Самообразование

Ярилина Марина Аркадьевна

Учитель и воспитатель относятся к категории тех профессий, которые требуют постоянного самообразования и самосовершенствования. К примеру, никто не будет спорить с тем, что сегодняшние дети – совершенно другие, чем в прошлые десятилетия. Мы, понимая это, строим свою работу с ними по-иному, чем это делали учившие нас педагоги. И во всём остальном также стараемся идти в ногу со временем. Узнавая новое, делясь полезным опытом, творим, дерзаем, создаём. Учим других и учимся сами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №9 «ВАСИЛЕК»

«Физкультминутки и динамические паузы-

как эффективное средство здоровьесбережения дошкольников»

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Воспитатель Ярилина Марина Аркадьевна

Первая квалификационная категория

Кошелево, 2018


Актуальность использования физминуток и динамичесих пауз в ДОУ

В Федеральном государственном образовательном стандарте большое внимание уделяется здоровьесбережению. Одним из видов здоровьесберегающих технологий являются физкультминутки.

В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных — малоподвижный образ жизни. Дома родители предпочитают занять ребенка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем – просмотром телепередач или видеофильмов. И это вполне понятно: родители хотят отдохнуть после напряженного рабочего дня, в квартирах много мебели и мало места, а «ребенок, разбегавшись, может получить травму или что-то разбить. Пусть лучше посидит — спокойнее будет».

Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста очень велика. Ограничение активности в этот период может привести к задержке психического и речевого развития ребенка. Важно поощрять различные формы двигательной активности: подвижные и спортивные игры, упражнения на развитие жизненно важных движений (ходьба, бег, ползанье, лазанье, метание, упражнения в равновесии).

Ни для кого не секрет, что детям дошкольного возраста свойственная интенсивная двигательная активность. Поэтому в условиях детского сада для детей должен быть организован особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания.

В детском саду полноценную двигательную активность обеспечивает проведение в течение дня таких форм организации двигательной деятельности как спортивные минутки, танцевальные минутки, динамические паузы, подвижные игры, физкультурные паузы, физкультминутки.

Цель: способствовать оздоровлению детей

Задачи:

- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей

- Способствовать взаимодействию детей;

- Прививать навыки общения;

- Развивать внимание, речь, мышление и память, координацию движений и вестибулярного аппарата, глазодвигательную координацию. повысить и сохранить умственную активность и работоспособность детей во время занятий

 - Обеспечение непродолжительного динамичного отдыха в то время, когда организм ребенка испытывает значительную нагрузку.

Для ребёнка вся жизнь протекает в игре. В игре он учится, в процессе игры мы его воспитываем и развиваем.

Что же это такое - физкультминутки для дошкольников? Это время для веселья, стихов и движения. Чтобы детишки хорошо росли и развивались, им просто необходимы такие чудесные подвижные физкультурные минутки.

Цель проведения физкультминуток – способствовать оздоровлению детей.

Исследования свидетельствуют о необходимости смены деятельности через каждые 20 мин. Физические упражнения улучшают кровообращение, работу сердца, легких, способствуют восстановлению положительно-эмоционального состояния.

Специальными научными исследованиями установлено, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на занятии снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за столом, дают отдых утомленным мышцам, а также органам зрения и слуха. Физкультминутки проводятся в паузах на занятиях по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений. Их цель – поддержание умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне. Утомление детей обычно наступает после 10-12 минуты. Оно сказывается на их поведении: ребята отвлекаются, шумят, переговариваются. Эти признаки служат для педагога сигналом того, что дети устали, и необходимо дать им возможность отдохнуть, переключив на другой активный вид деятельности. Продолжительность физкультминуток 2-3 мин.

Физминутки и динамические паузы выполняют следующие функции :

Развлекательную– создают благоприятную атмосферу;

Релаксационную– снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;

Коммуникативную– объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой;

Воспитательную– формирует моральные и нравственные качества

Обучающую– давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их

Развивающую– развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы

Коррекционную– «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка.

Профилактическую– предупреждают появления психологических заболеваний

Лечебную– способствовать выздоровлению.

Основные требования к проведению физкультминуток:

• проводятся на начальном этапе утомления 8-13-15-я минута занятия (в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала и т. д.) ;

• подбираются хорошо знакомые детям, простые, занимательные упражнения;

• отдаётся предпочтение упражнениям для утомлённых групп мышц;

• комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятия и его содержания;

• подбираются разные по содержанию и по форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, результативность.

Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнение движений под стихотворный текст, а также в виде любого двигательного действия и задания.

Общеразвивающие упражнения для физкультминуток подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Целесообразно подбирать 3-4 упражнения, закончить физкультминутки можно прыжками, бегом на месте или ходьбой. Эти комплексы могут быть использованы на всех видах занятий, но лучше всего там, где чётко выделены структурные части.

Подвижные игры в качестве физкультминуток могут использоваться на всех видах занятий. Следует подбирать игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с содержанием занятия, так как они могут быть проведены в любой его части и в любое, по усмотрению воспитателя время.

Например, на занятиях по ознакомлению с животным миром полезными будут игры «Мышеловка», «Котята и щенята», «Зайцы и волк» и т. п.

Дидактические игры в движении – физкультминутки хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой культуре речи, по математике: «К названному дереву беги», «Найди дерево по семенам», «Вершки и корешки», «Где мы были – мы не скажем, а что делали - покажем» и т. д.

Танцевальные движения можно использовать между структурными частями занятий под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Танцевальные движения под музыку создают у детей хорошее настроение, развивают творческие способности. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, не громкие, иногда плавные, лирические.

Физкультминутки под стихотворный текст в практике дошкольных учреждений используются чаще всего. При подборе их к конкретному занятию следует обратить внимание на следующее:

стихотворный текст должен быть высокохудожественным. Могут быть использованы стихи известных поэтов, потешки, загадки, считалки;

преимущество следует отдавать стихам с чётким ритмом, так как они дают возможность использовать разнообразные движения;

содержание текста стихотворения должны сочетаться с темой занятия, его программной задачей.

