Распространение авторских подходов и методических разработок
Всероссийский конкурс «Моя лучшая методическая разработка по ФГОС»
Конспект занятия по развитию речи «А. Барто. Стихи для самых маленьких. Игрушки» (младший дошкольный возраст), 2025 г.

Всероссийский конкурс «Моя лучшая методическая разработка»
Конспект НОД по речевому развитию «Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» (старший дошкольный возраст), 2023 г.

«Моя лучшая методическая разработка»
Конспект занятия по развитию связной речи «Составление описательного рассказа по картине «Лошадь с жеребенком» (старший дошкольный возраст), 2023 г.

Региональный конкурс «Лучший сценарий праздника»
Сценарий утренника для детей раннего возраста, посвященный Международному женскому дню 8 марта «Цветочки для мамочки», 2023 г.

Региональный конкурс «Лучший конспект занятия»
Конспект занятия по рисованию «Снежинки-балеринки» (ранний возраст), 2023 г.

Скачать:
Предварительный просмотр:
Зуева Елена Алексеевна,
воспитатель
МБДОУ № 18 «Мишутка»
г.Сургут
e-mail: dianich.86@gmail.com
ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ
Аннотация. В статье рассмотрен вопрос формирования цифровых компетенций детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с семьей. Приведены статистические данные Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, рассмотрены основные формы работы с родителями по данному вопросу. Статья полезна для педагогов дошкольных образовательных учреждений и студентов.
Ключевые слова: цифровизация, цифровые компетенции, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, родители, гаджеты, телефоны, компьютеры.
В условиях цифровизации в мире наблюдается снижение возраста знакомства детей с гаджетами и устойчивое увеличение времени взаимодействия с ними.
Как правило, первые гаджеты, с которыми соприкасаются дети — это личные устройства их родителей или близких взрослых. Телефоны, компьютеры, планшеты и другие гаджеты изначально не ориентированы на ребенка и предназначены для решения «взрослых» задач (хранение, воспроизведение, обработка информации и др.). Данные тенденции определяют необходимость формирования цифровых компетенций детей как условие информационной безопасности дошкольников в цифровой среде.
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ изучил, насколько современные дети включены в процесс цифровизации и как эту включенность пытаются контролировать их родители.
На рисунке 1 представлены данные о наличии цифровых устройств у детей разной возрастной категории. [2]
Рис.1. - Наличие собственных цифровых устройств у детей по возрастным группам: 2022 (в % от числа домохозяйств, в которых есть дети соответствующей возрастной группы)
Выступать уверенными пользователями интернета детям позволяет довольно высокий уровень обеспеченности их семей цифровыми устройствами. Среди домохозяйств с детьми младше 18 лет у 97% имеются смартфоны, у 58% — ноутбуки, у 43% — стационарные компьютеры, у 42% — планшеты. [2]
Из приведенных данных можно сделать вывод о том, что смартфон является самым популярным устройством среди детей всех возрастов.
Доступность цифровых устройств и возможность быстрого подключения к сети создают условия для формирования интернет-зависимости, признаки которой сегодня все чаще демонстрируют дети. Для нивелирования связанных с ней рисков, многие взрослые берут на себя функцию «цифрового контроля». Более половины родителей несовершеннолетних детей отслеживают их активность в сети: ограничивают время использования цифровых устройств (23%) или отдельных онлайн-сервисов (13%), в том числе с помощью специальных приложений (6%). Каждый пятый родитель блокирует возможность бесконтрольного использования гаджетов, устанавливая на них пароль (19%) или закрывая доступ к отдельным ресурсам (17%). Никак не ограничивают действия детей в интернете 44% родителей. [2]
Рис.2. - Меры, используемые родителями для контроля активности детей в интернете: 2022 (в % от пользователей интернета, которые имеют несовершеннолетних детей)
В целом, результаты опроса показывают, что две трети взрослых интернет-пользователей (от 18 лет) считают необходимым до определенного возраста детей контролировать время, которое они проводят в сети. Почти половине взрослых такой контроль представляется обоснованным только в отношении дошкольников и младших школьников. [2]
