Татар театры клубы

Кәримова Гөлшат Илшат кызы

       Театральная деятельность - это самый распространенный вид деятельности детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.

В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

        Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности  можно оценить  по трём уровням.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний): овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности): получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного  действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

· потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

· целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

· этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

· осознание значимости занятий для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

· понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

· планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

· осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

· анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

· пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

· понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

· проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

· включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

· работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

· обращаться за помощью;

· формулировать свои затруднения;

· предлагать помощь и сотрудничество;

· слушать собеседника;

· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

· формулировать собственное мнение и позицию;

· осуществлять взаимный контроль;

· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

· читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

· выразительному чтению;

· развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

· видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

· сочинять этюды по сказкам;

· умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tatarskiy_teatralnyy_klub.doc176.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №5»

городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

РАССМОТРЕНО

Методическим объединением

классных руководителей     Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №5» городского округа

город Стерлитамак

Республики Башкортостан (протокол  от _____2018 г.

№ _____)  

СОГЛАСОВАНО

  Заместителем директора

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №5» городского округа

город Стерлитамак

Республики Башкортостан  

________/Л.Ф. Муштариева/

подпись

«___» __________ 2018 г.

УТВЕРЖДЕНО              

Приказом

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №5» городского округа

город Стерлитамак

Республики Башкортостан

от  «___» ___ 2018г. №____

        

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТАТАРСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ КЛУБ»

1-11 классы

Срок реализации рабочей программы -   1 год

Составила учитель татарского языка и литературы: Каримова Г.И.


Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

       Театральная деятельность - это самый распространенный вид деятельности детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.

В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

        Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности  можно оценить  по трём уровням.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний): овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности): получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного  действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

· потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

· целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

· этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

· осознание значимости занятий для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

· понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

· планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

· осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

· анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

· пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

· понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

· проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

· включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

· работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

· обращаться за помощью;

· формулировать свои затруднения;

· предлагать помощь и сотрудничество;

· слушать собеседника;

· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

· формулировать собственное мнение и позицию;

· осуществлять взаимный контроль;

· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

· читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

· выразительному чтению;

· развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

· видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

· сочинять этюды по сказкам;

· умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества.


Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности

    Занятия курса внеурочной деятельности «Татарский театральный клуб» состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров татарского театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации гимназистов. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.

    Программа состоит из четырех разделов, работа над которыми продолжается параллельно в течение года.

I раздел: «Основы татарской театральной культуры» - призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что дает театральное искусство в формировании личности.

Формы организации занятий: знакомство с жизнью, творчеством татарских писателей, беседы, видео просмотры, аудио прослушивание, этюды, работа в малых группах, экскурсия в школьный музей.

II раздел: «Ритмопластика» - включает в себя ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Формы организации занятий: игры, упражнения, беседа-диалоги, этюды, работа в малых группах

III раздел: «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. Сюда включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Формы организации занятий: игры сюжетно-ролевых игр, беседы, тренинги.

IV раздел: «Подготовка спектакля» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с этюдами и постановку спектаклей, литературно-музыкальных композиций.

Формы организации занятий: просмотр спектаклей, тренинги и импровизации, изготовление макетов декораций, работа в малых группах.


Календарно-тематическое планирование

Тема

Дата проведения

Формы организации, виды деятельности

По пл.

Факт.

Вводное занятие (1 час)

1

Здравствуй, театр! Татарское театральное искусство. Инструктаж по ТБ. Игры на знакомство «Здравствуй, друг!»

Игра-знакомство. Организация рабочего места.

             I раздел “Основы татарской театральной культуры” (31 час)

2

Театры разных стран. История развития татарского театрального искусства. Заочная экскурсия по современным театрам.

Заочная экскурсия. История театра.

3

 Первые татарские драматурги и пьесы   Г.Ильяси «Бичара кыз», Ф. Халиди «Рәдде бичара кыз»

Просмотр и обсуждение видеороликов.

4

Общее представление о видах и жанрах татарского театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол, радио- и телетеатр.

5

Народные истоки татарского театрального искусства. Взаимосвязь театра с другими видами искусства.

6

Знакомство с татарскими народными обрядовыми песнями и частушками. Этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста.

7

Беседа-диалог. Знакомство с театральными профессиями: актер, режиссер, художник, композитор.

8

Спектакль – результат коллективного творчества. Актер – «главное чудо театра».

9

Выдающиеся театральные деятели и актеры Республики Башкортостан. Знакомство с произведениями великих драматургов.

10

Реплика - отражение характера персонажа. Место реплики в художественном строе театрального представления.

11

Слушать - это тоже действие. Слушание как действие актёра. Творческое взаимодействие с партнером.

12

Практическое занятие на развитие внимания. Этюд “Звуковые потешки с речью”. Чтение стихотворения.

13

Литературный час «Сказка приходит ночью» - сочиняем сказку. Чтение сказки. Беседа по содержанию.

14

Музыка и театр.  Театральные композиторы и музыка к постановкам.

15

Театральная сцена.

16

Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает».

17

Просмотр фильма про татарский театр. Г.Камал “Беренче театр”.

18

Этюды на движение. Импровизация. Конкурсы “Мим” и “Походка”. Совершенствование осанки и походки.

19

Ознакомление со сценарием постановки сказки. Упражнение на развитие пластики «Кар бөртекләре»

20

Вхождение в образ. Сценка “Телсез кино”

21

Беседа – диалог. Знакомство с терминами: драматург, пьеса, режиссер, постановка, художник, костюмер.

22

Пять основополагающих вопросов: кто? что? где? когда? почему?

23

Жизнь и творчество первой татарской актрисы Сахибджамал Гиззатуллиной-Волжской. Работа над сценкой.

24

Персонажи - действующие лица спектакля. Распределение ролей. Самооценка и самоанализ. Беседа, показ. Оценка и анализ выбранных ролей.

25

Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.

26

Работа в коллективе. Доверие. Умение подчиняться режиссёру. Выбор произведения и работа над ним.

27

Жизнь и творчество первого татарского актера Габдуллы Кариева. Беседа. Театральный словарь: билет, афиша, программка, репертуар, ложа.

28

Отражение сценического образа при помощи грима.  Грим как один из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный.  Способы накладывания грима.

29

Ремарка: суть, смысл, назначение

30

Чтение произведений татарских писателей Г. Тукая, М. Джалиля, Ф. Амирхана.

31

Многообразие стилистики сценического монолога. Просмотр и обсуждение киноспектакля Г. Ибрагимова «Алмачуар».

32

Жизнь и творчество драматурга К. Тинчурина. Правильное установление декорации, оформление сцены.

II раздел  «Ритмопластика» (9 часов)

33

Жест, мимика, движение. Сценки без слов.

34

Ритмопластика. Работа над жестами, двигательными способностями.

35

Пластическая выразительность актера. Видеопросмотр спектакля

36

Упражнения на развитие жестикуляции рук и пластики тела. Невербальные символы.

37

Упражнения на развитие пластики. «Төзүче». Упражнения на передачу реакции человеческого тела на разные погодные условия «Ел мизгелләре төсләре».

38

Упражнение на развитие пластики. Пластилиновые упражнения. Упражнения на развитие жестикуляции. Игра в жесты.

39

Танцевальная импровизация.

40

Ритмопластика. Подготовка литературно-музыкальной композиции на городской конкурс, посвященный писателям-юбилярам в области татарской литературы.

41

Репетиционные занятия по технике речи, движениям.

III раздел  «Культура и техника речи» (14 часов)

42

Актерское мастерство на развитие памяти. Чтение наизусть стихотворений, отрывков из произведений татарской литературы.

43

Развитие дыхания, правильной артикуляции, дикции. Игры и упражнения: «Шарлар», «Матур сүзләр”

44

Искусство диалога. Интонация, настроение, характер персонажа

45

Чтение пьесы по ролям, анализ текста. Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры.

46

Речевой аппарат. Литературное произношение.

47

Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе.

48

Классификация словесных воздействий. Текст и подтекст литературного произведения. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения.

49

Артикуляционная гимнастика. Упражнения на тренировку силы голоса.

50

Работа над упражнениями, направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции.

51

Совершенствование навыка развития речевого аппарата. Игры «Төрле йөзләр”, “Кем икәнен бел”.

52

Основы практической работы над голосом. Упражнения на тренировку силы голоса, диапазона голоса, тембра, дикции.

53

Творческие занятия по технике речи, мимическим и сценическим движениям.

54

Игры со словами, развивающие связную образную речь.

55

Техника речи. Итоговые упражнения «Шәм», “Ватык телефон”.

IV раздел «Подготовка спектакля» (13 часов)

56

Постановка мини-спектакля на сюжеты, придуманные детьми

57

В мастерской художника. Выполнение рисунка “Театр”

58

В мастерской художника. Театральные маски. (Делаем афишу и программки)

59

Нормы поведения на сцене и в зрительном зале.

60

Работа над одной ролью (одним отрывком). Показ одного и того же отрывка в разных составах.

61

Выразительность бессловесного поведения человека. Вхождение в образ. Импровизация сказки. Анализ инсценировки.

62

Мастерская актера. Самостоятельное изготовление атрибутов к спектаклю.

63

Образное восприятие окружающего мира. Подготовка к литературно-музыкальной композиции.

64

Генеральная репетиция: в костюмах, в декорациях, с реквизитом. Репетиции с музыкальным и световым оформлением.

65

Участие в подготовке праздника «Җинү бәйрәме”

66

Подготовка к празднику “Соңгы кыңгырау”.

67

Показ итогового спектакля. Подведение итогов.

68

Анализ проделанной работы. Творческий отчет.