04.4 Воспитательные мероприятия

Тюкалкина Ирина Игоревна

Разработки воспитательных мероприятий по химии и биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Химики военного времени

Учитель химии и биологии

МАОУ «Афонинская СШ»

Тюкалкина Ирина Игоревна

Данная работа посвящена работе ученых-химиков в годы Великой Отечественной войны. Она позволяет проанализировать и выяснить: какой вклад в Великую Победу советского народа в годы Великой Отечественной войны внесли ученые-химики, а также увидеть, что и в наше время многие их открытия актуальны.

Слайд 2

  Добывая Победу, действующая армия израсходовала 19,7 млрд. патронов к стрелковому оружию,  260 млн. артиллерийских  снарядов, 222 млн. минометных, 14 млн. противотанковых и 150 млн. противопехотных мин, 695 тыс. тонн авиабомб, свыше 13 млн. тонн горючего…

   Для производства всех этих боеприпасов химики дали порох и взрывчатку, составы для дымовых, зажигательных и горючих смесей. Кроме этого фронту нужны были огнезащитные материалы, лекарственные и дезинфицирующие препараты. Нельзя было обойтись и без традиционных химических продуктов : стекол и пластмасс, лаков и красок, смазочных масел, антифрикционных и многих других материалов.

   Химическая война была запрещена международными конвенциями. Но перед первой мировой действовала Гаагская декларация 1899 года, запрещающая добиваться побед с помощью ядовитых газов. И не было гарантии, что не будут применены ОВ.

  От подачи кодированного сигнала «индантрен», означавшего начала химической войны, нацисткую верхушку удержал прежде всего страх возмездия и беспорная осведомленность о высокой боевой готовности нашей противохимической защиты.

 В дни самых тяжелых боев, непосредственно участвуя в них, личный состав химических взводов, рот и батальонов вел непрерывную и всестороннюю химическую разведкку, разворачивал и держал в полной боевой готовности пункты дегазации, учил бойцов использовать средства ХЗ. Военные химики обеспечивали тактическую и оперативную маскировку дымовыми завесами, в том числе при форсировании Днепра, в ходе Яссо-Кишиневской операции, Берлинской и др.

Какой металл, дающий красное окрашивание используют в сигнальных огнях. Ракетах? (стронций)

Какой металл используют для осветительных ракет
(магний)

Слайд 3

Если за 100 % принять производство предвоенных месяцев,то к началу 1942 года масштабы производства:

на заводах Главазота составили 44,8 % ;

Глав Химпрома (основная химия) 20,6 %;  

Слайд 4

  В связи с эвакуацией промышленных предприятий в восточные районы страны потребовалась перестройка всей экономики этих районов. При активном участии ученых – химиков научных центров Урала, Сибири, Казахстана и Средней Азии в 1943 г. было выпущено химических продуктов для военных нужд больше, чем в довоенное время.

Слайд 5

 В два раза увеличилась выработка наркозного эфира,

 в 1,5 раза – новокаина,

 в 7 раз – хлорэтана,

 в 5 раз – препаратов висмута.

  Было налажено производство авиаброни, высококачественных нитролаков, эмалей для военных самолетов.

В работах по увеличению добычи нефти в Башкирии приняли участие около 100 сотрудников Академии наук и Наркомнефти. Добыча нефти возросла в 12 раз

Слайд 6

Какую роль внесли химики в создание танка? Какой металл добавляли в сталь для придания танкам Т-34 особой прочностит брони?
(никель)

Какие металлы содержатся в гильзе артиллерийского снаряда и патронов?
(латунь, медь и цинк)

Слайд 7

Борис Евгеньевич Патон

Автоматы скоростной сварки позволили снизить трудоемкость изготовления корпуса танка Т-34 в 8 раз, а также не требовали от рабочих высокой квалификации, глубоких специальных знаний и больших физических усилий, поэтому автосварщиками могли работать подростки и женщины.

Слайд 8

Семенов Николай Николаевич

Советский физико-химик, один из основоположников химической физики. Разработал теорию цепных разветвленных реакций учения о распространении пламени.

Результаты исследования процессов взрыва, горения, детонации, во время войны использовались в производстве патронов, артилерийских снарядов, взрывчатых веществ. Применение кумулятивных снарядов против «неуязвимых»новых немецких «тигров» вызвало у гитлеровского командования недоумение и замешательство.

Кумулятивные снаряды пробивали броню толщиной равной их калибру, мины пробивали броню толщиной до 200 мм.

Слайд 9

Какой вклад могли сделать ученые при создании самолетов?

Броня, корпус – сплавы какого металла?

До войны АL использовали только при создании бытовых изделий. В предвоенные годы возникла необходимость в создании легких металлосплавов для производства самолетов и некоторых частей корпусов кораблей и подводных лодок.

 Многочисленные исследования советских ученых в 1940 годы позволили разработать сплавы на основе Аl с применением Mg, Mn, Cu ,Ti.

Такие сплавы не только легкие, но коррозионностойкие, твердые.

Слайд 10

Наливкин Василий Дмитриевич

Разработал на Северном Урале месторождения бокситов. К 1943 году производство выросло в 3 раза.

