6. Методическая копилка

Карлина Валентина Васильевна

Предварительный просмотр:

Игра-путешествие «Права ребенка» с подготовительной группой

Татьяна Сергеева 

Досуг «Мои права»

в подготовительной группе.

Вид занятия : закрепление изученного материала.

Тип занятия: комбинированный.

Тема: «Права ребенка» (игра- путешествие).

Возраст детей: 6-7 лет.

Способ организации на занятии: с подгруппой из 12 человек.

Предварительная работа с детьми:

Цикл занятий по ознакомлению детей с правами ребенка. Чтение художественной литературы. Беседы : «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Дети и взрослые» ,и др. Разучивание стихотворений и пословиц о семье, Родине. Рисование на тему: «Моя семья». Разучивание песен. Познакомили со словами : конвенция, права ребенка.

Материалы и оборудование: пальчиковые игрушки лисы, зайца, петуха, атрибуты к игре; карточки с пиктограммами; костюм Золушки и Бабы Яги.

Цель: способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Закрепить знания детей о правах ребенка.

Задачи.

Обучающие: 1. Уточнить и обобщить знания детей об их гражданских правах.

2. Активизировать познавательный процесс. Пополнять словарный запас.

Развиващие:1. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, высказывать свое мнение.

2. Развивать коммуникативные навыки при работе в группе.

3. Развивать познавательный интерес.

Воспитательные: Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, воспитывать дружеское отношение к друг другу, воспитывать понимание детьми нравственных качеств и поступков

Ход занятия:

Выход под музыку.

- Здравствуйте уважаемые гости!

-Дети, сегодня наше занятие пройдет в осеннем лесу. Нас ждет удивительное путешествие в сказочную страну.

— Ребята, хотите я вам об одной удивительной сказочной стране, которая называется Правдилия. В этой стране жили люди, звери, насекомые и жили они счастливо. Потому что у каждого из них было много прав: право на счастье, право на жизнь, право на свободу, право на отдых. А еще в этой стране был необычный сад с цветущими растениями. К одному из них жители относились по-особенному, трепетно. Берегли его, потому что это был «цветок Счастья». У «цветка Счастья» были необычные лепестки, на обратной стороне которых были записаны правила (права). Именно эти правила строго соблюдались жителями этой страны. И все бы у них было хорошо, если бы…

— Однажды над страной нависла чёрная — пречёрная туча, налетел злой холодный ветер, и все жители Правдилии попрятались кто куда, чтобы переждать несчастье. А когда стих ветер и туча уплыла, то были удивлены тем, что на «цветке Счастья» не осталось не одного лепестка. И наступили в стране страшные времена. Жизнь страны превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. До сих пор жители этой страны ищут заветные лепестки и надеются на то, что кто-нибудь им поможет отыскать их.

— Ребята, как по-вашему, нужно ли помогать людям, зверям, попавшим в беду? Почему? А сможем ли мы помочь жителям Правдилии? Я думаю, сможем. Поможем найти лепестки «цветка Счастья», а заодно и узнаем правила этой страны. Но для оказания помощи мы должны знать много сказок. А чтобы дорога у нас была веселая мы с собой возьмем хорошее настроение. Предлагаю сделать разминку. Кто желает провести разминку?

Дети: Алиса : Итак, в Правдилию вперед.

«Цветок Счастья там» живет.

Должны мы многое узнать

И лепесток там отыскать.

Нам будут в этом помогать

Герои разных сказок.

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль глядя, широкими глазами,

Шли ребята знакомиться с правами.

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают нас на свете.

Под музыку подходят к избушке.

— Ой, избушка. Давайте заглянем. Кто же в ней живет? (Стук в домик).

Лиса: — Как выскочу, как выпрыгну — Пойдут клочки по закоулочкам.

Восп-ль: — Так кто же это? Правильно, — это лиса из русской народной сказки «Заюшкина избушка». А где же сам зайчик? (Появляется плачущий зайчик).

Зайчик: — Как же мне быть, где я буду жить? А-а-а

Восп-ль: — Мы знаем о твоем горе. Но знаешь ли ты, заинька, мы сейчас в стране Правдилии. И стоит нам только отыскать синий лепесток и произойдет чудо. Мы узнаем какие права у тебя есть и ты вернешься домой. Ребята, давайте поищем его.

Ребенок находит липесток.

Восп-ль: — Вот так чудо! Ай, да волшебный цветок! Ай, да лепесток! Интересно, какое же здесь право написано? Ребята, кто умеет читать?

- «Каждый человек имеет право на защиту своего дома».

Оказывается, лиса нарушила право зайчика. Ребята, вспомните, в каких еще сказках было нарушено право на неприкосновенность жилища? («Теремок», «Зимовье зверей», «Три поросенка»). У каждого животного должно быть свое жилище, так же как и у человека. И у каждого из вас есть право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.

Молодцы! Мы нашли первый липесток. Давайте отдадим его цветку счастья.

Прежде чем мы дальше продолжим путешествие, предлагаю вам поиграть.

— А я предлагаю говорить друг другу побольше добрых слов, чтобы стать еще добрее по отношению друг к другу.

Игра «Скажи другу комплимент». Детям предлагается по очереди говорить друг другу комплименты. Комплименты могут касаться личных качеств, настроения, внешности. (передают по ладошке).

Ребята я вспомнила еще одну сказку, где происходило что-то непонятное! (Снежная королева) Злая королева увезла маленького мальчика в ледяной дворец! Что это за сказка. Имела ли она на это право? Почему?

Пришло время найти еще один липесток. Ребенок находит и читает:

«Дети имеют право жить со своими родителями и никому не позволено их разлучать!»

Воспитатель:

- Ребята, а кто подарил вам жизнь?

Дети:

- Мама.

Воспитатель:

- Да, мама подарила вам жизнь. Слово «мама» - особое слово. Это первое слово, которое произносит ребенок, оно почти одинаково звучит на всех языках мира. Мама первой заглянула вам в глаза, спела колыбельную песню, научила ходить, говорить. О маме написано много рассказов, стихов. Послушайте одно из них.

Ребенок:

Обойди весь мир вокруг,

Только знай заранее:

Не найдешь теплее рук

И нежнее маминых.

Не найдешь на свете глаз

Ласковей и строже.

Мама каждому из нас

Всех людей дороже.

Сто путей, дорог вокруг

Обойди по свету:

Мама – самый лучший друг,

Лучше мамы – нету!

Воспитатель:

- Ребята, жизнь, подаренную вам мамой, никто не вправе у вас отнять. Вы рождены, чтобы быть здоровыми, счастливыми, свободными гражданами своей страны. Дети,как вы думаете у каждого есть семья? Кто хочет рассказать нам про свою семью?

Ребенок:

Я люблю свою семью:

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю,

И щенка, и кошку Мусю!

Все, кого я так люблю

Имеют право на семью!

Воспитатель:

-А для чего человеку нужна семья?

Ответы детей.

- Давайте с вами вспомним пословицы и поговорки о семье.

Дружная семья гору сдвинет.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Дома и стены помогают.

Семья в куче, не страшна и туча.

Молодцы, ребята. А хотите поиграть? Да. Игра называется «Посели членов семьи в дом».

Ой, дети я слышу чей то голос!

(Появляется Баба Яга)

Б. Яга: — Кто такие? Чего явились? Почему без дозволенья по моему лесу гуляете?

Восп-ль: — Ой, Баба Яга, какая ты сердитая, какой голос у тебя грубый и слова не приветливые. Ты даже птиц своим криком распугала.

Б. Яга: — Хватит разговоры разговаривать! Зачем явились?

Восп-ль: — Б. Яга, а ты сегодня в страну Правдилию летела?

Б. Яга: — Ну, ишто!А вам то какое дело? Летала не летала?

Восп-ль: А «цветок Счастья» там видела?

Б. Яга: — Ну, видывала! А дальше то что?

Восп-ль: — И разноцветные лепестки с него сорвала?

Б. Яга: — Ну, сорвала! (испуганно, хватается за голову). Ой, голова старая, садовая, проболталась, таки! (С догадкой, — Вы это что, за ними пришли?

Восп-ль: — Да, за ними! Это не простые лепестки, на их обратной стороне записаны права жителей Правдилии. Без них им очень трудно живется. Б. Яга, верни, пожалуйста, лепестки. Б. Яга: — Ишь, размечтались! У вас тоже никаких прав на них нету! Да и на все права, которые на лепестках записаны, могут рассчитывать только дети и внуки царя Салтана и Соловья-разбойника. А еще дети, верящие в Б. Ягу и Кощея Бессмертного, и одного с Б. Ягой цвета кожи и одной с ней национальности. Вот так!

Восп-ль: — Как вы думаете, ребята, справедливо ли, что нам говорит Б. Яга? Конечно, нет! Ведь все вы имеете равные права. И не важно, кто ваши родители, какой у вас цвет кожи, в кого вы верите. Так что, Б. Яга, ты не права, верни нам лепестки.

Б. Яга: — Ой, ой! Умные какие! Ну-ка, ты, первый, подойди ко мне, как тебя зовут?

Ребята мы даже не представились, давайте скажем как нас зовут и поиграем в игру «Веселый мяч».Становитесь в круг (игра с мячом)

Восп-ль: — Вы согласны, что все дети одинаковые? Докажите это Б. Яге.

(Дети отвечают). – Ну что, Б. Яга, убедили тебя дети? Теперь ты согласна, что каждый ребенок со дня рождения имеет право на собственное имя?

Б. Яга: — Придется согласиться. Признаю теперь за вами это право.

Восп-ль: — Ребята, мы нашли еще один лепесток. Отдает липесток.

Ох, ребята еще остался липесток, пойдем поищем? Да!

Выходит Золушка: Девочка в стареньком платьишке, в косыночке подметает веником пол. Вздыхает от усталости, вытирает лоб рукой, поет песню:

Дразнят Золушкой меня,

Оттого, что у огня,

Силы не жалея,

В кухне я тружусь, тружусь,

С печкой я вожусь, вожусь,

И всегда в золе я.

Прячу я печаль мою,

Я не плачу, а пою,

Улыбаюсь даже,

Но неужто никогда

Не уйти мне никуда

От золы и сажи!

Обращает внимание на нас.

Золушка: - Ой, кто вы такие и что здесь делаете?

Дети:- Мы – ребята из детского сада, попали в вашу страну, чтобы помочь сказочным героям узнать свои права. А ты кто?

Золушка: - Меня зовут Золушка. Ой, мне некогда с вами разговаривать, скоро вернется мачеха и сестры с бала, а мне еще надо полы помыть, крупу перебрать, розы посадить. А я так устала!

Дети: - Милая Золушка, разве ты не знаешь, что у каждого ребенка есть право на отдых.

Золушка: - Ребята, я даже не знаю что это такое!

Дети: - А мы тебе сейчас покажем, как отдыхают дети в нашем детском саду.

Дети танцуют.

Вдруг ребенку становится плохо… Что же надо делать дети, как помочь? Вызвать скорую помощь 03. Дети называют № сада, группу.

Появляется доктор. (беседа с ребятами о здоровом образе жизни)

Подарок от доктора - липесток. (Угощает яблоками).

Дети читают: «Право на здоровье и медицинский уход».

А теперь пора возвращаться в дет. сад.

Мы цветочку Счастья помогли

И липестки его нашли

Теперь нам в детский сад пора

До встречи, добрые друзья!

Закрываем глаза и произносим волшебные слова: Крибли-крабли-бумс!

Вот мы и в детском саду. Давайте вспомним права, которые записаны на листочках Счастья? ….

Есть право на имя,

Есть право на жизнь,

Есть право на отдых и дом,

Чтоб жить с мамой, папой,

Сестрёнкой и братом,

В добре и в достатке в нем.

Мыслить свободно, здоровье хранить.

Много читать, образованным быть!

Человеку много нужно,

Чтобы счастливо прожить.

Нужен дождь и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно море,

Нужно солнце и леса,

Невозможно без природы,

Без синеющих небес.

Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете.

Чтоб остался рядом друг.

Надо главное заметить,

Все почувствовать вокруг.

Опубликовано:

«СУНДУЧОК» для педагогов и родителей https://vk.com/club_sunduk_ru



Предварительный просмотр:

Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии.

Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития.

Для детей раннего возраста  эмоции являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность и  неустойчивость.  Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и безутешно рыдать, стучат ногами по полу, падают. Эта стратегия позволяет им полностью выплеснуть все возникшие в теле физические напряжения.

В дошкольном возрасте происходит  освоение социальных форм выражения эмоций. Благодаря речевому развитию эмоции дошкольников становятся осознанными, они являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Эмоциональная система детей дошкольного возраста еще незрелая, поэтому в неблагоприятных  ситуациях у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием сниженной самооценки, переживаемых чувств обиды и тревоги. Все эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать отрицательные эмоции надлежащим образом.  Кроме того, у детей в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех, запрет на слезы (особенно у мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии. Ребенок шести лет уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы, но, находясь долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья. Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, по мнению психологов, является весьма прочным и принимает характер установки.

Организованная педагогическая  работа может  обогатить эмоциональный опыт детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Дошкольный возраст – благодатный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию детей. Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоциональным букварем, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей, анализировать  причины различных настроений.

Вашему вниманию предлагаются некоторые упражнения, игры, которые могут использовать воспитатели для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

 Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

1.Игра «Пиктограммы».

 Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции.
 На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на  карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.
Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.

2. Упражнение «Зеркало».
Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»

 После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки. 

Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.
Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.

3. Игра «Я радуюсь, когда…» 
Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Света, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Ребенок ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда….», затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.

4Упражнение «Музыка и эмоции».

 Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она: веселая - грустная, довольная, сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная - отчужденная, добрая - усталая, теплая - холодная, ясная - мрачная. Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.

5. Упражнение «Способы повышения настроения».

Предлагается обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).

6. Игра «Волшебный мешочек». 

Перед этой игрой с ребенком обсуждается какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предложить ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, крепко завязывается. Можно использовать еще один "волшебный мешочек", из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.

7. Игра «Лото настроений». Для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например, один набор: рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т. д.: следующий набор: белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т.д.). Количество наборов соответствует числу детей.

Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Задача детей – отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией.

8. Игра «Назови похожее».

Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение), дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию.

Эта игра активизирует словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции.

9. Упражнение «Мое настроение».

Детям предлагается рассказать о своем настроении: можно сравнить с каким-то цветом, животным, состоянием, погодой и т.д.

10. Игра «Испорченный телефон». Все участники игры, кроме двоих, «спят». Ведущий молча показывает первому участнику  какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.

После этого ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение, или убедится, что «телефон» был полностью исправен.

11. Игра «Что было бы, если бы..»
    Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо(а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т.д.)? 

