Карта выпускника с ограниченными возможностями здоровья

Мезенина Ирина Викторовна

Карта выпускника с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карта выпускника с ограниченными возможностями здоровья Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка»

ФИО_______________________________________________________________________________ дата рождения ________________________

Группа (Возрастная группа, направленность) __________________________________________________________________________________

Образовательная программа ________________________________________________________________________________________________

Пропуски (количество дней) _________________________, из них по болезни ___________________

Педагог

Педагог-психолог

Социальный педагог

Учитель-логопед

Учитель-дефектолог

Особенности контакта

Наличие инвалидности

Речевое окружение:

Контактность и эмоциональная реакция на обследование

Рекомендации

Рекомендации

Рекомендации

Рекомендации

Рекомендации

ФИО воспитателей

ФИО педагога-психолога

ФИО социального педагога

ФИО учителя-логопеда

ФИО учителя-дефектолога

Ознакомлен(а), согласен(а) на передачу данных в школу _______________________/___________________________/

                                                                                                        Подпись родителя (законного представителя)                       ФИО



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Дюймовочка»

Методические рекомендации к использованию карты выпускника с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка»

г. Советский, 2020г.

Методические рекомендации разработаны в помощь педагогическим работникам и специалистам (учителю, учителю-дефектологу, учителю-логопеду, педагогу-психологу, социальному педагогу), входящим в состав психолого-педагогического консилиума для оформления карты выпускника с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида в зависимости  от выявленных у них нарушений.

Использование методических рекомендаций позволит специалистам квалифицированно осуществлять комплексное диагностическое обследование детей, качественно формулировать выводы о развитии ребенка на основании полученных данных, грамотно проектировать заключение и рекомендации по предоставлению специальных образовательных условий, предоставлению психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся.

Карта выпускника с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида дошкольной образовательной организации (далее Карта) является одной из форм психолого-педагогического сопровождения детей, выпускающихся из детского сада и поступающих в первый класс общеобразовательной школы, и может считаться портфолио ребенка (приложение к положению).

Заполнение Карты выпускника предполагает работу специалистов разного профиля.

Составление Карты выпускника осуществляется в интересах ребенка, во имя реализации его права на полноценную помощь в условиях дошкольного образования, способствующих обретению его уверенности в себе и облегчающих его активное участие в жизни общества.

При составлении Карты специалисты руководствуются Конвенцией ООН о правах ребенка, Федеральным законом «Об образовании», Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Методическими рекомендациями, содержащими примерные заключения ПМПК, учитывающие различные нозологические особенности несовершеннолетних, рекомендованными к изданию решением научно-методической комиссии Учебного совета автономного учреждения АУ «Институт развития образования» (протокол № 4 от 30.05.2019г.), другими нормативно-правовыми документами федерального, регионального и муниципального уровней.

Педагог (воспитатель):

1. Предоставляет краткую характеристику познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития ребенка на момент поступления в образовательную организацию и на момент подготовки характеристики: качественно в соотношении с возрастными нормами развития (значительно отставало, отставало, неравномерно отставало, частично опережало).

2. Динамика (показатели) познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития (по каждой из перечисленных линий): крайне незначительная, незначительная, неравномерная, достаточная. Динамика освоения программного материала: (фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная).

3. Отношение семьи к трудностям ребенка, наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных занятий с ребенком: (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство).

4. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь, регулярность посещения этих занятий, выполнение домашних заданий этих специалистов. (занятия с логопедом, дефектологом, психологом - указать длительность, т.е. когда начались/закончились занятия).

5. Информация о проведении индивидуальной профилактической работы: (конкретизировать).

6. Общий вывод о необходимости уточнения, изменения, подтверждения образовательного маршрута, создания условий для коррекции нарушений развития и социальной адаптации и/или условий проведения индивидуальной профилактической работы.

Педагог-психолог:

Психолог  обязан  оценить сами предпосылки  развития познавательной  деятельности,  которые  определяют механизмы когнитивных нарушений. К ним относятся не только особенности развития памяти,  продуктивного  внимания,  конструктивной  деятельности  и  других компонентов  познавательной  деятельности,  но  и  уровень  сформированности  всей системы пространственно-временных представлений. При заполнении карты выпускника педагог-психолог особое внимание обращает на:

1. Особенности контакта: (контакность, ориентация на совместную работу, понимание  инструкции простой/сложной, соблюдение дистанции/бездистантность, целенаправленность и импульсивность поведения, расторможенность/тормозимость).

