Кружок оригами "Волшебный квадратик "

Ярилина Марина Аркадьевна
Программа кружка "Волшебный квадратик ", конспекты занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                          «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                                                                      Заведующая МДОУ д/с№9 «Василек»

                                                                                                                      _____________________А.Н.Гришаева

                                                                                                                      «___»______________________2021г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №9 «Василек»

Рабочая программа кружка художественно-эстетической направленности

«Волшебный квадратик»

(оригами)

Для детей старшей разновозрастной группы «Лучики»

Кошелево

2021г.


Рабочая программа кружка оригами «Волшебный квадратик»

(возраст детей: 5 – 7 лет, срок реализации: 1год).

Для детей старшего дошкольного возраста.

2021-2022 учебный год.

Составитель: воспитатель первой категории Ярилина Марина Аркадьевна

Список воспитанников кружка.

п/п

Ф.И. ребенка                        

Дата рождения

Расписание занятий кружка.

Два раза в месяц в пятницу в 15.40

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Оригами - увлекательнейшее занятие для детей 5 – 7 лет. Впервые оригами как фактор полезного воздействия на ребёнка выделил основатель детских садов Фридрих Фребель, включивший в обучение воспитанников знакомство с техникой складывания фигурок из бумаги.

Искусство оригами не только развлечение. Работа с бумажными фигурками развивают мелкую моторику детей и так же важнейшие психические процессы как внимательность, память, мышление, воображение. Оно прививает художественный вкус, развивает пространственное мышление, творчество и логические способности. Каждое занятие сопровождается небольшим рассказом о предмете (животном, фигурку которого детям предстоит сложить, и, таким образом, имеет помимо практической еще и познавательную направленность. Оригами способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности, самостоятельности детей.

Создавая бумажные модели, ребенок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребенка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т. д., признаки их сходства и различия.

Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях оригами у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки конструктивного творчества. Данный вид деятельности не только доступен и интересен детям старшего дошкольного возраста, но и способствует развитию общих способностей детей, которые пригодятся им в жизни и в процессе обучения другим предметам. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

Новизна программы

Одним из основных условий реализации программы кружка «Волшебный квадратик» является соблюдение возрастных особенностей детей, в том числе преобладание игровой формы организации занятий тесное переплетение нескольких областей интересов. На занятиях кроме техники овладения оригами, дети углубляют свои познания о природе.

Актуальность программы 

- в создании условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей, взаимодействии педагога с семьей.

Актуальность использования оригами в образовательном процессе в первую очередь связана с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того, для детей младшего возраста тренировка пальцев важна с точки зрения выработки основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложкой, ножницами. У старших дошкольников тренировка пальцев подготавливает руку к письму.

Цель программы:

Побудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в деятельность. всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие

• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

• Формировать умения следовать устным инструкциям.

• Обучать различным приемам работы с бумагой.

• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

•Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

• Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к искусству оригами.

• Расширять коммуникативные способностей детей.

• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Программа способствует :

1. Повышению мотивации ребенка;

2. Появлению уверенности в своих силах;

3. Возникновению желания добиться планируемого результата;

4. Приобретению навыка самостоятельной работы;

5. Развитию тонких движений пальцев рук;

6. Созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества.

Основные принципы программы:

Принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;

Принцип единства развития и воспитания;

Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;

Принцип общедоступности;

Принцип преемственности;

Принцип индивидуально – личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;

Принцип успешности;

Принцип учета психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития.

Принцип разноуровневости; выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей

 Методы и приемы используемые на занятиях кружка:

Словесный метод: игровой момент, беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, уточняющие наводящие проблемные познавательные.

Информационно-рецептивный: рассматривание, напоминание, частичный показ, образец, объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры, устные инструкции по выполнению работы.

Репродуктивный:выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с детьми.

Эвристический: работа по схемам, выполнение работ с опорой на личный опыт,

Исследовательский: самостоятельная работа детей.

Основные сведения о сроках реализации программы

Программа кружка «Волшебный квадратик» рассчитана на 1 год (старший дошкольный возраст.) и реализуется в 2021 – 2022 учебном году.

Режим занятий.

Занятия проводятся два раза в месяц (начиная с сентября) по пятницам.

