2.4. Участие в проектировании и реализации инициатив, связанных с эффективностью работы образовательной организации.

Мосурова Татьяна Николаевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

дополнительных занятий по русскому языку как иностранному для детей младшего школьного возраста

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи обучения
  3. Организация обучения
  4. Формы контроля уровня сформированности речевых и культурологических умений и навыков
  5. Содержание рабочей программы
  6. Календарно-тематическое планирование
  7. Библиография
  8. Приложение: авторская программа О.Н. Каленковой.

В последнее десятилетие постоянно увеличивается приток в Сургут населения из стран ближнего зарубежья и национально-государственных субъектов Российской Федерации. Перед прибывшими представителями различных этносов встает вопрос включения в новую социальную жизнь. Но процесс культурно-языковой адаптации весьма затруднён, поскольку для подавляющего большинства мигрантов русский язык не является родным, а для многих национальных групп он утратил роль государственного языка и языка межнационального общения.

Ребёнок должен посещать школу при любых обстоятельствах и изменениях в жизни своей семьи, а незнание языка крайне затрудняет включение этих детей в учебный процесс.

Данная рабочая программа разработана на основе

  1. Государственного стандарта по русскому языку как иностранному.
  2. авторской «Программы по русскому языку как иностранному для детей 6-7 лет (старшего дошкольного и младшего школьного возраста)», О.Н. Каленковой.

Рабочая программа опирается на лингвистические и методические работы последних лет, на сложившийся отечественный опыт преподавания РКИ и на опыт зарубежных стран по обучению иммигрантов государственному языку.

  1. Цели и задачи обучения

Конечная цель учебного курса – подготовка ребёнка, не владеющего русским языком, к обучению в общеобразовательной школе. Согласно предлагаемой программе ребёнок сначала учится говорить, а затем – читать и писать. Таким образом, аудирование и говорение предшествуют чтению и письму.

Общей целью обучения русскому языку по данной программе является не получение суммы знаний по грамматике, а практическое владение русской устной речью. Культурно-языковая адаптация детей предполагает решение таких задач, как физическая и эмоциональная адаптации к новым условиям жизни, обеспечение необходимого уровня владения русским языком для активной бытовой и успешной учебной деятельности, подготовка к систематическим занятиям по программе начальной российской школы.

Общая цель обучения конкретизируется в следующих задачах:

  • формирование коммуникативной компетенции: умений и навыков общения на русском языке в учебных и бытовых ситуациях, что позволит учащимся понимать речь учителей и своих сверстников и общаться с ними;
  • формирование культуроведческой компетенции: совокупности знаний о реалиях быта, материальной и духовной культуры России (распространенные русские игры и игрушки, детские стихи, песни, сказки, мультфильмы, фильмы, начальные сведения о русском быте и правилах речевого этикета в типовых ситуациях), что позволит учащимся ориентироваться в новой культурной среде;
  • формирование умений и навыков коллективной учебно-познавательной деятельности, что позволит снять психологическое напряжение первого этапа обучения в начальной школе;
  • формирование навыков чтения, письма, что позволит учащимся приблизиться к уровню подготовки к школе российских детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения.

Как уже отмечалось, обучение русскому языку по данной программе начинается с нулевого уровня, то есть начального этапа, когда учащиеся впервые знакомятся с русским языком. Начальный этап обучения включает наиболее употребительный материал всех уровней языковой системы и элементарный культуроведческий материал. Основное внимание при обучении уделяется не сообщению и усвоению знаний о языке как системе, а собственно коммуникативному аспекту – овладению русской речью. Дети приобретают элементарные навыки общения на русском языке и корректного поведения в типичных ситуациях, усваивают основные элементы русской культуры («фоновые знания»), известные большинству российских детей этой возрастной группы и лежащие в основе построения учебных курсов по всем предметам в российской общеобразовательной школе.

2. Организация обучения

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой: авторская программа рассчитана на 330 часов. Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год.   В связи с этим сократилось количество часов на изучение лексических тем, не запланированы натурные уроки, свободная игра под руководством преподавателя.

3. Формы контроля уровня сформированности речевых и культурологических умений и навыков

Контроль уровня сформированности речевых и культурологических умений и навыков учащихся осуществляется в различных формах: ролевая игра, игра-соревнование, собеседование, тест, ситуативные задания, ответы на вопросы, творческие задания, а также в форме «творческого отчета» учащихся – инсценировки сказок, концерты, утренники, праздники.

Прежде всего, каждый будущий ученик должен пройти так называемое входное тестирование, результаты которого фиксируются и станут начальной точкой отсчёта культурно-языковой адаптации ребёнка.

Текущий контроль в игровой форме осуществляется на каждом уроке с целью проверки понимания и усвоения конкретного учебного материала.

4. Содержание рабочей программы

Лексика

Лексический минимум настоящей программы составляет 1300-1500 единиц. Этот лексический объём сформирован в ассоциативно-тематические ряды и вводится в соответствии с кругом учебных тем, которые отобраны с учётом коммуникативных задач и положены в основу речевой практики и курса в целом.