2. Особенности деятельности: работоспособность, темп деятельности, утомляемость, перенос на аналогичный материал, принимаемая помощь и её объём.

3. Сформированность пространственных и временных представлений: (различие право/лево, верх/низ, части суток, дни недели, месяцы, времена года, часы, распознавание местоположения объектов в окружающей среде или по отношению друг к другу, знание родственных отношений и др.)

4. Особенности интеллектуально-мнестической деятельности: 

Характеристика понимания инструкций. Ориентировка в заданиях разного уровня сложности. Удержание цели. Целенаправленности на осмысленности производимых действий. Восприятие (избирательность, осмысленность, особенности восприятия цвета, формы, величины). Внимание (объем, устойчивость, переключаемостъ, концентрация и др.). Память (преобладающая память: слуховая/зрительная/моторная, особенности запоминания и воспроизведения).

5. Протекание мыслительных процессов: (преобладающий тип: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое; процессы анализа и синтеза, обобщения; установление последовательности событий; установление причинно-следственных связей, выделение существенных признаков при классификациях и сравнении предметов; обоснованность выделения лишнего предмета; понимание переносного смысла загадок, пословиц и метафор и другое).

Социальный педагог:

Социальный педагог выясняет проблемы межличностного характера: межличностные, социальные, семейные проблемы детей (обследуемых лиц). Дополнительное внимание уделяется проблеме пропусков по неуважительной причине. С целью единого подхода к  формулированию  индивидуальных  заключений социальных  педагогов  предлагаются  к  использованию социальными педагогами ПМПК рекомендации по формулированию индивидуальных заключений.

В карте выпускника социальный педагог обращает внимание на:

1. Наличие инвалидности: (№ документа, подтверждающий статус ребенка-инвалида).

2. Неблагоприятные факторы развития семьи: (наследственность и вредные привычки родителей и другое).

3. Сведения о семейном воспитании: Семья (полная, неполная) Ф.И.О. матери (законного представителя) Возраст. Образование Место работы Ф.И.О. отца (законного представителя) Место работы Материальные условия в семье Язык (родной, двуязычие) Национальность.

4. Тип семейного воспитания: (форма общения с ребенком, характер взаимоотношений в семье).

5. Социально-бытовые условия жизни и воспитания ребёнка, степень его социопсихологической адаптированности: (жилье собственное/съемное, условия проживания ребенка (комната, уголок, стол и др.).

6. Основные особенности развития ребёнка, определяющего необходимость создания

специальных условий обучения и воспитания.

Учитель-логопед:

Учитель-логопед выясняет уровень речевого развития речи ребенка в целом по отношению к возрастной норме при парциально или системном его недоразвитии, определяет уровень сформированности языковых средств, выявить первичное звено в структуре дефекта и наличие сочетаний речевых дефектов (например, сочетание открытой ринолалии и дизартрии; моторной алалии и дизартрии и т.п.).

При заполнении карты выпускника учитель-логопед  обращает особое внимание на:

1. Речевое окружение:

2. Речевой анамнез:

3. Особенности поведения и общения при обследовании:

4. Коммуникативно-речевые умения:

5. Уровень представлений о себе и окружающем мире:

6. Состояние общей и мелкой моторики:

7. Состояние просодической стороны речи:

8. Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата, мимики:

9. Звукопроизношение:

10. Фонематическое восприятие, анализ и синтез:

11. Слоговая структура и звуконаполняемость слов:

12. Импрессивная речь:

13. Состояние словаря:

14. Грамматический строй речи:

15. Связная речь:

Наличие грамотного взвешенного заключения является одним из оснований для прогнозирования степени обучаемости ребенка в аспекте формирования у него полноценной речевой деятельности, что позволяет, как уже отмечалось, определить специальные образовательные условия, в т.ч. образовательную программу, организационную форму обучения адекватную возможностям ребенка и другие условия.

Учитель-дефектолог:

Основной задачей учителя-дефектолога является определение степени обученности и обучаемости обследуемого.

В процессе обследования учитель-дефектолог обращает внимание на сформированность представлений об окружающем мире и о себе, уровень развития пространственной ориентации (восприятия), зрительно-моторной координации, графической деятельности, общей и мелкой моторики, речи. В том числе, дефектолог выявляет, как ребенок принимает задание, как справляется с ним, необходима ли помощь, каков характер и объем данной помощи.

Учитель-дефектолог при заполнении карты выпускника обращает внимание на:

1. Контактность и эмоциональная реакция на обследование: (проявление волнения, застенчивости, веселья, негативизма, неадекватности поведения, наличие аффективных реакций, реакция на неуспех, похвалу).

2. Характер и способ общения. Понимание инструкции и цели задания: (понимает сразу, после повтора, после разъяснений, не понимает. Не выслушивает до конца, (не) задаёт вопросы, необходим показ и другое) Наличие устойчивых познавательных интересов, способность принимать и удерживать учебную задачу, степень интереса к заданию, мотивы. Обучаемость (достаточная, недостаточная, низкая): восприимчивость к помощи (стимулирующая, направляющая, обучающая) способность переноса на аналогичные задания. Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций (целенаправленность деятельности, наличие ориентировочного этапа, импульсивность/ инертность действий, самоконтроль.

3. Эмоционально-волевая сфера (личностные особенности ребенка, его поведения): Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка (сведения о себе, осведомленность об окружающем мире, ориентация в явлениях и предметах окружающей жизни, точность этих представлений). Сформированность навыков самообслуживания. Темп работы (на учебном и внеучебном материале). Работоспособность на индивидуальных и фронтальных занятиях (как включается в работу, переключаемость с одного вида деятельности на другой, темп деятельности - замедленный, высокий, но с недостаточным вниманием к качеству. Неравномерная или снижающаяся продуктивность деятельности, когда наблюдается спад работоспособности) Сформированность пространственно-временных представлений Особенности восприятия (зрительное восприятие, слухо-моторная координация). Особенности внимания. Особенности памяти (удержание словесной инструкции, заучивание и воспроизведение стихов) Особенности мышления (преобладающий тип: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое). Особенности конструктивной деятельности. Общая характеристика речевого развития. Состояние общей и мелкой моторики.

4. Особенности игровой деятельности: (интерес к игрушкам, сюжет, роли, предпочтения, самостоятельные действия, отсутствие игры и др.).

5. Сформированность знаний, умений и навыков по всем разделам программы: Общая характеристика учебной деятельности (мотивация, способы учебной деятельности.

По результатам обследования учитель-дефектолог дает заключение об уровне познавательного развития ребенка. А при коллегиальном обсуждении заключения, совместно с другими специалистами, определяет образовательную программу обучения, ее особенности и условия ее реализации

Очевидно, что каждый специалист вносит в карту выпускника  собственные выводы и результаты обследования ребенка в обобщенном виде. В свою очередь, результаты обследования ребёнка каждым специалистом должны согласовываться с результатами других специалистов. Естественно, что при этом и терминология, и анализируемые специалистом психические структуры, и конечный результат, воплощенный в категоризацию нарушений/отклонений, – это собственный профессиональный диагноз или итоговое заключение «в пределах» профессиональных возможностей специалиста. В этом случае в качестве выводов можно рассматривать целостный набор отдельных диагнозов, определяющих категоризацию той или иной стороны психофизического развития ребенка. Подобная ситуация присутствует в настоящее время в карте выпускника, где согласно последнему Положению о деятельности ППк приводятся краткие описания особенностей развития ребенка и выводы – диагнозы, заключения – каждого специалиста.

Наличие грамотного взвешенного коллегиального заключения является основанием для прогнозирования степени обучаемости ребенка в аспекте определения специальных образовательных условий, в том числе образовательной программы, организационной формы  обучения адекватной возможностям ребенка и другие условия.

Таким образом, информация, которая отражена в карте выпускника, должна соответствовать тем рубрикам, которые существуют в образовательной программе. Каждый специалист дает краткие рекомендации родителям и педагогам школ по вопросам становления всех компонентов развития ребенка.

Составители:

С.А. Семенова,

заместитель заведующего по воспитательной и методической работе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка»

В.А. Неволина,

педагог-психолог Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка»

Е.И. Губина,

учитель-логопед Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка»

Т.А. Яровая,

учитель-логопед Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка»

О.В. Овчинникова,

учитель-дефектолог Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка»

Методические рекомендации к карте выпускника  с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка»

МАДОУ д/с «Дюймовочка»

г. Советский, ул. Зои Космодемьянской 1.