 Психогимнастические упражнения (этюды), основная цель которых – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать.

1.Новая кукла (этюд на выражение радости).

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

2. Баба-Яга (этюд на выражение гнева).
Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

3.Фокус (этюд на выражение удивления). 
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

4.Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса).
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

5.Соленый чай (этюд на выражение отвращения). 
Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!

6.Новая девочка (этюд на выражение презрения).
В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей — недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы...

7.Про Таню (горе — радость).
Наша Таня громко плачет: 
Уронила в речку мячик (горе). 
«Тише, Танечка, не плачь —
Не утонет в речке мяч!»

8.Золушка (этюд на выражение печали).

Золушка возвращается с бала очень печальной: она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку…

9.Один дома (этюд на выражение страха).

Мама-енотиха ушла добыть еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке еноту страшно – а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет придти на помощь?

Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

1.«Ласковые ладошки».

Дети сидят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди сидящего ребенка по голове, спине, рукам, слегка прикасаясь.

2. «Секретики».

Сшить небольшие мешочки одной расцветки. Насыпать в них различную крупу, набивать не туго. Предложить детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, отгадать, что находится в мешочках? Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность, уходя таким образом от негативного состояния.

3. Игра «На полянке». 
Педагог: «Давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы находимся в лесу на полянке. Ласково светит солнышко, поют птички, нежно шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло и уютно. Рассмотрите цветы вокруг себя. Какой цветок вызывает у вас чувство радости? Какого он цвета?».
После небольшой паузы педагог предлагает детям открыть глаза и рассказать, удалось ли им представить полянку, солнышко, пение птиц, как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения. Увидели ли они цветок? Какой он был? Детям предлагается нарисовать то, что они увидели.

4.Упражнение «Чудесный сон котенка».

Дети ложатся по кругу на спину, руки и ноги свободно вытянуты, слегка разведены, глаза закрыты.

Включается тихая, спокойная музыка, на фоне которой ведущий медленно произносит: «Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему снится волшебный сон: голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, родные лица, друзья, знакомые животные, мама говорит ласковые слова, свершается чудо. Чудесный сон, но пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается». Ведущий спрашивает детей об их снах, что они видели, слышали, чувствовали, свершилось ли чудо?



Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений для Утреннего сбора (старший возраст)

                                                   №1

  1. Приветствие «Доброе утро, Даша!»
  2. Обмен информацией.

                «О чем бы ты хотел рассказать своему товарищу и

                  о чем спросить».

               3. Песня о дружбе. Дети поют, взявшись за руки.

                    Дружба крепкая не сломается

                   Не расклеится от дождей и вьюг

                   Друг в беде не бросит

                                Лишнего не спросит

                    Вот что значит настоящий верный друг  2р.

                                         

                             Мы поссоримся и помиримся

                              Не разлить водой

                                     Сколько хочешь лей!

                            Нужным быть кому то в трудную минуту

                             Вот что значит настоящий верный друг  2р.

                     Друг всегда тебя сможет выручить

                      Если что нибудь приключится вдруг

                      В полдень или в полночь друг придет на помощь

                      Вот что значит настоящий верный друг 2р.

                 

                   

                                                       №2

  1. Приветствие с мячом.

              Ребенок бросает мяч тому, с кем хочет поздороваться, называя

              его по имени. Тот, кто поймал мяч, тоже здоровается с ним.

  1. Игра «Скажи наоборот»

  Большой – маленький; старый – новый; и т. п. (острый, мягкий, длинный, высокий, холодный, быстро, тихо, ярко, утро –ночь, узкий, низ – верх, вправо –влево, круглый, веселый, добрый)

       

  1. Р.Н.Игра «Тень, тень, потетень» (Использовать маски)

 Считалкой или по желанию выбирают: лису, зайца, ежей, медведя, козу.

 Дети идут по кругу, взявшись за руки, и поют:

          Тень – тень, потенень,

           Выше города плетень.

           Сели звери под плетень,

           Похвалялися весь день.

              Похвалялась лиса:

             - Всему лесу я краса!  (выходит на середину, сказала и        быстро встала на свое место в круге)

               Похвалялся зайка:

             - Поди догоняй – ка!   (тоже, что и лиса)

              Похвалялись ежи:

             - У нас шубы хороши!  (тоже)

               Похвалялся медведь:

              - Могу песни я петь!

                Похвалялась коза: «Всем я выколю глаза!»

Дети разбегаются, а коза их ловит. По сигналу вос –ля все в круг.

   

                              №3

  1. Приветствие Сердце». Здороваясь, дети передают друг

другу вырезанное из красной бумаги сердце.

           Воспитатель: «У всех вас есть сердце. Приложите руку к сердцу,

           что вы чувствуете. Да, это бьется ваше сердце. Когда вы спокойны,              

          сердце бьется ровно, когда сердитесь – учащенно. Это сердце вас

          предупреждает: остановись, успокойся, не злись. Прости – просит

           оно. Какое  бывает сердце?

  1. И/У »Скажите друг другу доброе слово»
  2. П. Игра «Удочка» 

 Дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок в середине круга вращает скакалку или веревку (удочку). Дети должны подпрыгнуть, когда скакалка приблизится к ногам. Веревку вращать как можно ниже к полу. Если веревка коснулась ног, ребенок считается пойманным.

                                         №4

          1.Приветствие «Свеча»

            Представить, что в руке свеча. Передавать ее бережно, стараясь

             не затушить. Здороваться тихо, но четко.

          2.Разговор о выходных днях. Короткий рассказ.

             Поделиться впечатлениями с друзьями.

3.Пальчиковая гимнастика: «Сидит белка на тележке»

  Сидит белка на тележке. Продает она орешки: Лисичке – сестричке,

            воробью, синичке, мишке толстопятому, заиньке усатому. Кому в

               платок, кому в зобок, кому в лапочку.

       

                                      №5

  1. Приветствие: «Взявшись за руки».

  Дети приветствуют друг друга не расцепляя рук. Поворачивают

   голову. Формы приветствия: Приветствую тебя, Даша; мое

   почтение Слава; рад встречи с тобой…; нижайший поклон…;

   мир твоему дому…

  1. И/У «Загадки описания»

Зеленый, длинный, сочный.  (огурец)

Холодный, белый, пушистый. (снег)

Бурый, неуклюжий, косолапый. (медведь)

Маленькая, серенькая, пугливая.  (мышка)

Желтое, круглое, жаркое.  (солнце)

Белоствольная, высокая, стройная.  (береза)

Белый напиток, который получают от дом. жив. (молоко)

Продукт, из которого пекут хлеб.  (мука)

Чем вытаскивают гвозди?  (гвоздодер, клещи)

Как гриб, но съесть нельзя, как волчок, но не крутится. Как колокольчик, но от дождя укроет.  (зонт)

Ласкает, но не ветер, греет, но не солнце. Говорит:

 «Спокойной сочи», но не телевизор. Кто это?  (мама)

Какое дом. жив. заменяет народам Севера и овец и коров и лошадей.   (олень)

   

  1. Подв. игра «Жмурки»

Воспитатель назначает считалкой водящего – жмурку. Он встает на середину группы. Ему завязывают глаза и предлагают несколько раз повернуться. Все дети разбегаются. А «жмурка» старается, кого нибудь поймать. При виде какой нибудь опасности играющие должны предупредить «жмурку» словом «огонь».

           

                             №6

  1. Приветствие: «Микрофон» 

  Громко и четко произносить имя и фамилию. Например:

  Доброе утро, Петрова Саша! и т. д.

  1. И/У «Разные слова»

Воспитатель просит детей назвать сладкие слова (конфета, сахар….)

Тяжелые слова (гиря, штанга….), мягкие слова (пушинка, облако…)

Веселые слова (смех, улыбка…), зимние слова …..

  1. Р.Н.Игра «Ворон».  Выбирается ворон, встает в середину.

  Ой, ребята, та-ра-ра!

  На горе стоит гора.           Дети идут по кругу в хороводе

  А на той горе дубок,

  А на дубе воронок

      Ворон в красных сапогах         показывают на ноги

      Позолоченных серьгах              вращ. движ. около ушей

    Сидит ворон на дубу

    Он играет во трубу          имитируют игру на дудочке

       Труба точеная

           Позолоченная

                  Труба ладная,                 Дети хлопают в ладоши

                   Песня складная. Да!  

   

                                №7

  1. Приветствие: «Рукопожатие»
  2. И/У «Какой звук встречается чаще всего»

Дети проговаривают упр. вместе с воспитателем.

Шла с базара кошка,                        У ежа – ежата,

У кошки – лукошко. (ш)                  У ужа – ужата. (ж)

У Сени и Сани                                  Эй, кузнец – молодец,

В сенях сом с усами. (с)и (с)            Захромал мой жеребец. (ц)

Дятел на дубу сидит                          Два щенка щека к щеке

И в дубу дупло долбит. (д)                Щиплют щетку в уголке. (щ)

Мама мыла Милу мылом                 Коза, коза

Мила мыла не любила. (м)               Зеленые глаза. (з)

  1. Игра средней подвижности «Кто как передвигается»

Воспитатель называет животное, а дети его изображают.

Лиса – бегает, ходит, прыгает.

Волк – рыщет, бегает, ходит.

Белка – скачет, прыгает.

Медведь – ходит, бегает, лазает.

                       №8

  1. Приветствие: «Бубен»

 Дети ударяют в бубен столько раз, сколько слогов в имени

ребенка, с которым хотят поздороваться.

  1. Ритмическая игра «Топ – хлоп»

 Ведущий хлопками и притопами задает несложный ритм.

Для начала берется самый простой ритмический рисунок:

«хлоп – топ». Ритм пускается по кругу. Первый играющий

хлопает, второй топает, третий хлопает и т. д.

Вариант: Берется более сложный ритмический рисунок,

разбивается на фразы (две, три, четыре) и пускается по кругу.  

  1.  Игра «Ровным кругом»   

Дети идут по кругу, взявшись за руки. Один ребенок в центре круга.

                                     - Ровным кругом друг за другом

                                       Мы идем за шагом шаг

                                       Стой на месте! Дружно вместе сделаем

                                      Сделаем вот так.    (дети выполняют движение,

                                          которое показал стоящий в центре ребенок)

 

 

                                           №9

  1. Приветствие «Клубочек»

Здороваясь, дети передают друг другу клубочек, а нитку держат в руке. Клубочек возвращается к тому, кто здоровался первым.

  1. Игра «Узнай предмет по описанию»

 Вос-тель: «У него есть четыре ножки и сиденье»

Дети: «Табурет» и т. п.

 -У этого предмета мебели есть спинки, ножки и матрац.

 Это….(кровать)

- У него есть стенки боковые, задние, спереди дверки,

внутри полки.   (Шкаф)

- У него есть ножки спинка и сиденье. (Стул)

- У него 4 ножки и крышка (столешница) – (стол)

   Под крышей четыре ножки, а на крыше – суп да ложки.

- У этого предмета есть спинка, сиденье, подлокотники

   и ножки на колесиках. (Кресло, диван) и т. д.

Вместо мебели можно взять посуду, одежду, растения и др.

  1. П/Игра «Стоп»

Играющие встают в одну линию. Напротив, очерчивается

круг диам. 2-3 шага. Это место водящего. Повернувшись спиной к играющим, водящий громко говорит: «Быстро

шагай, смотри не зевай! Стоп!» При этих словах все играющие продвигаются по направлению к водящему. Как только водящий произнесет слово «стоп!», все останавливаются, водящий быстро оглядывается. Того, кто  

    не успел вовремя остановиться, водящий возвращает в  

     начало. Игра продолжается до тех пор, пока кто нибудь из

      играющих не встанет в кружок. Он становится водящим.

 

     

                              №10

  1. Хоровое приветствие «Здравствуйте, друзья!

 (Громко, тихо, в полголоса)

  1. Игра «Что такое «перед тем»

  - Саша, можешь ли сказать ты всем,

    Что ты делал перед тем, как сегодня утром             проснулся?»  Ответ ребенка.

Задать тот же вопрос другому ребенку по поводу другого      

времени дня. (вчера вечером лег спать, сегодня пообедала,

перед тем как уснул, и т. д.)

  1. Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали

                             покажем»

                         Один играющий выходит за дверь, остальные    

                         Придумывают движение, которое будут показывать

                         ушедшему за дверь ребенку. Он должен отгадать.

     Части суток, трудовые действия, разные виды движений.

(Плывем, едим мороженое, стираем, гладим, пьем холодный лимонад,           едим горячий суп, рубим дрова, чистим зубы, делаем зарядку….)

                                №11

  1. Приветствие «Цепочка»

Дети сидят в круге руки на коленях. Здороваясь, один берет другого за руку и не отпускает, пока все дети не поприветствуют друг друга. Круг замыкается. Дети

крепко держатся за руки и поднимают их вверх.

(Встать, не расцепляя рук)

  1. И/У «Расскажи нам о себе»

(Имя и фамилия, сколько лет, где и с кем живешь, любимое занятие, имя друга).

                  3.  П/Игра «Слушайте меня»

              В –ль: «Вы деревья, вы ветер, зайцы, мячи, птицы, вы

                            ручеек, дождь, камень, неваляшки, солдаты.»

                Дети выполняют движения.

   

 

                                  №12

     1.  Приветствие «Дни недели»

           Дети обращаются друг к другу превращаясь в дни недели.

            Сначала по порядку, затем – произвольно.

          Например: «Здравствуйте, я утро; здравствуйте, я день;

                 я вечер; я ночь…»  

     2.  Обмен новой информацией

           Задачи того, кто делится информацией:

          * говорить громко и понятно;

          * представлять новости кратко и четко;

          * подбирать новости, подходящие для работы в группе;

          * отвечать на все вопросы вежливо, уважительно.

          (эпизод из поездки в гости, новая игрушка, изменение в

          жизни, что то значимое)

     

       3. Песенка «Азбука»

        А; Бэ; Вэ; Гэ; Дэ;Е;Жэ – прискакали на еже

        Зэ; И; Ка; эЛЬ; эМ; эН; О – дружно вылезли в окно

        Пэ; эР; эС; Тэ; У; эФ; Ха – оседлали петуха

        Цэ; Чэ; Ша; Ща; Э; Ю;Я – все теперь мои друзья!

                         Пять сестренок опоздали -

                         Заигрались в прятки,

                         А теперь все буквы встали

                          В азбучном порядке.

                             Ы;  Ъ;  Ё;  Й;  Ь.

                  Найди им место в алфавите!

       

     

                                    №13

  1. Приветствие с поклоном
  2. Игра «Большой – маленький»  (с мячом)

 В – ль: «Ключ – ключик, мяч – мячик, дверь – дверка,

       ветер – ветерок, дождь, туча, сад, лист, лес, птица,

       яйцо, солнце, сад, дерево, огород, аист, грач…»

3. Строевые упражнения.   (Научим, Петрушку строится   в колонну, парами, поворотам в стороны и др.)                    