Возраст детей: 5 -7 лет.

Формы и виды контроля образовательной программы:

• Составление альбома лучших работ.

• Проведение выставок детских работ.

Ожидаемые результаты и способы определения результативности:

В результате обучения в кружке дети:

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

– научатся следовать устным инструкциям,; создавать изделия оригами

– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– познакомятся с искусством оригами;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе

Тематическое планирование работы кружка технической направленности

         с элементами оригами «Волшебный квадратик» на 2021-2022 г.

Месяц                                

Тема  

Материал

Цели

Сентябрь

«Лиса»

Квадраты двухсторонней цветной бумаги, цветные карандаши.

Цель: Обучить базовой форме «косынка», научить складывать лису.

Задачи:

-Обучающая: способствовать формированию представления о виде декоративно-прикладного творчества — оригами (бумагопластика), продолжить знакомство обучающихся с базовыми формами

-Развивающая: продолжаем развивать у детей творческие возможности, воображение, мышление, развивать мелкую моторику рук, интерес к предмету, к оригами.

-Воспитательная: воспитывать у детей качества, такие как: собранность, трудолюбие, внимательность, коммуникабельность, активность. Умению работать в коллективе и аккуратности.

«Волк»

2 квадрата черного цвета (17х17см, 12х12см):

клей – карандаш;

фломастеры.

Цель: научить складывать фигуру волка в технике оригами.

Задачи:

Обучающие: учить детей конструировать из бумаги в технике оригами волчонка; закреплять  умение  сгибать  лист  бумаги  в  разных  направлениях, хорошо проглаживая место сгиба;

Развивающие :  развивать память, внимание, мелкие мышцы пальцев рук; развивать   глазомер, самостоятельность, художественный вкус;

Воспитательные: воспитывать желание конструировать поделки из бумаги; желание помочь кому - либо в беде; умение доводить начатое дело до конца.

Октябрь

«Заяц»

По 2 квадрата белой или серой бумаги, цветные карандаши для оформления.

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Задачи:  

-Обучающие: формировать умение изготавливать поделку в технике оригами; способствовать закреплению навыков складывания  листа в разных направлениях, тщательно проглаживая сгибы;

-Развивающие: развивать мелкую моторику, внимательность; расширять знания детей об окружающем мире;

-Воспитательные: воспитывать усидчивость и бережное отношение к материалу (бумаге).

Медведь

По 2квадрата коричневого цвета, черный фломастер для оформления

Цель: Научить детей из базового квадрата делать фигурку медведя.

Задачи:

-Обучающие: Повторить повадки медведя в зимний период;

Рассказать, как быстро можно сделать фигурку медведя из знакомого метода сложения бумаги;

Закрепить знания, полученные на занятиях оригами;

-Развивающие:Развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни;

Формировать волевые качества детей при изготовлении поделки, путем доведения, начатого до конца;

-Воспитательные:Воспитывать культуру поведения на занятии;

Ноябрь

«Ёжик»

Квадрат 15*15 серого или коричневого цвета

Цель: изготовление фигурки ежа из бумаги в технике оригами

Задачи:

-Обучающие: формировать умение изготавливать поделку ежа в технике оригами; способствовать закреплению навыков складывания прямоугольного листа гармошкой и по диагонали, проглаживая сгибы;

-Развивающие: развивать мелкую моторику, внимательность; расширять знания детей об окружающем мире;

-Воспитательные: воспитывать усидчивость и бережное отношение к материалу (бумаге).

«Сова»

Квадраты цветной бумаги, заготовки для глаз, клей.

Цель:  обучение складыванию совы из бумаги в технике оригами.

Задачи:

-Образовательные: закреплять навыки по выполнению базовой формы «Воздушный змей»,

- углублять и систематизировать знания детей о технике «Оригами»,

-совершенствовать навыки детей делать правильные сгибы,

- учить выполнению поделки в технике оригами, используя схему.

-Развивающие: развивать пространственное воображение, память, творческие способности, конструктивное мышление,

- развивать мелкую моторику кистей рук,

- развивать речь, расширять словарный запас специальными терминами (диагональ, базовая форма и т.д.).

