4.Материал,содержащий педагогический опыт в образовательной технологии в сфере ДОО

Карлина Валентина Васильевна

1.Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Практическая часть»

2.Самообразование на тему: " Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через технику квилинг"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_praktika.docx24.93 КБ
Файл razvitie_melkoy_motoriki_cherez_tekhniku_-_kviling.odt29.06 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Практическая часть»

Тема: «Социально – нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста средствами художественной литературы. Практическая часть»

Система работы по социально – нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста средствами художественной литературы.

1 этап. Диагностика нравственного развития детей дошкольного возраста 4 - 5 лет. (поисково-диагностический). 

         Цель диагностики: выявление уровня нравственной воспитанности у детей дошкольного возраста 4 – 5 лет.

 Задачи:

- осуществить подбор диагностических методик

- провести диагностическое обследование уровня социально - нравственного развития дошкольников

         Диагностика уровня сформированности социально - нравственной воспитанности осуществлялась по следующим методикам:

        На первом этапе изучали наличие нравственных качеств путем опроса  детей средней группы. Беседы проводились индивидуально на примере известных сказочных героев и героев прочитанных произведений. Также изучение наличия нравственных качеств методом наблюдения за детьми этой же группы в режимных моментах, свободной и совместной деятельности.

Чтобы исследовать, насколько у детей дошкольного возраста сформирована готовность к формированию нравственной культуры личности, можно использовать следующие методы:

1. Методика «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Р.М. Калининой).

2. Методика изучения социальных эмоций (авторы ГЛ. Урунтаева, ЮЛ. Афонькина).

3. Методика «День рождения» (методика Панфиловой М.А.).

2 этап. Определить возможности художественной литературы в социально – нравственном воспитании детей дошкольного возраста (проектировочный).

       Цель: отобрать содержание, определить возможности художественной литературы в социально – нравственном воспитании детей дошкольного возраста

         Проанализировав методическую, психолого-педагогическую, художественную литературу, нами был выделен набор личностных качеств, которые необходимо формировать у детей 4-5 лет. Освоение социально-нравственного опыта и развитие эмоциональной сферы детей происходят постоянно и пронизывает все стороны жизни и деятельности ребенка, поэтому мы старались подбирать литературные произведения в соответствии с темой недели, учитывая при этом их воспитательное воздействие, и включать чтение во все формы организации образовательной деятельности, от непосредственно-образовательной деятельности по восприятию художественной литературы  до   форм, где содержание произведений используется в качестве смыслового фона для развития разных видов детской деятельности.

          Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить следующие категории в нравственном сознании: добро - зло, честность - лживость, внимание к людям - равнодушие, дружба - вражда, щедрость – жадность, трудолюбие – лень.

3 этап. Организация работы по социально - нравственному воспитанию детей 4 – 5 лет средствами   художественной литературы (внедренческий).

      Цель: реализовать систему работы по повышению уровня социально - нравственного воспитания у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.

        На основе анализа методической, психолого-педагогической, художественной литературы нами были выделины основные личностные качества, которые необходимо формировать у детей 4-5 лет: вежливость,  гуманность (доброта, отзывчивость, сопереживание), дружелюбие, скромность, послушание,  аккуратность, смелость, щедрость, осторожность, трудолюбие, уважение к близким, умение договариваться в коллективе.

         Освоение социально-нравственного опыта и развитие эмоциональной сферы детей происходят постоянно и пронизывает все стороны жизни и деятельности ребенка, поэтому мы старались подбирать литературные произведения в соответствии с темой недели, учитывая при этом их воспитательное воздействие, и включать чтение во все формы организации образовательной деятельности, от непосредственно-образовательной деятельности по восприятию художественной литературы  до   форм, где содержание произведений используется в качестве смыслового фона для развития разных видов детской деятельности. Литература для чтения детям средней группы была распределена по темам годового плана.

         Критерии отбора произведений для детского чтения:

- идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;

- высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы.     Важен образцовый литературный язык;

- доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

- сюжетная занимательность, простота и ясность композиции.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

- подбор и анализ художественной литературы, направленной на формирование нравственных качеств дошкольников к себе, своими сверстниками и взрослым;

- способствовать формированию дружеских взаимоотношений между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками;

- организовать цикл занятий, экскурсий и других видов деятельности, а в режимных моментах по развитию нравственных качеств: доброты, дружелюбия, взаимопомощи, сопереживания, умения договариваться в коллективе, вежливости, уважительного отношения к старшим и их труду.

