Методы и формы организации деятельности учащихся, средства

Гармаева Аюна Владимировна

Методы и формы организации деятельности учащихся, средства

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства.

В настоящее время очень важным является развить познавательный интерес учащихся к предмету, сформировать способности к самообразованию и самоконтролю, развить логическое мышление, воображение, навыки научно-исследовательской деятельности, умение работать с документальными материалами, формировать коммуникативные способности. Для решения этих задач учитель должен совершенствовать и развивать приемы и методы обучения, делать их разнообразными и учитывающими интересы каждого отдельно взятого ребенка.

    По источнику знаний применяются следующие методы: на основе логических операций – индуктивный (от фактов к теоретическим выводам) аналитический, и др. По дидактическим целям -  методы изучения материала, закрепления, проверки знаний. В обучении – словесные, наглядные, практические материалы.

   По характеру познавательной деятельности преобладают: объяснительно - иллюстрационный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский.

    На своих уроках часто использую прием работы с учебником, с печатно-словесными текстами. Например, учащиеся анализируют формулы, задачи и составляют план изучения темы.

Работу по усвоению понятий можно сделать интересной и увлекательной, а их запоминание  активным творческим процессом, используя различные приемы и формы работы. На своих уроках применяю различные современные педагогические технологии:

  • Технология критического мышления
  • Проблемные уроки
  • Урок «мозговой штурм»
  • Урок деловая игра
  • Урок лабораторная работа
  • Урок презентации
  • Урок практикум
  • Урок проектов
  • Интегрированные уроки

     Интегрированные уроки  повышают познавательную активность учащихся, способствуют развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся.

1. Методы организации деятельности учащихся на уроках физики:

  • объяснительно-иллюстративный метод.
  • метод проблемного изложения.
  • метод проектов.
  • исследовательский метод.
  • частично-поисковый или эвристический метод.
  • репродуктивный метод.

2. Формы организации учебного процесса:

  • уроки,
  • семинары,
  • конференции,
  • лекции,
  • практикумы,
  • экскурсии,
  • факультативы.

Выбор той или другой формы организации осуществляется на основе учета разных обстоятельств и условий:

  • тема занятия,
  • цель занятия,
  • возраст учеников,
  • квалификация учителя,
  • уровень развития учеников,
  • уровень оборудование кабинета.

Поскольку задания учителя достаточно сложные и, как правило, имеют комплексный характер, то часто разные формы организации объединяются в пределах одной преобладающей формы (урок-экскурсия, семинар с практикумом и т.п.). Возможное объединение элементов разных форм. Частота применения разных форм организации не одинакова. Наиболее распространенной формой организации учебных занятий является урок.

Урок - это такая форма организации учебной работы, при которой учебный процесс ограничивается во времени, в территории, в объеме учебного материала.

В каждом уроке есть преобладающая дидактическая цель, которая определяет тип и структуру урока.

Система классификации уроков:

  • урок изучение нового материала;
  • урок применение знаний на практике;
  • урок закрепление и повторение учебного материала;
  • урок контроля и учета знаний;
  • комбинированный урок.

Правильный выбор типа урока способствует более эффективной реализации основной дидактической цели урока.

В системе работы учителей физики используются также организационные формы, которые не имеют признаков уроков. Они увеличивают возможности учителя для маневра, расширения арсенала учебной работы.

  • семинары. 
  • практикумы.
  • экскурсии.
  • факультативы.

3. Средства обучения:

Специальные:

  • лабораторные наборы по физике.
  • наборы по робототехнике Arduino.
  • демонстрационное оборудование по физике.
  • мультимедийные средства.
  • средства телекоммуникации (при дистанционном обучении).

Электронные:

  • Виртуальные лабораторные работы по физике. 7-9 классы. Кудряшова Т.Г., Кудрявцев А.А., Рыжиков С.Б., Грязнов А.Ю.
  • 2. «Открытая физика», ООО «Физикон».
  • 3. Электронные учебники по физике.


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Решение задач по теме: «Законы постоянного тока»» .

Тема

Решение задач по теме: «Законы постоянного тока» .

Цель цикла занятий

Повторить законы постоянного тока;

Обобщить и систематизировать знания по теме;

Выработать  основные приемы решения задач;

Отработать навыки решения задач  по теме на примерах заданий открытого банка сайта ФИПИ.

Основное содержание темы, термины и понятия

Формирование умения рациональные способы решения задач, применять законы физики при решении задач.

Планируемый результат

Предметные умения

 УУД

Отработать:

А) умения применять теоретические знания  по теме на практике: решать физические задачи на расчет электрических цепей, выполнять  практические работы по определению сопротивления неизвестного резистора, мощности и работы электрического тока;

Б) Умения устанавливать причинно-следственные связи между физическими величинами, характеризующими электрический ток, выявлять между ними взаимосвязь

Умения работать с таблицами физических величин;

В)Умения работать с инженерным калькулятором.

Г) формирование физической картины мира

Личностные: осознание физической составляющей окружающего мира.

Регулятивные:постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

составление плана и последовательности действий при решение задач;

внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона;

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит  усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;

Создание алгоритмов деятельности при решении задач;

 выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от

 конкретных условий;

рефлексия  способов и условий действия при решении задач;

 контроль и  оценка процесса и результатов  деятельности учащихся.

Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с  задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи.

Организация учебного процесса

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Математика.

Фронтальная, в парах, индивидуальная

 Физика 8. Учебник. А.В. Перышкин; Опорные конспекты и разноуровневые задания. А.Е.Марон; варианты ОГЭ прошлых лет, задания с сайта Дмитрия Гущина «Решу ОГЭ» и официального сайта ФИПИ.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе(1 мин.)

Приветствует учащихся, озвучивает тему и цель урока, знакомит учащихся с  планом урока.

Приветствуют учителя, слушают, настраиваются на восприятие материала урока.

Личностные: самоопределение;

регулятивные:  целеполагание;

коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

  1. Актуализация знаний

(5 мин)

Повторение знаний, необходимых для решения задач.

Организует между учащимися. Учащиеся должны подготовить теоретические вопросы по теме «Постоянный электрический  ток» по материалам учебника А.В. Перышкин. 1 группа использует параграфы 33-44, 2 группа использует параграфы  47-55.

Учащиеся делятся на две группы. Отвечают на вопросы по очереди представители из каждой группы. За каждый правильный ответ получают провод. (максимально- 5 проводов)

Предметные: формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  1. Создание проблемной ситуации (5 минут)

Раздает учащимся листы с задачами, предлагает ответить на следующие вопросы:

  • Как получить высокий балл на экзамене?
  • Как научиться хорошо и быстро решать задачи?
  • Что нужно для того, чтобы быстро находить способы решения задач по разным темам?

Учащиеся получают листы на которых напечатаны задачи по теме: «Постоянный ток». Им предлагается разделить задачи на группы. Разделяют предложенные задачи на группы.

Личностные:самоопределение;

Регулятивные:контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено , осознание качества и уровня усвоения

  1. Закрепление знаний.(30мин)

Конкретизировать полученные навыки на уроках и применения этих навыков при решении задач из вариантов ОГЭ разного уровня сложности.

Решают задачи из классификации: одну задачу разбирают на доске, подобную самостоятельно. За правильно решенную задачу получают приборы в следующей последовательности: ИПТ, лампочка, ключ, амперметр.

Предметные: умения устанавливать логические отношения между данными и неизвестными;

Познавательные: умение структурировать знания, выбирать способы решения задач. Умение строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: Управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка действий партнёра

  1. Подведение итогов.

Предлагает  собрать электрическую цепь учащимся из приборов ,полученных во время урока

Собирают цепь группой.

  1. Рефлексия

Предлагает оценить свою работу на уроке учащимся.

Оценивают свою работу.

Личностные: смыслообразование;

Познавательные: самооценка- оценивание себя и своих возможностей, приобретенного или усвоенного знания);

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

  1. Постановка домашнего задания

Дает информацию и инструктаж по домашнему заданию. Прикрепляет его в электронный  журнал.

Воспринимают информацию, фиксируют задания, комментарии учителя.

Приложение 1.

ВОПРОСЫ:

В  чем  разница между реостатом и резистором?

Какими приборами измеряют работу тока?

Что называют мощностью?

Какие известные материалы обладают необходимыми для нагревания элемента свойствами?

Что такое короткое замыкание?

Чем отличается постоянный ток от переменного?

Что происходит с электронами металла при возникновение в нем электрического поля?

Где используется тепловое и химическое действие тока?

Как зависит сила тока от напряжения на концах проводника?

Как формируется закон Ома?

Что такое сопротивление проводника? В чем оно измеряется?

Какие приемники или потребители электрической энергии вы знаете?

Приложение 2.

ЗАДАЧИ:        

Задание 12 № 119. Цепь собрана из источника тока, лампочки и тонкой железной проволоки соединённых последовательно. Лампочка станет гореть ярче, если

1) проволоку заменить на более тонкую железную

2) уменьшить длину проволоки

3) поменять местами проволоку и лампочку

4) железную проволоку заменить на нихромовую

Задание 12 № 227. Алюминиевая, железная и нихромовая проволоки, имеющие одинаковые размеры, соединены последовательно и подключены к источнику тока. На какой из проволок при прохождении электрического тока будет выделяться наибольшее количество теплоты за одно и то же время?

1) на алюминиевой

2) на железной

3) на нихромовой

4) на всех трёх проволоках будет выделяться одинаковое количество теплоты

Задание 12 № 65. http://phys.oge.sdamgia.ru/get_file?id=1033Имеется три резистора, изготовленных из различных материалов и имеющих различные размеры (см. рисунок). Наименьшее электрическое сопротивление имеет(-ют)

1) резистор

2) резистор 2

3) резистор 3

4) резисторы 1 и 3

Задание 26 № 1106. Двум ученикам выдали по четыре одинаковых резистора сопротивлением 2 Ом каждый, соединительные провода, источник постоянного напряжения U = 5 В и очень хороший амперметр. Первый ученик собрал цепь, изображённую на рисунке 1, второй ученик собрал цепь, изображённую на рисунке 2.

Определите разность показаний амперметров второго и первого учеников.

Задание 26 № 1706. Имеются два одинаковых электрических нагревателя мощностью 600 Вт каждый. На сколько градусов можно нагреть 2 л воды за 7 мин, если нагреватели будут включены параллельно в электросеть с напряжением, на которое рассчитан каждый из них? Потерями энергии пренебречь.

Задание 26 № 1670. Имеется два электрических нагревателя одинаковой мощности – по 400 Вт. Сколько времени потребуется для нагревания 1 л воды на 40 ºС, если нагреватели будут включены в электросеть последовательно? Потерями энергии пренебречь.

Приложение 3.

Оценивание группы:

Задачи на электрические схемы

Задачи на закон Ома

Задачи на выявление связи между величинами

Задачи на последовательное и параллельное соединение проводников.

Задачи на расчет работы, мощности электрического тока и количества теплоты


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Электричество в природе

Слайд 2

Из истории Термин «электричество» был введён английским учёным Уильямом Гилбертом в 1600 году . Гилберт проводил опыты с янтарём, который в результате трения о сукно получил возможность притягивать другие лёгкие тела, то есть приобрёл некий заряд. А так как янтарь переводится с греческого как электрон, то наблюдаемое ученым явление получило название «электричество».

Слайд 4

Молния и гром Кого же поражает молния? От чего это зависит? Куда ударит молния? Какие бывают молнии? К чему приводит их действие? Как защитить себя от молнии?

Слайд 5

Молния Какое-то время считалось, что электричество в природе не существует . Однако после того как Б.Франклин установил, что молнии имеют электрическую природу возникновения, это мнение перестало существовать. Значение электричества в природе, как и в жизни человека достаточно большое. Ведь именно молнии привели к синтезу аминокислот и, следовательно, к появлению жизни на земле

Слайд 6

Молния

Слайд 7

При ударе молнии, например в дерево. Оно нагревается, влага из него испаряется, а давление образовавшегося пара и нагревшихся газов приводят к разрушениям. Для защиты зданий от грозовых разрядов применяют молниеотводы, которые представляют собой металлический стержень, возвышающийся над защищаемым объектом.

Слайд 8

У смолистого дерева (сосны) электрический ток проходит по наружным слоям ствола. В лиственных деревьях ток проходит внутри ствола по сердцевине, где много сока, который под действием тока закипает и пары разрывают дерево.

Слайд 9

Цветы - часы Время раскрытия цветка Растение 4 ч 5ч 6ч 7ч 8ч 9-10ч 11ч 20ч 21ч Шиповник , цикорий Мак Одуванчик, гвоздика Картофель Бархатцы Ноготки Торица Душистый табак Ночная фиалка

Слайд 10

Рыбы Некоторые виды рыб использую электричество, а точнее электрические разряды для защиты от врагов, поиска пищи под водой и её добывания. Такими рыбами являются: угри, миноги, электрические скаты и даже некоторые акулы . Все эти рыбы имеют специальный электрический орган, который работает по принципу конденсатора, то есть накапливает достаточно большой электрический заряд, а затем разряжает его на жертву, прикоснувшуюся к такой рыбе.

Слайд 11

Электрический скат Электрические скаты - отряд хрящевых рыб, у которых по бокам тела между головой и грудными плавниками расположены почкообразные парные электрические органы. В отряде числятся 4 семейства и 69 видов. Электрические скаты известны своей способностью производить электрический заряд, напряжение которого (в зависимости от вида) колеблется от 8 до 220 вольт. Скаты используют его в обороне и могут оглушить добычу или врага. Они обитают в тропических и субтропических водах всех океанов

Слайд 12

Электрический угорь Длина от 1 до 3 м, вес до 40 кг. Кожа у электрического угря голая, без чешуи, тело сильно удлинённое, округлое в передней части и несколько сжатое с боков в задней части. Окраска взрослых электрических угрей оливково-коричневая, нижняя сторона головы и горла ярко-оранжевая, край анального плавника светлый, глаза изумрудно-зелёные . Генерирует разряд напряжением до 1300 В и силой тока до 1 A. Положительный заряд находится в передней части тела, отрицательный — в задней. Электрические органы используются угрём для защиты от врагов и для парализации добычи, которую составляют в основном некрупные рыбы.

Слайд 13

СОМ Электрические органы расположены почти по всей длине тела рыбы, дают разряды напряжением до 360 В.

Слайд 14

АФРИКАНСКИЙ МОРМИРУС Эта рыба испускает серию низковольтны импульсов, создавая вокруг себя электрическое поле.

Слайд 15

Электрические рыбы Сильноэлектрические Слабоэлектрические

Слайд 16

Рыбы Также такой орган работает с частотой в несколько сотен герц и имеет напряжение несколько вольт. Сила тока электрического органа рыб меняется с возрастом: чем старше становится рыба, тем сила тока больше. Также благодаря электрическому току рыбы, обитающие на большой глубине, ориентируются в воде. Электрическое поле искажается под действие предметов, находящихся в воде. А именно эти искажения и помогают рыбам ориентироваться в мутной воде.

Слайд 17

Птицы Почему птицы безнаказанно садятся на провода высоковольтной передачи? Тело сидящей на проводе птицы представляет собою ответвление цепи, включенное параллельно участку проводника между лапками птицы. При параллельном соединении двух участков цепи величина токов в них обратно пропорциональна сопротивлению. Сопротивление тела птицы огромно по сравнению с сопротивлением небольшой длины проводника, поэтому величина тока в теле птицы ничтожна и безвредна. Следует добавить еще, что разность потенциалов на участке между ногами птицы мала.

Слайд 18

Птицы

Слайд 19

Птицы Бывают случаи, когда птицу, сидящую на проводе линии электропередачи, убивает током . Птицы чаще всего гибнут в тех случаях, когда они, сидя на проводе линии электропередачи, касаются столба крылом, хвостом или клювом, то есть соединяются с землей.

Слайд 20

Все началось с лягушки Алессандро Вольта (1745 – 1827)

Слайд 21

Электричество в теле человека Процессы в нервной системе человека и животных, например, движение и дыхание, происходят благодаря нервному импульсу, который возникает из-за электричества, существующего в тканях живых существ.

Слайд 22

Сила тока при частоте 60 Гц Эффект действия тока в организме человека 0 – 0,5 мА Отсутствует. 0,5 – 2 мА Потеря чувствительности. 2 – 10 мА Боль, мышечные сокращения. 10-20 мА Растущее воздействие на мышцы, некоторые повреждения. мА Ток, выше которого человек уже не может освободиться от электродов. 20-100 мА Дыхательный паралич. 100 мА -3А Смертельные желудочковые фибрилляции. Более 3А Остановка сердца. Тяжелые ожоги.

Слайд 23

Спасибо за внимание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Физический блицтурнир по теме «Электрические явления в живой природе»

Слайд 2

Правила игры 1 тур – отборочный(13 вопросов) 2 тур –полуфинал (10 вопросов) 3 тур – финал (3 вопроса) Учитель зачитывает вопрос. Игрок, готовый к ответу, поднимает руку; пер­вому поднявшему руку предоставляется слово. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Участники, набравшие меньше всех баллов, выбывают из игры. В отборочном туре участвует весь класс, в полуфинале – 5 учащихся, набравших наибольшее количество баллов. В финале – 2 учащихся. Во время урока можно пользоваться любой справочной литературой, включая учебник.

Слайд 3

1-й тур отборочный(19 вопросов)

Слайд 4

Вопрос 1 Поглаживая в темноте кошку сухой ладонью, можно заметить небольшие искорки, возникающие между рукой и шерстью. Что здесь происходит? Ответ: При поглаживании кошки происходит электризация руки с последующим искровым разрядом .

Слайд 5

Вопрос 2 Проводя опыты с электризацией человека, его ставят на изолированную скамеечку. Почему? Ответ: В этом случае все заряды остаются в теле, не стекают в землю.

Слайд 6

Вопрос 3 Почему у наэлектризованных людей волосы поднимаются вверх? Ответ: Волосы электризуются одноименным зарядом. Как известно, o дноименные заряды отталкиваются, поэтому волосы, подобно листочкам бумажного султана, расходятся во все стороны.

Слайд 7

Вопрос 4 На некоторых рыбокомбинатах копчение рыбы производится в электро­камерах , где двигается конвейер с рыбой, заряженной положительным зарядом . В электрокамере же имеются электроды, заряженные отрицательно. Почему копчение таким методом происходит в десятки раз быстрее, чем без электрического поля. Ответ: Частицы дыма интенсивнее оседают на электризованной рыбе, притягиваясь к ней. Интенсивность оседания частиц дыма на рыбе (интенсивность копчения) еще больше возрастает, когда дым проходит через отрицательно заряженные электроды, заряжаясь при этом зарядом, противоположным заряду рыбы.

Слайд 8

Вопрос 5 Гальвани сделал следующий опыт. Соединив две проволоки из различных металлов, он концом одной из них касался лапки свежепрепарированной лягушки, а концом другой - поясничных нервов; при этом мускулы лапки судорожно сокращались. Как вы объясните это явление? Ответ: Два металла и жидкость лапки составляют гальванический элемент возникающий при замыкании цепи, раздражает нервные окончания лягушки.

Слайд 9

Вопрос 6 Почему несъемные протезы зубов нельзя изготавливать из разных металлов, например, коронки или передние зубы из золота, а задние - нержавеющей стали? Ответ: При таких протезах между двумя металлами возникает разность потенциалов. Металлические зубы могут образовать небольшую батарейку, являющуюся источником тока с силой от 5 до 100 мкА. Разряды слабого тока вызывают во рту неприятные ощущения.

Слайд 10

Вопрос 7 При проверке качества батарейки от карманного фонарика иногда прикасаются языком к металлическим пластинам. Если язык ощущает горьковатый привкус, то батарейка хорошая. Почему же электричество батарейки горьковато на вкус? Ответ: Слюна человека содержит в незначительном количестве различные органические соли (натрия, калия, кальция и др.). Когда через слюну проходит электрический ток, эти соли подвергаются электролизу, на полюсах батарейки выделяются их составные части и язык ощущает горьковатый привкус.

Слайд 11

Вопрос 8 Каких рыб называют живыми электростанциями? Как велико напряжение, создаваемое ими? Ответ: Самыми известными электрическими рыбами являются электрический угорь, электрический скат и электрический сом. У этих рыб имеются специальные органы для накопления электрической энергии. Небольшие напряжения, возникающие в обычных мышечных волокнах, суммируются здесь благодаря последовательному включению множества отдельных элементов, которые нервами, как проводниками, соединены в длинные батареи. Так, у электрического угря, обитающего в водах тропической Америки, насчитывается до 8 тысяч пластинок, отделенных одна от другой студенистым веществом. К каждой пластинке подходит нерв, идущий от спинного мозга. С точки зрения физики эти приспособления представляют своего рода систему конденсаторов большой емкости. Угорь, накапливая электрическую энергию в этих конденсаторах и по своему усмотрению разряжая ее через тело, прикасающееся к нему, производит электрические удары, чрезвычайно чувствительные для человека и смертельные для мелких животных. У крупного, долго не разряжающегося угря напряжение электрического тока в момент удара может достигать 800 В. Обычно же оно несколько меньше.

Слайд 12

Вопрос 9 Почему в сырых помещениях возможно поражение человека электрическим током даже в случае, если он прикоснется к стеклянному баллону электрической лампочки? Ответ: Стеклянный баллон электрической лампочки, покрытый слоем влаги проводит электрический ток, который при определенных условиях может вызвать поражение человека.

Слайд 13

Вопрос 10 Какое минимальное напряжение вызывает поражение человека электрическим током с тяжелым исходом? Ответ: Поражение током с тяжелым исходом возможно при напряжении, начиная приблизительно с 30 В

Слайд 14

Вопрос 11 0т чего зависит биологическое действие и какой величины ток может вызвать смертельный исход ? 0т чего зависит биологическое действие и какой величины ток может вызвать смертельный исход? Ответ: Биологическое действие тока зависит от величины тока, протекающего по организму пострадавшего. Ток в 0,025 А вызывает проходящий паралич, а ток в 0,1 А и более смертелен.

Слайд 15

Вопрос 12 Какие изменения вызывает ток в теле человека? Ответ: Ток, проходя через тело человека, воздействует на центральную и периферическую нервные системы, вызывая нарушение работы сердца и дыхания.

Слайд 16

Вопрос 13 Почему случайное прохождение тока через две близко расположенные точки тела, например два пальца одной и той же руки, ощущаете не только этими пальцами, но и всей нервной системой человека? Ответ: Из всех тканей, составляющих тело, наименьшей проводимостью обладают наружные слои кожи, наибольшей - нервные волокна, поэтому электрический ток в теле проходит большей частью по нервным волокнам и этим самым оказывает воздействие на всю нервную систему

Слайд 17

2-й тур полуфинал (10 вопросов)

Слайд 18

Вопрос 1 Почему опасно касаться мачт высокого напряжения, ведь провода с то­ком отделены гирляндами изоляторов? Ответ: Идеальных изоляторов не существует. Даже фарфор, из которого сделаны высоковольтные изоляторы, меняет свои свойства в зависимости от погоды. Слегка запыленная и увлажненная поверхность изолятора служит проводником тока. Если учесть, что по проводам идет ток высокого напряжения, то утечка его, даже небольшая, будет опасна для жизни человека.

Слайд 19

Вопрос 2 Почему вблизи того места, где оборванный провод высокого напряже­ния соприкасается с землей, рекомендуется стоять на одной ноге? Ответ: Вблизи оборванного провода, соприкасающегося с землей, возникает неоднородное электрическое поле. Если человек станет двумя ногами на землю вблизи такого провода, то потенциалы в соответствующих точках земли будут неодинаковыми и, следовательно, возникает ток, проходящий через тело человека. Сила тока будет тем большей, чем больше неоднородное поле и чем шире расставит ноги человек. Ток практически будет отсутствовать, если человек стоит на одной ноге.

Слайд 20

Вопрос 3 Почему опасно во время грозы стоять в толпе? Ответ: Во время грозы опасно стоять в толпе потому, что пары, выделяющиеся при дыхании людей, увеличивают электропроводность воздуха.

Слайд 21

Вопрос 4 Молния чаще ударяет в деревья с глубоко проникающими в почву кор­нями. Почему? Ответ: Деревья с корнями, проникающими в глубокие водоносные слои почвы лучше соединены с землей и поэтому на них под влиянием наэлектролизованных облаков накапливаются притекающие из земли значительные заряды электричества, имеющие знак, противоположный знаку заряда облаков.

Слайд 22

Вопрос 5 Почему из всех деревьев чаще всего молнией поражается дуб? Ответ: Благодаря глубоко уходящим в почву корням дуб хорошо заземлен, поэтому он чаще поражается молнией.

Слайд 23

Вопрос 6 Внутри ствола или снаружи его проходит электрический ток при ударе молнии в сосну? Ответ: Электрический ток проходит в основном между корой и древесиной сосны, то есть по тем местам, где концентрируется больше всего соков дерева, хорошо проводящих электричество .

Слайд 24

Вопрос 7 Почему в лесу молния чаще расщепляет лиственные деревья и значи­тельно реже поражает хвойные? Ответ: Ствол смолистого дерева, например сосны, имеет значительно большее сопротивление, чем кора и подкорковый слой. Поэтому в сосне электрический ток молнии проходит преимущественно по наружным слоям, не проникая внутрь. Если же молния ударяет в лиственное дерево, то ток протекает внутри его. В древесине этих деревьев содержится много сока, который закипает под действием электрического тока. Образовавшиеся пары разрывают дерево.

Слайд 25

Вопрос 8 Почему молния , проходящая через дерево, может отклониться и пройти через человека, стоящего возле дерева? Ответ: Электрический ток проходит преимущественно по участку цепи с меньшим сопротивлением. Если тело человека окажется лучшим проводником, то электрический ток пройдет через него, а не через дерево.

Слайд 26

Вопрос 9 Многовековой опыт показывает, что молния чаще всего ударяет в высо­кие лиственные деревья, главным образом в одиноко стоящие. Такие деревья являются для атмосферного электричества хорошими провод­никами. Почему же человека, застигнутого грозой, предупреждают, чтобы он не скрывался под деревьями? Почему громоотвод отводит от человека молнию, а дерево, наоборот, способствует удару ? Ответ: В общем случае громоотвод отводит молнию, но ни в коем случае нельзя думать, что если стать во время грозы под громоотвод, то он всегда защитит от удара молнии. Если вы будете стоять даже на небольшом расстоянии от громоотвода, то в вашем теле в момент удара молнии образуется индуцированный заряд, между ним и зарядом громоотвода легко может произойти разряд в виде искры. Все эти соображения применимы и к высоким одиноко стоящим деревьям. Если вы стоите в степи на расстоянии десятков метров от одиноко стоящего дерева, то вы лучше защищены от удара молнии, чем в том случае, если бы дерева не было. Если же человек находится возле дерева, то может случиться, что молния в некоторых случаях выберет себе путь через тело человека, поскольку оно представляет собой такой же проводник, как и дерево.

Слайд 27

Вопрос 10 Почему птицы безнаказанно садятся на провода высоковольтной пере­дачи? Ответ: Тело сидящей на проводе птицы представляет собою ответвление цепи, включенное параллельно участку проводника между лапками птицы. При параллельном соединении двух участков цепи величина токов в них обратно пропорциональна сопротивлению. Сопротивление тела птицы огромно по сравнению с сопротивлением небольшой длины проводника, поэтому величина тока в теле птицы ничтожна и безвредна. Следует добавить еще, что разность потенциалов на участке между ногами птицы мала.

Слайд 28

3-й тур финал (3 вопроса)

Слайд 29

Вопрос 1 Бывают случаи, когда птицу, сидящую на проводе линии электропереда­чи, убивает током. При каких обстоятельствах это может произойти? Ответ: Птицы чаще всего гибнут в тех случаях, когда они, сидя на проводе линии электропередачи, касаются столба крылом, хвостом или клювом, то есть соединяются с землей.

Слайд 30

Вопрос 2 Почему птицы слетают с провода высокого напряжения, когда включают ток? Ответ: При включении высокого напряжения на перьях птицы возникает статический электрический заряд, из-за наличия которого перья птицы расходятся, как расходятся кисти бумажного султана, соединенного с электростатической машиной. Это действие статического заряда и побуждает птицу слететь с провода.

Слайд 31

Вопрос 3 Как известно, летучие мыши ориентируются в пространстве посредством ультразвуковых сигналов. Каких вы знаете животных, которые ориентировались бы в пространстве с помощью электромагнит волн? Ответ: Сравнительно недавно в реках Африки была обнаружена рыба, снабженная самым настоящим радиолокатором. Это водяной слон, лось, что находящийся в его хвостовой части электрический гене; постоянно излучает низкочастотные колебания (до 100 импульсов в нуту), которые после отражения от окружающих предметов улавливаются особыми органами этого животного, расположенными в основании плавника. Поэтому неудивительно, что водяной слон, даже зарывшись с головой в ил, на расстоянии чувствует приближение хищника и успевает вовремя скрыться. Подобный радиолокатор имеет и электрический угорь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Решение задач по теме: «Законы постоянного тока» урок в 8 классе

Слайд 2

Классификация задач по теме: «Законы постоянного тока» Задачи на электрические схемы Задачи на закон Ома Задачи на выявление связи между величинами Задачи на последовательное и параллельное соединение проводников. Задачи на расчет работы, мощности электрического тока. Закон Джоуля-Ленца

Слайд 3

Классификация задач по теме: «Законы постоянного тока» Задачи на электрические схемы 1, 22, 23, 24 Задачи на закон Ома 11, 20, 21, 25 Задачи на выявление связи между величинами 2, 3, 10, 14 Задачи на последовательное и параллельное соединение проводников. 8,13 Задачи на расчет работы, мощности электрического тока. Закон Джоуля-Ленца 5, 6, 9, 12, 15, 16, 17, 18, 19

Слайд 4

Цель цикла занятий Повторить законы постоянного тока; Обобщить и систематизировать знания по теме; Выработать основные приемы решения задач; Отработать навыки решения задач по теме на примерах заданий открытого банка сайта ФИПИ.

Слайд 5

№ 22 Укажите правильную электрическую схему для измерения электрического напряжения на резисторе R 2 при последовательном соединении двух резисторов R 1 и R 2 . 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

Слайд 6

№ 23 На рисунке приведены схемы трёх электрических цепей. В каких из них лампочка не горит? Электрические ключи везде разомкнуты . 1) толь­ко А 2) толь­ко Б 3) А и В 4) Б и В

Слайд 7

№ 25 На первой диаграмме показаны значения напряжения U между концами цилиндрических алюминиевых проводников 1 и 2 одинакового поперечного сечения , а на второй диаграмме – их длина l. Сравните силу тока I 1 и I 2 в этих двух провод­ни­ках . 1) I 1 = I 2 /2 2) I 1 = I 2 3) I 1 = 2 I 2 4) I 1 = 4 I 2

Слайд 8

1) R 1 =R 2 2 ) R 1 = 2 R 2 3 ) R 1 = 4 R 2 4 ) 4 R 1 =R 2 № 20 На диаграммах изображены значения силы тока и напряжения на концах двух проводников. Сравните сопротивления этих проводников.

Слайд 9

№ 4 Двум ученикам выдали по четыре одинаковых резистора сопротивлением 2 Ом каждый , соединительные провода , источник постоянного напряжения U = 5 В и очень хороший амперметр . Первый ученик собрал цепь, изображённую на рисунке 1, второй ученик собрал цепь, изображённую на рисунке 2. Определите разность показаний амперметров второго и первого учеников.

Слайд 10

№5 Имеются два одинаковых электрических нагревателя мощностью 600 Вт каждый . На сколько градусов можно нагреть 2 л воды за 7 мин, если нагреватели будут включены параллельно в электросеть с напряжением , на которое рассчитан каждый из них? Потерями энергии пренебречь . №6 Имеется два электрических нагревателя одинаковой мощности – по 400 Вт. Сколько времени потребуется для нагревания 1 л воды на 40 ºС, если нагреватели будут включены в электросеть последовательно ? Потерями энергии пренебречь .

Слайд 11

№ 10 Два медных проводника разной длины имеют одинаковые площади поперечного сечения. Длина первого проводника 20 см, а второго 1 м. Сопротивление какого из проводников меньше и во сколько раз? 1) Сопротивление первого проводника в 20 раз меньше, чем второго. 2)Сопротивление первого проводника в 5 раз меньше, чем второго. 3)Сопротивление второго проводника в 20 раз меньше, чем первого. 4) Сопротивление второго проводника в 5 раз меньше, чем первого.

Слайд 12

№ 14 Необходимо экспериментально установить зависимость электрического сопротивления проводящего стержня от площади его поперечного сечения. Какую из указанных пар стержней можно использовать для этой цели? А и В А и Б Б и В Б и Г



Предварительный просмотр:

 Технологическая карта урока по теме

 «Что изучает физика, некоторые физические термины».

Предмет: Физика;

Класс 7.

Цель: Формирование представлений о науке физика и ее назначение.

Задачи:

-ознакомить учащихся с правилами работы и поведении в кабинете физики;

-познакомить учащихся с предметом физика;

-сформировать понятия «физика», «физические явления», «явления», «физическое тело», «вещество», «материя».

  1. Развитие универсальных учебных действий:

Личностных УУД - развитие внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности;

Познавательных  УУД - формирование умений работать с  информацией, развивать познавательную активность, использовать аналогии, опираясь в поиске решений на собственный опыт; 

Регулятивных  УУД - формирование умений  выполнять задание преподавателя (задание 1. «Из приведенного перечня выберите физические тела и вещества»);

Коммуникативных УУД - формирование умений работать в парах, работать над приобретением навыков сотрудничества.

Ход урока

Действия учителя

Средства обучения

Действия учащихся

Время

Приветствие учащихся.

Приветствие учителя.

5 минут

Сообщение темы урока, постановка цели и задач.

Компьютерная презентация

Оформление записей в рабочей тетради

2 минуты

Ознакомление с правилами техники безопасности при работе в кабинете физики

Памятка «Техника безопасности при работе в кабинете физики»

Знакомство с памяткой «Техника безопасности при работе в кабинете физики»

5 минут

Рассказ учителя о важной науке физика «Физика это …?» Переход к определениям.

Компьютерная презентация

Обсуждение, ответы на вопросы.

Оформление записей в рабочей тетради

3 минут

Определение.

Физические тела это предметы которые нас окружают (все то, что имеет форму,  массу и объем).

Вещество-это то, из чего состоят тела – (конкретный вид материи, с определёнными свойствами).

Компьютерная презентация

Оформление записей в рабочей тетради

5 минут

Выполните задание 1. «Из приведенного перечня выберите физические тела и вещества»

Компьютерная презентация

Проверка:

Вещества

соль, медь, молоко, ртуть, стекло,  пластмасса, алюминий, сталь

Тела

стол, градусник, капля воды, стакан, карандаш, проволока, кружка

Оформление записей в рабочей тетради

Проверка задания в парах.

5 минут

Определение.

Физические явления – любые превращения или проявления свойств вещества, которые происходят без изменения его состава.

В физике изучают: механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые и световые явления.

Компьютерная презентация

Оформление записей в рабочей тетради

5 минут

Определения.

1) механические явления (например, движение самолетов и автомобилей, качание маятников и течение жидкостей по трубам, обращение Земли вокруг Солнца и орбитальной станции вокруг Земли);

2) электрические явления (например, притяжение и отталкивание наэлектризованных тел, электрический ток и т. д.);

3) магнитные явления (например, действие магнитов на железо, магнитное взаимодействие токов, влияние Земли на стрелку компаса и т. д.);

4) оптические явления (распространение света в различных средах, отражение света от зеркал, свечение различных источников и т. д.);

5) тепловые явления (таяние льда, кипение воды, образование снега, тепловое расширение металлов, действие электронагревательных приборов и т. д.);

6) атомные явления (например, взрывы атомных бомб и процессы, происходящие в недрах звезд).

Компьютерная презентация

Оформление записей в рабочей тетради

10 минут

Закрепление знаний. Обобщение.

Рабочая тетрадь учащегося.

Ответы на вопросы.

3 минуты

Определение домашнего задания:

Перышкин А. В. Учебник. Физика – 7 класс.

§ 1-2, стр. 4,6 вопросы после параграфов (устно).

Компьютерная презентация

Оформление записи Д/З в дневниках.

2 минуты

Заключение

  1. Сформировали представления о науке физика, ее назначении, физических терминах.
  2. Провели первичный инструктаж по технике безопасности в кабинете физики.
  3. Изучили тему урока «Что изучает физика, некоторые физические термины».

Список литературы

  1.  Перышкин А.В. Физика. 7 класс: - М.: Дрофа, 2018. С. 3-6 – 192 с.
  2.  Перышкин А.В., Филинович Н.В. Методическое пособие к учебнику. 7 класс. М.,: Дрофа, 2015. – 200 с.



Предварительный просмотр:

Брейн-ринг- внеклассное мероприятие по физике

в 8 классе.

Цель.

1. Повторить, усовершенствовать и углубить знания учащихся по физике, полученные в 7 и 8 классах. Усовершенствовать навыки групповой и индивидуальной работы.

2. Развивать наблюдательность, сообразительность, умение быстро переключать внимание.

3. Развивать логическое мышление, умение находить правильное решение.

4. Развивать умение применять индуктивные и дедуктивные методы в случае необходимости.

5.Формировать высокие моральные качества, доброжелательность, взаимопонимание, коллективизм, чувство взаимной ответственности, умение достойно отстаивать свою точку зрения в процессе групповой работы.

6. Формировать интерес к изучению физики на основе связи ее с жизнью, техникой, бытом.

Оборудование. Мебель: два стола со звонками, стулья для игроков, стулья для болельщиков, стулья для наблюдателей; секундомер; прибор для создание светового сигнала; карточки с вопросами; дипломы для награждения команд, диплом полезного игрока соревнования, шарики для жеребьевки.

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

В зале стоят два стола для команд-участниц соревнования, стулья для болельщиков команд. На столах застелены скатерти разных цветов. Также размещены электрические цепи, с помощью которых капитаны команд будут давать сигнал о готовности дать ответ. В первом ряду есть свободные места для наблюдателей.

2. Методика.

В игре принимают участие 4 команды из параллельных классов. Поочередно команды приглашаются за игровые столы. Порядок игры определяется жребием.

Приглашая учеников за игровые столы, ведущий называет их фамилии и имена. Последним вызывается капитан команды. Ведущий задает вопросы, которые оцениваются в один балл. Капитан команды нажимает на кнопку, когда есть ответ. Какая команда первая подает сигнал, та и имеет право на ответ. Если ни одна из команд не дает правильного ответа, то следующий вопрос оценивается в два балла.

Первые два тура являются отборочными и играются до трех очков. Третий и четвертый туры играются до пяти очков.

I тур: играют две команды.

II тур: играют две другие команды.

III тур: играют две команды- проигравшие- за 3 и 4 места.

IV тур: играют две команды- выигравшие-за 1 и 2 места

3. Знакомство с правилами.

В зал приглашаются болельщики команд, гости праздника. Команды ждут в отдельном помещении. Предварительно команды знакомятся с правилами проведения соревнования.

4. Объявления участникам соревнования.

Ведущий поочередно объявляет названия команд и просит отозваться болельщиков каждой из команд. Болельщики отзываются, поддерживая свою команду возгласами или скандированием названия своей команды.

5. Объявления наблюдателей.

Ведущий представляет участникам соревнования наблюдателей (учителя физики, классные руководители, учащиеся старших классов).

Вступительное слово ведущего.

- Здравствуйте. Итак, через несколько минут мы начнем наш  брейн-ринг по физике. Задайте вопрос, зачем мы это делаем? А делается это только для того, чтобы преподать вам, ученики, новые знания по физике и углубить те, которые у вас уже есть; помочь вам научиться применять эти свои знания и навыки на практике, в реальной жизни. В нашем соревновании принимают участие учащиеся восьмых классов. Каждый класс 8-А, 8-Б  представил свою команду на этот конкурс. Сегодня мы с вами узнаем, какая из команд эрудированней, умней, сообразительней и, вообще, наиболее, наиболее, наиболее в области физических знаний.

Итак, давайте поздороваемся с нашими командами. 8-А класс сегодня представляет команда под названием «Кулон», от 8-Б будет выступать команда «Ампер».

Поддержим участников аплодисментами. За порядком проведения соревнования будут следить наблюдатели

__________________________________________________________________

Ход соревнования.

Итак, внимание - праздник начинается! И начнем мы его жеребьевкой для определения порядка участия команд. Ко мне я приглашаю выйти капитана команды 8-А класса и вытянуть название команды своего соперника.

Итак, в нашем первом отборочном туре соревнований участвуют команды .................................. и ....................................

За красный игровой стол приглашается команда ........................... в составе.  Поочередно ведущий называет имена игроков, под шестым номером выходит капитан команды.

За зеленый игровой стол приглашаются учащиеся 8 - ... класса. Их команда состоит из ................................. (То же самое).

Внимательно послушайте правила игры. Данный тур играется до трех очков. Я поочередно буду задавать вопросы, которые оцениваются в 1 балл. На размышления для команды дается 30 с. Если у вас есть вариант ответа, вы нажимаете кнопку.

Первой отвечает та команда, у которой загорелся фонарик. В случае неправильного ответа, 30 сек. на размышление предоставляются второй команде. Если обе команды не находят правильного ответа, то следующий вопрос оценивается в 2 балла. И т.д. В случае неправильных ответов на три вопроса подряд, обе команды дисквалифицируются. На кнопку можно нажимать только после того, как начался отсчет времени.

Итак, желаю вам успехов и начинаем первый тур соревнований.

Вопросы первого тура.

1. Изменяется ли давление человека на землю, когда он идет и стоит?  Ответ: меняется. Больше, когда человек идет, поскольку площадь опоры меньше.

2. Всегда ли в кипящей воде можно сварить мясо? Ответ: не всегда. Поскольку температура кипения жидкости зависит от атмосферного давления.

3. Почему воробьи в холодную погоду сидят, распушив перья? Ответ: таким образом они согреваются, поскольку образуется прослойка воздуха, который имеет плохую теплопроводность.

4. В полете у одного из пассажиров самолета из авторучки вытекло чернила. Почему?

Ответ: потому что с высотой атмосферное давление уменьшается.

5. Почему в холодную погоду многие животные спят, свернувшись клубком, а когда тепло – «раскинувшись».

Ответ: Свернувшись клубком животные уменьшают теплообмен с внешней средой.

Итак, в первом туре победила команда 8 - ... ___________.

Для участия во втором бои первого тура соревнований за красный стол приглашается команда ........., а за зеленый ......... Поздравим их аплодисментами.

С правилами игры вы знакомы, поэтому мы можем начинать. Внимание!

Вопросы второго тура.

1. Зачем в цехах текстильных фабрик увлажняют воздух специальными пульверизаторами, а пол стелют из проводящего материала?

Ответ: в цехах текстильных фабрик, когда воздух сухой, нити быстро электризуются при трении, поэтому они плохо скручиваются, прилипают к частям машин, рвутся. Если создать повышенную влажность, электрические заряды отводятся в землю.

2. Толстый гвоздь плотно обернутый полоской бумаги и его вносят в пламя свечи. Бумага не горит. Объясните это явление. Ответ: железо, имея хорошую теплопроводность, отводит тепло от бумаги, поэтому он не загорается.

3. Какое вещество получает другое название при переходе из жидкого состояния в твердое?

Ответ: вода.

4. Может ли таять лед или замерзать вода в комнате, где поддерживается температура 0° С?

Ответ: внесенный в комнату лед нагреется до 0 ° С. Чтобы он расплавился, нужно к нему подводить тепло. А поскольку температура окружающего воздуха также 0° С, то теплообмена не будет и лед не будет таять. Аналогично и с водой.

5. Может ли электрически заряженная эбонитовая палочка притягивать или отталкивать полюса компасной стрелки?

Ответ: Как и любое незаряженное тело, магнитная стрелка будет привлекаться к наэлектризованной палочке как одним, так и другим концом.

Вот и закончился первый и второй тур нашего соревнования.  Далее команды-победительницы будут бороться за первое, второе, третье и четвертое места. Но перед этим у нас музыкальная пауза. (Танец в исполнении учеников этих же классов)

Перед тем как перейти к решающей игре за первое и второе места, мы должны определить судьбу третьего и четвертого мест.

За  игровые столы приглашается команды, проигравшая  в первых двух турах.

Правила игры те же, только в третьем туре игра продолжаются до 5 очков.

Команды заняли свои места, и мы можем начинать.

Вопросы третьего тура.

1. Почему синтетические ткани, которыми часто обивают сиденья автомобилей, быстро загрязняются?

Ответ: синтетические волокна - изоляторы, поэтому они хорошо электризуются при трении об одежду и притягивают частицы грязи и пыли.

2. Можно ли на концах эбонитовой палочки одновременно иметь два разноименных заряда?

Ответ: Можно, взять палочку посередине, один конец ее потереть мехом (она зарядится отрицательно), а второй - бумагой (зарядится положительно). Оба заряда сохраняются, потому что эбонит изолятор.

3. В Антарктике во время снежных бурь часто можно видеть электрические искры в воздухе, длина которых достигает 50 см. Почему они образуются?

Ответ: Причиной возникновения искр является электризация воздуха вследствие трения.

4. Можно ли расплавить олово горячей водой, если его температура плавления 232 ° С?

Ответ: Можно. Температура плавления олова 232° С, а вода под давлением 40 атмосфер кипит при 249 ° С.

5. Почему в очень сильный мороз салазки саней плохо скользят по снегу?

Ответ: при небольшом морозе вследствие трения саней о снег некоторая часть снега тает, тем самым уменьшая трение, а в сильный мороз снег не плавится.

6. Почему молния попадает в высокие предметы значительно чаще, чем в низкие?

Ответ: Воздух - плохой проводник электричества. Чем выше предмет, тем меньший слой воздуха между этим предметом и облаком.

7. Почему лось может сравнительно легко бегать по болотам?

Ответ: Лось имеет на каждой ноге два копыта, между которыми перепонка. Когда он бежит, то копыта раздвигаются, перепонка натягивается, вес тела животного  распределяется на сравнительно большую площадь опоры и лось не увязает.

8. Почему пруд строят так, что его профиль расширен к низу?

Ответ: Такая плотина хорошо противодействует давлению воды, которое возрастает с увеличением глубины.

9. Известно, что чрезмерное испарение влаги из почвы приводит к его высыханию и снижению урожайности. Однако без испарения невозможно представить развитие растений. Почему?

Ответ: В сухую жаркую погоду испарение снижает температуру растения и предохраняет его от чрезмерного нагревания.

10. Есть восемь одинаковых по размеру шариков, но в одном из них полость. Определите в каком шарике имеется полость с помощью весов, проведя два взвешивания.

Ответ: Первый раз уравновешивать по 3 шарика. Если они одинаковой массы, то нужно определить массу остальных двух шаров. Одна из них будет легче (с полостью). Если же при первом взвешивании среди трех шариков окажется шарик с полостью, то нужно уравновесить два шарика из этих трех. Может быть один из них легче, если нет, то полость имеет третий шарик.

11. Как положить в банку шарик, не касаясь его руками и не подкатывая к краю стола?

Ответ: нужно шарик внутри банки привести в движение по кругу. Когда шарик немного поднимется, то банку резко опрокинуть. Шарик окажется внутри банки.

Итак, третье место занимает команда ....

А четвертое - ....

Дальше за игровые столы приглашаются команды, которые будут бороться за право называться самыми умными, то есть они будут соревноваться за первое место.

За красный игровой стол приглашаем .....

Свои места за зеленым игровым столом занимает команда ....

Вопросы четвертого тура.

1. Зачем на предприятиях, производящих порох, зерна пороха обволакивают, графитовым порошком? Ответ: зерна пороха от трения быстро электризуются и могут загореться. Чтобы предотвратить это, зерна пороха обволакивают графитовым порошком, а графит, как хороший проводник электричества, отводит электрический заряд в землю.

2. Бывали случаи, что вследствие быстрого подъема аэростат загорался в воздухе. Как это объяснить?

Ответ: Сильной электризацией аэростата вследствие его трения о воздуха. Искра, возникшая во время случайного разряда, зажигала аэростат.

3. Может ли ускориться таяние льда в теплой комнате, если его укрыть шубой?

Ответ: шуба обладает плохой теплопроводностью, она задерживает приток тепла ко льду, и его таяние замедлится.

4. Если в блюдце налить кипяток, а затем поставить на него вверх дном стакан, вода из блюдца поднимется в стакан. Объясните это явление.

Ответ: Пар в стакане над кипятком постепенно охлаждается и конденсируется, давление внутри стакана падает, а атмосферное давление загоняет воду в стакан.

5. Почему удар молнии расщепляет дерево?

Ответ: молния имеет очень высокую температуру. Когда она ударяет, влага, которая является в клетках деревьев, мгновенно закипает, образовавшийся пар расщепляет дерево.

6. Почему молния чаще ударяет у берегов рек, болот и прудов?

Ответ: Молния чаще попадает в почву в тех местах, где электрическая проводимость лучше. Влажная почва у берегов рек, прудов хорошо проводит электричество.

7. Ящерицы и некоторые другие пресмыкающиеся пустыни в самое жаркое время дня часто залезают на верхушки кустов. Как объяснить такое странное поведение?

Ответ: В жару песок так нагревается, что даже на высоте 5 см от его поверхности температура бывает ниже на несколько градусов, что и используют ящерицы и другие пресмыкающиеся.

8. Почему когда глубинную рыбу поднимают с большой глубины на поверхность воды, она раздувается, а иногда даже разрывается?

Ответ: потому, что тело рыбы приспособлено к большому внешнему давлению. Когда ее поднять, то давление внутри рыбы превышает давление снаружи и она раздувается.

9. Каким образом можно положить груз на лист бумаги, стоящий на двух опорах, чтобы он не упал. Ответ: лист нужно свернуть в «гармошку».

10. На листе бумаги поставлен груз. Если медленно тянуть бумагу, груз движется вместе с ним. Если резко - груз остается на месте. Объясните это явление.

Ответ: чем массивнее тело, тем оно инертнее, т.е. тем больше нужно времени, чтобы изменить его скорость.

11. На стакан поставлено массивное тело. Если по этому телу ударить молотком, то стакан остается целой. Почему?

Ответ: чтобы изменить скорость движения массивного тела, нужно на него действовать длительное время. А мы молотком действуем в течение короткого промежутка времени.

6. Объявление победителей и награждение дипломами участников игры.

Каждой команде вручаются дипломы. Сначала дипломом награждается команда, занявшая 4 место, затем 3, и так до первого места. Победителей приветствуют аплодисментами. Награждение   игрока.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по физике в 8 классе по теме «Строение атома»

 Тема

«Строение атома».

Тип урока:

урок усвоения новых знаний.

Цель

Расширение понятия «электризация» посредством знакомства обучающихся со строением атома.

Задачи

Образовательные:

1.работая с текстом учебника выяснить особенности строения атома.

2. научить применять основные знания о строении атома к объяснению электрических явлений

Развивающие:

1.продолжить развитие познавательного интереса учащихся к предмету, используя различные приемы и формы работы на уроке;

2.используя правила написание синквейна и выражая свое отношение к теме развивать рефлексивную культуру школьника;

3. высказывая свое мнение и обсуждая данную проблему развивать у учащихся умение говорить, спорить, доказывать, анализировать, делать выводы;

4. работая с таблицами развивать умения сравнивать и критически оценивать содержание информации.

Воспитывающие:

 1.в ходе проведения урока воспитывать у школьников уверенность в познаваемости окружающего мира;

2.способствовать воспитанию в учащихся таких качеств как самостоятельность, терпение, взаимоуважение.

Планируемый результат

Предметные:

В результате обучающийся

знает, из каких элементарных частиц состоит атом;

умеет составлять схемы атомов различных химических элементов;

имеет представление о строении атома.

В результате обучающийся получает возможность

научиться объяснять электрические явления на основе строения атома

УУД

Личностные. Формируются ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности; ценность здорового и безопасного образа жизни.

Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации, используя графические модели, таблицы, диаграммы.

Регулятивные. Учатся определять цель своей деятельности, на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.

Коммуникативные. Формируются речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Основные понятия темы

Электрон, протон, нейтрон, атом, электризация.

 Организация пространства

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Основные технологии

Основные методы

Формы работы

Ресурсы Оборудование

1.Самостоятельная работа с учебником.

2. Работа по составлению таблицы

3.Анализ таблиц, схем.

4.Решение текстовых качественных задач.

5.Составление синквейна. 

Технология развития критического мышления и проблемного обучения.

 

1.словесные;

2.наглядные;

3.практические.

Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава, групповая.

мультимедийный проектор, презентация, правила написания синквейна, справочные таблицы, учебник, магниты, листы бумаги.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы

Результат, развиваемые компетенции.

1.Организационный момент.(1 мин.)

Создание положительного эмоционального настроя учащихся

Приветствие учителя.

Подготовка рабочих мест.

Беседа.

Личностные: мотивировать свои действия; готовность к восприятию; проявлять внимательность; желание больше узнать;

Результат сотрудничества: создание комфортной образовательной среды.

2.Актуализация знаний и целеполагание. (5мин.)

Мотивация к дальнейшей работе.

Формулируют тему урока, выдвигают задачи. Активное включение в образовательный процесс.

Отрывки из художественной литературы.

Создать потребность в познании. Создать мотив к познанию.

3. Проверка знаний (8мин.)

Контроль за выполнением.

Выполняют тест.

Тест «Электризация»

Провести контроль уровня усвоения материала.

4. Изучение нового материала. (15мин.)

Контролирует и направляет процесс познания.

Заполняют таблицу.

Устно делают краткие сообщения.

Применение полученных знаний для решения практических задач. Изучение материала силами самих учащихся.

Умение работать с информацией, выделение главного – информационные;

устная речь – речевые; умение делать выводы из фактов - мыслительные; работать в группе – коммуникативные

5. Закрепление. (10 мин.)

Предлагает объединить всю информацию, полученную на уроке, рассказать её, построить модели атомов.

Отвечают на вопросы, делают записи, строят модели атомов.

Сведение воедино всей новой информации, добытой учениками.

Умение работать с информацией, выделение главного – информационные;

устная речь – речевые; умение делать выводы из фактов -мыслительные; умение проводить наблюдения – практические.

6. Итог урока. Домашнее задание. (1мин.)

п.30, упр.№11.

Запись в дневник.

 

Мыслительные, речевые.

7. Рефлексия (5 мин.)

Составляет синквейн

Составляют синквейн. Читают.

Работают в группах

Мыслительные, речевые; работать в группе – коммуникативные

Содержание занятия.

Учитель. Я хочу, чтобы вы объяснили мне некоторые ситуации представленные авторами известных вам произведений.

1. «Кота она звала сыночком; он умел выгибать спинку мурлыкать, и даже испускать искры, если его гладили против шерсти». Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»

Почему кот «испускал искры», когда его гладили?

2. «Во время урагана …я был свидетелем, как у негра …. искры сыпались из волос как будто из трубы паровой машины». Паустовский К.Г. «Черное море»

Как можно объяснить это явление?

3. «Вертясь, Стеклянный шар дает удары с блеском,

С громовым сходственным сверканием и треском»

М.В. Лермонтов «Письмо о пользе стекла»

Как объяснить это явление? Как на опыте показать, что электрический заряд делиться на части?

Можно ли электрический заряд делить на части? Как вы думаете, чем отличаются атомы различных химических элементов?

Учащиеся. Высказывают свои предположения.

Сформулируйте тему урока. Какие задачи нам предстоит решить?

Учащиеся. Высказывают свои предположения.

Учитель. А сейчас необходимо проверить уровень своих знаний по изученной ранее теме. Тест «Электризация».

Учащиеся. Выполняют тест.

Учитель. Теперь можно приступать к работе по новому вопросу «Как устроен атом»? Для этого вам необходимо прочитать параграф №30 на странице 68-69 и заполнить конструктивную таблицу.

Я-знал (!)

Я-узнал (+)

Я-не понял (?)

 

 

 

Учащиеся. Выполняют.

Учитель. Подведем итог. Обсуждение материала прочитанного и записанного в тетрадь.

Учащиеся. Выступают.

Учитель. Проверим, все ли вы поняли. С помощью цветных магнитов разного диаметра построить модель атома водорода, гелия, литий, модели ионов положительных и отрицательных.

Учитель. Составьте синквейн. (3мин)

Правила написания синквэйна.

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка - это написание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.


Учащиеся. Выступают.

Учитель. Синквейн для вас.

Физика -

Важная, сложная,

Открывает, считает, изобретает,

Красоту природы нам объясняет

Наука!