Следует обратить особое внимание. Лексические единицы, единожды представленные в одном тематическом ряду, далее повторно не приводятся, хотя по логике они должны фигурировать и в последующих учебных темах. Таким образом, при презентации объявленной темы предполагается усвоение лексики, приведённой не только в данном тематическом ряду, но и привлечение необходимых лексических единиц из ранее изученных.

Школа

Я в классе. Я в школе. Школа, класс, столовая, туалет, коридор, лестница, дверь, окно, стена, пол, стул, стол, парта, доска, мел, учитель, ученик, ученица, сумка, ручка, карандаш, фломастер, линейка, стаканчик, ластик, книга, азбука, тетрадь, открыть - открой(те), закрыть- закрой(те), покажи(те), я, он, она, мальчик, девочка, перемена, сентябрь.

Я на уроке. Моя школьная жизнь. Читать, говорить, писать, слушать, повторять, рисовать, сидеть, стоять, внимательно, громко, тихо, хорошо, плохо, быстро, медленно, правильно, страница, буква, слог, слово, домашнее задание, зарядка, смотреть телевизор, мультфильм, сказка, герой, рассказ, картинка, перемена, звонок, расписание.

Вместе с классом после уроков. Группа продленного дня, библиотека, экскурсия, кружок, танцевать, петь, читать стихи, идти (в цирк, в кино, в театр, в музей), поездка за город, концерт, выставка, представление, фильм, кукольный театр, спектакль, буфет, картина, (не) интересный, смешной, скучный, страшный, хороший.

Город

Я на улице. Адрес, город, улица, проспект, площадь, дом, корпус, подъезд; переход, светофор, красный, стой, желтый, жди, зеленый, иди, метро, остановка, аптека, почта, милиция, поликлиника, магазин, киоск, рынок, жить, живу, учиться, учусь.

Я в транспорте. Транспорт, автобус, трамвай, троллейбус, машина, легковая, грузовик, такси, поезд, вагон, место, пассажир, водитель, билет (туда и обратно), вход, выход, пересадка, следующая, станция, остановка, сесть в ..., надо сделать пересадку, войти в ..., выйти из ..., ехать быстро, медленно.

Мой Санкт-Петербург. Северная столица, Эрмитаж, центр, район, церковь, Дворцовая площадь, Мариинский театр, Александринский театр, гостиница, кинотеатр, музей, цирк, Ленинградский зоопарк, парк, кафе, ресторан, бассейн, стадион «Петровский», институт, университет, городской, памятник, центральный, посольство, вокзал, железная дорога, аэропорт Пулково, самолет, Морской порт, Речной порт, корабль, находится, называется, новый, старый, красивый, великолепный, блистательный.

Мой дом

Моя семья, мои родственники. Семья, большая, маленькая, мой, моя, мои, любить, люблю, мама (мать), папа (отец), родители, дети, сын, дочь, брат, сестра, младший, старший, бабушка, дедушка, внук, внучка, тётя, дядя, старый, молодой, работать, (не) работает, учиться, учится, ужинать, ужинаем, обедать, обедаем, вместе завтракать, завтракаем.

Где я живу. Моя квартира. Дом, подъезд, почтовый ящик, на первом, втором, третьем, четвёртом, пятом этаже, лифт, квартира, прихожая, зеркало, телефон, комната, балкон, кухня, холодильник, плита, ванная, мыло, душ, полотенце, раковина, спальня, кровать, одеяло, подушка, шкаф, гостиная, диван, кресло, ковер, радио, полка, часы, будильник, лампа, телевизор, потолок, люстра, пол, соседи, жить, у меня (у нас) дома, у нас в квартире.

Ждём гостей. Убираем дом, готовим угощение. Убирать (комнату, игрушки, вещи), чистить картошку, мыть фрукты и овощи, стелить чистую, новую скатерть, накрыть на стол, печь вкусный пирог, делать салат, винегрет, бутерброды, готовить праздничный обед, угощение, одеться нарядно, причесаться, смотреться в зеркало, ждать, встречать, угощать гостей, мыть посуду, выносить мусор.

Мой день

Мой день в школе и дома. Дни недели (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье), вчера, сегодня, завтра, утром, днём, вечером, ночью; завтрак, обед, ужин, урок (и), показать, покажи, школьный двор, прогулка, игра, играть, вместе, вечером, дома, ночью, сон, спать, убирать кровать, учиться, учимся, гулять, гуляем, отдыхать -отдыхаю(ем).

Мой распорядок дня. Соблюдать режим, 7 часов, рано, поздно, вставать, завтракать, умываться, душ, мыло, полотенце, закаляться, щетка, зубная паста, чистить, зарядка: поднять, опустить, присесть; расческа, причесать, одеваться, надевать, идти, 2 часа, обедать, 7 часов, ужинать, 9 часов, ложиться – лечь, 12 часов, включать, выключать свет, воду, газ.