- организовать положительно-коммуникативное взаимодействие между детьми дошкольного возраста 4-5 лет на примере литературных произведений.

Включить родителей в процесс развития у детей социально-нравственных качеств на основе художественной литературы

Дошкольники 4-5 лет живо воспринимают мораль художественных произведений, способны к оценке поступков героев книг, поэтому необходимо использовать все возможности художественной литературы для обогащения нравственных представлений, гуманных чувств и культуры поведения каждого ребенка.

При определении направлений работы мы ориентировались на механизм нравственного развития личности, который проявляется при формировании любого нравственного качества.

          Основной формой организации образовательной деятельности по литературному развитию авторы программы «Детство» считают образовательную игровую ситуацию, которая строится по следующей структуре:

1) заинтересовывающее начало, мотивация детей к деятельности;

2) развитие сюжета в процессе организации детской деятельности;

3) завершение ситуации.

Система работы

          В соответствии с задачами нами были разработаны и проделаны этапы работы с детьми по данной проблеме.

1 этап – предварительная работа, предшествующая чтению художественного произведения.

Цель: обогащение представлений детей по теме художественного произведения.

2 этап – чтение художественного произведения.

Цель: воспитание свойств и качеств личности детей

3 этап. Активизация социально – нравственного поведения детей на основании ознакомления с художественной литературой.

Цель: активизация социально – нравственного поведения детей на основании ознакомления с художественной литературой.

         В соответствии с ранее определенными этапами и темами мы разработали систему занятий и взаимодействия в режимных моментах.

          Нами были определены темы в соответствии с ООП, по воспитанию социально – нравственного поведения средствами художественной литературы.

          Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка складывается представление о сущности нравственного качества, мотивы для его приобретения, что влечет за собой отношение к качеству и формирование чувства. И для этой цели наиболее эффективно непосредственно чтение или рассказывание литературных произведений, при этом воспитатель выступает как партнер детей по  восприятию их содержания, проявляя эмоции, соответствующие тексту, показывая заинтересованность развитием сюжетной линии. Тогда ребенок тоже эмоционально «заражается» и начинает переживать все происходящие события, присваивает духовный опыт, воплощенный в образах, который становится для него собственным, личным и начинает влиять на  действия и поступки ребенка.

Но, как известно, любое средство становится наиболее эффективным в сочетании с другими средствами и способами организации образовательной деятельности. И в первую очередь это использование произведений изобразительного искусства. Рассматривание обложек книг, книжных иллюстраций, картин помогает понять смысл произведения, более глубоко воздействовать на чувства ребенка.

      Немаловажную роль играют и беседы  - перед  чтением они мобилизуют жизненный опыт детей, необходимый для осознания текста, а после чтения  способствует углублению восприятия литературного текста, формулированию в речи своего отношения к услышанному, поступкам героев. Для этого стараемся задавать детям разнообразные вопросы.

Расширению и закреплению представлений о героях литературных произведений, их поступках, эмоциональных состояниях способствуют просмотры мультипликационных фильмов, различные дидактические игры и игровые задания, в том числе и с использованием ИКТ, моделирование, изобразительная деятельность по содержанию сказок.

       Этюды, сценки, игры-драматизации развивают не только чувства детей, их эмоциональную сферу,  но являются и важнейшим средством развития у детей эмпатии, то есть умения ставить себя на  место литературного героя в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Для развития навыков культуры поведения, общения, доброжелательного отношения к людям мы широко используем и различные коммуникативные, хороводные  игры со стихотворным сопровождением. Кроме этого эти игры привлекают внимание детей к сверстнику, к эмоционально-положительным способам отношений, что очень важно для детей 4-5 лет, т.к. в этом возрасте недоброжелательное отношение к сверстникам проявляется чаще всего из-за того, что дошкольники среднего возраста  еще не владеют   способами общения и совместной деятельности.

      Создание проблемных игровых ситуаций на основе содержания литературных произведений способствует развитию у детей привычки помогать вначале литературным героям, а  затем и реальным людям, способствуют  накоплению личного положительного опыта проявления добрых чувств, поступков и взаимоотношений. Дети ищут способы «как помочь», а затем в процессе самостоятельной деятельности создают реальные продукты, которые, на их взгляд, могут помочь герою. Очень эффективный способ развития умения самостоятельно находить выход из конфликтной ситуации – это создание игровой ситуации с помощью шкатулки «добрых слов», в которую после чтения художественной литературы «кладем» хорошие слова, встречающиеся там, а при возникновении конфликта дети отправляются к этой шкатулке, вначале по совету воспитателя, а затем  самостоятельно,  и «ищут» способ примирения, доброе слово для товарища.