-Воспитательные: воспитывать художественный вкус, культуру труда, доброжелательность, стремление делать работу аккуратно,

- воспитывать бережное отношение к природе,

- научить  детей доброте, взаимопомощи, дружеским отношениям,

- сформировать  умение учиться, развить потребность в разносторонних знаниях.

Декабрь

«Собака»

Квадраты

цветной бумаги, клей,

Цель: Научить детей делать фигуру собачки в технике оригами.

Задачи: 

-Обучающие: Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Четко проглаживать линии сгиба.

-Развивающие: Развивать пространственное воображение, память, творческие способности, уверенность в своих силах, конструктивное мышление.

-Воспитательные: Воспитывать желание самостоятельно конструировать из бумаги. 

«Кошка»

Квадраты цветной бумаги,

клей, заготовки для глаз,фломастеры.

Цель:

Обучение складыванию фигуры кошки из бумаги в технике оригами.

Задачи:

- обучающие: продолжить учить детей работе в технике оригами, учить анализировать образец, планировать и контролировать выполнение своей работы;

- развивающие: развивать у детей логическое мышление, фантазию, внимание, пространственное воображение, творческие способности;

- воспитательные: воспитывать эстетический вкус, любовь к животным, аккуратность в выполнении работы, дисциплинированность, уважение к своему труду и труду других людей.

Январь

«Цыпле-

нок»

Желтая бумага (квадраты)

Цель: обучение складыванию  цыпленка из бумаги в технике оригами.

Задачи:

- обучающие: продолжать учить детей работе в технике оригами, учить читать схему, анализировать образец, планировать и контролировать выполнение своей работы

-развивающие: развивать у детей мелкую моторику, логику, внимание, фантазию, пространственное воображение, творческие способности;

-воспитательные:   воспитывать аккуратность, терпение.

«Поросе-нок»

Квадрат розовой бумаги, фломастеры

Цель: научить детей складывать фигурку поросенка в технике оригами

Задачи:

-Обучающие: Научить выполнять новую поделку в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма – треугольник);

Совершенствовать умение детей при работе с бумагой делать правильные, четкие сгибы;

Упражнять детей в умении узнавать геометрические фигуры; закреплять умение получать из квадрата треугольники меньшего размера.

-Развивающие: Развивать творческое воображение;

развивать пространственное мышление, логику, память, внимание;Тренировать мелкие мышцы рук;

Развивать устную речь, познавательную активность;

-Воспитательные: Воспитывать аккуратность, трудолюбие;Соблюдать порядок на рабочем месте; создать доброжелательную атмосферу;

совершенствовать произвольную регуляцию поведения и концентрацию на деятельности.

Февраль

«Корова»

Квадраты цветной бумаги, клей, фломастеры

Цель: Продолжать знакомить детей с японским искусством оригами. Повышать интерес детей к изготовлению поделок в стиле оригами.

Задачи:

Образовательные: Обучать различным приемам работы с бумагой. Продолжать знакомить детей с базовой формой «треугольник», складывать квадрат по диагонали. Формировать умение следовать устным инструкциям воспитателя.

Развивающие: Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. Развивать художественный вкус и творческие способности детей, активизировать их воображение и фантазию.

Воспитательные: Воспитывать интерес детей к искусству оригами. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Лошадка

Цветная бумага, нитки мулине, фломастеры, клей, ножницы.

Цель: Научить детей складывать фигурку лошадки в технике оригами

Задачи:

 Обучающие:  Формировать у детей умение складывать лист бумаги пополам, совмещать противоположные стороны и углы. Закреплять у детей  умение создавать поделки в технике оригами,  используя поэтапные схемы изготовления животного (лошадка);Закреплять у детей  навыки декоративного украшения готовой фигурки;

Развивающие: Развивать внимание, память. Развивать мелкую моторику рук. Способствовать развитию конструктивных и творческих способностей ребенка; Побуждать детей создавать игровое пространство.

Воспитательные: Воспитывать у детей познавательный интерес, доброжелательное отношение к окружающему миру. Воспитывать умение работать коллективно.

Март

«Тюльпа-ны»

Квадраты красной, оранжевой,зеленой, желтой бумаги,

Цель: Стимулировать желание детей создавать из бумаги цветы тюльпаны в технике оригами.

