5.Контрольно-измерительные материалы по литературе

Нестерова Наталья Андреевна

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по литературе

 10 класс

А.Н. Островский. Драма  «Гроза»               

Часть 1. Тестовые задания с выбором ответа

1. С каким театром тесно сотрудничал А.Н. Островский?

      А) Художественный театр                Б)Малый театр  

       В) театр «Современник»                   Г)Большой театр

2. А.Н. Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определенной общественной среды. Какой именно?

      А) Помещичье-дворянской      Б) Купеческой

      В) Аристократической              Г) Народной

3.  «Гроза»  Островского – это

      А) комедия    Б) драма       В) трагедия     Г) трагикомедия   Д) фарс       Е) водевиль                                                                                                      

4. Действие происходит в городе

       А) Торжке       Б) Твери    В) Калязине    Г) Кинешме    Д) Калинове       Е) Костроме   

     5. Действие происходит на берегу

      А) Невы    Б) Оки        В) Камы     Г) Волги        Д) Енисея      Е) Иртыша                                                                                                    

    6.   Все лица, кроме … , одеты по-русски

           А) Бориса      Б) Катерин     В) Варвары     Г) Кулигина       Д) барыни    Е) Дикого                                                                          

7. Борис влюбился в

         А) Варвару      Б) Глашу      В) Феклушу      Г) Катерину  Д) Марфу     Е) Анфису                                                                        

8 . Родители Бориса

  А) сгорели в своём доме     Б) утонули в реке                   В) умерли в холеру                                                                                Г) пропали за границей      Д) умерли от тифа                Е) отравились грибами

9. После измены мужу Катерина

А) продолжала тайно встречаться с любовником    Б) начала гулять с Кудряшом

В) призналась прилюдно в неверности      Г) уехала с Борисом Григорьевичем в Кяхту

 Д) покаялась в церкви

10. Катерина, не выдержав душевных мук, призналась в супружеской измене и

  А) повесилась в спальне свекрови        Б) бросилась в Волгу     В) выпила яду                                        Г) отравила мужа и свекровь    Д) подожгла дом и сгорела сама        Е) сошла с ума

11. «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу»,– заявляет

       А) Варвара   Б) Борис      В) Катерина    Г) Кулигин        Д) Глаша       Е) Тихон                                                                                                              

12. Тихон за измену свою жену:

    А) побил немножко           Б) таскал за волосы                  В) утопил в Волге                  

   Г) чуть не убил        Д) отхлестал чересседельником          Е) бросил в подвал

13. Как поступила Варвара, когда «маменька точила, точила» её за тайную помощь Катерине

 А) обругала мать       Б) обвинила во всём мать     В) попросила у матери прощения      

   Г) убежала из дому с Ваней    Д ) извинилась перед ней и братом  

14. Определите, кем является каждое действующее лицо.

Барыня

богатая вдова

Борис

девка в доме

Варвара

странница

Глаша

ее сын

Дикой

его жена

Кабанова

конторщик

Катерина

купец

Кудряш

мещанин

Кулигин

его племянник

Тихон

сестра Тихона

Феклуша

старуха 70лет

15. Статью «Темное царство» написал:

А) Н.Г. Чернышевский   Б) В.Г. Белинский   В) И.А. Гончаров    Г) Н.А.Добролюбов

16. Кого критик назвал «лучом света в темном царстве?

А) Варвару    Б) Катерину     В) Тихона    Г) Бориса   Д) Кулигина

C:\Users\днс\Desktop\п5445п4.gif

Часть 2. Тестовые задания с кратким ответом

  1. «Не то страшно, что убьёт тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми».         Кому принадлежат эти слова?  Чего и кого боится он(а)?______________________________________

  1. «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

 Кому принадлежат эти слова?______________________________________

  1. «Всю жизнь смолоду-то грешила… Вот умирать-то и боится. Чего сама-то боится, тем и других пугает».  Кто о ком говорит?__________________________________

  1. «Один грех за мной есть», – заявляет Феклуша.   Какой? ___________________________________________________________

  1. «Девушка какая-то остановила меня на улице и сказала, чтобы я именно сюда пришёл, сзади сада Кабановых, где тропинка»,– рассказывает Борис.

   Как зовут эту незнакомку ?__________________________________

  1. «Точит она его теперь, как ржа железо»,- говорит Варвара. Кто кого точит?

_____________________________________________________________________

7. «На высоком-превысоком доме, на крыше, стоит кто-то, лицом чёрен,–рассказывает Феклуша об увиденном в Москве.– И делает он руками, как будто сыплет что, а ничего не сыплется»   Кто и что, по мнению Феклуши, сыплет с крыши?________________________________________________________________

8.  Для чего Кулигин просит у Дикого рублей десять «для общей пользы» и согласен «свои труды даром положить»?

 Что он хочет сделать?_________________________________________________

9. За супружескую измену Катерины Кабаниха предлагает её___________________

10.     2-й. И едут туда всякого звания люди.

          1-й. Так, так, понял теперь.

          2-й. И всякого чину.

          1-й. И арапы?

          2-й. И арапы.

                          Куда едут эти люди?_________________________

11.  «Вы её погубили! Вы! Вы!» – отчаянно кричит Тихон, бросаясь к мёртвой жене.

          «Вы» – это_____________________________________

Часть 3. Вопросы для работы с текстом

Вставьте пропущенное слово:

  1. «А то есть ещё земля,– рассказывает Феклуша,– где все люди с ……. головами…»

  1. «Кабы любила,– придирается Кабаниха к снохе,– так бы выучилась……..».

  1. «Бросить……..!  Нет, ни за что на свете!  Он мой теперь»,– решительно говорит Катерина.

  1. «Да гроза-то что такое по-твоему?» – спрашивает Дикой Кулигина и сам же отвечает:  «Гроза-то нам в ……..посылается!»

  1. «Да чего, матушка Марфа Игнатьевна,– рассказывает Феклуша,– огненного …….. стали запрягать: всё, видишь, для-ради скорости».

Часть 4. Творческое задание

Сила или слабость Катерины проявляется в ее самоубийстве?  Кратко напишите ответ.

   

Ответы.

Часть 1. Тестовые задания с выбором ответа

  1.  Б) Малый театр
  2.   Б) Купеческой
  3.   Б) Драма
  4.   Д) Калинове
  5.     Г) Волги
  6. А) Бориса
  7. Г) Катнрину
  8. В) умерли в холеру  
  9. В) призналась прилюдно в неверности  
  10.    Б) бросилась в Волгу  
  11.    В) Катерина    
  12. А) побил немножко  
  13.      Г) убежала из дому с Ваней     
  14.      

Барыня

старуха 70лет

Борис

его племянник

Варвара

сестра Тихона

Глаша

девка в доме

Дикой

купец

Кабанова

богатая вдова

Катерина

его жена

Кудряш

конторщик

Кулигин

часовщик-самоучка

Тихон

ее сын

Феклуша

странница

Шапкин

мещанин

  1. Г) Н.А.Добролюбов
  2. Б) Катерину    

                                                                             

Часть 2. Тестовые задания с кратким ответом

  1. Катерина. Грозы и Бога
  2. Варваре
  3. Варвара о сумасшедшей барыне
  4. сладко поесть любит
  5.   Варвара
  6. Кабанова Тихона
  7. Дьявол сыплет плевелы.
  8. установить часы  
  9.    живую в землю закопать   
  10. в геенну огненную 
  11. Марфа Игнатьевна  Кабанова, его мать  

Часть 3. Вопросы для работы с текстом

  1. Песьими
  2. Выть
  3.  Ключ
  4. Наказание
  5. Змия



Предварительный просмотр:

Проверочная работа  10 класс

«И.А. Гончаров. Роман «Обломов»

Дата: ________________ Фамилия, имя: ____________________

Уровень I

Выберите правильный вариант ответа:

И.А. Гончаров:

а) совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада»

б) участвовал в обороне Севастополя

в) совершил путешествие на остров Сахалин

г) был сослан на Кавказ в действующую армию

Какое произведение не принадлежит И.А. Гончарову?

а) «Обыкновенная история»в) «Обломов»

б) «Невский проспект»г) «Обрыв»

Роман «Обломов» был впервые напечатан ва) 1852в) 1860

б) 1858г) 1861

К какому роду литературы относится это произведение?

а) лирикав) драма

б) эпосг) лиро-эпикаДанному произведению присущи жанровые признаки

а) авантюрно-приключенческого романав) социально-психологического романа

б) исторического романаг) сатирического романа

Глава «Сон Обломова» впервые была напечатана

а) в журнале «Современник»в) в журнале «Вестник Европы»

б) в «Отечественных записках»г) в «Литературном сборнике с иллюстрациями»

Определите экспозицию романа «Обломов»

а) первые шесть главв) первые две главы

б) первые три главыг) вся первая часть

К какому литературному направлению следует отнести роман «Обломов»?

а) классицизмв) реализм

б) сентиментализмг) романтизм

Действие романа «Обломов» происходит

а) в Москвев) в Орловской губернии

б) в Тульской Губернииг) в Петербурге

Что мешает Илье Ильичу Обломову быть деятельным человеком?

а) отсутствие цели в жизнив) бедность

б) воспитание и закономерности г) болезненное состояние

современной ему жизни

Как звали сына Ильи Ильича Обломова?

а) Андрейв) Илья

б) Иванг) Павел

Образы Обломова и Штольца вводятся в роман по принципу

а) взаимного исключенияв) дополнения

б) сравненияг) антитезы

К какому типу литературных героев можно отнести И. Обломова?

а) «лишний человек»в) герой-любовник

б) «маленький человек»г) герой-резонер

Глава «Сон Обломова» включена в роман для того, чтобы

а) выразить представление автора об идеальных отношениях в семье

б) объяснить происхождение героя

в) объяснить причины апатии и бездеятельности героя

г) расширить представление о барской жизни

«Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслажденьем, как у лентяя…»

а) это было его нормальным состояниемв) это было вынужденно.

б) это было его протестом против жизни

О каком персонаже идет речь?

«… не старался изменить не только данного ему богом образа, но исвоего костюма, в котором ходил в деревне. Платье ему шилось по вывезенному им из деревни образцу. Серый сюртук и жилет нравились ему и потому, что в этой полуформенной одежде он видел слабое воспоминание ливреи, которую онносил некогда, провожая покойных господ в церковь или в гости; а ливрея в воспоминаниях его была единственною представительницею достоинства…»

а) Алексеевв) Захар

б) Тарантьевг) Волков

О каком персонаже идет речь?

«…была в зените своей жизни; она жила и чувствовала,что жила полно, как прежде никогда не жила, но только высказать этого, как и прежде, никогда не могла, или, лучше, ей в голову об этом не приходило. Она только молила бога, чтоб он продлил веку Илье Ильичу и чтоб избавил его от всякой «скорби, гнева и нужды»

а) Ольга Ильинскаяв) тетка Ольги

б) Агафья Пшеницынаг) мать Ильи Обломова

Кто автор слов « А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло; благороден, нежен, и - пропал! Причина... какая причина! Обломовщина!»?