В качестве физкультминуток могут быть использованы любые двигательные действия и задания, сочетающиеся с содержанием занятия. Так, отгадывать загадки, например, ребята, могут не словами, а движениями (изобразить зайчика, медведя, лягушку, ёлку, гриб и т. д.) . Ценность таких отгадок в том, что ребёнок ищет образ отгадки в движении, что заставляет его более активно вспомнить, думать, находить наиболее выразительные движения.

  Рекомендации по проведению физкультминуток

Перед применением физкультминутки необходимо детей познакомить с ее содержанием, отработать необходимые жесты, комбинации пальцев, движений. Это не только позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой. Упражнения должны быть знакомы детям и просты по выполнению. Они должны охватывать в основном крупные мышечные группы. Выполнять упражнения следует вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой в виде физкультминутки. Произносить тексты физкультминуток надо выразительно, повышая или понижая голос, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Нельзя ставить перед детьми сразу несколько задач (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей, особенно младших групп, ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к физкультминутке. Физкультминутки также, как и другие стихи и игры, побуждают детей к творчеству и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и показывать его творческие достижения другим детям, родителям. Содержание физкультминутки варьируется в зависимости от характера и условий проведения.

Физкультминутки, проводимые в различных видах непосредственно образовательной деятельности по мере проявления утомления у детей или между разными типами работ, когда нужно переключить внимание дошкольников с одного вида деятельности на другой с целью повышения эффективности усвоения даваемого на занятии материала, заботы о здоровье, укрепления детского организма. К таким физкультминуткам относятся стихи и потешки, включающие в себя упражнения, которые охватывают крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника: легкий бег, ходьба на месте, поскоки, приседания в быстром темпе, наклоны в стороны, махи руками, сопровождающиеся текстом (как правило, в стихотворной форме). Герои и персонажи таких физкультминуток – мышки, черный кот, хомячок, кузнечик, зайка, медведи, петух, аист, жук, ворона, пловцы, деревья и т. п.

 Физкультминутки, включающие в себя упражнения для мышц кистей рук.

 Они проводятся с целью отдыха пальцев детей после продолжительного держания в руках кисти или карандаша. Это упражнения на сгибание и разгибание кистей рук, их отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения и пальцами рук. Это такие физкультминутки как: «Цветки»«Свинки»«Братец, где ты был?»«Пальчики»«Две сестрицы» и другие. Они дают возможность отдохнуть детям, вместе с тем развивают их речь и мелкую моторику.

Физкультминутки, включающие в себя Гимнастику для глаз. Полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Специалистами по охране зрения разработаны различные упражнения. Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям.

Но дети с гораздо большей охотой делают ее, когда гимнастика связана со стихотворным ритмом. Чтобы дети могли проявить свою активность, рекомендуем все занятия с ними проводить в игровой форме. Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводить по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

 Физкультминутки, включающие в себя дыхательную гимнастику.

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятии. Все упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении или на прогулке.

В чем же отличие динамических пауз от физминуток?

Главное их отличие заключается в том, что во время проведения физкультминуток решаются более частные задачи (снятие утомления с мышц спины, шеи, рук и т. д.). При проведении динамических пауз кроме достижения этих же целей, обеспечивается некоторое снижение умственного утомления.

Уместно и целесообразно физминутки проводить в течение занятия, каждые 12-15 минут, а в перерывах между занятиями – динамические паузы.

Прежде всего, каждый педагог, работающий с дошкольниками, обязан помнить, что главное назначение физкультурных минут и динамических пауз — активный отдых.

Консультация для родителей

«Физминутка-что это?»

Физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ, независимо от возраста детей. Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровообращение внутренних органов и работоспособность нервной системы. 

Физминутка – это веселые физические упражнения, направленные на снятие усталости.

Двигательно – речевые разминки влияют на отдых различных групп мышц, активизируют деятельность мозга, сердечно –сосудистой и дыхательной системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов.

 Гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушения зрения.

Мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Лучшей физминуткой в такой ситуации, является пальчиковая гимнастика.

Вспомним слова К. Д. Ушинского: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания дадут вас в результате больше целой недели полусонных занятий».

Давайте представим на минутку такую ситуацию.

Вы пришли с работы усталые и раздраженные. А еще надо с ребенком выучить стихотворение для детского садика, или гамму для музыкальной школы.

Где взять силы и энергии родителям? Где «откопать» мотивацию для ребенка всё это выполнить? Успокойтесь. Конечно, есть средство, которое поможет Вам и Вашему ребенку. Что это? Это так называемые физкультминутки.

Чувствуете, что вы на эмоциональном пределе или видите, что ребенок капризничает и не хочет выполнять задание, успокойтесь и вспомните об этом способе сделать жизнь радостнее и счастливее.

Физкультминутка - это небольшой комплекс специально подобранных упражнений для снятия возможного утомления с определенных групп мышц ребенка и взрослого.

Цель физминуток – активно изменить деятельность детей и взрослых, и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка и себя на продолжение занятий.

Физкультминутки проводят во время занятий с ребенком, которые связаны с ограничением подвижности и активным сосредоточенным вниманием детей.

Физкультурная минутка помогает ребенку отдохнуть от умственной деятельности, переключится с учебной деятельности на движение.

Физкультминутки – это весело, полезно и интересно!


Когда и для чего проводятся физминутки?

Физминутки проводяся во второй половине занятия, в младшем дошкольном возрасте через 10 минут, в старшем дошкольном возрасте – через 15 минут от начала занятия и далее каждые 10 минут по 1, 5-2 минуты. Важно учитывать, что время проведения физминуток в чистое время занятий не включается.

Как подобрать упражнения для физминуток?

1.Упражнения должны быть знакомы детям и просты в исполнении.

2.Упражнения должны охватывать в основном крупные мышечные группы.

3.К таким упражнениям относятся потягивания, выпрямление позвоночника, ходьба на месте, подскоки, приседания в быстром темпе.

4.В случае необходимости могут использоваться упражнения для более мелких групп мышц: для кистей рук, шеи, лица, глаз.