Al на морозе крошиться при взаимодействии с водой. Если нарушить оксидную пленку поэтому используются сплавы.

Слайд 11

Зелинский Николай Дмитриевич

Химики-органики успешно проводили исследования по улучшению свойств различных смазочных масел. Ими был разработан синтез получения авиационного топлива малосернистых бензинов из высокосернистой нефти и другие.

У нас в стране высокосернистая нефть. Более высокооктановое топливо. Риформинг ароматизация нефти,

У Гитлера был план отрезать от месторождений на Кавказе.

Дизельное топливо чувствительно к низким температурам, бензин не замерзает при низких температурах.

Надо разрабатывать дизельное топливо, которое работало бы в условиях жестких морозов. Нужно было производить новые материалы, новые лекарства

Кто и где впервые синтезировал искуственный каучук?

Слайд 12

Фаворский Владимир Андреевич

Автор нового способа получения каучука, а это резина.

Разработал новый метод получения виниловых эфиров, а значит поливиниловых изделий. Предложил использовать дешевое сырье, которое есть везде: негашеная известь, уголь и вода.

Изучение химических свойств  и превращения ацетилена позволило разработать важнейший метод получения виниловых эфиров, необходимых для производства целого ряда продуктов, нашедших широкое применение в оборонной промышленности.

Что такое антипирены?


Слайд 13

Вольфкович Семён Исаакович

Для борьбы с многочисленными пожарами, возникавшими от сброшенных самолетных бомб были созданы специальные растворы солей фосфорной кислоты, которыми пропитывали древесину.

Антипирены – вещества, понижающие горючесть, используются и в настоящее время.

Обрабатывали чердаки, крыши, в т.ч. в Ленинграде

Слайд 14

Александр Николаевич Несмеянов

Разработал новое научное направление – химия металлорганических соединений, что позволило синтезировать органические соединения Hg, Sn, Pb, Sb, As, Bi.

Эти соединения применяются в качестве антидетонаторов, инсектицидов, лекарственных препаратов, синтетических высококачественных материалов

Слайд 15

Узнали рекламу?

Слайд 16

Гаузе Георгий Францевич, Бражникова Мария Георгиевна

В годы войны вместе со своей женой – ученым-химиком синтезировал первый оригинальный советский антибиотик – Грамицидин С. Благодаря противомикробному действию антибиотиков во время войны и в мирное время были спасены десятки тысяч жизней при таких опасных заболеваниях, как газовая гангрена, столбняк, менингит, септические (или гнойные) инфекции.

Слайд 17

Шостаковский Михаил Фёдорович

Во время войны получил полимер винилбутилового спирта, который оказался хорошим средством для заживления ран, использовался в госпиталях под названием «Бальзам Шостаковского». (Винилин)

Он спасал от ожогов, обморожений, от осложнений при огнестрельных ранениях.

Слайд 18

Постовский Исаак Яковлевич

Синтезировал большую серию сульфаниламидных препаратов, которому были обязаны многие тысячи раненых в ходе Великой Отечественной Войны, т.к. препараты обладали противомикробными и антибактериальными свойствами, наладил их производство

Слайд 19

Ермольева Зинаида Виссарионовна
В 1942 году впервые в СССР получила пенициллин и активно участвовала в организации его промышленного производства в СССР. Это спасло сотни тысяч жизней советских солдат

В 1942 году, когда Сталинград стал прифронтовым пунктом для эвакуированных, была направлена в город для предотвращения заболевания населения холерой, где было налажено производство холерного бактериофага, который ежедневно получали 50 000 человек. 

Слайд 20

Кобеко Павел Павлович
Вместе с группой ученых занимался исследованием свойств льда известной Дороги жизни. Для «ремонта» дороги при нарушении ледяного покрова они поставили условия смерзания льда и металла, рассчитали движение машин с любыми грузами.

Также была разработана технология извлечения льняного масла из красок, которое добавляли в пайки.
Марков Сергей Сергеевич  и сотрудники ГИПХа создали новые морозоустойчивые гальванические элементы (ГАП), которые были незаменимы для фонарей и радиостанций в условиях блокадной зимы.

В лабораториях и цехах выпускали поглотители для противогазов, патроны к спасательным авиажилетам, сигнальные и осветительные средства, лекарственные препараты, горючие и зажигательные составы, железнодорожные мины, свечи-гномы и драгоценные для каждого ленинградца спички и многое другое.

Слайд 21

Кузнецов Александр Назарович
На складах города был дефицит ВВ. Нужны были суррогаты, которые могли бы их заменить. Предложений было много.

Например взрывчатка «МШ» - молотые еловые шишки с селитрой.

Но все таки боевое оружие должно было быть мощным, надежным, технологичным.

А также не гигроскопичным, чтобы не отсыревало в боевых условиях, стойким, чтобы не сдетонировало.

В июле 1941 года Кузнецов предложил новое взрывчатое вещество «синал».

Как думаете от названия каких 3-х элементов произошло название?

Три элемента определяли взрывчатые свойства синала.

