Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности

Гармаева Аюна Владимировна

Трансляция педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellekt_karta.docx866.33 КБ
Файл konspekt_uroka_v_9kl.docx288.12 КБ
Файл roditelskoe_sobranie_v_5_kl.pptx94.06 КБ
Файл doklad_po_teme.docx25.2 КБ
Файл kvest-igra.pptx411.11 КБ
Файл urok_fiziki_v_7_klasse_.docx29.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование метода интеллект-карт на уроках физики».

Одним из методов структуризации изученного материала, представления новых знаний могут выступить интеллект-карты. По мнению М.Е. Бершадского, профессора кафедры развития образования АПК и ППРО, метод интеллект-карт может вызвать едва ли не революцию в образовании. Многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект-карт. Благодаря визуализации процессов мышления метод интеллект-карт позволяет:

  • развивать креативность школьников;
  • формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт;
  • формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров, проведение контент-анализа и т. д.);
  • улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т. д.) учащихся;
  • ускорять процесс обучения;
  • формировать организационно - деятельностные умения;
  • учить учащихся решать проблемы.

Английским психологом Тони Бьюзеном был систематизирован и начат активно использоваться на практике Метод Интеллект-карт (Mind-maps). Метод Интеллект-карт заключается в умении представить большой объем информации в графическом виде на одном листе с использованием схем, иконок, рисунков, ключевых слов.  Система интеллект-карт, предложенная Тони Бьюзеном, превосходит методику Шаталова только наличием четких правил составления карт. Именно благодаря возможности тиражирования технология Бьюзена получила на Западе широкое распространение.

В основе построения интеллект-карт лежат шесть законов, соблюдение которых в процессе построения интеллект-карты, позволяет наиболее полно и всесторонне представить комплекс ассоциаций, связанных с центральным понятием. Т. Бьюзен делит законы на две группы: законы содержания и оформления; законы структуры.
Законы содержания и оформления формулируются следующим образом:

  • Используйте эмфазу (от греч. emphasis - выразительность).
  • Ассоциируйте.
  • Стремитесь к ясности в выражении мыслей.
  • Вырабатывайте собственный стиль.

Законы структуры сводятся к двум императивам:

  • Соблюдайте иерархию мыслей.
  • Используйте номерную последовательность в изложении мыслей.

Понимая, что приведённые утверждения допускают множественные интерпретации, Т. Бьюзен конкретизирует первые три закона. Для использования эмфазы предлагаются следующие рекомендации:

  • всегда используйте центральный образ;
  • как можно чаще используйте графические образы;
  • для центрального образа используйте три и более цветов;
  • чаще придавайте изображению объём, а также используйте выпуклые буквы;
  • пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия);
  • варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики;
  • стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карте;
  • стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект карты было соответствующим.

Применение метода интеллект-карт на уроках в качестве универсального технического средства обучения:

Очень важное условие в работе с интеллект - картой: они должны постоянно использоваться в работе на уроке. Только тогда они помогут детям легче учиться, а учителю лучше учить. Интеллект - карта становится алгоритмом рассуждения и доказательства, всё внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей.

Можно однозначно сказать, что использование этого метода способствует:

  • обучению (на запоминание ключевой информации тратится меньше времени, но наибольший эффект получается при последующем воспроизведении информации);
  • концентрации (особенности карт таковы, что внимание концентрируется на задаче естественным образом, без принуждения, и результативность при этом значительно увеличивается, не надо тратить дополнительные усилия на удержание своего внимания);
  • запоминанию (запоминание с использованием ключевых элементов позволяет прицепить к ним как к крючкам все, что надо запомнить, в дальнейшем достаточно потянуть за «крючок», и все вспомнится, у учеников возникает как бы «видение» информации внутренним мысленным взором);
  • мышлению (мышление становится более чётким и гибким, дополнительный инструмент для проявления интуитивных способностей и активизации творческих способностей);
  • мотивации.

Таким образом, в создании мыслительных карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая.

Можно выделить следующие методики использования интеллект-карт в обучении:

1) Изучение/изложение нового материала. Данные карты могут быть составлены предварительно учителем и представлены для ознакомления при изучении материала самостоятельно учащимися.

Составление собственной интеллект-карты и сравнение с картой, представленной учителем, поможет на этапе изучения материала скорректировать видение и усвоение материала ученику самостоятельно.

2) Повторение. Обращение к построенной интеллект-карте упрощает процесс повторения материала, потому что интеллект-карта является результатом изучения, анализа материала. Нет необходимости перечитывать большие объемы текстов, ведь полно составленная интеллект-карта отражает, характеризует, описывает центральный объект/вопрос/проблему/процесс.

3) Обобщение и анализ материала. Создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изучению раздела дистанционного курса.

Выполняя данное задание, ученик закрепляет навыки анализа, умение выделить  главную мысль. Данная работа может быть самостоятельной или в малой подгруппе.

4) Рефлексия. Интеллект-карты могут быть также задействованы и в рефлексии. Одним из вариантом может быть повторное обращение к составленной интеллект-карте после изучения дополнительного материала или ознакомления с интеллект-картой учителя.

5) Групповая деятельность. В настоящее время существуют инструменты, позволяющие организовать совместную деятельность в режиме реального времени по составлению интеллект-карт.

6) Контроль и коррекция усвоения материала. Учитель, анализируя представленные учениками интеллект-карты, может вовремя скорректировать процесс усвоения материала, расставить правильные акценты.

7) Мозговой штурм. Интеллект-карта может выступить результатом мозгового штурма или дискуссии (Приложение 1)

Итак, мы решили нарисовать интеллект - карту. Последовательность наших действий такова:

1. Берем лист бумаги формата А4 или А3 и цветные карандаши, ручки или фломастеры.

2. Кладем лист горизонтально и в его центре картинкой или одним - двумя словами обозначаем основное понятие или анализируемую проблему (бизнес - план, отдых летом, здоровый образ жизни, кредит в банке, план выступления, содержание статьи, повестка дня и т.д.).

Центральный образ должен быть самым ярким объектом, потому что он будет являться вашим центром внимания, основной целью создания интеллект - карты. Для этого используем при создании центрального образа наиболее «цепляющие», вдохновляющие вас в данный момент цвета и рисунки.

