Педагогические советы, семинары-практикумы, родительские собрания

Ярилина Марина Аркадьевна

Конспекты выступлений на педагогических советах, семинарах-практикумах и родительских собраниях. Сертификаты, подтверждающие участие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательно учреждение

детский сад №9 «Василек»

Нетрадиционные техники рисования в ДОУ

Семинар-практикум для педагогов

Воспитатель Ярилина Марина Аркадьевна

Кошелево 2019г.


Семинар-практикум "Нетрадиционные техники рисования»

для педагогов ДОУ

Тема: «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Ознакомить педагогов с многообразием техник нестандартного раскрашивания.

Форма проведения: семинар-практикум.

Участники: воспитатель Ярилина Марина Аркадьевна, заведующая и педагоги ДОУ.

Подготовительный этап:

Оформить выставку детских рисунков в различных техниках рисования.

Выложить материалы, которые используются в нетрадиционном рисовании.

Цитата:

«…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

                                                                                                                    (В.А. Сухомлинский)

Вступительное слово.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.

Но во время работы я столкнулась с проблемой. Дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.

Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы недостаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Необходимо стимулом побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. И мне удалось найти то, что нужно.

Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами - увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник

Способствует снятию детских страхов;

Развивает уверенность в своих силах;

Развивает пространственное мышление;

Учит детей свободно выражать свой замысел;

Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

Учит детей работать с разнообразным материалом;

Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

Развивает мелкую моторику рук;

Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

рисование пальчиками;

оттиск печатками из картофеля;

рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

тычок жесткой полусухой кистью.

печать поролоном;

печать пробками;

восковые мелки + акварель

свеча + акварель;

отпечатки листьев;

рисунки из ладошки;

рисование ватными палочками, пластиковыми вилками;

волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

рисование песком;

рисование мыльными пузырями;

рисование мятой бумагой;

кляксография с трубочкой ;

монотипия ;

печать по трафарету ;

кляксография обычная;

пластилинография .

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Сейчас и мы с вами поиграем.

 Пред вами рисунки. Посмотрите на них и скажите, как называется техника, в которой они выполнены и с помощью каких инструментов они нарисованы.

Предлагаю Вам выбрать любые материалы и инструменты и выполнить рисунок в понравившейся Вам технике.

Надеюсь, сегодняшняя встреча была интересна для Вас и в своей работе Вы будете использовать нетрадиционные техники рисования. Спасибо за внимание!

*****************************************************************************



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №9 «Василек»

Формирование интереса

к ИЗОдеятельности

у детей дошкольного возраста.

Сообщение на педсовете

Подготовила воспитатель Ярилина Марина Аркадьевна

Кошелево 2020 г.


Формирование интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.

Выступление на педсовете.

Подготовила воспитатель Ярилина Марина Аркадьевна.

Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира.

Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках

и трепетных звуках, в сказке, в игре, в собственном творчестве, в красоте.

Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество –

верная дорога к сердцу ребёнка.                                                  

                                                                                                В.А. Сухомлинский

ФГОС:

 Художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

В формировании личности ребенка большую роль играют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, аппликация, разнообразные поделки из природных материалов.

Изобразительная деятельность в детском саду включает в себя традиционные техники (рисование, лепка, аппликация, конструирование) и смешанные техники (включают в себя нетрадиционное, самобытное и новаторское рисование, аппликацию).

Рисование, лепка, аппликация- виды изобразительной деятельности, основное назначение которых- образное отражение действительности. Изобразительная деятельность- одна из самых интересных для детей дошкольного возраста.

Изобразительная деятельность дошкольников- один из видов продуктивной деятельности, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его выражения.

Изобразительная деятельность появляется в раннем возрасте. Если вовремя создать условия для её появления и развития, вовремя заметить и поддержать, она станет ярким средством самовыражения и развития ребёнка.

Формирование и развитие интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста - очень важный процесс, так как рисование способствует развитию всех психофизических процессов: восприятия, мышления, воображения, моторики, памяти.

Творчество для детей – это отражение душевной работы. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновенье», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги. Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать.

К сожалению, иногда может возникнуть проблема формирования интереса к творческим занятиям.

Влечение к изобразительной деятельности может угаснуть, особенно если ребенку кажется, что у него ничего не получается.

Однако, возродить интерес можно, используя дополнительные методы обучения дошкольников рисованию

До поступления в школу игра способствует обучению дошкольников и является основным занятием ребенка. Поэтому лучшим и простым решением заинтересовать малыша – рисовать или заниматься лепкой в процессе игры.

Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Возрастные особенности детей в изобразительной деятельности

Так в младшей группе (3-4 года) ребенок чутко воспринимает цвет, цветовые отношения и их воздействие на настроение. В этом возрасте отмечается стремление к свободному рисованию, манипулированию с красками, т.е. малыша интересует не столько сюжет рисунка, сколько сам процесс изменения окружающего с помощью цвета. Дети данного возраста радуются смешению и размытости, удивляются, восхищаются возникновению новых цветовых пятен. Дети узнают, что, можно значительно расширить мир красок от просветленно-нежных до сумрачно-тревожных тонов.

В средней группе (4-5 лет)  эмоции детей становятся более устойчивыми. Адекватное эмоциональное регулирование в различных ситуациях формируется на основе умения различать эмоциональное состояние по их внешним проявлениям - через мимику, жесты, пантомимику и т.д. Это проявляется и в рисовании: у ребенка появляется интерес к линии, ее пластичности и выразительности. Важно уловить момент появления этого интереса и развить его, чтобы способствовать выражению чувств и фантазий на языке художественно-графических образов.

Старшая группа (5-6 лет). В этом возрасте у детей возникает тяга к предметному рисованию. Ребенок стремится создать свой образ, выражая свое отношение к тому, что он изображает. В жизни ребенок выражает себя через настроение, слово, поступок. А в рисовании - с помощью цвета, линии и других выразительных средств. На одних рисунках можно увидеть добрые, воздушные образы, согретые любовью ребенка. На других - образы совершенно иные: резкие, жесткие, угловатые. Именно так ребенок выражает свою неприязнь, отвращение, испуг. Старший дошкольник обладает большой способностью к перевоплощению. И эта способность позволяет ему раздвигать рамки своего «Я». Перевоплощаясь, ребенок изнутри видит жизнь сказочного героя, животного, растения или даже предмета.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет) Этот возраст - ключевой в развитии воображения. Целенаправленное развитие механизмов творческого воображения существенно влияет на способность детей к адекватному эмоциональному реагированию, на умение различать эмоциональные состояния по внешним проявлениям. Именно поэтому одним из направлений работы с детьми старшего дошкольного возраста является обучение приемам саморегуляции эмоционального состояния средствами целенаправленного творческого воображения. Это развитие понимания «души» образа, развитие приемов выразительности. У старших дошкольников уже формируется критическое отношение к результатам своей деятельности. Как важно закрепить у ребенка сознание уверенности в том, что он сумеет все!

На занятиях изобразительной деятельностью осуществляются  задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Процесс рисования, лепки, аппликации вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ, формируются навыки работы в коллективе и для коллектива, умение согласовывать свои действия с товарищами.

Условия формирования интереса к изодеятельности у дошкольников

Одним из условий формирования интереса у дошкольников является предметно – развивающая среда.

Одним из компонентов художественно-творческого комплекса является мини-центр «Юный художник», который насыщен многообразием современного художественного материала и оборудования. Это всевозможные цветные карандаши и фломастеры, акварель и гуашь, цветные мелки, пастель и уголь, а также восковые свечи, разнообразные печатки – поролоновые, из пенопласта и других материалов, ватные палочки, разные виды кистей, заостренные палочки, разнообразные пластичные материалы, разные виды бумаги, ткани, другие всевозможные инструменты для исследования свойств художественных материалов. Доступность и свобода выбора здесь дают возможность каждому желающему экспериментировать, исследовать цвет, его свойства, пробовать новые техники и материалы, открывать для себя неизведанное.

Так дети открывают для себя процесс создания дополнительных цветов спектра. Причем дети имеют возможность делать собственные открытия разными способами, с использованием разных материалов.

Устойчивый интерес к разным видам деятельности способствует творческому развитию личности ребенка.

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Т.С. Комарова указывает: «Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т.п.)».

Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать.

 Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Больше разнообразия следует вносить и в организацию занятий: дети могут рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами (мольбертами), за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов и т.д. Важно, чтобы организация занятия соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать.

