Фотопроекты (Рабочая программа)

Бобырь Александр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fotoproekt.docx41.67 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ №69 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

_________ /Удинцева Л.В./

Протокол №_____ от

«___»________ 20___г.

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

_________ /Горбунова С.А./

«___» _________ 20___г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ЦО №69

_________ /Сираев И.Э./

Приказ №______ от

«___» __________ 20___г.

Рабочая программа

«Исторический фотоэкскурс»

(внеурочная деятельность)

Возраст обучающихся от 11 до 16 лет

Срок реализации 1 год

Бобырь Александр Александрович

Уфа

2019

Пояснительная записка

Образовательная  программа разработана с учётом особенностей детей, обучающихся в учебном заведении 5 вида, имеет  художественно - эстетическую направленность, предполагает общекультурный уровень освоения. Образовательная  программа рассчитана на 1 год обучения детей в возрасте от 11 до 16 лет (5-10 классы) и является начальной ступенью овладения комплексом минимума знаний и практических навыков  для последующей самостоятельной работы.

В жизни современного человека информация играет огромную роль, даже поверхностный анализ человеческой деятельности позволяет с полной уверенностью утверждать: наиболее эффективным и удобным для восприятия видом информации была, есть и  в обозримом будущем будет информация графическая.

Фотография — это искусство получения фотоснимков, где основной творческий процесс заключается в поиске и выборе композиции, освещения и момента (или моментов) фотоснимка. Такой выбор определяется умением и навыком фотографа, а также его личными предпочтениями и вкусом, что также характерно для любого вида искусства.

Занятия направлены на формирование навыков и умений в использовании фотоаппарата, видеокамеры, построении композиции, изучение основ фотографии; профориентации учащихся.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности, что поможет обучающимся при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станет основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

При составлении образовательной программы за основу взята программа Фрост Л. Современная фотография.

 Данная программа использовалась в качестве базы для последующей модификации по  следующим причинам:

- достаточно упражнений для закрепления теоретического материала и самостоятельной работы, которые можно адаптировать к использованию свободно распространяемых программ;

-учебное пособие прекрасно иллюстрировано необходимыми схемами, скриншотами, рисунками, что обеспечивает наглядность и доступность материала.

- материал излагается доступным для ученика языком, системно, последовательно, автору удалось избежать излишней научности.

- большая практическая значимость и актуальность теоретического материала и практических работ.

Актуальность программы в том, что занятия стимулируют любознательность, готовность пробовать свои силы в фотоискусстве, желание общаться и проявлять свою индивидуальность.

Цифровая графика (фотография, видеосъемка) очень актуальна в настоящий момент и пользуется большой популярностью у детей разного возраста. Умение работать с различными графическими редакторами является важной частью информационной компетентности ребенка. Занятия активизируют процессы формирования самостоятельности обучающихся, поскольку цифровая графика связана с обучением творческой информационной технологии. Через занятия по программе у детей развиваются такие черты характера, как усидчивость, собранность, целеустремленность, коммуникабельность. Развитие этих качеств с детского возраста станет тем фундаментом, который обеспечит успешность жизни ребёнка в будущем. Творчество – это сознательная целенаправленная деятельность человека в области познания и преобразования действительности, это вдохновение, замысел, чувство. Способности к творчеству (креативность) следует  рассматривать как особое качество личности, характеризующейся способностью к саморазвитию. Данная тема позволяет наиболее полно раскрыться учащимся, проявить себя в различных видах деятельности (проектировочной, конструктивной, оценочной, творческой, связанной с самовыражением).

Педагогическая целесообразность программы в том, что занятия по образовательной программе способствуют развитию коммуникабельности, целеустремленности, собранности, усидчивости, что в свою очередь  влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребёнка. Ребенок тренируется в решении проблемных ситуаций, идет становление его характера. Особенно это заметно на застенчивых детях. Занятие фотографией помогает им обрести уверенность, почувствовать свою ценность, найти свое место.

Курс способствует развитию познавательных интересов учащихся; творческого мышления; повышению интереса к фотографии, имеет практическую направленность, так как получение учащимися знаний в области информационных технологий и практических навыков работы с графической информацией является составным элементом общей информационной культуры современного человека, служит основой для дальнейшего роста профессионального мастерства.

Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса, учащиеся могут применить в различных областях знаний, а также они являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования, анимации, видеомонтажа.

Цель образовательной программы (ОП): создать условия для развития интереса к цифровой графике, развития личности ребёнка, способного к творческому самовыражению, через освоение цифровой техники и овладение навыками фотографирования.

