3.6. Педагогическое наставничество
Учитывая стремительное развитие техники и технологий во всех сферах деятельности, не только в производственной, но и в педагогической, приобретает особую значимость проблема привлечения и закрепления в образовательных учреждениях молодых специалистов.
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и опытные коллеги, а обучающиеся и их родители, сотрудники, руководство ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Решение задач профессионального становления молодого специалиста, полного освоения педагогической профессии, адаптации в трудовом коллективе, налаживания педагогических контактов возможно через создание системы наставничества в рамках образовательного учреждения.
Основными категориями процесса наставничества являются развитие, воспитание и профессиональная адаптация человека в трудовой производственной деятельности.
Чтобы осуществлять наставническую деятельность, мало быть просто опытным высококвалифицированным педагогом, со своей сложившейся системой педагогической деятельности. Необходимо развивать свой творческий потенциал, постоянно находиться в научном педагогическом поиске, совершенствовать свои формы и методы работы, осуществлять межличностное общение с коллегами (перенимать чужой опыт и делиться собственными разработками).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_pedagoga-nastavnika_s_molodym_pedagogom.docx | 17.97 КБ |
otchet_o_nastavnichestve.docx | 17.99 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Директор МБОУ Хемчикская СОШ
____________________ А.А. Кунзук
«__» _______________ 2017 г.
План работы
учителя – наставника Салчак Ш.Б.
с молодым специалистом Сундуй А.А.
на 2017– 2018 учебный год
Цель: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста.
Задачи:
- повышение общедидактического и методического уровня организации учебно-воспитательного процесса;
- оказание методической помощи с учетом его потребностей, затруднений;
- повышение продуктивности и результативность учебно-воспитательного процесса.
Планирование составляется по следующим направлениям:
- организационные вопросы;
- планирование и организация работы по предмету в рамках ФГОС;
- планирование и организация методической работы;
- работа со школьной документацией;
- работа по саморазвитию;
- контроль за деятельностью молодого специалиста.
Формы работ:
- консультация
- наблюдение
- диагностика и анализ
- посещение уроков
Ожидаемые результаты:
- активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
- повышение профессиональной компетентности педагога в вопросах педагогики и психологии;
- обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;
- совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся.
Мероприятия | Сроки |
1. Изучение ФГОС, рабочих программ по предметам, календарно-тематического планирования, знакомство с УМК 2. Практикум. Учебный план — программа — календарно-тематическое планирование — поурочное планирование. 3.Планируемые результаты и содержание учебного предмета в соответствии ФГОС ОО. 4. Практикум. Структура каждого типа урока. Основные этапы организации учебной деятельности. Виды уроков. Постановка задач урока 5.Практикум. Техника и методика составления плана и конспекта урока математики и работа над ними. 6.Консультирование. Оценочная деятельность учителя. 7. Практикум «Ведение школьной документации» (классный журнал, журналы инструктажей, ученические тетради) | Сентябрь |
1.Изучение положения о текущем и итоговом контроле за знаниями учащихся. 2. Оказание помощи в разработке поурочных планов. 3. Изучение документации об организации внеурочной деятельности. 4.Посещение уроков, оказание методической помощи | Октябрь |
1.Занятие: «Современный урок и его организация». 2.Консультирование «Пути и средства развития познавательной активности учащихся». 3.Консультирование по организации внеклассной работы по предмету 4.Практикум: «Обучение составлению отчетности по окончанию четверти» 5. Посещение уроков, оказание методической помощи. 6. Оказание помощи в разработке поурочных планов. 7. Контроль ведения журнала, учебного плана, контроль качества составления поурочных планов. | Ноябрь |
1.Занятие: «Современный урок и его организация». 2.Беседа: «Индивидуальный подход в организации учебной деятельности» 3.Практикум «Формы и методы работы на уроке. Система опроса учащихся» 4. Оказание помощи в подготовке и проведении уроков в соответствии с требованиями ФГОС. 4.Оказание помощи в выборе методической темы по самообразованию. 5. Контроль качества составления поурочных планов, посещение уроков, внеурочных занятий. | Декабрь |
1.Занятие: «Современный урок и его организация». 2.Занятие «Методы активизации познавательной деятельности учащихся» 3. Практикум: «Организация работы с мотивированными и неуспевающими учащимися» 4.Консультирование: «Использование ИКТ в образовательном процессе» 5. Оказание помощи в подготовке и проведении уроков в соответствии с требованиями ФГОС. 6.Проверка выполнения программы. 7.Посещение уроков. Контроль ведения школьной документации. | Январь |
1.Занятие: «Современный урок и его организация». 2.Консультация Рациональное использование учебного времени на уроке. Анализ типичных ошибок. 3. Беседа: Изучение нового материала с использованием дифференцированных заданий. 4.Практикум: «Организация работы с мотивированными и неуспевающими учащимися» 5.Практикум «Организация проектно-исследовательской работы учащихся, оформление работ, подготовка к выступлению и защите» | Февраль |
1.Беседа: Организация самостоятельной работы на уроке. Закрепление нового материала на уроке. 2. Обсуждение «Урок, который формирует, развивает и воспитывает». 3.Занятие: «Современные педагогические технологии и их использование в образовательном процессе» 4.Посещение уроков молодого специалиста с целью оказания методической помощи. | Март |
1.Посещение уроков. Контроль ведения школьной документации. 2.Анализ процесса адаптации молодого специалиста: индивидуальное собеседование по выявлению сильных и слабых сторон в подготовке молодого специалиста к педагогической деятельности, выявление склонностей и личных интересов. | Апрель |
Отчет о результатах наставнической работы | Май |
Предварительный просмотр:
Отчёт о работе педагога-наставника с молодым специалистом
в 2017-2018 учебном году
Ф.И.О. молодого специалиста: Сундуй Аяс
Александрович, учитель математики МБОУ Хемчикская СОШ.
