5.Материалы по организации развивающей предметно-пространственной среды

Карлина Валентина Васильевна

1.Организация развивающей среды с учетом ФГОСТ

2. Моя идеальная РППс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bez_imeni_1.odt20.97 КБ
Файл moya_idealna_rpps.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

В раздевалке группы находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям, доска для детского творчества.


При организации предметно- развивающей среды группы учитываются принципы построения.

Содержательность и насыщенность - в группе присутствуют средства обучения, материалы, инвентарь, игровое и оздоровительное оборудование, которое позволяет обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей.

Полуфункциональность – возможность использования составляющих РППС в разных видах детской активности.

Патриотический уголок способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны.

Уголок дидактических игр периодически пополняется новыми играми, пособиями, красочным материалом. 

Уголок музыкального развития способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами.


Вариативность – обеспечивать в группе различных пространств, а так же разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов.

Уголку творчества выделено отдельное светлое место в группе.

Здесь в свободное время ребята рисуют, лепят, вырезают и мастерят.

Рядом с уголком творчества размещен книжный уголок, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же рисовать к ним иллюстрации.

В уголке природы присутствует природный материал, который полуфункционален. Дети могут использовать его как дополнительный материал при лепке, для развития мелкой моторики, и как предмет-заместитель.


В
ажным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды, игрушки диких и домашних животных. Цель: обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к уходу за растениями и животными, формирование начал экологической культуры.

В группе есть «театральный уголок», способствующий стимулировать творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления.

В театральном уголке есть: Театр на лопатках, ложковый театр, театр на дисках, теневой театр, настольный театр, конусный театр платковый театр и другие.


Дети любят играть в магазин, почту, больницу.


При создании ППРС учитывали гендерную специфику и обеспечили развивающую среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

В группе есть игры, которые интересны в первую очередь мальчикам. Это «Уголок безопасного дорожного движения». Он оснащен необходимыми ролевыми атрибутами и материалами для закрепления правил дорожного движения.

Строительный уголок хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, но достаточно мобилен. Это позволяет детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы. Ребята всегда с удовольствием занимаются постройками, комбинируя с другими видами деятельности. В кукольном уголке любят играть девочки, ведь они будущие хозяйки и мамы. Им надо многому научиться: приготовить обед, переодеть ребенка, сшить обновку. Так же девочкам интересен «Уголок парикмахера». В группе обеспечен свободный доступ воспитанникам к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности, материалы на уровне глаз детей и вытянутой руки.

Комфортность и безопасность обстановки достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. С целью приближения обстановки дошкольного учреждения к домашней активно используются ковровые покрытия. Поглощая звук, они создают благоприятные возможности для восприятия естественных звуков (ветра, дождя и т. д.)

Все игрушки и игровой материал размещен таким образом, чтобы дети могли свободно им играть и убирать на место. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа. 



Предварительный просмотр:

«Идеальная РППС в группе детского сада: как я её себе представляю».

Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды

в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением

нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)

к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного

образования.

Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже

с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т. е.

обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в

деятельности. Она создает для ребенка условия творческого,

познавательного, эстетического развития. При правильной организации

предметно-пространственной среды ребенок чувствует уверенность в себе,

проявляет самостоятельность, творчество.

Елизавета Ивановна Тихеева — известный российский педагог

говорила: «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не

оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой

зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в

высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно

самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из

самого себя, от природы…»

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

1. содержательно насыщенной - включать средства обучения и

воспитания, материалы (в том числе расходные, инвентарь, игровое,

спортивное, оздоровительное оборудование. Насыщенность среды способно

обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую

активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами,

доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной

и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-

пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

Обеспечивая реализацию этого требования, необходимо соблюдать

баланс, избегая перенасыщенности и, не забывая о замене материала. Здесь

важно, чтобы элементы среды обладали развивающим потенциалом.

2 .трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в

зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся

интересов и возможностей детей;

Соблюдению этого принципа в современном дошкольном образовании

отводится главная роль.

Важно, чтобы сами дети, проявляя свою субъектность, выступали

инициаторами организации РППС, для этого материалы должны быть

легкими и удобными для того, чтобы создать свой мир игры в нужном месте

и с нужными материалами.

3. полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного

использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов,

мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах

детской активности;

Хочется выделить такой принцип, как многофункциональность, именно

многофункциональные материалы позволяют развивать воображение

ребенка, которое так необходимо на этапе начального обучения.

4. вариативной - наличие в Организации или Группе различных

пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также

разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих

свободный выбор детей;

- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых

предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и

исследовательскую активность детей.

5. доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том

числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам,

материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской

активности;

Казалось бы, этот принцип достаточно понятен педагогам ДОУ, но в

реальной практике реализуется слабо.

Мы уже рассматривали выше о доступности пространства, явного

запрета нет, но для игры эти пространства не используются. Так же и с

другими материалами, дети понимают, что это выставлено для выставки, а не

для игры.

6. безопасной – все элементы РППС должны соответствовать

требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования,

такими как санитарно - эпидемиологические правила и нормативы и правила

пожарной безопасности.

Развивающая предметно - пространственная среда - это один из

важных критериев оценки качества деятельности любого дошкольного

образовательного

учреждения.

Роль среды в формировании основополагающих качеств, таких как самостоятельность, инициатива, познавательная активность ребенка, первостепенна.

Мною выделены принципы построения РППС с учетом возрастных

особенностей детей:

РППС в младшем дошкольном возрасте

• Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в

группе для удовлетворения потребности в двигательной активности.

• При создании развивающего пространства в групповом помещении

необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии.

• Обогащение сенсорного опыта детей.

РППС в среднем дошкольном возрасте

• Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни

направлены на дальнейшее развитие коммуникативных навыков.

• Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом

возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Этот

возраст – пик развития сюжетно-ролевой игры. Ребенку необходим

развернутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями

атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же

важными и большими

• Необходимо предусмотреть место для временного уединения

дошкольника, где он может подумать, помечтать.

РППС в старшем дошкольном возрасте

• В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие

интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности.

У детей изменяется психологическая позиция: они впервые начинают

ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель

помогает дошкольникам понять это новое положение.

• Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый

ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение

оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по

общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-

игровая деятельность, экспериментирование). оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д.

РППС должна обеспечивать ребенку свободный выбор игр и

материалов; выбор места и пространства; возможность уединения и

взаимодействия со сверстниками; право на осуществление проб и ошибок.

Пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, должны нести информацию

о современном мире и стимулировать поисково - исследовательскую детскую

деятельность.

При реализации основной образовательной программы дошкольного

образования необходимо помнить, ведущая деятельность и основная форма -

игра, которая задается взрослыми в двух видах - сюжетно - ролевая и игра с

правилами.

Педагогу необходимо создать условия для разворачивания сюжетно -

ролевой игры, для организации игр с правилами, а также подготовить

материалы и оборудование для продуктивной деятельности, для

познавательно - исследовательской и двигательной деятельности.

Созданные условия обеспечат развитие ребенка по пяти основным

направлениям развития: физическое, художественно - эстетическое,

познавательное, речевое, социально – коммуникативное.