Кремний, азот, алюминий – Si, N, Al

Синал – смесь аммиачной селитры сактивной металлической добавкой – силикоалюминием.

Чтобы сохранить состав в тайне его стали выпускать под названием «АК».

Здесь и названия элементов, и намек на Александра КУзнецова

Ежесуточно им снаряжали до 100 тысяч ручных гранат, по 1000-1500 минометных мин, а также противопехотных и противотанковых.

  Это только небольшая часть открытий, которые позволили приблизить Великую Победу советского народа в годы Великой Отечественной войны над фашистской Германией.

Источники материалов:

Статья «Научные открытия  военного времени»

 https://nauka.tass.ru/nauka/1949815

Статья «Химическая промышленность в голы Великой отечественной войны»

http://vestkhimprom.ru/posts/khimicheskaya-promyshlennost-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny

Статья «Вклад ученых-химиков в Великую Победу»

 https://nevareaktiv.ru/

about/news/2019/vklad-uchyonyh-himikov-v-velikuu-pobedu

Статья «Химические войска СССР»

https://ru.wikipedia.org/wiki/Химические_войска_СССР

Статья «Врагу нахимичить не позволили»

http://redstar.ru/vragu-nahimichit-ne-pozvolili/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель химии и биологии МАОУ « Афонинская СШ» Тюкалкина Ирина Игоревна Химики военного времени 1

Слайд 2

Д ействующая армия израсходовала: 19,7 млрд. патронов к стрелковому оружию, 260 млн. артиллерийских снарядов , 222 млн. минометных , 14 млн. противотанковых и 150 млн. противопехотных мин , 695 тыс. тонн авиабомб , свыше 13 млн. тонн горючего… 2

Слайд 3

К началу 1942 года масштабы производства составляли: н а заводах Главазота составили 44,8 % ; Главхимпрома (основная химия) 20,6 % ; Главанилинкраски 7,4 % ; Главпластмасс 6,5 % 3

Слайд 4

В связи с эвакуацией промышленных предприятий в восточные районы потребовалась перестройка всей экономики. При активном участии ученых – химиков научных центров Урала, Сибири, Казахстана и Средней Азии в 1943 г. было выпущено химических продуктов для военных нужд больше, чем в довоенное время. 4

Слайд 5

В два раза увеличилась выработка наркозного эфира , в 1,5 раза – новокаина, в 7 раз – хлорэтана , в 5 раз – препаратов висмута. Было налажено производство авиаброни , высококачественных нитролаков, эмалей для военных самолетов. Добыча нефти возросла в 12 раз 5

Слайд 6

Танк Т-34 6

Слайд 7

Патон Борис Евгеньевич Автоматы скоростной сварки позволили снизить трудоемкость изготовления корпуса танка Т-34 в 8 раз, а также не требовали от рабочих высокой квалификации и больших физических усилий, поэтому автосварщиками могли работать подростки и женщины. 7

Слайд 8

Семенов Николай Николаевич Результаты исследования процессов взрыва, горения и детонации взрывчатых веществ использовались в производстве патронов, артиллерийских снарядов. Кумулятивные снаряды пробивали броню толщиной равной их калибру, мины пробивали броню толщиной до 200 мм. 8

Слайд 9

9

Слайд 10

Наливкин Василий Дмитриевич Разработал на Северном Урале месторождения бокситов. К 1943 году производство выросло в 3 раза . И сследования советских ученых в 1940 годы позволили разработать сплавы на основе А L с применением Mg , Mn , Cu , Ti . С плавы легкие, коррозионностойкие , твердые. 10

Слайд 11

Зелинский Николай Дмитриевич 11

Слайд 12

Фаворский Владимир Андреевич Разработал новый метод получения виниловых эфиров . Предложил использовать дешевое сырье , которое есть везде : негашеная известь , уголь и вода . 12

Слайд 13

Вольфкович Семён Исаакович Для борьбы с пожарами от сброшенных бомб были созданы специальные растворы солей фосфорной кислоты , которыми пропитывали древесину . Антипирены – вещества, понижающие горючесть , используются в настоящее время . 13

Слайд 14

Несмеянов Александр Николаевич Разработал новое направление – химия металлорганических соединений, что позволило синтезировать органические соединения Hg, Sn , Pb , Sb , As, Bi . Эти соединения применяются в качестве антидетонаторов, инсектицидов, лекарственных препаратов. 14

Слайд 15

15

Слайд 16

В годы войны вместе со своей женой – ученым-химиком синтезировал первый оригинальный советский антибиотик – Грамицидин С. Гаузе Георгий Францевич Бражникова Мария Георгиевна 16

Слайд 17

Шостаковский Михаил Фёдорович П олучил полимер винилбутилового спирта, который использовался в госпиталях под названием «Бальзам Шостаковского ». Он спасал от ожогов, обморожений, от осложнений при огнестрельных ранениях. 17

Слайд 18

Постовский Исаак Яковлевич Синтезировал серию сульфаниламидных препаратов, которые обладали противомикробными и антибактериальными свойствами, наладил их производство 18