5.Благоприятным для завершения физминутки для детей после пяти лет является точечный профилактический самомассаж 2-3 биологически активных точек по схеме. (Об этом в следующей статье)

Когда можно провести физминутку дома?

·  Ребенок долго сидел в одной позе,

·  Ребенок длительное время смотрел телевизор,

·  Ребенок капризничает и жалуется на усталость,

·  У ребенка «хмурое» настроение и т. д.

Вы можете спросить: «А при чем тут оздоровление ребенка?»

Отвечаю. Хорошее настроение - залог здоровья и плодотворной работоспособности. Разве хмурый, печальный, уставший человек может выполнить порученное задание в срок, полноценно и качественно. Конечно, нет.

Поменяв позу, подвигавшись, и млад, и стар заряжается энергией и может еще длительное время заниматься с легкостью.

Выработав и закрепив привычку «сделать сегодня то, что не надо откладывать на завтра», вы научите своего ребенка целеустремленности и ответственности.

Показав ребенку, как можно легко справиться с усталостью и утомлением, плохим настроением именно вы научите его ценить и ухаживать за своим здоровьем.

Проводя физминутку можно проветрить помещение, облегчить одежду, побегать босиком.

Вариантов для оздоровления ребенка много. И порой самые простые варианты бывают самыми эффективными. Важно применять их в нужное время и в нужном месте.

Примерные комплексы физкультминуток.

1.«Пробежка»

Цель: активизация двигательной активности.

Взрослый читает стихотворение (когда ребенок запомнит, может и он рассказывать) и надо просто выполнить задание.

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга всё глядеть.

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться?

2. «Спортсмен»

Цель: развитие согласованности и координации движений.

Следуя тексту, дети имитируют движения, которые совершают спортсмены.

Занимайся волейболом,

(«забивают» в корзину мяч)

Греблей, плаваньем, футболом.

(«гребут» веслами, «плывут», «бьют ногой по мячу»)

На коньках зимой гоняй

(«скольжение» на коньках)

Езди на велосипеде

(«крутят» педали)

И всегда стремись к победе.

(прыжки с криками «Ура!»)

3.«Стойкий оловянный солдатик»

Цель: развитие внимания, выдержки, согласованности действий.

Взрослые или дети рассказывают речевку, показывают и выполняют движения вместе с ребенком.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем дружно мы шагать!

(шагают на месте)

На одной ноге постой-ка

Будто ты солдатик стойкий.

(становятся на правую ногу)

Ногу левую – к груди,

Да смотри не упади!

(подтягивают левую ногу к груди)

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

(становятся на левую ногу)

Все, закончилась игра,

За уроки, детвора!

(садятся на свои места)

ЖЕЛАЮ УДАЧИ!

Консультация для родителей

Виды физкультминуток

Виды физкультминуток разнообразны: упражнения, которые снимают общее и локальное утомление, гимнастика для кистей рук упражнения для глаз, упражнения, направленные на формирование и коррекцию осанки, дыхательная гимнастика, упражнения, в основе которых лежат танцевальные движения и музыка. Физкультминутки можно проводить в разных вариациях: в виде ходьбы или бега на месте, других простых общеразвивающих упражнений в виде подвижных игр в виде танцевальных движений под музыку, пения взрослого и детей, в виде дидактических игр, в которых дети должны двигаться под стихотворения, считалки или загадки, в виде имитаций профессиональных движений (водителя, дровосека, лодочника, лётчика и пр.), имитаций движений животных и птиц в виде упражнений для отдельных частей тела, мимики. Ещё с помощью физкультминуток можно выучить счёт, познакомиться с явлениями природы и узнать многое другое.

Снимаем утомление.

Физкультминутки чаще всего используют, чтобы снять утомление дошкольников. Для этого нужно использовать динамические упражнения для расслабления разных групп мышц (шеи, плеч, спины, рук и ног). Для самых маленьких подойдут известные детские стихи, которые легко инсценировать:

Жираф (Самуил Маршак)

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста (сесть на корточки и изобразить сбор цветов)

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок. (встать на носочки, выпрямив ноги, и «собрать цветы», наклоняясь, но, не сгибая колен)

 

Кораблик (Агния Барто)

Матросская шапка,

Верёвка в руке (маршировать на месте)

Тяну я кораблик

По быстрой реке. (начать двигаться, будто тянем кораблик)

И скачут лягушки

За мной по пятам ,(присесть и подпрыгнуть)

И просят меня: — Прокати, капитан! (помахать рукой).

Слон (Агния Барто)

Спать пора!

Уснул бычок, (подставить ладошки под одну щёку, как будто спим)

Лёг в коробку на бочок.

Сонный мишка лёг в кровать, (подставить ладошки под другую щёку)

Только слон не хочет спать. (стать на четвереньки)

Головой качает слон, (стоять на четвереньках и качать головой)

Он слонихе шлёт поклон (кланяться).

 

Пингвин

(выполнять упражнения по тексту)

Неуклюжий шёл пингвин

Посреди холодных льдин.

И по ледяной дорожке

Прыгал он на правой ножке.

А теперь подскок на левой –

И присел, согнув колени.

Встал, присел –

И пять прыжков:

Очень климат уж суров!

 

Упражнения для глаз

Во время занятий глаза детей испытывают немалую нагрузку. Для профилактики утомления глаз, их заболеваний, нарушения зрения рекомендуется делать специальную гимнастику. Старшим дошкольникам подойдёт несложный комплекс упражнений для глаз, при котором им рекомендуется смотреть вверх, вниз, вправо, влево, рисовать движениями глаз фигуры (например, круги) или буквы. Младшим дошкольникам лучше всего подойдут физкультминутки для глаз в стихах.

Доктор медицинских наук, педагог-новатор Владимир Базарный разработал комплекс из специальных упражнений для малышей «Физкультминутка для глаз»:

Исходное положение – сидя или стоя. 15 движений справа налево, а потом – слева направо.

Упражнение «Воробей»

Воробьишка потянулся,

Распрямился, встрепенулся.