Задачи:

-Обучающие: Закреплять умение детей преобразовывать базовую форму в разные поделки.

Закреплять навыки точных, аккуратных сгибов.

Закреплять выполнение базовых форм: «простой треугольник», «воздушный змей».

Упражнять в умении составлять общую композицию, гармонично размещая свою поделку.

-Развивающие: Развивать у детей сообразительность, творчество, умение использовать разные средства выразительности при создании образа. Развивать глазомер и мелкую моторику рук. Развивать чувство единства, сплоченности, учить детей действовать согласованно.

-Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать любовь и уважение к мамам и бабушкам.

«Грачи прилетели

Черная бумага, клей, белый картон, цветные карандаши или фломастеры

Цель: Познакомить с особенностями жизнедеятельности грача.

Задачи: 

Обучающие: закрепить характерные признаки весны.

Развивающие: развивать познавательный интерес, внимание, память и навыки работы с бумагой, ножницами.

Воспитательные: воспитывать осознанные, правильные отношения к птицам и природе.

Апрель

«Бабочка»

Цветная бумага, ножницы, клей

Цель: научить детей конструировать из бумаги бабочку. 
Задачи:
-Образовательные: учить складывать базовую форму оригами - двойной треугольник;
закрепление навыков работы с бумагой;
-Развивающие: развивать мелкую моторику, глазомер; развивать наблюдательность, воображение, эстетический вкус, творческие способности;
-Воспитательные: воспитывать трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, аккуратность

«Гусени-ца»

Зеленая или желтая бумага (квадраты)

Цель: продолжать совершенствовать умение аккуратно работать с бумагой.

Задачи:

-Обучающие: учить создавать образ гусеницы из бумаги.

-Развивающие: развивать словарный запас у детей, мелкую моторику рук, координацию движения рук;

развивать творческое воображение и интерес к процессу творчества.

-Воспитательные: воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе с бумагой; побуждать детей к проявлению положительных эмоций от результата своего творчества;

воспитывать заботливое отношение к природе и её обитателям.

Май

«Муха»

Бумага 15*15

Цель: Развитие творческого мышления.

Задачи:

-Обучающие: продолжать учить детей создавать образ из базовой формы «треугольник»;

- Развивающие: развивать пространственное воображение, память, творческие способности;

формировать умение дополнять поделку готовыми деталями, делающими образ более выразительным;

развивать мелкую моторику; развивать речь, расширять словарный запас;

-Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать художественный вкус, культуру труда, стремление делать работу аккуратно.

«Божья коровка»

Красная и зеленая бумага, фломастеры, клей, ножницы.

Цель: Развитие творческого мышления.

Задачи:

-Обучающиее: расширять и обогащать знания детей о насекомых. Познакомить детей с внешним видом и образом жизни божьей коровки, учить детей создавать художественные образы.

 -Развивающие: развивать интерес к освоению техники оригами, развивать мелкую моторику пальцев рук.

-Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе

Список используемой литературы:

  1. С.В. Соколова «Оригами для дошкольников». Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2007г.
  2. С.Ю. Афонькина и Е.Ю. Афонькина «Уроки оригами в школе и дома» Москва. «Аким», 1996г.
  3. С.В. Соколова «Оригами для старших дошкольников». Санкт- Петербург «Детство-пресс» 2004г.
  4. И.А. Коротеев «Оригами для малышей» Москва. «Просвещение» АО «Учебная литература» 1996г.
  5. Т.Б. Сержантова «Оригами для всей семьи» г. Москва. Айрис-пресс, 2007г.
  6. Т.Б. Сержантова «366 моделей оригами» г. Москва. Айрис-пресс, 2007г.
  7. С.В. Соколова «Праздник оригами» г. Москва, ООО Издательство «Эксмо», 2007г.
  8. С.И Мусиенко, Г.В. Бутылкина «Оригами в детском саду» Москва «Школьная Пресса» 2005г.
  9. Е. Черенкова «Оригами для малышей» Москва. Рипол классик ДОМ21 век.2006г.
  10. С.Ю. Афонькин, Л.В. Лежнева, В.П. Пудова «Оригами и аппликация» Кристалл. Санкт-Петербург, 2001г.


Предварительный просмотр: