Экологическое воспитание

Зайкова Марина Сергеевна

Стремительное и нарастающее вмешательство человека в природные процессы обусловило реальную угрозу существованию окружающей нас среды. Со страниц многих журналов, газет, книг, интернет сайтов не сходят слова: «экологический кризис», «экологические проблемы», «экологическая политика».  Сложившаяся экологическая ситуация в современном мире очень тревожна. Для решения экологической проблемы использование только достижений научно – технического прогресса недостаточно.

Школа является одним из звеньев непрерывного экологического образования, охватывающего все уровни жизни человека. https://youtu.be/xC-DHbqZ268

Экологическое образование имеет самый высокий воспитательный потенциал, позволяет добиться высоких  личностных результатов, так как  человек и природа неразрывно связаны, природа  является источником познания мира, источником вдохновения, она заставляет нас задуматься об изменениях, происходящих в жизни, она влияет на наши мысли и чувства.      

Неоценимую пользу в формировании надпредметных компетентностей и личностных достижений может сыграть внеурочная деятельность.

С этой целью привлечения обучающихся к решению экологических проблем в МБОУ СШ №52 им. Г.И. Катарина,   было создано и в настоящее время функционирует  общественное объединение экологический  отряд «Зелёный патруль», руководителем которого, назначена – Зайкова Марина Сергеевна.

Согласно разработанному положению о деятельности общественного объединения экологического отряда «Зелёный патруль» в МБОУ СШ №52  - это добровольное, самоуправляемое объединение   обучающихся  7-11 классов, изъявивших желание осуществлять общественно-полезную деятельность природоохранного направления.

Отряд в своей деятельности руководствуется действующим законодательством Российской Федерации,  Программой экологического воспитания школы, планом работы и решениями общего собрания отряда. Юными экологами разработана эмблема и девиз отряда: «Идём вперёд дорогою добра».

Цель отряда «Зелёный патруль» - это формирование экологической компетенции школьников; улучшение экологической ситуации в городе Архангельске,  путем осуществления экологической пропаганды, просветительской и практической деятельности.

Задачи отряда - это участие в районных, краевых, российских экологических программах, слётах, акциях  и проектах, участие в системе экологического воспитания и образования, ведение работы по пропаганде знаний в области охраны окружающей среды; встречи со специалистами в области экологического просвещения города Архангельска; выпуск школьной газеты, листовок, организация и проведение экологических праздников, игр, конкурсов рисунков и фотографий, творческих работ, природоохранная работа на территории школьного двора и прилегающей к ней территории,  участие  в  исследовательских работах по экологии и  в школьных научно - практических конференциях.

При организации познавательной экологической деятельности использовались разнообразные формы, в том числе интерактивные формы. Например, интерактивная игра-викторина «Экологическое ассорти», целью проведения которой являлось обобщение и углубление знаний по экологии. По ходу прохождения игры-викторины, у старшеклассников формируются представления о единстве географической оболочки, как среде взаимодействия животных, растений и человека, а так же последствий хозяйственной деятельности человека на окружающую их природную  среду; закладываются предпосылки для формирования нравственного поведения и отношения к окружающей природной среде, способствующие развитию нравственных качеств личности (например – бережное отношение к окружающей природной среде), положительных эмоций; получение новых знаний об особенностях  природы представленных объектов, чувства патриотизма и гордости за свой край, как частицу России.

В качестве примера использования современных форм организации познавательной экологической деятельности старшеклассников опишем ход «Краснокнижного марафона», на котором старшеклассники разрабатывали свою «Красную книгу». В книге были представлены рисунки обитателей мира природы Архангельской области, находящихся под охраной. К каждому рисунку было дано краткое их описание, чем они примечательны и что им угрожает.

Большой интерес у участников вызывало оформление тематических выставок по датам экологического календаря, таких как: «Синичкин день», «Покормите зимующих птиц», «Друг, который не предаст», «Сортируя отходы, сохраняем природу!», «Живи Ёлочка!». Для их оформления старшеклассники сами отбирали, систематизировали и оформляли необходимый материал.

Серьезное внимание в организации познавательной экологической деятельности старшеклассников уделялось дискуссиям и беседам о причинах экологических проблем регионального, национального и глобального уровней. Они были организованы совместно с представителями экологических организаций «Биармия», «Кендзерского национального парка», «Центра природопользования и охраны окружающей среды Архангельской области», регионального отделения «Всероссийского общества охраны природы и природных ресурсов», музейного комплекса «Малые Корелы», центра «Стратегических исследований Арктического региона» САФУ, регионального отделения РГО.

В ходе организации исследовательской и проектной экологической деятельности ребята разрабатывали:

1) Творческие проекты на темы: «Моё Безатомное будущее» (где были показаны последствия радиационных катастроф атомной энергетики и возможности замены их использования на возобновляемые источники энергии); «Лекарственные растения леса» (в работе показана значимость лесных растений как целителей здоровья человека, рациональное использование природных ресурсов); «Моей природы дивный уголок» (в проекте рассматривалось взаимодействие между человеком и природой на эмоционально-нравственном уровне); «Экологический репортаж» (где старшеклассники были в роли репортёров и в своём сюжете рассказывали о проблемах обитателей Арктического региона); "Экотур по Арктике" (видео, в котором был разработан экологический тур по охраняемым территориям Арктического региона и представлен рассказ об обитателях органического мира"; "В защиту экологии" (социальный ролик, в котором показана проблема сбора и сортировки мусора); "Морские экосистемы" (видео рассказывающее об особенностях морских экосистем и влиянии деятельности человека на них); "Биологические ресурсы Арктики" ( видеосюжет, где представлено биологическое разнообразие Арктического региона и его экологическое значение) .

