3. Учебно-исследовательская деятельность

Карлина Валентина Васильевна

1.Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми

2. Открытое занятие " Зимующие птицы"

3. Положение о портфолио дошкольника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми.

              Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть! 
Такие нагрузки отрицательно сказываются на  здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию. 

                Активный образ жизни, частые стрессы в семье и на работе часто приводят к перенапряжению, плохому настроению, и как результат – к депрессии. Необходимо научиться расслабляться и пользоваться средствами релаксации и медитации для борьбы с «перегрузками». Но что делать, если совсем маленький ребёнок перенапряжён, перевозбуждён и сложно успокаивается после активных игр и общения? Как победить детскую гипервозбудимость?

                 Почему-то принято считать, что методы релаксации и медитации показаны только взрослым. На самом же деле, это не совсем так. Да, откровенно говоря, сложно объяснить трёхлетнему ребёнку, что такое медитация. Поэтому, релаксация детей дошкольного возраста требует особого взгляда и подхода. Главное – правильно и умело этим пользоваться.

                 Нервная система ребёнка дошкольного возраста далека от своего совершенства. Детям сложно контролируют процессы возбуждения и торможения нервной системы. Этим и объясняется неспокойный сон или проблемы с засыпанием после активных игр. Прежде всего, это касается активных деток. Но, несмотря на это, существует множество способов, благодаря которым можно успокоить «разгулявшегося» ребёнка.

                   Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. 

                    Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник. 

Упражнения на релаксацию

  Упражнения можно рассматривать как часть занятия и как самостоятельную тренинговую систему.

Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании:

«Задуй свечу»

     Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук «у».

«Ленивая кошечка»

    Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело, затем резко опустить руки вниз, произнося звук «а».

Упражнения на расслабление мышц лица:

«Озорные щечки»

    Набрать воздух сильно, надувая щечки. Задержать дыхание, медленно выпустить воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются, потом расслабить щеки и губы.

«Рот на замочке»

  Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на «замочек», сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:

                  У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).

                  Ох, как сложно удержаться, ничего не рассказав (4-5 сек.).

                  Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю!

 «Злюка успокоилась»

  Напрячь челюсти, растягивая губы и обнажая зубы, рычать, что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:

                     А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.

                     Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).

                     Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело,

                     Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,

                     Может, даже и зевнуть!

Упражнения на расслабление мышц шеи:

«Любопытная Варвара»

  И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по два раза в каждую сторону. Затем вернуться в и.п., расслабить мышцы.

                                  Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.

                                  А потом опять вперед – тут немного отдохнет.

   Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в и.п., расслабить мышцы.

                                  А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!

                                  Возвращается обратно – расслабление приятно!

  Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в и.п., расслабить мышцы.

                                  А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!

                                  Возвращается обратно – расслабление приятно!

 Упражнения на расслабление мышц рук:

«Лимон»

  Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить лимон и расслабить руку:

                                    Я возьму в ладонь лимон,

                                    Чувствую, что круглый он.

                                    Я его слегка сжимаю –

                                    Сок  лимонный выжимаю.

                                    Все в порядке сок готов.

                                    Я лимон бросаю, руку расслабляю.

  Выполнить тоже движение левой рукой.

«Пара»

(попеременное движение с напряжением и расслаблением рук)

  Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить правую руку, тем самым, сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнера выпрямляется и наоборот.

 «Вибрация»

                   Какой сегодня чудный день!                         Руками потрясли.

Прогоним мы тоску и лень!                           Вот мы здоровы и бодры!

Упражнения на расслабление мышц ног:

«Палуба»

  Представьте себя на корабле. Качает, чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-Выдох!

                          Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!

                          Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.

«Лошадки»

Замелькали наши ножки,

Мы поскачем по дорожке.

Но внимательнее будьте,

Что вам делать не забудьте!

«Слон»

  Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с «грохотом» опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе «Ух!»

Упражнение на расслабление всего организма:

«Снежная баба»

  Дети представляют, что каждый из них снежная баба, огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две, торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утр, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, затем другая. Постепенно начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

«Птички»

  Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой прохладной водицы. Поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

 «Бубенчик»

  Дети ложатся на спину, закрывают глаза, отдыхают под звучание мелодичной спокойной музыки. «Пробуждение» происходит под звучание бубенчика.

«Летний денек»

  Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы, закрывая глаза. Происходит релаксация под звучание спокойной музыки:

                                      Я на солнышке лежу,

                                     Но на солнце не гляжу,

                                     Глазки закрываем, глазки отдыхают.

                                     Солнце гладит наши лица,

                                     Пусть нам сон хороший снится.

                                     Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!

                                     Прогуляться вышел гром.

                                     Гремит гром как барабан (дети «пробуждаются»).