Слайд 19

Ермольева Зинаида Виссарионовна В 1942 году впервые в СССР п олучила пенициллин и организовала его промышленное производство. Это спасло сотни тысяч жизней советских солдат 19

Слайд 20

Исследовал свойства льда Дороги жизни. Для «ремонта» дороги при нарушении ледяного покрова «поставили» условия смерзания льда и металла, рассчитали движение машин с любыми грузами. Р азработана технология извлечения льняного масла из красок, которое добавляли в пайки. Кобеко Павел Павлович 20

Слайд 21

Кузнецов Александр Назарович В 1941 году предложил взрывчатое вещество « синал ». В зрывчатые свойства определяли кремний , азот, алюминий – Si, N, AL Выпускали под названием «АК». Ежесуточно им снаряжали до 100 тысяч ручных гранат, по 1000-1500 минометных мин. 21

Слайд 22

У каждого была своя война, Свой путь вперед, свои участки боя, И каждый был во все самим собою, И только цель у всех была одна. Маргарита Алигер 22

Слайд 23

А) активные ссылки на страницы материалов в Интернете Статья «Научные открытия военного времени» https://nauka.tass.ru/nauka/ 1949815 Статья «Химическая промышленность в голы Великой отечественной войны» http://vestkhimprom.ru/posts/khimicheskaya-promyshlennost-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny Статья «Вклад ученых-химиков в Великую Победу» https://nevareaktiv.ru / about /news/2019/vklad-uchyonyh-himikov-v-velikuu- pobedu Статья «Химические войска СССР» https ://ru.wikipedia.org/wiki/ Химические_войска_СССР Статья « Врагу нахимичить не позволили» http ://redstar.ru/vragu-nahimichit-ne- pozvolili/ 23

Слайд 24

Б) активные ссылки на использованные изображения Фотография танка Т-34 https://www.zr.ru/d/story/00/915200/t-34-85-10_. jpg Фотография Патона Б.Е. https ://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/77/Borys_Paton_2010. jpg Фотография Семенова Н.Н. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/11/ Nikolay_Semyonov_Nobel.jpg Фотография самолета https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fecho.msk.ru%2Fblog%2Fdiletant_ru%2F2423567-echo%2F&psig=AOvVaw0V_bxg8eQnJguflhSBWeuZ&ust=1625811875413000&source=images&cd=vfe&ved= 0CAoQjRxqFwoTCJj9z7Dr0vECFQAAAAAdAAAAABAO 24

Слайд 25

Фотография Наливкина В.Д. https ://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Nalivkin2. jpg Портрет Зелинского Д. http://igor-grabar.ru/files/grabar99.php Портрет Фаворского В..А. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/df/Favorsky1920e01.jpg/240px-Favorsky1920e01. jpg Фотография Вольфковича С.И. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/f/fb/ Volfkowich_S_I.jpg Фотография Несмеянова А.Н. http://www.ras.ru/FStorage/Download.aspx?id=864ecff1-7674-419f-a6a9- 0df1f33fc098 Рисунок граммидина https://www.grammidin.ru/upload/medialibrary/66f/66f8663396134f81fdf4828e6dca6853. png Портрет Бражниковой М.Г. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/e/ea/М._Г. _Бражникова.jpg 25

Слайд 26

Фотография Шостаковского М.Ф. https ://www.fknz.ru/wp-content/uploads/2017/10/ph_15_1. jpg Фотография Постовского И.Я. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/a/a3/Исаак_Яковлевич_Постовский.jpg/274px- Исаак_Яковлевич_Постовский.jpg Фотография Ермолаевой З.В. https://www.volgmed.ru/uploads/files/2015-2/37656-z_v_ermoleva_v_laboratorii_1920- e_gody.jpg Фотография Кобеко П.П. http://www.ras.ru/win/DB/show_per.asp?H=show_per&P=.prn-y.id-50746.ln-ru.dl-.pr-inf.uk-0 & Фотография Кузнецова А.Н. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/3/31/А._Н._Кузнецов.jpg/220px-А._Н. _Кузнецов.jpg 26

Слайд 27

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Санкт – Петербург. 27



Предварительный просмотр:

                                                                 Учитель химии 1 квалификационной категории        

                                                                                                   МБОУ Афонинская СШ

Тюкалкина Ирина Игоревна

   

2020

Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?"

Девиз: «Ум заключается не только  в знании,

но и в умении прилагать на деле»

Аристотель

Цель: повышение познавательного интереса к предметам естественнонаучного цикла, развитие логического мышления учащихся, реализация межпредметных связей.

Правила игры: интеллектуальная игра “Что? Где? Когда?” проводится в рамках предметной декады. Для оценки работы команд выбирают независимое жюри, призванное следить за соблюдением правил игры и учетом набранных баллов за правильные ответы на вопросы. На обдумывание каждого вопроса дается одна минута.

Оформление.       Зал оформлен плакатами:

                 «Сколько голов – столько умов»

                  «Дело – делу учит»

                  «Ум имей хоть маленький – да свой»

                  «Будешь трудиться – будет у тебя и хлеб и молоко водиться»

Правила игры.