Головой кивнул три раза,

Подмигнул нам черным глазом,

Лапки в стороны развёл,

И по жёрдочке пошёл.

Прогулялся и присел,

Свою песенку запел:

Чик-чирик-чирик-чирик.

15 движений глазами вверх и вниз, вниз и вверх.

15 круговых движений глазами слева направо.

15 круговых движений глазами справа налево.

Упражнение «Гусак»

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Посмотрел он вправо, влево,

Повороты сделал смело.

Пощипал немного пух –

И с разбегу в воду плюх!

15 круговых движений глазами, а также в форме уложенной набок цифры 8.

Развиваем кисти рук

Известно, что дошколятам достаточно трудно поначалу научиться удерживать в руке карандаш, кисточку или столовый прибор, а также пользоваться ими правильно. Малышам не удаётся удержать карандашик вообще, а детки постарше начинают слишком сильно сжимать его пальцами, рисуя – в этом случае перегружаются мелкие мышцы руки и кисти в целом. И тут на помощь тоже приходит физкультминутка, но не простая, а пальчиковая. Лучше всего, когда она сопровождается весёлым стихотворением
 

Гости.

Стала Маша гостей созывать: (Вращение кистей рук к себе.)

И Иван приди,

и Степан приди,

и Матвей приди,

и Сергей приди,

а Никитушка — ну, пожалуйста. (Поочерёдный массаж кончиков пальцев правой руки.) Стала Маша гостей угощать:

и Ивану блин,

и Степану блин,

и Матвею блин,

и Сергею блин,

а Никитушке — мятный пряничек. (Поочерёдный массаж кончиков пальцев левой руки.)

 

Две сестрички.

Две сестрички, две руки, (Встряхивание кистями рук.)

Рубят, строят, роют, (Изображаем в движении слова текста.)

Рвут на грядке сорняки,

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки —

Левая и правая,

Воду моря и реки

Загребают, плавая.

Работая с детьми дошкольного возраста, важно достаточное время уделять физкультминуткам на основе упражнений для развития тонкой координации движений кистей рук. Такие упражнения готовят руку к письму.
 

Формируем правильную осанку
Немаловажным является и формирование осанки дошкольника. Проводя занятия за столом, не забывайте делать физкультминутки с целью профилактики нарушения осанки, поскольку подобные нарушения влекут за собой общие проблемы со здоровьем. Среди главных причин нарушения осанки у дошкольников называют: гиподинамию (недостаточное количество движений), несоответствующую росту ребёнка мебель плохое освещение.

Обезьянки

Мы сегодня обезьянки, (прыжки на двух ногах).

По-английски — просто манки.

Покривляемся немножко,

И похлопаем в ладошки. (хлопки)

Головой кивнём друг другу. (кивки головой)

И опять бежим по кругу. (бег по кругу)

 

Часы

(наклоны туловища вправо и влево)

Тик да тик — часы стучат,

Целый день вперёд спешат.

Три часа на них сейчас,

А потом и шесть как раз.

Снова тикают часы —

Девять раз пробьют они.

У часов тяжёлый труд:

Всё они идут, идут…

 

Уважаемые педагоги и внимательные родители, сделайте физкультминутку в стихах обязательным ежедневным элементом жизни дошкольников! Старайтесь, чтобы чередовались упражнения различного предназначения. Ведь проведение физкультминуток — это необходимое условие поддержания высокой работоспособности ребёнка и сохранения его здоровья, а ещё — источник знаний и хорошего настроения

Консультация для родителей

 «Физкультминутка в режиме дня дошкольника»

Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как требует от детей большого нервного напряжения.

Во время непосредственной образовательной деятельности у дошкольников любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища. Поэтому, длительные статические нагрузки, связанные с сидением, неблагоприятно воздействуют на ребенка, так как для детей характерна неустойчивость нервных процессов.

При длительном статическом положении дети быстро утомляются, начинают отвлекаться, поворачиваться, плохо запоминают материал, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.

Очевидно, что взрослые должны предупредить возникновение утомления у малышей, своевременно обнаружить признаки его появления и как можно быстрее, эффективнее снять их, так как утомление, накапливаясь, может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств.

Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физкультминутки. Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей.

Физкультминутка - это небольшой комплекс специально подобранных упражнений для снятия возможного утомления с определенных групп мышц ребенка.

Упражнения должны быть знакомы детям и просты в исполнении.

Физкультминутки проводятся в паузах на занятиях по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений.

Ребята выполняют физические упражнения, стоя у столов или выходя на свободное место (потягивания, наклоны, движения рук вверх и вниз, полуприседая, подпрыгивая, ходьба). Физкультминутка может сопровождаться текстом связанным или не связанным с содержанием занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить чтобы выдох выполнялся при произнесении слов данной строки, а до начала следующей — глубокий и спокойный выдох, тогда после физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным и ритмичным. Интересно и эмоционально проходят физкультминутки с музыкальным сопровождением.

Когда можно провести физкультминутку дома?

• Ребенок долго сидел в одной позе,

• Ребенок длительное время смотрел телевизор,

• Ребенок капризничает и жалуется на усталость,

• У ребенка «хмурое» настроение и т. д.

Хорошее настроение - залог здоровья и плодотворной работоспособности. Разве хмурый, печальный, уставший человек может выполнить порученное задание в срок, полноценно и качественно. Конечно, нет.

Поменяв позу, подвигавшись, ребёнок заряжается энергией и может еще длительное время заниматься с легкостью.

Выработав и закрепив привычку «сделать сегодня то, что не надо откладывать на завтра», вы научите своего ребенка целеустремленности и ответственности.

Показав ребенку, как можно легко справиться с усталостью и утомлением, плохим настроением именно вы научите его ценить и ухаживать за своим здоровьем.

Проводя физкультминутку можно проветрить помещение, облегчить одежду, побегать босиком.

Вариантов для оздоровления ребенка много. И порой самые простые варианты бывают самыми эффективными. Важно применять их в нужное время и в нужном месте.

Физкультминутка – это весело, интересно и полезно!