Особый интерес у детей вызывает создание изображений на темы сказок. Дети любят сказки, готовы слушать их бесконечно; сказки будят детскую фантазию. У каждого малыша есть свои любимые произведения и сказочные герои, поэтому предложение нарисовать картинки к сказкам или вылепить волшебных персонажей всегда вызывает у детей положительный отклик. Тем не менее, рисование, аппликации, лепку по сюжетам сказок необходимо разнообразить. Так, все дети могут создавать образ одного и того же персонажа. В этом случае, рассматривая вместе с малышами готовые работы, следует обратить внимание на разницу в изобразительных решениях, на какие-то оригинальные находки. Например, если дети рисовали петушка из сказки «Лиса и заяц», можно затем попросить их выбрать самого большого петушка, отметить, у кого петушок самый красивый, храбрый. Можно провести занятие, на котором дети будут изображать разных сказочных животных. В другой раз они рисуют иллюстрации к одной сказке, и каждый сам решит, какую картинку нарисует.

Занятие может проходить и так: ребята вместе создают иллюстрации к своей любимой сказке, а затем поочередно рассказывают эпизод, который изобразили. Дети с большим удовольствием откликаются на предложение воспитателя нарисовать или вырезать и наклеить общую картинку к какому-то произведению, например, «Незнайка в Солнечном городе» Н. Носова, «Чебурашка и крокодил Гена» Э. Успенского, «Горшочек каши» братьев Гримм  и др.  Предлагая детям  создавать изображения на темы  сказок, необходимо разнообразить и материалы.

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

Вторым из условий формирования интереса является использование игровых приемов обучения на занятиях по изобразительной деятельности.

Игра в дошкольном детстве – один из любимых видов деятельности детей. В игре ребенок смел, раскрепощен, может заново пережить события, особенно взволновавшие его. Такое переживание событий возможно потому, что в игре всегда присутствует воображаемая, мнимая ситуация (ситуация «как будто»). В игре ребенок творит. Возможность развить у дошкольников интерес в игре и привлекает внимание педагога к этому виду деятельности детей, позволяет ему использовать игровые приемы на занятиях по изобразительной деятельности.

Одним из признаков игрового приема является игровая задача. Игровая задача - это определение цели предстоящих игровых действий педагогом или детьми. Например, воспитатель предлагает детям: «Построим мишке домик»«Подумайте, как можно помочь зайчику перебраться через речку». Включаясь в предлагаемую игровую ситуацию, дети сами ставят игровые задачи.

Умело используя игровой прием, можно увеличивать количество игровых задач, развивать сюжетно-игровой замысел. Важно, чтобы и дети были активны при выполнении игровых действий. Это развивает у них творческие способности и интерес к изобразительной деятельности. Необходимым условием активности детей является определенный запас знаний, наличие ярких впечатлений о данном явлении. В этих случаях дети увлечены происходящими на занятиях событиями, придумывают игровые действия и способы их выполнения. Разнообразные по содержанию игровые действия должны соответствовать дидактическим задачам. Не всякие игровые действия, даже будучи интересными и понятными детям, помогают решить поставленные дидактические задачи.

Игровые приемы, используемые при руководстве изобразительной деятельностью, выбираются педагогом с учетом особенностей игры детей, логики ее развития, с одной стороны, и особенностей изобразительной деятельности - с другой. Только в этом случае руководство будет безболезненным и эффективным. Это особенно необходимо при руководстве творческой деятельностью, воздействие на которую должно быть по возможности незаметным для ребенка, бережным в смысле сохранения детских чувств, настроения.

Все игровые приемы условно можно разделить на две большие группы: сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр и сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.

Сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр развертываются по поводу игрушек, каких-либо предметов, бросового материала и других объемных или плоскостных предметов. Ребенок и воспитатель действуют с ними, как в режиссерских играх. Другие игровые ситуации этого типа развертываются по поводу рисунка (рисованное изображение более условно, и возможно активного действия с ним более ограниченны). Дети и воспитатель действуют одновременно в том и другом случае и как сценаристы, и как режиссеры, и как актеры.

Прием обыгрывания предметов или игрушек (объемных и плоскостных, картин-панорам, природного, бросового материала, очень распространен. Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т. п.). Ведь с кисточкой, карандашами можно разговаривать, советоваться, учить их рисовать («бегать» по ровной дорожке, «кататься» с горки, «прыгать как зайчик, «ходить» как медведь и т. п.). Прием обыгрывания игрушек, предметов принимается детьми, так как учитывает присущий ребенку интерес к предметам и действиям с ними.

Используя этот прием, можно учесть постепенно изменяющиеся, усложняющиеся с возрастом и развитием интересы детей.

Другой прием - обыгрывание изображения. Как правило, этот прием применяется по окончании рисования, (лепки). Полученное изображение используется при этом как своеобразный игровой предмет.