1. Каждой команде предлагается по 6 вопросов из различных областей знаний:  химии, , физики, биологии и географии. Вопросы подготовлены учителями школы.

2. Команды отвечают по очереди, выбирая любой из предложенных им вопросов.

3. На обдумывание вопроса отводится одна минута.

4. За верный ответ команда получает 1 балл.

5. Если команда не дала верный ответ, то могут ответить другие команды. За верный ответ на вопрос соперника команда получает 0,5 балла.

6. Победившей считается команда, набравшая большее количество баллов.

7. Если по результатам игры несколько команд набрали одинаковое количество

баллов, то проводится “Блиц – опрос”: ведущий по очереди задает одинаковое количество вопросов каждой команде, на обдумывание отводится 20 секунд.

8. Результаты игры заносятся в протокол.

9. Подведение итогов игры. Награждение победителей.

Ход мероприятия

Добрый вечер, уважаемые зрители! Сегодня у нас интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». Против команды знатоков играют учителя. Попросим команды знатоков занять свои места. Разрешите представить вам участников команды <...>. Сегодня им потребуются знания по физике, химии, биологии, географии, и, конечно же, эрудиция! Пожелаем им успеха!
Один раз за игру команда может обратиться за помощью к «магистру» (выбирают из зрителей) и один раз воспользоваться помощью  зала и выбрать один из предложенных ответов.
Задача зрителей – определить лучшего игрока команды.
Тернист, но славен путь познания и открытий.  И только тот достигнет     успеха, кто не страшась трудностей, самозабвенно и бескорыстно служит науке. Я желаю всем вам успехов в сегодняшней игре!

Итак, счёт 0 : 0, и мы начинаем.

Вопросы:

  1. Ядовитый газ, применяемый как отравляющее вещество во время первой мировой войны. (хлор)
  2. Об его открытии газеты писали, что люди на его снимках выглядят не просто в обнаженном, а в каком-то извращенном виде. Кто этот учёный и о каком его изобретении идет речь. (рентген, рентгеновские снимки)
  3. Индусское изречение советует учиться у него 4 добродетелям: сражаться, рано вставать, защищать подругу в минуту опасности и пировать с друзьями. Кто же этот рыцарь? (петух)
  4. Город, в название которого входит планета и дерево. (Марсель)
  5. Это  вещество пользуется широкой популярностью среди населения,  особенно  детского. Оно применяется доктором Айболитом для лечения ревматизма,  бронхита,  для обеззараживания   ран, дезинфекции рук хирурга. Его открыл в   1811 г. француз  Куртуа и тогда его впервые применили для лечения зобной болезни. (Йод)
  6. Два тела сначала находились в состоянии покоя. Затем в результате некоего взаимодействия масса второго тела обратилась в ноль, а первое тело стало двигаться с ускорением свободного падения. О каком явлении идет речь, что получается в результате этого явления.(А и Б сидели на трубе)
  7. Известно, что в жизни России большую роль играет картофель, во Франции – виноград, в странах южной Европы – олива. А какой плод, если верить легендам, трижды влиял на судьбы человечества и в каких ситуациях? (яблоко)
  8. Разгадайте олимпийский девиз, зашифрованный с помощью физических величин:
  9. Всего в этой стране насчитывается 166 888 озер общей площадью свыше 500 кв. км, которые занимают 8 % ее территории. Как она называется? (финляндия).
  10. Вместо ожидаемого золота в этой стране были найдены значительные запасы серебра, что и отразилось в названии этой страны. Какая страна стала разочарованием для золотоискателей? (Аргентина)
  11. Ребус, отгадай пословицу
  12. Для устранения неприятных запахов в ящиках стола, серванте, холодильнике домохозяйки на время кладут кусочки древесного угля. Какую роль играет уголь? (древесный уголь).

Дополнительные вопросы (на случай если равное количество баллов у команд, до первого неправильного ответа.):

  1. Почему окна домов днем кажутся темными, т.е. темнее наружных стен, даже если стены выкрашены темной краской?

Ответ. Потому что отражение света от стены всегда больше, чем отражение от прозрачных, т.е. пропускающих свет, окон.

  1. Назовите имя французского ученого-океанографа (человека, изучающего проблемы мирового океана) и название его судна.

            Ответ. Жак-Ив Кусто, “Калипсо”.

  1. Какой ученый является автором химического языка?

            Ответ. Берцелиус

  1. Можно ли приблизиться к линии горизонта.

             Ответ. Нельзя приблизиться из-за шарообразности Земли

  1. У человека 10 пальцев рук. Сколько пальцев на десяти руках?

            Ответ. 50.

  1. В заболоченных районах тундры многие растения страдают от недостатка влаги. С чем это связано?

            Ответ. Холодная вода плохо всасывается растениями, так как понижается корневое  

             давление и уменьшается сосущая сила

Игра со зрителями:

Загадки по биологии

1. Изба белена, а маковка зелена. (Берёза)

2. Стоит бочка, на бочке кочка, на кочке - лес. (Человек.)

3. Вьётся верёвка, на конце - головка. (Змея)

4. Рот есть - не говорю, глаза есть - не мигаю. (Рыба.)

5. На ветках - плотные комочки в них дремлют клейкие листочки. (Почки.)

6. Явился в жёлтой шубке - прощайте две скорлупки.(Цыплёнок)

Загадки о химических элементах

Я светоносный элемент.
Я спичку вам зажгу в момент.
Сожгут меня – и под водой
Оксид мой станет кислотой. (P)

У меня дурная слава:
Я – известная отрава.
Даже имя говорит,
Что я страшно ядовит. (As)

Из меня состоит все живое,
Графит, антрацит, алмаз.
Я на улице, в школе, в поле,
Я в деревьях и в каждом из вас. (С)

Я – металл серебристый и легкий,
И зовусь “самолетный металл”,
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал. (Al)

Давно известна человеку:
Она тягуча и красна,
Еще по бронзовому веку
Знакома в сплавах всем она. (Cu)

Прославлен всеми письменами
Металл, испытанный огнем.
Манил к себе людей веками.
Алхимик жил с мечтой о нем. (Au)

Загадки по географии.

Шар не велик, лениться не велит, 
Если знаешь предмет, 
то покажешь весь свет. (Глобус)

Море есть - плавать нельзя,
Дороги есть - ехать нельзя,
Земля есть - пахать нельзя
Луга есть - косить нельзя. (Карта)

Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, а рама зелёная. (Пруд)

По морю идёт, идёт, а до берега дойдёт – тут и пропадёт. (Волна.)

Летом – молчит, лежит- молчит
Когда умрёт, тогда запоёт. (Снег)

Не море, не земля,
Корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото)

Аукцион

  1. Идет с молотка изящный,  легкий, прозрачный предмет, который вы можете использовать в самых разнообразных целях как свисток, как емкость для  малого количества жидкости, как футляр для ручки.                                                                                                       

 Что это? Продано. Мы поздравляем вас.  Вы стали обладателем пробирки.

 

  1.    Хлеб – голова! А что ее мозги?

                                       Она нужна как воздух там и тут,

                                        Чтоб шло в природе вечное кружение

                                         И пусть же сей химический продукт

                                         Вершит всей жизни вечное движение.

                                         Она не просто элемент стола

                                         Для вас она,  теперь уж, без сомненья

                                         Химическое есть соединение.

      

Итак, с молотка идет химическое соединение, элемент стола, «мозги» хлеба. Продано!  Поздравляем, вы стали обладателем поваренной соли.

 

  Неплохие покупки! 

  1. А  теперь с молотка идет предмет, изготовленный из простого вещества.  Символ этого химического элемента находится в  электрохимическом ряду напряжения металлов  до водорода. С помощью предмета,  изготовленного  из этого  вещества, вы  сможете выделить водород  из соляной кислоты, а также найдете ему широкое применение в домашнем хозяйстве.

 

 Что же это за предмет?  Продано! Вы стали обладателем большого железного гвоздя! Поздравляем вас!

Прошу жюри подвести текущие итоги игры . А мы объявляем в нашем  интеллектуальном казино литературную паузу.

Чтение стихотворения

 

Приходит в школу ученик

И думает отважно:

«Предмет я этот не постиг,

Но это и не важно!

   Зачем мне без толку учить

   Проклятых формул знаки.

   Ведь это ж не врагов убить!

   Помочь не может в драке!»

Конечно, мальчик в чем-то прав,

Ведь для него важнее

Разбить врагов всех в пух и прах

И победить злодеев.

   Но все ж напрасно он в мечтах

   О боевых наградах

   Забыл, что химия – не враг,

   Бороться с ней не надо!

Ведь если б больше он учил

Состав веществ и знаки,

Он смог бы просто получить

Оружие для драки.

   Знай, химия живет кругом,

   С ней враждовать не надо,

   Ведь даже порох без нее

   Не принесешь со склада.

Да, химия всегда везде

Тем людям помогает,

Кто никогда, никак, нигде

Ее не забывает!



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет

Биология

Класс

Учитель

Чижова Ирина Игоревна

Дата проведения

07.12.2017

Тема урока

Биологическая игра «Эти удивительные животные»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

развивать познавательный интерес к природе, к животным, развивать умение видеть необычное в привычном.

а) познавательные УУД: : развивать воображение, внимание, мышление, развивать инициативу и активность, стимулирование познавательного интереса к предмету, расширение кругозора учащихся.;

б) коммуникативные УУД: воспитывать умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения, а также прислушиваться к мнению других; воспитывать уважительное отношение к природе, нормы поведения в природе экологическую ответственность;

 в) регулятивные УУД: учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

формировать чувство товарищества, уважения; воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в наблюдений за живой природой; вызывать чувство удивления и восхищения.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

презентация

Организационная структура урока

 

Основные этапы урока

Задачи этапа

Функции и виды деятельности учителя

Формы и виды деятельности учащихся

Организационный момент

Приветствие учителя, подготовка рабочих мест

Здравствуйте дети. Сегодня мы с вами встретились для того чтобы поучаствовать в биологической игре.  

Приветствуют учителя

Актуализация знаний в начале урока

Повторение системы опорных понятий или ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала школьниками.