                          №14

  1. Приветствие «Превращения»

  Воспитатель раздает детям фигурки животных (картинки).

 Ребенок здоровается, называя животное. Мимика, голос.

  1. Выбор видов деятельности на день.

Презентация видов деятельности на день воспитателем.

Предложения детей.

  1. Игра «Вкруг скорее соберись»

                    Дети разбегаются по группе. По команде воспитателя

                       встают в круг, строя его зрительно, без помощи рук.

                      Варианты: квадрат, овал, треугольник.

                                 

                                                  №15

  1. Приветствие: «Доброе утро, привет (на русском),

«Чао» (на итальянском), «Бонжур» (на французском)

«Ола» (на испанском), «Шалом» (на иврите),

«Гутен таг» (на немецком), «Хеллоу» (на англ.),

 «Моши» (на японском).

  1. Игра «Ассоциации» или «Ответь быстро».

 Воспитатель называет время года, ребенок называет слово,

характеризующее это время года.

Весна –сосулька, ручеек, подснежники, травка, капель, скворцы, проталины.

Зима – снег, лед, мороз, метель, иней, снегопад…

Лето – солнце, цветы, жара, пчелы, ягоды, соловьи, листья…

Осень – листопад, грибы, дождь, холод, урожай, тучи…

  1. П/Игра по желанию детей. /Хорошо знакомая детям /

           

                                 №16

  1. Приветствие «Доброе утро»
  2. Психогимнастика.   Игра «Дождик»

Дети становятся в круг. Воспитатель говорит: «Начинается

дождь (звучит музыка). Упала одна капля (дети хлопают в ладоши 1раз, вторая – 2раза, до 5.

- Идет дождь. Дети хлопают.

- Прекращается дождь. Упало пять капель (5 хлопков), 4,3,2,1

- Закончился дождь. (голос в-ля тише, тише, шепотом).

3. Игра «Мы сейчас пойдем направо».

    Мы сейчас пойдем направо раз-два-три

     А потом пойдем налево раз-два-три

     Мы тихонечко присядем  раз- два- три

    А потом все дружно встанем раз- два- три

    Подойдем друг к другу ближе  раз-два-три

    Отойдем мы друг от друга  раз-два- три

     Мы похлопаем в ладоши  раз-два- три

     И попрыгаем немного  раз- два-три

     Снова мы пойдем направо раз-два-три

     А потом пойдем налево  раз- два-три

      Мы покружимся на месте  раз-два-три

       Остановимся мы дружно (хлопки) раз- два- три.

   Дети выполняют движения согласно с текстом.  

     

 

 

                                             №17

  1. Приветствие:  «Здравствуй, Саша; Доброе утро, Даша»

  1. Обмен новостями (новая игрушка, событие в семье, появился домашний питомец и т. д.

  1. Игра « Чайничек»

Дети стоят по кругу руки на поясе, изображая чайник.

          Поют: Чайничек с крышечкой (показ)

                      На крышечке шишечка (кисть руки сжать в кулак и      

                      положить на голову)

                     В шишечке дырочка (большой и указательный палец

                     сложить в кольцо и показать)

                     В дырочку пар идет (указ. пальцем изобр. пар)

                     Пар идет в дырочку (показ)

                     Дырочка в шишечке (показ)

                     Шишка на крышечке (показ)

                     Крышка на чайнике  (показ)

Затем начинать снова, ускоряя темп. Повторить 3-4 раза.

                                         № 18

  1. Приветствие: «Здравствуй, Лешенька, дружок;

Здравствуй, Ирочка, подружка и т. п»

         

  1. Игра с микрофоном « Расскажи о себе то, что захочешь»

            3. И/У «И я  (мы) тоже»

                Ведущий говорит: Я люблю играть

                   Дети: И мы тоже

                   -  Я знаю много сказок –

                   -  Я люблю смеяться –

                   -  Я люблю в воде плескаться –

                   -  Я веселый поросенок …?

                  -  Я удил на речке Вожже –   И мы тоже

                  -  Со мною был Сережа   -

                  -  Я купался и плескался –

                  -  Лещ на удочку попался …  ?

Опубликовано:

«СУНДУЧОК» для педагогов и родителей https://vk.com/club_sunduk_ru

                                 

             

                           



Предварительный просмотр:

 

План-конспект образовательной деятельности с дошкольниками старшего дошкольного возраста

          на тему: «Финансовая грамотность» 

                                                                             Подготовила:

                                                                            Тришина Юлия Юрьевна,

                                                                             Воспитатель

                                                                             

 

План-конспект образовательной деятельности с дошкольниками старшего дошкольного возраста на тему: «Финансовая грамотность» 

Возраст: старшая группа  

 Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».

Методы и приемы: игровой, наглядный, практический, словесный, художественное слово.

Интегрированные виды детской деятельности: Познавательно-игровая, коммуникативно-познавательная, игровая.

Педагогические технологии: ЗОЖ технология, интерактивные педагогические технологии - «В кругу», «В парах», «По цепочке», «Хоровод», «Индивидуальная деятельность с ребенком», «Незаконченное предложение», «Мозговой штурм»; ИКТ- технология; социоигровая технология В. Букатова - «Ритуал начала занятия», «Рефлексия»; технология сотрудничества; мотивация.

Цель: формировать у детей многообразии профессий, содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи интеграции образовательных областей:

Познавательное развитие: 

- формировать у детей многообразии профессий,

-  расширить знания детей о важности и значимости труда,

- формировать представления детей о продукте деятельности (товаре), объяснить происхождение стоимости, 

- развивать представление детей о понятии «деньги», товар», «профессии», «финансы», «бюджет», «доход и расход», «наличные и безналичные деньки, «наука «Нумизматика»»,

- развивать память, внимание, воображение, творческую активность, любознательность, познавательную мотивацию; стимулировать активность детей

 Речевое развитие:  

- Обогащать словарный запас,  

- развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми: умение вести диалог; выслушивать ответы сверстников; умение высказывать предположения и делать простейшие выводы; излагать свои мысли понятно для окружающих;

 -  Совершенствовать разговорную форму связной речи в различных видах детской деятельности;

Формировать интерес к устному народному творчеству (пословицы, поговорки).

Социально-коммуникативное развитие

- воспитывать положительное отношение к труду других людей и его результатам;

 - воспитывать трудолюбие, стремление быть полезным окружающим;

- Формировать умение соблюдать безопасное поведение во время игровой деятельности соблюдать элементарные нормы и правила поведения в процессе совместной образовательной деятельности, действовать в команде.;

- Совершенствовать коммуникативные навыки через общение с детьми и взрослым;

- Формировать гендерные отношения.

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности и ответственности

Художественно-эстетическое развитие

- Развивать художественное – эстетическое восприятие: чувственное восприятие художественного слова, образное восприятие стихотворения  

Физическое развитие:

       Развитие эмоциональной сферы детей и психологического комфорта

   -Развивать двигательную активность во время игр малой подвижности, внимание, координацию движения, умение ориентироваться в пространстве. 