Мои любимые занятия. Работа по дому. Поливать цветы, пылесос, вытирать пыль, чистить ковер, веник, подметать, выбросить, мусор, помогать папе, инструменты, молоток, гвоздь, прибить, отвертка, чинить, стиральная машина, стирать, сушить, утюг, гладить, белье, нитка, иголка, пришивать пуговицы, зашивать одежду.

Время года

Какая сегодня погода. Лето (летом): тепло, жарко, небо голубое, зелёный, голубой. Осень (осенью): часто идёт дождь, бывает холодно, на небе тучи, на улице лужи, дует холодный ветер, деревья жёлтые и красные; Зима (зимой): небо серое, бывает мороз, идёт снег; Весна (весною): на небе облака, на крыше сосульки, дует тёплый ветер, светит солнце; погода (хорошая, плохая).

Сезонная одежда. Весна, осень: куртка, шапка, кепка, платок, плащ, сапоги, ботинки, туфли, кроссовки, носить (куртку, шапку, кепку). Зима: шуба, тёплая куртка, тёплая шапка, тёплые ботинки, варежки, перчатки, шарф, носить (шубу, тёплую куртку, тёплую шапку).  Лето: шорты, платье, джинсы, майка, юбка, рубашка, носить (майку, юбку, рубашку); тёплая, лёгкая одежда, обувь.

Спортивные игры и развлечения зимой, весной, петом и осенью. Бегать, прыгать, плавать, загорать, играть в футбол, играть в бадминтон, играть в волейбол, играть в хоккей (лед, каток, клюшка, ворота), снеговик, играть в снежки, санки, кататься на санках, коньки, кататься на коньках, лыжи, кататься на лыжах, ролики, кататься на роликах, заниматься спортом, велосипед, кататься на велосипеде, бассейн, спортивное соревнование.

Растительный мир

Дикие растения. Что где растет? Лес: высокие деревья, листья, береза, дуб, сосна, ель, шишки, иголки, трава, низкие кусты, дорога, пень, грибы, орехи. Поляна, цветы полевые: колокольчики, ромашки, васильки.

Расти, растет, растут, собирать, собирают, корзина, лесные ягоды: малина, земляника; ходить в лес, гулять в лесу.

Культурные растения. Что где растет? Огород, овощи, капуста, огурец, помидор, картофель, морковь, лук, свекла, сад, фрукты, яблоня, яблоки, груша, груши, слива, сливы, ягода, клубника, смородина, цветы садовые, роза, гладиолус, георгин, поле, пшеница (белый хлеб), рожь (чёрный хлеб, кукуруза, подсолнух,

Мы любим растения. Сажать, посадить, копать, лопата, поливать, лейка, грядка, на грядке, клумба, на клумбе, собирать урожай, комнатные растения, горшки, (в горшке, в горшках), стоять, солнечно, темно.

Животный мир

Дикие звери, птицы, рыбы и насекомые. Дикие звери, лес: волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж. Птицы: дятел, сова, соловей, кукушка, ворона, воробей, голубь, клюв, крыло. Насекомые: жук, бабочка, стрекоза, кузнечик, гусеница, муравей, пчела, (мёд), комар. Рыбы, речные обитатели: сом, щука, рак; улитка, лягушка, змея.

Домашние животные и их детёныши. Животные, домашние, живут дома, кот, кошка, котята, собака, щенята, петух, курица, цыплята, корова, телята, лошадь, жеребята, свинья, поросята, коза, козлята, утка, утята, гусь, гусята, рога, хвост, усы, лапы. Мяукать - мяукает, лаять - лает, мычать - мычит, кудахтать – кудахчет, петь, поёт; кормить, давать, даёт молоко, любить, любит траву, рыбу, мясо, зерно.

Кто где живёт. Под землёй, нора, рыть (нору), в лесу, берлога, муравейник, на дереве, дупло, гнездо, вить (гнездо), птенцы, в море, в реке, в озере, в горах, в поле, на севере, на юге, ползает, прыгает, плавает, летает.

Зоопарк, клетка: слон, жираф, верблюд, лев, тигр, обезьяна, змея, крокодил, зебра, бегемот, носорог, попугай.

Питание

Я за столом. Посуда, тарелка, мелкая, глубокая, чашка, стакан, чайник, чайная, столовая ложка, вилка, нож, сахар, соль, сладкий, соленый, хлеб, черный, белый, салфетка, грязный, чистый, мыть, кастрюля, крышка, половник, первое, суп, щи, второе, третье, компот, чай отнести, отнеси, поставить, поставь, есть, ешь, ешьте, ем, едим, пить, пей, пейте, пью, пьём

Что и когда мы едим. Масло, сыр, бутерброд, яйцо, каша, манная, рисовая, гречневая, сырок, йогурт, чай, кофе, молоко, сок, налить, пить, положить, суп, картошка, макароны, рис, курица, мясо, котлета, яблоко, банан, апельсин, горячий, вкусный, невкусный, кислый, горький.