-Вы уже знаете, что ученые подразделяют все живые организмы на 4 царства. Какие?

-Давайте вспомним  представителей каждого царства.

-Как думаете, какой из данных царств самый большой?

-Правильно! Перечислить всех животных, которых вы знаете, нет возможности – их очень много. К некоторым из них мы так привыкли, что часто проходим мимо, не замечая их, других мы никогда не видели, и они удивляют нас своей формой, окраской и другими особенностями.

Бактерии, Грибы, Растения, Животные

Бактерии (азотфиксирующие бактерии, молочнокислые и др.)

Грибы (белый, подосиновик, мухомор и др.)

Растения (береза, дуб, роза, герань)

Животные (кошка, собака, корова, мышь и др.)

Царство Животные

Постановка цели урока

Формулировка цели учителем или детьми и способы фиксации цели урока.

-Ребята, как вы считаете, зачем нам нужно так много знать о животных?

- Я считаю, что каждый из вас прав! Цель нашего занятия – это привлечь ваше внимание  к наблюдению за животными, формировать умение видеть необычное в привычном, т.е. расширить ваш кругозор, и привить уважительное отношение к природе.

Чтобы интеллектуально развиваться, чтобы знать где и как они обитают, чтобы сохранить и др.

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, первичное закрепление

-Ну, теперь приступим! Рассказываю вам как будет организована игра. Игра состоит из нескольких туров. В каждом туре комплекс заданий или вопросов. За каждое правильно отвеченное задание вам дается вот такой жетончик. Принимаются правильные ответы только тех детей, кто первый поднял руку и ответил. За этим будут следить мои помощники. Всем все понятно?

Да!!

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Решение учебных или практических задач

1 тур.    Вопросы для игры " Самые-самые ". Есть у нас животные, которые с гордостью носят титул «Самые-самые». Попробуем отгадать какому из животных относится тот или иной титул.   Правильный   ответ отмечается жетоном (наклейка)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД

Использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса, беседы

- Один из наших учеников приготовил рассказ об уникальном животном – Ласка. (доклад _______________)

Доклад.

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Решение учебных или практических задач

2. Тур «Животные в пословицах и поговорках»

 Нужно вспомнить о какой пословице идет речь.  Правильный ответ – 1 жетон.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Решение учебных или практических задач

3. Тур Ребусы.  

Предлагается  разгадать несколько ребусов. Выведу вам их на слайд. Нужно разгадать животное   Жетоном награждается тот, кто первым и правильно разгадал ребус.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Решение учебных или практических задач

4. Угадай животное.

Нужно по картинке (слайд-шоу) узнать животное. Правильный ответ – 1 жетон.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Рефлексия деятельности

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке, и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели

- На этом наша игра закончена. Сейчас мы с вами посчитаем количество ваших жетончиков. 

Набравшего большее количество жетонов вручаем грамоту за 1 место. Далее за 2 и 3.

Дети говорят количество жетонов

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников

Обучение способам контроля и самооценки деятельности. Формирование умения учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности

- Ребят, вам интересная была игра?

-Что нового вы узнали?

-Желаете еще раз встретиться?

- Я очень рада, что вам все понравилось. На этой радостной ноте мы с вами прощаемся. До новых встреч!  

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

1 тур.    Вопросы для игры " Самые-самые ".  Правильный   ответ отмечается жетоном (наклейка)

Вопросы

Ответы

1. Какие птицы самые крупные?

Страус – самая крупная из ныне живущих птиц. Взрослый самец достигает в высоту 2,5 м и весит около 100 кг

2. Какое животное самое большое?

Синий (голубой) кит. Длина до 35м, а на спине запросто могут уместиться 30 слонов.

3. Кого считают самым маленьким хищником?

Это ласка, обитающая в наших лесах. Тело ласки, вытянутое в длину, всего 16-18 см.

5. Какая птичка самая маленькая?

Колибри. Размеры от шмеля до ласточки. Всего 400-500 видов.

6. Какая змея самая большая?

Здесь пальму первенства оспаривают питоны, обитающие в Индии и Индонезии (в среднем около 5-6м, самые крупные до 10м), и анаконда, обитающая в Южной Америке (в среднем 7м, самая крупная 8м 29см).

7. Какая черепаха самая большая?

Слоновая черепаха весит 600кг, длина и ширина 1,5м, а в высоту достигает 1м.

8. Какие обезьяны самые большие?

Гориллы. Длина тела до 2м, вес до 270кг. Живут только в тропических лесах Центральной Африки и питаются исключительно растительной пищей.

9. Какие обезьянки самые маленькие?

Игрунки – карликовые обезьянки, распространённые только  в тропических лесах Западного полушария. Игрунки  по величине не больше белки, но бывают особи размером с мышь.

10. Какая птица самая быстроногая?

Южноамериканский нанду способен бежать быстрее лошади (70 км/ч)

11. Какой зверь самый быстрый?

Гепард – самый быстрый бегун на земле. Преследуя добычу, способен  бежать со скоростью 120 км/ч

12. Кто самый лучший прыгун?

