Использования современных образовательных технологий
В системе использую достижения педагогической науки, современные педагогические технологии и методики: игровые, проблемного обучения, интерактивные , проектные и исследовательские, обучения в сотрудничестве, информационно - коммуникативные, здоровьесберегающие, технологию обучения анализу текста; технологии развивающего обучения. В ходе проведения уроков и внеурочных мероприятий использую различные методы: словесные (беседа, рассказ, доклад, сообщение), наглядные (раздаточный материал, таблицы, опоры, кластеры, кейсы), практические; индуктивные и дедуктивные, проблемно–поисковые, исследовательские, эвристические; средства: вербальные и визуальные (иллюстрации, презентации, интерактивные, которые обеспечивают занимательность занятий, активизируют познавательную и творческую деятельность, учитывают индивидуальные особенности обучающихся, дают возможность сотрудничества учителя и ученика.
В своей деятельности также использую разнообразные организационные формы обучения (классно-урочная система, предметные недели, Фестивали, конференции, семинары, диспуты), воспитания (проведение классных часов, викторин, праздников, игр, Дней здоровья), развития обучающихся (самостоятельная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах, проектная и исследовательская работа).Грамотно применяю в учебно-воспитательном процессе приёмы, активизирующие мыслительную деятельность обучающихся, развивающие их творческие способности, инициативу, самостоятельность. Кроме этого использую в своей профессиональной деятельности дистанционную форму обучения школьников, освобождённых от учебных занятий по уважительной причине. Активно использую мультимедийные технологии в образовательном процессе. Являюсь сертифицированным апробантом электронных образовательных технологий в ЯКлассе, активно использую ресурсы сайта "Решу ОГЭ география", моя работа отмечена грамотами за личный вклад в повышение качества и информатизацию дистанционного образования на образовательном портале "Знанио".
Опытработы по теме «Содержательная часть УМК Вентана-Граф» был представлен на окружном семинаре-практикуме учителей географии «Использование современных технологий на уроках географии», который проходил на базе ОРЦ МБОУ СШ №52 в марте 2016год.
Разработаны и реализуются рабочие программы, которые составлены на основе примерной программы, утвержденной Министерством образования РФ по географии с использованием учебников классической линии, издательство «Дрофа» для обучающихся 9-11 классов. Для обучающихся 5-8 классов разработана рабочая программа с использованием линии учебников под редакцией В. П. Дронова «Алгоритм успеха», на основе примерной программы: география: программа для 5-9 классов. Автор А.А. Летягин, Рабочие программы рассмотрены на заседании МО учителей естественных наук и физической культуры, руководитель МО Маркова Н.В., приказ №1 от 30.08.2018г., согласованы с заместителем директора по учебно - воспитательной работе Марковой Н.В. 30.08.2018г. и утверждены - директором ОУ - Сазоненко С.В., приказ №270 от 31.08.2018г..
Мной разработаны и реализуются рабочие программы организации внеурочной деятельности обучающихся :
- дополнительного образования «Красный кирпич. NEW» (9-10 классы, в количестве 20 человек), цель программы – сформировать у обучающихся представление о деятельности журналиста как социально-значимой для общества средствами журналисткой деятельности;
- факультативного курса "Узнай свой край" (8 классы, в количестве 69 человек), главной целью данного курса является расширение и углубление знаний учащихся о природе, истории г. и Архангельской области, знакомство с выдающимися людьми родного края, с памятниками истории, культуры и архитектуры, привитие чувства ответственности и заботы за культурное наследие.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА С СОДЕРЖАНИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
Тема урока: "Реки Архангельской области"
Идея урока - обучающиеся выступают в роли геодетективов, которые ведут групповое расследование, с целью изучения особенностей рек Архангельской области. Урок проходит в форме группового обучения - ролевой игры, где обучающиеся поделены на равных по количеству группы и выступают в роли геодетективов. В ходе проведения урока применяются элементы игровых и разноуровневых технологий обучения. На протяжении урока обучающиеся работают над выполнением предложенных группам заданий, в ходе выполнения которых, они применяют полученные знания, навыки и умения на предыдущих уроках по теме: "Внутренние воды. Реки" в практической деятельности на примере рек Архангельской области, при самостоятельном нахождении, обработке и анализе полученных результатов в ходе групповой работы. Конечным итогом расследования будет заполнение немой карты Архангельской области, на которой обучающиеся отмечают изученные ими в группах особенности рек и названия географических объектов. Учитель выступает в роли наставника, помощника и координатора деятельности обучающихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения: урок-расследование (ролевая игра, с групповой формой обучения). Сочетается урочная и внеурочная деятельность, учтены познавательные интересы обучающихся.
Средства обучения: физическая карта Архангельской области, кластер "Река", немой контур- карта Архангельской области, вопросы для проведения географической игры "Мозговой штурм" с понятиями и терминами, телефонограмма, конверты с названиями географических объектов для расположения их на немом контуре-карте Архангельской области (названия рек, притоков, крупных городов расположенных на изучаемых реках, озёр, губ, моря, кряжа), в конверте зашифрованные слова для игры "Путаница", план описания географического положения реки, план написания синквейна "Реки Архангельской области", листы формата А3 для выполнения задания "Волонтёры голубой реки" музыкальное сопровождение, рисунок для рефлексии "Река ожиданий".
Оборудование: компьютер, настенный экран, колонки, круги красного и синего цвета (для проведения "Мозгового штурма", "Волонтёров голубой реки"), кораблики - красного, синего и желтого цвета (для рефлексии).
Цель урока: изучить через интерактивную форму работы особенности рек Архангельской области.
Задачи:
- образовательные:
- сформировать у обучающихся представления об особенностях рек Архангельской области,
- в игровой форме закрепить полученные знания по теме: "Внутренние воды. Реки",
- выявить факторы влияющие на особенности формирования рек Архангельской области;
- развивающие:
- продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации,
- способствовать развитию умения анализировать, обобщать и делать выводы,
- развить познавательный интерес;
- воспитательные:
- способствовать формированию умения работать в группе,
- содействовать в ходе урока экологическому воспитанию обучающихся при выявления проблем рационального использования водных ресурсов в хозяйственной деятельности человека и путей их решения.
Планируемые образовательные результаты
- личностные:
- осознавать значимость знаний о реках для их практического использования человеком,
- анализировать, обобщать, делать выводы и фиксировать результаты наблюдений;
- предметные:
- объяснять существенные признаки рек, устанавливать взаимосвязи между рельефом, климатом и их влиянием на формирование рек области,
- работать с картами и источниками географической информации, планом описания географического положения реки,
- проводить самостоятельный поиск информации об особенностях рек Архангельской области,
- отбирать источники географической информации для составления описания рек;
- метапредметные:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт и источников географической информации,
- устанавливать причинно-следственные связи между рельефом, климатом и их влиянием на особенности формирования рек области,
- делать выводы по результатам выявленных особенностей рек Архангельской области,
- создавать кластер "Река" и применять его для решения учебных и познавательных задач.
Универсальные учебные действия
- личностные:
- формирование стремления к познанию нового и неизвестного, осознание значимости знаний об особенностях рек Архангельской области для их практического использования человеком;
- регулятивные:
- ставить учебную цель и задачи для соотнесения известного и усвоения нового, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать результаты своей деятельности и одноклассников, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- познавательные:
- находить и извлекать информацию о географических объектах, процессах и явлениях, делать анализ и отбор информации, перерабатывать полученную информацию для достижения необходимого результата, преобразовывать информацию из одного вида в другой;
- коммуникативные:
- достаточно точно и ясно выражать свои мысли при решении поставленных задач, уметь общаться и взаимодействовать с ребятами в группе и учителем при выполнении совместных и индивидуальных заданий.
Организационный момент. Мотивация темы урока
Полноводна, судоходна,
Льдом покрыты берега.
Называется.......(река).