В магазине «Продукты». Отделы: овощи, фрукты, мясо, рыба, хлеб, кондитерский, молочные продукты; батон, буханка, булочка, пирожок, ватрушка, торт, колбаса, сосиски, ветчина; сметана, творог, кефир, мука, крупа, макароны, виноград, арбуз, дыня, бананы, апельсины, лимоны, киви, абрикосы, персики, гранаты, овощи: перец, чеснок, баклажаны, тыква.

Здоровье

Части тела. Голова, думать, рука(и), нога(и), ходить, грудь, плечи, живот, спина, волосы, шея, глаза, смотреть, смотри, нос, нюхать, губы улыбаться, зубы, жевать, ухо, (уши), слушать, слушай, язык, разговаривать, рот, есть, палец, пальцы, бегать не бегай, стоять, стой прыгать, бросать, бросай, ловить, лови, держать, держи.

Я иду к врачу. Болеть, вызвать, срочно, врач, детский, зубной, терапевт, хирург, кабинет, талон, рецепт, температура, простуда, насморк, кашель, грипп, градусник, лекарство, таблетки, витамины, капли, капать, укол, звонить 03, скорая помощь, имя, фамилия, горло.

Что полезно, вредно, опасно. Драться, толкаться, бить, ударить, сломать, обжечь, порезать, синяк, перелом, ожог, порез, рана, йод, бинт, мазь, помазать, забинтовать (перевязать), делать зарядку, чистить зубы, вовремя, ложиться спать.

Магазин

Я в магазине. Продавец, покупатель, купить, касса, чек, цена, платить, деньги, дать, даёт, дайте, брать, берёт, возьмите, сдача, дорого, витрина, сколько, стоит, выбирать, продукты, корзина, нести, взвешивать, взвешивает, пакет молока, батон хлеба, килограмм колбасы, полкило сыра.

В Универмаге. Вещи, отделы: одежда (верхняя, женская, мужская, обувь, бельё, головные уборы, костюмы), посуда, электротовары, часы, спортивные товары; свитер, колготки, трусы, майки, брюки, платье, спортивный костюм, купальник, шляпа, бейсболка, носки, тапочки, мерить, зеркало, размер, красивый, модный.

Что и где мы покупаем. «Булочная», «Гастроном», «Супермаркет», «Продукты», «Детский мир», «Игрушки», «Книги», «Цветы», «Спорт», театральная касса, вокзал, киоск, буфет, почта, аптека, рынок; лекарства, газеты, журналы, билеты (в театр, на поезд), марки, конверты, игрушки,

Мои друзья

Портрет, характер. Друг, подруга, лицо, лоб, щёки, брови, глаза, карие, серые, нос, губы, усы, борода, волосы, короткие длинные, светлые, тёмные, прямые, вьющиеся, косы, носит бант, носит очки, у него, у неё характер хороший, плохой, голос громкий, тихий, он спокойный, добрый, грустный, весёлый, рост, высокий, низкий.

Играем вместе. Играть в салочки, прятки, в куклы, вместе, дружно, с друзьями, с собакой, с кошкой, кататься на качелях, строить дом, помогать, поссориться, лепить из пластилина, вырезать, фигурки, клеить, рисовать, раскрашивать картинки, шить платья куклам, ножницы, цветная бумага.

Кем мы хотим быть. Профессии. Мы хотим быть, я хочу быть, врачом, учителем, художником, шофёром, фермером, лётчиком, поваром, инженером, строителем, писателем; вырасти, вырасту, вырастим, я буду лечить людей, строить дома, готовить еду, летать на самолёте, водить машины, работать на ферме, рисовать картины, писать книги, работать на заводе, на фабрике.

Календарно-тематическое поурочное  планирование

занятий по русскому языку как иностранному (РКИ) с учащимися младшего школьного возраста

№ п/п

Кол-во часов

Вид занятия

Оборудование занятия

Тема занятия

1

1

УИ, Б

РМ

Знакомство. Диагностика речевой деятельности (аудирование)

2-4

3

Б

РМ

Диагностика речевой деятельности (говорение)

5-7

3

Б

РМ

Диагностика речевой деятельности (чтение)

8-10

3

Б

РМ

Диагностика речевой деятельности (письмо)

11

1

УИ

РМ, УТ

Школа. Я в школе.

12, 13

2

УИ

РМ

Школа. Я в школе.

14

1

РП

РМ, МП

Город. Я на улице

15

1

РП

РМ, МП

Город. Я на улице

16

1

УИ

РМ

Мой дом. Моя семья. Мои родственники

17, 18

2

УИ

РМ

Мой дом. Моя семья. Мои родственники

19

1

Б

РМ

Мой день

20

1

УИ

РМ

Мой день

21

1

Б

РМ

Погода. Время года

22, 23

2

Б

РМ

Погода. Время года

24

1

РП

РМ, МП

Растительный мир. Дикие растения. Что где растет

25

1

РП

РМ, МП

Растительный мир. Дикие растения. Что где растет

26, 27

2

РП

РМ, МП

Животный мир. Дикие звери, птицы, рыбы, насекомые

28, 29

2

РП

РМ, МП

Животный мир. Дикие звери, птицы, рыбы, насекомые

30

1

УИ

РМ, УТ

Питание. Я за столом

31

1

УИ

РМ, УТ

Питание. Я за столом

32

1

РП

РМ, МП

Здоровье

33, 34

2

РП

РМ, МП

Здоровье

35

1

РП

РМ, МП

Магазин. Я в магазине

36, 37

2

РП

РМ, МП

Магазин. Я в магазине

38

1

Б

МП

Мои друзья. Портрет, характер

39

1

Б

МП

Мои друзья. Портрет, характер

40

1

Б

МП

Школа. Я на уроке. Школьная жизнь

41

1

Б

МП

Школа. Я на уроке. Школьная жизнь

42, 43

2

УИ

МП

Город. Транспорт

44

1

Б

МП

Город. Транспорт

45

1

УИ

РМ

Мой дом. Где я живу. Моя квартира

46, 47

2

Б

РМ

Мой дом. Где я живу. Моя квартира

48, 49

2

УИ

РМ

Мой день. Мой распорядок дня

50

1

Б

РМ

Мой день. Мой распорядок дня

51, 52

2

РП

РМ, МП

Время года. Сезонная одежда

53

1

РП

РМ, МП

Время года. Сезонная одежда

54, 55

2

РП

РМ, МП

Растительный мир. Культурные растения. Что где растет?

56, 57

2

РП

РМ, МП

Растительный мир. Культурные растения. Что где растет?

58, 59

2

РП

РМ, МП

Животный мир. Домашние животные. Детеныши животных

60, 61

2

РП

РМ, МП

Животный мир. Домашние животные. Детеныши животных

62

1

Б

РМ

Питание. Что и когда мы едим

63

1

Б

РМ

Питание. Что и когда мы едим

64, 65

2

Б

РМ

Здоровье. Я иду к врачу. Я вызываю врача

66

1

Б

РМ

Здоровье. Я иду к врачу. Я вызываю врача

67

1

Б

РМ

Магазин. В универмаге

68

1

Б

РМ

Магазин. В универмаге

69

1

Б

РМ

Мои друзья. Играем вместе. Детская площадка

70, 71

2

Б

РМ

Мои друзья. Играем вместе. Детская площадка

72

1

Б

РМ

Мой дом. Я жду гостей. Угощение, уборка

73

1

Б

РМ

Мой дом. Я жду гостей. Угощение, уборка

74, 75

2

Б

РМ

Мой день. Мои любимые занятия. Работа по дому

76

1

Б

РМ

Мой день. Мои любимые занятия. Работа по дому

77, 78

2

РП

РМ, МП

Время года. Игры, спорт

79

1

РП

РМ, МП

Время года. Игры, спорт

80, 81

2

РП

РМ, МП

Растительный мир. Мы любим растения

82, 83

2

РП

РМ, МП

Животный мир. Кто где живет?

84, 85

2

РП

РМ, МП

Питание. В магазине «Продукты»

86, 87

2

РП

РМ, МП

Здоровье. Что полезно, вредно, опасно.

88

1

Б

РМ

Мои друзья. Кем мы хотим быть. Профессии

89, 90

2

Б

РМ

Мои друзья. Кем мы хотим быть. Профессии

91, 92, 93

3

Б

РМ

Диагностика речевой деятельности (письмо)

94, 95, 96

3

Б

РМ

Диагностика речевой деятельности (аудирование)

97, 98, 99,

3

Б

РМ

Диагностика речевой деятельности (чтение)

100, 101, 102

3

Б

РМ

Диагностика речевой деятельности (говорение)

Примечание:

РМ – раздаточный материал;

МП – мультимедийный проектор;

УНТ – учебные настенные таблицы;

УИ – урок-игра;

Б – беседа;

РП – рассказ-показ.

  1. Библиография
  1. Программа по русскому языку как иностранному для детей младшего школьного возраста (6-8 лет). Автор-составитель: О.Н. Каленкова, кандидат филологических наук, доцент. Кафедра ЮНЕСКО «Международное образование и интеграция детей-мигрантов в школе» Московского института открытого образования (МИОО).
  2. Труфанова В.Я. Сборник учебных программ. Русский как иностранный. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1999.
  3. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка (дошкольники) - М.: Рольф, 2000.
  4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребёнок к школе? Книга тестов. - М.: РОСМЭН, 2000.
  5. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. (Издание 3). - Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2001.
  6. Дорофеева Т.М., Лебедева М.Н. Учебная грамматика русского языка. Базовый курс (2-е издание) - М.: Русский язык. Курсы, 2000.
  7. Милованова И.С. Фонетические игры и упражнения: Русский как иностранный: Начальный этап обучения. - М.: Наука, 2000.

