5.Материалы по организации развивающей предметно-пространственной среды
1.Организация развивающей среды с учетом ФГОСТ
2. Моя идеальная РППс
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.97 КБ | |
| 20.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
В раздевалке группы находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям, доска для детского творчества.
При организации предметно- развивающей среды группы учитываются принципы построения.
Содержательность и насыщенность - в группе присутствуют средства обучения, материалы, инвентарь, игровое и оздоровительное оборудование, которое позволяет обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей.
Полуфункциональность – возможность использования составляющих РППС в разных видах детской активности.
Патриотический уголок способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны.
Уголок дидактических игр периодически пополняется новыми играми, пособиями, красочным материалом.
Уголок музыкального развития способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами.
Вариативность – обеспечивать в группе различных пространств, а так же разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов.
Уголку творчества выделено отдельное светлое место в группе.
Здесь в свободное время ребята рисуют, лепят, вырезают и мастерят.
Рядом с уголком творчества размещен книжный уголок, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же рисовать к ним иллюстрации.
В уголке природы присутствует природный материал, который полуфункционален. Дети могут использовать его как дополнительный материал при лепке, для развития мелкой моторики, и как предмет-заместитель.
Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды, игрушки диких и домашних животных. Цель: обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к уходу за растениями и животными, формирование начал экологической культуры.
В группе есть «театральный уголок», способствующий стимулировать творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления.
В театральном уголке есть: Театр на лопатках, ложковый театр, театр на дисках, теневой театр, настольный театр, конусный театр платковый театр и другие.
Дети любят играть в магазин, почту, больницу.
При создании ППРС учитывали гендерную специфику и обеспечили развивающую среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.
В группе есть игры, которые интересны в первую очередь мальчикам. Это «Уголок безопасного дорожного движения». Он оснащен необходимыми ролевыми атрибутами и материалами для закрепления правил дорожного движения.
Строительный уголок хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, но достаточно мобилен. Это позволяет детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы. Ребята всегда с удовольствием занимаются постройками, комбинируя с другими видами деятельности. В кукольном уголке любят играть девочки, ведь они будущие хозяйки и мамы. Им надо многому научиться: приготовить обед, переодеть ребенка, сшить обновку. Так же девочкам интересен «Уголок парикмахера». В группе обеспечен свободный доступ воспитанникам к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности, материалы на уровне глаз детей и вытянутой руки.
Комфортность и безопасность обстановки достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. С целью приближения обстановки дошкольного учреждения к домашней активно используются ковровые покрытия. Поглощая звук, они создают благоприятные возможности для восприятия естественных звуков (ветра, дождя и т. д.)
Все игрушки и игровой материал размещен таким образом, чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа.





Предварительный просмотр:
«Идеальная РППС в группе детского сада: как я её себе представляю».
Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды
в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением
нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)
к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования.
Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже
с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т. е.
обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в
деятельности. Она создает для ребенка условия творческого,
познавательного, эстетического развития. При правильной организации
предметно-пространственной среды ребенок чувствует уверенность в себе,
проявляет самостоятельность, творчество.
Елизавета Ивановна Тихеева — известный российский педагог
говорила: «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не
оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой
зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в
высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно
самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из
самого себя, от природы…»
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
1. содержательно насыщенной - включать средства обучения и
воспитания, материалы (в том числе расходные, инвентарь, игровое,
спортивное, оздоровительное оборудование. Насыщенность среды способно
обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами,
доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной
и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-
пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
Обеспечивая реализацию этого требования, необходимо соблюдать
баланс, избегая перенасыщенности и, не забывая о замене материала. Здесь
важно, чтобы элементы среды обладали развивающим потенциалом.
2 .трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в
зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся
интересов и возможностей детей;
Соблюдению этого принципа в современном дошкольном образовании
отводится главная роль.
Важно, чтобы сами дети, проявляя свою субъектность, выступали
инициаторами организации РППС, для этого материалы должны быть
легкими и удобными для того, чтобы создать свой мир игры в нужном месте
и с нужными материалами.
3. полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного
использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов,
мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах
детской активности;
Хочется выделить такой принцип, как многофункциональность, именно
многофункциональные материалы позволяют развивать воображение
ребенка, которое так необходимо на этапе начального обучения.
4. вариативной - наличие в Организации или Группе различных
пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также
разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих
свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых
предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и
исследовательскую активность детей.
5. доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том
числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам,
материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской
активности;
Казалось бы, этот принцип достаточно понятен педагогам ДОУ, но в
реальной практике реализуется слабо.
Мы уже рассматривали выше о доступности пространства, явного
запрета нет, но для игры эти пространства не используются. Так же и с
другими материалами, дети понимают, что это выставлено для выставки, а не
для игры.
6. безопасной – все элементы РППС должны соответствовать
требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования,
такими как санитарно - эпидемиологические правила и нормативы и правила
пожарной безопасности.
Развивающая предметно - пространственная среда - это один из
важных критериев оценки качества деятельности любого дошкольного
образовательного
учреждения.
Роль среды в формировании основополагающих качеств, таких как самостоятельность, инициатива, познавательная активность ребенка, первостепенна.
Мною выделены принципы построения РППС с учетом возрастных
особенностей детей:
РППС в младшем дошкольном возрасте
• Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в
группе для удовлетворения потребности в двигательной активности.
• При создании развивающего пространства в групповом помещении
необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии.
• Обогащение сенсорного опыта детей.
РППС в среднем дошкольном возрасте
• Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни
направлены на дальнейшее развитие коммуникативных навыков.
• Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом
возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Этот
возраст – пик развития сюжетно-ролевой игры. Ребенку необходим
развернутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями
атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же
важными и большими
• Необходимо предусмотреть место для временного уединения
дошкольника, где он может подумать, помечтать.
РППС в старшем дошкольном возрасте
• В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие
интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности.
У детей изменяется психологическая позиция: они впервые начинают
ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель
помогает дошкольникам понять это новое положение.
• Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый
ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение
оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по
общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-
игровая деятельность, экспериментирование). оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д.
РППС должна обеспечивать ребенку свободный выбор игр и
материалов; выбор места и пространства; возможность уединения и
взаимодействия со сверстниками; право на осуществление проб и ошибок.
Пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, должны нести информацию
о современном мире и стимулировать поисково - исследовательскую детскую
деятельность.
При реализации основной образовательной программы дошкольного
образования необходимо помнить, ведущая деятельность и основная форма -
игра, которая задается взрослыми в двух видах - сюжетно - ролевая и игра с
правилами.
Педагогу необходимо создать условия для разворачивания сюжетно -
ролевой игры, для организации игр с правилами, а также подготовить
материалы и оборудование для продуктивной деятельности, для
познавательно - исследовательской и двигательной деятельности.
Созданные условия обеспечат развитие ребенка по пяти основным
направлениям развития: физическое, художественно - эстетическое,
познавательное, речевое, социально – коммуникативное.