Кенгуру – самый лучший прыгун на всей планете. Отталкиваясь задними лапами, они мчатся гигантскими прыжками – 12 м в длину и до 3 м в высоту.

Но если учитывать размеры тела, то лучшие прыгуны блохи, они прыгают на высоту 20см, что в 40 раз превышает размеры тела.

13. Какая птица быстрее всех машет крыльями?

Колибри. До 50 взмахов в секунду. Машут крыльями так быстро, что видны не крылья, а только тень от их движения. Сердце колибри бьётся с частотой 1400 ударов в минуту (у человека 60-70).

14. Какие насекомые самые древние?

Тараканы

15. Какие животные самые сильные?

По сравнению с млекопитающими и учитывая их размеры, насекомые – настоящие силачи. Например, весящий всего 3 грамма жук-носорог может тянуть груз весом до 2кг. Летающие насекомые тоже перетаскивают тяжести лучше, чем птицы. Летящая пчела несёт груз, который превышает вес её тела в 20 раз.

17. Какая рыба самая страшная?

Белая акула самая сильная и свирепая из всех акул. По размерам она третья в акульем племени. В длину7-8, до 12м. Если поставить на хвост, то кончиком носа достанет до4 этажа.

18. Какого зверька называют рекордсменом по части разбоя?

Ласка известна своей кровожадностью и дерзкими грабежами. На кого только она не нападает! Мыши , кролики, кроты, куры, галки, лягушки, змеи (в том числе ядовитые), различные насекомые – все попадают ей в пищу. Человека ласка тоже как правило не боится и может вцепиться своими острыми зубами. Но ласки легко приручаются, если выживут в неволе.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

2. Тур «Животные в пословицах и поговорках» 

Нужно вспомнить о какой

пословице идет речь.  Правильный ответ – 1 жетон.

Вопросы .

1.Какое животное заставляет трудиться?

 2.О каком животном говорят, что его ноги кормят?

3.Речной житель, которого горе красит?

4.Кто уцелеет, если волки сыты?

5.У кого молоко на языке?

6.Какое животное не знает правил этикета?

7.Жадина на сене?

8.Какое животное можно назвать хвостатой сплетницей?

9.Недруг для свиньи?

10. Придворная  кормилица?

11.Куриный счетовод?

12.Колючая угроза для медведя?

13.Соловьиные конкуренты, живущие в болоте?

14. Горный свистун?

15.Хищник в каракулевой шубе?

16.Птицы, не поющие дуэтом?

17. Разумная альтернатива журавлю?

18.Птица, умеющая писать?

19. «Природный материал» для изготовления слона?

20. Эксперт по новым воротам?

Ответы:

1. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

2. Волка ноги кормят.

3. Горе одного только рака красит.

4. И волки сыты, и овцы целы.

5. Молоко у коровы на языке.

6. Посади свинью за стол - она и ноги на стол.

7. Собака на сене - сама не ест и другим не даёт.

8. Сорока на хвосте принесла.

9. Гусь свинье не товарищ

10. Корова на дворе - харч на столе.

11. Лиса и во сне кур считает.

12. Еж мал, но и медведя из берлоги выживет.

13. Где птиц нет, там и лягушки за соловьёв сходят.

14. Когда рак на горе свистнет.

15. Волк в овечьей шкуре.

16. Два соловья на одной ветке не поют.

17. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

18. Пишет как курица лапой.

19. Сделал из мухи слона

20. Смотрит как баран на новые ворота.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.              3. тур. Ребусы.  

Детям предлагается  разгадать несколько ребусов.  Жетоном награждается тот, кто первым и правильно разгадал ребус.

1. ребусы по биологии 2. Ребус по биологии

 3.Ребус по биологии 4.  Ребус по биологии 

  5. Ребус по биологии  .Снегирь             7. ребусы по биологии 8Ребус по биологии 

 9. Ребус по биологии    10.     Ребус по биологии                   

Ответы: 1. Лягушка  2. Яйцекладущие 3 . Грызуны 4. Русак 5. Кашалот  6. снегирь  7. Моллюск 8. Тушканчик  9. Медведь 10. Пантера

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 4. тур. Угадай животное.

Нужно по картинке (слайд-шоу) узнать животное. Правильный ответ – 1 жетон.

1. Необыкновенные животные Creu 2. Strange-Creatures - Sea

3. Photos You Don't See Every Day from Animal Kingdom (18 pics) - Picture #10 - Izismile.com  4. Funny Animals with Craziness 22 pics

5. Фотожизнь from Сергей Гуменчук: Фотопроект Тима Флака  6. Strangest and Rarest Animals (60 photos) - Xaxor

7. Funny Animals Wallpapers Free Download 8. DataLife Engine Версия для печати Самые необычные животные 

9.  Самые позитивные зверушки. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников10. Planet Animals 11 " ALLDAY - народный сайт о дизайне

Ответы: 1. Фотошоп. Такого зверя нет. 2. Рыба – луна 3. Муравьед 4. Хамелеон

5. Броненосец  6. Минога 7. Павлин – альбинос 8. Летучая мышь 9.  Горностай 10. Рысь