Дополнительная литература:

  1. Бажанова Е.А., Шамстутдинова С.С. Учимся говорить по-русски: Пособие по развитию речи — 2-е изд. Под ред. А.П. Величука. — СПб, 2000. -145с.
  2. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов / Т.М. Балыхина. – М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007.– 185 с.
  3. Баско Н.В. Знакомимся с русскими традициями и жизнью россиян. Учебное пособие по русскому языку и культуроведению /  Н.В. Баско. – М.: Русский язык. Курсы.  2007. — 232 с.
  4. Одинцова И.В. Что вы сказали?: книга по развитию навыков аудирования и устной речи для изучающих русский язык. – СПб.: Златоуст, 2003. – 264 с. Попова Т.И., Юрков Е.Е.
  5. Поговорим?  Пособие по разговорной практике. Продвинутый этап: учебное пособие. – СПб.: Златоуст, 2000. – 155 с.
  6. Продолжаем изучать русский / Царева Н.Ю. и др. – М.: Рус. яз., 2000. – 234 с.
  7. Родимкина А., Райли З., Ландсман Н. Россия сегодня. Тексты и упражнения. – СПб.: Златоуст, 2000. – 156 с.
  8. Родимкина А., Ландсман Н. Россия 2000. Тексты и упражнения. – СПб.: Златоуст, 2000. – 200 с.

Программное обеспечение и Internet-ресурсы:

1. http://www.gramota.ru – Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык для всех».

2. http://ru.wikibooks.org/wiki – Русский язык как иностранный: Викиучебник.

Инструментарий диагностики уровня языковой и речевой компетенции детей-мигрантов

Диагностический инструментарий сформирован Полынцевой Ириной Николаевной, руководителем городского методического объединения по социализации и адаптации детей-мигрантов, методистом, учителем начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4.

Методические материалы разработаны для диагностики уровня речевой и языковой компетенций детей-мигрантов по следующим аспектам:

  • понимание (аудирование, чтение);
  • говорение (диалог, монолог).  

Материалы диагностики предполагают проведение обследования детей-мигрантов, поступающих в российскую школу на уровень начального общего образования, в 5-й класс, и обучающихся во 2-4 классах.

В основе диагностических материалов – художественные и научно-познавательные тексты объёмом 60-120 слов с вопросами и заданиями. В зависимости от обследуемого аспекта текст можно использовать как для самостоятельного чтения учащимся, так и для прослушивания в исполнении учителя. К каждому тексту предлагается 4-5 вопросов по содержанию прочитанного, задание на объяснение лексического значения слов или выражений, взятых из текста, а также примерные задания (на усмотрение учителя). Художественные тексты (сказки, рассказы) объёмом 60-100 слов рекомендуется использовать в работе с детьми-мигрантами 2-3 классов. Научно-познавательные или художественные тексты объёмом 85-120 слов рекомендуется использовать в работе с учащимися 4-5 классов.

Организация оценки уровня речевой и языковой компетенций предполагает индивидуальную работу с каждым учащимся. Время обследования – 20-30 минут на одного ребёнка. Результаты диагностики заносятся в таблицу. Формирование учебных групп для изучения русского языка должно осуществляться с учетом уровня владения языком. По результатам диагностики учитель может определить состав учебной группы, спланировать дополнительные занятия, организовать индивидуальную работу, назначить консультанта из учащихся класса. Результаты итоговой диагностики покажут динамику в развитии речевых умений и языковых знаний детей-мигрантов.

Инструментарий диагностики уровня языковой и речевой компетенций

детей-мигрантов

Вид деятельности

Сформированные речевые и языковые компетенции

Нулевой уровень

Понимание –аудирование

Учащийся не понимает русского языка

Понимание –чтение

Учащийся не умеет читать; знает и правильно называет некоторые буквы русского алфавита

Говорение – диалог, монолог

Учащийся не говорит на русском языке; говорит некоторые простые слова; не может ответить на вопросы.

Низкий уровень

Понимание –аудирование

Учащийся понимает отдельные знакомые слова или короткие фразы в медленно и четко звучащей речи из ситуаций повседневной жизни (Школа, дом, есть, пить, родители, мальчик, девочка. Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Где ты родился? и т.д.)

Понимание –чтение

Учащийся знает и правильно называет буквы русского алфавита, читает по слогам слова, короткие фразы; при чтении путает буквы.

Говорение – диалог, монолог

Учащийся может задавать простые вопросы и отвечать на них в рамках известных ему тем; используя короткие фразы, рассказывает о себе, об услышанном или прочитанном  (условие: медленно звучащая речь собеседника).

Средний уровень

Понимание –аудирование

Учащийся понимает основные положения четко произнесенных высказываний в пределах литературной нормы на известные ему темы, с которыми приходится иметь дело в школе, на отдыхе и т.д. Понимает, о чём идет речь в услышанном рассказе. Речь говорящих должна быть при этом четкой и относительно медленной.

Понимание –чтение

Читает и понимает тексты, построенные на языковом материале повседневного общения (короткие рассказы, сказки, истории). Понимает описания событий, чувств, намерений героев произведений.

