Татар театры клубы
Театральная деятельность - это самый распространенный вид деятельности детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний): овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности): получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
· потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
· целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
· этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
· осознание значимости занятий для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
· понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
· планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
· осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
· анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
· пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
· понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
· проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
· включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
· работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
· обращаться за помощью;
· формулировать свои затруднения;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· слушать собеседника;
· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· осуществлять взаимный контроль;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
· читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
· выразительному чтению;
· развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
· видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
· сочинять этюды по сказкам;
· умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tatarskiy_teatralnyy_klub.doc | 176.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №5»
городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО Методическим объединением классных руководителей Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №5» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан (протокол от _____2018 г. № _____) | СОГЛАСОВАНО Заместителем директора Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №5» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан ________/Л.Ф. Муштариева/ подпись «___» __________ 2018 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №5» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от «___» ___ 2018г. №____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТАТАРСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ КЛУБ»
1-11 классы
Срок реализации рабочей программы - 1 год
Составила учитель татарского языка и литературы: Каримова Г.И.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Театральная деятельность - это самый распространенный вид деятельности детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний): овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности): получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
· потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
· целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
· этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
· осознание значимости занятий для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
· понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
· планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
· осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
· анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
· пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
· понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
· проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
· включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
· работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
· обращаться за помощью;
· формулировать свои затруднения;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· слушать собеседника;
· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· осуществлять взаимный контроль;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
· читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
· выразительному чтению;
· развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
· видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
· сочинять этюды по сказкам;
· умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества.
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
Занятия курса внеурочной деятельности «Татарский театральный клуб» состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров татарского театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации гимназистов. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.
Программа состоит из четырех разделов, работа над которыми продолжается параллельно в течение года.
I раздел: «Основы татарской театральной культуры» - призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что дает театральное искусство в формировании личности.
Формы организации занятий: знакомство с жизнью, творчеством татарских писателей, беседы, видео просмотры, аудио прослушивание, этюды, работа в малых группах, экскурсия в школьный музей.
II раздел: «Ритмопластика» - включает в себя ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Формы организации занятий: игры, упражнения, беседа-диалоги, этюды, работа в малых группах
III раздел: «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. Сюда включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Формы организации занятий: игры сюжетно-ролевых игр, беседы, тренинги.
IV раздел: «Подготовка спектакля» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с этюдами и постановку спектаклей, литературно-музыкальных композиций.
Формы организации занятий: просмотр спектаклей, тренинги и импровизации, изготовление макетов декораций, работа в малых группах.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата проведения | Формы организации, виды деятельности | ||||
По пл. | Факт. | ||||||
Вводное занятие (1 час) | |||||||
1 | Здравствуй, театр! Татарское театральное искусство. Инструктаж по ТБ. Игры на знакомство «Здравствуй, друг!» | Игра-знакомство. Организация рабочего места. | |||||
I раздел “Основы татарской театральной культуры” (31 час) | |||||||
2 | Театры разных стран. История развития татарского театрального искусства. Заочная экскурсия по современным театрам. | Заочная экскурсия. История театра. | |||||
3 | Первые татарские драматурги и пьесы Г.Ильяси «Бичара кыз», Ф. Халиди «Рәдде бичара кыз» | Просмотр и обсуждение видеороликов. | |||||
4 | Общее представление о видах и жанрах татарского театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол, радио- и телетеатр. | ||||||
5 | Народные истоки татарского театрального искусства. Взаимосвязь театра с другими видами искусства. | ||||||
6 | Знакомство с татарскими народными обрядовыми песнями и частушками. Этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста. | ||||||
7 | Беседа-диалог. Знакомство с театральными профессиями: актер, режиссер, художник, композитор. | ||||||
8 | Спектакль – результат коллективного творчества. Актер – «главное чудо театра». | ||||||
9 | Выдающиеся театральные деятели и актеры Республики Башкортостан. Знакомство с произведениями великих драматургов. | ||||||
10 | Реплика - отражение характера персонажа. Место реплики в художественном строе театрального представления. | ||||||
11 | Слушать - это тоже действие. Слушание как действие актёра. Творческое взаимодействие с партнером. | ||||||
12 | Практическое занятие на развитие внимания. Этюд “Звуковые потешки с речью”. Чтение стихотворения. | ||||||
13 | Литературный час «Сказка приходит ночью» - сочиняем сказку. Чтение сказки. Беседа по содержанию. | ||||||
14 | Музыка и театр. Театральные композиторы и музыка к постановкам. | ||||||
15 | Театральная сцена. | ||||||
16 | Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает». | ||||||
17 | Просмотр фильма про татарский театр. Г.Камал “Беренче театр”. | ||||||
18 | Этюды на движение. Импровизация. Конкурсы “Мим” и “Походка”. Совершенствование осанки и походки. | ||||||
19 | Ознакомление со сценарием постановки сказки. Упражнение на развитие пластики «Кар бөртекләре» | ||||||
20 | Вхождение в образ. Сценка “Телсез кино” | ||||||
21 | Беседа – диалог. Знакомство с терминами: драматург, пьеса, режиссер, постановка, художник, костюмер. | ||||||
22 | Пять основополагающих вопросов: кто? что? где? когда? почему? | ||||||
23 | Жизнь и творчество первой татарской актрисы Сахибджамал Гиззатуллиной-Волжской. Работа над сценкой. | ||||||
24 | Персонажи - действующие лица спектакля. Распределение ролей. Самооценка и самоанализ. Беседа, показ. Оценка и анализ выбранных ролей. | ||||||
25 | Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог. | ||||||
26 | Работа в коллективе. Доверие. Умение подчиняться режиссёру. Выбор произведения и работа над ним. | ||||||
27 | Жизнь и творчество первого татарского актера Габдуллы Кариева. Беседа. Театральный словарь: билет, афиша, программка, репертуар, ложа. | ||||||
28 | Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный. Способы накладывания грима. | ||||||
29 | Ремарка: суть, смысл, назначение | ||||||
30 | Чтение произведений татарских писателей Г. Тукая, М. Джалиля, Ф. Амирхана. | ||||||
31 | Многообразие стилистики сценического монолога. Просмотр и обсуждение киноспектакля Г. Ибрагимова «Алмачуар». | ||||||
32 | Жизнь и творчество драматурга К. Тинчурина. Правильное установление декорации, оформление сцены. | ||||||
II раздел «Ритмопластика» (9 часов) | |||||||
33 | Жест, мимика, движение. Сценки без слов. | ||||||
34 | Ритмопластика. Работа над жестами, двигательными способностями. | ||||||
35 | Пластическая выразительность актера. Видеопросмотр спектакля. | ||||||
36 | Упражнения на развитие жестикуляции рук и пластики тела. Невербальные символы. | ||||||
37 | Упражнения на развитие пластики. «Төзүче». Упражнения на передачу реакции человеческого тела на разные погодные условия «Ел мизгелләре төсләре». | ||||||
38 | Упражнение на развитие пластики. Пластилиновые упражнения. Упражнения на развитие жестикуляции. Игра в жесты. | ||||||
39 | Танцевальная импровизация. | ||||||
40 | Ритмопластика. Подготовка литературно-музыкальной композиции на городской конкурс, посвященный писателям-юбилярам в области татарской литературы. | ||||||
41 | Репетиционные занятия по технике речи, движениям. | ||||||
III раздел «Культура и техника речи» (14 часов) | |||||||
42 | Актерское мастерство на развитие памяти. Чтение наизусть стихотворений, отрывков из произведений татарской литературы. | ||||||
43 | Развитие дыхания, правильной артикуляции, дикции. Игры и упражнения: «Шарлар», «Матур сүзләр” | ||||||
44 | Искусство диалога. Интонация, настроение, характер персонажа | ||||||
45 | Чтение пьесы по ролям, анализ текста. Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. | ||||||
46 | Речевой аппарат. Литературное произношение. | ||||||
47 | Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. | ||||||
48 | Классификация словесных воздействий. Текст и подтекст литературного произведения. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения. | ||||||
49 | Артикуляционная гимнастика. Упражнения на тренировку силы голоса. | ||||||
50 | Работа над упражнениями, направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции. | ||||||
51 | Совершенствование навыка развития речевого аппарата. Игры «Төрле йөзләр”, “Кем икәнен бел”. | ||||||
52 | Основы практической работы над голосом. Упражнения на тренировку силы голоса, диапазона голоса, тембра, дикции. | ||||||
53 | Творческие занятия по технике речи, мимическим и сценическим движениям. | ||||||
54 | Игры со словами, развивающие связную образную речь. | ||||||
55 | Техника речи. Итоговые упражнения «Шәм», “Ватык телефон”. | ||||||
IV раздел «Подготовка спектакля» (13 часов) | |||||||
56 | Постановка мини-спектакля на сюжеты, придуманные детьми | ||||||
57 | В мастерской художника. Выполнение рисунка “Театр” | ||||||
58 | В мастерской художника. Театральные маски. (Делаем афишу и программки) | ||||||
59 | Нормы поведения на сцене и в зрительном зале. | ||||||
60 | Работа над одной ролью (одним отрывком). Показ одного и того же отрывка в разных составах. | ||||||
61 | Выразительность бессловесного поведения человека. Вхождение в образ. Импровизация сказки. Анализ инсценировки. | ||||||
62 | Мастерская актера. Самостоятельное изготовление атрибутов к спектаклю. | ||||||
63 | Образное восприятие окружающего мира. Подготовка к литературно-музыкальной композиции. | ||||||
64 | Генеральная репетиция: в костюмах, в декорациях, с реквизитом. Репетиции с музыкальным и световым оформлением. | ||||||
65 | Участие в подготовке праздника «Җинү бәйрәме” | ||||||
66 | Подготовка к празднику “Соңгы кыңгырау”. | ||||||
67 | Показ итогового спектакля. Подведение итогов. | ||||||
68 | Анализ проделанной работы. Творческий отчет. |