«Замедленное движение»

  Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную негромкую музыку:

                                         Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.

                                         Но не все пока умеют расслабляться отдыхать.

                                         Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.

                                         Замедляется движенье, исчезает напряженье.

                                         И становится понятно – расслабление приятно!

«Тишина»

Тише, тише, тишина!

Разговаривать нельзя!

Мы устали – надо спать – ляжем  тихо на кровать

И тихонько будем спать.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

по теме «Зимующие птицы»

Цель: Закрепить, расширить и обобщить знания о зимующих птицах, изучить их особенности.

Предварительная работа: чтение книг, беседы, наблюдения на прогулках, заучивание стихотворений, разгадывание загадок о птицах, просмотр слайдов, иллюстраций.

Задачи.

Образовательные: закреплять знания о зимующих птицах; продолжать учить различать зимующих и перелетных птиц; вызывать желание узнавать новые факты из их жизни; расширять и активизировать словарь по теме «Птицы».

Развивающие: совершенствовать умение устанавливать причинно - следственные связи, внимание, память, целостное восприятие, работать в подгруппах

Воспитательные: формировать доброе и заботливое отношение к зимующим птицам.

Ход занятия:

 Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:

Скучная картина!

 Тучи без конца,

 Дождик так и льется,

 Лужи у крыльца,

Чахлая рябина

 Мокнет под окном;

 Смотрит деревушка

 Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

 Осень, к нам пришла?

 Еще просит сердце

 Света и тепла.

В: Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении?

Д: Стихотворение об осени.

В: Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени?

Д: Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы.

 В: А как называются птицы, которые улетают в теплые края?

Д: Перелетные

В:   Назовите перелетных птиц?

Д: Ласточка, грач, утка, скворец, жаворонок.

В: А как называются птицы, которые остаются с нами зимовать?

Д: Зимующие.

В: Назовите зимующих птиц.

Д: Воробей, дятел, снегирь, синица, клест, поползень, галка.

В: Молодцы, я  предлагаю всем отправиться на прогулку в парк.  Я с собой рюкзак  возьму.

Игра с движениями:

 Вставайте все за мной. Сначала мы  идем по узкой тропинке. Не отставайте, идите следом друг за другом (менять направление и ритм движения).

1) идем по пыльной проселочной дороге (топают ногами);

2) теперь идем по высокой сырой траве (ходьба, высоко поднимая колени, оттягивая носок);

3) а вот впереди болото, осторожно! Перешагивайте с кочки на кочку (перепрыгивание из стороны в сторону);

4) попали в дремучую чащу, где ветки наклоняются до земли (наклоны в стороны, с имитацией «раздвигания веток»);

5) а вот и другая тропинка, шуршит песок под ногами (ладони издают шуршащий звук, ноги скользят по земле);

6) мостик впереди, перешагиваем через брёвнышки (поднимание ног по очереди с хлопками под коленом).

- Ну, вот мы и пришли! (имитация осенней парка) Привела нас тропинка в парк. Тихо. Не слышно птиц. Почему?

Д: Птицы летели в теплые края.

В: но не все птицы улетели, остались с нами еще и зимующие.

В: -Ребята, посмотрите, под кустом есть необычный конверт.  Интересно от кого же это письмо. В конверте  загадки. Только отгадав их, мы узнаем, что в письме.

С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица?
Называется … 
(Синица)

Он живет на площадях,

На деревьях, и ветвях.

Он воркует, не поет,

Бодро семечки клюет.

( Голубь)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это. (Снегири) .

Прыгает она у дома,

А зовут ее. (Ворона) .

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает,

По полям кочует —

Коноплю ворует. (Воробей)

В: правильно, ребята. А здесь и картинки  разрезные картинки с птицами есть.

Д/и «Сложи птичку».  Дети складывают из разрезных картинок птицу.

В:- Рома, а как ты догадался, что это снегирь?

Р: У снегиря красная грудка. (голубь, синица, ворона, воробей, снегирь)

В: Молодцы, правильно.  Пишет нам Лесовичок, он сообщает нам, что в Царстве Птиц случилась беда — Все птички перестали щебетать.

В:-Ребята, нам нужно помочь птицам. Правда?

Д:Да!

В: Здесь  лесовичок в конверте ещё оставил нам маленькие конвертики с заданиями, выполнив которые мы сможем помочь лесным птицам.

В:Давайте посмотрим, какое задание в первом конвертике.

А первое задание такое…Д/и «Зимующие и перелетные». 

В: - Давайте сначала вспомним, на какие 2 группы делятся птицы?

Д: Зимующие и перелетные.

В: Здесь карточки с изображением разных птиц .Зимующих птиц нужно положить на снежинку, а перелетных- на солнышко, ведь, там, где они сейчас находятся -настоящее лето.