Содержание игровых действий зависит от содержания изображения. Если изображена птица, то она может «летать»«садиться» на деревья, «клевать» зерна и т. д. Нарисовал малыш дорожку - по ней будут «ходить» звери, люди и т. п. Таким образом, содержание игровых действий определяется содержанием действий, осуществляемых с этим предметом в реальной жизни. А способы выполнения этих действий могут быть различными, в большей степени они зависят от того, является изображение объемным или плоскостным. Специально организованное обыгрывание детских работ позволяет педагогу живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку.

Педагог может использовать и такой прием, как обыгрывание незаконченного (еще только создаваемого) изображения. Его можно назвать сюжетно-изобразительной игрой. Этот прием направлен на руководство процессом изображения, и потому он как бы сопровождает его. Воспитатель ставит следующие задачи: игровой анализ создаваемого образа, дальнейшее развитие замысла детей, стимулирование изобразительного способа его воплощения. Способы выполнения игрового действия в этом случае разнообразны. Они могут быть выражены словом. Так, воспитатель, увидев нарисованную девочку в длинной шубке, спрашивает ее: «Ты не замерзла без шапки?», тем самым неназойливо подсказывая малоинициативному ребенку возможность развития замысла и выполнения более выразительного рисунка. Процесс использования этого приема представляет собой, по существу, постановку детям разнообразных игровых задач, побуждение к их принятию и самостоятельной постановке новых. Вследствие этого происходит частично совместное, частично самостоятельное развитие сюжетно-игрового замысла. Игровой прием стимулирует не только совершенствование замысла, но и выполнение его специфическими, изобразительными средствами. Таким образом, стимулируется изобразительное творчество.

В руководстве изобразительной деятельностью возможно применение другой группы игровых приемов с ролевым поведением детей и взрослых. Детям предлагается роль художников, фотографов, гончаров, строителей, продавцов, покупателей; младшим детям - роль зайчиков, медведей и т. д. Например, дети-художники подготовительной группы могут рисовать афиши по сказке или разным сказкам. Самые красивые и выразительные афиши потом можно использовать для оформления игр-драматизаций, кукольного театра. Выделение игрового приема с элементами ролевого поведения обусловлено особенностями развития игры. Однако в той или иной роли ребенка привлекают или разнообразные действия человека (игрового персонажа, или взаимоотношения. В зависимости от этого строится и содержание игрового приема. Учитывая знания детей, их интересы, предпочтения, уровень игры в группе, воспитатель разрабатывает эти игровые приемы. Некоторым художникам-мастерам предлагают рассказать, какую посуду они придумали. Это делается с целью демонстрации обучения детей замысливанию образа.

Все вышеизложенные приемы сочетают в себе основные признаки игры и своеобразие детской изобразительной деятельности. Вследствие этого они близки и понятны детям, не нарушают естественности изобразительного процесса. В реальном процессе обучения используются в различных сочетаниях все виды игровых приемов.

Третьим условием формирования интереса является использование традиционных и не традиционных способов и приемов изобразительной деятельности.

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но остается удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования штампов и трафаретов. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если ваш маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Учить детей рисовать можно не только красками, карандашами, фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать клей для рисования.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работе с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Развитие изобразительной деятельности в семье

Родители должны помогать обогащать художественный опыт детей новыми впечатлениями, создавать в семье благоприятные условия для развития у ребёнка самостоятельности, проявление творчества.

Родителям необходимо порекомендовать следить за впечатлениями получаемыми ребёнком дома, стремиться развивать наблюдательность за окружающим:

Необходимо создать условия для изобразительной деятельности дома, чтобы малыш мог дома рисовать, лепить, творить.

Родителям нужно бережно относиться к первым рисункам, лепке, что бы ребёнок увидел  отношение к его творчеству, как к чему-то ценному, нужному.

 Хорошо, если взрослые помогают ребёнку в процессе изобразительной деятельности, если имеет место быть «сотворчество», а не предоставление самому себе.

Ребёнку не достаточно лишь дать лист бумаги, карандаш и кусок пластилина. Надо помочь найти замысел и разбивать его. Это можно легко делать, отслеживая задания, проводимые в детском саду. Их повтор окажет благотворное влияние на развитие у детей изобразительных умений и закрепления необходимых навыков.

