3.6. Педагогическое наставничество

Салчак Шончалай Борисовна

       Учитывая стремительное развитие техники и технологий во всех сферах деятельности, не только в производственной, но и в педагогической, приобретает особую значимость проблема привлечения и закрепления в образовательных учреждениях молодых специалистов.

       Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и опытные коллеги, а обучающиеся и их родители, сотрудники, руководство ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

      Решение задач профессионального становления молодого специалиста, полного освоения педагогической профессии, адаптации в трудовом коллективе, налаживания педагогических контактов возможно через создание системы наставничества в рамках образовательного учреждения.

       Основными категориями процесса наставничества являются развитие, воспитание и профессиональная адаптация человека в трудовой производственной деятельности.

      Чтобы осуществлять наставническую деятельность, мало быть просто опытным высококвалифицированным педагогом, со своей сложившейся системой педагогической деятельности. Необходимо развивать свой творческий потенциал, постоянно находиться в научном педагогическом поиске, совершенствовать свои формы и методы работы, осуществлять межличностное общение с коллегами (перенимать чужой опыт и делиться собственными разработками).

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

Директор МБОУ Хемчикская СОШ

____________________ А.А. Кунзук

«__» _______________ 2017 г.

План работы

учителя – наставника Салчак Ш.Б.

с молодым специалистом Сундуй А.А.

на 2017– 2018 учебный год

Цель: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста.

Задачи:

  • повышение общедидактического и методического уровня организации учебно-воспитательного процесса;
  • оказание методической помощи с учетом его потребностей, затруднений;
  • повышение продуктивности и результативность учебно-воспитательного процесса.

Планирование составляется по следующим направлениям:

  • организационные вопросы;
  • планирование и организация работы по предмету в рамках ФГОС;
  • планирование и организация методической работы;
  • работа со школьной документацией;
  • работа по саморазвитию;
  • контроль за деятельностью молодого специалиста.

Формы работ:

  • консультация
  • наблюдение
  • диагностика и анализ
  • посещение уроков

Ожидаемые результаты:

  • активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
  • повышение профессиональной компетентности педагога в вопросах педагогики и психологии;
  • обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;
  • совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся.

Мероприятия

Сроки

1. Изучение ФГОС, рабочих программ по предметам, календарно-тематического планирования, знакомство с УМК

2. Практикум. Учебный план — программа — календарно-тематическое планирование — поурочное планирование.

3.Планируемые результаты и содержание учебного предмета в соответствии ФГОС ОО.

4. Практикум. Структура каждого типа урока. Основные этапы организации учебной деятельности. Виды уроков. Постановка задач урока

5.Практикум. Техника и методика составления плана и конспекта урока математики и работа над ними.

6.Консультирование. Оценочная деятельность учителя.

7. Практикум «Ведение школьной документации» (классный журнал, журналы инструктажей, ученические тетради)

Сентябрь

1.Изучение положения о текущем и итоговом контроле за знаниями учащихся.

2. Оказание помощи в разработке поурочных планов.

3. Изучение документации об организации внеурочной деятельности.

4.Посещение уроков, оказание методической помощи

Октябрь

1.Занятие: «Современный урок и его организация».

2.Консультирование «Пути и средства развития познавательной активности учащихся».

3.Консультирование по организации внеклассной работы по предмету

4.Практикум: «Обучение составлению отчетности по окончанию четверти»

5. Посещение уроков, оказание методической помощи.

6. Оказание помощи в разработке поурочных планов.

7. Контроль ведения журнала, учебного плана, контроль качества составления поурочных планов.

Ноябрь

1.Занятие: «Современный урок и его организация».

2.Беседа: «Индивидуальный подход в организации учебной деятельности»

3.Практикум «Формы и методы работы на уроке. Система опроса учащихся»

4. Оказание помощи в подготовке и проведении уроков в соответствии с требованиями ФГОС.

4.Оказание помощи в выборе методической темы по самообразованию.

5. Контроль качества составления поурочных планов,

посещение уроков, внеурочных занятий.

Декабрь

1.Занятие: «Современный урок и его организация».

2.Занятие «Методы активизации познавательной деятельности учащихся»

3. Практикум: «Организация работы с мотивированными и неуспевающими учащимися»

4.Консультирование: «Использование ИКТ в образовательном процессе»

5. Оказание помощи в подготовке и проведении уроков в соответствии с требованиями ФГОС.

6.Проверка выполнения программы.

7.Посещение уроков. Контроль ведения школьной документации.

Январь

1.Занятие: «Современный урок и его организация».

2.Консультация Рациональное использование учебного времени на уроке. Анализ типичных ошибок.

3. Беседа: Изучение нового материала с использованием дифференцированных заданий.

4.Практикум: «Организация работы с мотивированными и неуспевающими учащимися»

5.Практикум «Организация проектно-исследовательской работы учащихся, оформление работ, подготовка к выступлению и защите»

Февраль

1.Беседа: Организация самостоятельной работы на уроке. Закрепление нового материала на уроке.

2. Обсуждение «Урок, который формирует, развивает и воспитывает».

