Народные промыслы России. Гжель

Секишева Татьяна Алексеевна

Ознакомить учащихся с традиционными промыслами России: руским фарфором с гжельской росписью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_promysly_rossii._gzhel.pptx2.05 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Народные промыслы России Гжель Выполнила ученица 2-А класса МАОУ «СПШ №33» Селютина София

Слайд 2

Гжель — русский народный промысел, вид русской народной росписи относящийся к бело-голубой керамике, также один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». Гончарное ремесло развивалось здесь издавна, а с середины 17 столетия в Гжели добывали ценные сорта глины. Тогда природный материал использовали для аптекарских нужд. До середины 18 века в Гжели делали обычные для той поры изделия – посуду, кирпич, гончарные трубы, изразцы, а еще детские игрушки. Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800—1804 годов был основан и первый фарфоровый завод.

Слайд 3

Гжель Что такое гжель? Это вид русской народной росписи, узнаваемый далеко за пределами России . Морозный узор на белом снегу, трогательные сцены крестьянской жизни и незамысловатые, но тем и очаровательные пейзажи, отточенный стиль и особый, «фирменный» мазок… Все это можно назвать двумя словами – гжельская роспись.

Слайд 4

Надглазурная гжель

Слайд 5

Мотивы и элементы росписи

Слайд 10

Другие виды гжели: Надглазурная. Древний и очень красивый вид росписи. Цветные краски мастера наносили прямо по глазури. Делать это было сложно, работа трудоемкая. К тому же обжигать изделие приходилось в три, а то и в четыре этапа. Цена такой посуды будет очень высокой, но выглядит надглазурная гжель словно посуда из царского сервиза. Глухой кобальт. Она не очень привычна для традиционного восприятия гжели, но это, тем не менее, самостоятельный ее вид. Некоторые сравнивают глухой кобальт с зеркальным отражением привычной гжели. Мастер покрывает кобальтом всю поверхность изделия, потом наносит глазурь. После обжига на изделие наносится рисунок белой краской и золотом. Костяной и белый фарфор. Еще один прекрасный стиль гжельского искусства: чистой белизны посуда с золоченым рисунком. Золото будто бы углубляет белизну, подчеркивает ее хрупкость и благородность. Традиционная роспись. Бело-голубая гжель – это народный, общепризнанный, самый известный вид промысла. У него есть второе название: «Синь России». Мастер делает рисунок специальными красками на основе оксида кобальта, используя технику кистевого мазка. Уже расписанное изделие нужно окунуть в белую глазурь и обжечь в печи. После обжига глазурь меняет белизну на прозрачность, изделие обогащается глянцевым блеском и прочностью, а рисунок максимально ярко проявляет себя.

Слайд 11

Надглазурная гжель

Слайд 14

Глухой кобальт

Слайд 17

Костяной и белый фарфор

Слайд 20

Традиционная роспись