Руководство проектной и исследовательской деятельностью обучающихся

Зайкова Марина Сергеевна

Руководство проектами и исследованиями учащихся по темам: "История одной фотографии", "Моя семейная реликвия", "Архангельск - ворота в Арктику", "Исследование Русского Севера и Арктики",  "Выведение бабочки в домашних условиях","Исследователи архипелага Новая Земля: от В. Баренца до Г. Седова", "Природа Архангельской глубинки", " Метеорологические наблюдения в домашних условиях",  "Архангельск  - корабельная сторона", "Покорители Арктических широт", "Авиация в изучении Арктики", "Лесной великан", "Родники- святые источники". В качестве примера использования современных форм организации познавательной экологической деятельности старшеклассников была организация «Краснокнижного марафона», на котором старшеклассники разрабатывали свою «Красную книгу». В книге были представлены рисунки обитателей мира природы Архангельской области, находящихся под охраной. К каждому рисунку было дано краткое их описание, чем они примечательны и что им угрожает. «Экологический репортаж» (где старшеклассники были в роли репортёров и в своём сюжете рассказывали о проблемах обитателей Арктического региона).

Тематика учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся, выполненных в ходе внеурочной деятельности (за последние 3 учебных года)

Таблица 1. Участие обучающихся в исследовательской, проектной деятельности

Название мероприятия

Тема работы

Участник

ФИ, класс

Уровень

Результат

дата

2016 -2017год

XII городские педагогические чтения "Свет Руси" городской дистанционный конкурс "Наш удивительный мир" электронных проектов

"Ремёсла поморов",

"Северные глубинки. Койда",

"Ремёсла поморов"

Колосова Даша 11,

Коптякова Марина 9а,

Обуховский Виктор 11

Муниципальный

Диплом 2 место,

Диплом 1 место,

 

диплом 3 место

Ноябрь 2016

Музейно -исследовательский проект "Музей за экологию: исследуй и действуй", номинации: "Экологическая реклама в музее", "Экологический комикс", Экологический репортаж"

"Экологическая реклама в музее",

 

 

"Экологический комикс",

 

Экологический репортаж"

Румянцева Даша 9б, Турик Анна 11

 

Попов Даниил 5а

 

Круглякова Валерия 9б, Обуховский Виктор 9б

Региональный

Дипломы 1 и 2 степени

 

 

Диплом 3 степени

 

Дипломы 1 и 3 степени

Январь -февраль 2016

2017-2018 год

ШНПК "Потомки Ломоносова"

"Экологические проблемы Арктического региона"

Смиренникова Арина 11

Школьный

Сертификат

28.04.17

Марафон "Эко-город", конкурс на лучший видеоролик (проект) "Лекарственные растения леса"

"Лекарственные растения леса",

"Лечебный дар северных лесов"

Елохин Михаил 5б,

Панфилов Олег 3в

Муниципальный

Диплом 2 место,

 

диплом 3 место

Сентябрь 2017

Акция "Город над Двиной", конкурс на лучший экскурсионный маршрут "Архангельск - ворота Арктики" приуроченного к проведению Международного Арктического форума "Арктика - территория диалога"

"Архангельск - ворота в Арктику"

Елохин Михаил 4б

Муниципальный

Диплом 1 место

Март 2017

XIV городской детский Пасхальный фестиваль "Светлая весна", дистанционный конкурс электронных проектов "Любимый край"

"Природа Архангельской глубинки"

Лешуков Илья 8а

Муниципальный

Диплом 1 место

Апрель 2017

XIII городские педагогические чтения "Свет Руси", городской дистанционный конкурс электронных проектов (ЭОР) "Родословная любимого города"

"Православный Каргополь"

Новоселова Мария 9б

Муниципальный

Диплом 3 место

Ноябрь 2017

Культурно - просветительский проект "ЭкоБудилник""Человек! Оглянись, остановись, подумай!"

"Человек! Оглянись, остановись, подумай!"