Обводим это понятие в рамку или в кружок. Используем не менее 3 цветов. В выбираемых нами цветах всегда больше смысла, чем может показаться. Цвет мы воспринимаем мгновенно, а на восприятие текста нужно время. У каждого цвета есть свое значение, причем часто это очень индивидуально для каждого человека. Смысл того или иного цвета для отдельного индивидуума зависит от таких факторов, как личные предпочтения, предыдущий опыт, влияние культуры. В разных культурах у одного и того же цвета могут быть совершенно различные обозначения. Например, в России цветом траура считается черный, а в Японии — белый. В зависимости от придаваемого значения цвета можно существенно упростить и ускорить восприятие информации. Для того чтобы понять запрещающий цвет светофора, нужно мгновение. Точно так же вы можете считывать информацию с интеллект - карты, если будете понимать значения цветов, которые используются в ней.

3. От центрального объекта рисуем в разные стороны ветви — основные связанные с ним понятия, свойства, ассоциации, аспекты. Ветви рисуем цветными. Подписываем каждую одним - двумя словами, разборчиво, желательно даже печатными буквами, так как рукописный текст воспринимается значительно дольше, чем обычный печатный.

Рисуя интеллект - карту, применяем, как можно больше цветов и как можно чаще используем рисунки. Зрительный образ запоминается на долгое время, воспринимается с максимальной быстротой, формирует огромное количество ассоциаций. Наш мозг устроен так, что у нас практически мгновенно возникает зрительная ассоциация на любое слово. Вот эту первую ассоциацию и нарисуем. Как правило, потом для восприятия информации с интеллект - карты даже не нужно будет читать, что там написано, — достаточно будет пробежаться по рисункам, и у вас в голове тут же всплывет необходимая информация.

4. От каждой ветви рисуем несколько более тонких веточек — развитие ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений.

5. Смысловые блоки отделяем линиями, обводим в рамку (не забываем про цвета).

6. Связи между элементами интеллект - карты показываем стрелками (тоже разного цвета и толщины).

7. Читаем по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллект - карт.

8. Иногда вы будете чувствовать, что необходимо добавить еще, например, две ветки, но никак не будет получаться сформулировать их название. В таком случае рекомендуется проводить ветки и оставлять их пустыми. В этот момент у вас сформируется незавершенное действие, и мозг станет сверхмотивированным, для того чтобы заполнить эти ветви и предложить необходимые идеи.

9. Экспериментируйте всегда! Так как мышление каждого человека уникально, то и карта как результат мышления тоже оказывается уникальной и неповторимой. Не бойтесь экспериментировать, пробовать, искать и находить лучшие способы представления информации, максимально подходящие именно для вас.

Таким образом, можно сделать вывод, что метод интеллект-карт может быть прекрасным инструментом в обучении.

На данном этапе работы   были составлены интеллект-карты при изучении электрических явлений в курсе физики в 8 классе (Приложения 2, 3, 4).

Обучающая среда, разработанная с применением интеллект-карт, позволит создать систему обучения физике, которая обобщит, конкретизирует, систематизирует знания по физике, повысит мотивацию учащихся к изучению этой дисциплины, качество их знаний и эффективность обучения в целом.

Модель дает для участников:

Учителю - возможность спроектировать обучающую среду; возможность реализовать принципиально новые формы и методы обучения; дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности обучаемого; творческий поиск и организации совместной деятельности учащихся и учителей; разработка и выбор наилучших вариантов учебных программ; использование интеллектуальных форм труда.

Учащимся - доступ к нетрадиционным источникам информации; повышение эффективности самостоятельной работы; появляются совершенно новые возможности для творчества.

Родителям - возможность участвовать в процессе обучения, начиная от контроля уровня успеваемости, заканчивая участием в совместных проектах.

Разработанная программа факультатива по обучению составлению интеллект-карт позволит обучать ежегодно новое число учащихся. Разработанное методическое пособие по использованию метода интеллект-карт при обучению физике позволит распространить опыт работы среди педагогов школы и города на педагогических советах и городских семинарах.
















  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. М.Е. Бершадский «Применение интеллект-карт в образовании» http://bershadskiy.ru;
  2. Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Т. и Б. Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. 4 -е изд.: «Попурри», 2007 г.
  3. Бьюзен Т. Суперпамять. Мн.: ООО «Попурри», 2003 г.
  4. Бьюзен Т. Суперинтеллект. Мн.: ООО «Попурри», 2005г.
  5. sch135.pskovedu.ru

 ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Интеллект карта для изучения метода;

2. Интеллект карта для обобщения материала по теме «Электрический ток»;

3. Интеллект карта для изучения материала по теме «Электризация тел»;

4. Интеллект карта «Расчёт параметров цепи электрического тока»;

.5. Диагностика мотивации учащихся к изучению физики.

Приложение 1


https://fhd.multiurok.ru/2/5/3/253eb741956d290f3b3d6d4cd30e7aa12d4988f2/php5VQqMF_forma---17_2_1.png

Интеллект – карта на уроках физики


https://fhd.multiurok.ru/2/5/3/253eb741956d290f3b3d6d4cd30e7aa12d4988f2/php5VQqMF_forma---17_2_2.jpeg

Приложение 2

https://fhd.multiurok.ru/2/5/3/253eb741956d290f3b3d6d4cd30e7aa12d4988f2/php5VQqMF_forma---17_2_3.jpeg

Приложение 3


Приложение 4https://fhd.multiurok.ru/2/5/3/253eb741956d290f3b3d6d4cd30e7aa12d4988f2/php5VQqMF_forma---17_2_4.jpeg


Приложение 5

ОПРОСНИК на определение мотивации обучения физике учащихся в основной школе


На, какую оценку Вы хотели бы учиться по физике

а) на отлично; б) на хорошо; в) на удовлетворительно; г) не знаю.

  1. Как Вы относитесь к такому предмету как физика?

а) не выделяю физику среди других предметов; б) нравится больше других предметов; в) не интересуюсь физикой; г) отношение пока не определилось.

  1. Какой из названных предметов кажется Вам наиболее трудным?

а) математика; б) литература; в) иностранный язык; г) физика; д) история;

4. Нужно ли увеличить число уроков по физике?

а) нужно; б) оставить, как есть; в) нужно сократить; г) не знаю.

  1. Что Вам нравится при изучении физики?

а) решение задач; б) демонстрация опытов учителем; в) чтение учебника дома; г) рассказ учителем нового материала; д) выполнение опытов;

6.Любите ли Вы решать задачи по физике?