Задачи:

Обучающие:

- формировать положительное отношение к профессиям, которые связаны с фотографией;

- дать представление об истории фотографии;

- научить пользоваться фотоаппаратом;

- научить пользоваться видеокамерой;

- дать представление о выразительных средствах и режимах фотосъемки;

- сформировать  представление о компьютерной графике;

- формировать умения и навыки работы в графическом редакторе;

- подготовить обучающихся к выставкам и конкурсам.

Развивающие:

- развивать  познавательные интересы;

- развивать интеллектуальные и творческие способности;

- развивать глазомер;

- развивать координацию движений;

- развивать усидчивость;

- развивать умение самореализовываться;

- развивать чувство долга, и выполнения возложенных обязательств.

Воспитательные:

- формировать знания о правовых и этических нормах работы с информацией;  

- воспитывать стремление к самоутверждению через освоение цифровой техники;

- воспитывать личную  ответственность за результаты своей работы;

- воспитывать потребность и умение работать в коллективе при решении сложных задач;

- воспитывать скромность, заботу о пользователе продуктов своего труда.

- укрепление дружбы между учащимися.

Отличительные особенности программы  в том что,  образовательная  программа разработана с учётом особенностей детей, обучающихся в учебном заведении 5 вида.

Дети ОВЗ, страдающие речевой патологией, чаще имеют следующие диагнозы: дизартрия, ринолалия, заикание, выход  из моторной алалии. Данные речевые расстройства отличаются сложной структурой дефекта – помимо речевых нарушений отмечаются неречевые. Это может выражаться со стороны физического развития в нарушении моторики, в наличии у них парезов, незначительных внешних уродств (например, при ринолалии или тяжелой форме дизартрии), а также общей скованности, дискоординации и слабости движений, двигательной расторможенности. Со стороны умственного развития в тяжелых случаях наблюдается иногда довольно значительное отставание как вторичное и временное явление. Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная  раздражительность, возбудимость, замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, апатичность, психическая истощаемость.

Занятия по программе оказывают положительное успокаивающее действие на нервную систему ребёнка, являясь источником положительных эмоций; развивают мелкую моторику, координацию движений. В процессе занятий проводится терминологическая работа, что развивает лексический запас, развивается память. Смена видов деятельности (работа в помещении, съемки на улице, посещение выставок, участие в конкурсах) способствует развитию коммуникабельности, оптимизма.

На занятиях кружка реализуются следующие образовательные технологии:

- личностно-ориентированные;

- здоровьесберегающие;

- игровые.

Сроки реализации

Программа ориентирована на детей 11 - 16  лет без специальной подготовки, не имеющих каких-либо противопоказаний. Программа рассчитана на 1  год обучения.

Наполняемость групп:

8 – 15 человек.

Режим занятий

Занятия групповые. Проводятся:

 2 раза в неделю по 1 часу (72 часа в год).

Формы занятий:

- практическое;

- теоретическое (лекция, беседа);                                                                                                                                                

- выставка;

- конкурс;

- открытое занятие;

- творческая встреча;

- итоговое занятие.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях:

- групповая;

- индивидуально-групповая;

- трудовая;

- беседы.

Методы обучения:

- вербальные (беседы, работа по устным рекомендациям, рассказ, анализ проделанной работы,  информирование, инструктаж);

- наглядные (демонстрация иллюстративного материала, показ приемов работы, работа по заданиям, живые объекты, предметы);

- практические (наблюдения, самостоятельная работа,  инициатива ребенка, творческая работа, решение поставленной проблемы);

- эвристические, поисковые;

- творческие методы: путем мышления и фантазии;

- Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) (аудио-, видео-, компьютерные презентации).

Ожидаемые результаты и способы их проверки

К концу обучения воспитанники:

- сформируют положительное отношение к профессиям, которые связаны с фотографией;

- приобретут знания из истории фотографии;

- имеют представления о  компьютерной графике;

- приобретут навыки редактирования изображения в растровом графическом редакторе (будут уметь выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов; будут уметь перемещать, дублировать, вращать выделенные области; будут уметь редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления, сохранять выделенные области для последующего использования; будут знать, назначение и функции различных графических программ).

- приобретут понимание основ фото и видео съемки;

- будут знать, какие режимы фотосъемки существуют, какой они дают эффект;

- уметь использовать знания о выразительных средствах;

- будут знать, как сделать отличную фотографию;

- разовьют глазомер;

- разовьют координацию движений;

- разовьют образное мышление;

- могут подготовить и представить обработанные фотографии на конкурсе, выставке;

- будут знать о правовых и этических нормах работы с информацией.

Предметная диагностика проводится в форме:

- опросов, зачетов;

- анкетирования;

- творческих заданий;

- тестов;

- самоанализа;

- выставки.

Педагогическая диагностика предполагает:    

- метод педагогического наблюдения;

- анкетирование;                              

- личные беседы с детьми и их родителями;

- анализ продуктов индивидуальной деятельности обучающихся;

- анализ продуктов коллективной деятельности обучающихся.

Формы подведения итогов реализации программы:

- проведение конкурса;

- зачетные работы по разделам;

- проведение итоговой выставки «Мир, в котором я живу».

Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела (темы)

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

0,5

0,5

1.

История фотографии

1

1

-

2.

Работа с фотоаппаратом

20

6

13

3.

Выразительные средства

9

4,5

4,5

4.

Фотожанры

20

8

12

5.

Работа с программами по обработке фотографий

7

2

5

6.

Программы для создания видеоклипов (применительно к фотографиям)

10

3

7

7.

Итоговое занятие

2

1

1

ИТОГО

70

26

44

Содержание

  1.  Вводное занятие

Теория. Знакомство с коллективом. Введение в программу. Тематический план занятий. Знакомство с материалами. Техника безопасности на занятиях. Правила поведения в кабинете, на экскурсии.

Практика.  Ознакомление с помещением. Тест «Правила техники безопасности». Определение уровня развития умений, на основе  пробной работы на свободную тему.

  1. История фотографии

Теория. Сведения из истории. Стремление людей получать изображения. Важные вклады и открытие химиков. О Дагере и Ньепсе. О Табольте. Их снимки. “Чудеса” дагеротипии. Изображение в темной комнате. Камера обскура, принцип работы, её свойства.

Понятие «художественная фотография».

  1. Работа с фотоаппаратом

Теория. Устройство фотоаппарата. Виды. Свойства и отличия. Отличие пленочных фотоаппаратов от цифровых; зеркальных от не зеркальных. Основные части и принцип работы. Свойства света. Сила света. Яркость. Оценка искусственного освещения. Точечный источник света, светотеневое освещение; характеристики освещения; светофильтры. Получение композиций на фотобумаге. Пейзажная съемка. Значение света в пейзажной и портретной съёмке в разное время суток и время года. Анималистический жанр. Значение света в фотосъемке животных. Основные приемы фотосъемки животных. Этапы работы при создании камеры обскуры из спичечного коробка, необходимые материалы.

Принцип получения изображения в темной комнате. От пленки к "цифре". Условная классификация цифровых фотоаппаратов Фотография в науке, технике, общественной жизни. Фотография как искусство. Цифровая фотография. Фотография сегодня. Сенсоры цифровых фотоаппаратов. Устройство цифрового фотоаппарата. Жидкокристаллические дисплеи и система управления фотоаппарата. Память цифрового фотоаппарата. Фотоэкспонометр. Таблицы, символы. Определение экспозиции. Электропитание цифрового фотоаппарата.

Практика. Рассказывать, как получается изображение. Выполнять задания: собрать фотоаппарат из разрезанных частей; фотографировать осенний пейзаж с учетом свойств света; фотографировать портрет с учетом свойств света; изготовление камеры обскуры из спичечного коробка; установить цвет и свет; использовать приемы управления фотоаппаратом;

последовательно выполнять съемку; отработка последовательности операций; выбрать, называть фотографии, оформлять, презентовать. Выставка фотографий.

  1. Выразительные средства

Теория. Обсуждение темы, выбор изображения. Композиция. Перспектива. Ракурс. Светотень. Смысловой центр. Колорит. Контрасты. Точка и момент съемки. Освещение.

Практика. Выполнение работ по использованию выразительных средств  при съемке.

  1. Фотожанры

Теория. Обсуждение, просмотр снимков, выявление характерных черт жанра. Пейзаж. Зимняя фотография. Архитектура. Репортаж. Портрет. Спортивный. Фотонатюрморт. Фотоэтюд. Специальные виды съемки. Современные направления в фотографии. Стили фотографии. Ломография. Фризлайт.

Практика. Использование выразительных средств при съемке. Выбрать, назвать фотографии, оформить, презентовать. Работать в коллективе. Съемка, проявка, печать, конкурс снимков по жанрам. Выставка фотографий.

  1. Работа с программами по обработке фотографий

Теория. Основы компьютерной графики. Обзор других программ по обработке фотографий. Программа Adobe Photoshop, Windows Movie Maker.

Практика. Создание коллажей. Выполнение упражнений в программе Adobe Photoshop, Windows Movie Maker, Pinnacle Studio. Подготовка к выставке работ. Выставка обработанных в фотошопе фотографий.

  1. Программы для создания видеоклипов (применительно к фотографиям)

Теория. Основы цифрового видео. Программа Windows Movie Maker. Программа Pinnacle Studio.

Практика. Создание роликов. Выполнение упражнений и ознакомление  в программе Windows Movie Maker, в программе Pinnacle Studio. Презентация видеоклипов. Отбор работ после компьютерной обработки для выставки. Итоговая выставка.

  1. Итоговое занятие.

Теория. Подведение итогов за год. Обсуждение результатов.

Практика.  Выставка творческих работ. Награждение.

Методическое обеспечение

Раздел

или тема программы

Формы

занятий

Приемы и методы организации образовательного процесса

(в рамках занятия)

Дидактический материал

Формы подведения итогов

Техническое оснащение

1

2

3

4

5

6

7

Вводное занятие

Урок - беседа

Групповое занятие

Иллюстрации

рассказ, беседа, информирование, инструктаж.

Компьютер, экран, проектор

2

История фотографии

игра-путешествие

Игровые приемы,

беседа

Карточки-задания, маршрутные листы

Опрос, беседа,

Компьютер, экран, проектор

3

Работа с фотоаппаратом

Урок – презентация, теоретическое

Игровые приемы,

беседа, демонстрация иллюстративного материала, показ приемов работы, работа по заданиям, живые объекты, предметы,

Карточки-задания, аудио-, видео-, компьютерные презентации

Сравнение, беседа, творческое осмысление и анализ проделанной работы, самостоятельная работа

Компьютер, экран, проектор

4

Выразительные средства

Практическая форма занятий, творческая встреча

Игровые приемы,

беседа, демонстрация иллюстративного материала, показ приемов работы, работа по заданиям, живые объекты, предметы

Иллюстрации, аудио-, видео-, компьютерные презентации

Сравнение, беседа, выполнение упражнения, самостоятельная работа.  

Компьютер, экран, проектор

5

Фотожанры

Практическое, теоретическое, конкурс, выставка, открытое занятие

Игровые приемы,

беседа, демонстрация иллюстративного материала, показ приемов работы, работа по заданиям, живые объекты, предметы

Иллюстрации, аудио-, видео-, компьютерные презентации

Беседа, сравнение, выполнение упражнения, творческое осмысление задания, самостоятельная работа

Компьютер, экран, проектор

6

Работа с программами по обработке фотографий

Практическая форма занятий

Игровые приемы,

беседа, демонстрация иллюстративного материала, показ приемов работы, работа по заданиям, живые объекты, предметы

Иллюстрации, аудио-, видео-, компьютерные презентации

Беседа, выполнение упражнения.

Компьютер, экран, проектор

7

Программы для создания видеоклипов (применительно к фотографии)

Практическая форма занятий

Игровые приемы,

беседа,

демонстрация иллюстративного материала, показ приемов работы, работа по заданиям, живые объекты, предметы

Иллюстрации, аудио-, видео-, компьютерные презентации

Беседа, сравнение, анализ,

выполнение упражнения.

Компьютер, экран, проектор

8

Итоговое занятие

Урок-выставка

Беседа

Обсуждение, сравнение

Компьютер, экран, проектор

Материально-техническое обеспечение программы:

  1. мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран);
  2. классное помещение;
  3. цифровая фото и видео техника;
  4. штатив;
  5. стулья и парты по числу учащихся;
  6. доска или стенд для крепления наглядного материала;

Список литературы для педагога

  1. Буляница Т. Дизайн на компьютере. Самоучитель. – СПб: Питер, 2003.
  2. Закон РФ об образовании. – М.: ТК  Велби, изд-во Проспект, 2005.
  3. Коцюбинский А.О., Грошев С.В. Самоучитель работы с фото, аудио, видео, СD, DVD на домашнем компьютере. – М.: Технолоджи-3000, 2003.
  4. Практический курс. AdobePhotoshop 4.0. – Пер. с англ. – М.: КУбК-а, 1997.
  5. Программа  воспитания учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2011-2015 годы.
  6. Розов Г. Как снимать: искусство фотографии. – М.: АСТ. Астрель. Транзиткнига, 2006.
  7. Роберт Томсон. Макросъемка. Практическое руководство для фотографов. – М.: Арт-родник, 2006.
  8. Синтия Л. Барон, Дэниел Пек. Цифровая фотография для начинающих. Пер. с англ. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2003.
  9. Фрост Л.  Современная фотография. - М.: АРТ-РОДНИК, 2003. 
  10. Ядловский А.Н. Цифровое фото. Полный курс. — М.: ACT: Мн.: Харвест, 2005.

Интернет-ресурсы

1. Овчаров А.В.  «Информатизация образования как закономерный процесс в развитии педагогических технологий». http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/ovcharov2.html