2.3. Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся.

Мосурова Татьяна Николаевна

Предварительный просмотр:

План индивидуальной работы

со слабоуспевающими учащимися 4а класса

на 2017-2018 учебный год

         Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.

         Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения.

         Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья: - занятия спортом; - какими либо видами художественного творчества; - неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.

Цель и задачи программы:

- ликвидация пробелов у учащихся в обучении   русскому языку и математике;

- создание условий для успешного индивидуального развития ребенка;

- создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;

- пробуждение природной любознательности;

- вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности;

- создание максимально благожелательных отношений учителя и учащихся  к слабому ученику.

Программа направлена на удовлетворение потребностей:

Учащихся:

  • получение знаний за курс 4  класса;
  • выбор форм получения знаний.

Родителей:

  • в создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;
  • в стабилизации отношений в семье, в смягчении конфликтных ситуаций в школе.

Школы:

  • решение социально-педагогических и психологических проблем детей.

Принципы построения - приоритет индивидуальности.

Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.

Педагогические технологии, используемые при работе:

  • индивидуализация образовательного процесса;
  • обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
  • диалоговая форма обучения;
  • игровые формы;
  • памятки, карточки, творческие задания.

Планирование различных видов дифференцируемой помощи:

1. Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.

2. Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т.д.)

3. Запись условия в виде значков, матриц, таблиц.

4. Указание алгоритма решения или выполнения задания.

5. Указание аналогичной задачи, решенной ранее.

6. Объяснение хода выполнения подобного задания.

7. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.

8. Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания.

9. Выдача ответа или результата выполнения задания.

10. Расчленение сложного задания на элементарные составные части.

11. Постановка наводящих вопросов.

12. Указание правил, на основании которых выполняется задание.

13. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.

14. Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.

При работе со слабоуспевающими учащимися необходимо учитывать следующее:

1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.

2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.

4.Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.

6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросами учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах.

8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания  по осознанию и исправлению ошибок, проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, при необходимости предлагаются карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.

Краткая характеристика слабоуспевающих учащихся 4а класса.

  1. Мамадов Мехрубон
  2.  Заплаткин Сергей

       Эти дети требуют особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могут перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль правильности  выполнения.

План индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися

4а класса по русскому языку

ФИО учителя: Мосурова Татьяна Николаевна

Фамилии учеников:

  1. Мамадов Мехрубон
  2.  Заплаткин Сергей

Предмет:  русский язык

Пробелы в знаниях уч-ся:  нахождение грамматической основы предложения,  работа над правописанием изученных орфограмм.

 

  Планируемые мероприятия.  Сроки их реализации.

1.Индивидуальные дополнительные занятия.

Сроки.

Индивидуальные занятия.

Каждую субботу.

2. Дифференцированные задания.

Работа с тетрадью.

Методические пособия.

1. Карточки для индивидуальной работы.

1. Арасланова Г. А. «Справочник  тренажёров по русскому языку».

2. Задания с выбором ответа.

2. Вахрушева Т. В., Попова Е.В. «300  упражнений по русскому языку».

3. Деформированные задания.

3. Нефёдова Е. А., Узорова О. В.

«350 правил и упражнений по русскому языку».

4. Тетради – тренажёры.

4. Узорова.О. В., Нефёдова Е. А.

 «Справочное пособие по русскому   языку».

5. «Разрезные» теоремы.

5. Ушакова О. Д. «Проверялочка».

6. Перфокарты.

6. Шукейло В. А. «Сборник  проверочных и контрольных работ».

3. Дифференцированный контроль.

Сроки.

1. Контрольные диктанты.

По плану четверти.

2. Словарные диктанты.

3. Самостоятельные работы.

4. Проверочные работы.

5. Тесты.

4.Консультации для родителей.

Сроки.

Индивидуальные консультации.

По субботам.

План индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися

 4а класса по математике

ФИО учителя: Мосурова Татьяна Николаевны

Фамилии учеников:

  1.  Мамадов Мехрубон
  2.  Заплаткин Сергей

Предмет:  математика

Пробелы в знаниях уч-ся: решение задач, сравнение числовых выражений решение уравнений.