Потребности и интересы детей также учтены в Концепции информационной безопасности детей в Российской Федерации от 28 апреля 2023 г. N 1105-р, ключевыми задачами которой являются формирование у детей умения ориентироваться в современной информационной среде, а также ответственность родителей (законных представителей) за воспитание и развитие своих детей, включая заботу о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. [4]
Эта проблема не обходит стороной и систему дошкольного образования и является одной из актуальных в настоящее время. Дошкольное образование играет ключевую роль в формировании основ личности ребенка, его когнитивных и социальных навыков. В последние годы, в дошкольном образовании наблюдается тенденция к интеграции цифровых технологий в образовательный процесс, что открывает новые горизонты для обучения и развития дошкольников. Однако использование цифровых инструментов в дошкольном образовании, требует тщательного подхода. Успех этого процесса во многом зависит от взаимодействия детского сада и семьи.
Семья играет ключевую роль в формировании цифровых компетенций детей в дошкольном возрасте. Родители являются не только первыми учителями, но и могут активно участвовать в процессе формирования цифровых компетенций детей, обеспечивая:
-поддержку и мотивацию (родители могут вдохновлять детей, показывая интерес к обучению и цифровым технологиям);
- создание условий для обучения (обеспечение доступа к необходимым устройствам и интернету, а также создание комфортной образовательной среды дома);
- контроль за использованием цифровых технологий (помощь в выборе качественного контента и ограничение времени, проведенного перед экраном).
Для решения проблемы формирования цифровой компетентности детей дошкольного возраста в МБДОУ №18 «Мишутка» города Сургута проводятся мероприятия с семьями воспитанников. Эффективное взаимодействие между детским садом и семьей включает несколько ключевых аспектов:
1. Педагоги дошкольного учреждения регулярно информируют родителей о значимости использования цифровых ресурсов, а также о том, какие цифровые технологии используются в образовательном процессе. Это происходит через родительские собрания на онлайн-платформах. Онлайн-платформы используются так же для обмена информацией с родителями, размещения образовательных материалов и заданий для домашних занятий с детьми.
2. В детском саду проводятся мастер-классы, семинары для родителей по вопросам формирования цифровых культуры обучающихся. Данные мероприятия содействуют повышению уровня цифровой компетенции родителей.
3. Организация совместных мероприятий в ДОУ, таких как, дни открытых дверей, онлайн-занятия, виртуальные встречи (видеоконференции). Создание совместных проектов, в рамках которых дети, родители и педагоги работают вместе над определенной темой, используя цифровые инструменты.
4.Создание системы обратной связи позволяет родителям делиться своими предложениями и мнением по вопросам формирования цифровых компетенций детей дошкольного возраста. Инструментами в данном случае являются опросы, анкеты, обсуждения на родительских собраниях.
Эффективное взаимодействие детского сада и семьи является одним из важных условий формирования цифровых компетенций детей дошкольного возраста. Создание партнерских отношений между педагогом и родителями способствует формированию позитивного отношения к обучению, улучшает качество образовательного процесса и помогает детям уверенно усваивать мир цифровых технологий. Важно помнить, что совместные усилия могут значительно повысить качество образовательного и обеспечить гармоничное развитие ребенка.
Список литературы:
- Гущина О. М., Панюкова Е.В. Цифровая культура. Электронное-учебно-методическое пособие. – Тольятти, 2023. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/27418/1/Gushina%20Panyukova%201-08-22_EUMI_Z.pdf (дата обращения: 28.10.2024)
- Институт статистических исследований экономики и знаний НИУ ВШЭ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://issek.hse.ru/?ysclid=m2w3tenqhh920696449 (дата обращения: 29.10.2024)
- Информационный бюллетень №21 (38). Мониторинг экономики образования. Цифровые технологии в раннем и дошкольном возрасте. М.: 2022. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2022/11/02/1722858844/ib_21(38)_2022.pdf (дата обращения: 30.10.2024)
- Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2023 N 1105-Р о Концепции информационной безопасности детей в РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1301495102 (дата обращения: 30.10.2024)
- Цифра в детском саду. Возможности и риски [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://stepcenter.ru/articles/tpost/5b920tkn51-tsifra-v-detskom-sadu-vozmozhnosti-i-ris (дата обращения: 29.10.2024)