Для того, чтобы дети постоянно обращались к книге,  в группе создан книжный уголок, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Он внимательно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. Встреча в уголке книги со знакомым произведением, полюбившимися героями углубляет проникновение в авторский замысел, помогает уточнить возникшие при слушании образы, еще раз сопережить с героями события и приключения.  

С целью заинтересовать и поддержать интерес детей чтению художественной литературы, нами была организованы экскурсия в библиотеку. Где нас детьми встретили библиотекарь и кот Ученый и «познакомили с новыми друзьями» - книгами. Дети с огромным интересом общались с героями книг, которые манили их в сказочную страну.

          Развитие у дошкольников личностных качеств невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. С этой целью использовались следующие формы работы:

- Групповое родительское собрание «Роль книги в нравственном воспитании детей»

- Консультации на темы: «Что читать детям», «Прочитай мне сказку мама»

- Полезные советы «Чтобы дети росли добрыми»

- Выставки книг

- Совместная творческая деятельность родителей и детей (изготовление самодельных книг, рисунки по сюжетам книг, игры-драматизации)

- Анкеты «Чему учат книги?», «Семейное чтение»

- Совместные праздники и развлечения

Тематические беседы и консультации с родителями «Как воспитать у детей любовь к чтению», «Домашняя детская библиотека» помогли активизировать интерес родителей в этом вопросе

          Так же в течение года проводились индивидуальные беседы и консультации с родителями. В ходе бесед родителям предлагалось  больше разговаривать, общаться с детьми,  читать им сказки и произведения художественной литературы соответственно возрасту ребенка, разучивать стишки, потешки, песенки, т. е. больше внимания уделять своим детям.

В процессе работы над проблемой  был составлен перспективный план по ознакомлению детей средней группы с художественной литературой,  собрана картотека стихотворного материала для социально-нравственного развития детей, разработаны  конспекты организации деятельности, рекомендации для родителей по данной проблеме, создана презентация с заданиями для детей «Какой это герой?».

4 этап. Определение эффективности работы с детьми.

Целью этого этапа является: выявление динамики в социально – нравственном воспитании детей 4-5 лет средствами художественной литературы.

        Беседы, наблюдения за  деятельностью детей, их анализ  показали, что к концу учебного года дети стали чаще рассматривать книги, все дети воспринимают мораль художественных произведений, способны к оценке поступков героев книг их эмоциональных состояний, появляются элементарные самостоятельные обобщения и желание «быть хорошим», похожим на положительного героя, большинство детей проявляют способность к реальному «переживанию-действию»: «Ему плохо, я хочу ему помочь», выполняют правила поведения. Некоторые дети стараются самостоятельно разрешать конфликтную ситуацию.

На этом этапе мы использовали те же методики, что и на 1 этапе:

1. Методика «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Р.М. Калининой).

2. Методика изучения социальных эмоций (авторы ГЛ. Урунтаева, ЮЛ. Афонькина).

3. Методика «День рождения» (методика Панфиловой М.А.).

        Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать норму.

       В формировании эмоционального и поведенческого компонентов нравственного развития наиболее эффективными можно признать следующие методы и формы работы: проблемные вопросы и ситуации; этические беседы; разыгрывание этюдов; игровые и тренинговые упражнения; моделирование сюжета, эмоциональных состояний героев, социальных отношений; пересказ произведения от первого лица.

     В формировании когнитивного компонента нравственного развития

наиболее эффективными можно признать следующие методы и формы работы: чтение художественного произведения; этическая беседа; беседа о

прочитанном; коллективное обсуждение; продолжение сказок;

творческое рассказывание; рисование; обращение к личному опыту.

В формировании эмоционального и поведенческого компонентов нравственного развития наиболее эффективными можно признать следующие методы и формы работы: проблемные вопросы и ситуации; этические беседы; разыгрывание этюдов; игровые и тренинговые упражнения; моделирование сюжета, эмоциональных состояний героев, социальных отношений; пересказ произведения от первого лица.

Перспективы работы.

        Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала. Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе чтения, в процессе общения с книгой, человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески, т. е. формируется нравственная и культурная основа его личности. 

          Чтение формирует идеалы, очеловечивает сердце, обогащает внутренний мир человека. Опасность глобальной бездуховности, нравственной деградации, охватила наше общество в последние годы. Поэтому роль книги и чтения как средство выхода из духовного кризиса страны неизмеримо возросла. Многочисленные исследования доказывают прямую связь успешности развития личности ребёнка с объёмом чтения.  Таким образом, необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребёнка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребёнок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нём закладываются нравственные и культурные ценности, формируется целостная картина мира.

       Эффективное решение задач социально - нравственного воспитания детей дошкольного возраста возможно в том случаи если:

1.Предусмотренна система работы по включению, ознакомлению с художественной литературой во всех режимных моментах и в непосредственной образовательной деятельности.

2. Разработаны игровые приемы активизации социально – нравственного поведения дошкольников на основании ознакомления с художественной литературой.



Предварительный просмотр:

  Самообразование

   по теме:

 «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через технику «Квиллинг»

«Руки учат голову, затем поумневшая голова
учит руки, а умелые руки снова способствуют
развитию мозга»
И.П. Павлов

         Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Учитывая важность этой проблемы, целесообразно вести работу в этом направлении. Для этого в работе  я использую – пальчиковые игры, игры с мелким конструктором, рисование по трафаретам, штриховки разной сложности, лепку, различные виды аппликации, графические диктанты, оригами.

           Одним из нетрадиционых способов развития тонких движений пальцев рук является квиллинг. Квиллинг (бумагоскручивание, бумажная филигрань) – это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. На мой взгляд, эта техника удивительна, она увлекает и завораживает, напоминает «тонкую кружевную паутинку». Через считанные минуты из обычных бумажных полосок можно создать настоящий шедевр.

         Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности.

      Целью своей работы ставлю: исследовать влияние техники квиллинг на развитие мелкой моторики рук.

      Исходя из цели, ставлю следующие задачи:
- проследить положительное влияние использования техники квиллинг на развитие мелкой моторики, координацию движений рук;
- познакомить детей с новым видом работы с бумагой – квиллингом, научить изготавливать основные формы, составлять из них различные композиции;
- воспитывать аккуратность, усидчивость при выполнении работ, эстетический вкус.

Чтобы обучение у детей происходило эффективно необходимо соблюдать условия:

  • Поэтапность и систематичность;
  • Привлечение родителей

 Работу с детьми по обучению квиллингу лучше, начинать со старшей группы.

1 этап. Знакомство с инструментами и бумагой для квиллинга.

         Инструментом для скручивания бумаги является – зубочистка. В дальнейшем, при условии заинтересованности родителей, можно приобрести специальный инструмент для квиллинга. Инструментом также являются: пинцет (для приклеивания мелких деталей), клей, ножницы.

Бумага для квиллинга – это бумажные ленты шириной от 3 до 7мм. Её можно приобрести в готовом виде, а можно и нарезать самим. Нарезание бумаги может быть и подготовительным заданием к занятию квиллингом. Например, во вторую половину дети нарезают бумагу, а на следующий день в первую половину дня, происходит непосредственно совместная деятельность – квиллинг.

2 этап. Знакомство и выполнение основных форм в технике квиллинг.

           Основой для выполнения почти всех форм является – разреженный круг. Чтобы его выполнить, необходимо: кончик бумажной ленты вставить в специальную прорезь на деревянной зубочистке или инструменте, придерживая большим и указательным пальцем, накрутить бумагу, осторожно снять с инструмента и положить на ровную поверхность, получившийся круг немного раскрутится, у этого круга заклеиваем кончик.

Получив разреженный круг, придаём ему нужную форму – треугольник, «листик», овал, квадрат, «капелька» и другие.

        В начале знакомства с выполнением форм, не стоит показывать детям технику выполнения сразу несколько форм. Сначала научите выполнять разреженный круг и плотный круг, а результатом такого занятия станет коллективная работа, например на тему «Гроздь винограда», «Снеговик», «Ледяная горка» или любой другой предмет, который можно составить из кружков.

         Освоив основную форму, можно научить выполнять ещё одну форму, например, «капелька» - разреженный круг прищипываем с одной стороны большим и указательным пальцами. Изготовив несколько «капелек», дети могут составить цветок, приклеив его на коллективную полянку или свою индивидуальную открытку.

         Научившись выполнять несколько форм, дети уже могут изготавливать поделки по образцу. Образцов должно быть несколько, чтобы ребёнок мог выбрать, какую композицию он будет составлять. Например, изготавливая открытку ко дню матери, ребёнок сам выберет какие цветы он будет выполнять на этой открытке, сам посчитает, сколько  нужно полосок бумаги и какого цвета.