Таким образом, на основании всего выше сказанного можно сделать вывод, что творческий подход к организации занятий и использование разнообразных методов и приемов работы являются необходимыми условиями для развития интереса к художественному творчеству у детей, а целенаправленная, систематическая работа как с детьми, так и с их родителями способствует повышению уровня развития интереса к изобразительной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Василек» «Формирование интереса к изодеятельности у детей дошкольного возраста» Выполнила воспитатель Ярилина Марина Аркадьевна

Слайд 2

«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка .» Сухомлинский В.А.

Слайд 3

ФГОС : Художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

Слайд 4

Роль ИЗОдеятельности в воспитании и развитии дошкольника В формировании личности ребенка большую роль играют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, аппликация, разнообразные поделки из природных материалов. Рисование, лепка, аппликация- виды изобразительной деятельности, основное назначение которых- образное отражение действительности. Изобразительная деятельность- одна из самых интересных для детей дошкольного возраста.

Слайд 6

Изобразительная деятельность дошкольников- один из видов продуктивной деятельности, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его выражения.

Слайд 7

Изобразительная деятельность появляется в раннем возрасте. Если вовремя создать условия для её появления и развития, вовремя заметить и поддержать, она станет ярким средством самовыражения и развития ребёнка. Формирование и развитие интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста - очень важный процесс, так как рисование способствует развитию всех психофизических процессов: восприятия, мышления, воображения, моторики, памяти.

Слайд 8

Творчество для детей – это отражение душевной работы. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновенье», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги. Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать.

Слайд 9

К сожалению, иногда может возникнуть проблема формирования интереса к творческим занятиям. Влечение к изобразительной деятельности может угаснуть, особенно если ребенку кажется, что у него ничего не получается. Однако, возродить интерес можно, используя дополнительные методы обучения дошкольников рисованию.

Слайд 10

До поступления в школу игра способствует обучению дошкольников и является основным занятием ребенка. Поэтому лучшим и простым решением заинтересовать малыша – рисовать или заниматься лепкой в процессе игры. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Слайд 11

. Рекомендации педагогам Организация предметно-пространственной среды Материалы( карандаши, кисти, фломастеры и др.) необходимо располагать в поле зрения детей, чтоб у них возникало желание творить; Использование разных форм художественной деятельности: коллективное творчество, самостоятельная деятельность, нетрадиционные техники рисования; Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы;

Слайд 12

Создание ситуации успеха; Не критиковать ребенка, не торопить, хвалить; Поддерживать детскую непосредственность, поощрять, стимулировать фантазию и воображение ребенка. Предоставлять ребенку возможность выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла;

Слайд 13

Игры и упражнения, используемые для развития творческих способностей Игры на развитие мелкой моторики ( пальчиковые игры);

Слайд 14

Упражнения, способствующие развитию умений связывать элементы рисунка( мазки, линии, штрихи) с предметами окружения ; Использование приемов сотворчества ( дети выполняют рисунок на подготовленном воспитателем силуэте, дорисовывают элементы), создание коллективных композиций;

Слайд 15

Применение нетрадиционных техник и материалов ( рисование ладошками, штампами, пальцами, ватными палочками, солью, манкой, свечками и т.д.)

Слайд 16

Развитие изобразительной деятельности детей в семье Родители должны помогать обогащать художественный опыт детей новыми впечатлениями , создавать в семье благоприятные условия для развития у ребёнка самостоятельности, проявление творчества. Родителям необходимо порекомендовать следить за впечатлениями получаемыми ребёнком дома, стремиться развивать наблюдательность за окружающим:

Слайд 17

Н еобходимо создать условия для изобразительной деятельности дома, чтобы малыш мог дома рисовать, лепить, творить. Р одителям нужно бережно относиться к первым рисункам, лепке, что бы ребёнок увидел отношение к его творчеству, как к чему-то ценному, нужному . Хорошо если взрослые помогают ребёнку в процессе изобразительной деятельности, если имеет место быть «сотворчество», а не предоставление самому себе. Ребёнку не достаточно лишь дать лист бумаги, карандаш и кусок пластилина. Надо помочь найти замысел и разбивать его. Это можно легко делать отслеживая задания проводимые в детском саду. Их повтор окажет благотворное влияние на развитие у детей изобразительных умений и закрепления необходимых навыков.

Слайд 18

Таким образом, на основании всего выше сказанного можно сделать вывод, что только целенаправленная, систематическая работа как с детьми, так и с их родителями способствует повышению уровня развития интереса к изобразительной деятельности.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: