5.Контрольно-измерительные материалы по русскому языку

Нестерова Наталья Андреевна

Предварительный просмотр:

Итоговый тест по теме «Сложносочиненное предложение»

1 вариант.

I. Союз, связывающий части сложного предложения Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, является…

А. подчинительным

Б. соединительным

В. разделительным

Г. противительным ++

2. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких?

А. и, да (в значении и), ни-ни, тоже

Б) или, либо, то-то, не то - не то ++

В. а, но, да (в значении и), однако, зато, же

3. Определите вид предложения. Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые листья и, промокая, ложились на мокрую траву.

А.простое++

Б. сложносочиненное

В. сложноподчиненное

Г. бессоюзное

4. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.

А. Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.

Б. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.++

В. Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать на шпалы.

5. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

А. Улыбка была слабая, чуть заметная, и, несмотря на улыбку, строгое выражение глаз не

изменилось.

Б. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.

В. Впереди были люди и, следовательно, бояться мне было нечего.++

6. В предложение Деревья сбросили листву, и не слышно птичьих голосов вставьте

общий второстепенный член и запишите полученное предложение.(ОСЕНЬЮ)

7.Прочитайте предложение Выпал снег и... Продолжите его дважды, добавив:

  1. однородное сказуемое; Выпал снег и сразу начал таять.
  2. простое предложение. Выпал снег, и мы пошли играть в снежки.

8. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):

                                           [Безличное],     [двусоставное].

А, На земле на небе и всюду кругом было спокойно ничто не предвещало непогоды.++

Б. Каждый цветок был похож на знакомый мне мак и от них пахло весной.

В. На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы.

9. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

А. Я ни на минуту не заставил его дожидаться, тотчас сел на лошадь, и мы выехали за ворота крепости.

Б. Темнело,  и сбоку несло речным холодом.

В. Из лесу доносится крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук, похожий на чей-то голос.

Г. Деревья, сбросившие свой наряд, тучи, низко плывущие над землей, дождь, моросящий, холодный  -   обычные картины глубокой осени,  и они милы моему сердцу.

10. Дополните  предложение Мой рассказ слушали равнодушно, и потому...,   указывая на следствие.я закончил своё выступление.

Итоговый тест по теме «Сложносочиненное предложение»(ответы)

2 вариант.

1. Прочитайте предложение Голова болела, сознание же было ясное, отчетливое. Простые предложения соединены в нем в сложное при помощи...

А. подчинительного союза

 Б. союзного слова

В. сочинительного союза ++

Г. интонации

2. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором одно явление противопоставляется другому?

А. и, да (в значении и), ни-ни, тоже

Б. или, либо, то-то, не то - не то

В. а, но, да (в значении но), однако, зато, же++

3. Определите вид предложения Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель.

А. простое++

Б. сложносочиненное

 В. сложноподчиненное

Г. бессоюзное

4. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.

 А. Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми руками.

Б. Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в хорошем настроении. ++

В. Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них.

5. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

А. В избушке, распевая, дева прядет, и, зимний друг ночей, трещит лучина перед ней.

Б. Но вот во ржи и по основному полю пробежала первая волна, рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.++

В. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики и, может быть, где-нибудь белеет ландыш.

6. В предложении Днем дул легкий ветерок и перепадал снежок   опустите общий второстепенный член и запишите полученное предложение.(ДНЁМ)

7. Прочитайте предложение Отец заправил бензином машину и... Продолжите его дважды, добавив:

  1. однородное сказуемое; Отец заправил бензином машину и поехал на работу.
  2. простое предложение. Отец заправил бензином машину, и мы поехали в зоопарк.

8. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):

                                         [Безличное],  и   [безличное].

А. Небо заволокло тучами и дождю конца не видится.++

Б. Объявили об окончании обеденного перерыва и приступили к прополке свеклы.

 В. Становилось темно и мы долго плутали по лесу.

9. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

А. Мальчики сидели за столом, склонив головы, и, произнося шепотом слова, выполняли, по-видимому, какую-то работу,  и я старался им не мешать.

Б. Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.

В. Уже вечерело, и народ возвращался с полей.

Г. Его добрые глаза светились ясным светом, и худое лицо казалось прекрасным.

10.Дополните предложение Тучи закрыли небо, и от этого...,   указывая на следствие. …стало темно.

Тест по теме «Сложносочиненные предложения»

Вариант 1

Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.

Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.

В.Тихо дышит лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.

Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.

1. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания. А      Б      В      Г

2. Укажите сложносочиненные предложения.

 А     Б      В      Г

3. Найдите предложение с общим второстепенным членом.

А       Б      В     Г

4. Строение какого предложения соответствует схеме:

[неопределенно-личное], и [безличное] ?

5. Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение

То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка?

А. одновременность явлений

Б. последовательность

В. чередование

Г. противопоставление

6. Найдите предложение с союзом однако (знаки препинания не проставлены)

А. В кустах раздался шорох однако вскоре он затих.

Б. В кустах раздался шорох вскоре однако он затих.

Тест по теме «Сложносочиненные предложения»

Вариант 2

Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.

Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.

В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.

Г. Я подошел к берегу моря, все глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.

1. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

 А      Б      В       Г

2. Укажите сложносочиненные предложения.

А       Б      В       Г

3. Найдите сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом.

А       Б       В      Г

4. Строение какого предложения соответствует схеме:

[определенно-личное], и [двусост.] ?

5. Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение

Первые паровозы потрясли мое воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины?

А. одновременность действий

Б. последовательность

В. чередование

Г. противопоставление

6. Найдите предложение с союзом тоже.

А. Мы с трудом добрались до леса, до избушки лесника то(же) добирались долго.

Б. Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в (то)же село.

Контрольная работа

Тест по русскому языку

« Пунктуация в сложноподчинённом предложении»

1. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Проходя мимо злополучного места, (1) с которого начинались его вчерашние страдания, (2) Тема увидел цветок, (3) лежавший опрокинутым на земле. (Гарин-Михайловский Н.)

2. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Когда теплоход отошел от берега и развернулся, (1) лётчик спустился в свою каюту, (2) открыл иллюминатор и в последний раз окинул взглядом город, (3) амфитеатром лежавший над бухтой. (Гребенюк И.)

3. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Такой дружный топот сотен ног мне доводилось слышать только в театре, (1) когда зрители, (2) сшибая друг друга, (3) неслись в гардероб. (Санин В.)

4. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так много, (1) что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули. Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, (2) где доцветали кувшинки и голубая вода казалась черной, (3) как деготь. (Паустовский К.)

5. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Свистели со всех сторон бурундуки, (1) роса до полудня не высыхала на бруснике, (2) на мшистых валунах, (3) и цвел на этих камнях такой красный цветок, (4) будто горели среди мха маленькие костры. (Паустовский К.)

6. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Серая, (1) застывшая по-осеннему, (2) уже затянутая туманцем вода не отражала высоких звезд, (3) кусты на берегу, (4) откуда всю ночь стреляли пулеметы, (5) стояли затаённо, (6) неподвижно. (Бондарев Ю.)

7. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Июльским полднем тропой,(1) пробитой по берегу, (2) торопливо ехал всадник с закинутым за спину ружьем. На одном из поворотов тропы он становился, (3) опустил повод и, (4) прищурив глаза, (5) внимательно смотрел на залитую полуденным солнцем реку, (6) точно ожидая, (7) не появится ли кто на ней из-за крутого поворота. (Куликов А.)

8. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

И вот гимнаст повисает вниз головой, (1) а его партнерша ловко соскользнула с ракеты и в какое-то мгновение ловит его руки, (2) вкладывает ладонь в ладонь, (3) чтобы крутиться под куполом, (4) сжиматься и разжиматься, (5) как пружина, (6) отбрасывая на стены легкие, (7) стремительные тени, (8) вызывая то мертвую тишину, (9) то вздох облегчения, (10) то бешеные аплодисменты. (Велтистов Е.)

9. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Директор с тремя помощниками взялись за ручки и отнесли чемодан на второй этаж. Поднявшись за ними, (1) профессор с удовольствием оглядел голубоватые стены гостиной, (2) удобную мебель, (3) маленький рабочий стол у широкого, (4) во всю стену, (5) окна. Он почувствовал, (6) что в комнате пахнет сосновым лесом, (7) и улыбнулся. (Велтистов Е.)

10. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Засунув руки в карманы,(1) отчужденно осматриваясь, (2) полковник медленно обошёл всю свою квартиру. Кроме обоев, (3) тут, (4) кажется, (5) ничто не напоминало того места,(6) где они с Шурой когда-то жили. Квартира ничем не отличалась от других случайно уцелевших квартир в других городах, (7) куда ему приходилось входить в последнее время. (Кнорре Ф.)

11.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. Запишите номер.

1) (7) Наглотаются рыбы до отвала, а чего сразу не могут съесть - прячут в свои подклювные мешки.

2) (16) Где на глубоком месте кормятся в море, ныряют, достают с морского дна рыбу прожорливые бакланы, там обязательно плавают бабуры.

3) (25) Каспийские рыбаки часто видят, как посреди открытого моря, далеко от берегов, на спинах больших белых птиц стоят чёрные птицы, раскинувши мокрые крылья, точно чёрные паруса.

4) (27) А ленивые бабуры преспокойно плавают наверху, опустивши над водою длинные носы, - ждут новой подачки.

12. Замените разговорное слово «до отвала» в предложении  стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 

Наглотаются рыбы до отвала, а чего сразу не могут съесть - прячут в свои подклювные мешки. 

13.Замените словосочетание «с морского дна» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

14.Укажите количество грамматических основ в предложении . Ответ запишите цифрой

Так на спинах бабур сушатся и отдыхают в открытом море прожорливые бакланы и, хорошо обсушившись, начинают снова нырять.

15 .Прочитайте предложение

 Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов,  эффектными мизансценами, а идеями драматурга.

Придаточное предложение в нем стоит…

А. перед главным предложением

Б. после главного предложения

В. в середине главного предложения

16. Нарисуйте схему. Определите вид придаточного.

А. Я рассказал, где прошло мое детство.

Б. Я поехал туда, где прошло мое детство.

В. Я побывал в городе, где прошло мое детство.

17. Определите вид  придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении

 Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес.

18.   Нарисуйте схему. Определите вид придаточного.

А. Это и была школа, куда меня направили.

Б. Я знал, куда меня направили.

В. Я приехал туда, куда меня направили.

19.Среди предложений 18-24 найдите сложноподчинённое предложение. Напишите номер этого предложения. 

(18)Поныряет, поныряет баклан, крылья обмокнут - пора бы и посушиться. (19)А до берега лететь далеко. (20) Вот поймает баклан рыбёшку, подплывет к бабуре, и такой будто происходит разговор:

(21)«Разреши мне, дружок, на твоей спине обсушиться».

(22)«Если рыбку дашь, разрешу».

(23)«Пожалуйста, вот тебе рыбка!..»

(24)Отдаст баклан рыбку приятелю, а бабура за это ему свою широкую спину подставит: пожалуйста, мол, влезай!.. 

20.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. 

Много дорогой рыбы уничтожают бакланы, (1) поэтому рыбаки бакланов очень не любят. Где на глубоком месте кормятся в море, (2) ныряют, (3) достают с морского дна рыбу прожорливые бакланы, (4) там обязательно плавают бабуры.

Ключ к проверке

1.12

2.1

3.1

4.12

5.4

6.45

7.7

8.3

9.67

10.67

11.3

12.досыта ( или много)

13.со дна моря

14.1

15.б

16.а)СПП с изъяснительным придаточным

Б)СПП с обстоятельственным придаточным

В)СПП с определительным придаточным

17.времени

18. а)СПП с определительным придаточным

Б)СПП с изъяснительным придаточным

В)СПП с обстоятельственным придаточным

19.22

20.14

Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения»

Вариант 1

Задание 1. СПИШИТЕ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАССТАВЛЯЯ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, СОСТАВЬТЕ  СХЕМЫ  СПП, ОПРЕДЕЛИТЕ  ВИДЫ  ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

Задание 2. УКАЖИТЕ, КАКИЕ ПРИДАТОЧНЫЕ ПРИСОЕДИНЕНЫ ПРИ ПОМОЩИ СОЮЗОВ (I), А КАКИЕ - ПРИ ПОМОЩИ СОЮЗНЫХ СЛОВ (II).

1) Мы вышли на поляну где рос огромный дуб.

2) Молодость привлекает тем что имеет будущее.

3) Он пошел туда где узкой полоской чернел лес.

4) Хотя я недавно читал эту книгу плохо помню её содержание.

5) Когда идешь в дальнюю дорогу то уже не разбираешь погоды.

6) Всегда отыщешь новизну вокруг если меняешься сам.

7) Недаром говорится что дело мастера боится.

8) Чтобы не заблудиться в лесу собирая грибы  я беру с собой компас.

9) Мне хотелось уйти туда  где можно спокойно предаться своим мыслям.

10) Как только мы вошли в лес сразу попали на тропинку.

11) Любое живое дело можно загубить если делать его  равнодушными руками.

12) Ночь была так черна что вплотную столкнувшись лицами  нельзя было видеть друг друга.

13) Из чащобы все время доносились неясные шорохи  поэтому мальчики долго не могли успокоиться.

14) Охотник  вздрогнув  быстро оглянулся  потому что в кустах он услышал какой-то шум.

15) Мы вышли к реке  когда начался дождь  скоро превратившийся в ливень.

16) Макар и не заметил  что стало светать.

17) Обратите внимание на почки ивы  которые слегка набухли.

18) Только теперь я понял  чтό для него значила эта вещь.

19) Впервые я услышал как шелестит лист падающий поздней осенью с дерева.

20) Небо на востоке стало темнеть  хотя солнце еще не ушло за горизонт

Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения»

Вариант 2

Задание 1. СПИШИТЕ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАССТАВЛЯЯ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, СОСТАВЬТЕ

    СХЕМЫ  СПП, ОПРЕДЕЛИТЕ  ВИДЫ  ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

Задание 2. УКАЖИТЕ, КАКИЕ ПРИДАТОЧНЫЕ ПРИСОЕДИНЕНЫ ПРИ ПОМОЩИ СОЮЗОВ (I), А КАКИЕ - ПРИ ПОМОЩИ СОЮЗНЫХ СЛОВ (II).

1)  Наперёд не угадаешь  где найдёшь  где потеряешь.

2)  Вновь я посетил тот уголок земли где я провел изгнанником два года незаметных.

3)  Когда на темно-красных ветках появляются белые комочки сережек верба особенно красива.

4)  Там где близ поверхности есть хотя бы небольшое  количество  меди  обязательно найдется и малахит.

5)  Река так блестит и сверкает на солнце что глазам было больно.

6)  Надо мечтать как можно больше  как можно сильнее  чтобы  будущее обратилось в настоящее.

7)  Если рвёшь розы думай о шипах!

8)  Не будьте равнодушны ибо равнодушие смертоносно для  души  человека.

9) Я убежден что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома  в своей семье  в отношениях со своими  родными.

10) Знания которые не пополняются ежедневно убывают с каждым  днем.

11) Старик был так поражен его словами  что всплеснул руками.

12) Впервые я услышал как шелестит лист падающий поздней осенью с дерева.

13) Нынче в пять часов утра когда я открыл глаза в окно моей комнаты повеяло запахом цветов.

14) Должно быть каждый из нас подумал о лесных ручьях которые бегут под буреломом о мерцающих звездах.

15) Слышно было как мать звенела стаканами разливая чай.

16) Летят к вербе пчелы бабочки потому что их привлекают душистые сережки.

17) Небо на востоке стало темнеть  хотя солнце еще не ушло за горизонт.

18) Я прежде всего должен высказать то в чем до сих пор не решался сознаться самому себе.

19) Чтобы не заблудиться в лесах  нужно знать приметы.

20) Всю ночь мы лежали у костра и слушали  как шумит море.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Диктанты за курс 7 класса по произведению П.Басинского «Русский роман, или Жизнь и приключения Джона Половинкина»

           1. Наконец появился третий участник печального кортежа — жеребенок с желтой гривкой и темной полосою вдоль хребта. Последние два часа он отчаянно пытался догнать мать-кобылу и теперь мелко дрожал от страха и обиды. Он так изнемог, что не почуял воздуха родной усадьбы. Путь казался ему бесконечным, но оставалась надежда, что догони он мать, и дорога опять станет широкой и звонкой, как грунтовое шоссе, на которое они выбрались поздней ночью. Как весело ему бежалось тогда возле материнского хвоста под яркими осенними звездами! Но на рассвете погасли звезды, кончилось шоссе, пошли распаханные под зиму поля, и на узкой дороге кучер, злобно выругавшись, отогнал его кнутовищем. Спотыкаясь тонкими ногами среди крупных комьев земли с вмороженной в них колючей соломой, жеребенок рванулся, стараясь поравняться с матерью, но оказался позади повозки, которую тащил не знакомый ему черный и страшный битюг. Битюг лениво переставлял ужасные толстые ноги с грязными свалявшимися щетками и не собирался уступать жеребенку дороги. К тому же от повозки шел резкий, пугающий запах.

2.Накануне ночью разбушевалось последнее предзимнее ненастье. Деревянные избы на главной улице противно заскрипели от шквалистого ветра, напугав не только обывателей, но и их сожителей — рыжих тараканов. Под утро ветер стих и на город спустилось нечто вроде тьмы египетской. На Покров ждали снега, но снег не пошел, зато просыпался ледяной колючий дождь, исхлеставший ржавое железо крыш и речку Сестрицу, предательски покинутую своими стражами — белыми гусями. Затем непогода нехотя ушла на восток, и ненадолго усмехнулся ехидный рот молодого месяца.

3.В мире стало пустынно и холодно. Вода в реке успокоилась, однако спускавшаяся к Сестрице пожилая дурочка Зина уверяла, что вода в реке стонет и поэтому надо ждать больших несчастий. Дурочке не поверили. Каркала она и прежде, и всегда впустую, за что и была неоднократно бита заведующей универмагом, могучей суеверной бабой, о которой поговаривали, будто наворовала она столько, что ОБХСС не трогает ее из чистого профессионального любопытства: жалко раньше времени срывать такой великолепный, но еще не созревший плод. Зинке не верили до поры…

Она врала не только про воду. Тараща выпуклые, с красными прожилками глазки, Зинка говорила, будто вышла из реки молодая женщина, нагая и прекрасная, но без очей.



Предварительный просмотр:

Задания для закрепления темы «Причастный и деепричастный обороты», составленные по произведению Павла Басинского

«Русский роман, или Жизнь и приключения Джона Половинкина»

Спишите, найдите причастный и деепричастный обороты , расставьте знаки препинания:

1 Покряхтывая и бесконечно разминаясь  он недобрым взглядом смотрел на уснувшего кучера. И вдруг — вспрыгнул на облучок и крепко пихнул спящего в бок. Толчок был так силен, что парень грохнулся наземь саженях в трех от коляски, перевернулся, как подстреленный заяц, и вскочил на ноги хлопая глупыми глазами и потирая ушибленные места. Глядя на него  Сергей Львович захохотал..

 2. И вновь Чернолусский сделал вид, что не слышал кучера. Резво, насколько позволяли длинные полы тулупа, взбежал по ступеням парадного входа убеждая себя  что еще не стар и легок в движении.

3. Это был дворецкий князя Африкан Егорович Курицын  прозванный меньдюком за черные, глубоко посаженные глаза и длинные седые усы  свисавшие от ноздрей наподобие шнурков. Каясь и охая  старик толкнул тяжелую, нехотя открывшуюся дверь и отступил  впуская хозяина в пенаты.

4. Из прихожей  швырнув тулуп и шапку на грязный пол  Чернолусский прошел в светлую гостиную с наборным паркетом, давно не вощенным и изрядно подгнившим по углам.

5. Выпив водки и не притронувшись к закуске  Сергей Львович воспрял духом и только тогда заметил на ломберном столе письмо.

6. Курослепов сидел на старом продавленном стуле  осторожно пробуя его на прочность. Бубенцов ходил взад-вперед по гостиной  бросая сердитые взгляды на живописное собрание на стене.

7. Внешность господина  встретившего его в меблированном доме на Пятницкой улице  поразила Иванова.

8. В назначенный вечер князь, Иванов и Талдыкин  уже поглотив  изрядное количество горячительного   с нетерпением ждали мага.

9. Не говоря ни слова  маг взял из рук стоявшего рядом дворецкого плащ с цилиндром и вышел из гостиной. Иванов побежал за ним. Вдруг раздался женский крик. Это Ольга Павловна  осознав позор своего положения  закричала и бросилась к дверям. Князь хотел остановить ее, но почувствовал, что не в силах даже пошевелить рукой.

10. Половинкин обалдело озирался  стараясь понять  где он находится и зачем из уютного кресла его выдернули во тьму и холод.

Текст мини-диктанта по теме «Причастный и деепричастный обороты», составленные по произведению Павла Басинского

«Русский роман, или Жизнь и приключения Джона Половинкина»

1. Наконец появился третий участник печального кортежа — жеребенок с желтой гривкой и темной полосою вдоль хребта. Последние два часа он отчаянно пытался догнать мать-кобылу и теперь мелко дрожал от страха и обиды. Он так изнемог, что не почуял воздуха родной усадьбы. Путь казался ему бесконечным, но оставалась надежда, что догони он мать, и дорога опять станет широкой и звонкой, как грунтовое шоссе, на которое они выбрались поздней ночью. Как весело ему бежалось тогда возле материнского хвоста под яркими осенними звездами! Но на рассвете погасли звезды, кончилось шоссе, пошли распаханные под зиму поля, и на узкой дороге кучер, злобно выругавшись, отогнал его кнутовищем. Спотыкаясь тонкими ногами среди крупных комьев земли с вмороженной в них колючей соломой, жеребенок рванулся, стараясь поравняться с матерью, но оказался позади повозки, которую тащил не знакомый ему черный и страшный битюг. Битюг лениво переставлял ужасные толстые ноги с грязными свалявшимися щетками и не собирался уступать жеребенку дороги. К тому же от повозки шел резкий, пугающий запах.

2.Накануне ночью разбушевалось последнее предзимнее ненастье. Деревянные избы на главной улице противно заскрипели от шквалистого ветра, напугав не только обывателей, но и их сожителей — рыжих тараканов. Под утро ветер стих и на город спустилось нечто вроде тьмы египетской. На Покров ждали снега, но снег не пошел, зато просыпался ледяной колючий дождь, исхлеставший ржавое железо крыш и речку Сестрицу, предательски покинутую своими стражами — белыми гусями. Затем непогода нехотя ушла на восток, и ненадолго усмехнулся ехидный рот молодого месяца. оклеветанных, разлученных с близкими и потерявших накопленное своим трудом.

На основе данного отрывка из произведения П. Басинского можно также повторить следующие разделы русского языка: «Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях», : «Знаки препинания в сложносочиненных  предложениях»



Предварительный просмотр:

Итоговая  проверочная работа  6 класс по теме

«Корни с чередованием»

Безударные гласные в корне, правописание приставок .

1.Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной в корне. Обозначьте условия выбора орфограммы.

а) е – и

Соб_раться, бл_стеть, соб_рать, заб_рать, зам_реть, зам_рать, расст_лать, расст_лить, выж_гать, бл_стящий, заж_гательный, ст_реть, бл_стать, прот_реть, выт_рать, выб_рать, заст_лить, зам_рло, зам_рало, ум_реть, ум_рать, раст_рать, забл_стать, выст_рали, выд_раю, заб_раю, прот_реть, соб_рающий, выч_сть, выч_тать, расст_лить, расст_латься, зап_реть, зап_рать, приб_рать, изб_ратели, соч_тать, соч_тание, бл_стательный, бл_снет, приб_рет, оп_реться.

б) о – а

К_сательная, прик_снуться, прик_сновение, предл_жить, предл_гать, предл_жение, изл_жение, изл_гать, прил_гательное, прил_жение, оз_рять, з_ренька, з_рница, з_ря, з_рька, подг_рать, подг_реть, заг_р, заг_релый, подг_реть, наг_реть, выг_реть, заг_реть, сл_гаемые, выр_сли, выр_стать, выр_щенный, возр_ст, ср_щение, р_стительность, г_рит, р_внина, р_вняйсь, м_кать в сметану, г_рели, р_вняется, р_сток, отр_сль, ур_вень, ср_внение, Р_стислав, выр_внять грядки, ср_внить с кем-то, распол_житься, составить ур_внение, р_стение, город Р_стов, непром_каемый плащ, водор_сли, з_ря разг_рается, к_сались, нар_щение, сл_жение, к_снуться, оз_рена, дог_рали, г_релки, возл_жить, возл_гать, пол_гаю, неприк_сновенный, разл_жить, оз_рять, г_релка, приг_рать, оз_ренный, выр_сти, выр_сший, отр_слевой, р_вносторонний, обувь пром_кает, р_вновесие, р_весники, обм_кнуть кисть в краску, вым_кнуть под дождем, зар_внять швы, соприк_сновение.

2.Вставьте пропущенные буквы, рядом запишите проверочные слова.

З…лотистый, с…лить, в…рить, к…за, р…са, н…совой, гр…зовой, п…рное мол…ко, к…ра на ств…ле, гл…за, п…роход, н…чной, в…лчонок, пл…хой, д…ждливый, стр…усиный, н…жной, тр…винка, п…хать, п…левой, с…ва, д…чурка, п…л…сатый, с…харок, м…рской, пл…щадка, т…хонько, б…льчонок, с…неть, прин…сти, т…пло, зар…дить, В…ктория, т…матический, вн…зу, т…нуть, м…довый, т…шина, ст…на, р…чной, п…рина, пом…риться, за гр…бамии, в…сло, в т…ни, м…ховой, см…яться, ц…почка, д…ревья, за…вить.

3.Вставьте пропущенные буквы З  или С, объясните условия выбора орфограмм.

Бе_толковый, бе_характерный, и_пользовать, и_следовать, и_жарить, и_требить, во_лагать, во_питать, ра_шатать, ра_считывать, бе_вольный, ра_дать, в_помнить, во_дать, во_клицать, _жечь, ни_ложить, ни_падать, в_ставить, ра_колдовать.

4.  Из предложений 7–11 выпишите слово, в котором правописание приставки

определяется её значением – «приближение».

7)Она уже не думает о себе, она думает, как смягчить незаслуженную обиду, чтобы

облегчить удар. (8)Ей вспоминается, как трудно было Хохолку приобрести велосипед и с

каким торжеством он примчался на нём в первый раз. (9)«Теперь я буду катать тебя

каждое воскресенье!» – сказал он тогда. (10)И с тех пор, уже второе лето, каждое

воскресенье он обязательно мчал её куда-нибудь.

(11)Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед

собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе...

5. Вставьте пропущенные буквы. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую — с приставкой при-, во вторую — с приставкой пре-.

Старинное пр...дание, камень пр...ткновения, пр...чуды природы, пр...ступить (к делу), богатое пр...даное, пр...вратности судьбы, пр...одоление препятствий, не надо пр...рекаться, пр...знание в содеянном, пр...бывать в бездействии, беспр...кословно повиноваться, пр...верженец новых взглядов, пр...дать друга, пр...мирить врагов, пр...бытие поезда, непр...менное условие, полезное пр...обретение, жизнь без пр...крас, пр...забавный случай, пр...ломление лучей, пр...вышение полномочий, пр...остановить слушание дела, давать пр...сягу, искатели пр...ключений.