 

Планируемые мероприятия.  Сроки их реализации.

1.Индивидуальные дополнительные занятия.

Сроки.

Индивидуальные занятия.

 

2. Дифференцированные задания.

Работа с тетрадью.

Методические пособия.

1. Карточки для индивидуальной работы.

1. Волкова С. И. «Карточки с    математическими заданиями.

   3 класс».

2. Задания с выбором ответа.

2. Герман О. И. «Математика.

    3 класс. Карточки заданий».

3. Деформированные задания.

3. Моршнева Л.Г. «Математика.  Тетрадь с печатной основой для учащихся 3-го класса».

4. Тетради – тренажёры.

4. Узорова О. В. «Сборник примеров для письменных вычислений по математике».

5. Перфокарты.

3. Дифференцированный контроль.

Сроки.

1. Контрольные работы.

По плану четверти.

2. Самостоятельные работы.

3. Проверочные работы.

4. Тесты.

4.Консультации для родителей.

Сроки.

Индивидуальные консультации.

По субботам.



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ, РЕАЛИЗУЕМОЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

        Рабочая программа «Социокультурные истоки» составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего и основного общего образования, на основе авторской  программы « Социокультурные  истоки» для общеобразовательных учреждений под ред. И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А. В. Камкина, доктора исторических наук,  УМК  программы  серии «Социокультурные истоки»: научно-методический сборник, учебное пособие

для 2 класса А. В. Камкин» Истоки» – М.:Издательский дом «Истоки».

МЕСТО  УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 Программа реализуется в соответствии с учебным планом внеурочной деятельности МБОУ СОШ №22 имени Г.Ф. Пономарева, имеет  духовно-нравственное направление развития личности  обучающегося. В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа « Социокультурные истоки»  для 2 класса рассчитана на 34 часа (34 учебные недели).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

  • самостоятельно организовывать свое рабочее место;
  •  следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности;
  •  определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
  •  определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя;
  •  соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
  •  корректировать выполнение задания в дальнейшем;
  •  оценивать выполнение своих заданий по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
  • ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания;
  •  отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике;
  •  сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу;
  •  определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания;
  •  находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике;
  •  наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
  • участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
  •  оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
  •  читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно -популярных книг, понимать прочитанное;

  •  выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
  • проявлять способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принимать ответственность за их результаты; целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
  •  трудолюбию, бережливости, жизненному оптимизму, способности к преодолению трудностей;
  •  осознавать ценности других людей, ценности человеческой жизни, проявлять нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умению им противодействовать;
  •  свободолюбию как способности к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями;
  • осознавать себя гражданином России;
  •  проявлять чувство патриотизма и гражданскую солидарность;
  •  проявлять заботу о благосостоянии многонационального народа РФ;
  •  осознавать ценность семьи;
  •  понимать и поддерживать такие нравственные устои семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, заботиться о младших и старших, быть ответственным за другого человека;
  •  бережно относиться к жизни человека;
  •  законопослушности и сознательно поддерживаемому гражданами правопорядку;
  •  осознавать себя гражданином России
  •  сотрудничать с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
  •  почтительно относиться к родителям, осознанно заботиться о старших и младших.

Личностные УУД направлены на:

- уважительное отношение к вечным ценностям человека;

- формирование у них устойчивого интереса к Истокам;

- реализацию их творческого потенциала в процессе занятий.

Познавательные УУД направлены на:

- осознание обучающимися роли социальных категории Мир, Слово, Образ, Книга в жизни человека;

- введение обучающихся в мир  родного языка, развитие языкового чувства.

Коммуникативные УУД направлены на:

- приобщение школьников к продуктивному сотрудничеству в процессе выполнения заданий;

- развитие способности к продуктивному сотрудничеству со сверстниками при работе в парах, группах;

- формирование доброжелательности. Умение слушать и слышать собеседника, размышлять в слух, обосновывать свою позицию высказывать свое мнение.

Регулятивные УУД направлены на

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

                                                                          СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Родной очаг (8 часов)

ИМЯ. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?