Примерные комплексы физкультминуток.

Головою три кивка

Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)

Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)

Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)

Пять - руками помахать, (Махи руками.)

Шесть — на место сесть опять. (Присели.)

Зарядка

Солнце глянуло в окошко,

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать

Руки вытянуть пошире,

Наклониться, три – четыре

И на месте поскакать — пять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем отдыхать (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться (движения стихотворения).

Вот и стали мы сильней (показать «силу»,

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу!

Уважаемые родители, сделайте физкультминутку обязательным ежедневным элементом жизни дошкольников! Ведь проведение физкультминуток — это необходимое условие поддержания высокой работоспособности ребёнка и сохранения его здоровья, а ещё — источник знаний и хорошего настроения!

Список использованной литературы:

1. Аверина И. Е. Физминутки и динамические паузы в ДОУ.М: Айрис –Пресс, 2006

2. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005. -176 с

3. Нестерюк Т. Е. «Гимнастика маленьких волшебников». – «ДТД», 1993.

4. Сайкина Е.Г. «Физкультпривет минуткам и паузам!». С – П : Детство-Пресс, 2006

     



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                            УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                              Заведующая МДОУ д/с №9 «Василек"

                                                                                                               ____________________А.Н.Гришаева        

                                                                                                               ________________________________

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №9 «Василек»

 «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»                                      

План работы по самообразованию

Воспитатель: Ярилина Марина Аркадьевна,

первая квалификационная категория

Кошелево, 2019г.


 

Актуальность использования приёмов нетрадиционных техник рисования в работе педагогов дошкольного образования.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться.

В основу опыта использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • Внимания и усидчивости;
  • Мышления;
  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, а также развитию детского изобразительного творчества.

Цель: развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.

Задачи:

  1. Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества.
  2. Прививать  умение производить точные движения кистью, нетрадиционными материалами.
  3. Формировать  целостную  картину мира;
  4. Расширять  кругозор  детей;
  5. Учить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.

   Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма;
  • решение проблемной ситуации, просьба о помощи;
  • музыкальное сопровождение.

Методы и приемы:

- словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ);

- наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);

- метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы);

- игровые (дидактические, развивающие, подвижные)

- метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).

Формы работы

· Групповая и индивидуальная работа с детьми;

· Выставки творческих работ в группе и в ДОУ;

· Мастер - классы с педагогами и родителями;

· Консультации для родителей и педагогов;

· Оформление предметно-окружающей среды.

Виды используемых техник нетрадиционного рисования.

· Рисование песком;

· Печать листьями;

· Рисование мятой бумагой;

· Кляксография с трубочкой;

· Печать по трафарету;

· Монотипия предметная;

· Монотипия пейзажная;

· Пластилинография;

· Рисование свечей;

· Оттиск пенопласта;

· Рисование пеной для бритья;

· Оттиск поролона;

Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.

Предполагаемый результат:

  • Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования.
  • Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
  • Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.
  • Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Этапы работы

1 ЭТАП- Информационно-аналитический. Целью данного этапа является изучение учебно- методической и научной литературы.

2 ЭТАП– Практический. Целью данного этапа является непосредственное внедрение в практику работы с детьми нетрадиционных способов рисования.

3 ЭТАП- Обобщающий. Целью данного этапа является подведение итогов, представление опыта работы по теме

Перспективный план работы

Месяц        

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

                                       Октябрь

«Компот из ягод»

Рисование пальцами                          

Познакомить детей с техникой пальчикового рисования.Развивать умение рисовать двумя пальчиками одновременно. Развивать мелкую моторику рук.

Гуашь в мисочках различных цветов, влажные салфетки. Иллюстрации

«Огуречик-огуречик»

Рисование боковой стороной ладони

Познакомить детей с детей техникой рисования боковой стороной ладони.

 Закрепить у детей представление о зеленом цвете. Воспитывать у ребят внимание.

Гуашь в мисочках зеленого цвета, влажные салфетки, иллюстрации.

Консультация для родителей «Развиваем руку ребенка»

Выставка детских работ

                                                          Декабрь                                                                                                                                      Ноябрь

«Веселый зоопарк»

Тычок жесткой полусухой кистью

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции.

Бумага белая, жесткая кисть, поролон, цветная жидкая гуашь, трафареты, иллюстрации.

«По дороге с облаками»

Тычок жесткой полусухой кистью

Закреплять умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», проявлять фантазию. Учить дополнять изображение подходящими деталями

Бумага голубая и серо-голубая, жесткая кисть, цветная жидкая гуашь, трафареты, иллюстрации

«Крошки-осьминожки»

Рисование ладошками

Учить создавать выразительные образы морских существ с помощью волнистых линий (водоросли, щупальца осьминога). Придавать изображениям забавный образ. Развивать восприятие, чувство формы, ритма, цвета. Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность.

Ватман, гуашь различных цветов, мисочки для краски, влажные салфетки.

Птичка из ладошки

Рисование ладошками

Совершенствовать умение делать отпечатки ладонью и дорисовывать их до определенного образа.

Учить наносить гуашь на ладонь несколько цветов одновременно.

Развивать творческое воображение.

Гуашь в мисочках различных цветов, влажные салфетки, иллюстрации.

Консультация для родителей «Значение рисования нетрадиционными способами»

Выставка детских работ

                         

«Чудо- узор»

Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками.

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять узоры. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата.

   

                                                         Лист бумаги, поролон, пенопласт, цветная гуашь.

«Укрась рукавичку, шапочку, шарфик по замыслу»

Различные

Закреплять умение самостоятельно использовать знакомые нетрадиционные техники рисования. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа.

Лист бумаги формы рукавицы,шапки, шарфика,гуашь, кисть, ватные палочки, поролон.

                   Февраль

«Зимний лес»

Монотипия

Закреплять умение детей передавать в рисунке красоту зимнего леса. Развивать чувство композиции.

Краски, кисточка, бумага.

«Салют»

Набрызг

Упражнять разбрызгивать краску по чистому листу. Учить подрисовывать недостающие линии кисточкой.

Старые зубные щетки, гуашь, бумага.

Консультация для родителей «Рисование пальчиковыми красками»

                                               Март

«Цветы для мамы»

Рисование мыльной пеной.

Упражнять в технике рисования мыльной пеной при составлении единой композиции.

Акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть.

«Чашечка для бабушки»

Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками.

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять узоры. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата.

Вырезанные из бумаги шаблоны чашек, поролон, пенопласт, цветная гуашь.

Консультация для родителей «Что означают рисунки детей»

Выставка детских работ

                                             Апрель

«Ежики на опушке»

Печать пластиковой вилкой, оттиск смятой бумагой.

Закреплять умение пользоваться техниками «печать смятой бумагой», печать вилкой. Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями.

Тонированная бумага, гуашь в мисочках зелёного и коричневого, голубого цветов, пластиковые вилки, салфетки, муляжи.

«Цыплята на лугу»

Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном.

Совершенствовать умение детей в различных  изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции.

Бумага белая, жесткая кисть, поролон, цветная жидкая гуашь, трафареты, иллюстрации.

Выставка детских работ

                                Май

«Одуванчики»

Рисование ватными палочками

Познакомить с техникой рисования ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали. Развивать чувство композиции.

Иллюстрации одуванчиков, гуашь зелёная и желтая в мисочках, ватные палочки.

«Веточка сирени»

Рисование ватными палочками

Печать листьями

Познакомить с техникой печатания листьями.

Закреплять умение рисовать ватными палочками. Развивать чувство композиции.

Открытка из цветной бумаги с нарисованной веточкой, гуашь зелёная и сиреневая в мисочках, ватные палочки, кисти.

Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей"

Выставка детских работ

Заключение

     Итак, обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

     Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

      Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

       Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши…

      А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности

ЛИТЕРАТУРА:

1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1, 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с.

2. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. М., 1995.

3. Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. Программа эстетического воспитания детей двух-семи лет. Красота. Радость. Творчество. - М.: Педагогическое общество России, 2000

4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Казаковой Р. Г. – М.: Т Ц Сфера, 2005.

5. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М., 2006.

6. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.

7. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками": Стрекоза, 2012 г.

8. Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники рисования»; ТЦ: Сфера, 2006 г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Василёк»

«Использование приемов мнемотехники для развития речи  детей» дошкольного возраста

План по самообразованию на 2020-2021 уч.г.

Воспитатель Ярилина Марина Аркадьевна

Кошелево 2020-2021


План по самообразованию по теме  

«Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста 

Актуальность выбранной темы 

Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи. Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.  

В речи детей существуют множество проблем: недостаточный словарный запас и, как следствие, неспособность составить распространенное предложение; бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ; бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.  

Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, можно использовать в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.  

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Я считаю что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли. 

Цель:

 Развитие связной речи детей с помощью приемов мнемотехники,.  

Задачи:  

  • Повышение уровня речевой активности детей. 

• Развитие связной монологической речи, обогащение словарного запаса детей.  

• Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.  

• Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки, отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.  

• Развитие у детей активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделение существенных признаков.  

• Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти. 

Ожидаемые результаты: 

Дети: 

-Расширение словарного запаса и знаний об окружающем мире. 

- Возникновение интереса к таким видам деятельности, как пересказ и заучивание стихотворений наизусть.

-  Развитие речи при помощи мнемотехники

дошкольников. 

Родители: 

-Вовлечение в процесс речевого развития детей; 

-Знакомство с приемами и методами развития речи детей; 

-Способность к созданию в домашних условиях речевой предметно - 

развивающей среды. 

Педагоги: 

- Повышение профессиональной компетенции в развитии речи детей 

дошкольного возраста. 

- Получение педагогами представления о мнемотехнике. 

- Внедрение в образовательный процесс методику работы с 

мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников. 

 

Этапы работы 

Содержание работы 

Сроки 

Форма работы 

Практический выход 

 

Диагностический  

 

- анализ затруднений 

- постановка проблемы 

-изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. 

    Сентябрь      

Проведение диагностики  

Анкетирование родителей 

Разработка плана по теме самообразования 

1.Диагностические материалы 

2.План самообразования  

Прогностический 

 

-определение цели  задачи работы над темой 

-разработка системы мер, направленных на решение проблемы 

-прогнозирование результатов.  

 

Сентябрь - октябрь 

Планирование деятельности с детьми, родителями, педагогами 

1.Разработка перспективного плана по работе с детьми и родителями. 

2.Планирование ежемесячных мероприятий. 

Практический 

 

-внедрение передового практического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы. 

-формирование методического комплекса. 

-отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов. 

- корректировка работы. 

 

                                                                    Октябрь - апрель 

Осуществление запланированных мероприятий:  

-Подбор практического материала работы с мнемотаблицами.  

-Использование элементов мнемотехники в совместной деятельности детей. 

-Внесение мнемотаблиц в предметно –развивающую среду 

-Вовлечение родителей в совместную работу по теме: «Использование мнемотехники в развитие речи детей» 

1.Родительское собрание 

2.Картотека мнемотаблиц 

3. Папка передвижка «Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» 

4. Выставка мнемотаблиц 

5. Размещение мнемотаблиц в игровых зонах группы 

Обобщающий  

 

-подведение итогов 

- оформление результатов работы по теме. 

-представление материала. 

           Май 

Анализ проведенной работы. 

Проведение диагностики 

1 Открытый показ НОД 

2.Диагностические материалы 

Внедренческий 

 

-использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. 

-распространение опыта. 

                             Май 

Представление опыта для педагогов: размещение материала на сайте. 

1.Рекомендации родителям   

2. Консультации родителям  

3.Конспект НОД  

4.Картотека мнемотаблиц 

5.Творческий отчет 

 

 

Литература: 

1.Акимова Г. Память — на «5» (эффективные мнемотехники для детей и взрослых). — Екатеринбург: «У-Фактория», 

2.Дидактическое пособие Н.В.Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам» 

3.Житникова Л. Учите детей запоминать. — М.: «Просвещение», 1985. 

