2. Педагогические разработки

Карлина Валентина Васильевна

1.Конспект интегрированного занятия для дошкольников " В гостях у старичка Лесовичка"( подготов.группа)

2.Конспект ОД" Нагревание-охлаждение"( подготов.группа)

3.Конспект ОД по экологии" Зимние явления в природе"( подготов.группа)

4.Предметная лепка" Веселые человечки"( старшая группа)

5.Проект " Путешествие в страну вежливости"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи  и ознакомлению с окружающим миром по ФГОС в старшей группе

Тема: «В гостях у Старичка - Лесовика»

Составила и провела:  воспитатель старшей разновозрастной группы Сабитова Г.М. детский сад « Дюймовочка»

Цель: Обогащать сознание детей таким содержанием, которое способствует накоплению представлений об экосистеме «Лес», готовит его к элементарному осмыслению таких основных понятий как «Дерево», «Дикие животные», «Птицы».

Задачи:

Образовательные:

  • Уточнить и расширить представление детей о лесе;
  • Закрепить знания детей об обитателях леса; «Дикие животные», «Птицы».

Развивающие:

  • Закреплять умение дифференцировать звуки, способствовать

формированию интонационной выразительности речи.

  • Развивать у детей интерес к познанию природы, к открытию её тайн;
  • Обогащать словарь детей за счёт расширения представлений об объектах

природы ближайшего окружения

Воспитательные:

  • Воспитывать наблюдательность и положительное отношение к окружающей природе

Словарная работа:

  • активизировать и обогащать словарный запас детей по

Форма проведения: НОД.

Предварительная работа с детьми:

  • Сезонные экскурсии в природу, чтение художественной литературы, разучивание пальчиковых упражнений, игр, дидактических игр, музыкальное разучивание упражнений на релаксацию.

Оборудование и материалы:

  • Экран, проектор, макеты деревьев, аудиозапись « Голоса птиц»,  скамейка, иллюстрации с изображением деревьев, макет паровоза, фрукты-яблоки по количеству детей

Структура занятия:     

                         вводная часть               -  3 минуты

                         основная часть            -   20 минут

                         заключительная часть -  2 минуты

 

                                                           Ход занятия:

Вводная часть .                                         

Организационный момент:

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята . Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними тихо поздороваемся. Давайте пожелаем нашим гостям здоровья.

 ( Здравствуйте)

- А теперь пожелаем друг другу здоровья (все встают в круг и передают мячик со славами: Здравствуй Артем, здравствуй Витя и тд.) Улыбнёмся друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение весь день!  У нас сегодня не обычное занятие.  

 (Влетает в группу Сорока.)

Основная часть .          

Сорока: Говорят, что я трещу, Ни минуты не молчу, Но нельзя мне замолчать,

Я письмо должна отдать!

Воспитатель: Что же это за письмо?

Сорока:       От кого оно узнаете,

Коль загадку отгадаете!

Ходит по лесу лесник,

Он шагать в лесу привык.

Здесь ему совсем, как дома,

Всё давным-давно знакомо,

Он заботливый старик,

А зовётся … (лесовик) 

Воспитатель: Да, ребята, к нам пришло письмо от Лесовика.

 ( читает)Здравствуйте, мои дорогие друзья! Я приглашаю вас в гости в мой волшебный лес! Мы с лесными жителями будем рады встрече с вами!

- Оказывается, старичок Лесовик приглашает нас к себе в гости!

 Сорока: А правила поведения в лесу вы знаете?  

 Но  давайте вспомним, как надо вести себя в лесу? 

(Дети рассказывают правила поведения в лесу.)

слайд  (В лесу нельзя шуметь. Включать громко музыку. Лазить по деревьям,)

Воспитатель:     Если в лес пришёл гулять,

           Свежим воздухом дышать,

           Бегать прыгать и играть,

          Только чур не забывать,

          Что в лесу нельзя шуметь

         Даже очень громко петь

          Ты в лесу всего лишь гость

        Здесь хозяин дуб и лось.

         Их покой побереги

        Ведь они нам не враги!