 В:  Молодцы. Вы сделали всё правильно.

Почему летом перелетные птицы живут у нас?

Д:  Потому что они  вьют гнёзда, выводят птенцов. Перелетным птицам летом можно легко найти корм.

В:Посмотрите! Пустая кормушка весит. В следующем задании лесовичок просит нас покормить птичек, тем самым помочь зимующим птицам.

- А чем можно кормить птиц? (крошками хлеба, крупой)

Д: дети сами рассказывают, кто, чем питается.

- Рассказ воспитателя: Для корма птицам пригодны семена различных растений: конопли, подсолнуха, дыни, арбуза. Овес, пшено клюют только воробьи, для них также годятся крошки пшеничного хлеба. Синицы, кроме семян, очень любят сырое несоленое сало. Вороны – всеядные птицы. Клесты любят семена еловых и сосновых шишек. В лесу зимой много еловых и сосновых шишек. Снегири предпочитают ягоды рябины.

В: У меня в рюкзаке, есть разные семена. Выберете, нужный корм и положите на кормушку.

 Воспитатель рассказывает о правилах

- Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

- во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

- подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени;

- кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

- корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

В: А теперь, вы ребята превращаетесь в птичек. Возьмите по картинке с птичкой. Запомните какая вы теперь птичка. Слушайте меня внимательно. Каких птичек называю, только те птички и летят на кормушку.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

Воробьи к нам прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

а в четверг со всех краёв

Стая жёлтеньких синиц.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей

А в субботу, воскресенье было общее веселье.

В: Все правильно, ребята. Вы правильно корм разложили.  Птичек посади и кормушка наша ожила.

Следующее задание такое.

Игра «Подумай и ответь »На доске картинки с домиками, в которых живут птицы.

В:Какие птички улетели из домика?

Выходит лесовичок.

Л: Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что вы согласились помочь птицам и дружно справились со всеми моими заданиями, о которых я написал в письме. Вы очень помогли нашим птичкам. Послушайте, как они теперь вас благодарят своим щебетом. (Включается запись щебетания птиц).

А от себя лично хочу сказать вам огромное спасибо и подарить вам «Правила поведения в парке» Воспитатель и дети благодарят лесовичка .Он прощается с детьми и уходит. Дети с воспитателем, смотрят на карточки, проговаривают  правила.  

В: Ну, что, ребята? Я думаю, что сегодня мы в нашем прекрасном парке совершили много хороших дел, а еще узнали, как правильно кормить птиц. Давайте никогда не будем нарушать эти  правила поведения в лесу, а чтобы о них не забывать, эти карточки, которые подарил нам лесовичок, мы возьмем с собой в группу.

Пора нам возвращаться в детский сад.

Игра с движениями:

1) мостик впереди, перешагиваем через брёвнышки (поднимание ног по очереди с хлопками под коленом)

2) а вот и другая тропинка, шуршит песок под ногами (ладони издают шуршащий звук, ноги скользят по земле);

3) попали в дремучую чащу, где ветки наклоняются до земли (наклоны в стороны, с имитацией «раздвигания веток»);

4) а вот впереди болото, осторожно! Перешагивайте с кочки на кочку (перепрыгивание из стороны в сторону);

5) теперь идем по высокой сырой траве (ходьба, высоко поднимая колени, оттягивая носок);

6) идем по пыльной проселочной дороге (топают ногами);

Итог занятия 

Ребята, вам понравилось путешествие в осенний лес?

О каких птицах мы с вами сегодня говорили? Каких зимующих птиц вы знаете? Как мы можем помочь зимой птицам (мы можем их подкармливать)



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по созданию портфолио дошкольника

1.Условия достижения цели при создании Портфолио

1.  Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:

  • для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д.);
  • накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени;
  • тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, «Моё домашнее животное», «Лето-весёлая пора» и т. д.

2. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.

3. Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.

4. Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.

5. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).

2. Использование Портфолио в ДОУ

Возможно ли использование Портфолио в дошкольном учреждении?

Портфолио – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека.

Чаще всего в ДОУ используются:

1. Портфолио-раскраска – это привлекательный вид портфолио для ребёнка, поскольку в ней он сам может раскрашивать странички и наклеивать готовые изображения. Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить самостоятельно, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.

2. Печатное портфолио – одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.

Но любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора-ребенка. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.

3. По цели отражения итогового результата, ради которого собирается портфолио в ДОУ уместно использование:

  • портфолио -  собственностъ (собирается для себя);
  • портфолио-отчет (для преподавателя).

4. Так как строгих ГОСТов к портфолио пока не существует, в нем можно использовать следующие рубрики:

  • «Познакомьтесь со мной». Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день. Можно разместить информацию о том, что означает имя ребёнка. А также генеалогическое древо.
  • «Я расту». Эту рубрику можно подразделить на две:
    - «Вот какой я большой»: вес, рост, можно прорисовать ладошку ребёнка на разных возрастных этапа;

- «Чему я научился»: прописываются умения и навыки, которые ребёнок приобрёл за прошедший год.

  • «Моя семья»: помещаются фотографии членов семьи, рисунки ребёнка. Каждое изображение дополняется рассказом.
  • «Мои друзья»: аналогично рубрике «Моя семья».
  • «Мир вокруг нас»: фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов.
  • «Золотые ручки». Этот раздел может содержать работы детей, сделанные своими руками или фотографии.
  • «Расскажи обо мне»: рассказы о том, какой ребёнок на взгляд родителей, воспитателя детского сада и друга.
  • «Размышления вслух»: высказывания детей, интересные речевые обороты, слова, размышления.
  • «Мои достижения»: грамоты, благодарственные письма и т. д.

Так, И. Руденко предлагает примерное содержание этих разделов, которое заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.

Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка.

Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».

Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.

Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».

Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).

Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).

Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.

Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.

Л. Орлова предлагает такой вариант портфолио, содержание которого в первую очередь будет интересно родителям, портфолио можно заполнять как в детском саду, так и дома и можно представлять как мини-презентацию на дне рождения ребенка. Автором предлагается следующая структура портфолио. У Титульный лист, на котором содержится информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения), фиксируется дата начала и дата окончания ведения портфолио, изображение ладошки ребенка на момент начала ведения портфолио и изображение ладошки на момент окончания ведения портфолио.

 Раздел 1 «Познакомьтесь со мной» содержит вкладыши «Полюбуйтесь на меня», куда последовательно вклеиваются портреты ребенка, сделанные в разные годы в дни его рождения, и «Обо мне», где содержится информация о времени и месте рождения ребенка, о значении имени ребенка, о дате празднования его именин, небольшой рассказ родителей, почему было выбрано это имя, откуда пошла фамилия, информация о знаменитых тезках и известных однофамильцах, персональная информация ребенка (знак зодиака, гороскопы, талисманы и др.).

 Раздел 2 «Ярасту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается информация о росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за год», где указывается, на сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился за прошедший год, например считать до пяти, кувыркаться и др.

 Раздел 3 «Моя семья». В содержание этого раздела включаются краткие рассказы о членах семьи (кроме личных данных, можно упомянуть профессию, черты характера, любимые занятия, особенности совместного времяпрепровождения с членами семьи).

Раздел 4 «Чем могу — помогу» содержит фотографии ребенка, на которых он изображен за выполнением домашней работы.

Раздел 5 «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся небольшие творческие работы ребенка по экскурсиям, познавательным прогулкам.

 Раздел 6 «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)». В разделе размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фотографии с утренников, записи стихотворений, которые ребенок рассказывал на утреннике и др.

 В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную структуру портфолио:

Раздел 1 «Информация родителей», в котором есть рубрика «Давайте познакомимся», включающая в себя сведения о ребенке, его достижения, которые отметили сами родители.

Раздел 2 «Информация педагогов» содержит информацию о наблюдениях педагогов за ребенком во время пребывания его в детском саду в четырех ключевых направлениях: социальные контакты, коммуникативная деятельность, самостоятельное использование различных источников информации и деятельность как таковая.

Раздел 3 «Информация ребенка о себе» содержит информацию, полученную от самого ребенка (рисунки, игры, которые ребенок сам придумал, рассказы о себе, о друзьях, награды, дипломы, грамоты).

Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника. Даже за один год ведения такой папки-портфолио, у детей накопится достаточный материал, отражающий их жизни в детском саду и за его пределами.

Приведенная структура «Портфолио дошкольника» примерна, и является результатом адаптации портфолио школьника для детей дошкольного возраста.

Что же касается портфолио для учеников младших классов, этот проект пока находится в стадии эксперимента. Его основная цель направлена не столько на результаты и достижения, сколько на развитие личной инициативы, творческих способностей, оригинального мышления, уверенности в своих силах и ответственности.

Чтобы не ставить в неудобное положение детей, которым пока нечем похвастаться, портфолио не станет обязательным атрибутом дошкольной и школьной жизни: портфолио может и должен помочь, но его отсутствие не станет препятствием для дальнейшего обучения.

3. Взаимодействие с родителями

Большинство родителей, будучи уверенными, что портфолио обязательно поможет при поступлении в ВУЗ, очень кропотливо относятся к его заполнению, а некоторых в этом убеждают учителя, создавая мотивацию для создания портфолио их детей.

Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.

Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи – уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, педагоги отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.