Говорение – диалог, монолог

Умеет общаться в большинстве ситуаций. Может без предварительной подготовки участвовать в диалогах на знакомую ему/ интересующую его тему (например, «семья», «хобби», «путешествие», «текущие события»). Отвечает на вопросы, задаёт вопросы.

Умеет строить простые связные высказывания о своих личных впечатлениях, событиях, рассказывать о своих мечтах, желаниях. Может рассказать историю или изложить сюжет книги или фильма и выразить к этому свое отношение.

Достаточный уровень

Понимание –аудирование

Учащийся хорошо понимает русскую речь: прочитанные собеседником тексты, рассказанные истории. Понимает развернутые объяснения учителя по учебным темам. Понимает содержание большинства кинофильмов, если их герои говорят на литературном языке.

Понимание –чтение

Выразительно и осознанно читает, понимает смысл художественных и научно-познавательных произведений в рамках возрастных норм.

Говорение – диалог, монолог

Умеет без подготовки довольно свободно участвовать в диалогах с одноклассниками, учителем. Умеет принимать активное участие в дискуссии по знакомой ему проблеме, обосновывать и отстаивать свою точку зрения. Уверенно отвечает на вопросы.

Тексты для проведения диагностики

1-2 класс

Текст 1. Лечебные камешки

Иринка заболела. Мама уложила её в постель, дала горькие лекарства. На улице светило солнце. Иринка грустно подумала: все на реке, собирают камешки.

А дома происходили странные вещи. Открывая почтовый ящик, мама находила там речные камешки. Иринке она ничего не говорила. Увидела сегодня мама, что девочке очень скучно, и решила отдать ей камешки: пусть поиграет!

Вечером пришёл доктор. Иринка даже не заметила его: рассматривала камешки. Доктор спросил, как она себя чувствует. Девочка улыбнулась — хорошо!

Мама благодарила доктора. А он сказал, что это всё речные камешки. Они не хуже лекарства помогают.

(90 слов)                                                                                  (По А. Седучину)

Вопросы и задания:

  1. Прочитать выразительно текст (или прослушать текст).
  2. Ответить на вопросы:
  • Как зовут девочку?
  • Почему она не может выходить на улицу?
  • Что находила мама в почтовом ящике?
  • Почему девочка не заметила доктора?
  • Что помогло девочке выздороветь?
  1. Заменить слова благодарила, рассматривала другим словом или выражением.
  2. Составить вопрос по содержанию текста.

2-3 класс

Текст 2. Смелый ёж.

Ранним утром Маша собирала землянику. Ягод было много. Девочка быстро набрала корзинку и побежала домой.

Вдруг Маша поскользнулась и вскрикнула от боли. Босая нога сорвалась с кочки и укололась о колючки. Оказывается, под кочкой сидел ёж.

Маша заплакала, уселась на кочку и стала вытирать платком кровь с ноги. Видит Маша: на неё ползёт серая змея с чёрными зигзагами на спине. Ядовитая гадюка!

Тут ёж засеменил навстречу змее. Гадюка вскинулась всем телом и бросилась на ежа. Ёж ловко подставил ей свои колючки. Гадюка зашипела и хотела уползти. Ёж схватил её зубами позади головы.

Тут Маша опомнилась и убежала домой.

(98 слов)                                                                                      (По В. Бианки)

Вопросы и задания:

  1. Прочитать выразительно текст (или прослушать текст).
  2. Ответить на вопросы:
  • Что собирала Маша?
  • Почему девочка закричала?
  • Кого увидела Маша?
  • Что сделал ёж?
  • Что такое зигзаги?
  1. Составить вопросы к тексту.
  2. Объяснить лексическое значение слов засеменил, опомнилась, кочка.

2-4 класс

Текст 3. Каждый заботится как умеет.

Мария Ивановна долго болела. Все ученики навещали учительницу, приносили цветы, рассказывали смешные истории и интересные новости.

Один Вася Сапунов не навещал учительницу. Недаром он слыл нелюдимым и нечутким мальчишкой.

Мария Ивановна выздоровела, пришла в класс и поблагодарила всех за внимание во время болезни. А Васю Сапунова поблагодарила отдельно и необычно. Она подошла, пожала ему руку и назвала настоящим мужчиной.

Ребята удивились. И вот что рассказала учительница. Вася не навещал её. Но он каждый день приходил к её старенькой маме и приносил по два ведра воды и по две охапки дров.

Каждый заботится как умеет. Разве это плохо?

(97 слов)                                                                                              (По Е. Пермяку)

Вопросы и задания:

  1. Прочитать выразительно текст (или прослушать текст).
  2. Ответить на вопросы:
  • Как зовут учительницу?
  • Почему дети навещали учительницу?
  • Кто не приходил к Марии Ивановне?
  • За что благодарила учительница Васю?
  • Чему учит этот рассказ?
  1. Объяснить лексическое значение слов нелюдимый, слыл, охапка дров.
  2. Составить 2-3 предложения о своём учителе.

2-3 класс

Текст 4. Горькая вода

Толя с Витей возвращались после прогулки в лагерь и встретили старушку с ведром воды. Пройдёт старушка пару шагов — стоит, отдыхает.

Витя побежал помочь старушке. Толя пытался остановить товарища: всем не поможешь. Но Витя не послушал его и помог бабушке отнести ведро.

В субботу Толя один шёл по лесу. Мальчику захотелось пить. Решил он зайти в первую избу и попросить воды. Только открыл дверь — увидел ту самую старушку.

— Пей, сыночек, пей! — ласково сказала старушка и дала ему воды. Толя покраснел, быстро попил, поблагодарил и выскочил на улицу. Вода ему показалась горькой.

(90 слов)                                                                                              (По В. Осеевой)

Вопросы и задания:

  1. Прочитать выразительно текст (или прослушать текст).
  2. Ответить на вопросы:
  • Куда возвращались мальчики после прогулки?
  • Кого они встретили?
  • Кто из мальчиков решил помочь старушке?
  • Почему Толе вода показалась горькой на вкус?
  • Какова основная мысль рассказа?
  • Как бы поступил ты?
  1. Объяснить лексическое значение слов товарищ, покраснел, изба.
  2. Пересказать текст.

2-4 класс

Текст 7. Лисья семья

Раннее утро. Лиса принесла в зубах мышь, положила её у норы.

Из норы показались тёмные острые мордочки лисят. Они услышали, что пришла мать и поспешили к ней. Выбежали зверьки на полянку, стали играть.

Вот один лисёнок заметил мышь, подбежал и потрогал лапкой. А мышь живая, лиса её только слегка придушила. Тронул лисёнок мышку, она пустилась бежать. Лисёнок за ней. Другие тоже заметили и пустились в погоню. Но попробуй, догони!

Тут лиса, как кошка, бросилась на добычу. Схватила и опять отнесла на полянку.

Лисята окружили, стали ловить. До тех пор играли, пока не задушили.

Вот и получили первый урок, как ловить добычу.

(101 слово)                                                                                  (По Г. Скребицкому)

Вопросы и задания:

  1. Прочитать выразительно текст (или прослушать текст).
  2. Ответить на вопросы:
  • Что принесла лиса в зубах?
  • Кто выскочил из норы?
  • За кем пустились бежать лисята?
  • Какой урок  получили лисята?
  • С каким животным сравнивается лиса?
  1. Объяснить лексическое значение слов и выражений поспешили, пустилась бежать,  погоня.
  2. Составить свой вопрос к тексту.

2-3 класс

Текст 9.

Жили-были петух, курица-хохлатка и их детки — пушистые цыплятки. Около дома кружили хорёк и хитрая лиса, но петух зорко охранял свою семью.

Один раз хохлатка вывела цыплят погулять, а хорёк тут как тут. Закудахтала испуганно хохлатка, позвала деток к себе.

Все цыплята подбежали и спрятались под маминым крылом. Только самый маленький не успел. Его схватил хорёк.

Но тут подлетел петух. Он громко закричал, захлопал крыльями и стал клевать хорька. Испугался хорёк, бросил бедного цыплёнка, скок в кусты — и нет его.

А петух-победитель гордо и радостно закричал на весь двор: «Ку-ка-ре-ку!»

(92 слова)

Вопросы и задания:

  1. Прочитать выразительно текст (или прослушать текст).
  2. Ответить на вопросы:
  • Кто охотился на цыплят?
  • Куда спрятались цыплята?
  • Кого схватил хорёк?
  • Кто спас цыплёнка?
  • Куда убежал хорёк?
  1. Объяснить лексическое значение слов и выражений зорко охранял, скок в кусты, петух-победитель.
  2. Пересказать текст.

2-3 класс

Текст 10. Лучший рисунок

Мама подметала пол, а Петя рисовал маму с веником в руках. Потом мама выбивала ковры, мыла посуду, чистила картошку. Всё это Петя тоже нарисовал и раскрасил цветными карандашами. Красивая получилась мама.

Пришёл отец с работы. Петя похвастался своими рисунками и спросил, какой из них самый лучший. В ответ папа сказал, что самый лучший рисунок тот, которого Петя не нарисовал. Там Петя помогает маме убирать квартиру, мыть посуду, чистить картошку.

(69 слов)                                                                                           (По В. Хомченко)

Вопросы и задания:

  1. Прочитать выразительно текст (или прослушать текст).
  2. Ответить на вопросы:
  • Что делал Петя?
  • Какую работу по дому выполняла мама?
  • Кому Петя показал свои рисунки?
  • Что сказал папа Пете?
  • Чем ты помогаешь маме по дому?
  1. Объяснить лексическое значение слова похвастался.
  2. Какова основная мысль рассказа?

класс

Нулевой уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Достаточный уровень

Численность обучающихся детей-мигрантов

Чел.     %

Чел.     %

Чел.     %

Чел.     %

Чел.     %


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: