Конструирование: « Полицейский участок»
С/р игра: «Полиция»
Чтение художественной литературы:С. Михалков «Дядя Стёпа- милиционер»;А. И. Ситникова «Отважный полицейский", Н. Носов «Милиционер»
Встреча с инспектором ГИБДД.
Прогулка к проезжей части.
5).Игра « В мире профессий»
6).Презентация « Заботливые взрослые»
7) Рисование на тему « Профессия моей мечты»
Заключительный этап (май 2023 г.)
-Анализ результатов проекта, оформление результатов проекта.
Результат проекта:
В ходе проекта дети закрепили знания о том, что такое профессия, для чего человеку необходимо трудиться. Расширились представления о роли труда в жизни человека, о многообразии орудий труда, трудовых действиях. Дети называют большое количество профессий, пословиц и поговорок о труде, могут составить описательный рассказ о профессиях.
Дети более ответственно относятся к выполнению поручений. Стали бережней к окружающим предметам.
Дети самостоятельно применяют полученные знания в игровой деятельности.