         Работа по обучению технике квиллинг, может проходить, как самостоятельная деятельность, а затем можно внедрять элементы квиллинга в разные виды деятельности. Например, в математические игры: изготовим столько-то кружочков, к ним прибавим столько-то квадратов, а ответ изготовим в треугольниках. Родители очень довольны такими занятиями, т.к. дети учатся задачки составлять, моторику развивают. Или, например, предлагаем ребятам завтра поиграть в сюжетно-ролевую игру «День рождения», а угощение изготовить сегодня: торты, сочни и булочки из картона украсить цветочками и листочками, выполненными в технике квилинг.  

Материал: для занятий с детьми используются полоски из цветной двухсторонней тонированной бумаги, полоски из гофрокартона, картон белый и цветной, клей ПВА, ножницы, карандаши простые, линейку, кисточки для клея, салфетки, клеенку, тонкая пластиковая палочка с расщелиной на конце.

                                    Ожидаемые результаты:

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– познакомятся с искусством бумагокручения;

– овладеют навыками культуры труда;

улучшат свои коммуникативные способности.

                             Работа с педагогами

         Для педагогов были предложены консультации: «Квиллинг – нет ничего не возможного», «Квиллинг или бумажная филигрань», «Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у старших дошкольников»

                             Работа с родителями

         Закреплять умения и навыки по квиллингу дети могут и в домашних условиях, для этого нужно заинтересовать родителей. Для родителей можно организовать «творческую мастерскую» и показать основы квиллинга. И если у ребёнка дома возникнут трудности при выполнении деталей квиллинга, родители смогут ему помочь. Смогут помочь и при выполнении поделок для выставок в детском саду.

Консультация для родителей по теме: «Волшебный мир квиллинга», «Квиллинг не так уж и сложно - работаем с детьми дома»,  «Квиллинг интересная работа, развивающая мелкую моторику»

Отчёт по самообразованию

                                     по теме:

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через технику «Квиллинг»

     Квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги. Выбор техники бумагокручения не случаен. На мой взгляд, именно работая с тонкими полосками, закручивая их на инструменты, либо без использования инструмента своими руками, идет активное развитие мелкой моторики рук ребенка. А следствием развития мелкой моторики – общее его развитие, начиная от развития речи и заканчивая творческими способностями.

Техника бумагокручения сначала вызывала трудность у детей, так как требует сосредоточения на работе и тонких движений пальцев рук. Но в процессе освоения действий и операций, эти проблемы стали решаться. Во время занятия бумагокручением  мною проводились пальчиковые гимнастики для эмоциональной и физической разрядки.

       В начале года проводились занятия по ознакомлению детей с техникой изготовления простых деталей.  Я  знакомила детей, видами кручения бумажных полос,  созданием  различных форм деталей,  необходимых для поделки, показывала способы соединения деталей,  при помощи клея, прикладыванием или наложением одной на другую, учила выполнять действия аккуратно и осторожно.

На последующих занятиях  давала детям более сложный материал,  вырабатывая у них следующие технические навыки:

нарезать бахрому;

• скручивать и распускать рулончики до определенного размера;

• склеивать детали;

• придавать заданную форму деталям;

• приклеивать на фон и создавать композицию.

В начале года, работая с бумажными полосками,  в ходе создания работы в технике квиллинг у детей, не всегда правильно получались детали заданной формы,  что являлось  следствием недостаточной координации движений пальцев рук;

-  элементы композиции получались  разного размера,  что определялось  недостаточным развитием глазомера;

-  работа, не держала  определенную  форму  или теряла  ее, из - за неправильной дозировки клея.

 Уже к середине учебного года,  дети овладели всеми базовыми навыками,  что позволило сосредоточиться на творчестве,  заключающемся в самостоятельном задумывании и воплощении замысла художественной композиции самими детьми.

  В результате освоения данной техники рука моих воспитанников приобрела уверенность, гибкость, точность, развился глазомер, чувство пропорциональности (в соотнесении элементов композиции) и дизайнерское видение: умение видеть и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и придумать композиционное решение изображения. У воспитанников сформировались первоначальные навыки поисковой деятельности, а также умение работать осознанно и целенаправленно.

        Таким образом, техника квиллинг – эффективное средство для развития мелкой моторики рук старших дошкольников, опосредованно влияющее на общее развитие личности ребёнка, а также предупреждающее трудности с обучением в школе.