-Мы с вами в пятом классе изучали тему "Гидросфера". Какая это оболочка земли? (водная). Вспомните, пожалуйста, а из каких частей состоит гидросфера? (Мирового океана, вод суши и воды в атмосфере). Что входит в состав Мирового океана? (моря, заливы, проливы, океаны, острова, полуострова, архипелаги). Что мы относим к водам суши? (озёра, болота, подземные воды, ледники и реки). Какие воды суши расположены на территории нашей Архангельской области? (болота, реки, озёра, родники, подземные воды). Какие реки протекают по территории Архангельской области? (Северная Двина…). И всё? А какие особенности рек, которые протекают по территории нашей области? (они замерзают, впадают в Белое море…). Я вижу, что вы мало знаете об особенностях рек нашей Архангельской области. Итак, скажите, чему будет посвящена тема нашего урока - (Изучению рек Архангельской области). Да, совершенно, верно, тема нашего урока - "Реки Архангельской области" (учитель открывает слайд на интерактивной доске с названием темы урока). А какая у нас с вами будет цель урока? (Обучающиеся высказывают свои предположения).
- Цель урока- изучить особенности рек Архангельской области. Наш урок сегодня будет проходить в форме расследования, целью которого, будет выявление особенностей рек нашей с вами области. Представим, что наш класс — это уютный клуб, в котором собрались самые известные в области геодетективы. Которые пока ещё не знают, какое расследование им предстоит провести. Проводя своё расследование, вы должны хорошо знать географические термины и понятия, которые связаны с темой "Реки". Я предлагаю вам сыграть в игру "Мозговой штурм" по теме "Воды суши. Реки" (см.прил.1). (Идёт проверка знания основных терминов и понятий по теме "Воды суши. Реки". На столах лежат круги красного и синего цвета, команда, которая знает правильный ответ поднимает круг красного цвета, если ответ дан неправильно, то так команда, которая хочет дать ответ на поставленный вопрос поднимает круг синего цвета.)
- Молодцы, вы хорошо справились с заданиями игры. У вас на столах лежат кластеры "Река"(см.прил.2), которые вам надо заполнить, используя свои знания о реках. (Обучающиеся заполняют кластеры "Река" в группах.) Давайте проверим правильность заполнения вами кластеров. Представитель из какой группы желает заполнить кластер, который висит на доске? (Один обучающийся, который пожелал выйти заполняет пустые круги в кластере, расположенном на доске.) Сравните, а у вас в группах также распределены понятия в кластерах? (Дети сравнивают и предлагают свои варианты заполнения кластера "Река", при этом для ответа поднимают круг красного цвета.) А теперь давайте сравним, как правильно вы заполнили свои кластеры "Река", с заполненным кластером на интерактивной доске. (Учитель открывает слайд, на котором показано правильное заполнение кластера "Река".)
- Опираясь на заполненные кластеры, выделите основные вопросы, которые мы изучим, и сформулируйте основные задачи урока. (Обучающиеся определяют, какие вопросы будут затронуты на уроке: что такое река, речная долина, бассейн реки; какие истоки, притоки и устья у рек области; какие реки по типу питания , характеру течения и режиму, в зависимости от влияния на них рельефа и климата местности, в которой они расположены; значение рек в жизни и хозяйственной деятельности человека. Формулируют основные задачи урока: изучить особенности рек Архангельской области, выявить факторы влияющие на особенности формирования рек в нашей области; значение рек в жизни и хозяйственной деятельности человека; проблемы и возможные пути рационального использования водных ресурсов на территории Архангельской области.)
(Звучит приятная музыка с шумом волн).
- Закройте глаза, представьте, что вы сидите на берегу реки, над вашими головами шелестит листва, птицы поют вам свои песни, волны плещутся у ваших ног, солнечные лучи греют ваше тело. Вам так хорошо.... (Звучит громкий голос.) "Внимание!" (Дети открывают глаза.) Пришла срочная телефонограмма от РГО, что в ней? (Выходит один из учеников и зачитывает содержание телефонограммы от РГО.)
Содержание телефонограммы: "Просим геодетективов, срочно провести расследование, с целью выявления особенностей рек, расположенных на территории Архангельской области, а именно- Северной Двины, Онеги, Мезени и Печоры. Результаты проведенного расследования предоставить обратным письмом с заполненной картой".