Сорока: Молодцы, ребята, все правила знаете, а значит, не причините вреда лесу, можете смело отправляться в путешествие! ( Улетает)

Воспитатель : -Ну что ребята отправимся в зимний лес в гости к Старичку – Лесовику?  А  как вы думаете, что делает в лесу Лесовик?

Дети: — Следит за порядком и охраняет лес.

Воспитатель:-  А путешествовать мы с вами будим на весёлом паровозике. Готовы?

Дети: Готовы .

Воспитатель: -Тогда поехали. (Дети встают друг за другом, берутся за локти, изображают паровоз. Ребёнок-машинист надевает фуражку, встаёт вперёд. Звучит красивая музыка. Доезжают до леса),

         

Воспитатель:- Ну вот мы и приехали в наш сказочный зимний лес.  Посмотрите, как удивительно красиво вокруг… 

Воспитатель: . -Здесь нас должен встретить Лесовик. Где же он? (Начинается звучание «Пенья птиц»),

 С.Л.: -Я здесь, я очень торопился не опоздать и очень рад вас видеть у меня в лесу. Здравствуйте ребята! Я старичок Лесовик  живу в этом лесу:

                          Знаю лес и лес люблю.

                     В гости вас к себе зову.

                     Я люблю гулять по лесу.

                     В лесу хожу я каждый день.

                     Всё в лесу мне интересно,

                     Каждый куст и каждый пень.

                     Много дел у старичка.

                     Если кто в лесу бывал

                     За собою б убирал.

                     И зверятам, и ребятам

                     Было бы в лесу приятно.

-Сегодня я вам расскажу вам про свой лес, а вы мне будете немножко помогать. Хорошо. А вы знаете, что такое лес?

Дети: Лес это — где много деревьев, диких животных и птиц. 

С. Л.: -Ну вот не один здесь в лесу живу, со мной мои друзья: растения и животные. Самые главные растения в моём лесу – это деревья. А вы, ребята, знаете, какие деревья растут в моём лесу?

Дети: Берёза, дуб, осина, липа, рябина, ель и.т.д.

(На экране выставлены картинки деревьев: берёза, тополь, осина, сосна, ель, лиственница, рябина. Дети называют деревья.)

С. Л.:  Молодцы ребята! С деревьями мы разобрались.

 Воспитатель:  Лесовик вы наверное устали? Предлагаю отдохнуть. (дети садятся на скамейку).Я предлагаю вам сыграть со мной в игру «Добовлялки».

Я начинаю говорить начало , а вы договариваете конец.

Ра-ра-ра — начинается игра

Са-са-са -в лесу бегает лиса

Усь-усь-усь — на лугу пасется гусь

Та-та-та — на поляне красота

Ты-ты-ты — сметану съели все коты

Ча-ча-ча- горит в комнате свеча,

Чу-чу-чу — молоточкам я стучу,

Жа-жа-жа- есть иголки у ежа,

Жу-жу-жу- молока дадим ежу,

Су-су-су -было холодно в лесу.

Воспитатель: - Молодцы ребята!  Лесовичок ты наверно устал, давай вместе с детьми отдохнем.

Физминутка. Игра на релаксацию движений.

- по тропинке по лесной мчится заинька косой (прыжки на двух ногах с продвижением вперёд)

- а вот рыжая красавица, всем ребятам нравиться (Манерная ходьба на носочках перекрестным шагом)

- а вот серый волк зубами щёлк, по лесу бежал, добычу искал. Весь лес обошёл, ничего не нашёл. (ходьба широким шагом)

- а вот мишка косолапый по лесу идёт шишки собирает песенку поёт

 ( ходьба с перекатом с ноги на ногу)

Вос-ль: Лесовик, а мы знаем с кем ещё ты живешь и дружишь в лесу, да ребята?

Дети:  С животными . !

С.Л :-  Да,у  меня ещё живут лесные звери. А вы знаете животных, которые живут в лесу. Назовите мне их. (Медведь, лиса, волк, лось, белка, ёж, заяц...).А теперь угадайте  и где же  зимуют эти звери, которые живут в моём лесу. Только вы ответы не выкрикивайте. Ответ надо найти среди картинок и показать нам.

( Картинки животных  и их жилье  на экране . Дети угадывают  и  показывают нужную картинку).

(белка - в дупле, медведь - в берлоге, волк -рыщет по лесу в поисках еды (логово), лиса - в норе, заяц - под кустом, в снегу……).

Лесовичок: Какие вы молодцы!

Звучит фонограмма птичьих голосов.

Лесовичок: Тише-тише, что за шум? У меня в лесу не порядок, пока я с вами здесь играл, птицы устроили спор, кто полетит в тёплые края.

Нужно птиц померить, и рассказать, кто полетит в тёплые края.

Воспитатель:- Посмотрите, какие птицы прилетели на ёлочку. Назовите мне их? (Сорока, синица, воробей, ворона, дятел, поползень, сова).

- Какие это птицы? (Зимующие).

-Что значит зимующие птицы? (Которые живут с нами и никуда не улетают).

Воспитатель: Правильно, а как называются птицы, которые улетают осенью на юг?

Дети: Перелётные.

Лесовичок: Молодцы. У меня для вас есть ещё одно задание. На этих карточках изображены птицы, живущие в моём лесу. Вы должны разделить их: зимующих мы посадим на берёзу, а перелётных на пальму.

(Дети выполняют задание. Рассаживают сначала зимующих, затем перелётных птиц под музыкальное сопровождение.)

Воспитатель:  Все наверное устали, давайте отдохнем.

Физминутка «Птичка-невеличка»
Птичка-невеличка
По небу летала (птички летают),
Села под окошко,
Крошек поклевала (присели, клюют зёрнышки),
Встрепенулась птичка (встали, отряхнулись),
Выпрямила спинку.
Песенку запела, в домик полетела (машут руками).

Лесовичок  -А вы подкармливаете птиц зимой? Молодцы. Вы сегодня были такие молодцы, и в лесу себя вели хорошо, за это у меня для вас есть подарок. Спасибо ребята, что пришли ко мне в гости, что не распугали лесных жителей. Спасибо ребята за помощь, и в знак благодарности примите мои гостинцы — лесные яблоки. Я думаю, что вам пора уже возвращаться домой, а вот и ваш поезд.

Воспитатель:  Ребята, давайте скажем Лесовику спасибо и попрощаемся.  

Дети: - До свидания Лесовичок! 

Воспитатель: - Насмотрелись мы чудес,  

                           Жди нас снова зимний лес

 (Дети садятся на паровоз и едут домой.  Звучит гудок паровоза. ).

 

 Заключительная часть.

Воспитатель: - Вот и закончилось наше путешествие, мы приехали в детский сад. Давайте  вспомним, что интересного мы видели в лесу?

Раздаёт яблоки и благодарит детей.

Самоанализ

непосредственно образовательной деятельности

Составила и провела:  воспитатель старшей разновозрастной группы Сабитова Г.М. детский сад « Дюймовочка» с. Бижбуляк

 Тема: « В гостях у Старичка-Лесовика»

Интеграция образовательных областей

«Познание», «Коммуникация», «Художественное слово»

Цель  занятия : Обогащать сознание детей таким содержанием, которое способствует накоплению представлений об экосистеме «Лес», готовит его к элементарному осмыслению таких основных понятий как «Дерево», «Дикие животные», «Птицы».

Аннотация: Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Проводится в игровой форме. В форме путешествия к Старичку – Лесовику. Вместе с героями дети выполняют различные задания на закрепление знаний об экосистеме « лес». Конспект НОД помогает осмыслить такие основные понятия как:

« Дерево», «Дикие животные», « Птицы». В конспекте предоставлена подборка стихов, пальчиковые упражнения, дидактические игры по данной теме.

      Занятие «В гости к Старичку — Лесовику» развивающая образовательная ситуация на игровой основе проводилось в старшей  группе, где присутствовала подгруппа детей ( ) человек.

По форме организации занятие – подгрупповое. Уровень развития  умений и навыков сформирован с учётом возрастных особенностей детей. Конспект, соответствуют особенностям учебного материала примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».  Конспект НОД для детей сташего дошкольного возраста реализуется в рамках ФГОС с учётом интеграции образовательных областей:

Структура занятия предусматривала несколько блоков заданий, а именно:

  • вхождение в тему
  • творческое задание детей
  • итог занятия.