4.Журнал «Дошкольная педагогика», 2006, №7, И.А.Поташко «Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников» 

5.Журнал «Логопед», 2008, №4,  Л.В.Омельченко «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи» 

6. Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // «Воспитание и обучение». — 2004. — №6 

7.Методическое пособие Л.Н.Ефименковой «Формирование речи у дошкольников» 

8.Методическое пособие Т.Б.Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» 



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Кошелевская общеобразовательная школа, дошкольное отделение

«Развитие графомоторных навыков через элементы рисования»

План профессионального самообразования

воспитателя Ярилиной Марины Аркадьевны

Кошелево

2021


План профессионального самообразования

по теме «Развитие графомоторных навыков через элементы рисования»

Тема: «Развитие графомоторных навыков через элементы рисования».

Цель: изучение эффективности систематических занятий с ребёнком рисованием для развития мелкой моторики пальцев рук, подготовки руки дошкольника к письму.

Задачи:

Проанализировать педагогическую литературу по данной теме.

Изучить и подобрать различные методики для развития графомоторных навыков.

Апробировать возможности использования данных методик.

Актуальность

Очень часто приходится слышать от воспитателей: «Интеллект моих дошколят развит хорошо. Разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем мире. Вот только неразвита рука. Рисуют, заштриховывают, дорисовывают медленно, неуверенно». Встает вопрос: в достаточной ли мере развита рука ребенка? Можно ли её готовить к школе лучше и основательнее? Письмо ребенка- это продукция работы мелких мышц руки, руководимых мозгом. Мелкие мускулы детской руки развиваются в упражнениях. И труд, и упражнения- это не обязательно письмо. Рисование, которым так любят заниматься дошкольники- одно из важнейших занятий, которые нам помогают развивать руку ребенка. Развитый мозг ребенка и неразвитая рука шестилетки -это вполне закономерное при современном образе жизни явление, которое не должно повергать в панику педагогов и родителей. Слабую руку ребенка можно и необходимо развивать. И в этом нам поможет рисование

Что же такое графомоторные навыки? Графомоторика- сложное слово, состоит из двух частей: графо. (от греческого grafo пишу) часть сложных слов, означающая: «относящийся к письму, почерку, начертанию» моторика в данном случае, имеется ввиду тонкая моторика: это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы пальцев рук. Таким образом, развитие графомоторных навыков- это развитие мелких мышц пальцев рук для обучения ребенка письму. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития.

Развитие детской руки, мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений является основой развития таких важных процессов, как внимание, зрительная и двигательная память, пространственные представления, мышление, необходимых ребёнку в его дальнейшей «взрослой» жизни.

Среди всех видов деятельности ребёнок нередко отдаёт предпочтение рисованию. Его привлекает игра-манипуляция с яркими художественными материалами, а также возможность наблюдать продукт своей деятельности, что приближает его к миру взрослых и повышает значительность продуктивной деятельности. Именно через изобразительную деятельность и происходит развитие, т. к. она является одной из форм познания окружающей действительности, способствуя накоплению факторов, сведений об окружающем мире, создаёт основы для формирования представлений и понятий, формирует определённый объём знаний, навыков, познавательный интерес.

Чтобы нарисовать предмет, ребёнок должен рассмотреть его, произвести анализ, разделив мысленно на части, соотнести с имеющимися эталонами по форме, цвету, фактуре, размеру, местоположению.

В процессе восприятия красоты природы, формируются эстетические чувства, происходит развитие эмоций. В процессе рисования совершенствуется зрительно двигательная координация, мелкая моторика, формируется ручная умелость.

Как мы уже говорили ранее, усвоение навыка письма является сложным и длительным процессом.

В школе детям надо одновременно освоить графические и орфографические навыки. Это требует серьёзных усилий и напряжения. Рисование может значительно развить и подготовить руку к написанию букв и освоению каллиграфии. Рисование имеет много общего с письмом: в процессе рисования и письма формируется учебная поза будущего школьника. Он овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать движения руки в соответствии со словом воспитателя.

В ходе освоения рисования и письма происходит правильное взаимодействие между восприятием предмета (при рисовании), знака (при письме) и его графическим изображением, начертанием, регулирующие усилия руки при нажиме.

Конечно, есть и существенные различия. При рисовании лист бумаги используется свободно, гораздо шире, чем при письме, а написание букв, слов, цифр строго ограничено в пространстве (клетка, строка, линия). Развитие движений руки, повышение её чувствительности, гибкости происходит в процессе длительной и систематической тренировки. В ходе упражнений дети должны научиться не напрягать руки и пальцы, держать карандаш, кисть или фломастер свободно, легко делать ими движения в различных направлениях, неоднократно повторяя и закрепляя их. Например, для формирования навыка равномерного движения руки под контролем зрения полезно упражняться в штриховке.

При этом дети учатся накладывать штрихи, регулируя силу нажима на карандаш. При закрашивании же красками используют лишь одно направление линий: сверху вниз или слева направо в равномерном, ритмичном повторении.

Полезно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные и вертикальные прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые линии, замкнутые формы (круг, квадрат, ромб, прямоугольник и т. д.). Для дошкольников интересны декоративные рисунки.

Декоративная деятельность развивает глазомер, точность в передаче формы, величины, пространственного расположения элементов, что очень важно в дальнейшем при освоении навыков письма. При рисовании орнаментов дети практически познают приемы расположения элементов на плоскости (сверху, снизу, справа, слева, между, над, под, посередине, с краю и т. д., учатся правильно определять направление линий и движений руки (сверху вниз, слева направо, прямо, наклонно, знакомятся с протяженностями (длина, ширина, высота, овладевают умением измерять на глаз (большой, маленький, одинаковые, равные).

Таким образом, в процессе рисования развиваются такие мысленные операции, как анализ, синтез, сравнение, ассоциативное связывание, систематизация. Мышление от наглядно действенного развивается в наглядно образное. Развитие произвольного воображения находится в непосредственной зависимости от развития речи, памяти, внимания. Формируются нравственные качества поведения, развиваются навыки трудолюбия.

Этапы реализации:

1 квартал

1.Проанализировать педагогическую литературу на тему: «Развитие графомоторных навыков в педагогическом процессе дошкольного учреждения».

2. Повышение знаний, сбор материала, изучение литературы по данной теме:

• Большакова С. Е.Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

• Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей.- СПб: изд. дом «Литера», 2006.

• Новотворцева Н. В.Первые шаги в освоении письма: обучение грамоте в детском саду. – СПб.: КАРО, 2005.

• Мастрюк Г.Детская рука: о развитии навыков письма // Дошкольное воспитание, 1976. - №11- С. 77-78.

• Федосова Н. А. Готовим ребенка к письму // Дошкольное воспитание, 1996.- №4.- С. 80-84.

• Федосова Н. А.Читаю и пишу: от рисунка к букве. Ч. 1. Псков, 1995

• Иванова Е. В. «Ступеньки» развитие ребёнка. // Ребёнок в детском саду, 2002.- №3.- С. 15-19.

• Ткачёва М. В. Послушный карандаш. - М.: Дрофа, 2005.

3. Диагностика.

• Выявить уровень развития графомоторных навыков детей старшей группы на начало учебного года

• Познакомить детей с понятием строка (упражнение со счетными палочками).

• Познакомить детей с «клеткой», научить ориентироваться в тетради в крупную клетку.

•Предложить детям выполнить следующие задания:

Штриховка.

Рисование по трафаретам.

Дорисовка (по принципу симметрии).

Дорисовка геометрических фигур.

Дорисовка не достающих деталей.

Упражнение «Оживи рисунок».

Обведи по точкам.

Дорисуй узор по клеткам и др.

4. Предложить детям выложить на листе бумаги в клетку орнамент по образцу счётными палочками.

5. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

6. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей старшей группы через использование разнообразных форм, методов и приемов (в течении всего года).

• Массаж кистей рук.

• Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

• Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.

• Пальчиковый театр.

• Лепка из пластилина с использованием природного материала.

•Конструирование: из бумаги в технике оригами, работы с конструктором Лего.

• Различные виды аппликаций.

• Рисование по трафаретам.

• Штриховка.

• Дорисовка.

• Лабиринты.

• Дидактические игры.

• Шнуровка.

• Игры с мелкими предметами.

• Пазлы, мозайка.

2 квартал

1. Продолжать учить детей ориентироваться в тетради в крупную клетку.

2. Предложить детям дорисовать узоры («Укрась узором пояс», «Дорисуй узор на платках», «Дорисуй орнамент»).

3. Составление картотеки игр для развития мелкой моторики рук.

4. Изучение интернет-ресурсов по теме.

5. Предложить детям поиграть в игру по клеточкам.

6. Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности (включить в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физкультминутки, в свободную деятельность детей).

7. Предложить детям «Оживить рисунок»: обвести ладошку, а потом придумать, во что можно превратить получившийся рисунок.

8. Расширять знания родителей о том, как надо развивать графомоторные навыки у детей.

9. Предоставить родителям педагогическую информацию по данной теме.

10. Продолжать развивать у детей воображение и графический навык.

11. Подготовить консультацию для родителей «Развитие графомоторных навыков через элементы рисования».

12. Индивидуальные беседы с родителями по теме «Что такое мелкая моторика и почему надо ее развивать?».

13. Предложить детям обвести по трафаретам различные изображения (например, фрукты и овощи).

3 квартал

1. Знакомство с опытом работы других воспитателей.

2. Продолжать изучать литературу по данной теме.

3. Продолжать развивать у детей графический навык.

4.Знакомство с литературой:

• Богатеева З. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием//Дошкольное воспитание, 1987.- С. 49-53.

• Алексеева Е. Н. Рука- волшебница. - Псков, 2005.

5.Предложить детям выполнить упражнение: обвести по точкам цветными карандашами, затем раскрасить рисунок.

6. Продолжать развивать у детей графомоторные навыки.

7. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина («У Лукоморья дуб зелёный…») и с русской народной сказкой «Сивка-Бурка».

8. Включить пальчиковую игру в конспект занятия, развивать связную речь

9. Рисование по клеткам. Предложить детям дорисовать узор по клеткам.

10. Проведение графического диктанта.

11. Диагностика. Выявить уровень развития графомоторных навыков у детей на конец учебного года.

12. Предложить детям выполнить те же задания, что и в начале года.

13. Анализ результатов исследования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Большакова 1. С. Е.Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. М.:ТЦ Сфера, 2006.

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей.СПб:изд. дом «Литера», 2006.

Новотворцева Н. В.Первые шаги в освоении письма: обучение грамоте в детском саду. СПб.: КАРО, 2005.

Богатеева 3. Подготовка руки ребенка письму на занятиях рисованием// дошкольное воспитание, 1987. №8. С. 49 53.

Мастрюк Г.Детская рука: (О развитии навыков письма)// Дошкольное воспитание, 1976. № 11. С. 7778.

Мельникова С. С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки// Начальная школа, 1996. № 8. С. 1213.

Толбанова А. Пальцы помогают говорить// Дошкольное воспитание, 1988. №9. С. 8182 1989. № 10. С. 9495.

Федосова Н. А. Готовим ребенка к письму// Дошкольное воспитание, 1996. №4. С. 8084.

Федосова Н. А.Читаю и пишу: от рисунка к букве. 4.1. Псков, 1995.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Нижний Новгород, 1995.

Матвеева Н. А. Развиваем пальчики играя. // Дошкольное воспитание, 2005.№3. С. 3538 №5. С. 4043 №6. С. 3841.

Иванова Е. В. «Ступеньки» развития ребенка. // Ребенок в детском саду, 2002.№3. С. 1519.

Алексеева Е. Н. Рука волшебница. Псков, 2005.

Ткачева М. В. Послушный карандаш. Послушный карандаш. М.: Дрофа, 2005.

Нищева Н. В. Тетради №№ 1 2 для средней и старшей логопедических групп детского сада. СПб.: «Детствопресс», 2005.

Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 5. Ге Да М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.