а) очень; б) люблю; в) не очень люблю; г) не люблю.

7.Какие задачи Вы любите решать?

а) трудные; б) не очень трудные; в) легкие; г) никакие.

8.Какую из задач Вы выбрали бы для решения на контрольной работе?

а) уже решенную в классе или дома; б) экспериментальную; в) новую интересную задачу; г) количественную, на выполнение расчетов; д) не знаю.

9.Какое домашнее задание Вы предпочитаете выполнять?

а) чтение учебника; б) решение задач; в) составление задач; г) изготовление простых устройств, моделей; д) поиск информации о проявлении законов физики в жизни.

10.Нравятся ли Вам уроки, на которых рассматриваются вопросы охраны здоровья с позиций законов физики?

а) Бесспорно, да; б) Скорее да, чем нет; в) Скорее нет, чем да; г) Не нравятся; д) затрудняюсь ответить.

11.Что побуждает Вас учить физику?

а) нажим учителя и родителей; б) необходимость получить оценку; в) желание изучить физические явления; г) желание знать больше, чтобы преуспеть в жизни; д) интерес к новому знанию.

12. На каком уроке Вам интересно?

а) на контрольной работе; б) на лабораторной работе; в) на уроке решения задач; г) на уроке изучения нового материала; д) не знаю.

При ответах на данный тест допустим выбор нескольких вариантов ответов на один вопрос (1-3).

Ключ к тесту на определение мотивации обучения физике.

вопрос

а

б

в

г

д

1

10

5

1

1

0

2

1

10

1

1

0

3

1

5

10

1

5

4

10

5

1

1

0

5

10

1

5

5

10

6

10

10

5

1

0

7

10

5

5

1

0

8

1

5

10

5

1

9

1

5

10

10

10

10

10

10

5

1

1

11

1

1

10

5

10

12

5

10

5

10

1

Баллы, набранные учащимися, суммируются. По сумме баллов определяется уровень мотивации.

До 70 баллов – внешняя мотивация

От 71 до 110 баллов –социальная мотивация

Выше 110 баллов – внутренняя мотивация.



Предварительный просмотр:

Конспект урока  по теме « Прямолинейное равноускоренное движение.  

Решение смешанных задач».

Цель урока: Систематизировать знания о способах решения задач при равноускоренном движении.

Задачи урока:

  1. Сформировать умения выделять ускоренное движение и характеризовать его с помощью физических величин – ускорения, скорости.
  2. Научиться строить график скорости.
  3. Научиться составлять уравнение скорости по графику скорости.
  4. Научиться составлять уравнение скорости.

Ход урока.

1. Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, раскрытие целей урока и плана его проведения.

Фронтальный опрос.

  1. По какой формуле вычисляется? (ах  =

2)Что называется ускорением равноускоренного движения? Определение по формуле.

3) Что такое равноускоренное движение? Анализ формулы -опредления.

4)Что характеризует ускорение? 5) При каком условии модуль вектора скорости движущегося тела увеличивается? Уменьшается?

6) Запишите формулу, по которой можно рассчитать проекцию вектора мгновенной скорости

(Vx  = V 0x  + ax t)

На сегодняшнем уроке будем рассматривать следующие вопросы:

  1. Как составить уравнение скорости;
  2. Как по уравнению скорости определить направление скорости и ускорения;
  3. Как по уравнению скорости построить график проекции скорости:
  4. Как по графику проекции скорости составить уравнение скорости.

Задача 1. По данному рисунку составить уравнение проекции скорости:

                             3м/с2                                                                 1м/с2 

                                                 6м/с                                                       2м/с                                              X

1 тело: Vx   =  6  - 3 t , т.к  вектор скорости сонаправлен с осью Х,  то V 0x   =6 м/с, вектор ускорения противоположно направлен с осью Х, то ах = -3м/с2.

2 тело: Vx   =  2  + t , т.к  вектор скорости сонаправлен с осью Х,  то V 0x   =2 м/с, вектор ускорения тоже сонаправлен с осью Х, то ах = 1м/с2.

Задача 2. (самостоятельно).

По данным уравнениям проекции скорости нарисовать положение тел на координатной прямой .

  1.  Vx   =  -10  + 2 t                          2)    Vx   =  -6  - 3 t

                              2м/с2                                            3м/с2                                     

                        10м/с                                                     6м/с                                                                                  X

Задача 3. По данным уравнениям проекции скорости построить графики проекции скорости.(Из условия первой задачи)

1)Vx   =  6  - 3 t                          2)    Vx   =  2  + t

Vx      (м/с)

6

2

   1

   2  

   3

   4

   5

 

t(с)

Графиками данных функций являются прямые, которые строятся по точкам.

Вопросы учащимся:

1.Как движется первое тело? Второе тело?( первое тело -  тормозит, второе- ускоряется)

2. Что означает точка пересечения графиков? ( скорости тел через 1 сек после начала движения стали равны)

Задача4. По данному графику проекции скорости написать уравнение проекции скорости.  (рис А)

 (рис.А)

Ответ: по графику определяем, что V= 3м/с.  Чему равно ускорение? ах  =

ах = = 2 м/с2 .  Подставляя числа в  уравнение, имеем: Vx   =  3  +2 t .      

Закрепление:

  1. Какое из приведенных ниже уравнений описывает движение, при котором скорость тела увеличивается?

  1. На рисунке 1 приведен график зависимости скорости движения тела от времени. Какое уравнение соответствует этому графику?

( рис .1)

А. V = 3 + t

Б.  V = 3 – t

В.  V = 3 - 3t

  1. Какой из графиков (рис.2) соответствует уравнению скорости V = 2-t?

(рис.2)

А.1

Б.2

В.3

  1. Какой из графиков (рис 3) соответствует равноускоренному движению тела, при котором вектор ускорения направлен противоположно вектору скорости?

  (рис.3)

А.1

Б.2

В.3

  1. По графику зависимости скорости от времени (рис. 4) определите ускорение тела в момент времени t= 4с.

А. 0,5 м/с2

Б. 4 м/с2

В. 0,8 м/с2  

 (рис. 4)

Ответы:

1-А

2-Б

3-А

4-В

5-А

      Итоги .Домашнее задание. §6.Упр.6 (3,4)

Список использованной литературы

1. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс –М. Дрофа 2023.

2. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7-9 класс – М.: Просвещение, 2021.

3. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. Дидактические материалы.9 класс. – М. Дрофа. 2024г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание в 5 классе «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Слайд 2

Сколько учебных предметов изучалась Вашим ребенком в 4 классе? В 5 классе? Какова недельная учебная нагрузка была у вашего ребенка в 4 классе? В 5 классе? Сколько учителей обучало вашего ребенка в 4 классе? В 5 классе7 Сколько времени в среднем тратил Ваш ребенок на подготовку домашних заданий в 4 классе? В 5 классе? В сравнении:

Слайд 3

4 класс 5 класс 1 8 – 9 предметов 13-14 предметов 2 20 – 22 часа 25 – 27 часов 3 1 - 3 учителя 9 – 11 учителей 4 1 - 2 часа 2 – 3 часа Сравнительная таблица:

Слайд 4

Очень много разных учителей; Непривычное расписание; Много новых кабинетов; Новые дети в классе; Новый классный руководитель; Возросший темп работы; Возросший объем работы в классе и домашнего задания; Ослабление или отсутствие контроля; Возникающие проблемы:

Слайд 5

Несамостоятельность работы с текстами; Низкий уровень развития речи; Слабое развитие навыков самостоятельной работы; Своеобразие подросткового возраста; Проблемы со старшеклассниками. Возникающие проблемы:

Слайд 6

Потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; Повышенная утомляемость; Стремление обзавестись верным другом; Стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе; Повышенный интерес о «соотношении сил» в классе; Восприимчивость к промахам учителей; Отсутствие адаптации к неудачам; Ярко выраженная эмоциональность; Возрастные особенности младшего подростка:

Слайд 7

Удовлетворенность ребенка процессом обучения; Ребенок легко справляется с программой; Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями. Признаки успешной адаптации:

Слайд 8

Усталый, утомленный внешний вид ребенка; Нежелание выполнять домашнее задание; Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников; Жалобы на те или иные события, связанные со школой; Беспокойный сон; Постоянные жалобы на плохое самочувствие. Признаки дезадаптации :

Слайд 9

Вопрос ДА НЕТ Бывает по-разному 1 Тебе нравится в школе? 17 5 1 2 Ты с радостью идешь в школу? 9 5 9 3 У тебя в классе много друзей? 17 6 ------ 4 Ты часто рассказываешь родителям о школе? 14 9 ----- 5 Тебе нравятся твои одноклассники? 16 7 -------

Слайд 10

Убрать некоторых детей Ничего Поставить компьютеры Успеваемость ребят, в том числе и мою Пускай такой же останется Чтобы все были послушными Поставить диван Что хотелось бы тебе изменить в классе:

Слайд 11

Биология - 3 Русский язык – 6 Математика – 7 Литература – 5 История - 3 Английский язык –3 Обществознание – 2 Какие учебные предметы тебе даются легко:

Слайд 12

Русский язык – 6 Математика – 9 История - 4 Английский язык – 6 Обществознание – 4 Какие учебные предметы тебе даются тяжело:

Слайд 13

Слова поддержки: Зная тебя, я уверена, что ТЫ все сделал хорошо! ТЫ делаешь это очень хорошо! У ТЕБЯ есть некоторые соображения по этому поводу? Слова разочарования: Зная тебя и твои способности, ты не смог бы сделать лучше! Это для тебя слишком трудно, поэтому я САМ это сделаю! Слова, которые поддерживают и которые разрушают его веру в себя:



Предварительный просмотр:

Доклад    по  теме:

«Использование технологии    уровневой дифференциации обучения   на   уроках  физики»

Использование технологии уровневой дифференциации обучения на уроках физики

 

        При организации учебного процесса, приходится учитывать основные характеристики ученика - общие, отличающие человека от всего остального, и индивидуальные, возрастные, групповые (например, особенности в здоровье, общении, познании).

        Это связано с дифференцированным подходом и выбором соответствующего стиля взаимодействия педагогов с учащимися.

        На мой взгляд, дифференциация обучения — одна из стержневых проблем современной школы. Эффективность дифференцированного подхода, его преимущество перед тем, при котором учили всех и всему одинаково, подтверждается педагогической практикой. Никто уже не сомневается в необходимости и целесообразности учёта в учебном процессе склонностей и способностей школьников, так как он устраняет перегрузку, способствует возрастанию положительной мотивации к учению, стимулирует большую заинтересованность слабых ребят в результатах учёбы.

        Осуществлять учет индивидуальных особенностей детей необходимо по возрасту, полу, здоровью, скорости мышления и усвоения, типу восприятия и переработки информации, предпочитаемому стилю осуществления обратной связи, склонностям и интересам, степени сформированности мотивационной сферы, темпераменту, уровню умения учиться, уровню знаний, жизненному опыту, коммуникабельности.

        При работе в школе приходится сталкиваться с индивидуально-психологическими различиями детей, которые приводят к различиям в результатах учебной деятельности.  Все дети  очень разные по своим психологическим данным, выделяются следующие группы детей школьного возраста:

·         малоспособные дети с аномалиями развития задатков, с задержкой психического развития (обучаемость и обученность значительно ниже нормы); такие дети не в состоянии достичь заранее намеченного ЗУН даже за длительное время (составляют до 5 % учащихся; их надо обучать по особой программе с особыми целями);

·         педагогически запущенные дети (настолько слабая обученность, что даже хорошая обучаемость не выводит их на возрастную норму достижений; однако, при достаточном времени и средствах эти дети способны усвоить заданный материал; их количество по разным оценкам колеблется в пределах 10 – 40%);

·         дети со средним уровнем развития (обучаемость и обученность соответствуют среднестатистической норме; эти дети составляют большинство – 60 – 70%);

·         способные, продвинутые в развитии обучаемости (быстро "схватывают") и обученности (много знают) по сравнению со средней возрастной нормой (это основная часть отличников и хорошистов – 5 – 10%);

·         одаренные, или талантливые - высший уровень обучаемости, (им по силам то, с чем не могут справиться остальные; могут учиться в высоком темпе; составляют 1-3% учащихся).

        Большие коррективы в эту структуру распределения вносят уровень воспитанности детей, социальные условия  района, конкретный состав учащихся школы.

        Уровневая дифференциация дает реальную возможность каждому ученику использовать право выбора в процессе обучения, выбора своего уровня.

Однако осуществить уровневую дифференциацию довольно сложно, её методическое обеспечение пока ещё очень слабо.