Демяхов Максим 8а

Региональный

Сертификат участинка

2017

II региональный молодёжный географический фестиваль "Постигая Арктику", конференция "Арктика и Русский Север: проблемы изучения и освоения"

"Арктика - просит помощи"

Смиренникова Арина, 11

Региональный

Диплом 2 степени

15.04.17

XI открытый региональный конкурс электронных проектов "Наследие Поморья", номинация "Моей природы дивный уголок"

"Моей природы дивный уголок"

Обуховский Виктор, 11

Региональный

Диплом лауреата 1 степени

01.05.17

2018 -2019год

Конкурс учебно - исследовательских и творческих работ обучающихся общеобразовательных и профессиональных организаций по истории мореплавания и судостроения в Архангельской области

"Архангельск - корабельная сторона"

Лешуков Илья 9а

Муниципальный

Сертификат участника

Октябрь - ноябрь 2018

Городской конкурс ЭОР проектов "Символы и бренды Архангельского Севера"

" Корабельная сторона"

Лешуков Илья 9а

Муниципальный

Диплом 1 место

Октябрь - ноябрь 2018

Общероссийский инновационный проект "Моя Россия". Региональный конкурс научно - исследовательских, методических и творческих работ "Моя Архангельская область"

"Арктический след в Архангельске"

Елохин Михаил 5б

Региональный

Диплом призёра

Декабрь 2018

Межрегиональная молодёжная научно - исследовательская конференция "геоэкологические проблемы Европейского Севера и Арктики"

"Исследования Русского Севера и Арктики в XVII-XIX веках"

Бакилина Олеся 8б

Сертификат участника

Межрегиональный

15.02.18

Городская исследовательская конференция "живая Арктика", секция "История исследования Арктики"

"От В. Беринга до Г.Я. Седова"

Лешуков Илья 9а

Диплом 2 место

Муниципальный

Апрель 2019

Областной конкурс исследовательских работ "История одной фотографии", номинация "Судостроение в Архангельской области"

"История одной фотографии"

Лешуков Илья, 9а

Грамота 1 место

Региональный

Апрель 2019

Межрегиональный конкурс творческих работ "Моя семейная реликвия"

"Мы будем помнить всегда.."

Елохин Михаил, 6б

Диплом 2 степени

Межрегиональный

Май 2019

Общероссийский инновационный проект "Моя Россия". Международный конкурс научно - исследовательских, методических и творческих работ "Победители"

 

 

"Северяне, защитники отечества

Елохин Михаил, 6б

Диплом победителя

Международный

Апрель 2019

Всероссийский конкурс исследовательских работ "Подрост"(очный тур) г. Москва

 

«Выведение бабочки в домашних условиях»

Семёнов Данила 6а

Диплом участника– 5 место

Всероссийский

Май 2019

XVII Архангельский областной конкурс юношеских исследовательских работ им. М.В. Ломоносова

 

 

 

«Архангельск – ворота в Арктику»

 

 

«Выведение бабочки в домашних условиях»

Елохин Михаил 6б

 

 

 

Семёнов Данила 6а

Диплом победителя

 

 

 

Диплом победителя

Региональный

Июль 209

2019-2020 год

Межрегиональная конференция «Экология моего края»

«Святые источники»

 

«Лесой великан»

Елохин Михаил 7б

 

Семёнов Данила 7а

Диплом победителя

 

Диплом победителя

Межрегиональной

Ноябрь 2019

Открытая историческая конференция школьных исследовательских работ «Морское наследие Севера»

«Покорители Арктических широт»

 

Роль авиации в освоении Арктики

 

Лешуков Илья 10 класс

 

 

 

Елохин Михаил 7б

Сертификаты участников

Муниципальный

1.12.2019.

 

Аннотации (некоторых) исследовательских и проектных работ обучающихся

"История одной фотографии"

Номинация " Судостроение в Архангельской области"

 

Автор - Лешуков Илья Владимирович.

Класс - 9 А.

ОУ - МБОУ СШ №52 им. Г.И. Катарина.

Руководитель - Зайкова Марина Сергеевна, учитель географии МБОУ СШ №52 им. Г.И. Катарина.

Цель исследования - определить историческое событие на фотографии.

Задачи исследования -

1. Изучить источники информации по теме исследования.

2. Определить о чём нам рассказывает фотография, в какой исторический период это происходило.

Гипотеза -  историческое событие запечатлено на территории города Архангельска, на одном из заводов.

Ход исследования

Первоначально я внимательно изучил изображение на фотографии.  По фотографии видно, что событие происходило зимой и на нём показана техника, вокруг которой, стоят радостные люди, одетые в одежду военных лет. При дальнейшем изучении показанного на фото сюжета я заметил, что у показанного технического строения есть лопасти и стал думать, где в годы войны могли делать такую технику, а вернее на каком заводе.

В ходе работы мною были проанализированы материалы различных источников информации: интернет ресурсы, книги по истории развития нашего региона в историческое прошлое. Большую информацию я получил при изучении интернет ресурсов.  Я пришёл к выводу, что на представленной мне фотографии изображено событие, которое связано с деятельностью завода "Красная Кузница" в годы Великой Отечественной войны.