Методы:

- познавательной активности в первой части образовательной ситуации — в беседе;

- самостоятельность и творчество – во второй части образовательной ситуации выразительное чтение и имитация движений диких животных, что свидетельствует об уровне развития общих учебных умений и навыков ранее изученных. Во время всей НОД организовать, и активизировать всех детей. Добиваться ответов полным предложением, задавая вопросы поискового характера (почему? как вы думаете?).

Для создания у детей интереса к занятию, к усвоению материала использовать такие типы мотивации, как: 

• Познавательная (для этого использовать такие приёмы как решение проблемных задач, вопросы). 

• Игровая (всё занятие построить в игровой форме)

    • Коммуникативная (коллективное выполнение заданий, тем самым давая ребёнку возможность действовать не одному, а вместе с другими, что повышает социальную уверенность у детей, инициативу).

         С целью реализации поставленных задач я использовала различные приёмы:  вопросно-ответная форма диалога, вопросы поискового характера, игровой момент в пальчиковой гимнастике, и словесных играх.

Обеспечить умственную активность детей и мелкую моторику рук, для более успешного усвоения материала детьми, сочетая различные виды деятельности; художественное слово, имитация движений, музыкальное сопровождение.

Формы и виды детской деятельности:

  • Развивающая ситуация проводится в игровой форме с сюрпризным моментом (герои Сорока,  Старичок — Лесовик), с использованием музыкальных композиций (гудок паровоза, голоса птиц), тем самым создавая у детей эмоциональный настрой. Использование коллективной формы работы (классификация птиц на зимующих и перелётных).
  • Предварительная работа:
  • Сезонные экскурсии в природу, чтение художественной литературы, разучивание пальчиковых упражнений, игр, дидактических игр, музыкальное разучивание упражнений на релаксацию.
  • Здоровьесберегающие технологии:
  • Осуществлять здоровье сберегающий подход к организации образовательной ситуации:
  •  Развивающую образовательную ситуацию на игровой основе начать с проветренной комнаты; 
  •  Детям не занимать статического положения, постоянно находится в движении; 

    Для снятия утомления детей провела короткую физкультурную минутку. В свое занятие я внесла: игровую мотивацию – приход Сороки, Старика-Лесовика.

Длительность занятия 25 минуты,  что соответствует нормам Сан Пина.

Анализируя, проведенное занятие можно сказать, что поставленные задачи

были успешно выполнены.

Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны.

Логичность построения занятия позволила провести его, не выходя за рамки времени, отведенного на выполнение задания.

     Предполагая разные ответы детей, была готова вовремя помочь детям организовать продуктивное речевое общение, давала позитивную оценку детской деятельности, ответам детей. Инструкции были четкими, понятными, доступными. Речевая активность и умение слушать и понимать собеседника — эти умения дети получали в непринужденной форме. Своей интонацией, голосом старалась создавать в группе доброжелательную атмосферу. Считаю, что занятие удалось, и поставленные цели и задачи были реализованы. Все виды заданий, запланированные на занятии, с детьми были проведены. На протяжении всей деятельности у воспитанников сохранялся интерес, внимание, активность. Этому способствовало использование разнообразных методов и приёмов.                        

         Всё это было эстетически оформлено и соответствовало технике безопасности согласно требованиям САНпин.

По  итогам проведенной непосредственно образовательной деятельности можно сделать следующие выводы:

-   дети успешно справились с заданиями,  решив проблемную ситуацию , тем самым получив удовлетворение от результатов своей деятельности;



Предварительный просмотр:

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности «Нагревание-охлаждение»

Галина Лаптева 

Цели: Формирование представлений о нагревании, охлаждении, плавлении и отвердевании. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действий превращения.

Задачи:

Образовательные: Формировать представления о нагревании, охлаждения, плавления и отвердевания. Формировать действия превращения.

Развивающие: развивать умение наблюдать. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Развитие способностей к преобразованию. Развивать внимание, мышление, память. Познакомить со свойствами сахара.

Воспитательные: - Воспитывать интерес к опытам. Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.

Словарная работа: Обогащать словарь детей словами: исследовать, отвердевает, плавление.

Индивидуальная работа: Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.

Предварительная работа: Занятия детей в мини-лаборатории. Опыты с водой, льдом, парафином.

Материал. Картинки: Пятачок в постели, холодильник с открытой дверцей, плита с дымящейся кастрюлей. Символ нагревания (тепла) – кружок картона с изображением солнца, символ охлаждения (холода) – кружок картона с изображением белых снежинок на синем фоне. Сахар, пробирка или стакан, спиртовка.

Ход занятия.

 Орг. Момент. (Дети в белых халатах заходят в группу).

Воспитатель (далее В.).

Вокруг себя повернусь, в учёного превращусь. Опыт интересный нам создать, что – то новое познать.

В.: Коллеги, добро пожаловать в нашу лабораторию. Мы не раз здесь бывали. Сегодня мы продолжим научную работу, будем экспериментировать, делать опыты. Пожалуйста коллеги присаживаемся (дети садятся за столы)

В. Помните, недавно мы слушали историю о том, как Пятачок компот заморозил? Был у него компот жидкий, а стал…

Ответы детей.

Твёрдый.

В. Пятачок хотел выпить этот компот разморозил его- компот опять стал жидким, но очень холодный. Пятачок не стал его дальше нагревать и попил холодный компот. А вы знаете, что холодное пить нельзя – можно заболеть. И Пятачок заболел. (Показ картинки Пятачок в кровати). Теперь он лежит в кровати, болеет, и, чтобы у него горлышко скорей прошло, ему надо пить горячее молоко. А как сделать молоко горячим?

Ответы детей.

Согреть.

В. Правильно, надо согреть молоко, и оно из холодного станет каким?

Ответы детей.

Тёплым.

В. Ну, кто ответит, ребята, как из льда получить воду?

Надо нагреть лёд.

Что получится?

Ответы детей.

Вода.

В. Твёрдый лёд превратится в жидкую воду. А кто знает, сахар твёрдый или жидкий?

Ответы детей.

Твёрдый.

В. Можно твёрдый сахар сделать жидким?

Ответы детей.

Педагог обращает внимание на то, что мнения разделились: «Так что же для этого надо сделать? Как мы проверим, можно ли твёрдый сахар превратить в жидкость?»

Ответы детей.

Нагреть на плитке.

В. Молодцы. А теперь давайте посмотрим, получится превращение или нет- превратится ли твёрдый сахар в жидкий.

Педагог раздаёт кусочки сахара.

В. «Сахар твёрдый. Чтобы превратить сахар в жидкий, его нужно нагреть

Сахар плавим над пламенем спиртовки- появляется капелька (она жидкая, капелька застынет и превратится в твердый сахар.

В. Так кто оказался прав? Правы те, кто говорил, что сахар можно превратить из твёрдого в жидкий. Твёрдое становится жидким, жидкое становится твёрдым!

Динамическая пауза.

Педагог предлагает поиграть в игру «Твёрдый – жидкий». Вы уже знаете, как можно показать твёрдый лёд- сжать кулачки и съёжится«Бр-р! Холодно!», и жидкую воду – «плавать», делая движения руками в стороны. Только теперь вы должны внимательно слушать стихи и изображать лёд или воду тогда, когда услышите слова «Затвердевает» и «жидкий». Итак, все готовы? (В игре могут принимать 5-7 детей (остальные дети наблюдают за игрой).

В. (демонстрируя символ «холода»).

Вот и холод наступает

Замерзает, охлаждает.

Всё в ледышки превращает, Всё вокруг затвердевает!

Дети изображают лёд.

В. А вот солнце теплое (демонстрирует символ «тепла»).

Греет - нагревает,

Нагревает, превращает….

Превращает всех ледышек

В быстрых жидких шалунишек! Дети «превращаются в воду»«плавают».

Проводится игра «Твёрдый – жидкий». Педагог называет слово, обозначающее какое - либо вещество или предмет. Дети должны определить, к какому состоянию вещества это слово относится твёрдому или жидкому, и изобразить это состояние игровым движением – показать «твёрдое» (сжаться, руки к груди) или жидкое («плавающие» движения). Исходное положение: руки на поясе. Если слово обозначает вещество или предмет, которое нельзя отнести ни к твёрдому, ни к жидкому состоянию, то дети оставляют руки на поясе. Слова: компот, пар, кисель, суп, пуговица, кубик, гвоздик, бумага, пальто, волосы, одеяло, туман, дым, подушка, шапочка. Снежки.

В. Мы с вами слепим снежок. (Физминутка)

Раз, два, три, четыре, пять! (загибать пальцы).

Мы с тобой снежок слепили. (лепить снежок).

Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую).

Но совсем- совсем не сладкий. (Грозят пальчиком).

Раз –подбросим (Подбрасывают),

два – поймаем, (Ловят), 

три – уроним. (Роняют).

И… сломаем (Топают).

                  Н. Нищева.

В. Продолжим наше превращение. Проводится подвижная игра «Море волнуется раз!»

В. Ребята, пока мы с вами играли, пришла телефонограмма. Пятачок просит помочь ему быстрее выздороветь. Что нужно пить Пятачку?

Ответы детей.

Горячие молоко!

Педагог предлагает помочь Пятачку, нарисовать стакан горячего молока, чтобы Пятачок его пил и скорее выздоровел.

В. Как определить, что молоко горячее?

Ответы детей.

(над стаканом пар).

В. Работа в нашей лаборатории подошла к концу. Ребята, вам понравилась исследовательская работа, работать в лаборатории? Что вам больше всего запомнилось? Что нового вы узнали?

Ответы детей.

2 мин.

4 мин.

15 мин.

4 мин.



Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность

 ПО ЭКОЛОГИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«ЗИМНИЕ ЯВЛЕНИЯ В ПРИРОДЕ»

Воспитатель МБДОУ № 341

Худякова Вера Анатольевна

Тема: «Зимние явления в природе».

Интеграция: познание, коммуникация, музыка, художественное творчество, чтение художественной литературы, физическое развитие.

Возраст детей: старшая группа (5 - 6 лет).

Цель: расширить представления детей о зимних явлениях в природе.              Активизировать словарный запас (метель, иней, вьюга, изморозь, наст, оттепель). Учить получать знания о свойствах снега в процессе экспериментирования.

Задачи:

  • Образовательная:

Закрепить с детьми признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом; упражнять в подборе определений к заданному слову; формировать умение строить связанные высказывания типа рассуждения.

  • Развивающая:

Развивать умение детей давать развёрнутые ответы, развивать навыки художественного творчества, и воображение детей.

  • Воспитательная:

Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.

Оборудование: мультимедийный проектор,   проекционный экран, ноутбук, музыкальный центр, презентация на тему «Зимние явления в природе».

Материалы: запись музыки П. И. Чайковского «Времена года».                                  тарелочки со снегом,  формочки, голубые листы бумаги, белая гуашь, тонкие кисточки, баночки с водой, салфетки.

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская (экспериментирование), художественное творчество, двигательная, коммуникативная.

Место проведения: групповая комната.

Ход НОД:

Воспитатель: Мы с вами живём в России и имеем возможность любоваться всеми временами года. Каждое время года радует своей неповторимостью. Весна рассыпает по земле изумруды зелени; лето раскрашивает землю всеми цветами радуги; осень одаривает землю золотом листьев; а зима щедро укутывает землю серебром снежинок. Зима – это самое волшебное время года. Наша русская зима, словно сказочное царство.

Сейчас мы с вами отправимся в зимний, сказочный лес.

1. Под музыку П. И. Чайковского «Времена года» дети отправляются в лес.

Давайте, слушая красивые звуки природы, посмотрим зимние пейзажи. Посмотрите,  пожалуйста, какая красота!   Послушайте, как пишут о красоте зимы русские поэты?

Показ презентации «Зимние явления в природе».

(слайд 2)

Белый снег пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И на утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес, что шапкой

Принакрылся чудной,

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

(Отрывок стихотворения И. Сурикова.)

(Слайды3-8).

Воспитатель: Какие зимние явления природы мы видим?

Ответы детей: Мы видим снегопад, метель, вьюгу, иней.

Воспитатель: Как называется зимнее явление, когда идёт сильный снег, дует, завывает ветер?

Ответы детей: Это зимнее явление называется метель, вьюга.

Воспитатель: Но зимой бывает и так, что становится теплее, снежок подтаивает. На снегу образуется твердая корочка «наст» (слайды9-10). На крышах и деревьях  появляются сосульки (слайды11-12). Такое состояние погоды называется « Оттепель» (Слайд 13). А как называется мелкий дождик?

Воспитатель: Мелкий дождик называется изморозь.

Воспитатель: Когда заканчивается изморозь и ночью немного подмораживает, на деревьях и кустарниках появляется красивый иней. (Слайд 14).

По ходу обсуждения звучит спокойная музыка,  и показываются на экране картинки.

2. Экспериментальная деятельность.

Воспитатель: А сейчас ребята, мы с вами отправимся в самую глубину леса. Там в сказочном тереме живёт Дед Мороз. Заглянем к нему в гости. У Деда Мороза есть снежная лаборатория, в которой происходят чудеса со снегом.

(Воспитатель приносит тарелочки со снегом и пустые формочки).

Воспитатель: Давайте посмотрим, что будет происходить со снегом в тёплом помещении?   Какой становится снег?

Ответы детей: Снег становится влажным, липким.

Воспитатель: Давайте его потрогаем. Что можно сделать с таким снегом?

Ответы детей: Можно скатать комочек.

Воспитатель: А что происходит со снегом, когда мы его катаем в руках?

Ответы детей: Снег тает в руках.

Воспитатель: Что произойдёт со снегом, спустя некоторое время?

Ответы детей: Снег превратится в воду.

Воспитатель: Правильно ребята, снег растает и превратится в воду. А если мы эту воду нальём в формочки и поставим на улицу на мороз, что с ней произойдёт?

Ответы детей: Вода замёрзнет и превратится в лёд.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а снег в тарелочках уже превратился в воду. Можно ли эту воду назвать чистой?

Ответы детей: Нет, в ней видны частички грязи, пыли.

Воспитатель: Во время снегопада снег собирает в воздухе частички пыли. Поэтому, несмотря на то, что снег белоснежный, в нём содержится много грязи и микробов.

Давайте аккуратно выльем воду в формочки.

Дети сливают воду в приготовленные формочки.

Воспитатель: Когда мы вернёмся из сказочного леса и отправимся на прогулку, мы увидим свои формочки, в них уже будет лёд.

3.Художественное творчество.

Воспитатель: А сейчас мы с вами пойдём дальше по волшебному лесу и выйдем на полянку художников, которые разукрашивают лес по временам года. Сейчас на этой полянке, творят чудеса зимние художники. Давайте им поможем создать метель и вьюгу.

Дети располагаются за столами, на которых лежат листы голубой бумаги, кисточки, белая гуашь.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что такое метель.

Ответы детей: Сильный ветер со снегом.

Воспитатель: Давайте нарисуем снежинки, соединим их вместе, и у нас получится настоящая метель.

Дети рисуют снежинки. Затем воспитатель собирает рисунки и прикрепляет их на мольберте.

Воспитатель: Ребята, посмотрите,   получилась у нас  вьюга, метель.

Ответы детей: Очень красиво. Все снежинки, как в природе, разные.

Воспитатель: Одна дополняет другую. Они кружатся в хороводе, как бы танцуют под музыку ветра.

Воспитатель: Замечательную прогулку мы с вами провели в лесу. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года», дети возвращаются в группу.

Воспитатель: Давайте поговорим о том, что мы видели в лесу, какие явления природы?

Ответы детей: Вьюга, метель, иней, оттепель.

Воспитатель: А что делали у Деда Мороза в лаборатории?

Ответы детей: Помогли зимним художникам нарисовать метель.

Воспитатель: Вам понравилась прогулка?

Ответы детей: Очень понравилась.

Воспитатель: Следующая наша прогулка будет в сказочный лес весной.

Используемая литература:

1.Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду».

2.Волчкова В.Н. «Экология. Конспекты занятий в старшей группе детского сада».

3. Иванова А. И. «Экологические наблюдения в детском саду».



Предварительный просмотр:

Тема недели: Я – Человек

Конспект по предметной лепке в старшей группе дошкольного возраста

 «Весёлые человечки»

(Лыкова И.А., стр.16)

Задачи:

Учить лепить фигурки человека  рациональным способом из удлинённого цилиндра (валика) путём надрезания стекой и дополнения деталями (фигурка мальчика).

Закрепить и усложнить способ лепки фигурки человека из конуса (фигурка девочки). Учить понимать относительность величины частей, располагать поделку вертикально, придавая ей устойчивость.

Показать возможность передачи движения лепной фигурки путём небольшого изменения положения рук и ног.

Оборудование:

 Пластилин, стека, клеёнки, дощечки, салфетки  матерчатые.

У воспитателя две модели, вылепленные заранее: цилиндр (повыше) и конус (пониже) с головами-шариками наверху; ещё один цилиндр для показа нового способа лепки одним из ребят.

Предварительная бесе6да:

Беседа о жизни детей в детском саду, экскурсия по детскому саду.

Чтение романа-сказки Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе». Конструирование фигурки человека из бумаги.

Ход занятия.

1. Мотивация на деятельность.

Воспитатель читает детям стихотворение 0. Высотской «Детский сад»:

Мы приходим в детский сад,

Там игрушки стоят.

Паровоз, пароход

Дожидаются ребят.

Там картинки на стене

И цветы на окне.

Захочу - поскачу

На игрушечном коне!

В этом доме всё для нас –

Сказки, песня и рассказ,

Шумный пляс,

Тихий час,

-В этом доме всё для нас!

Вот какой хороший дом!

В нём растём мы с каждым днём,

А когда подрастём,

Вместе в школу мы пойдём.

2.Основная часть.

 Воспитатель показывает, что весёлых человечков можно изобразить по-разному: нарисовать на бумаге или на песке, слепить из пластилина, глины или соленого теста. Независимо от материала и способа изготовления всё равно это будут милые человечки - с туловищем, головой, руками и ногами.

- Сегодня мы будем делать их из пластилина (пластилина).

Показывает детям две формы, раскатанные из пластилина (глины): конус и цилиндр (валик) с шариками наверху. Спрашивает, из чего лучше слепить девочку, а из чего мальчика. Просит детей подсказать, как лучше слепить девочку в коротком платье. Дети догадываются, что нужно слепить две ножки. Воспитатель прикрепляет к конусу-платьицу пары колбасок (валиков) - ножки и ручки.

Затем воспитатель показывает детям удлинённый цилиндр (валик) и предлагает подумать, как лучше слепить мальчика (проблемная ситуация). Скорее всего, дети предложат знакомый способ - долепить ножки из колбасок (валиков). Воспитатель соглашается, что можно сделать и так, но предлагает освоить новый способ.

Показывает и комментирует: Вот длинный цилиндр (валик), вверху голова, внизу должны быть ноги. Беру стеку и разрезаю цилиндр вдоль до середины, чтобы получились две ноги. Слегка расставляю ноги, чтобы фигурка стояла на ножках и не падала. Приглашает одного ребёнка слепить человечка-мальчика (из готового валика), чтобы уточнить, насколько хорошо дети поняли новый способ.

Способы лепки фигуры человека из конуса (девочка) и из цилиндра (мальчик)

3 Пальчиковая гимнастика: «Смешные человечки».

Бежали мимо речки

Прыгали-скакали,

Солнышко встречали.

Забрались на мостик

И забили гвоздик.

Потом бултых в речку.

Где же человечки?  ну

4. Продуктивная деятельность.

Предлагает детям самим слепить сначала фигурку мальчика, а потом девочки, чтобы в Солнечном городе поселились малыши и малышки. (Напоминает о том, что узнали из сказки Н. Носова).

После того, как дети вылепили фигурки, воспитатель предлагает показать, что эти фигурки могут делать: поднимать руки, чтобы играть в мяч; ходить и бегать, переставляя и поднимая ноги. Дети изменяют положение рук и ног вылепленных поделок, старясь передать их движения и при этом сохранить устойчивость.

5. Итог. Выставка веселых человечков.


Предварительный просмотр: