Слава флота России. Бриг "Меркурий".

Секишева Татьяна Алексеевна

К дню защитника Отечества. Ознакомить учащихся с проявлением героизма российских моряков, одержавших победу с превосходящими силами противника. Также показать моряков, покрывших себя позором трусости, без боя сдавших свой корабль неприятелю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4._slava_flota_rossii._brig_merkuriy.pptx1.12 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слава флота России. Бриг «Меркурий». Позор одного и слава другого его капитанов. Выполнил ученик 3-А класса МАОУ «СПШ №33» Шестаков Даниил

Слайд 2

Бриг «Меркурий»

Слайд 3

Это история о храбрости и трусости. Стояла весна 1829 года. Очередная русско-турецкая война шла к неизбежному концу. С начала 1826 года на 18-пушечном военном бриге «Меркурий» командовал капитан-лейтенант Семён Стройников. Его корабль нёс патрулирование и боролся с контрабандистами. С началом войны 1828-1829 года команда брига «Меркурий» одержала ряд побед над турками. Примерная служба и успехи в войне открыли перед Семёном Стройниковым новые возможности. В 1829 год он входил уже капитаном второго ранга и получил под свою команду 36-пушечный фрегат «Рафаил», который был построен год назад в мае 1828 года. Печально, но история «Рафаила» оказалась недолгой. 11 мая 1829 года фрегат в открытом море увидел на горизонте три турецких линкора. Капитан Стройников попробовал скрыться на всех парусах, но впереди заметил другую группу турок. Возможных решений было несколько: попытаться оторваться в открытом море, атаковать любую из групп турецких кораблей, наконец устремиться к берегу и разбить судно о скалы или попросту взорвать, как в общем-то и предписывал Морской устав. Однако капитан решил, что сопротивление бесполезно, и поступил «по-деловому»: сдал «Рафаил» туркам . Русский фрегат «Рафаил» отбуксировали в турецкий порт, где сразу же переименовали его в «Фазли Аллах», на русский язык «Дарованный Аллахом», и включили его в турецкий флот. Самое невероятное продолжение эта история получила буквально через три дня. Пленённого Стройникова и офицеров его штаба перевели на линкор «Селимие», который продолжал бороздить Чёрное море, не заходя в порт . Уже 14 мая эта же турецкая эскадра наткнулась ещё на 3 русских судна. Фрегат «Штандарт» и бриг «Орфей» были быстрее и поэтому сумели уйти , а в отстающем Стройников с ужасом узнал свой бывший бриг «Меркурий».

Слайд 4

Фрегат «Рафаил»

Слайд 5

Новый капитан брига «Меркурий» Александр Казарский совсем не мечтал давать сражение, но с каждой минутой становилось ясно, что оторваться не удаётся. Преследовать «Меркурий» отправились два мощных линкора: 100-пушечный «Селимие» и 74-пушечный «Реал-бей». Шансов победить в перестрелке у медлительного русского брига с 18 орудиями на борту, казалось, не было. На весь экипаж «Меркурия» приходилось 5 офицеров. На импровизированном совете они приняли единодушное решение: вести бой до последнего, когда же либо течь будет настолько сильна, что корабль начнёт тонуть, либо мачты будут перебиты и шансов на дальнейшее сопротивление не останется, то попытаться покрепче сцепиться с турецким линкором и взорвать «Меркурий ». На бочки с порохом в трюме положили заряженный пистолет. Вопрос о возможности сдачи корабля решили просто: намертво прибили Андреевский флаг к гафелю и поставили часового с приказом стрелять в любого, кто попытается его спустить, включая капитана.

Слайд 6

Бриг «Меркурий» и его капитан Казарский

Слайд 7

Однако судьба и выучка экипажа сохранили русским морякам жизнь и честь. В дальнюю перестрелку они не вступали – берегли снаряды. Когда же бриг оказался между двух линкоров, то Казарский приказал вести прицельный огонь по снастям и такелажу противника. План сработал! Выстрелы русских пушек наклонили фок-мачту и укоротили грот-мачту «Селимие», снасти перепутались, и линкор вместе с пленным Стройниковым вынужден был лечь в дрейф для ремонта. Ещё через час-другой меткий выстрел сбил левую половину фор-марс-реи «Реал-бея», которая при падении сорвала многие паруса, а заодно закрыла порты носовых пушек. Линкор резко утратил скорость и лишился возможности вести огонь по уходящему «Меркурию», который в этом бою потерял 4 из 115 членов экипажа.

Слайд 8

Турецкие линкоры 100-пушечный «Селимие» и 74-пушечный «Реал Бей»

Слайд 9

Морское сражение

Слайд 10

Завершение сражения

Слайд 11

Бриг «Меркурий» после победы

Слайд 12

Эта война продлилась не долго. Б ыло заключено перемирие , и для обмена пленными на нейтральной территории прибыл отремонтированный бриг «Меркурий». С его борта на турецкий перешли пленные турки, назад погрузились плененные офицеры и команда с бывшего фрегата «Рафаил». По прибытии в Российский порт брига «Меркурия» началось расследование. При дальнейшем расследовании оказалось, что только старшие офицеры принимали решение о сдаче корабля. Все офицеры фрегата были приговорены к смертной казни. Рядовой состав к расстрелу каждого десятого. Российский император Николай I смягчил наказание. Весь низший состав фрегата помиловал, офицеров разжаловал в матросы. Стройникова лишил всех титулов, званий и наград, на полтора года в арестантскую роту, а потом в матросы. По поводу сданного фрегата «Рафаил» Император Николай I в своём Высочайшем указе от 4 июня 1829 года повелел в случае возвращения фрегата сжечь его: «Уповая на помощь Всевышнего, пребываю в надежде, что неустрашимый Флот Черноморский, горя желанием смыть бесславие фрегата «Рафаил», не оставит его в руках неприятеля. Но когда он будет возвращен во власть нашу, то, почитая фрегат сей впредь недостойным носить Флаг России и служить наряду с прочими судами нашего флота, повелеваю вам предать оный огню» Фрегат «Рафаил», переименованный турками в фрегат «Фазли-Аллах» был уничтожен в Синопском сражении 18 ноября 1853 года эскадрой вице-адмирала П. С. Нахимова: корабль «Императрица Мария» стал на якорь против фрегата и разгромил его до основания, взорвав остатки, о чём Нахимов доложил Николаю I : «Воля Вашего Императорского Величества исполнена — фрегат «Рафаил» не существует.»

Слайд 13

После легендарного боя экипаж и корабль ждали заслуженные награды и подлинная слава. Корабль впервые в русской истории был награжден георгиевским кормовым флагом и вымпелом. Все матросы получили медали и пожизненный пенсион в размере двойного жалования. Офицеры были отмечены орденами, а капитан-лейтенант Казарский произведен в капитаны 2-го ранга и чуть позже в капитаны 1-го ранга. Высочайшее повеление: «На бриг «Меркурий» – Георгиевский флаг. Повелеваю при приходе брига в ветхость заменить его другим, новым, продолжая сие до времен позднейших, дабы память знаменательных заслуг команды брига «Меркурий» и его имя во флоте никогда не исчезали и, переходя из рода в род, на вечные времена служили ПРИМЕРОМ ПОТОМСТВУ».

Слайд 14

Памятник Казарскому в Севастополе

Слайд 15

Мы по праву можем гордиться нашим морским прошлым. Россия, помимо всего прочего, привнесла на море удивительное понятие ЧЕСТИ! Ведь для морских капитанов из Англии, Франции, Испании и любой другой страны считалось нормальной морской практикой сдаваться и спускать флаг своего корабля, если противник превосходил его в бою по всем показателям. И у себя в стране к этим капитанам относились с сочувствием и не ругали (ну не повезло ему). Кроме русских! Русский не мог себе позволить вернуться в родную базу без корабля. Это был позор! И как раз поэтому мы знаем теперь примеры боя «Меркурия», «Варяга», пример Афонского сражения, Синопа, Чесмы. И не только на море. Великая Отечественная война: Брестская крепость, оборона Смоленска, Ленинградская блокада, оборона Москвы, Сталинграда и многие другие примеры. Честь - это не быть трусом, защищать своё Отечество не щадя своей жизни.