СЕМЬЯ - мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей - основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?

РОД - люди, происходящие от одного предка. Род - твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.

ДОМ - территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.

ДЕРЕВНЯ. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?

ГОРОД. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.

Родные просторы (7 часов)

НИВА и ПОЛЕ. Труд земледельца. Золотая нива. Нива - творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяется сила и дух человека? Поле и воля.

ЛЕС. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.

РЕКА. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая.

МОРЕ-ОКЕАН. Как море служит человеку? В чем красота моря? Море - конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.

ПУТЬ-ДОРОГА. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.

Труд земной (9 часов)

СЕВ и ЖАТВА. Народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни. БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными?

ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?

МАСТЕРА-ПЛОТНИКИ. Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.

КУЗНЕЦЫ-УМЕЛЬЦЫ. Кузница. Г орн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает?

ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка - народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.

Труд души (10 часов)

СЛОВО. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово Библии.

СКАЗКА. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.

ПЕСНЯ. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушка. Г имн. Песня задушевная.

ПРАЗДНИК. Смысл праздника. Почему праздник называют - труд души? Главные праздники года.

КНИГА. Библия - Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?

ИКОНА - образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?

ХРАМ. Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.

БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм.

Согласие. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Г остеприимство. Воля. Течение времени. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Ловкость. Своевременность. Терпение. Преображение. Задушевность. Мудрость. Труд души. Тайна. Надежда

№п/п

Раздел

Количество часов

Формы организации учебных занятий

Формы контроля

1

 Родной очаг

8

Занятие, экскурсия, праздник, беседа

  Проект по разделу

2

Родные просторы

7

3

Труд земной

9

4

Труд души

10

Итого                                                                                          34                                                                                                                                                                        

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Воспитание на социокультурном опыте. - М.: Технологическая Школа Бизнеса, 1997. - 96 с.
  2. Зеньковский В. В. проблемы воспитания в свете христианской антропологии/ Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1996. - 272 с.
  3. Истоковедение. Том 1. Отв. ред. И.А.Кузьмин, Л.П.Сильверстова. М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001. - 320 с.
  4. Истоковедение. Том 2. Отв. ред. И.А.Кузьмин, Л.П.Сильверстова. М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001. - 368 с.
  5. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника/ 2-е изд. Отв. ред. Л. Е. Курнешова. М.: «Карапуз», 2001. - 304 с.
  6. Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений,- Издательский дом «Истоки», 2011г.
  7. Н.В.Котельникова Истоки. Рабочая тетрадь для 2 класса. Части I и II./ Под общей редакцией
  8. Кузьмина И.А.,- Издательский дом «Истоки», 2011г.
  9. Кузьмин И.А., Бандяк О.А., Синицына В.Н. Воспитание на социокультурном опыте. 1-4 классы. Программа для начальной школы. М.: Технологическая школа бизнеса. 1997.
  10. Кузьмин И.А., Камкин А.В. «Истоки». Программа для начальной школы. М.: Технологическая школа бизнеса. 1997.
  11. 2 класс. Методическое пособие. Активные формы обучения. Системная разработка
  12. интерактивная доска.
  13. -видеопроектор.
  14. -экспозиционный экран



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ, РЕАЛИЗУЕМОЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Рабочая программа разработана на основе учебной программы по финансовой грамотности Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. Учебная программа «Финансовая грамотность» 1-4 класс. - М.: Вита-Пресс, 2015. Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Данная программа «Финансовая грамотность» реализуется в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №22 имени Г.Ф. Пономарева.   Программа разработана для 1 — 4 класса начальной школы. На изучение курса отводится 1 ч в  неделю.

В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа «Финансовая грамотность»  для 2 класса рассчитана на 34 часа (34 учебные недели).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научится

 понимать и правильно использовать экономические термины;

 иметь представление о роли денег в семье и обществе;

 уметь характеризовать виды и функции денег;

 знать источники доходов и направлений расходов семьи;

 уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет

 определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения

 проводить элементарные финансовые расчеты.

 признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

 излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

 осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 понимать цели своих действий;

 составлять простые планы с помощью учителя

 проявлять познавательную и творческую инициативу;

 оценивать правильность выполнения действий;

 адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.

 освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;

 использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

 овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

 овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
составлять текст в устной и письменной формах;

 слушать собеседника и вести диалог.

Личностные УУД направлены на:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
  • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.

Познавательные УУД направлены на:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • использование  различных  способов  поиска,  сбора,  обработки, анализа и представления информации;
  • овладение  логическими  действиями  сравнения,  обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

Коммуникативные УУД направлены на:

  • составление текстов в устной и письменной формах;
  • умение слушать собеседника и вести диалог;
  • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Основные формы контроля:

- мониторинг (тестирование, анкетирование);

- практикумы;

- творческие задания;

- проектная, исследовательская деятельность;

- конкурсы;

- деловые и ролевые игры;

- олимпиады

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 класс

Раздел 1. Знакомство с Бурундуком и компанией (2 часа): Знакомство с лесными героями - Бурундуком и его компанией. Вспомним понятие «экономика»;

Раздел 2. Потребности (1 час): Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и удовлетворение потребностей;

Раздел 3. Торговля (12 часов): Когда и где возникла торговля. Зачем современному человеку нужна торговля. Как и где производятся товары. Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле.

Раздел 4. Графики (3 часа): Что такое «график». Какие бываю графики. Графики «доходов» и «расходов»;

Раздел 5. Деньги (4 часа): История денег. Деньги бумажные и металлические. Деньги России и мира. Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах. Защита денег от подделки;

Раздел 6. Занимательная экономика (5 часов): Занимательная экономика. Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании. Экономика и русский язык. Экономика и окружающий мир. Взаимодействие экономики с другими науками;

Раздел 7. Экономические задачи (4 часа): Решаем задачи с экономическим содержанием;

Раздел 8. Аренда (1 час): Аренда. Что такое «аренда». История аренды;

Раздел 9. Банки. Вклады (2 часа): Банки. Для чего нужны банки. Зачем люди вкладывают деньги в банк. Крупные банки России

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Раздел

Количество часов

теория

Практика

1

Знакомство с Бурундуком и компанией

2

1

1

2

Потребности

2

1

1

3

Торговля

12

4

8

4

Графики

3

1

2

5

Деньги

4

2

2

6

Занимательная экономика

5

-

5

7

Экономические задачи

3

2

2

8

Аренда

1

1

-

9

Банки. Вклады

2

1

1

Итого:

34

13

21

Список литературы:
1. Кузнецова О.С., Сасова И.А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной школы»
2. Детский экономический словарь – М.: Просвещение, 1997.
3. Шведова И. Ф. Азбука для детей и взрослых; Выпуск 1. – М.: Экономика, 1992.
4. Экономика для начальной школы. Коллектив авторов под редакцией И. А. Сасовой; РАО. – М., 2003
.

5. Прутченков А. С., Райзберг Б. А. Практическая экономика.
6. Смирнова А.С. Белка и компания. Экономика для учащихся начальной школы. Самара; 2001
7. Экономика. Программа для 1 -11 классов. Авторы А. Самохина; Е. Крохина, журнал Экономика в школе; № 2, 2005.
8. Кларина Л.М Экономика и экология в начальной школе: пособие для учителя. М.: Вита-пресс; 1997.
9. Попова Т.А., Меньшиков О.И. Сказка о царице Экономике, злодейке Информации, волшебном компьютере и верных друзьях. – М.: Просвещение; 1993.
10. Забродина И.П. и коллектив авторов. Экономика. Программа 1 –11 классов. Московская экономическая школа.



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ, РЕАЛИЗУЕМОЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Школа безопасности», 1-4 классы составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС НОО), авторской программы Л.П.Анастасовой, П.В.Ижевского, Н.В. Ивановой (система «Школа России»), учебника «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-4 классы, Л.П.Анастасовой, П.В.Ижевского, Н.В. Ивановой,- М.: Просвещение, 2014 г.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Данная программа «Школа безопасности» реализуется в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №22 имени Г.Ф. Пономарева.  Программа разработана  для 1 — 4 класса начальной школы.