Предварительная работа: рассматривание книжных иллюстраций, фотографий, плакатов, тематических картинок на тему «Профессии», циклы бесед, игровых занятий по ознакомлению с профессиями, Беседы о профессиях родителей и других членов семьи, о  значении труда в жизни человека,  встреча с  людьми разных профессий с участием родителей,  Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Сбербанк», «Транспорт», «Поликлиника- Аптека» и пр.;  дидактические игры «Кейс-«Профессии»,» Монополия», «Детский Тотализатор», «Ассоциации» (Профессия-товар-деньг); «Профессии Будущего», «Угадай профессию», «Собери картинку»; словесные «Доскажи словечко», «Кто больше скажет о профессии»; беседы- «Деньги и семейный бюджет, «Как взаимосвязаны Профессия и бюджет», «Как можно заработать и хранить деньги»; проект «Кухня- Кофе»»; папки «Lapbook» на тему «Профессии», «Угадай профессию", "Кому что нужно для работы", "Результат труда " ; чтение художественной литературы: Э. Успенский «Чебурашка и Крокодил Гена»; «Бизнес Крокодила Гены»; Л. В. Кнышев «Экономика для детей»; А.С Михалков «А что у вас?», Сказка «Буратино», Муха-цокотуха», «Лисичка со скалочкой», А.С. Пушкин «Сказка о Попе и его работнике Балде»; просмотр  мультфильмов «Сказки Тетушки Совы» (Что такое деньги?), «Смешарики» (Финансовая грамотность – благородное дело), «Золотая антилопа», «Простоквашино»; сюжетно-ролевые игры "Почта", "Магазин", "Парикмахерская",   "Троллейбус" «Кафе- Кухня»,  «Больница- Аптека».    

Материал:

Демонстрационный: мультимедийное оборудование, проектор, альбом с деньгами, картины и иллюстрации на тему «Профессии»,  мягкий мяч., музыкальная фонограмма, интерактивная дидактическая игра «Бюджет семьи» 

Раздаточный: упаковочная коробочка, цветная бумага, клей, пайэтки, и другой бросовый материал.

                                               Организационный момент

                 (Социоигровая технология В Букатова «Ритуал начала занятия»)

                                                 Игра- приветствие  

 (Звучит музыка –фонограмма.   Воспитатель встречает детей на ковре)

- Здравствуйте, ребята дорогие! Я -  рада встречи с вами

              Малоподвижная психологическая игра «Круг дружбы»

(Воспитатель-  предлагает детям встать вкруг, взяться за руки и улыбнуться и поприветствовать друг-другу, читает стихотворение)

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас. 

Соберемся дружно в круг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся  

-- Возьмите, пожалуйста, подушечки и рассаживайтесь поудобнее на ковре. Мальчики, не забывайте помогать девочкам! Внимательно посмотрите на мольберт, подумайте и скажите мне, о чем мы с вами будем сегодня разговаривать

(Воспитатель указывает на мольберт, на котором вывешена картинка на тему «Профессии», дети смотрят, воспитатель загадывает вопросы- дети отвечают)   

- Ребята, что изображено на картинке? (Ответы детей) Как в общем можно назвать то что нарисовано (Ответы детей- Профессии)

-Верно. На картине изображены разные Профессии. Послушайте как в стихотворении рассказывается о профессиях

                          Стихотворение «Профессий в мире много.. »

(Воспитатель читает стихотворение, дети слушают )   

Профессий в мире много есть,

Их невозможно перечесть.

И все профессии нужны!

Все интересны и важны.

      Нужно свой труд любить

В труде стараться первым быть,

Чтоб людям пользу приносить!

- Как вы считаете, какую пользу приносят люди разных профессий? (Ответы детей)                         

           Беседа и знакомство с общими понятиями по теме «Профессии»

(Воспитатель ведет беседу, задает вопросы, дети слушают, отвечают на вопросы)

- Когда вы вырастите, вам тоже придется выбирать профессию. В этом выборе очень важно не ошибиться, так как от правильного выбора будет зависеть ваш материальный достаток, круг общения, интересы, счастье в семейной и личной жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? Как вы думаете? (Ответы детей)

- Ребята, Профессии (лат. Professio, от profiteor – объявляю своим делом) - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития. В рамках любой профессии есть определенный вид   занятий –специальность Например: Профессия врач имеет разную направленность - окулист, педиатр, терапевт.Уровень профессионального мастерства человека в каждой профессии называется квалификацией   Когда человек приходит работать в организацию, то ему предоставляется рабочее место, которое определяется должностью  (директор, секретарь, уборщица и т.д. ).  Чтобы овладеть какой – либо профессией, нужно развивать определенные свойства характера. Многие профессии требуют от человека умения общаться, внимательно выслушивать людей, сохранять приветливый и доброжелательный тон, проявлять доброту и отзывчивость. Ребята, соберите подушечки, давайте пройдем на ковер и немного поиграем.  

                 Дидактическая речевая игра малой подвижности с мячом

                                 «Что делает? (профессии)»

 (Интерактивные педагогические технологии «В кругу», «Мозговой штурм»»)

-Верно. А теперь я предлагаю вам поиграть. Я буду передавать мяч и называть профессию, а вы возвращать мне мяч     и называть что умеет делает человек- представитель этой профессии, на пример:

Повар что умеет? … (Ответы детей -готовить, варить, жарить…).

Врач что умеет? … (Ответы детей - лечить, делать уколы, ставить градусник…)

Строитель что умеет? …  (Ответы детей- строить дома, красить…)

Воспитатель д что делает? ….  (Ответы детей- воспитывает детей, играет с ним …)

    Дидактическая речевая игра малой подвижности с мячом

                                 «Что делает? (профессии)»

        (Интерактивные педагогические технологии «По цепочке»)

А теперь вы будете передавать друг другу мяч и один называет то что умеет делать человек той или иной профессии, а другой – называет профессию, а затем следующему игроку передает   мяч и один называет то что умеет делать человек той или иной профессии и так далее. На пример:

Лечит людей… (Ответы детей- врач)

Водит машину – ... (Ответы детей- шофер, водитель)

Учит детей   ...  (Ответы детей- учитель) 
В жаркой кузнеце работает – ... (
Ответ детей- кузнец).
- Все верно!  А кто всё знает –  тот молодец!

          Знакомство с устным народным творчеством (Пословицы и поговорки)

-Профессий много, их тысячи и с каждым днем их становиться все больше. А для того чтобы овладеть той или иной профессией., необходимо хорошо учиться, многое знать. А еще следует уважать людей всех профессий, ценить огромный труд, который они выполняют. В нашей стране с благодарностью относятся к труду людей, отмечают различные профессиональные праздники, в честь героев труда называют улицы и даже города. На Руси об этом складывали пословицы и поговорки вот послушайте:

  • Ученье и труд рядом живут.
  • Учение да труд к славе ведут.
  • По работе и работника знать.
  • Суди человека по его труду 
  • Землю солнце красит, а человека – труд.
  • Всякому молодцу ремесло к лицу.
  • Птицу узнают в полёте, а человека в работе.
  • Какие труды, такие и плоды
  •  Хорошая работа мастера хвалит.

