Инновационная деятельность

Нестерова Наталья Андреевна

Предварительный просмотр:

Проведение “продвинутой” лекции

(Promoted lecture)

Горячий вопрос:

Каковы основные характеристики  лекции, чтобы она имела  название “продвинутая или эффективная”?

Основное содержание:

Данная стратегия   продвинутой лекции разработана Джонсоном, Джонсоном и Смитом. Они предложили данный вариант стратегии  в 1991 году,  и с тех пор он используется и в вузе и в школе.

Использование данной стратегии способствует развитию у школьников и студентов таких сторон критического мышления как:

  • самостоятельно структурировать материал во время подготовки к работе;
  • выделять основные блоки в представляемой информации;
  • одновременно рассматривать разнообразные взгляды на проблему;
  •  излагать сущность проблемы и делать выводы в письменной форме;
  •  сотрудничать в паре;
  • фиксировать фрагменты информационного сообщения в оптимальной форме.

Схема  использования “продвинутой” лекции

  1. этап подготовки к лекции состоит в том, что преподаватель должен разделить ее на примерно равные не очень большие части (примерно на 12-15 минут работы). Затем к каждой части должен быть сформулирован одни вопрос. Специфика данного вопроса такова, что он должен иметь всеобъемлющий характер и покрывать максимально содержание данной части лекции. К тому же  содержание лекции должно  позволить слушателям сделать собственные предположения, соответственно данная стратегия не годится для использования материалов обзорных теоретических и текстов описывающих закономерности. Не эффективно использовать  данную стратегию, если  объем материала слишком велик или если не содержит вопросов на которых необходимо подробно остановиться и проработать отдельные положения.
  1. этап проведения лекции.

Работа  слушателей может быть организована либо традиционно, либо в трехчастном дневнике.

Трехчастный дневник.

Предположения

Уточнения

Новая

информация

 

 

 

Сначала каждый индивидуально  записывает предположения в своей тетради, затем  данные предположения обсуждаются в парах и записи в тетрадях дополняются в случае необходимости.

После этого пары высказывают несколько вариантов предположений, и преподаватель записывает их на доске, затем систематизирует их в виде кластера, таблицы или т.д.

После этого  преподаватель читает  первую часть лекции (в течение 12-15 минут) к которой  был задан “горячий ”  вопрос.

Слушатели в это время заполняют две части дневника: уточнения и новая информация. Это лучше делать по парам. Одни человек  заполняет одну часть. В другой части лекции они меняются ролями.

предположения

уточнения

Новая информация

После того как часть лекции закончилась,  пары обобщают результаты своего труда и делятся ими со всей аудиторией.

На завершающем этапе лекции или, если время и задачи располагают к этому, то после  каждой части лекции  проходит рефлексия.  Данная фаза может быть организована с помощью разных дополнительных приемов: эссе, сочинение на тему, незаконченный вопрос и т.д.

Рефлексивный блок.

Определите, какие достоинства и недостатки продвинутой лекции  вы можете выделить, зафиксируйте их в таблице:

 

Достоинства

Недостатки

“Продвинутая”

лекция

 

 

Сравните   их с результатами выделенными специалистами, проводившими  подобные лекции.

 

 

Достоинства

Недостатки

“Продвинутая”

лекция

  Работа с “потоками” слушателей, активизируя каждого;

  • Развивает навыки

    анализа, синтеза, оценивания;

  • Глубокое осмысление

    изучаемого материала;

  • Развивает письменную

   речь слушателей.

Неэффективна для :

  • обзорных теоретических текстов;
  • текстов большого  или слишком  малого объема
  •  фоновых материалов, не требующих детализации



Предварительный просмотр:

Стратегия «Продвинутая лекция»

Цель: сделать процесс восприятия слушателями лекционной информации более целенаправленным и активным.

Алгоритм работы:

  1. Сформулировать тему лекции и основные вопросы, которые в ней будут рассмотрены.
  2. Предложить ученикам в парах поразмышлять над этими вопросами, графически зафиксировать результаты своей деятельности. Обсудить результаты в процессе фронтальной беседы, основные мысли которой зафиксировать на доске.
  3. Прослушать первую часть лекции и, продолжая работу в парах, ставить + рядом с информацией, которая упоминается в лекции, - рядом с мыслями, которые идут вразрез с содержанием лекции, а также фиксировать то, чего в записях нет вовсе.
  4. После окончания первой части лекции в течение двух минут обсудить результаты работы: что подтвердилось по ходу лекции, какие идеи идут вразрез с её содержание, что новое прозвучало по теме, результаты обсуждения учитель фиксирует на доске.
  5. Ученикам предлагается письменно ответить на вопрос, рассматриваемый в первой части лекции. Несколько работ зачитываются вслух.
  6. Чтение второй части лекции и работа по её содержанию по тому же плану (функции участников групп меняются).
  7. Обсудить во фронтальной беседе содержание лекции, ответив на вопросы:
  • остались ли вопросы по обсуждаемой теме?
  • в каких источниках можно получить на них ответы?



Предварительный просмотр:

Тема: «Новаторство А.П.Чехова».

Цели урока:

 Создать условия для осмысления учащимися того нового, что привнес Чехов в драматургию.

Задачи урока:

1. Осмыслить, записать основные положения «продвинутой лекции» в «Бортовом журнале», формировать умение анализировать свои впечатления, полученные на уроке.

2. Воспитывать любовь к поэтическому слову, расширять кругозор обучающихся.

3. Развивать связную речь, логическое мышление.

Оборудование: «Бортовой журнал».

Ход урока.

1.Стадия вызова интереса.

Сегодня на уроке прозвучат слова:

Художественная деталь

Юмор

Афоризм

Анекдот

Подписи

Пародии

Чехов

- Предположите, о чем будет урок?

(Урок будет об особенностях творчества Чехова).

Актуализация знаний:

Викторина по известным учащимся юмористическим рассказам Чехова: «Лошадиная фамилия», «Пересолил», «Смерть чиновника».


2.Стадия осмысления.

Продвинутая лекция.

«Бортовой журнал».

Вопросы.

Основные положения лекции.

Какое место в историко-литературном контексте 1880-х годов 19 века занимает А.П. Чехов?

В чем состоит принципиальная новизна его пути?

А.П. Чехов пришел в литературу в 1880-х годах. Он сознательно отрицает старые пути в искусстве.

Писателю-реалисту известна Чехов спорит с такой точкой зрения.

настоящая правда о жизни, Герои Чехова произносят: «Никто не знает

и он обязан ее декларировать. правды».

Для Чехова важно не ответить на вопрос, а

правильно его поставить»

Природа комического в его творческой манере.

Чехов начал свой творческий путь как юморист. Писатель обладал редким даром сквозь призму юмора воспринимать окружающий мир и себя. Афоризм, анекдот, подписи, пародии – эти жанры в литературе узаконил Чехов.

Чеховские литературные анекдоты строятся на неожиданном повороте темы или игре слов.

Тематический диапазон произведений. (1890-1904гг).

Писателя интересует жизнь множества людей в различных ее проявлениях: служба, семья, болезнь, любовь. Чехова привлекает проблема всеобщего разъединения и поиск общей идеи. («Скучная история») .

- Прокомментируйте слова. «Когда в человеке нет того, что выше и сильнее всех высших влияний, то, право, достаточно для него хорошего насморка, чтобы потерять равновесие и начать видеть в каждой птице сову, в каждом звуке слышать собачий вой ».

Важнейшие особенности чеховского письма.

  1. «Художественная литература, - утверждал он, - потому и называется художественной, что рисует жизнь такой, какова она есть на самом деле. Ее назначение – правда безусловная и честная».
  2. Умение коротко говорить о длинных вещах.
  3. Бессобытийность рассказов, герой погружен в поток уходящего времени.

Художественная деталь.

Мысль, чувство, переживание объяснены писателем опосредованно, через предметны мир. Вещи, вещный мир поглощает человеческую личность и овеществляет ее, материализует чувства. Возникает ощущение абсолютной зависимости от материальной оболочки. Это знак всеобщего разъединения.

Рассказ «Ионыч». Выступление учащегося.

1гл. – Дмитрий Ионыч – интеллигентный человек.

2гл. – необыкновенный, удивительный доктор.

4гл. – «поляк надутый».

5гл. – «не человек, а языческий бог».

«Человек в футляре». Выступление учащегося.

-Чего боится Беликов?

-Что его защищает?

-Что в лекции было не понятно? Что нужно уточнить?

3.Рефлексия.

-Сегодня я узнал…

-Было интересно…

4.Выставление отметок.

5.Домашнее задание.

«Прочитать рассказ Чехова «Студент», ответить на вопросы:

-Какой случай произошел со студентом Иваном Великопольским?

-Определите художественные детали, способствующие раскрытию идеи рассказа.

-В чем оптимистичность финала?



Предварительный просмотр:

«ИССЛЕДОВАНИЕ  ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА КАК СРЕДСТВО

ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»

Филологическое образование – одно из условий творческой самореализации школьников не только в учебно-познавательной деятельности, но и во всех других видах их жизнедеятельности. Социально-культурная и языковая ситуация сегодня не способствуют развитию кругозора детей, недостаточно формируют потребность в эстетическом опыте и интерес к художественной литературе (особенно к поэзии), что в итоге приводит к снижению уровня развития речи учащихся и слабо стимулирует проявление творческих возможностей школьников. Мы видим свою задачу в такой организации процесса обучения, где акцент делается на коммуникативной направленности, на эстетических потребностях и творческих возможностях учеников.

Коммуникативная направленность в учебной деятельности предполагает анализ, воспроизведение и продуцирование текстов для разных целей общения, потребность быть услышанным и понятым, умение слушать и понимать. Эстетические потребности являются и фактором, и результатом эмоционального и нравственного развития личности, ведут к постижению духовной культуры человечества. Творческие возможности учащихся, проявляющиеся в разрешении различных учебно-познавательных ситуаций и требующие самостоятельного применения усвоенных знаний, умений, навыков и, в том числе, их переноса, комбинирования известных способов действий или создания нового для ученика подхода к решению поставленных перед ним задач, являются предпосылкой творческой самореализации личности обучающегося.

Работу по исследованию  художественного текста я начинаю с 5 класса. На этом этапе только закладываются основы филологического взгляда на художественный текст. Для учеников нужно ясно понять, что текст-продукт, результат речевой деятельности, произведение речи - устное или письменное. Текст, как правило, обладает единством темы и замысла, относительной законченностью, внутренней структурой - синтаксической (на уровне сложного синтаксического целого и предложений), композиционной и логической.

Текст- это термин, обозначающий языковую ткань литературного произведения.

Работа с текстом формирует следующие умения:                                                  

 • умение использовать основные приемы информационной переработки текста;                                                                                                                •умение выявлять средства связи предложений в тексте                                                   •умение определять функциональный стиль и тип текста;                                            • умение выявлять выразительные средства текста.

Исследование текста предполагает его анализ  на разных уровнях его структуры: идейно-содержательном, композиционном, лингвистическом, с точки зрения позиции автора и общекультурного контекста и т.д. Навык такого анализа должен разрабатываться не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка, на которых, конечно больше внимания уделяется лингвостилистическому анализу. На уроках русского языка наряду с традиционными тренировочными упражнениями, в которых лингвистический анализ текста сводится в основном к опознаванию языковых явлений (определи часть речи, установи состав слова, подчеркни члены предложения и т.п.), я ввожу несколько уроков по развитию речи, при изучении которых обобщаются изобразительно-выразительные особенности слов определенных частей речи, проводятся наблюдение над использованием грамматических категорий в художественном тексте, приводятся упражнения, иллюстрирующие определенные выразительные средства языка (сравнение, метафора, олицетворение, гипербола и т.п.).

Дети, исследуя текст, составляют план, определяют стиль и тип речи, работают над ключевыми понятиями и т.д.

     После изучения основных филологических понятий, детям предлагается заполнить анкеты, для выявления уровня понимания текста.

Анкета №1

«Понимание учащимися текста»

В           Вопросы

        Да (+)

      Нет(-)

Нет ответа  

1.  Составляю план

2. Выписываю сложные места

3. Запоминаю весь текст и его части

4. Разбираю сложные места при помощи

     взрослых или дополнительной

     литературы

5. Читаю текст несколько раз

6.   Составляю таблицу или схему

7.   Легко подбираю примеры

     к предложенному тексту

8.   Легко пересказываю текст

     своими словами

Анкета№2

Вопросы

1.Составляю план

2.Выписываю сложные места

3.Запоминаю весь текст и его части

4.Разбираю сложные места при помощи взрослых или дополнительной литературы

5.Читаю текст несколько раз

6.Составляю таблицу или схему

7.Легко подбираю примеры к предложенному тексту

8.Легко пересказываю текст своими словами.

Рекомендация: все анкеты, опросы проводятся в тетрадях по развитию речи

 Анализируем текст отдельного произведения (иногда двух в сопоставлении) с целью выяснения наиболее ярких образных языковых средств, которые использованы автором.  Так мы постепенно подходим к  анализу художественного текста в целом, который выглядит примерно так:

1) выяснение фонетико-интонационных особенностей текста, приемов звуковой его инструментовки (на этом этапе полезно прослушивание профессионального чтения – аудиозаписи (или несколько вариантов), например в 5 классе, прослушали три варианта прочтения басни «Ворона и лисица» И.А. Крылова, а в 6 классе профессиональный комментарий и чтение стихотворения Пушкина «Зимнее утро» и т.д.  

2) анализ экспрессивных средств словообразования.

3) лексические образные средства.

4) грамматические (морфологические, синтаксические) средства усиления изобразительности текста

5) особенности графического (орфографического, пунктуационного) оформления текста

    Другая разновидность уроков литературы – уроки, построенные на наблюдении за тем, как выдающиеся мастера слова работают над языком своих произведений, тщательно отбирая слова, языковые конструкции. Например, в 5 классе, сравниваем и сопоставляем стихотворения А.А.Фета «Печальная берёза…» и стихотворение С.Есенина «Белая берёза». В 6 классе сопоставительный анализ чернового варианта и окончательного текста стихотворения Пушкина «Узник» наглядно показывает детям суть процесса совершенствования художественного текста. В седьмом классе предполагается развитие и закрепление навыков анализа художественного текста, полученных в пятом и шестом классах. Дети знакомы с функционированием выразительных средств языка в произведениях различных функционально-смысловых типов; с приемами и средствами отражения плана автора и персонажа в тексте; умеют писать сочинения, основанные на взаимодействии элементов разных функционально-смысловых типов, а также сочинения на свободную тему и по литературному материалу с элементами рассуждения. В седьмом классе анализ художественного текста предполагает выход к осмыслению индивидуально-авторской специфики в однотипных текстах; углубление и закрепление навыков анализа текста, определяющегося в первую очередь, стилистическими особенностями

Исследование, изучение текста не сводится только к урокам развития речи, изучение текста можно представлять в виде исследовательских работ. Не стоит забывать, что исследование предполагает определённую структуру, и дети усваивают её:

 

Компаративный анализ художественного текста- Сравнительно- историческое литературоведение, которое исследует общее и различное, связи и влияние литератур разных стран друг на друга.

Элементы компаративного анализа могут быть использованы во время:

- сравнительного анализа оригинального произведения и его перевода;

-сравнения оригинального произведения и нескольких его переводов;

-сравнения разнонациональных литературных явлений на уровне их происхождения;

-рассмотрения творческих связей между писателями разных литератур;

-анализа произведений одного направления, школы, течения;

-изучения разнонациональных произведений, близких по теме, идее, сюжету, проблематике, образам, особенностям поэтики.

 Таким образом, уже в среднем звене общеобразовательной школы исследование художественного произведения как феномена словесного искусства в единстве его формы и содержания позволяет постепенно познакомить  учащихся с основными принципами комплексного (лингвопоэтического) анализа художественного текста, научить постигать неисчерпаемое содержание художественного произведения, опираясь на анализ его языковых форм, способствовать повышению уровня речевой и читательской культуры учащихся на основе углубленного изучения поэтики слова и развивать исследовательские, творческие способности учащихся.