Интересные истории с историей

Бобырь Александр

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Социологи и футурологи предсказывают абсолютную глобализацию и единое информационное пространство, но пока реальность далека от утопий. Мировоззрение, менталитет, политическая идеология отдельных наций влияют на восприятие не только настоящего, но и прошлого. Мы собрали ключевые отличия в преподавании истории в разных странах.

Россия

Школьная программа по истории в нашей стране выглядит следующим образом: пятый класс — история древнего мира, шестой класс — история Средних веков, седьмой и восьмой класс — Новое время, девятый класс — Новейшее время (от Первой мировой по настоящие дни). В старших классах обычно повторяют пройденное. При этом непосредственно отечественную историю преподают с шестого по девятый классы, и на нее уходит 70% времени от всей программы.

Ключевая черта исторического образования в России — упор на патриотизм. В основном за счёт долгих описаний героических подвигов русских завоевателей и солдат. Не секрет, что история Второй мировой войны подаётся с уклоном в ход Великой Отечественной, длившейся с 1941 по 1945 годы. И здесь у здорового стремления воспитать преданных граждан появляется побочный эффект: многие российские школьники считают, что и мировое противостояние фашистской Германии началось и закончилось в те же сроки.

США

Американские учебники существенно искажают информацию об исторических персоналиях и событиях, утверждает социолог Джеймс Лоуэн в книге «Ложь учителя: ваши учебники истории ошибаются». В качестве примеров — история первых колонизаторов. О кровавых завоеваниях и геноциде коренных жителей США предпочитают умалчивать или преподносить отношения между индейскими племенами и золотоискателями как более-менее спокойные. При этом в целом, по словам ученого, история в американских учебниках пессимистична и формирует у детей восприятие, что лучшее время страны уже позади.

Студент из Нью-Джерси Гарольд Кинсберг заявляет, что история прочих стран преподается в США очень бегло: «Нас учат тому, что есть Северная Америка, есть Европа и есть другие государства, которые можно рассматривать в одной куче. О Скандинавии мы что-то слышали, об Османской империи и России мы что-то читали. Курс Всемирной истории рассказывает немного и об Африке, в основном, о пирамидах. Южная Америка — это только ацтеки, майя, инки, испанская колонизация и пара освободительных движений. А центральная и Юго-Восточная Азия будто и не существовали до колонизации Британией».

Кроме того, искажаются и сведения о Второй мировой войне. Недавний опрос среди американских граждан показал, что большинство считает — нацистов победили именно США.

Германия

С пятого по девятый класс дети изучают каменный век, Римскую империю, крестовые походы, эпохи Возрождения и Просвещения. Из десятиклассников преподаватели формируют отдельные группы, которые изучают то или иное событие более подробно. В целом, материал подается в свободной форме и без особенного углубления, однако есть чёткая мораль: «общество должно учиться на своих и чужих промахах».

Французский историк Марк Ферро пишет, что в нацисткой Германии история в школах начиналась с новейшего времени — в основном, изучали биографию и деятельность Гитлера и приближенных к нему политиков. А сразу после разгрома фашизма историю Второй мировой войны совсем исключили из программы, вплоть до 60-х. Сегодня этот эпизод преподается очень подробно. Современные немцы предпочитают делать выводы из ошибок предков.

Франция

Ферро говорит о Франции, как о стране, в которой представление об истории формируется писателями: в романах, картинках и комиксах. Интересно, что современные французские учебники практически не содержат дат, но изобилуют репродукциями и иллюстрациями.

Американский историк Джордж Хапперт утверждает, что в прошлом определенные исторические факты неоднократно замалчивались. Так, французские авторы не говорили о событиях, связанных с процессом над Жанной д`Арк до XVI века, не упоминалось и о роли церкви, практически все повествование было посвящено королю. Кроме того, в XX веке стали игнорировать «брачный союз» с Бретанью, который оказался для Франции насильственным.

Испания

Большая часть программы в Испании сводится к изучению культурного и религиозного опыта. Так, например, в одном из самых популярных учебников Антонио Альвареса Переса «Энциклопедия, первая ступень» больше половины материала посвящено истории духовности. Огромное внимание уделяют истории народных праздников, которых на счету у испанцев более трех тысяч.

Общая репрезентация исторического процесса в Испании выглядит как долгая борьба страны за свободу. Однако по сей день замалчиваются такие события, как завоевание Мексики и Перу, уничтожение индейцев и рабство.

Великобритания

Британский подход тоже не лишён субъективности. «Если мы хотим воспитать в молодых людях гражданское чувство, их необходимо наполнять патриотическими мифами», — заявил профессор Кембриджского университета Ричард Эванс. Школьная программа в Великобритании построена на чествовании былых побед государства. Практически не уделяется внимания проблемам, с которыми сталкивались другие страны.