  Беседа и знакомство с общими понятиями по теме «Труд, товар, деньги»

- Проходите к стульчикам, рассаживайтесь поудобнее на ковре.  Мальчики, не забывайте помогать девочкам! И мы еще с вами немного побеседуем. Скажите, как можно одним словам назвать действия, которые выполняют все люди, разных профессий. Что они делают? (Ответы детей- трудятся)

 - Верно! Исполняя свои обязанности, люди трудятся. А что же такое труд?  (Ответы детей)

-  Ребята, труд - деятельность людей, требующая значительных затрат физической и умственной энергии для изготовления товара или продукта труда (деятельности) для продажи. Как вы думаете, что такое товар? (Ответы детей)

 - Молодцы! Товар – -это все то, что продается и покупается. Скажите, что нужно для того чтобы продать или купить товар? (Ответы детей - деньги)

- А как вы думаете, откуда у людей берут деньги? (Ответы детей- зарабатывают)

- Правильно! Люди на работе трудятся и за это им платят деньги – выдают зарплату. Следовательно, труд - это еще и источник заработка, источник честных денег. Деньги- это финансы. Мы сначала зарабатываем деньги, а потом можем их тратить. Все деньги, которые мы получаем называется финансовым доходом, а как тогда называются деньги, которые мы тратим? (Ответы детей- расход)

 - Верно! Расходы – это трата денежных средств. Все наши траты мы можем разделить на две части: необходимые и желаемые. А вы знаете, что такое желательные траты и необходимые траты? Необходимые траты — те вещи, без которых человек не может обойтись. Желаемые траты — вещи, которые тебе хочется купить, но ты можешь обойтись без них. В каждой семье есть и доходы, и расходы, учитывая доход и расход мы можем контролировать свой финансовый бюджет семьи, то есть сумму, которая поступила в доход семьи.                

                Интерактивная дидактическая   игра «Бюджет семьи»

      (в ходе игры воспитатель проводит индивидуальную работу с 3-4 детьми)  

 -  Посмотрите, на экране большой кошелек- это бюджет семьи. В семье бабушка, дедушка, мама, папа, два сына- Глеб и Сергей, две сестры Таня и Аня. Сейчас я буду вам называть что сделает один из членов семьи, а вы называть ответ. Если ответ правильный, то в кошелек добавятся или убавятся монеты. В итоге мы узнаем, что стало с бюджетом семьи. И так начнем?

Папа и мама получили зарплату это? (Ответ детей- Доход) 

- Верно! Посмотрите, как монетки переместились в кошелек. Бабушка собралась поехать в гости.  Что будет с бюджетом? (Ответы детей- деньги пойдут на расходы для поездки)

- Верно! У старшего брата Глеба порвались кроссовки, нужно срочно купить. Как это расход называется – (Ответ детей- необходимый, деньги из кошелька убавятся) 

Правильно  

-(ИНД) Ваня, Таня получила стипендию за учебу- это? (Ответ ребенка - доход).

- Наводи мышку, нажимай на нее. Ты правильно ответил? Что произошло? (Ответ ребенка, добавились монетки в кошелек.

--(ИНД) Маша, а вот папа, решил купить себе еще один телефон, это какие траты? (Ответ ребенка- желаемые)

-  Как ты думаешь, что произойдет с бюджетом (Ответ ребенка- деньги убавятся).

Наводи мышку, нажимай на нее. Правильно!

- (ИНД) Дедушка выиграл большую сумму денег в лотерею. Миша что произойдет? (Ответ ребенка) 

- ИНД) Таня как ты считаешь Миша правильно ответил? (Ответ ребенка) 

- Ребята, посмотрите бюджет семьи то пополняется, то убавляется и это доказывает, финансовый бюджет нужно планировать, желательно вести книгу учета бюджета, где отмечают: доход, расход, подсчитывают итог- оставшуюся сумму денег. Сейчас я предлагаю пройти вам на ковер, мы немного отдохнем.   Мальчики, не забывайте пропускать девочек вперед.

               Физминутка «Раз, два, три, четыре, пять»   (технология ЗОЖ)  

Мы ребята высший класс                 показывают кулачками «класс
Полюбуйтесь – ка нас                      
кружатся вокруг себя, показывая со всех сторон себя 
Скоро вырастем большими            
поднимают руки вверх, встают на носочки 
Будем покорять вершины                
показывают, как карабкаются в горы снизу вверх 
Поведём вдаль корабли                      
руки вверх, ладони вместе над головой 
Будем шить, варить, плясать            
загибают пальчики на руках 
Будет некогда скучать                      
поднимают руки вверх 
Мастерами станем дела                    
стучат кулаком о кулак 
И пойдём по жизни смело                  
ходьба на месте 

Но чтоб профессии иметь                  разгибаем пальцы, руки в стороны 

Вы друзья не балуйтесь, учитесь!      погрозить пальчиком
И, конечно, не ленитесь !                    Отрицательное движение указательным пальцем 

Знакомство с альбомом монет и наукой, изучающей монеты (нумизматика)

- Возьмите, пожалуйста, подушечки и рассаживайтесь поудобнее на ковре. Мы узнали, что люди за свой труд получают деньги, которые они могут потратить, оглядываясь на свой финансовый бюджет. Но люди также могут и поменять свои продукт деятельности (товар) или другими словами свой труд на товар (труд) другого человека. Это действие называется бартер.  Но если все-таки в обмене продукта труда используются деньги, то в этом случае деньги являются посредником обмена. В деньгах выражается стоимость товара в зависимости от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Настоящие деньги может печатать только Центральный Банк Российской Федерации. Кто знает, как у нас в России называются деньги? (Ответы детей рубли, копейки)

- Верно!  Рубли бывают в виде бумажных денег (купюры или банкноты) и монеток. Рубль – денежная единица Российской Федерации. В разных странах деньги называются по-разному, а деньги других стран называется - валюта. Валютой мы можем расплачиваться   в других странах. Посмотрите у меня альбом с разными деньгами, например – доллар (Америка), Евро - это европейская единица денег, Лев (Болгария), Крузейро (Бразилия), Форинт (Венгрия), Крона (Чехия), Донг (Вьетнам).  Наука, которая изучает деньги называется нумизматика. Ребята, кто знает, как называются деньги, которые хранят в кошельке? (Ответы детей-  наличные деньги).

-Верно! Деньги, которые есть у нас в наличие- это наличные деньги, но есть деньги, которые хранятся на   пластиковой карте – такие деньги называются безналичные. Безналичные деньги хранятся в специальном Учреждение, которое называется Банк. А как еще можно хранить деньги? (Ответы детей) 

                                    Продуктивная деятельность «Изготовление копилки»  

-Ребята, хранить деньги- это значит из копить. Вы правильно сказали, хранить можно дома  в копилке. И сегодня мы с вами сделаем копилку. Проходите к столам, там для вас приготовлена упаковочная коробочка, цветная бумага, клей, пайэтки, и другой бросовый материал. Сей час вы сами каждый на свое усмотрение оформите свою копилку, которую заберете домой и будете копить монетки. Пожалуйста, приступайте к работе, но не забывайте о правилах безопасности во время работы.

                                                    Заключительная часть

            ( Социоигровая технология В. Букатова «Рефлексия»)

(Воспитатель предлагает детям пройти на ковер, подводит итоги)

 - Ребята, проходите на ковер. Давайте сейчас вспомним что мы делали, что узнали нового, что услышали, что увидели? (Ответы детей) 

-  Ребята давайте попробуем сформулировать правила:

1. Профессию нужно выбирать правильно, так как от будет зависеть ваш материальный достаток, круг общения, интересы, счастье в семейной и личной жизни

1.  Деньгами нужно распоряжаться экономно и бережно, не тратить по пустякам, иметь привычку копить деньги «на потом»

_Ребята, спасибо вам, мне было интересно с вами и я вам приготовила наклейку «Памятку о финансовой грамотности»

-До свидания!