        Будучи не новой, эта идея рассматривается сейчас под иным углом зрения: ученикам предъявляются минимальные обязательные требования к усвоению содержания предмета, и каждый из них обязан иметь только соответствующие этим требованиям знания, а весь остальной учебный материал осваивается по желанию. Однако минимальный объём знаний учитель определяет сам.

        Трудно ещё учителю разобраться в методике проведения занятий, ориентированной на индивидуальный подход к ученикам, например, какой приём оправдывает себя на этапе усвоения новой информации, при закреплении знаний.

        Требование учитывать индивидуальные особенности ребёнка в процессе обучения — очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Это требование находит отражение в педагогической теории под названием принципа индивидуального подхода. Однако его реализация в разное время осуществлялась в разной мере и различными приёмами.

        Правильно организовать работу учащихся на уроке помогает мониторинг уровня обучаемости и обученности учащихся, владение ими общеучебными навыками.

        Для формулировки требований к знаниям и умениям учащихся на обязательном уровне можно использовать Обязательный минимум содержания образования и требования к уровню подготовки учеников,  рекомендованные Министерством образования Российской Федерации.

Требования к знаниям и умениям на более высоких уровнях формулируются, учитывая тот максимум знаний, который дети могут усвоить, работая по данной программе; имеющихся в школе учебников; знаний, необходимых при решении наиболее простых олимпиадных задач.

        На современном этапе обучения необходимо не только сообщать учащимся систему научных знаний, но и вооружить их целым рядом умений и навыков познавательного и практического характера. Поиск путей совершенствования процесса обучения сводится не только к совершенствованию методов сообщения новых знаний, методик формирования у учеников умений и навыков, но и формулировку конечной цели обучения в целом.

На уроках физики можно использовать индивидуальную и групповую дифференцированные формы учебной деятельности.

        Индивидуальная работа школьников на уроках физики может организовываться на всех этапах обучения, начиная с этапа объяснения и заканчивая этапами систематизации, обобщения и контроля знаний. Групповую форму организации учебного процесса целесообразно использовать на этапах повторения и обобщения знаний по нескольким темам курса, а также на этапе контроля знаний. При этом работа в группах может определенным образом перестраиваться и видоизменяться в зависимости от того, в каком классе она ведется и какие дидактические задачи решаются.

Различают следующие виды групповой деятельности:

Кооперативная - разные группы выполняют отдельные части общего задания;

индивидуализированная - каждый учащийся выполняет ту часть задания, к которой имеет наибольшую склонность;

дифференцированная - состав группы определяется близкими познавательными возможностями учащихся.

В соответствии с выявленными способностями или интересом учащихся к изучению учебного предмета класс условно разбивается на группы

·        1 -я группа - учащиеся с низким темпом усвоения материала;

·        2-я группа - учащиеся со средним темпом усвоения материала;

·        3-я группа - учащиеся с высоким темпом усвоения материала.

Деятельность учителя при организации индивидуальной и групповой дифференцированных форм работы состоит в:

  • делении учащихся на группы (по уровню знаний, интересам, способностям);
  • разработке или подборе заданий и программного обеспечения в соответствии выявленными уровнями знаний, интересами, способностями учащихся;
  • оценивании деятельности учащихся.

Использование этих форм работы помогает учителю достичь следующих целей.

Цели дифференцированного обучения:

для 1-й группы учащихся:

Пробудить интерес к предмету путем использования посильных задач, учебных программных средств, позволяющих ученику работать в соответствии с его индивидуальными способностями;

ликвидировать пробелы в знаниях и умениях;

сформировать умение осуществлять самостоятельную деятельность по образцу;

для 2-й группы учащихся:

развить устойчивый интерес к предмету;

закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действий, актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала;

сформировать умение самостоятельно работать над задачей или с учебным программным средством;

для 3-й группы учащихся:

развить устойчивый интерес к предмету;

сформировать новые способы действий, умение решать задачи повышенной сложности, нестандартные задачи;

развить умение самостоятельно работать над составлением алгоритма или учебным программным средством.

Подбор заданий для группового и индивидуального выполнения учитель должен осуществлять с учетом:

  • обязательных результатов обучения;
  • межпредметных связей;
  • практической направленности.

Таблица 1 содержит виды дифференцированных заданий, используемых  при групповой и индивидуальной формах работы с учащимися.

 

Таблица 1 Виды дифференцированных заданий

Индивидуальная форма работы                                               Групповая форма работы

1         Задачи с различными условиями,

до­пускающие одинаковые,

с точки зрения физики, решения                       Задачи с различными условиями, допускающие                                                                                     одинаковые, с точки зрения физики, решения

2        Разноуровневая совокупность

заданий к решаемой задаче                                             Взаимодополняющие задачи с различными условиями

3        Уровневые взаимосвязанные задачи                              Уровневые взаимодополняющие задания

4        Индивидуальная самостоятельная работа                                                           —

5        Задачи, допускающие несколько спосо­бов решения                              —

При подборе заданий для индивидуальной самостоятельной работы требуется учитывать уровни усвоения знаний учащимися: репродуктивный, реконструктивный, вариативный, поисковый, творческий.

Дифференцированные формы учебной деятельности могут быть организованны на любом этапе обучения конкретному учебному материалу предмета. В таблице 2 перечислены виды дифференцированных заданий для каждого этапа обучения.

 

Таблица 2 Виды дифференцированных заданий для каждого этапа обучения

Этапы обучения                   Индивидуальная форма работы        Групповая форма работы

Изучение нового материала                                     Виды 1, 5                                     —

Закрепление и формирование знаний,

умений, навыков(ЗУН)                                                  Виды 2, 3,5                                     —

Систематизация и обобщение ЗУН                      Виды 3, 4, 5                                Виды 2, 3

Этап проверки знаний и умений                      Виды 1—5                                Виды 1, 2, 3

Домашняя работа по теме,                                  Виды 1, 2, 4, 5                                       —

Для реализации разноуровневого обучения на проверочных и контрольных работах можно использовать карточки-задания трех уровней:

А. Первый уровень - задачи на знание и применение прямой формулы или физического закона.

В. Второй уровень - задачи в два, три действия на определение неизвестной величины из формулы или закона.

С. Третий уровень - задачи творческого характера, требующие знаний ранее изученного материала и комбинированных действий.

Например для 7 класса по теме:

«Механическое движение. Плотность вещества»:

МЕХАНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА (А)

ВАРИАНТ 1

1. Определите плотность металлического бруска массой 474,5 г и объемом 65 см3.

2. Скорость течения реки равна 0,5 м/с. За какое время плывущий по течению плот пройдет путь 250 м?

З. Определите объем оловянного бруска массой 146 г.

МЕХАНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА (В)

ВАРИАНТ 1

1. Стальная отливка объемом 25 дм3 имеет массу 150 кг. Эта отливка сплошная или полая?

2. Определите среднюю скорость автобуса на всем пути, если первые 6 км пути он проехал за 12 мин, а следующие 10 км пути - за 18 мин.

3. Как изменилась масса автомашины после того, как в нее погрузили 50 сухих сосновых брусков объемом 20 дм3 каждый?

МЕХАНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА (С)

ВАРИАНТ 1

1. Автомашина грузоподъемностью З т должна перевезти песок объемом 40 м3. Сколько рейсов потребуется для этого сделать?

2. Определите массу воздуха, проходящего через легкие человека за 2 ч, если за 1 мин человек делает 15 вдохов и с каждым из них в его легкие поступает воздух объемом

600 см3.

3. Мотоциклист за время, равное 2 ч, проехал путь 90 км. Какова средняя скорость мотоциклиста на всем пути движения, если следующие З ч он двигался со скоростью 50 км/ч?

        Регулярное использование на уроках физики системы специальных разноуровневых задач и заданий, направленных на развитие умений и навыков, расширяет кругозор школьников, способствует развитию физико-математического мышления, повышает качество подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать свои знания в повседневной жизни.

 

Список использованной литературы:

1. Селевко Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей.   – М.: Педагогика, 1996г.

2. В. А. Коровин. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике — 2 -е изд., стереотип. —  М.: Дрофа, 2001. — 64 с.

5. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Просвещение. 1996 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Квест «СИЛЫ В ПРИРОДЕ» К Шерлоку Холмсу обратилась пожилая женщина. Все ее сбережения, которые она копила долгое время, были украдены. По описанию, Холмсу легко удалось найти преступника. Но вот незадача...Все деньги спрятаны в сейфе, от которого нужно найти шифр. Вы можете помочь ему в этом! Для этого вам нужно пройти все этапы квеста . Собрать комбинацию цифр и сообщить его Холмсу. Будьте внимательны, следуйте инструкции! Удачи!

Слайд 2

Этап №1 ТЕСТ Сила. Явление тяготения. Сила тяжести помощь оценка

Слайд 3

оценка 2 3 4 5 Верных ответов Менее 4 4-5 6-7 8 Если ты получил оценку 2 то Если ты получил оценку 3 то Если ты получил оценку 4 то Если ты получил оценку 5 то

Слайд 4

ТЕСТ Сила тяжести и вес тела, сила упругости №1 Этап №2 помощь оценка

Слайд 5

оценка 2 3 4 5 Верных ответов Менее 7 8-11 12-16 17-20 Если ты получил оценку 2 то Если ты получил оценку 3 то Если ты получил оценку 4 то Если ты получил оценку 5 то

Слайд 6

ЭТАП №3 ТЕСТ Сила тяжести, вес тела, сила упругости №2 оценка помощь

Слайд 7

оценка 2 3 4 5 Верных ответов Менее 7 8-11 12-17 18-22 Если ты получил оценку 2 то Если ты получил оценку 3 то Если ты получил оценку 4 то Если ты получил оценку 5 то

Слайд 8

ЭТАП №4 ТЕСТ Силы в природе оценка помощь

Слайд 9

оценка 2 3 4 5 Верных ответов Менее 5 6-7 8-9 10 Если ты получил оценку 2 то Если ты получил оценку 3 то Если ты получил оценку 4 то Если ты получил оценку 5 то

Слайд 10

Реши задачу На сколько сантиметров растянется пружина школьного динамометра жесткостью 400 Н/м под действием силы 80 Н?

Слайд 11

Реши задачу На столе стоит чайник с водой массой 1500г. Определите силу тяжести и вес чайника.

Слайд 12

Реши задачу Определите силу упругости, возникающую при деформации пружины, с жесткостью 100Н/м, если она удлинилась на 5см.

Слайд 13

Если ты получил ответ: 0,2м то Если ты получил другой ответ, то

Слайд 14

Если ты получил ответ: 15Н то Если ты получил другой ответ, то

Слайд 15

Если ты получил ответ: 5Н то Если ты получил другой ответ, то

Слайд 16

Ура! Ты молодец! Справился с заданием и получаешь первую цифру шифра! 8 далее

Слайд 17

Ура! Ты молодец! Справился с заданием и получаешь вторую цифру шифра! 5

Слайд 18

Ура! Ты молодец! Справился с заданием и получаешь третью цифру шифра! 7

Слайд 19

Ура! Ты молодец! Справился с заданием и получаешь четвертую цифру шифра! 3

Слайд 20

ВАШ ШИФР 8 5 7 3

Слайд 21

УРА!!! ВЫ МОЛОДЦЫ!!! Сейф открыт, вы отличные сыщики! УСПЕХОВ В ЖИЗНИ!



Предварительный просмотр:

Урок физики в 7 классе

 Урок-исследование  на тему: "Условия плавания тел"

Тип урока: лабораторное исследование

Используемые технологии: системно-деятельностный подход. 

Цель урока:

  • Экспериментальное изучение условия плавания тел, формирование умения объяснять поведение тел в жидкости.
  • вывести условия плавания тел в жидкости;
  • установить теоретически и экспериментально соотношение между плотностью тела и жидкости, необходимое для обеспечения условия плавания тел;
  • продолжить формировать умение учащихся проводить опыты и делать из них выводы;
  • научить учащихся решать качественные задачи;
  • проверить усвоение нового материала;
  • развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;
  • воспитание интереса к предмету;
  • воспитание культуры в организации учебного труда.

Оборудование

  • проектор, экран;
  • компьютеры с тестами  по количеству учеников;
  • на 2 человека набор: два стакана с водой, бруски: деревянный и железный, пластилин, кусочки картошки, соль, палочка  для размешивания, масло и пипетка.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: объяснять плавание тел, экспериментально установить  условия плавания тел, исследовать условия плавания тел.

Метапредметные:

Формирование исследовательской культуры: определение цели исследования, планирование этапов исследовательской работы, формулировка выводов на основании проведенного эксперимента

Личностные:

1. Развитие познавательных интересов.

2. Формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений.

3. Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Оборудование: компьютер, экран, проектор.

На демонстрационном столе: 1. Стакан с водой. 2. Мяч резиновый , сосуд с водой.

3. Сосуды с обычной и соленой водой, сырое яйцо. 4. Шары резиновый и металлический, сосуд с водой.

На столах учащихся: 1. Стаканы с водой, кубики деревянный и пенопластовый. 3. Сосуды с подсолнечным маслом, пипетки.4.Картофель небольшого размера. 4. Соль. 5. Ложка. 6. Салфетка. 7. Кусочек пластилина.  8.Пробирки  с песком, динанометр.9.Таблица плотностей.10.Листки с заданиями.

Девиз урока: “ Человек достигнет результата, только делая что-то сам».  А.Пятигорский

Структура урока:

1. Организационный момент -2мин

2. Постановка учебной проблемы и ее обсуждение-3  мин

3. Актуализация познавательной деятельности  3 мин

4. Проведение фронтального эксперимента -15 мин

5. Первичное закрепление 5 мин

6. Рефлексия – 2 мин

                 Ход урока

1.Организационный момент.(2мин)

Цель:  включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

(Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой)

 ( звучит музыка)

Давайте  пожелаем друг другу удачи и плодотворной работы!

Слайд.

 2. Подготовка к ведению в новую тему. Обсуждение учебной проблемы( 3 мин)

Поставить проблемный вопрос перед учащимися.

Учитель. Ребята! Кто -нибудь из вас пробовал  поднимать камень в воде?

Что вы почувствовали при подъеме камня?  А кто-нибудь из вас задумывался : Почему камень в воде легче поднимать, чем в воздухе? Почему тело человека собака легко перетаскивает в воде, а на суше не может сдвинуть его с места. Можно ли дать на все эти вопросы один ответ?

Ответ. На тело, находящееся в жидкости  и газе , действует сила, выталкивающая это тело из жидкости или газа. Эта сила прямо пропорциональна  плотности жидкости или газа. Плотность воды больше плотности воздуха, поэтому эта сила больше в воде, чем в воздухе.

Учитель. Ребята, о какой силе идет речь?   А вы знаете, какой учёный изучал плавание тел? (Слайд 3)

С какой силой связано это имя? (Слайд 4).

 Ответ:  О силе Архимеда

Учитель: Отчего зависит сила Архимеда? Вспомним формулу    Анализ формулы по плану.

 Ответ:  сила Архимеда зависит от плотности  жидкости и объема тела.

2. Актуализация знаний. Ребята, вы можете привести примеры тел, которые плавают на поверхности воды? А какие тела тонут в воде? А как ещё тело может вести себя в воде?

Попробуйте угадать, о каком плавающем теле пойдёт сейчас речь.

Сегодня над морем
Большая жара;
А в море плывёт
Ледяная гора.
Плывёт и, наверно,
Считает:
Она и в жару не растает.

Учитель показывает Слайд 2 и обращает внимание на подводную часть айсберга.

3. Целеполагание и мотивация.

А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин?

(Учащиеся путаются в ответах.)

Вы не можете точно ответить на этот вопрос. Но у  вас уже появляются идеи, гипотезы.

А вы хотите всегда правильно отвечать на вопрос: будет плавать или тонуть тело в той или иной жидкости?

Давайте сегодня на уроке вместе решим проблему.

Проблема. Выясним: Каковы условия плавания тел в жидкости.

4.Актуализация познавательной деятельности 5-7 мин.

Опыт2. Шарики изготовленные из разных веществ опускаю в воду.

Учитель. Почему одни шарики тонут, а другие плавают?

Ответ. Шарики изготовлены из разных материалов.

Учитель. Как вы думаете, а существует ли закон или условие, определяющее поведение  тела в жидкости? Что  мы должны выяснить?  

Ответ. Мы должны выяснить условие плавания тел   (Слайд )

Учитель. Это наша цель, а тема урока?

Ответ. Определить условие плавания тел  Давайте сегодня на уроке вместе решим проблему.

Проблема. Выяснить: Каковы условия плавания тел в жидкости.

(Записывают тему урока)     Тема урока: «Условия плавания тел» (Слайд ) 

4.Проведение фронтального эксперимента.

Учитель: Попробуем все сведения об условиях плавания тел проверить экспериментально, выполнив исследования. В ходе урока мы выполним с вами ряд исследований и экспериментов, заданий. После  их выполнения  мы обсудим полученные результаты и выясним условия плавания тел.

В начале проведете эксперимент, работая в парах. Каждая пара получает отдельное задание и проводит свой эксперимент, после чего будет обсуждение результатов.

Комментарии к уроку

У учащихся на партах разложены листы  со смайликами различных цветов, означающих определенный вид деятельности, в который они будут вовлечены в течение урока.  Изображение со смайликами имеется также на доске.  

Все результаты записываются в карту-задание. Если возникнут вопросы, учащиеся должны поднять  руку.

  Варианты заданий не одинаковы по уровню трудности.   Они даются соответственно уровню подготовки. 

Задания:                            

Задание 1 группе:  Пронаблюдайте, какие из предложенных тел тонут, и какие плавают в воде.

  1. Найдите в таблице плотности, соответствующих веществ и сравните с плотностью воды.
  2. Результаты оформите в виде таблицы.

Плотность жидкости

Плотность вещества

Тонет или нет

 

1.

2.

3.

4.

5.

 1.

2.

3.

4.

5.

 Оборудование: сосуд с водой и набор тел: железный болт, сосновый брусок, кусочки алюминия,  пробка, парафин.

Вывод: если плотность жидкости больше плотности вещества, то тело___________________

            если плотность жидкости меньше плотности вещества, то тело___________________

            если плотность жидкости равно плотности вещества, то тело___________________

Задание 2 группе: Может ли тело в одной жидкости тонуть, а в другой плавать?

Опустите в воду деревянный брусок, алюминиевый цилиндр и кусок картофеля. Какие из этих тел плавают? Какие тонут? Результаты наблюдений занесите в таблицу.

Перенесите тела в концентрированный раствор соли. Какие из этих тел в растворе соли плавают? Какие тонут? Результаты наблюдений занесите в таблицу.

  • Ответьте на вопрос: при каком условии сплошное тело:

а) в данной жидкости плавает?

