Методическая работа

Нестерова Наталья Андреевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Доклад на МО учителей гуманитарного цикла

от 19.10.2016г.

по теме  «Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов  гуманитарного цикла».

Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. Для подготовки таких учащихся педагогам необходимо использовать в обучении современные образовательные технологии. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам русского языка и литературы.

Поиск  ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление – педагогические технологии.

Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи. Это не противоречит творческим процессам личностного совершенствования, так как каждая из педагогических технологий имеет собственную зону, в пределах которой происходит развитие личности.

В условиях быстрого социально-экономического роста страны, стремящейся к участию в мировых процессах, к реальной конкурентоспособности на мировой арене, особое внимание общества нацелено на образование, его качество, инновационный потенциал. 

Социальным заказом современного общества востребована личность конкурентоспособная, ориентированная на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование. Но только саморазвивающийся учитель способен воспитать саморазвивающегося ученика, только конкурентоспособный учитель способен взрастить конкурентоспособную личность.
Социальные ожидания ориентируют на новый тип учителя, обладающего потребностью и готовностью решать сложные образовательные проблемы в условиях педагогического творчества и вариативности образования. Возникла необходимость в определении модели педагога новой формации с набором профессиональных компетенций, над разработкой которых в настоящее время идет активная работа.
Оперируя понятием «педагог новой формации», мы должны понимать, что за этим скрывается определенный круг реалий. К ним следует отнести:
• новое нормативно-правовое пространство профессиональной деятельности, предполагающее участие в процессах соуправления каждого педагога, его правовую культуру;
• фактическую смену образовательной парадигмы на компетентностную парадигму образования. И от понимания сути и способности реализовать в практике зависит в целом успех реформы;
• статусные изменения в профессии, что означает переход от роли исполнителя к ролям менеджера, модератора, тьютора; (учитель не готов быть соуправленцем, не готов брать на себя ответственность, не готов быть свободным и равноправным субъектом процессов обновления школы);
• активное внедрение в педагогический арсенал технологий и инструментов работы информационно-коммуникационных технологий. Освоение инструментов ИКТ призвано не только обогатить технологический арсенал преподавания, но и дать возможность каждому педагогу стать субъектом общения при помощи глобальной сети, использовать ее дня самооценки своей деятельности;

Сегодня школе, родителям, ученикам нужен не просто знающий учитель, мастерски владеющий речью и методикой преподавания, но и успешный учитель. Это значит: он должен иметь высокие личностные качества, социальную ответственность, искренность, оптимизм, готовность соучастия, иметь индивидуальный стиль работы, владеть, как минимум, тремя языками и компьютерной грамотностью, быть готовым к творческой деятельности. Все это — залог его успешности, а значит, и востребованности на рынке образовательных услуг.

Условно все критерии можно разделить на три группы: педагогические; психологические; личностные.
Педагогические критерии успешности учителя. О работе учителя судят по конечному результату.
Первый критерий — это уровень обученности наших учеников. Уровень обученности отслеживается достаточно часто в течение учебного года: по отдельным темам, в конце учебной четверти (триместра), по итогам окружных, городских контрольных работ.
Второй критерий — уровень сформированности общеучебных умений и навыков. Это:
• учебно-информационные умения (работа с письменными и устными текстами, с источниками информации);
• учебно-логические умения (умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и т. п.);
• учебно-управленческие умения (понимать поставленную задачу, вырабатывать
алгоритм действии, владеть различными средствами самоконтроля и т. п.).
Третий критерий — состояние исследовательской работы и работы по самообразованию. «Учитель — это человек, который учится всю жизнь…». Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование. Исследовательская работа дает возможность проследить эффективность применения тех или иных теоретических знаний.
Четвертый критерий — образование педагогов и повышение квалификации. Это одно из важнейших условий для повышения и сохранения качества преподавания.
Пятый критерий — способность к самоанализу, рефлексии. Учителя, безусловно, всегда размышляют по поводу того, что они делают. Эти размышления можно разделить на два вида: размышления, претворенные в действие (т.е. придумал и сделал); размышления по поводу совершенных действий (т.е. анализ совершенного) — рефлексия.
Эти два процесса очень важны, поскольку они дают возможность быть занятым поиском новых идей, импровизировать, используя новшества, соответствующие современным направлениям работы в образовании.
Шестой критерий — инновационная деятельность. Эта деятельность позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне, способствует развитию школы.
Психологические критерии успешности учителя. «Настоящее образование, — писал в свое время Н. Добролюбов, — это такое образование, которое заставляет определить свое отношение ко всему окружающему». Ушинский писал, что «недостаточно понять слова, недостаточно понять даже мысли и чувства, в них заключенные; нужно, чтобы эти мысли и эти чувства стали внутренне определяющими личность». Рассмотрим вопрос об успешности учения, его зависимости от того смысла, который имеет дня ребенка изучаемое им. Чем интереснее для ребенка учебный материал, тем легче он усваивается им и тем лучше запоминается.  Как сохранить и поддержать любознательность ребенка? Всем хорошо известно, что по мере школьного обучения дети теряют любопытство, становятся менее любознательными. Это один из самых тревожных показателей школьного неблагополучия».
В учении: не формально усвоить, нужно не «отбыть» обучение, а «прожить» его: нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащегося.

Личностные критерии успешности учителя. Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в нее личности педагога. Это значит, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности. Объектом оценивания выступает не вся совокупность личностных характеристик учителя, а только та часть личностных качеств, которая профессионально значима. Такие качества структурировались в работах Бабанского Ю.К., Сластенина В.А., Кузьминой Н.В. и др. Из многочисленных существующих диагностических методик выделим такие качества личности учителя, которые оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность учителя.
1. Эмог зональность. В состав этого качества входит: интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств, адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся; доброжелательность реакции учителя на возбуждение; уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результата своего труда.
2. Выразительность речи. Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя. За счет образности, стройности, логичности речи можно решить целый ряд важных педагогических задач. К сожалению, почти все учителя приобретают «профессиональную» окраску голоса: нервная монотонность с элементами металла. Это учительское свойство, как установлено психологами, раздражает, угнетает учащихся. Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения дня ораторского искусства, а дня обогащения лексики, образности действует правило «ТРИ О»:
Общение — с хорошей литературой, искусством, природой.
Общение — с интересными людьми, любовь, дружба.
Общение — с самим собой — саморазвитие — время печали, творчества, размышлений.
3. Творческое начало личности. Учитель, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать , делать самому, экспериментировать ежедневно. Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток, ни внепредметных интересов. В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не хочется. И приговор: «Науроке скучно!»
4. Организаторские способности. Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.
5. Чувство юмора. Дети любят разных учителей, но более всего веселых — таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход. В.А. Сухомлинский утверждал: «Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение то состояние, из которого учитель часто не находит выхода». Значительную часть конфликтов между учениками и учителями можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором отнестись к причине противостояния, обратить все в шутку.
6. Настойчивость, дисиплинированность. Эти два качества характеризуют развитие воли учителя. Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца. Дисциплинированность — это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам. Не менее значимы и факторы, влияющие на успешную работу учителя: это и организация труда, и отношения с администрацией, родителями и учащимися, и возможность проявления и реализации своих профессиональных качеств.
Качество обучения педагогических работников сегодня — один из важнейших факторов перехода на 12-летнее обучение, поэтому основными приоритетами подготовки педагогических               кадров стали:
• Четкое определение концептуальных основ функционирования и развития организаций образования.
• Организация образовательного пространства на основе сотрудничества, согласия и совершенствования всех составляющих его систем.
• Создание качественной предметно-пространственной среды для всех участников образовательного процесса.
• Обеспечение возможностей для повышения профессиональной компетентности, самосовершенствования и самореализации руководителей, педагогов, организаций образования.
• Обновление содержания образования с ориентацией на полиязычие, информационно-компьютерную грамотность, возрождение моральных ценностей, усиление деятельностного компонента.
• Еще один важный аспект — создание условий безопасного и комфортного пребывания ребенка в школе, и об этом должен заботиться современный учитель, классный руководитель.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Сманов Б.У. Высокий уровень профессионализма учителя как основа успешной модернизации образования // Менеджмент в образовании. — 2010.-№ 2.
2 Обыдёнкина Л.В. Система инновационных порталов как модель разноуровневого неформального образования педагогов на непрерывной основе // Менеджмент в образовании-2009.-№ 1.