а) Штольцв) Алексеев

б) Ольга Ильинскаяг) Захар

Закончите фразу Обломова: «Нет, жизнь моя началась с…»

а) с радостив) с рождения

б) с угасанияг) здесь нет ответа

Штольц познакомил Обломова с Ольгой Ильинской, в которой, по мнению Андрея Ивановича, «ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла» не было. Ольга хочет

а) выйти замуж за Обломовав) заставить уехать Обломова вслед за Штольцем за границу

б) разбудить спящую душу

Чьё это высказывание?

«Илья Ильич стоит на рубеже двух взаимно противоположных направлений… Таких людей должно жалеть, во-первых, потому что в них часто бывает много хорошего, во-вторых, потому, что они являются невинными жертвами исторической необходимости».

а) Д.И. Писаревв) Л.В.Дружинин

б) Н.А.Добролюбов

Ольга и Андрей, вспоминая Обломова, отмечают в нём то, что «дороже всякого разума»:

а) добрый характер в) честное, верное сердце

б) мягкость души

В доме Пшеницыной, где жил Обломов, жизнь менялась с «медленною постепенностью». Для Агафьи Матвеевны смысл жизни теперь только

а) в накоплении капиталав) в покое и удобстве Ильи Ильича

б) в образовании Вани и Машеньки, её детей

Уровень II

Ответьте на вопросы:

Гончаров использует предметно-бытовую деталь как важное средство характеристики персонажа. В романе «Обломов» такими деталями являются ________________________________________________

Назовите своеобразного двойника Ильи Обломова в романе _____________________________________

Кому из героев романа И. А. Гончарова «Обломов» принадлежит приведенное высказывание? «Труд — образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей».______________________________

На вопрос самого Ильи Ильича: «Отчего я такой?», автор романа отвечает, что в этом виновато _______________________________________________________________________________________

1. «Она поняла, что проиграла и просияла её жизнь, что бог вложил в её жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда… Навсегда, правда; но зато навсегда осмыслилась и жизнь её: теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно». А) Илья Обломов

2. «На ближайшем кладбище под скромной урной покоится тело … между кустов, в затишье. Ветви сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой, да безмятежно пахнет полынь. Кажется, сам ангел тишины охраняет сон …». Б) Агафья Матвеевна

3. «Все лицо его как будто прожжено было багровой печатью, от лба до подбородка. Нос был, сверх того, подёрнут синевой. Голова совсем лысая; бакенбарды были по-прежнему большие, но смятые и перепутанные, как войлок… обут он был в старые стоптанные галоши на босу ногу; в руках держал меховую, совсем обтёртую шапку». В) Ольга

4. «Она с тихой радостью успокоила взгляд на разливе жизни, на её широких полях и зеленых холмах. Не бегала у ней дрожь по плечам, не горел взгляд гордостью: только, когда она перенесла этот взгляд с полей и холмов на того, кто подал ей руку, она почувствовала, что по щеке у ней медленно тянется слеза…». Г) Захар

Соотнесите судьбу героя с его именем.

Кому из героев романа И. А. Гончарова «Обломов» принадлежит приведенное высказывание? «Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь! <...>Все, вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванья ДРУГ у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг другу, это оглядывание с ног до головы; послушаешь, о чем говорят, так голова закружится, дуреешь. Кажется, люди на взгляд такие умные, с таким достоинством на лице, только и слышишь: «Этому дали то, тот получил аренду». — «Помилуйте, за что?» — кричит кто-нибудь. «Этот проигрался вчера в клубе; тот берет триста тысяч!» Скука, скука, скука!.. Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?» ________________________________________________________________________________________

Даже Ольга не смогла пробудить Обломова к реальной жизни: «… Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь жить для меня, - а ты уже давно умер». В день мучительного расставания Обломова с Ольгой Ильинской как раз «вымыли и починили» халат Ильи Ильича, и всё «погрузилось в сон». В данном случае реализуется такой литературный приём, как ____________________________________________

Проанализируйте отрывок из романа:

Илья Ильич проснулся утром в своей маленькой постельке. Ему только семь лет. Ему легко,

весело. Какой он хорошенький, красненький, полный! Щечки такие кругленькие, что иной шалун надуется нарочно, а таких не сделает. Няня ждет его пробуждения. Она начинает натягивать ему чулочки; он не дается, шалит, болтает ногами; няня ловит его, оба они хохочут. Наконец удалось ей поднять его на ноги; она умывает его, причесывает головку и ведет к матери. Обломов, увидев давно умершую мать, и во сне затрепетал от радости, от жаркой любви к ней: у него, у сонного, медленно выплыли из ресниц и стали неподвижно две теплые слезы. Мать осыпала его страстными поцелуями, потом осмотрела его жадными, заботливыми глазами, не мутны ли глазки, спросила, не болит ли что-нибудь, расспросила няньку, покойно ли он спал, не просыпался ли ночью, не метался ли во сне, не было ли у него жару. Потом взяла его за руку и подвела его к образу. Там, став на колени и обняв его одной рукой, подсказывала она ему слова молитвы. Мальчик рассеянно повторял их, глядя в окно, откуда лилась в комнату прохлада и запах сирени.

- Мы, маменька, сегодня пойдем гулять? – вдруг спрашивал он среди молитвы.

- Пойдем, душенька, - торопливо говорила она, не отводя от иконы глаз и спеша договорить святые слова. Мальчик вяло повторял их, но мать влагала в них всю свою душу. Потом шли к отцу, потом к чаю.

1. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

а) открывает повествование;в) является кульминацией сюжета;

б) завершает повествование;г) является композиционным элементом.

2. Главной темой данного фрагмента является:

а) внешность и поступки главного героя;в) описание матери Обломова;

б) предыстория жизни Обломова;г) изображение скуки жизни главного героя.

3.Что определяет поведение маленького Обломова в данном фрагменте:

а) злость; в)непосредственность;

б)любовь к матери; г)забота об отце.

С какой целью в данном фрагменте приводится описание утренней молитвыОбломова с матерью?

а) выявить отсутствие в маленьком Обломове серьезного отношения к жизни;

б) показать атмосферу в доме Обломовых, охарактеризовать взаимоотношения мальчика сматерью;

в) охарактеризовать глупость героя;

г) заинтриговать читателя.

Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественнойизобразительности, помогающее автору описать героя и выразить свое отношение к нему(«страстными», «жадными, заботливыми»). ____________________________________________________

Из абзаца, начинающегося со слов: «Илья Ильич проснулся…», выпишите слова,которые характеризуют настроение главного героя. _____________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

В абзаце, начинающемся со слов: «Мальчик вяло…», найдите слово, котороеобъясняет, что мать Обломова вкладывала в слова молитвы. _______________________________________________________

8. Какими особенностями характера обладал Обломов в семь лет? Развились ли эти черты в дальнейшем? Как вы думаете, почему? __________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уровень III

Ответьте развернуто на один из ниже предложенных вопросов:

Некоторые критики считали, что в романе два сюжета: Обломов и Ольга, Штольц и Ольга. Другие говорили о едином сюжете – превращение Обломова в «живой труп». Какова ваша точка зрения?

В чем состоит разница между «лишними людьми» (Онегиным, Печориным, Рудиным) и Обломовым?Ответить на этот вопрос вам поможет следующая цитата:

«У «лишних людей» был конфликт со своим временем. У Обломова этот конфликт перерос в драму человека «вне времени». <…> Если «лишние люди» суть представители общества, то Обломов, в существенных аспектах этого образа,- нации». (В.И.Мельник.Илья Обломов и «лишние люди в русской литературе»).

Современные нам критики не ставят знака равенства между Обломовым и обломовщиной. Почему?

Перед вами три суждения о романе «Обломов». Объясните смысл каждого из них. С какими из них вы согласны, какие кажутся вам спорными? Почему? Аргументируйте свое мнение.

Люди, подобные Обломову, суть «…неизбежные явления переходной эпохи; они стоят на рубеже двух жизней: старорусской и европейской, и не могут решительно шагнуть из одной в другую. В этой нерешительности, в этой борьбе двух начал заключается драматичность их положения». (Д.И. Писарев).

Илья Ильич не выдержал испытания свободой и, как будто продолжая располагать ею, добровольно отказался от жизнеповедения свободного человека. Обломов, быть может, в состоянии справиться с внешним врагом… Но он не в состоянии справиться сам с собой, с обломовщиной, угнездившейся у него в душе. (В. Кантор).

Идиллия невозможна, она в этом мире паразитарна – вот о чем предупреждал писатель. Мечты о счастье, не подкрепленные делом, трезвым экономическим расчетом, по сути безнравственны, ибо могут привести только к тоталитарному разорению. Путь Обломова бесперспективен, в конце только закукливание, переходящее в Вечный сон. (В. Кантор).

________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Проверочная работа  по литературе. 10 класс

«И.С. Тургенев. «Отцы и дети»

Дата: ________________ Фамилия, имя: ______________________

Уровень I

Выберите правильный вариант ответа:

Укажите правильное название имения Кирсановых:

а) Ягодное в) Марьино

б) Заманиловка г) Отрадное

Укажите, кому был посвящен роман И.С. Тургенева:

а) Н.А. Добролюбову в) В.Г. Белинскому

б) Н.В. Гоголю г) Н.А. Некрасову

Какова будущая профессия Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова?

а) инженер в) учитель

б) военный г) врач

Чем закончилась дуэль Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова?

а) смертью Базарова в) ранением Кирсанова

б) смертью Кирсанова г) герои отказались стрелять друг в друга

Укажите, какой тип композиции использовал автор в романе «Отцы дети»?

а) зеркальная в) циклическая

б) последовательная г) обратная

Укажите, какой герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» является, по сути, выразителем точки зрения автора:

а) Павел Петрович Кирсанов в) Анна Сергеевна Одинцова

б) Аркадий г) Николай Петрович Кирсанов

Укажите, какому критику принадлежит следующее высказывание о главном герое романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгении Базарове: «Умереть так, как умер Базаров – все равно что сделать великий подвиг»:

а) В.Г. Белинскому в) А.И. Герцену

б) Н.Г. Чернышевскому г) Д.И. Писареву

Укажите, к какому литературному направлению относится творчество И.С. Тургенева:

а) классицизм в) сентиментализм

б) романтизм г) реализм

Укажите дату начала действия романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»:

а) январь 1840 в) май 1859

б) март 1849 г) сентябрь 1861

Укажите, кого из героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Д.И. Писарев назвал «маленьким Печориным»?

а) Е.В. Базарова в) Н.П. Кирсанова

б) П.П. Кирсанова г) Аркадия Кирсанова

Какое литературное направление стало преобладающим во второй половине XIX века?

а) классицизм в) реализм

б) сентиментализм г) модернизм

Что представляют собой в романе образы Ситникова и Кукшиной?