б) в данной жидкости тонет?

Вода  

Соленая вода

Тонет или нет

1.

2.

3.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

Заставьте кусочки картошки плавать. Попробуйте доказать своё предположение. (Дети, возможно, догадаются, что в один из стаканов нужно добавить соль).

Вывод: в пресной воде картошка тонет, а в солёной плавает. Значит, условие плавания тел зависит от соотношения плотности жидкости и плавающего тела. Смотреть заполнение таблицы

Задание 3 группе: Проблема. А может ли одна жидкость плавать на поверхности другой?

Проведём опыт . Наблюдение всплытия масляного пятна, под действием выталкивающей силы воды.

Цель работы: Провести наблюдение за всплытием масла, погруженного в воду, обнаружить на опыте выталкивающее действие воды, указать направление выталкивающей силы.

Приборы и материалы: сосуды с маслом, водой, пипетка.

Последовательность проведения опыта.

Возьмите с помощью пипетки несколько капель масла . Опустите пипетку  на глубину 3–4 см в стакан с водой.

Выпустите масло и пронаблюдайте, образование масляного  пятна на поверхности воды.

На основе проделанного опыта сделайте вывод.

Снова вернёмся к таблице плотности веществ. Объясним, почему на воде образуется масляная плёнка.

Итак, проблема решена, значит, жидкости, как и твёрдые тела, подчиняются условиям плавания тел.

Ребята! Вашему вниманию  хочу  предоставить  опыт. (СЛАЙД)

Опыт1. .Яйцо в двух различных водах: пресной и соленой

Учитель. Почему в одном стакане яйцо тонет,  а в другом нет?

Ответ. Различные жидкости, одна соленая, а другая пресная.

Учащимся предоставляется опыт с шариками, изготовленными, из различных веществ.

Продолжим беседу о жидкостях.

Один неглубокий сосуд пригласил в гости сразу три  несмешивающиеся жидкости разной плотности и предложил им располагаться со всеми удобствами. Как расположились жидкости в гостеприимном сосуде, если это были: вода, керосин, ртуь

Укажите порядок расположения жидкостей.

Проверить по слайду 12.

Опыт . (дополнительно)

Заставьте пластилин плавать в воде. (Дети, возможно, догадаются сделать из пластилина маленький кораблик.)

Почему же одно  и то же  тело ведёт себя по-разному?

Вывод. Если изменить объём пластилина, то можно заставить его плавать.

 А сейчас давайте обсудим результаты ваших экспериментов и ваши выводы.

(Выводы )

Учитель. Мы выяснили, каковы условия плавания тел. 

Где в природе и технике учитываются эти условия? Слайд плавание судов.

 При постройке кораблей. Раньше делали деревянные корабли и лодки. Плотность дерева меньше плотности воды, и корабли плавали в воде. Металлические корабли тоже плавают, а ведь куски стали тонут в воде. С ними поступают так, как мы поступили с пластилином: увеличивают объем, архимедова сила становится больше, и они плавают. Еще плавают и подводные лодки.

Слайд с подводной лодкой и рассказ: Любая подводная лодка – прочный герметичный корпус с множеством отсеков. Принцип погружения и всплытия основан на заборе воды из моря в балластные системы и выдавливании воды сжатым воздухом при всплытии.

Слайд с рыбкой и рассказ о плавании рыб.

Плавательный пузырь рыбы легко меняет свой объем. Когда рыба с помощью мышц опускается на большую глубину и давление воды на нее увеличивается, пузырь сжимается, объем тела рыбы уменьшается и она не выталкивается вверх, а плавает в глубине. При подъеме плавательный пузырь и объем всего тела рыбы увеличивается и она плавает уже на меньшей глубине. Таким образом, рыба может в определенных пределах регулировать глубину своего погружения. Киты регулируют глубину своего погружения за счет уменьшения и увеличения объема легких.

Итак, в судостроении используется тот факт, что путем изменения объема можно придать плавучесть практически любому телу.

А учитывается ли как-нибудь связь условий плавания тел с изменением плотности жидкости?

Но подробнее мы поговорим об этом на следующих уроках.

Любителям географии. Большое Соленое озеро, расположенное в США, в западном штате Юта, 120 км в длину и 80 км в ширину. Это самое большое озеро Запада Америки. Но катание на лодке здесь не радует. На водных лыжах кататься тоже рискованно: падение грозит... переломом костей! То же самое относится к нырянию. Был случай, когда подросток, отмахнувшись от советов, разбежался и нырнул. Вытащили его со сломанной шеей. Ударился он не об дно, а о... воду. И не удивительно: анализ показывает, что в ней содержится до 25 % твердых  веществ, главным образом, окаменевшей соли. Плыть в такой воде нелегко.

Слайд. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

Условия плавания тел

Поведение тела

Соотношения  между силами

Соотношения  между плотностями

Словесная запись

FT ? FA

Словесная запись

ρТ  ?  ρж

Тело тонет,
если...

 

FT      FA

 

ρТ      ρж

Тело всплывет, если...

 

FT    FA

 

ρТ     ρж

Тело находится в равновесии в любом месте жидкости, если...

 

FT    FA

 

ρТ    ρж

5.Первичное закрепление. Индивидуальная работа.

Учитель. У вас на партах есть таблицы на белых листах, рассмотрите их и заполните

Учитель: Теперь вернёмся к моему вопросу, который был поставлен в начале урока. А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли на керосин?

Ученик: Айсберг бы утонул.

Учитель: Итак, ребята, давайте подведём итог урока. Как вы считаете, добились ли мы с вами цели урока. Узнали ли вы,  при каких условиях тела плавают и тонут? Попробуйте ещё раз их сформулировать.

4. А теперь проверим, как хорошо вы усвоили новый материал. Поможет нам в этом компьютер.

  Домашнее задание: §50, повторить§49

Итог урока: Делается  вывод о проведенных исследованиях. Сдаются все работы.

 

7. Рефлексия. 

В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. Сегодня на уроке вы показали себя наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя все новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование. Наш урок подошёл к концу. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке каждый из вас, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались.

Вы видите рисунок, на котором изображен сосуд с водой. При выходе из кабинета поставьте в нем, пожалуйста, магнит на той глубине, которая соответствовала бы глубине вашего погружения в сегодняшний урок.

 

 Масса тела 150 кг, обьем его 0,5м3. Будет ли оно плавать в воде?