- Итак, вам надо приступать к расследованию. Но, что вы должны взять с собой для изучения рек Архангельской области? (Дети перечисляют: физическую карту Архангельской области, план описания реки.) (см.прил.3).
- Сейчас вы будете проводить расследование, с целью изучения особенностей рек Архангельской области. У вас на столах лежат: физическая карта Архангельской области; краткая информация о той реке, которую вы изучаете в своей группе; план описания географического положения реки; немые контуры Архангельской области, на которых вы отмечаете выявленные объекты в ходе изучения, согласно плану описания географического положения реки; конверты с названиями географических объектов (см.прил.4), которые вы будете прикреплять при ответе у доски с результатами вашего расследования. (Обучающиеся в группах выполняют работу по изучению особенностей предлагаемой им реки.)
- Сейчас вы представите результаты изучения особенностей рек Архангельской области. Для этого, к доске выходят два представителя от группы, один говорит результаты исследования, второй отмечает географические объекты той реки, изучение которой вы проводили на немой карте Архангельской области представленной на доске. (Представители от групп отвечают у доски, заполняют по ходу рассказа немую карту области прикрепляя названия географических объектов, относящихся к изучаемой группой реке, обучающиеся в других группах делают краткие записи о представляемой им реке.)
- Вы хорошо потрудились в проведении расследования. А вот насколько внимательно вы слушали выступления друг друга, мы проверим в ходе игры под названием "Путаница" (см.прил.5). У вас на столах лежат в конвертах перепутанные названия географических объектов, которые относятся к изученным вами рекам нашей области, но в них нет географических названий объектов относящихся к изученной вами в группе реке. Вам надо распутать географические названия и распределить их по рекам, к которым они относятся. (Дети распутывают названия географических объектов; затем перечисляют распределение названий географических объектов по изученным рекам; в это время, группа, которая рассказывала об особенностях реки о которой говорят одноклассники слушает и если ответ дан неверно, то исправляет его, при этом поднимает круг красного цвета для пояснения своего замечания по ответу.)
- Какие общие особенности у рек Архангельской области? (Обучающиеся перечисляют выявленные ими в ходе изучения общие особенности рек нашей области: равнинные, с широким руслом, смешанный тип питания, течение рек спокойное, покрываются льдом, с весенним половодьем, судоходны, берут начало из озёр, болот, впадают в губы Белого моря. При ответе поднимают круг красного цвета, если ребята хотят дополнить ответ одноклассника, то поднимают круг синего цвета.)
- Какое значение рек? (Ребята дают предположительные ответы: в круговороте воды, источник питья, в промышленности, бытовых нуждах. хозяйстве, отдыхе и т.д.) Сравните ваши ответы с теми, что показаны на слайде.
- Человек, в своей жизни и хозяйственной деятельности активно использует водные ресурсы. Всегда ли он использует их рационально? (нет).
- Я предлагаю вам сыграть в игру "Волонтёры голубой реки" (по принципу вертушки). У вас на столах лежат листы формата А3 разделённые на две части: проблемы использования водных ресурсов и возможные пути их решения. Вы группой заполняете эти пункты, затем по времени (через 3 минуты) вы встаёте и переходите за стол другой группы, на листе с данными пунктами даетё свои ответы, переход идёт от одних столов к другим через 2 минуты, до тех пор, пока вы не сядете за свои столы. Вы вычёркиваете в предложенных на листе ответах одинаковые и оставляете не повторяющиеся ответы. (Ребята выполняют задание.) Давайте проверим, какие проблемы и возможные пути их решения в использовании водных ресурсов вы выявили. Я прошу выйти к доске одного из обучающихся, для фиксации ответов на доске, в заранее подготовленном пустом ватмане, который также поделён на два столбика: проблемы и пути решения использования водных ресурсов. (Один из учеников делает записи высказываемых довывод на доске. Ответы группы дают поочерёдно. Если у групп ответы разные, то та группа, которая хочет дополнить ответ поднимает круг красного цвета, если группа не согласна с выдвинутым предложением, то поднимает круг синего цвета и аргументирует своё мнение.)
- Сравним ваши ответы с теми, которые показаны на слайде.
- Наше с вами расследование подходит к завершению. Вы выполнили поручение, которое вам дали в телефонограмме. У вас сформировались представления об особенностях рек Архангельской области. Я предлагаю вам составить синквейн "Реки Архангельской области" группой, для этого вы используете план составления синквейна (см.прил.6). Потом один из вас будет заполнять общий синквейн, который представлен на доске, а другие группы будут поочерёдно его дополнять. (Обучающиеся в группах составляют синквейн "Реки Архангельской области". Затем, один ученик делает записи на доске, если у ребят из других групп есть свои предложения для заполнения общего синквена, то они поднимают круг красного цвета и говорят свой ответ, который также фиксируется на настенном синквейне.)
(Задание выполняется на фоне релаксической музыки.)
Рефлексия деятельности
- Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия. Вы многое узнали и успели сделать за время проведения расследования по изучению особенностей рек Архангельской области. Придя на урок, у каждого из вас были свои ощущения, состояния и ожидания в начале работы. Каким же они стали после его проведения, изменились или же остались прежними. Я предлагаю вам оценить свои ощущения и ожидания от проведённого урока. Для этого, вам надо выбрать кораблик того цвета, который будет соответствовать вашему нынешнему, внутреннему состоянию после проведенного расследования (красный кораблик - отличное состояние, полностью удовлетворён уроком; синий кораблик - состояние хорошее, не все ожидания удовлетворены; жёлтый кораблик - состояние вялое, я не удовлетворён уроком) и приклеить его на "Реку ощущений и ожиданий", которая находится на доске. (Обучающиеся выбирают цвет кораблика, который соответствует их состоянию после проведенного урока и поочерёдно приклеивают кораблики на "Реку ощущений и ожиданий", которая нарисована на ватмане.)
- Посмотрите на нашу "Реку ощущений и ожиданий", она заполнилась корабликами красного цвета, но кое-где мелькают и синие. Это значить, что нам есть над чем работать. Я рада, что на протяжении всего занятия вы были активны и внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо и отлично, и считает, что мы справились с поставленной целью и задачами нашего урока, а также с заданием в телефонограмме поаплодировали друг другу и мне, а те, кто чувствует в себе потенциал работать ещё лучше, улыбнулись.
- Всем спасибо! До новых встреч в нашем клубе геодетективов.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Игра "Мозговой штурм"
Возможные вопросы для проведения игры "Мозговой штурм":
1. Начало реки? (Исток) 2. Место, куда впадает река? (Устье) 3. По характеру течения реки бывают? (Горные и равнинные) 4. Какие питы питания рек вы знаете? (Смешанное, дождевое, ледниковое, подземное, снеговое) 5. Как называется водоток, который впадает в другой водоток? (Притоком реки) 6. Территория, с которой река собирает воду в главное русло? (Бассейн реки) 7. Граница между бассейнами соседних рек? (Водораздел) 8. Изменение количества воды в реке в течении года? (Водный режим) 9. По своему режиму реки бывают? (С летним и весенним половодьем) 10. Как определить какой приток у реки будет правым, а какой левым? (Надо встать лицом к истоку реки) 11. Естественный водный поток, текущий в выработанном им углублении? (Река)
Приложение 2
Кластер "Река"
1. По характеру течения: горные и равнинные. 2. Речная система: главная река и притоки. 3. Типы питания: дождевое, ледниковое, снеговое, подземное, смешанное. 4. Речная долина: русло: исток, устье, пойма; склон. 5. По режиму: с весенним и летним половодьем.

Приложение 3
План описания географического положения реки
1. Название реки, на каком материке расположена и в какой части области река протекает. 2. Между какими меридианами и параллелями расположена река. 3. Где берёт своё начало (исток). 4.Куда впадает (устье). 5. Притоки реки (правые и левые). 6. Какой тип питания преобладает у реки. 7. Какая река по характеру течения. 8. Какой режим у реки. 9. К бассейну какого океана относится река. 10. Какие крупные города расположены на реке. 11. Как река используется человеком.

Рис. 1. Немой контур карты. Рис. 2. Физическая карта
Приложение 4
Примеры названий географических объектов для нанесения их на немой контур
Белое море, Мезенская губа, Северная Двина, Печора, Онега, Тиманский Кряж, Северный Урал, Печорская губа, Сухона, Юг, Двинская губа, оз. Лача, Онежская губа, Мезень, Архангельск, Нарьян-Мар, Мезень, Пинега, Уфтюга, Уса, Новый Бор, Емца, Холмогоры, Новодвинск, Вашка и т.д.
Приложение 5
Игра "Путаница"
Примеры перепутанных названий географических объектов для проведения игры "Путаница". АЕГОН ,ЯСВЕЕАРН, ИВАНД, ЗЬНЕМЕ, ОРЧЕПА, ЕВЕСНАРЯ,АШОМ, ИВАЗЛ, ОЙДИНВКС, ИВАЗЛ СКИЖЕНОЙ, ИВАЗЛ ИКЙСЕЗЕМН, ОМЕР ЕЛОБЕ, РЕМА ОЕКСПЕРОЧ, АЕНК, МЕЦА, АВАГ, ДАГЕЧВЫ, ЮТГАФУ, НЕПИАГ, ШВААК, ЕЗАП, АСУ, ЛОКВА, ЛУСА, ЖИМА, ЕЛЬАРСКАХНГЕ, АРМ ЯНЬРАМ и т.д.
Приложение 6
Правила составления синквейна
Синквейн - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
- первая строка - существительное;
- вторая строка - два прилагательных глагола, описывающие основную мысль;
- третья строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы;
- четвёртая строка - предложение из 4-х слов, выражающих чувство;
- пятая строка- существительное.
Приложение 7
Контур корабля для заполнения "Реки ожиданий и ощущений"

Приложение 8
Круги работы групп

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.2.
Тематика «открытых» мероприятий, проведенных с использованием различных образовательных технологий и методик
Урок ролевая- игра по теме: «Изучение Мирового океана»
(урок географии)
Зайкова М.С., учитель географии МБОУ СШ №52 им. Г.И. Катарина г. Архангельск.
Класс: 7 класс.
Тип урока: обобщающее повторение.
Форма проведения: урок – путешествие (ролевая игра) по океану. Сочетается урочная и внеурочная деятельность, учтены познавательные интересы обучающихся.
Средства обучения: физическая карта полушарий, карта океанов с аппликациями (стрелки, кораблики, якоря), школьные атласы, вопросы для: географической игры «Самое – самое», конкурса занимательной географии, игра «Гармошка» с понятиями и терминами - «Что такое?», контуры обитателей органического мира, плакат «Изучение океана», выставка книг о мировом океана и его богатствах, эмблемы, «Охранная грамота», «немые» контуры частей Мирового океана, лоция Атлантического океана, музыкальное сопровождение, рисунок для рефлексии «Поляна знаний».
Оборудование: компьютер, настенный экран, колонки, лепестки трёх цветом – красного, синего и зелёного (для рефлескии).
Цель: закрепить, углубить и обобщить знания по теме Мировой океан.
Задачи:
Образовательные:
- В игровой форме закрепить полученные знания по теме «Мировой океан и его части».
- Углубить знания о способах изучения Мирового океана.
- Обобщить представления об особенностях органического мира в океане.
Развивающие:
- Развить познавательный интерес.
- Продолжить формирование умения работы с разными источниками географической информации.
- Способствовать развитию умения анализировать и делать выводы.
Воспитательные:
- Способствовать формированию умения работы в группе.
- Содействовать в ходе урока экологическому воспитанию обучающихся, на примере источников загрязнения океанических вод и мероприятиями по их охране.
- Организационный момент. Мотивация темы урока.
«Есть особая властная сила,
У морских неоглядных широт,
Если море тебя полюбило,
Отовсюду к себе позовёт» (Анатолий Лёвушкин)
Скажите, пожалуйста, какую тему мы с вами изучали на предыдущих уроках? (гидросфера, это водная оболочка земли).
На доске оформлена схема «Части Мирового океана».
Из каких частей состоит гидросфера? (Мировой океан, воды суши, вода в атмосфере).
Мировой океан – это основная часть гидросфера (96,5%). Сегодня к проблеме Мирового океана обращено внимание человечества, любому грамотному человеку необходимо хорошо знать этот вопрос, так как многие тайны океана ещё остаются не раскрытыми.
Итак, скажите, чему будет посвящён сегодня наш урок? (изучению Мирового океана)
Да, совершенно, верно, тема нашего урока – «Изучение Мирового океана».
А какая у нас с вами будет цель урока? (обучающиеся высказывают свои предположения)
Цель урока – закрепить, углубить и обобщить знания по теме «Мировой океан».
Наш урок сегодня будет проходить в форме путешествия по Мировому океану.
Представим, что наш класс – это уютная кают- компания северного морского лайнера. На нашем судне есть специалисты. Давайте, я вам их представлю. Курс нашего корабля будет прокладывать штурман – Гурьев Павел, начальник поста эхолота – Хабаров Павел – он регистрирует морские глубины, гидролог – Третьякова Маша – она фиксирует свойства воды, биологи на нашем судне выявляют особенности органического мира в Мировом океане на разных глубинах (Бескаравайная Алина, Хлызова Мария и Новосёлова Мария), а ваша задача – выявить закономерности в Мировом океане, которые вы отражаете в лоции Атлантического океана, а затем полученные вами сведения вы будете отмечать на настенной лоции Атлантического океана. Специалисты – учёные – океанологи – (Бурмагина Даша, Шарыпова Мария, Лёничкин Павел, Блинов Дмитрий и Васильев Валерий) знакомят нас со способами изучения Мирового океана. Кроме того, у нас, в каюты – компании присутствуют корреспонденты – Растатуров Павел, Птицын Лев, которые готовят репортаж о нашем путешествии.
По ходу объяснения обучающиеся заполняют лоцию Атлантического океана (рисунок 1,2).


Рис.1. Работа в группах. Рис.2. Заполнение лоции.
Учитель – а сейчас, вы представите результаты ваших наблюдений в Атлантическом океане, которые вы фиксировали в лоциях, на настенной лоции Атлантического океана (выходят по два представителя от группы, рассказывают и фиксируют: температуры, солёность, глубины, течения и обитателей океана). (рис 3,4).


Рис.3. Заполнение лоции. Рис.4. Рассказ по итогам заполнения.
Учитель – наше увлекательное путешествие подошло к завершению, но прежде чем вы покинете нашу уютную кают – компанию, я предлагаю вам оценить полученные знания и наше путешествие, для этого вам надо выбрать один цвет лепестка, перед вами лежат по три цвета красный – отлично, синий – хорошо, зелёный – не очень понравилось путешествие и приклеить их на настенную поляну знаний.(рис.5).


Рис.5. Заполнение поляны «Знаний».
Тема занятия «Протяни руку помощи»
Класс – 10.
Форма проведения занятия – ролевая игра, с технологией проблемного обучения.
Цель занятия
- формирование духовно-нравственных качеств у учащихся;
- выявление путей решения в трудных жизненных ситуациях.
Задачи:
- Формирование духовно-нравственного поведения учащихся.
- Формирование умения самостоятельно принимать правильные решения и действия в сложившихся ситуациях и обстоятельствах.
- Развитие умения фиксировать мысли в предложениях, развивать культуру речи.
- Развитие творческих способностей учащихся в области духовно-нравственной культуры.
- Воспитание духовно-нравственной культуры поведения участников игры.
Оборудование: презентация на тему «Нравственные поступки человека», анкеты для опроса, настенное изображение чаши весов, листы с чашей весов (из количества участников занятия), «Поляна настроения» и лепестки трёх цветов: красного - отличное, синего - хорошее и зелёного – удовлетворительное настроение (из количества участников занятия), применяется на этапе рефлексии занятия, листы бумаги, ручки, экран, компьютер для показа презентации.