3.Занятие: «Современные педагогические технологии и их использование в образовательном процессе»

4.Посещение уроков молодого специалиста с целью оказания методической помощи.

Март

1.Посещение уроков. Контроль ведения школьной документации.

2.Анализ процесса адаптации молодого специалиста: индивидуальное собеседование по выявлению сильных и слабых сторон в подготовке молодого специалиста к педагогической деятельности, выявление склонностей и личных интересов.

Апрель

Отчет о результатах наставнической работы

Май



Предварительный просмотр:

Отчёт  о работе педагога-наставника с молодым специалистом

в 2017-2018 учебном году

Ф.И.О. молодого специалиста:  Сундуй Аяс

Александрович, учитель математики МБОУ Хемчикская СОШ.

 Стаж работы: о год.                В современных условиях реформирования  системы образования особое значение приобретает 

тот факт, что молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня система наставничества вновь

заслуживает   самого   пристального   внимания,   в   ней   отражена   жизненная   необходимость   начинающего   педагога   получить   поддержку опытного профессионала.   Являясь одним из наставников молодого специалиста , мною была поставлена цель и определены основные задачи работы педагогом. 

Цель: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста.

Задачи:

  • повышение общедидактического и методического уровня организации учебно-воспитательного процесса;
  • оказание методической помощи с учетом его потребностей, затруднений;
  • повышение продуктивности и результативность учебно-воспитательного процесса.

Прогнозируемый результат: 1.Умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и ученическую, на основе творческого поиска через самообразование.

2. Становление молодого учителя как учителя профессионала.

 3. Повышение методической, интеллектуальной культуры учителя.

 4. Овладение системой контроля и оценки знаний учащихся. 

5.Умение проектировать воспитательную систему, работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу. 

 Формы работы:  индивидуальные, коллективные, консультации;  посещение уроков;

 мастерклассы, семинары, открытые уроки;

  теоретические выступления, защита проектов;  наставничество;

 анкетирование, микроисследования.

Основные виды деятельности: Организация помощи в овладении педагогическим мастерством через изучение опыта лучших педагогов школы.

 Проведение опытными педагогами «мастерклассов» и открытых уроков.

Привлечение   молодого   специалиста   к   подготовке   и   организации   педсоветов,   семинаров,   конференций,   к   работе   школьных   учебно методических объединений.

 Посещение уроков молодого специалиста.

  Отслеживание результатов работы молодого учителя, педагогическая диагностика.

Организация разработки молодым специалистом дидактического материала, электронных учебных материалов и др.

 Основные направления работы: ведение школьной документации (работа с классными журналами, составление календарнотематического планирования и поурочных планов); организация образовательного процесса; общие вопросы методики организации работы с родителями; механизм использования дидактического, наглядного и других материалов.

Взаимодействие проходило в три этапа:  1й этап – адаптационный.  Определили круг обязанностей и полномочий молодого специалиста. Выявили  недостатки в его  умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации. 

 2й этап – основной (проектировочный).

Разработала план работы, работала над корректировкой профессиональных умений молодого педагога.

3й этап – контрольно-оценочный.   

На основе проверки уровня профессиональной компетентности молодого педагога, определили степень его  готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

В течение учебного года согласно составленного плана были проведены следующие занятия: «Современный урок и его организация»,  «Современные педагогические технологии и их использование в образовательном процессе».

Большое внимание было уделено проведению практикумов:

- Учебный план — программа — календарно-тематическое планирование — поурочное планирование.

- Структура каждого типа урока. Основные этапы организации учебной деятельности. Виды уроков. Постановка задач урока

- Техника и методика составления плана и конспекта урока математики и работа над ними.

-Ведение школьной документации.

- Обучение составлению отчетности по окончанию четверти.

- Формы и методы работы на уроке. Система опроса учащихся.

- Организация работы с мотивированными и неуспевающими учащимися.

- Организация проектно-исследовательской работы учащихся, оформление работ, подготовка к выступлению и защите.

      Проводились консультации, беседы по вызывающим затруднения вопросам молодого педагога.

Выводы и рекомендации: 1. Молодому педагогу использовать различные методические средства и способы для их достижения, учить детей ставить цели и задачи на уроке,  самостоятельно добывать необходимую информацию, работать в парах, группах. 2. При составлении поурочного планирования обращать внимание на переход от одного этапа работы на уроке к другому. 3. Воспитывать ответственность обучающегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовнонравственное воспитание. 4. В своей работе использовать системнодеятельностный подход при работе с обучающимися над проектами, при приобщении их к  исследовательской работе. 5. Формировать метапредметные универсальные учебные действия за счёт реализации программ. 6.  Формировать универсальные умения, обеспечивающие творческую реализацию обучающихся, не только в различных родах учебной деятельности,  но и при решении жизненно важных задач.

           Период адаптации молодого специалиста прошел успешно. Молодому специалисту оказывалась помощь администрацией, руководителем методического объединения и педагогом-наставником в вопросах совершенствования теоретических знаний, повышения профессионального мастерства.