С другой стороны, эти идеи неоднократно подвергались критике. Противники патриотической программы выступают с лозунгами «больше фактов» и «меньше субъективности». И, судя по опросам, побеждают: британские школьники в последнее время любят историю за возможность раскрыть исследовательский потенциал и сопоставить несколько разных точек зрения на те или иные процессы. 

………………………………

Преподавание истории в школах США

Преподавание истории в школах США, естественно, призвано служить целям американского общества. По мнению В. Олевича, "воспитание патриотизма, любви к родной стране - один из приоритетов преподавателей истории в США". В этом американцы ничем не отличаются от других стран мира.

Однако, в качестве преподавании истории, как и всякого другого предмета в США, существует существенная разница между различными школами (условно - благополучными и неблагополучными). Так, В.Олевич утверждает: "Я преподавал в городской школе с высоким процентом представителей нацменьшинств среди учеников (в основном афроамериканцев и латиносов). Обычно, они особым патриотизмом не отличаются, и я мог без особых проблем "гнуть свою линию". Замечу, что в школе, которую я окончил это бы не прошло..." Отсюда можно сделать вывод, что в неблагополучных школах к преподаванию истории относятся куда более свободно, чем в благополучных. Это естественно, поскольку требовать строгости и зазубривания множества фактов от детей, едва способных отсидеть занятие и весьма смутно представляющих себе историю не родной им страны, довольно сложно.

Несколько лет назад в США "стартовала программа "Обучая Американской Истории" - федеральные средства выделяются для того, чтобы улучшить качество преподавания истории и помочь детям "оценить великие идеи американской истории"".

Это закономерно, учитывая что, судя по последним опросам, "6 из 10 американских лицеистов демонстрируют почти полное незнакомство с американской историей и ее непонимание. Учащиеся средних школ этот предмет попросту не любят и считают изучение истории потерей времени. Спрошенные о месте истории среди остальных предметов школьной программы учащиеся помещают ее, как правило, на последнее место. Для них история кажется наименее важной из 21 изучаемого предмета. Для характеристики уроков истории зачастую используется термин "занудство". Именно по истории молодежь получает самые низкие экзаменационные оценки".

Преподавание истории начинается в средней школе (т.е. с 6 или 7 класса). Ученики обязаны брать себе, помимо классов по математике, английскому языку, естественным наукам и физкультуре, классы и по социальным наукам (куда часто включается и мировая история).

В высшей школе в минимальные требования для получения диплома включены 2--4 года социальных наук, таких как история и государственное устройство США.

Если говорить о количестве времени преподавания истории в школе, то стоит учитывать, что, как уже говорилось, "администрация каждого школьного округа принимает собственные решения о программе обучения, учебных материалах и т.п. (все это, разумеется, должно соответствовать стандартам принятым федеральным и штатским министерством образования). Как правило, на историю выделено 5 академических часов в неделю (т.е. 1 урок в день)". Однако, количество часов может варьироваться в зависимости от школьной программы и социального заказа штата. Примечательно, что "большинство американских школьников изучают историю каждый год. В старших классах в основном преподают ежедневно".

Что касается методики преподавания, то в первую очередь необходимо остановиться на квалификации учителей в американских школах. Джонатан Циммерман, директор Программы Истории Образования в Педагогической Школе Университета Нью- Йорка, в интервью "Школьные войны" сообщает, что "прием на работу квалифицированных учителей является одним из важнейших вопросов в сфере образования. В США решения о стандартах для учителей принимаются на местном или штатном уровне, то есть, существуют самые разные стандарты. Но половина учителей, преподающих историю, не имеют исторического образования, что мне кажется настоящим преступлением! Ситуация сейчас постепенно меняется, с помощью закона "Ни Одного Ребенка За Бортом". Ныне, чтобы получить деньги из федерального бюджета, штаты должны доказать компетентность своих учителей. Однако в каждом штате свои понятия о том, что значит быть компетентным, и о том, как это должно определяться". Это весьма показательно для выявления причин нелюбви школьников к истории, ведь если учитель не умеет преподносить историю ученикам или, еще хуже, не знает ее сам, он вряд ли сможет заинтересовать детей. Не стоит считать, что абсолютно все американские школы берут на работу неквалифицированных преподавателей. Речь идет о том, что такие факты есть. Так, исследование недавнего прошлого "среди 257 преподавателей показало в 1990 г., что 13% из них никогда не посещали занятий по истории в вузе, только 40% имеют историческое или близкое к нему образование".

