Программа самообразования

Колоденко Юлия

Программа разработана с целью повышения уровня профессионализма и педагогического мастерства, качества воспитательно- образовательного процесса в направлении использования устного народного творчества в речевом развитии детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2021-2023_g.g.docx42.47 КБ

Предварительный просмотр:

                          План по самообразованию на тему

           «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей

                                               

                                                        2021-2022 г.г.(средняя группа)                         

                                      Актуальность  темы

Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.

 Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

 Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодию и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

                                                                     Цель. 

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.

                                                                   Задачи

1. Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности.

2. Развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.

3. Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

4. Внедрять новые формы работы с использованием устного народного творчества для развития речи детей, создание соответствующей предметно-пространственной развивающей среды.

                                         

                                       

                                          Перечень вопросов по саморазвитию:

1.Изучение психолого-педагогической и методической литературы;

2.Исследовательская деятельность;

3.Анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;

4.Изучение педагогического опыта других педагогов;

5.Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

                                               

                                                   Предполагаемый результат:

Овладение современными формами и способами развития речи детей с использованием  устного народного творчества. 

                                       

                                           Форма отчета по проделанной работе:

1.Творческий отчет для педагогов и родителей;

2.Комплекты личных педагогических разработок.

                                                 Методическая подготовка

Изучить методическую литературу (сентябрь)

-Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. М.,2005

-Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу. М., 2005

-Гриценко З.А. Положи твоё сердце у чтения. М., 2004

-Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго… М., 2004

-Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981

-Л.М.Гурович, Л.Б. Береговая, Л.И. Логинова «Ребенок и книга» М.; Просвещение, 1992 .

               

                                          Перспективный план работы.

Сентябрь.

1. Подбор материала для работы с детьми и родителями на тему: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста».

Октябрь.

1.«Что такое загадка?» Что такое рифмованные загадки?

2.Разгадывание загадок об овощах и фруктах. «Отгадай загадку - нарисуй отгадку» Рисование овощей и фруктов.

3. Досуг «Комната загадок».

4.Создание картотеки «Загадки для детей»

Цель: Познакомить с загадкой как с самостоятельным жанром.

Развивать умение отгадывать рифмованные загадки на основе наглядности.

Ноябрь.

1.Подбор русских народных сказок для оформления книжного уголка.

2.Постановка сказки «Теремок»

Познакомить детей с жанром литературного творчества - русской народной сказкой.

3.« Сказки о животных»

Познакомить детей со сказками, в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы.

Развивать умение драматизировать знакомую сказку.

Декабрь.

1.Проведение подвижных игр с художественным словом.

2.Создать картотеку «Подвижные игры с художественным словом»

Познакомить детей с произведениями русского фольклора - заклички, считалки.

Дать понятие, что такое закличка, считалка.

Формировать умение использовать знакомые считалки в играх.

Январь.

1.Беседа «Бытовые сказки»

2. Просмотр мультфильмов по сюжетам знакомых бытовых сказок.

Познакомить детей со сказками в основе которых лежат события каждодневной жизни. Обсуждение с детьми характеров сказочных персонажей: кто добрый? Кто злой? Кто хитрый? Кто коварный?

Февраль.

« Волшебные сказки».

Познакомить со сказками, в основе которых лежит преодоление чего-то при помощи волшебных предметов, чуда или волшебных помощников.

1.Дидактическая игра «Бывает-не бывает»

Развивать умение детей различать где правда, а где вымысел; что может быть в жизни, а что нет.

2.Выставка рисунков и поделок «Мой любимый сказочный герой»

3.Драматизация любимой сказки.

Познакомить со сказками, в основе которых лежит преодоление чего-то при помощи волшебных предметов, чуда или волшебных помощников.

Март.

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Игровая деятельность «Шустрые пальчики».

Апрель.

Совместное творчество детей и родителей.

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Май. Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

 

                                       Результаты саморазвития

Целенаправленная самостоятельная работа позволила мне пополнить и конкретизировать свои знания в области развития речи детей среднего дошкольного возраста, освоить методы организации театральной деятельности , осуществить детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Я приобрела достаточно прочный запас знаний теоретических и профессиональных, стала увереннее и глубже анализировать свою работу.

В работе с воспитанниками отметила приоритетные для себя методы: наглядный метод (в большей степени внимание на людей, их взаимоотношения, их действия),  прогулки на природу, обсуждения, беседы.

Я не только пополнила копилку своих знаний, но и овладела элементарной диагностической и исследовательской деятельностью в данном направлении. У меня развилась потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, улучшилась гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательный процесс, развился творческий потенциал.

                           

                           

                             2022 – 2023г.г.(Старшая группа)

                                                             Актуальность: 

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

                                                    Цель:

 Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

                                                                    Задачи:

1.Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы и самообразования;

2.Разработать перспективный план работы с детьми;

3.Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей;

4.Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами;

5.Обогащать чувства детей, воображение и речь;

6.Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

                                                 Предполагаемый результат:

Овладение современными формами и способами работы, направленной на развития речи детей с использованием  устного народного творчества. 

                                                      Методическая подготовка

Изучить методическую литературу:

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки/сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор/сост. В. Аникин. М., 1985.

7. Журналы «Ребёнок в детском саду».

8. Ресурсы интернета.

Перспективный план.

Сентябрь.

Тема: Использование малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста

1. Подбор материала для работы с детьми и родителями на тему: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста».

2.Разучивание потешек, песенок.

3.Создание картотек потешек, песенок для работы с детьми.

Октябрь.

Тема: Потешки в воспитании детей.

1.Применять потешки в режимных моментах.

2.Дидактическая игра «Узнай потешку», «Угадай из какой потешки отрывок»

3.Разучивание потешек.

4.Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Ноябрь

Тема: Народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности детей

1.Чтение русских народных сказок. Прослушивание аудио сказок.

2.Настольные игры по русским народным сказкам (пазлы, лото).

3. Использование потешек в режимных моментах.

4.Дидактическая игра «Узнай потешку»,

Декабрь

Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием народного творчества».

1.Создание библиотеки красочных книг с потешками.

2.Выставка «Книжная ярмарка».

 

Январь

Тема: Влияние сказки на психологию ребенка.

1.Дидактическая игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»

2. Народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности детей.

3.Настольные игры по русским народным сказкам (пазлы, лото).

4.Чтение русских народных сказок, прослушивание аудио записей сказок.

Февраль

Тема: Театрализованные игры как средство развития речи детей.

1.Обыгрывание знакомых сказок (игры-драматизации).

2.Пополнение театрального уголка в группе.

3. Творческая работа детей на тему «Моя любимая сказка».

Март

1.Развлечение «Широкая Масленица».

2.Дидактическая игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»

 Апрель

1. Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

2.Конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

3.Дидактическая игра «Угадайте, из какой потешки отрывок»

Май

1.Инсценирование русских народных сказок.

2. Приобрести в группу раскраски по русским сказкам.

3.Отчёт о проделанной работе по теме самообразования. 

                                                    Работа с родителями:

Сентябрь. Создание фонотеки, коллекция CD-дисков с колыбельными, народными песнями.

Октябрь. Создание библиотеки красочных книг с потешками.

Ноябрь. Памятка «Потешки помогут справиться с детским непослушанием».

Декабрь. Консультация «С какими книгами нужно дружить».

Январь. Привлечь к  пополнению театрального уголка в группе.

Февраль. Пополнить уголок ряженья  русскими национальными костюмами.

Март. Творческая мастерская « Мой любимый сказочный герой»

 Апрель. Консультация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей».

Май. Приобрести в группу раскраски по русским сказкам.