а) это карикатуры на Базарова в) это просто не удавшиеся автору характеры

б) это пародия на «нигилизм» г) это пародия на консервативное дворянство

Уровень II

Ответьте на вопросы:

Как И.С. Тургенев объяснял неожиданную и нелепую смерть главного героя романа «Отцы и дети», Евгения Базарова?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Базаров и П.П. Кирсанов противопоставлены друг другу практически во всем (происхождением, образом жизни, мыслей, внешностью, убеждениями). Есть ли в характере этих героев черты сходства? Укажите хотя бы одну черту сходства этих героев.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сколько времени длится действие романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»? (до эпилога)?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какой герой романа является пародией на Евгения Базарова?

_______________________________________________________________________________

Какова судьба Павла Петровича Кирсанова после дуэли и смерти Базарова?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему А.С. Одинцова не ответила взаимностью на чувство Базарова?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

За что И.С. Тургенев был сослан в родовое имение под надзор полиции в 1852 году?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите основной конфликт в романе.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

·______________________________________________________________________________________________

Плеяду каких персонажей продолжает образ Базарова? (вспомните Онегина, Ленского)

_______________________________________________________________________________

Уровень III

Ответьте развернуто на один из ниже предложенных вопросов:

Каковы особенности психологизма И.С. Тургенева? Приведите примеры из романа.

Какую роль в романе играет тема любви?

Как сцена прощания с Одинцовой помогает читателю лучше понять образ Евгения Базарова? (анализ XXVII главы)

Какую функцию в романе выполняет пейзаж в заключительной главе романа? (анализ XXVIII главы).

В чем заключается сущность теории Базарова и как она опровергается в романе? Приведите примеры.

В чем заключается сущность спора между «отцами» и «детьми» в романе (в узком и широком смыслах)? Ответ обоснуйте примерами.



Предварительный просмотр:

Тест по литературе для учащихся 10 класса

 (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

ЦЕЛЬ:  проверить, как учащиеся  знают  произведение, прочитали ли они вообще данное произведение в полном объёме;  развивать умение сопоставлять, анализировать; подготовиться к сдаче ЕГЭ.

Методические  рекомендации: тест  состоит из двух частей. В первой части учащиеся должны дать  краткий ответ на поставленный вопрос, а во второй части необходимо выбрать вариант ответа. На вопросы (из второй части), в которых требуется дать не один ответ, хотя бы дать два правильных ответа. Тогда это задание считается правильно выполненным.

Оценивание данного теста

Уровень выполнения работы

Процент выполнения работы

Оценка

Баллы (правильные ответы)

Оптимальный

85%-100%

5

39-43

Допустимый

66%-84,9%

4

32-38

Критический

51%-65,9%

3

22-31

Недопустимый, низкий

50,9%

2

1-21

Тест

Часть 1 (Задания с кратким ответом)

  1. Назовите фамилию  фрейлины и приближённой императрицы Марии Фёдоровны. Именно ей принадлежат слова: «Я верю в одного Бога и в высокую судьбу нашего милого императора…».
  2. Назовите имена детей князя Василия Курагина.
  3. О ком идёт речь? «Отец очень богат и скуп. Он живёт в деревне… Он очень умный человек, но со странностями и тяжёлый…».
  4. О ком идёт речь? «…Вошёл массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах…  Этот… человек был незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи…».
  5. На сколько кружков разбилось общество на вечере у Анны Павловны?
  6. О ком идёт речь? «Слегка шумя своею белою бальною робой, … и блестя белизной плеч, … как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч…».
  7. О ком идёт речь? «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка…».
  8. Кому принадлежат слова: «А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу».
  9. Что подарила перед отъездом на войну Марья Андрею?
  10. Какая была просьба князя Андрея к своему отцу перед (первым) отъездом на войну?
  11. Сначала для князя Андрея Наполеон был его героем. А когда изменилось его мнение: «Но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой …»?
  12. Пьер на дуэли убил Долохова?
  13. Кто был крёстным отцом  и крёстной мамой у сына князя Андрея?
  14. Какое решение принимает Николай Ростов, когда проиграл Долохову в карты?
  15. Что символизирует дуб на краю дороги, который встретил Андрей Болконский, когда весной 1809 –го года поехал в рязанские имения своего сына.
  16. Кто стал избранником Веры Ростовой?
  17. С кем танцевала Наталья Ростова на балу у екатерининского вельможи?
  18. Кто был против женитьбы князя Андрея и Наташи?
  19. На что хотел пойти Анатоль Курагин ради Наташи Ростовой? (укажите конкретно)
  20. Что сделала Наташа Ростова, когда разорвала с Андреем, когда не получилось  с Анатолем Курагиным?
  21. Продолжите фразу Андрея Болконского: «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я ……».
  22. Кто спас Марию Болконскую от «грубого народа здешнего»?
  23. Где встретил князь Андрей Болконский Анатоля Курагина?
  24. Что произошло с Элен Курагиной?
  25. Для чего Пьер остался в Москве, когда французы её заняли?
  26. Какой подвиг совершил Пьер в горящей Москве?
  27. Смог ли Андрей Болконский простить Наташу? Почему?
  28. Что стало с Петром Ростовым?
  29. В ком и в чём нашёл своё счастье Пьер Безухов?
  30. Кто стал мужем Марии Болконской?
  31. Что сделала Наташа Ростова «неслыханного и вредного» (для общества) по отношению к своим детям?

Часть 2 (Задания с выбором ответа)

  1. Князь Василий Курагин имел жизненные позиции:

А) помогал всем, кто его об этом просил; он часто употреблял своё влияние для того, чтобы помочь другим;

Б) он редко употреблял своё влияние, так как «вскоре ему нельзя было бы просить за себя».

  1. Кто и кому даёт такой совет: «Нельзя … везде всё говорить, что только думаешь».

А) Пьер Андрею;

Б) Андрей Пьеру;

В) Наполеон Андрею.

  1. Назовите причину того, что князь Андрей идёт на войну (в 1 томе):

А) «… эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне!»;

Б) а кто должен защитить Отечество;

В) предки воевали, поэтому и ему необходимо встать на защиту.

  1. Сдержал ли Пьер слово, данное Андрею: «Дай мне честное слово, что ты не будешь ездить к Курагиным»?

А) да;

Б) нет.

  1. Когда мы впервые встречаемся с  Ростовыми?

А) в салоне А.П.Шерер;

Б) на именинах Натальи.

  1. Чья представлена жизненная позиция: «До тех пор, пока не добьюсь того, что мне надо, буду ездить» «Мне всё равно, что бы обо мне ни думали»?

А) княгиня Друбецкая Анна Михайловна;

Б) мать Наташи Ростовой;

В) княжна Марья Болконская.

  1. У кого такой жизненный принцип: «Зарок дал. Не пью и не играю, пока не произведут… Мне что нужно, я просить не стану, сам возьму»?

А) Денисов;

Б) Анатоль Курагин;

В) Долохов.

  1. В чём искал успокоение Пьер Безухов (вариант ответа  не один)?

А) в вине;

Б) в женщинах;

В) в детях;

Г) в масонстве;

Д) в семье.

  1. Кто остался «навсегда в душе Пьера самым сильным и добрым  воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого»?

А) Андрей Болконский;

Б) Платон Каратаев;

В) Николай Ростов.

  1. Кто размышлял: «Жизнь есть всё. Жизнь есть Бог. Всё перемещается и движется, и это движение есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания Божества. Любить жизнь, любить Бога…»?

А) Пьер Безухов;

Б) Андрей Болконский;

В) Николай Ростов.

  1. Какие произошли изменения в жизни Пьера Безухова после плена (вариант ответа  не один)?

А) перестал верить в Бога;

Б) стал мягче, участливее;

В) редко увлекался разговорами и умел слушать так, что люди  охотно высказывали ему свои самые задушевные тайны;

Г) «он много попростел».

  1. За что любил Николай ростов Марию?

А) за красоту;

Б) за возвышенный, нравственный мир;

В) за то, что она умело управлялась с крестьянами.

Часть 1

                   № вопроса

Правильные ответы

1

Анна Павловна Шерер

2

Ипполит, Анатоль, Элен

3

Князь Болконский

4

Пьер Безухов

5

На три

6

Элен Курагина

7

Наташа Ростова

8

Князю Николаю Андреевичу Болконскому

9

Образок

10

  1. «Когда жене будет время родить, пошлите в Москву за акушером»;
  2. «Ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя, …чтоб он вырос у вас…»

11

Князь Андрей ранен, лежит на поле боя, к нему подошёл Наполеон

12

Нет, ранил

13

Крёстный отец – дед, крёстная мать – княжна Марья

14

  1. «Никогда в руках моих не будет карт»,
  2. В пять лет заплатит этот долг  родителям

15

«Наша жизнь кончена», он должен доживать свою жизнь

16

Берг

17

С князем Андреем Болконским

18

Отец князя Андрея

19

Похитить её из дома, обвенчаться, увезти за границу

20

Отравилась мышьяком

21

«могу простить»

22

Николай Ростов

23

В лазарете Анатолю Курагину отняли ногу

24

Она умерла

25

Чтобы убить Наполеона

26

Спас из пожара ребёнка (3-летнюю девочку)

27

Да, так как любил

28

Его убили

29

В Наташе Ростовой, в семье, в детях

30

Николай Ростов

31

Всех своих детей кормила сама грудью

 

Часть 2

                   № вопроса

Правильные ответы

1

Б

2

Б

3

А

4

Б

5

Б

6

А

7

В

8

А, Б, Г

9

Б

10

А

11

Б, В, Г

12

Б

Используемая литература:

произведение Л.Н.Толстого «Война и мир» в четырёх томах.



Предварительный просмотр:

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»

1. Определите жанр «Тихого Дона» и назовите основные признаки, указывающие на принадлежность этого произведения к данному жанру. Какие еще произведения русской литературы относятся к данному жанру? Докажите, сравнив произведения.

2. Каково образное значение Дона в произведении? В чем смысловая противоречивость заголовка произведения? Как соотносятся с заголовком эпиграфы к роману?

3. Докажите, что композиция произведения «кольцевая». Попытайтесь описать спектр значений слова «дом» в произведении. Каков смысл финала произведения?

4. Из приведенного списка выберите только реальных исторических лиц, которые появляются в произведении Шолохова: Астахов, Александр I, Николай II, Голицын, Коршунов, Корнилов, Багратион, Каледин, Листницкий, Подтелков, Кошевой, Меншиков, Долохов. Какие факты истории составляют историко-хроникальный план «Тихого Дона»? Каковы его хронологические рамки?

5. Расскажите об основных этапах жизни главного шолоховского героя Григория Мелехова.

6. Какое место в сюжете произведения занимает любовная линия? Как разница характеров героинь обозначена значением их имен (Аксинья / Ксения / — «чужая»; Наталья — «родная»)? Кого из них можно сравнить с Татьяной Лариной, кого — с Катериной Кабановой? Почему? Можно ли утверждать, что здесь Шолохов продолжает традиции русской литературы в создании женских характеров?