На изучение курса отводится 1 ч в  неделю, всего на курс — 135 ч.

Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).

В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа «Школа безопасности»  для 2 класса рассчитана на 34 часа (34 учебные недели).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научится

- обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций;

- выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

-овладевать умениями формулировать личные понятия о безопасности;

- анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;

- обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;

-выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

-выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- принимать и перерабатывать информацию;

- генерировать идеи;

-моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

- оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;

- самостоятельно формулировать простые правила поведения;

- решать проблемные ситуации с выбором правильного поступка;

Личностные УУД  направлены на:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Познавательные УУД  направлены на:
- получение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства, о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций, об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

- осознание понятия о здоровом образе жизни;

- важность оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

- получение знаний о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

 Коммуникативные УУД  направлены на:
- умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 класс

 I. Защита человека в чрезвычайных ситуациях

Чрезвычайные ситуации

Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений.

Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».

II.  Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Болезни, их причины и связь с образом жизни

От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм, из чего состоит тело человека. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Органы дыхания.Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний. Заноза, кровотечение, укус, ушиб.

Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами

 Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами.

III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

Безопасное поведение на воде

Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже.

Уроки плавания:

— подготовительные упражнения для освоения в воде;

— техника спортивного плавания «кроль на груди».

Безопасное поведение на природе. Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения

Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения. Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Как вести себя на реке зимой. Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения. Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности.Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них.

Безопасное поведение на дорогах

Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог. Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика. Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства. Обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте. Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Раздел

Количество часов

Формы организации учебных занятий

Формы контроля

1.

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

6

работа с дидактическим материалом (в игровой форме);

изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).

- выполнение практических работ,

- самостоятельные работы,

- творческие письменные работы (сообщения, проекты, исследования).

2.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

12

3.

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

16

Итого

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.Концепция и программы для нач.кл. В 2ч., Л.П.Анастасова,В.Г.Горяев.-М.: Просвещение, 2009 Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста/под ред. А.Т. Смирнова.- М.: Просвещение: Рилионт, 2003.

2.Анастасова Л.П.Основы безопасности жизнедеятельности: учеб, пособие для 2-4 кл./Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова.— М.: Просвещение, 2014.

  1. Плакаты тематические по правилам ДДП презентации.



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К КУРСУ «УЧУСЬ СОЗДАВАТЬ ПРОЕКТЫ»

Рабочая программа по учебному курсу «Учусь создавать проекты» для 2 класса создана на основе:

  • ФГОС начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785);
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой

Общая характеристика курса

Рабочая программа «Учусь создавать проекты» предназначена для организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению в начальных классах и направлена на формирование способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию окружающего мира и самого себя, ценностного отношения к знанию.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. При реализации данной программы создаются условия для проектной деятельности.

Главная идея проектной деятельности - направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат. Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает следующие обще учебные навыки:

  • мыслительные навыки - обучение младшего школьника анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д.
  • исследовательские навыки направлены на формирование умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т.д.
  • коммуникативные навыки направлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или принимать точку зрения и советы других.
  • социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли: лидера или исполнителя. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками – с людьми, которые его окружают;

Освоение определенных закономерностей исследовательской проектной работы действительно можно начинать уже в начальной школе. Ученики, которые получают опыт такой работы в начальной школе, гораздо проще встраиваются в систему проектной деятельности основного звена школы.

Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы «Учимся создавать проекты», базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.

Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и на развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения. Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

Цель программы:

  • приобщение младших школьников к исследовательской деятельности;
  • создание условий, способствующих развитию исследовательских умений;
  • приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы;
  • о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации.

Задачи:

  • развитие творческой исследовательской активности;
  • формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности;
  • стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
  • формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
  • формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;
  • развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения.

Место учебного курса в учебном плане

Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках духовно-нравственного направления.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В о втором и третьем классе 34 часа(1 час в неделю). Программа курса  «Учусь создавать проекты» изучается по 1 ч в неделю, всего — 34 ч.

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

  • Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
  • Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  
  • Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
  • Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
  • Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
  • Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Ожидаемые результаты освоения программы 2 класса.

Обучающийся будет знать:

  •  основные особенности проведения исследовательской работы;
  •  методы исследования: анкетирование, моделирование;
  •  основы работы с компьютером;
  •  что такое социальный проект и его значение для жизни окружающих;

Обучающийся будет уметь:

  •  самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
  •  правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
  •   составлять план действий совместного исследования;
  •  собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
  •  пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой;
  •   осуществлять сотрудничество с взрослыми и одноклассниками;
  •  презентовать свою работу, участвовать в обсуждении коллективной оценочной деятельности;

Личностные универсальные учебные действия.

У обучающегося будут сформированы:

  • -положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
  • -интерес к новому содержанию и новым способам познания;
  • - ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
  • -способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;

-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  • -принимать и сохранять учебную задачу;
  • -учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
  • -планировать свои действия;
  • -осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • -адекватно воспринимать оценку своей работы;
  • -различать способ и результат действия;
  • -вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • -выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • -проявлять познавательную инициативу;
  • -самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • -преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • -самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  • -осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • -использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
  • -высказываться в устной и письменной формах;
  • -ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
  • -владеть основами смыслового чтения текста;
  • -анализировать объекты, выделять главное;
  • -осуществлять синтез (целое из частей);
  • -проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • -устанавливать причинно-следственные связи;
  • -строить рассуждения об объекте;
  • -обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
  • -подводить под понятие;
  • -устанавливать аналогии;
  • -оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
  • -видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  • -допускать существование различных точек зрения;
  • -учитывать разные мнения, стремиться к координации;
  • -формулировать собственное мнение и позицию;
  • -договариваться, приходить к общему решению;
  • -соблюдать корректность в высказываниях;
  • -задавать вопросы по существу;
  • -использовать речь для регуляции своего действия;
  • -контролировать действия партнера;
  • -владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • -аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • -с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • -допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • -осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • -адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Программа предусматривает достижение результатов (2-3 класс): предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Содержание учебного предмета

Содержание курса составляют следующие разделы:

 введение;

 способы мыслительной деятельности;

 этапы работы в рамках исследования;

 самостоятельные исследования;

 защита результатов самостоятельных исследований.

Содержание программы занятий будет способствовать:

 овладению учащимися навыками самостоятельной деятельности при поиске решений научно-исследовательских проблем;

 саморазвитию и самовыражению;

 осмыслению природы, прошлого родины, своего организма как объектов исследований;

 востребованию творческого потенциала учеников;

 получению учащимися новой информации, родственной творческому озарению; умению сопоставлять свои наблюдения со сведениями, полученными из книжных источников.

Считается, что, получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребенок сам научится это делать. Однако ни младший школьник, ни учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник никакого исследования провести не смогут, если их этому специально не учить. Можно, конечно, попытаться обучать этому в ходе самого процесса исследовательского поиска, но значительно эффективнее в этом плане специальные программы по развитию исследовательских способностей учащихся. Кроме того, любая учебная деятельность, и проектно-исследовательская здесь не может быть исключением, требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Понятие проекта. Выбор темы.

4 час

2

Этапы работы над проектом.

17 час

3

Подготовка презентации проекта.

10 час

4

Самоанализ, рефлексия.

8 час

Итого

34 час

Способы проверки результатов освоения программы.

В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

  • выставки творческих работ учащихся;
  • мини – конференции по защите исследовательских проектов.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ      

№ п/п

Наименование раздела и тем

Количество часов

Дата

план

факт

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения

2

Выбор темы твоего проекта. Ты - проектант

3

Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями

4

Выбор помощников в работе над проектом

5

Этапы работы над проектом

6

Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность»

7

Проблема. Решение проблемы

8

Выработка гипотезы-предположения

9

Цель проекта

10

Задачи проекта

11

Сбор информации для проекта

12

Знакомство с интересными людьми. Интервью

13

Обработка информации. Отбор значимой информации

14

Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка»

15

Играем в ученых. Это интересно

16

Тест «Чему ты научился?»

17

Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение)

18

Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация»

19

Значимость компьютера в создании проектов. Презентация

20

Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР

21

Программа МРР

22

Совмещение текста выступления с показом презентации

23

Совмещение текста выступления с показом презентации

24

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта

25

Тест «Советы проектанту»

26

Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки

27

Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ»

28

Играем в ученых. Это интересно

29

Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности

30

Памятка жюри конкурсов

31

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией

32

Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией

33

Играем в ученых. Это интересно

34

Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта

Учебно-методическое обеспечение

 Для учителя: Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для  2 класса.  – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/

Дополнительная литература для учителя:

1.     Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.

2.     Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.          

3.   Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.

Для обучающихся: Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради  для  2 класса.  – М.: Издательство РОСТ, 2015. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/

    Электронные ресурсы: 

  1.     Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

    2.     Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

    3.     Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

4.   «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)

Приложение 1

Методические рекомендации к заполнению индивидуальной карты:

Графа «Название работы»

Напиши название своего проекта (исследования)

Графа «Техника исполнения»

Какую форму исполнения проекта ты выбрал?

Презентация, поделка, книжка-малышка, рисунок, оригами, мозаика, квиллинг и т.д.

Графа «Самостоятельность»

Самостоятельно ли ты выполнил свой проект?

На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоей самостоятельности. Работал ли ты в паре, помогали ли взрослые?.

Графа «Сложность»

Насколько сложной оказалась работа над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне,  который, по-твоему, соответствует сложности выполненной работы.

Графа «Мое настроение»

С каким настроением ты работал над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоему настроению.

Графа «Применение»

Как ты представляешь «работу» своего проекта в дальнейшем. Как его можно использовать (на уроке, демонстрация, украшение, дидактический материал и т.д.)

«Мои достижения»

Название проекта

Техника исполнения

Самостоятельность

Сложность

Моё настроение

Применение

Приложение 2

Последовательность работы над проектом

Технологический  (творческий) проект

1-й этап. Разработка проекта

Для чего и кому нужен проект?

  1. Сделать подарок.
  2. Подготовиться к празднику.
  3. Что-то другое…

Что будем делать?

  1. Обсуждаем и выбираем изделие(-я).
  2. Определяем конструкцию изделия.
  3. Подбираем подходящие материалы.
  4. Выполняем зарисовки, схемы, эскизы объекта.
  5. Выбираем лучший вариант.

Как делать?

  1. Подбираем технологию выполнения.
  2. Продумываем возможные конструкторско-технологические проблемы и их решение.
  3. Подбираем инструменты.

2-й этап. Выполнение проекта

Воплощаем замысел

  1. Распределяем роли или обязанности (в коллективном и групповом проекте).
  2. Изготавливаем изделие.
  3. Вносим необходимые дополнения, исправления (в конструкцию, технологию).

3-й этап. Защита проекта

Что делали и как?

  1. Что решили делать и для чего.
  2. Как рождался образ объекта.
  3. Какие проблемы возникали.
  4. Как решались проблемы.
  5. Достигнут ли результат.



Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка к курсу «Развиваем дар слова», 1 класс                                                                                                (Платные дополнительные образовательные услуги)

               Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь приходит курс «Развиваем дар слова», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по программе «Развиваем дар слова».

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к курсу «Развиваем дар слова» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях «Развиваем дар слова» следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс «Развиваем дар слова» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения «Развиваем дар слова» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

II. Цель и задачи курса.

Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Обучающие:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  •  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать  смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

     III.  Особенности программы  «Занимательная грамматика»

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

          Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

IV. Формы проведения занятий

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

V. Основные методы и технологии

  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

VI.  Планируемые результаты.

1-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметне результаты 

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
  5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  6. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
  7. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
  8. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  9. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
  10. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
  11. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
  12. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
  13. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  14. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
  15. Одинцов  В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М: Просвещение 1984.

1-й класс   «Развиваем дар слова»

Тема занятия

Количество часов

Дата план

Дата факт

1

В мире безмолвия и неведомых звуков.

1

2

В страну слов. Первые встречи.

1

3-4

К тайнам волшебных слов.

2

5-6

Выбор друзей в Стране Слов

2

7

К несметным сокровищам Страны Слов.

1

8-9

Чудесные превращения слов.

2

10-11

 В гости к Алфавиту.

2

12-13

К тайнам звуков и букв.

2

14

Встреча с Радугой.

1

15

В Страну Говорящих Скал.

1

16-17

В  глубь веков на Машине времени.

2

18

В Королевстве ошибок.

1

19

В Страну Слогов.

1

20-21

Неожиданная остановка в пути.

2

22

В удивительном городе Неслове.

1

23-24

Чудеса в Стране Слов.

2

25

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

1

26

На карнавале слов.

1

27

В Театре близнецов.

1

28

Конкурс знающих.

1

29

Новое представление.

1

30

Необычный урок.

1

31

Следопыты развлекают гостей.

1

32

В Клубе весёлых человечков.

1

33

К словам – родственникам. Почему их так назвали?

1

34

Экскурсия в прошлое.

1

35-36

Полёт в будущее.

2

37

Как обходились без письма?

1

38

Древние письмена.

1

39

Как возникла наша письменность?

1

40-41

Меня зовут Фонема.

2

42-43

Для всех ли фонем есть буквы?

2

44

«Ошибкоопасные» места

1

45

Тайны фонемы

1

46-47

Опасные согласные

2

48

На сцене гласные

1

49

«Фонемы повелевают буквами»

1

50

В гостях у ь знака. Викторина «Когда ь пишется, а когда не пишется?»

1

51

Ваши старые знакомые

1

52-53

Путешествие по городу Непроизносимых согласных

2

54-55

Волшебное средство – «самоинструкция»

2

56

Строительная работа морфем

1

57-58

Где же хранятся слова?

2

59-60

Поиграем со всеми приставками сразу

2

61-62

Слова – «родственники»

2

63-64

«Не лезьте за словом в карман!»

2

65

Сказочное царство слов.  

1

66-67

Путешествие в страну Слов.

2

68-69

Чудесные превращения слов.

2

70-71

В гостях у слов - родственников.

2

72-73

Добрые слова.

2

74

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1

75-76

Новые слова в русском языке.

2

77

Встреча с зарубежными друзьями.

1

78-79

Синонимы в русском языке.

2

80

Полет на планету «Слов-антонимов».

1

81

Полет на планету «Слов-омонимов».

1

82-83

Крылатые слова.

2

84

В королевстве ошибок.

1

85

В стране Сочинителей.

1

86

Искусство красноречия.

1

87

Праздник творчества и игры.

1

88

Остановка «Трудные слова».

1

89

Анаграммы и метаграммы.

1

90

Шарады и логогрифы.

1

91

Откуда пришли наши имена.

1

92

Занимательное слообразование.

1

93

КВН по русскому языку.

1

94

Что такое фонография или звукозапись?

1

95

Калейдоскоп «Звуки не буквы!»

1

96

Звучащая строка.

1

97

Банты и шарфы.

1

98

Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.

1

99

Имена вещей.

1

100

В царстве смыслов много дорог.

1

101

Как и почему появляются новые слова?

1

102

Шарады «Многозначность слова».

1

103

«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.

1

104-105

Об одном и том же - разными словами.

2

106-107

Как возникают названия.

2

108-109

Соревнование «Фразеологические обороты».

2

110-111

Словари «чужих» слов.

2

112-113

113Капитан и капуста.

2

114-115

«Он весь свободы торжество».

2

116-117

Мы говорим его стихами.

2

118-119

Слова, придуманные писателями.

2

120-121

Слова уходящие и слова – новички.

2

122-123

Словарь языка Пушкина.

2

124-125

Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

2

126-127

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

2

128-129

Какой словарь поможет избежать ошибок?

2

130-131

Словарь- грамотей.

2

132-133

Какие бывают имена?

2

134-135

Путешествие в историю «Древнерусские имена».

2

136

Итоговое занятие

1