Русское народное творчество. Матрёшка.

Секишева Татьяна Алексеевна

Ознакомить учащихся со знаменитой русской матрёшкой, историей её создания, стилей её росписи и видов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_russkoe_narodnoe_tvorchestvo_matryoshka.pptx2.21 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русское народное творчество Матрёшка Выполнила ученица 3-А класса МАОУ « СПШ № 33»Гавриленко Татьяна

Слайд 2

Русская матрёшка Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол — обычно три и более. Обычно имеют форму яйца с плоским донцем и состоят из двух разъёмных частей, верхней и нижней. На традиционных матрёшках изображена женщина в красном сарафане и платке. Считается, что русская деревянная расписная кукла появилась в 1890-х годах, когда бурное экономическое и культурное развитие страны сопровождалось подъёмом национального самосознания и интереса к русской культуре. В этот период в России возникло художественное направление, известное как «русский стиль ». Эту куклу назвали матрёшкой: до революции в русской провинции имя Матрёна (уменьш. Матрёша) входило в число наиболее распространённых женских имён и ассоциировалось с матерью большого семейства. Потом это имя сделалось нарицательным и стало означать токарное разъёмное красочно расписанное деревянное изделие .

Слайд 4

СЕРГИЕВ ПОСАД – РОДИНА МАТРЁШКИ Тематика сергиевской ручной деревянной игрушки была достаточно разнообразной, что объяснялось, прежде всего, выгодным географическим положением промысла. Близость Москвы и непосредственное соседство Троице-Сергиевой Лавры, привлекающей огромное количество богомольцев, оказали большое влияние на выбор сюжетов. Игрушка отразила многие стороны русской жизни, события того времени, особенности быта различных слоёв населения.

Слайд 7

СТИЛИ РОСПИСИ И ВИДЫ МАТРЁШЕК Загорский стиль Мериновская матрёшка Семёновская матрёшка Полховская матрёшка Вятская матрёшка Современная матрёшка

Слайд 8

Загорская матрёшка В течение десяти с небольшим лет производство матрёшки в Сергиевом Посаде развивалось как один из видов оригинального авторского художественного творчества. В 1913 г. большинство мастеров – изготовителей матрёшки – объединились в артель. Окончательно же «загорский» стиль росписи матрёшки (как его стали называть после переименования Сергиева Посада в г. Загорск в 1930 г.) сложился в 1920-е гг., когда на смену подчёркнуто живописной «земской» манере с её обилием тщательно выписанных мелких деталей и позолоты пришёл стиль более экономный и близкий к первоначальной идее с изображением девушки в сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове.

Слайд 11

Мериновская матрёшка Небольшой городок Семёнов Нижегородской области, где с XVII в. изготавливали расписную посуду – золотую хохлому, – считается одним из крупнейших центров производства народной промысловой игрушки. По производству матрёшек он в XX в. успешно соперничал с Сергиевом Посадом. А родилась куколка нового облика в Семёновском уезде в старообрядческой деревне Мериново , расположенной на берегу живописного Керженца . В Меринове издавна точили деревянную, вкладывающуюся одна в другую, посуду, яйца, разъёмные шкатулки в виде яблок и изготавливали самые разные токарные игрушки, так что освоить производство матрёшек для мериновцев было делом нехитрым.

Слайд 13

Семёновская матрёшка Вслед за мериновцами в городе Семёнове Нижегородской области, где также производили хохломскую посуду и делали деревянные игрушечные самовары с вкладываемыми в них игрушечными чашками и блюдцами, стали точить и расписывать матрёшку. По инициативе Нижегородского земства и при содействии нижегородского головы, пароходчика-миллионера Дмитрия Васильевича Сироткина в Семёнове была открыта Школа художественной обработки дерева (ХОД), которой в 1910-х гг. руководил профессиональный художник Георгий Петрович Матвеев. После революции, в начале 1920-х гг., школа возобновила свою деятельность, и впоследствии многие её выпускники токарили и расписывали матрешек. Выпуск матрёшек значительно увеличился с созданием в 1925 г. артели «Кустарь-художник», которая была организована из выпускников основанной в Семёнове в 1918 г. школы художественной обработки дерева.

Слайд 15

Полховская матрёшка На юго-западе Нижегородской области находится ещё один знаменитый центр изготовления и росписи матрёшек – село Полховский Майдан. Это старинный кустарный центр, жители которого специализировались на резьбе по дереву и изготовлении деревянных игрушек. Первые полховские матрёшки, выполненные по примеру сергиевопосадских , были отделаны выжиганием. Позже местные жители стали расписывать их, используя растительный орнамент. Колорит Полховско-майдановской матрёшки отличается ещё более яркой, звучной цветовой гаммой и более крупной росписью.

Слайд 17

Вятская матрёшка Вятская матрёшка – наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Её милое приветливое личико завораживает и притягивает. Народный промысел изготовления деревянной расписной игрушки зародился на Вятской земле в начале ХХ в. Первое упоминание о вятской матрёшке содержится в «Оптовом прейскуранте кустарного отдела вятского губернского Совета народного хозяйства. Игрушечно-художественный товар» за 1924 г.

Слайд 19

СОВРЕМЕННАЯ МАТРЁШКА С конца 1980-х. гг. начинается новый этап в развитии искусства матрёшки – так называемый период авторской матрёшки. Политические и экономические изменения, известные как горбачёвская «перестройка», вызвали огромный интерес в мире к русской культуре, её самобытному, народному началу. Экономические изменения позволили открыть частные мастерские. Мастер-ремесленник получил возможность свободно продавать свои изделия, как это было 100 лет назад. Среди тех, кто охотно занялся росписью матрёшек, были и профессиональные художники. На место стандартной одинаковой матрёшки, сложившейся в советское время, пришла новая, авторская. Прежде всего, матрёшечники вернули то тематическое разнообразие в росписи, которое существовало в ранний сергиевопосадский период.