7. Каково отношение Шолохова к войне? Какие эпизоды, фрагменты произведения это подтверждают? Какие традиции русской литературы в изображении войны продолжает Шолохов?

8. Докажите на примере истории семьи Мелеховых справедливость утверждения «История проходит через дом человека».

Вариант I

А. Выберите вариант ответа

Какое из перечисленных произведений не принадлежит М.Шолохову:

А) «Поднятая целина»

Б) «Собачье сердце»

В) «Родинка»

2. Назовите жанр произведения М.Шолохова «Тихого Дона»:

А) повесть

Б) роман

В) роман-эпопея

3. Какие событии не отражены в книге М.Шолохова «Тихий Дон»:

А) Великая Отечественная война

Б) первая мировая война

В) гражданская война

4. Как назывался хутор, в котором жили Мелеховы?

А) Ягодный

Б) Татарский

В) Вешенский

5. Как звали старшего сына Мелеховых?

А) Григорий

Б) Михаил

В) Петр

6. Кто из семьи Мелеховых носил серьгу в ухе?

А) Петр

Б) Пантелей Прокофьевич

В) Григорий

В. Дайте ответ на поставленный вопрос

7. Почему отец решил насильно женить Григория?

8. Кому принадлежат эти слова?

“За всю жизнь за горькую отлюблю!.. А там хучь убейте!”

9. В какое поместье Григорий и Аксинья ушли из хутора?

10. Что сделала Наталья, получив письмо, в котором Григорий отказывался жить с ней?

11. Чем был награжден Григорий Мелехов в Первую мировую войну?

12. Что стало причиной возвращения Григория в семью, к Наталье после ранения и госпиталя.

13. Почему Михаил Кошевой хотел арестовать Петра и Григория Мелеховых?

14. На чьей стороне был Григорий Мелехов во время казачьего восстания на Дону?

15. За что казаки повесили Подтелкова?

16. За что Дарья Мелехова получила медаль от правительства Дона?

17. Сколько было детей у Натальи с Григорием? Назовите их имена.

18. Василиса Ильинична не хотела, чтобы Дуняшка выходила замуж за Мишку Кошевого. Почему?

19. Куда, после долгих скитаний, возвращается главный герой, кто его встречает?

20. Кто из персонажей так описывается (характеризуется)? Напротив каждой буквы напишите ответ.

А) “Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал левую ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли в нем вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства…”

Б) «Ее порочная, вызывающая красота неумолимо притягивала его. Красота эта свободная, отрицает серость равенства»

В) “…вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей”.

С. Дайте развернутый ответ на вопрос

21. В казацкой народной песне поется: «Как ты, батюшка, славный тихий Дон, ты кормилец наш…». Каково образное значение Дона в произведении М.Шолохова «Тихий Дон»?

 Вариант II

1.   Был ли М. А. Шолохов казаком?

2.   Как назывался первый сборник рассказов писателя?

3.   Какой временной период охватывают события в романе «Тихий Дон»?

4.   Какое слово добавляется к слову «роман», характеризуя шолоховский «Тихий Дон»?

5.     Какие исторические события описаны в произведении М.Шолохова «Тихий Дон»?

6. Как звали отца и мать семейства Мелеховых?

7. Почему Мелеховых прозывали «турками»?

8. Кто из персонажей так описывается (характеризуется)?

А) «Бабы при встрече с неё ехидно  ощерялись, качали головами вслед, девки завидовали, а она гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову».

Б) Кто является воплощением идеи дома, семьи, чистоты, верности и преданности в романе М.Шолохова «Тихий Дон»?

В) «Невысокий казак» с «не моргающим взглядом зеленоватых глаз; «коричневые волосы на тыльной стороне ладони лежали густо, как лошадиная шерсть»; «твердо загнутые челюсти».

9. Как звали старшего сына Мелеховых?

10. Кому принадлежат эти слова?

“За всю жизнь за горькую отлюблю!.. А там хучь убейте!”

11. Почему отец решил насильно женить Григория?

12. Где был муж Аксиньи, когда она стала изменять ему?

13. Куда Григорий и Аксинья ушли из хутора?

14. Как фамилия генерала, хозяина Ягодного?

15. Что сделала Наталья, получив письмо, в котором  Григорий отказывался жить с ней?

16. Чем был награжден Григорий Мелехов в Первую мировую войну?

17. Кто и почему в наступлении «до трех раз стрелял» в Григория?

18. Иосиф Давыдович Штокман, кто он и что делал на хуторе Татарском?

19. За что Григорий ненавидел Мишку Кошевого?

20.Как звали старшую невестку Мелеховых и что с ней стало?

21. За что казаки повесили Подтелкова?

22. На чьей стороне был Григорий Мелехов во время казачьего восстания на Дону?

23. Куда, после долгих скитаний, возвращается главный герой,  кто его встречает?

24. Согласны ли Вы с тем, что в конце романа для Григория Мелехова характерна «полная внутренняя опустошенность…глубочайший моральный крах»? Ответ обоснуйте.

                                                  Вариант III

1.     Перечислите известные Вам произведения М.Шолохова.

2.     В каком году М.Шолохов начал работу над книгой «Тихий Дон»?

3. Назовите жанр произведения М.Шолохова «Тихого Дона».