2) Исследовательские работы на темы: «Экологические проблемы Арктического региона и пути их решения». Данная работа была представлена на школьной научно-практической конференции «Потомки М.В. Ломоносова» и на региональной конференции, которая проходила в рамках проведения регионального молодёжного географического фестиваля в Северном Арктическом Федеральном Университете. Исследовательская работа на тему «Выведение бабочки в домашних условиях», также была представлена на школьной научно-практической конференции «Потомки М.В. Ломоносова» и на межрегиональной конференции «Экология моего края», проводимой Архангельским региональным отделением общественной организации «Всероссийского общества охраны природы» в 2018 году; "Родники - святые источники", "Великан леса", данные работы были представлены на  межрегиональной конференции «Экология моего края», проводимой Архангельским региональным отделением общественной организации «Всероссийского общества охраны природы» в ноябре 2019 года.

Реализация трудовой деятельности экологической направленности осуществлялась в режимах постоянного и эпизодического характера. Перечислим некоторые виды трудовой деятельности участников эксперимента: уход за цветами в школе, которые расположены в зонах рекреации; изготовление кормушек для зимующих птиц; проведение операции «Покормите зимующих птиц», в ходе которой, воспитанники кормят птиц; коллективно-творческое дело по изготовлению мусорных контейнеров для раздельного сбора мусора в школе; реализация проекта «Школьный дворик», направленного на озеленение пришкольной территории (выращивание рассады цветов, их посадка, уход за цветами в течение лета); изготовление эко-поделки цветов из бросового материала; разработка и создание эко-одежды из отходных материалов, где девушки сами разрабатывают эскиз своей модели, выбирают материалы для её пошива; разработка плакатов на тему «Час Земли», «Защитим лес от пожаров», «Остановите поджоги травы!», «Зелёная планета глазами детей», предполагающих составление агитационных материалов и их расклеивание на подъездах близ расположенных домов.

С особым удовольствием старшеклассники занимались волонтёрской деятельностью. Волонтеры разрабатывали и расклеивали брошюры на темы «Защитим лес от пожаров», «Вода - источник жизни», «Правила поведения в лесу», «Особо охраняемые территории Архангельской области»,"Зелёная весна". Запомнилась школьникам волонтерская акция «Письма животным», предполагающая написание писем животным от лица человека. Восьмиклассники в своих письмах давали внешнюю характеристику выбранного ими животного и задавали ему вопросы. В свою очередь старшеклассникам из 11-х классов надо было ответить от лица животного на письма, написанные человеком.

Особо запомнились участникам отряда разнообразные волонтерские акции: акция «Природа просит помощи», проведенная в форме выступления агитбригады, для которой участники самостоятельно разработали сценарий, сценические образы и необходимый реквизит. Целью выступления агитбригады было привлечение внимания общественности к проблемам охраны окружающей природной среды;  акция «Зелёная весна», связанной с выходом на уборку территории;  акция «Живи ёлочка», акция «Украсим ёлку вместе», акция «Мир заповедной природы», акция «Чистая школа», акция сбора макулатуры под общим девизом «Продлим жизнь нашим лесам»; акция «Зелёная планета глазами детей», акции под общим названием «Отмечаем День моржа», посвященной необходимости охраны моржей. акция, проводимая в рамках городского слёта отрядов «Зелёный патруль» по сбору мусора в музее «Малые Корелы», акция «С Днём Рождения, дикий северный олень!». В ряде акций принимали активное участие родители учеников из 9Г СКК VII вида.

Представители  отряда  являются активными участниками проектов, марафонов, акций, конкурсов экологической направленности на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях.

А именно: муниципального слёта  отрядов «Зелёный патруль »  , регионального  конкурса  «Защитим лес от пожаров», "Друг, который не предаст", "Малым рекам - чистоту и полноводность", "Защита водоёмов - наша забота", "Всероссийский экологический субботник - Зелёная Весна", "Живи Ёлочка" Всероссийской информационной компании «Останови поджоги травы!»,  областного  конкурса «Ода воде и лесу!»,  окружного конкурса «Эко – город»,  детско – юношеского конкурса «Человек! Оглянись, остановись, подумай!» в рамках  музейно – просветительского экологического проекта «ЭкоБудильник», городского конкурса творческих работ «Моё БезАтомное будущее»,  Международной акции «Марш парков»,   «Всероссийского  экологического урока  «Сделаем вместе!»,  Всероссийского экологического субботника «Зелёная Весна», городского экологического фестиваля «ЭКОфест»,  музейного проекта «Малых Корел» «Музей за экологию: исследуй и действуй»,  Всероссийской акции «Голубая лента», областного этапа всероссийской эколого – культурной акции «Покормите птиц!», муниципального «Эко – марафона».

Отряд и отдельные его представители неоднократно становились победителями и призёрами перечисленных выше мероприятий.

 Такая работа   дает  очень хорошие результаты.  И  дело не только в том, что   она  способствует всестороннему интеллектуальному развитию учащихся, их моральному росту, самоутверждению, но, главное, она способствует формированию экологического мировоззрения.  При этом  они не только сами начинают уважительно, бережно относиться к природе, но и не позволяют другим причинять ей вред.