Ход занятия.
Наше сегодняшнее занятие я хочу начать с цитаты (слайд 1):
« Подобно тому, как мы определяем свои поступки, так и наши поступки определяют нас» Джордж Элиот
- Скажите, о чём нам говорит данная цитата?
Да, вы правы о хороших и плохих поступках человека.
- А другими словами, это какие поступки? (нравственные и безнравственные).
- Что значит нравственные и безнравственные поступки? Приведите примеры (слайд 2 – отрицательные поступки человека).
- А чем понятие нравственность отличается от морали и этики? (слайд 3 – суть понятий этика, мораль, нравственность).
Выделяются основные этические понятия (слайд 4 – нравственное сознание, нравственная практика, нравственные отношения).
Итак, тема нашего сегодня занятия «Протяни руку помощи» (слайд 5).
Мы с вами назвали отрицательные поступки человека, но этому человеку надо помочь отказаться от безнравственного и пагубного поведения.
-Что будет являться целью нашего занятия? (выявление путей решения безнравственных поступков человека).
Практически каждая семья сталкивается с одной из пагубных проблем или пристрастий человека, с его безнравственным поведением. Но, не в каждой семье с ними борются, наводят на путь исцеления от пагубного пристрастия родного им человека. Раз я говорю о семье, то мы с вами сейчас будем решать проблему кого? (ответ: родственника, семьи)
Сейчас я предлагаю вам разделиться на группы. Каждая группа будет представлять мнимую семью, в которой есть одна из проблем, которая связана с безнравственным поведением одного из родных.
1 группа – ваш родственник страдает алкоголизмом, 2 группа – ваш родственник курит, 3 группа – ваш родственник наркоман, 4 группа – ваш родственник – интернет зависимый. Вам необходимо выявить пути решения проблемы, которые будут направлены на оказание помощи при отказе вашего родного от пагубного поведения, и представить их нашим экспертам, которые выслушают ваши мнения и обобщат работу групп.
Итак, давайте выслушаем пути решения очень сложных, но всё же решаемые проблем.
Выступление представителя от каждой группы. После выступления каждой группы показ слайдов презентации по разобранным проблемам (слайд 6 – воздействие табачного дыма на организм человека, 7 – воздействие алкоголя га организм, 8 – как выглядит жизнь наркомана, 9 – интернет- пристрастие).
А сейчас, я представляю слово нашим экспертам, которые вас внимательно слушали и готовы обобщить ваши предложения и мнения по решению рассмотренных проблем.
У вас на столах лежат листы с изображением чаши весов, я предлагаю вам написать на них ваши плохие и хорошие качества, а затем свести их в общую чашу весов группы, которая представлена на доске (см. приложения).
Мы с вами заполнили нашу общую чашу весов, нравственные качества на ней преобладают, но есть и отрицательные, от них надо отказываться.
Ребята, в ходе занятия мы с вами рассмотрели духовно-нравственные поступки человека, которые связаны с их отрицательной стороной. Высказали пути решения каждой из предложенных проблем.
Вам выданы анкеты с вопросами, ответьте, пожалуйста на них (см. приложение).
Сейчас я вам предлагаю составить синквейн к основному слову нашего занятия, к какому? (нравственность). Сначала составляем синквейн в группе, а затем один у доски (см. приложения).
Наше занятие закончено, я надеюсь, что оно было вам полезным, что теперь, при любой сложившейся трудной жизненной ситуацией, проблемой, вы будете находить верные пути их решения, не оставите своего ближнего и дорогого вам человека, а поможете ему выбрать правильный жизненный путь.
На первом столе лежат лепестки трёх цветов: красный - отличное, синий - хорошее, зелёный - удовлетворительное. Я предлагаю вам оценить своё настроение после занятия, прикрепив лепесток того цвета на «Поляну настроения», какой соответствует вашему настроению на данный момент (см. приложение). Всем спасибо за занятие!