4. Найдите соответствия между книгами романа «Тихий Дон» и описываемыми в них событиями:

 1-я книга                                    

 2-я книга

 3-я книга

 4-я книга

А) события революций 1917 г., неудачная попытка установления Советской власти Дону, экспедиция Подтелкова

Б)   рассказ о мирной жизни казачества, начало  Первой мировой войны

В) разгром Верхнедонского восстания, служба Григория Мелехова в коннице Буденного, демобилизация, возвращение на хутор, бегство в банду Фомина, распад семьи Мелеховых, окончательное возвращение Григория в родной дом

Г) изображение событий Верхнедонского восстания казаков против власти большевиков.

5. Как назывался хутор, на котором жила семья Мелеховых?

6. Какое уличное прозвище было у Мелеховых?

7. Почему Прокофий Мелехов (дед Григория) после русско-турецкой войны поселился на краю хутора?

8. Кто из персонажей так описывается (характеризуется)?

А) “Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал левую ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли в нем вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства…”

Б) «Ее порочная, вызывающая красота неумолимо притягивала его. Красота эта свободная, отрицает серость равенства»

В) “…вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей”.

9. Назовите девичью фамилию жены Григория Мелехова Натальи.

10. Как звали брата и сестру Григория?

11. Как называлось имение генерала Листницкого, где жили  Григорий и Аксинья?

12. Как звали мужа Аксиньи?

13. Что стало причиной возвращения Григория в семью, к Наталье после ранения и госпиталя.

14. Почему Михаил Кошевой хотел арестовать Петра и Григория Мелеховых?

15. Какое событие стало причиной жестоких расправ Григория над большевиками?

16.Кому из персонажей романа принадлежат эти слова?

А) «Моим рукам работать надо, а не воевать».

Б) «Нынче вы нас расстреливаете, а завтра уж будет вам черёд. Советская власть устанавливается во всей России. Вот попомните мои слова»?

17. Сколько было детей у Натальи с Григорием? Назовите их имена.

18. За что Дарья Мелехова получила медаль от правительства Дона?

19. Почему Наталья хотела избавиться от ребенка?

20. Что подарила Аксинья Дарье за вызов Григория?

21. От чего умерла Аксинья?

22. Василиса Ильинична не хотела, чтобы Дуняшка выходила замуж за Мишку Кошевого. Почему?

23. Как заканчиваются последние страницы романа?

24. Что означают слова, встречающиеся в произведении:

Гутарить –

Курень –

Зараз –

Жалмерка –

Стряпать -

 25. Дайте развернутый ответ на вопрос: «В чем трагизм любви Аксиньи к Григорию?»

В нем смысл названия романа «Тихий Дон»?

На первый взгляд простое название романа (первоначально Шолохов дал ему имя «Донщина») стало поистине символом судьбы лихих донцев. Размеренная жизнь казаков-землепашцев чем-то напоминает течение реки: течет вода — идет время, немудреные события казачьей жизни сменяют одно другое: пахота, посев, покос, жатва. Циклична жизнь казака-землепашца, да не скажешь этого про казака-воина. Историческое время вламывается в его хутор, срывает его с родных мест и ведет на войну. Иным значением наполняется теперь название романа: не река Дон, а земля Доншины имеется в виду, и от веку нет покоя этой земле. «Тихий Дон» тогда — горькая ирония, оксюморон, взаимопротиворечивое сочетание слов. Не тихий — буйный Дон в романе Шолохова: идет братоубийственная война, льется кровь, один за другим гибнут казачьи роды.

Почему этот роман является романом-эпопеей?

По жанру произведение Шолохова — роман-эпопея. Изображение реальных исторических событий и реальных исторических деятелей сочетается здесь с картинами повседневной, бытовой жизни героев, у которых нет исторических прототипов. Широкий охват показанных событий обусловил и композицию романа: в нем несколько сюжетных линий, много авторских отступлений, вставных эпизодов. В романе более шестисот персонажей.

Какова историческая основа изображенных в романе событий?

В романе описаны реальные события, которые происходили на Дону с мая 1912 по март 1922 года. Это Первая мировая война, две русские революции, корниловский мятеж, гражданская война. История рода Мелеховых расширяет эти рамки до 1853—1856 годов — Крымская война.

Как показаны исторические события в романе?

Они показаны не столько сами по себе, сколько в их преломлении в судьбах целых казачьих семей. Сквозь призму личной судьбы Григория Мелехова мы видим все важнейшие этапы жизни донского казачества накануне Первой мировой войны и в последующий период. Крупные исторические события даются глазами Бунчука, Листницкого, то есть героев, имеющих свою точку зрения.

В чем вы видите трагедию Григория Мелехова?

В биографии Григория отразились исторически объективные шатания казаков между белыми и красными. Его трагедия — это и трагедия русского казачества в целом. Казаки никогда ни перед кем не ломали шапок, жили обособленно, ощущая свою исключительность, особенность и стремясь ее сохранить. И белые, и красные для большинства казаков — «иногородние», принесшие на донскую землю разлад и войну. На чьей бы стороне казаки ни воевали, им хочется одного: вернуться в родной хутор, к жене и детям, пахать землю, вести свое хозяйство. Убийство претит душе Григория. Все, о чем он мечтает, — вернуться в свой курень, заняться любимым хозяйством. Семь лет носило его войной. Нет особой вины Григория в том, как сложилась его судьба: не он выбирал время, в котором жить. После всех мытарств возвращается он в родной хутор — смертельно уставший, думающий лишь о покое. Григорий надломлен, но не сломлен, не изуродован войной. Он не кривил душой, а если и совершал ошибки, то до конца расплатился за это. И сын Мишатка, сидящий на руках отца, лучшая награда ему за все от неласковой судьбы.

Закономерен ли, с вашей точки зрения, трагический финал любви Григория и Аксиньи?