Стаж работы: о год. В современных условиях реформирования системы образования особое значение приобретает
тот факт, что молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня система наставничества вновь
заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала. Являясь одним из наставников молодого специалиста , мною была поставлена цель и определены основные задачи работы педагогом.
Цель: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста.
Задачи:
- повышение общедидактического и методического уровня организации учебно-воспитательного процесса;
- оказание методической помощи с учетом его потребностей, затруднений;
- повышение продуктивности и результативность учебно-воспитательного процесса.
Прогнозируемый результат: 1.Умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и ученическую, на основе творческого поиска через самообразование.
2. Становление молодого учителя как учителя профессионала.
3. Повышение методической, интеллектуальной культуры учителя.
4. Овладение системой контроля и оценки знаний учащихся.
5.Умение проектировать воспитательную систему, работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу.
Формы работы: индивидуальные, коллективные, консультации; посещение уроков;
мастерклассы, семинары, открытые уроки;
теоретические выступления, защита проектов; наставничество;
анкетирование, микроисследования.
Основные виды деятельности: ∙Организация помощи в овладении педагогическим мастерством через изучение опыта лучших педагогов школы.
∙ Проведение опытными педагогами «мастерклассов» и открытых уроков.
Привлечение молодого специалиста к подготовке и организации педсоветов, семинаров, конференций, к работе школьных учебно методических объединений.
∙ Посещение уроков молодого специалиста.
∙ Отслеживание результатов работы молодого учителя, педагогическая диагностика.
∙Организация разработки молодым специалистом дидактического материала, электронных учебных материалов и др.
Основные направления работы: ведение школьной документации (работа с классными журналами, составление календарнотематического планирования и поурочных планов); организация образовательного процесса; общие вопросы методики организации работы с родителями; механизм использования дидактического, наглядного и других материалов.
Взаимодействие проходило в три этапа: 1й этап – адаптационный. Определили круг обязанностей и полномочий молодого специалиста. Выявили недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2й этап – основной (проектировочный).
Разработала план работы, работала над корректировкой профессиональных умений молодого педагога.
3й этап – контрольно-оценочный.
На основе проверки уровня профессиональной компетентности молодого педагога, определили степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
В течение учебного года согласно составленного плана были проведены следующие занятия: «Современный урок и его организация», «Современные педагогические технологии и их использование в образовательном процессе».
Большое внимание было уделено проведению практикумов:
- Учебный план — программа — календарно-тематическое планирование — поурочное планирование.
- Структура каждого типа урока. Основные этапы организации учебной деятельности. Виды уроков. Постановка задач урока
- Техника и методика составления плана и конспекта урока математики и работа над ними.
-Ведение школьной документации.
- Обучение составлению отчетности по окончанию четверти.
- Формы и методы работы на уроке. Система опроса учащихся.
- Организация работы с мотивированными и неуспевающими учащимися.
- Организация проектно-исследовательской работы учащихся, оформление работ, подготовка к выступлению и защите.
Проводились консультации, беседы по вызывающим затруднения вопросам молодого педагога.
Выводы и рекомендации: 1. Молодому педагогу использовать различные методические средства и способы для их достижения, учить детей ставить цели и задачи на уроке, самостоятельно добывать необходимую информацию, работать в парах, группах. 2. При составлении поурочного планирования обращать внимание на переход от одного этапа работы на уроке к другому. 3. Воспитывать ответственность обучающегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовнонравственное воспитание. 4. В своей работе использовать системнодеятельностный подход при работе с обучающимися над проектами, при приобщении их к исследовательской работе. 5. Формировать метапредметные универсальные учебные действия за счёт реализации программ. 6. Формировать универсальные умения, обеспечивающие творческую реализацию обучающихся, не только в различных родах учебной деятельности, но и при решении жизненно важных задач.
Период адаптации молодого специалиста прошел успешно. Молодому специалисту оказывалась помощь администрацией, руководителем методического объединения и педагогом-наставником в вопросах совершенствования теоретических знаний, повышения профессионального мастерства.