В отличие от других школьных предметов, преподавание истории в США достаточно строго базируется на школьных учебниках. "Следует добавить, что их издание -- серьезный бизнес. Конкуренция в этой области велика, и учебники по истории от момента создания и до минуты, когда они попадают в школы находятся под бдительным надзором как левых, так и правых. Давление заказчиков в этом случае может сравниться с самой строгой цензурой".

Учебники истории в США, естественно, должны формировать у учащихся гордость за свою страну, патриотизм, гражданственность. История страны, естественно, не преподается в черных красках: не слишком приятные факты затираются и замалчиваются (собственно, такой подход к преподаванию истории именно в школе, как месте получения самых базовых, основных знаний, довольно обоснован). Д. Циммерман указывает, что в американском обществе "существуют глубокие культурные и региональные разногласия по вопросу, как должна преподаваться американская история. Главный вопрос: "Какова должна быть цель исторического образования: воспитание любви к стране или культивирование у ребенка критического мышления?"". В современных учебных пособиях по истории сказано, что в истории США было множество сложных, противоречивых моментов (например, самый известный из них - система рабовладения).

Д. Циммерман не скрывает, что во многих американских учебниках истории встречаются и исторические ошибки, неточности. Однако, он отмечает, что "исторические недостоверности встречаются не так часто и они не столь вопиющие, как раньше. … В нынешних школьных программах все расы и этнические меньшинства - буквально все - упоминаются, причем все они объявляются героями американского народа. Конечно, можно считать, что заслуги всех этих этнических групп прославляются незаслуженно. Но я бы это объяснил иначе. Учебники не столько пропагандируют ложь, сколько утверждают миф об Америке и ее целях. Вместо того, чтобы содействовать дискуссиям, все учебники предлагают мифы в качестве истины". Интересно, что для консолидации американского общества, в учебном курсе, например, "в школах Калифорнии программы обязаны отмечать заслуги перед нацией и страной женщин, негров, мексиканцев, предпринимателей, выходцев из Восточной Азии, белых, индейцев и рабочих".

Примечательны названия, которые даются школьным учебникам. Они практически всегда названы не сухо и скучно, а звучно и громко, например, "В Поисках Свободы" или "Восход Американской Нации".

Что касается методики преподавания, то часто детям преподают только даты, имена, факты и названия различных сражений. "Вместо того, чтобы расследовать историю, дети просто зазубривают информацию, а после сдачи экзаменов ее благополучно забывают. У них отсутствует какое-то личное отношение к тому, что произошло в прошлом. Этот предмет, по сути, должен быть самым интересным, а для школьников он самый скучный. Поэтому американцы думают только о сегодняшнем дне". Активно используется в изучении истории также мультимедийное оборудование, карты, фотографии, интернет-ресурсы, видеоматериалы, специальные образовательные программы и прочее, что является показателем хорошей оснащенности средствами дополнительного образования американских школ.

В качестве дополнительных области общественных дисциплин дети в последнее время могут выбирать такие курсы <социальные проблемы>, <коммунизм>, <история меньшинств в Соединенных Штатах> и т.д.

Парадоксально, но в штате Калифорния "был принят законопроект, согласно которому в школах начнут преподавать историю гомосексуалистов (gay history), а также инвалидов. Также законопроект запрещает использовать в школах материалы, в которых содержится неодобрение гомосексуализма. Если законопроект одобрит Ассамблея штата и подпишет губернатор, то он вступит в силу". В любом случае, крайняя толерантность и терпимость в американском обществе, в том числе и в школьном образовании, возводится в культ, что обусловлено многонациональностью и крайней дифференциацией населения.

Экзамены по истории и другим общественным дисциплинам в американских школах чаще всего сдаются в письменной форме. Оценка, полученная на экзамене, используется при вычислении одной общей оценки по предмету за год.

Есть в США и аналоги современного российского ЕГЭ, но они не содержат "исторической" компоненты (SAT и ACT). "Однако, школьники обучающиеся по ускоренной/продвинутой (advanced) программе должны сдать "университетский" экзамен (система AP) как минимум на 4 (5-бальная шкала) для того, чтобы сдача предмета была засчитана ВУЗом, в который они поступают. Иными словами, они сдают обычный школьный экзамен в конце года, а если желают чтобы ВУЗ освободил их от данного предмета, сдают еще и экзамен AP".

Таким образом, в США сложилась своя система преподавания в школах (преподавания истории в том числе), обусловленная в первую очередь историческими и политическими условиями развития общества. Сами американцы считают такую систему образцовой.

Преподавание истории ведется в школах в достаточно больших количествах. Преподавание отвечает целям, поставленным обществом. Результаты преподавания напрямую зависят от уровня школы, квалификации учителя, методики преподавания и готовности учеников воспринимать предмет.


Предварительный просмотр: