Дети с ОВЗ

Бобырь Александр

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:


Предварительный просмотр:

        О, сколько нам открытий чудных

        Готовят просвещенья дух,

                                                                                                                И опыт, сын ошибок трудных,

         И гений, парадоксов друг,

         И случай, бог изобретатель.

        А.С. Пушкин

Концепция работы учителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

        Основное количество обучающихся являются стандартно воспринимающими систему знаний – так считали те, кто писал новый проект ФГОС, но практика внесла свои коррективы, и сегодня в среднестатистическом количестве цифры таковы:

  1. Одарённых детей – 5%
  2. Стандартно воспринимающих

(это отличники, хорошисты и удовлетворительно обучающиеся дети) – 57%

  1. Педагогически запущенные, но при своевременной коррекции могущие освоить программы – 17%
  2. Де-юре дети с ОВЗ – 3%, де-факто дети с ОВЗ – 18%.

Да, к сожалению, реальные цифры таковы.

Исходя из таких результатов исследований, заявляю осознанно: выход один – среднестатистический педагог работает на среднестатистического обучающегося, но истинный педагог должен работать на каждого ученика индивидуально в условиях инклюзивного образования.

Например, могу сказать, что у меня обучающихся с задержкой психического развития в 5 классах – 2 человека, в 6 классах – 5 человек, в 7 классах – 3 человека.

Ориентируясь на этих детей и детей педагогически запущенных, нам в нашем школьном методическом объединении пришлось разработать систему повторительно-обобщающих уроков. Ведь как работает система восприятия такого ребёнка?

Если среднеуспевающий обучающийся запоминает информацию в системе, то ребёнок с ограниченными , да и педагогически запущенный, имеют так называемое «клиповое сознание» и запоминает только выделяемые им образы бессистемно, поэтому дать такому ребёнку системные знания в общепринятом стандарте очень сложно, практически, невозможно.

А наша система работы предполагает соединение яркой образности с системными знаниями. Обратите внимание на то, что нами разработана система повторительно-обобщающих занятий, при системности использования которых мы получаем хорошие результаты, выражающиеся в стандарте знаний каждого обучающегося, в том числе ребёнка с ОВЗ и педагогической запущенностью.

Теоретическая база обучения детей с ОВЗ

Преподавание курса учебного предмета для детей с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся по адаптированным образовательным программам, носит характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики.

ограниченными возможностями здоровья путём повышения их правовой и этической грамотности; формирование интереса и положительной мотивации учащихся с ОВЗ к изучению предметов гуманитарного цикла.

Адаптированная образовательная программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных, коррекционно – развивающих.

Образовательные задачи: усвоить важнейшие факты учебного материала, усвоить доступные для учащихся с ОВЗ  понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития; овладеть умением применять знания в жизни; выработать умения и навыки самостоятельной работы с учебным материалом.

Воспитательные задачи: гражданское воспитание учащихся; патриотическое воспитание; воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей; нравственное воспитание; эстетическое воспитание; трудовое воспитание; правовое воспитание; формирование мировоззрения учащихся.

Коррекционно – развивающие задачи: развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.

Особенности психического развития детей, занимающихся по адаптированным образовательным программам, прежде всего, - недостаточная сформированность мыслительных операций. Всё это обуславливает дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие познавательной активности обучающихся с ОВЗ, на создание условий для осмысления выполняемой работы. Логика и структура предмета при этом остаются неизменными.

При изучении предмета реализуется опора на уже имеющиеся знания детей.

Основным принципом концепции является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у обучающихся с ОВЗ специфических нарушений, используя принцип развивающей направленности обучения, его доступности, последовательности, наглядности; принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

Методы:

  • Словесные - рассказ, объяснение, беседа;
  • Наглядные - наблюдение, демонстрация;
  • Практические – упражнения;
  • Методы изложения новых знаний;
  • Методы повторения, закрепления знаний;
  • Методы применения знаний;
  • Методы контроля.

Типы уроков:

  • Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);
  • Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок);
  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
  • Комбинированный урок;
  • Применяются ИКТ: фрагменты кино (видео, DVD), мультимедиа, презентации.
  • Для контроля применяются тестовые работы.