 

 

 

 

Исследовательская работа

на тему:

 

«Исследователи архипелага Новая Земля:

от В. Баренца до Г. Седова»

Автор - Лешуков Илья Владимирович.

Класс - 9 А.

ОУ - МБОУ СШ №52 им. Г.И. Катарина.

Руководитель - Зайкова Марина Сергеевна, учитель географии МБОУ СШ №52 им. Г.И. Катарина.

ВВЕДЕНИЕ

Арктика – одна из наиболее труднодоступных и малозаселенных частей Земли. Долгое время она не представляла какой-либо практической ценности для населения нашей планеты из-за тяжёлых природных условий и невозможности вести какую-либо экономическую деятельность.

Актуальность работы заключается в том, что на современном этапе эта область земного шара – архипелаг Новая Земля входит в Российский сектор Арктики – приобретает все большее значение и, как следствие этого, является местом соприкосновения интересов Европы, Азии и Америки. Соответственно, возрастает интерес и к истории Арктики. Также на фоне резко возросшего внимания к Арктике, произошло ухудшение отношений России и ее западных партнеров. Принижается вклад русских исследователей в изучение европейского севера.

Объект исследования: архипелаг Новая Земля, история открытия и картографирования.

Предмет исследования: вклад русских мореплавателей, исследователей в освоении Новой Земли.

Цель работы: определение роли русских экспедиций в изучении архипелага Новая Земля.

Задачи:

  1. Ознакомиться с историей освоения Новой Земли;
  2. Рассмотреть основные географические открытия, сделанные русскими поморами, мореплавателями и учёными-исследователями в средние века.
  3. Изучить исследования и открытия на Новой Земле в XVII – начале XX веков;
  4. Рассмотреть научную литературу.

Работа написана на основе анализа литературных источников, основными из которых являются труды историков, географов: В.Н. Булатова, М.И. Белова, Г.П. Аветисова, А.П. Энгельгардта и др., а также материалов сети интернет. Для иллюстраций были использованы рисунки и карты из атласов Арктики и Северного Ледовитого океана.

Методы исследования: анализ источников, метод деконструкции текста.

Собранные материалы могут быть интересны учащимся и учителям школ, сотрудникам библиотек и всем специалистам, заинтересованным в изучении своего края.

 

 

 

 

 

Исследовательская работа

на тему:

«Выведение бабочки в домашних условиях»

Работу выполнил: Семенов Данила Евгеньевич, учащийся 6 А класса МБОУ СШ №52 им. Г.И. Катарина, руководитель - Зайкова Марина Сергеевна.

Актуальность работы

Кошки, собаки, попугаи, рептилии, рыбки, многие другие питомцы дома уже давно не редкость. Но ведь хочется чего-то нового, необычного и прекрасного. И бабочки подарят вам именно такие чувства. Потому что сегодня ими можно любоваться не только на природе, но и дома. Современная медицина использует для лечения метод «бабочки терапии». Гусеницы, из которых впоследствии появляются прекрасные крылатые создания, питаются исключительно сорняками, используются время от времени для биологической борьбы с сорняками. В места, пораженные занесёнными сорняками, выпускаются гусеницы этих видов.

Бабочки – это одни из самых хрупких, притягивающих к себе взор своей красотой обитатели на нашей планете. Содержание их в домашних условиях, любование ими дают заряд положительных эмоции человеку. Но, необходимо знать, при каких условиях можно наблюдать такое «чудо перевоплощения» дома.

Цель работы.

Создать необходимые условия для выведения бабочек дома и стать свидетелем превращения гусеницы в бабочку.

Задачи исследования

1. Сбор необходимой информации о жизни бабочек в неволе.

2. Проведение   эксперимента по превращению бабочки из гусеницы в домашних условиях.

3. Разработка рекомендаций и памятки для каждой стадии появления бабочки на основе проведенного опыта в домашних условиях.

Гипотеза.

При создании определённых домашних условий гусеница превращается в бабочку.

Объект исследования:

Гусеницы.

Предмет исследования:

Условия, способствующие процессу превращения гусеницы в бабочку.

Методы исследования:

- наблюдение;

- эксперимент;

- поисковый.

Длительность исследования.

Долгосрочный. Начиная с 2015 по 2018 год.

Новизна исследования. Бабочек давно изучают учёные в лабораторных условиях, но, несмотря на это, процесс превращения гусениц в бабочек можно наблюдать и в домашних условиях.

Степень самостоятельности. Работа выполнялась мной совместно с мамой и бабушкой. В ходе, которой, мы совместно наблюдали процесс перевоплощения гусеницы в прекрасное создание – бабочку.