                            (дети прощаются, уходят)

                                                Список литературы:

  1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев //Финансы. -2010-№9
  2. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам.
  3.  Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика . А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012
  4. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, - Калининград, 2013
  5. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»  
  6. Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2018.

 

 

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 

Конспект  

Литературной викторины по произведениям С.Я. Маршака

в средней группе

Тема: «Веселая карусель»

        

Составила:

воспитатель

  Бородина Е.А.

высшая

квалификационная

 категория

 

Тема: «Веселая карусель»

Возраст: 4 – 5 лет

Основная образовательная область: познание

Интеграция образовательных  областей:

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Образовательные задачи:

- закрепление знаний о творчестве С.Я Маршака, создать условия для развития детской любознательности, познавательной активности.

Развивающие задачи:

- активизировать словарный запас детей, память, внимание, мышление;

- развивать умения отвечать на вопросы по произведениям С. Маршака.

- узнавать героев произведений по отрывку, по иллюстрации.

- активизировать словарь детей: вводить в речь слова, определяющие силь произведения: стихотворение, сказка; Учить понимать смысл выражения «эмблема года».

- развивать умение драматизировать сказки, эмоционально передавать содержание текста.

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к литературе, чтению книг, желание познакомиться с новыми произведениями  писателя;
- продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми; 

- воспитывать умение слушать воспитателя;

- развивать коммуникативные навыки;

- учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений;

- вызывать положительные радостные эмоции при двигательной активности.

Планируемый результат: активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач;  проявляет чуткость к художественному слову при чтении отрывков из сказок С. Маршака; положительные эстетические чувства и эмоции при проведении физкультминутки «Старушка и пудель».

Методы и приемы: 

1) словесный – слушание и отгадывание отрывков из произведений, беседа;

2) практический: игра – драматизация по «Сказке о глупом мышонке»;

3) наглядный: рассматривание слайдов, рассматривание предметов.

Наглядные средства обучения: 

- демонстрационные: презентация, игрушка Карандаш,  коробка с игрушками: мяч, одеяло, сковорода, перчатки, собачка.

- раздаточные: маски-ободки для драматизации: кошка, мышь, мышонок, лошадь, курица, утка, свинка, щука.

Организация детей:

Сидя на стульчиках на ковре;

Индивидуальная работа: с Тимуром, Кариной, Дилярой, Софией М., Сабиной, Евой, Лизой, Светой по подготовке игры-драматизации.

Словарная работа: иллюстрация, произведение, автор,   артисты.

Предварительная работа: чтение произведений С.Маршака, выставка книг поэта, рассматривание иллюстраций,  изготовление книжек – малышек, заучивание отрывков из произведений.

Структура: 

1) Организационный момент;

2) «Самуил Маршак и герои его книг»;

3) «Назови произведение»;

4) «Откуда предметы?»;

5) «Найди стихотворение Маршака»;

6) Игра - даматизация «Сказки о глупом мышонке»

7) Рефлексия.

Ход ООД

1 часть. Организационный момент.

Дети сидят полукругом на стульчиках, звучит аудиозапись песенки Карандаша:

Позвольте вам представиться –

Волшебный Карандаш!

Надеюсь, вам понравится

Рассказ короткий наш.

В стране забавных умных книг

Я ваш надежный проводник!

Воспитатель: - Чья это песенка? Кто пришел к нам?

Дети: - Это Волшебный Карандаш.

Воспитатель достает игрушку Карандаш.

Воспитатель: - Да, это Волшебный Карандаш. Он живет в стране Книг. Книги очень любят и ценят и взрослые и дети (слайд 2).

Карандаш пришел проверить, хорошо ли вы знаете произведения детских писателей. Он предлагает отправиться на веселую книжную карусель.

2 часть. «Самуил Маршак и герои его книг».

 Воспитатель: - Смотрите, как кружатся на карусели веселые детские книжки (слайд 3). У этих книг один автор, кто же их написал?

Дети: - Самуил Маршак.

Воспитатель: - Правильно, все эти книги написал Самуил Яковлевич Маршак. Взгляните на его портрет (слайд 4). Он прожил долгую жизнь – 77 лет. Его книги знаете вы, знали ваши папы, мамы и даже бабушки и дедушки. С детства всем известны его стихи про веселого пуделя, глупого мышонка, рассерженную барыню, которая сдавала багаж, рассеянного гражданина и многих других. Сейчас Карандаш покажет нам картинки, а вы должны назвать, из какого произведения С. Маршака эта иллюстрация.

3 часть. «Назови произведение».

(Слайд 5)

Дети: - «Багаж».

Воспитатель: - Правильно, назовите, что дама сдавала в багаж.

Дети: - Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку,
И маленькую собачонку.

(слайд 6) Воспитатель: - Из какого произведения эта иллюстрация?

Дети: - «Сказка о глупом мышонке»

Воспитатель: - Что пела мышонку Кошка?

Дети: - Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать.

(слайд 7) Воспитатель: - Из какого произведения эта иллюстрация?

Дети: - «Вот какой рассеянный»

Воспитатель: - На какой улице жил человек рассеянный?

Дети: - На улице Бассейной.

(слайд 8) Воспитатель: - Из какого произведения эти строчки?

«Хвостик - на подушке,

На простынке – ушки

Разве так спят?»

Дети: - «Усатый – полосатый».

(слайд 9) Воспитатель: - Из какого произведения эти строчки?

    «Побежала мышка – мать

     Тётю лошадь в гости звать:

     Приходи к нам тётя лошадь,

     Нашу детку покачать…»

Дети: - «Сказка о глупом мышонке».

(слайд 10) Воспитатель: - Из какого произведения эти строчки?

«Старушка и пудель

Смотрели

В окно,

Но скоро на улице

Стало темно…»

Дети: - «Пудель».

4 часть. «Откуда предметы?»

Воспитатель: - Молодцы, с этим заданием вы справились на «отлично».

Еще Карандаш принес коробку с какими-то предметами. Давайте посмотрим, из каких произведений Маршака эти предметы. Мяч – «Мяч», маленькая собачка - «Багаж», одеяло - « Усатый - полосатый», сковорода - «Вот какой Рассеянный», перчатки – «Вот какой Рассеянный».

- Молодцы и с этим заданием вы справились.

5 часть. «Найди стихотворение Маршака»

(слайд 11) Воспитатель: - Здесь иллюстрации к разным произведениям. Назовите картинку к стихотворению, которое написал Самуил Маршак.

Дети: - «Где обедал воробей?»

Воспитатель: - Назовите оставшиеся сказки.

Дети: - «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Федорино горе».

Воспитатель: - Кто их автор?

Дети: - Корней Чуковский.

(слайд 12) Физкультминутка «Старушка и пудель»

Однажды старушка
Отправилась в лес.
(Ходьба на месте)

Приходит обратно,
А пудель исчез.
(Повороты влево-вправо с подниманием плеч)

Искала старушка
Четырнадцать дней,
(Повороты головы влево-вправо покачивание головой, обхватив ее руками)

А пудель по комнате
Бегал за ней.
(Прыжки на месте, с руками согнутыми перед грудью)

Воспитатель: - Молодцы, Карандаш понял, что вы хорошо знаете стихи и сказки Самуила Яковлевича Маршака. А теперь мы покажем Карандашу, что наши дети еще и артисты. Они подготовили «Сказку о глупом мышонке».

(слайд 13) 6 часть. Драматизация сказки.

Рефлексия. Карандаш благодарит детей за показанную сказку, за знание произведений Самуила Маршака, прощается.