Программа социального партнерства с семьями воспитанников
Детский сад и семья стремятся к созданию единого пространства для всестороннего развития ребенка. Взаимодействие с семьями воспитанников - способ организации совместной деятельности, когда общение проходит на равных, не ущемляя интересов друг друга. Работая с семьями воспитанников, в детском саду создается атмосфера взаимопонимания, поддержки и творческого общения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Заведующий МБДОУ
Детский сад № 49 « Ручеек»
Сиротина Л. Ю.
Перспективный план работы с семьями воспитанников второй младшей группы № 1 на 2020-2021 учебный год.
Воспитатели:
Колоденко Ю. М.
Пояснительная записка
Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка (Закон «Об образовании» РФ). Они обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного, физического, личностного развития ребенка. И именно воспитатели становятся союзниками, помощниками родителей, направляющих деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах. Сопровождения личностного и возрастного развития детей может идти эффективнее через взаимодействия педагогов, родителей и специалистов ДОУ.
Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений родителей.
Актуальность.
С введением федерального государственного образовательного стандарта система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения.
И одним из таких проблемных моментов является внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ.
Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.
Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь - «Социум».
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов.
В результате этого, встал вопрос о создании условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.
Цель
-Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения,
-Создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга, и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи
-Установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы.
-Приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды;
-Объединить усилия для развития и воспитания детей;
-Обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;
-Привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
-Постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения.
Срок реализации программы - 1 год.
Формы взаимодействия с родителями
Информационно - аналитические:
-Анкетирование
-Тестирование
Познавательные:
-Родительские собрания
-Круглые столы
-Консультации
-Беседы
-Совместное создание предметно-развивающей среды
Наглядно - информационные:
-Папки-передвижки
-Родительский уголок
-Фотовыставки
-Библиотека-передвижка
Досуговые:
-Праздники и развлечения
-Дни здоровья
-Экскурсии
-Выставки, творческие конкурсы
-Выставка семейных коллекций
Основные педагогические принципы.
1. Открытость детского сада для семьи;
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге». Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
4. Индивидуальный подход;
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
5. Динамичность;
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Ожидаемые результаты программы.
-Увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
-У родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
-Сформируются теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;
-Повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.
План работы с родителями
Результативность
Увеличился рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
У родителей проявился осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка)
Сформировались теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;
Повысился уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.
Внедрение новых федеральных государственных требований позволяет организовывать совместную деятельность детского сада и семьи.
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Заведующий МБДОУ
Детский сад № 49 « Ручеек»
Сиротина Л. Ю.
Программа социального партнерства с семьями воспитанников старшей группы № 6 на 2022-2023 учебный год.
Воспитатели:
Колоденко Ю. М.
Пояснительная записка
Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка (Закон «Об образовании» РФ). Они обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного, физического, личностного развития ребенка. И именно воспитатели становятся союзниками, помощниками родителей, направляющих деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах. Сопровождения личностного и возрастного развития детей может идти эффективнее через взаимодействия педагогов, родителей и специалистов ДОУ.
Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений родителей.
Содержание работы с родителями состоит в следующем:
1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (беседы, лекции, индивидуальные консультации, практикумы);
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела);
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия детского сада и семьи, на усиление его воспитательного потенциала.
Предлагаемый вашему вниманию план работы с родителями, который был разработан с учетом опыта общения с детьми и призван помочь родителям сориентироваться в многообразии проблем, и сделать эту работу более интересной и полезной для всех участников педагогического процесса.
Актуальность.
Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь - «Социум».
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов.
В результате этого, встал вопрос о создании условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.
Цель
-Найти индивидуальный подход к каждому ребёнку и обогатить воспитательный опыт родителей.
-Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения,
-Создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга, и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи
-Установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы.
-Приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды;
-Объединить усилия для развития и воспитания детей;
-Обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;
-Привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
-Постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения.
- Совершенствовать партнёрские отношения родителей с воспитателями путём выявления общих интересов;
- Оказывать всестороннюю поддержку семьям в вопросах воспитания и образования детей;
- Использовать эффективные технологии в работе с родителями, построенные на психолого-педагогическом партнёрстве.
Направления работы
- распространение полезных педагогических знаний среди родителей;
- оказание практической помощи семье в воспитании ребёнка;
- активизация интереса семьи к вопросам образования и воспитания ребёнка;
- формирование единых требований системный подход к вопросам воспитания и обучения ребёнка в ДОУ и семье;
- продолжение работы по формированию доверительного отношения родителей к ДОУ;
- оказание помощи родителям в воспитании ребёнка и пополнение информационной копилки.
Формы взаимодействия с родителями
Информационно - аналитические:
-Анкетирование
Познавательные:
-Родительские собрания
-Круглые столы
-Консультации
-Беседы
-Совместное создание предметно-развивающей среды
Наглядно - информационные:
-Папки-передвижки
-Родительский уголок
-Фотовыставки
-Библиотека-передвижка
Досуговые:
-Праздники и развлечения
-Дни здоровья
-Экскурсии
- Творческие выставки
Основные педагогические принципы.
1. Открытость детского сада для семьи;
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге». Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
4. Индивидуальный подход;
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
5. Динамичность;
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
6. Ответственность сотрудников и родителей за воспитание и обучение детей;
7.Доверие и уважение между воспитателем и семьями воспитанников – основа полноценного развития личности каждого ребёнка;
8.Эффективность и оценка результатов взаимодействия ДОУ и семьи.
Ожидаемые результаты программы.
-Увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
-У родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
-Сформируются теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;
-Повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция
План работы с родителями
6 | Выставка мини-музея | « Дары природы » | Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ. Формирование у дошкольников представления о музее. Расширение кругозора дошкольников. Вовлечение родителей в жизнь детского сада. |
Ноябрь | |||
1 | Субботник | «Наши добрые дела» | Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива. |
2 | Консультации | «Какие родители, такие и дети!», «Вежливость воспитывается вежливостью». | Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей. Пропагандировать семейные ценности, любовь и уважение к семье. |
3 | Папа- передвижка | « День народного единства» | Привлечь родителей к полезной и нужной информации. |
4 | Памятка | «Потешки помогут справиться с детским непослушанием». | Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей. |
Декабрь | |||
1 | Папки-передвижки | «Что надо знать о своём ребёнке». « Зимушка- зима» | Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей. Привлечь родителей к полезной и нужной информации. |
2 | Родительское собрание | « О детской дружбе» | Ознакомить родителей с особенностями общения ребенка со сверстниками. |
3 | Консультации | «Учимся рассказывать», «С какими книгами нужно дружить». | Повысить компетентность родителей по вопросам речевого развития. |
4 | Выставка поделок к Новому году. | « Новогодняя елка» | Привлечение родителей к подготовке к Новогоднему празднику. Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей и работников детского сада. |
5 | Новогодний праздник | «Хорошо, что каждый год к нам приходит Новый год» | Обогащение положительного эмоционального опыта детей и родителей. |
Январь | |||
1 | Памятки | «Как отвечать на детские вопросы?». | Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей. |
2 | Консультация | «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании» | Повышение педагогической культуры родителей. |
3 | Выставка рисунков | « Ух, ты, зимушка- зима!» | Привлечь родителей к совместному художественному творчеству с детьми. |
4 | Индивидуальные беседы | «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?», «Одежда детей в группе и на улице» | Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей. Теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей. |
5 | Выставка рисунков | « ГТО - путь к успеху» | Популяризация Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) среди детей. Воспитание у дошкольников сознательного отношения к укреплению своего здоровья, стремления к регулярным занятиям физкультурой и спортом. |
Февраль | |||
1 | Праздник | «Много добрых слов о папе» | Развитие эмоционально положительного настроя родителей и детей. |
2 | Оформление стенгазеты | « Защитники Отечества» | Способствовать созданию праздничного настроения. |
3 | Родительское собрание | « Патриотическое воспитание дошкольников» | Демонстрировать родителям необходимость обсуждения нравственных тем в семье. Формировать нравственную культуру семьи. Расширить знания родителей о роли семьи в воспитании патриотических чувств детей. |
4 | Пополнение ПРС | Пополнить уголок ряженья элементами русского национального костюма. | Развитие творческого взаимодействия родителей и педагогов. |
5 | Консультация | «30 советов по воспитанию сыновей» | Обогатить воспитательный опыт родителей, распространение педагогических знаний среди родителей. |
6 | Спортивный праздник | Мы со спортом очень дружим» | Взаимодействие родителей, детей и сотрудников ДОУ. |
7 | Выставка фото и рисунков | « С нашим папой мы вдвоем очень весело живем» | Объединить усилия воспитателей и родителей для развития и воспитания детей. Создание условий для воспитания у детей доброго отношения к своему папе; гордости за родного человека. |
Март | |||
1 | Праздник к 8 Марта | «Мама лучше всех на свете» | Показ творческих способностей детей, сформированных умений и навыков, развитие эмоционально положительного настроя родителей и детей. |
2 | Стенгазета | « Самая лучшая!» | Способствовать созданию праздничного настроения. |
3 | Консультация | «Развитие словесно-логической памяти детей шести лет» | Формирование педагогической компетенции родителей. Развивать интерес родителей к использованию разнообразных форм организации совместной деятельности с детьми. |
4 | Творческая мастерская | « Мой любимый сказочный герой» | Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей и детей. |
5 | Индивидуальные консультации | « Правила хорошего тона за столом», « Важные слова» | Совершенствование педагогических знаний родителей. |
6 | Фотовыставка | « Вот такие наши мамы» | Способствовать созданию праздничного настроения. |
7 | День открытых дверей | « Приглашаем в гости» |
|
Апрель | |||
1 | Анкетирование | «Внимателен ли Ваш ребенок». | Анализ информации и выявление вопросов, волнующих родителей по данной теме. |
2 | Родительское собрание | « Поддерживаем познавательную активность детей» | Реализация единого подхода детского сада и семьи в организации познавательной деятельности детей. |
3 | Папка- передвижка | «Для чего нужно развивать у детей интерес к природе», « Весна – краса» | Реализация единого подхода в формировании у дошкольников бережного отношения к природе и организации исследовательской деятельности в ДОУ и семье. Привлечь родителей к полезной и нужной информации. |
4 | Консультации | «Как измерить талант?». «Развитие творческих способностей ребенка», «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей». | Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей. |
5 | Памятка | «Методы, повышающие познавательную активность дошкольников». | Повышение педагогической культуры родителей. Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей. |
6 | Весенний праздник | «Весенняя капель» | Совершенствовать эмоциональные взаимоотношения между детьми и родителями. |
Май | |||
1 | Круглый стол | «Поощрять или наказывать». Обмен мнениями и опытом. | Установление партнёрских отношений с семьями воспитанников, совершенствование психолого-педагогических знаний родителей. |
2 | Анкетирование | «Выявление удовлетворённости родителей качеством образования, работой педагогического коллектива» | Выявить уровень удовлетворённости родителей качеством образования, анализ информации. |
3 | Выставка творческих детско-родительских работ | «Наши увлечения». | Демонстрация творческих способностей. Развитие творческого взаимодействия родителей и детей. |
4 | Оформление стенда на летний период | « Чем заняться детям летом», « Чему мы научились в старшей группе» | Привлечение внимания родителей к полезной и нужной информации. Подведение итогов совместного воспитательно-образовательного процесса. |
5 | Папка-передвижка | «Развиваем мелкую моторику рук» | Распространение психолого-педагогических знаний среди родителей будущих школьников, практическая помощь семье. |
Результативность
Увеличился рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
У родителей проявился осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка)
Сформировались теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;
Повысился уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.
Внедрение новых федеральных государственных требований позволяет организовывать совместную деятельность детского сада и семьи.
Утверждаю
Заведующий МБДОУ
Детский сад №49 « Ручеек»
________________________ Сиротина Л.Ю.
Перспективный план работы с семьями воспитанников старшей группы № 6
на 2022-2023 учебный год.
Воспитатели:
Колоденко Ю.М.
Смыслова Н.Д.