10Творческие работы моих учащихся

Салчак Шончалай Борисовна

На этой странице вы можете познакомиться с проектными и исследовательскими работами моих учащихся. Некоторые работы размещены на моём ранее созданном  сайте в нс портал salchak-shonchalay-borisovna (2015г)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Бай-Тайгинского кожууна

 Хемчикская средняя общеобразовательная школа

        

                                     Выполнил: Салчак Кудер

                                                           учащийся 3 класса

                                                               Руководитель: Салчак Ш.Б.

Хемчик 2014г

Содержание

  1. Введение  …………………………………………….. с. 3
  2. О комнатных растениях …………………………….. с. 5
  3. Практическая часть …………………………………. с. 6
  4. Вывод ………………………………………………… с. 13
  5. Литература …………………………………………… с. 14

Введение

Человек всегда ощущает потребность в общении с природой: одни испытывают необычайную тягу к земле и с увлечением что-нибудь сажают или пропалывают; другие предпочитают любоваться красивыми цветами и необычными растениями.

Чтобы почаще радовать себя, человек научился выращивать любимые цветы в комнатных условиях. Это была кропотливая работа, но зато теперь на своём подоконнике, на лоджии, балконе, в зимнем саду, в террариуме и даже в бутылке можно создать чудесный райский сад, который постоянно, в любую минуту, будет радовать вас своей неповторимой красотой.

Но чтобы эти красивые растения радовали нас всегда, надо чтобы растения чувствовали себя в помещении «как дома». Поэтому, прежде чем озеленять то или иное помещение, нужно ознакомиться с основными условиями, в которых будут находиться растения. А значит помнить, что их благополучие прежде всего зависит от света, тепла, влажности воздуха и полива. Всё это в основном зависит от происхождения растений. И поэтому очень важно знать родину каждого комнатного растения.

Актуальность нашего исследования состоит в том, что в нашей школе не соблюдались основные условия содержания растений, т.е не все знали требования каждого растения к свету, температуре, влажности воздуха и поливу так как не знали родину и даже названия цветка.

И  мы не случайно выбрали тему нашего исследования «Откуда пришли комнатные растения». Не каждый цветовод – любитель задумывался о том, откуда в их дом пришли такие чудесные растения.  А ведь это очень интересный, и к тому же очень важный  цветоводу-любителю вопрос.  Узнав, происхождение каждого комнатного растения нашей школы мы можем определить условия, в которых они должны расти.

Объект исследования: комнатные растения Хемчикской средней общеобразовательной школы.

Предмет исследования: родина комнатных растений.

Цель исследования: определить родину комнатных растений.

Задачи исследования:

1.  Изучить литературу (справочники, энциклопедии) по данной теме.

2.  Выписать интересующие нас материалы.

3.  Провести анкетирование.

4.  Сделать выводы.

               Гипотеза исследования: На основе определения названия и родины комнатных растений нашей школы, мы можем определить, откуда к нам пришли комнатные растения и создать благоприятные для них условия.

              Методы исследования:

  1. Изучение литературы.
  2. Анкетирование.
  3. Сравнение.

 

О комнатных растениях

       Значение комнатных растений довольно велико. Они не только радуют нас своей красотой, но и очищают воздух от пыли и грязи, обогащают кислородом, повышают его влажность.

       Некоторые экзотические растения насыщают воздух приятными ароматическими веществами, которые хорошо влияют на жизнедеятельность человека.

       Комнатные растения в квартире и школе – зелёная лаборатория, в которой дети, особенно младшего возраста, ближе знакомятся с живой природой, приобретают много полезных знаний и навыков. Для людей пожилого и преклонного возраста комнатные растения иногда становятся единственными друзьями, скрашивающими их одинокую жизнь. И конечно, они очень дорожат каждым растением, радуются появлению на них первых бутонов и плодов.

       Растения, правильно подобранные и размещённые с хорошим вкусом, создают психологически благоприятную среду, положительно влияют на настроение людей, придают помещению определённый комфорт.

        Отдельно стоящее крупное декоративно-листное растение или удачно составленная композиция из нескольких растений радуют взор и превращают комнату, холл или офис в оазис, где господствует красота и уют, где царствует гармония природы и человека.

       Комнатные растения радуют нас красотой, очищают воздух, являются зелёной лабораторией, «другом» человека, являются создателями гармонии природы и человека…

Практическая часть

 

В начале работы  мы провели анкетирование среди учителей нашей школы. Анкета содержала следующие вопросы:

1. Какие комнатные растения растут в нашей школе?

2. Знаете ли вы откуда они к нам пришли (их родину)?

3. Если знаете родину растения, то создаёте ли вы определённую для них обстановку?

В анкетировании участвовали 15 учителей.  Результаты анкетирования мы занесли в Таблицу 1.

Таблица 1. Результаты анкетирования

                                                 Ответы

Вопросы                  

«Не знаем»

%

«Да,

знаем»

%

«нет»

%

«да»

%

1. Какие комнатные растения растут в нашей школе?

8

53

9

60

-

-

-

-

2. Знаете ли вы откуда они к нам пришли (их родину)?

13

87

2

13

-

-

-

-

3. Если знаете родину растения, то создаёте ли вы определённую для них обстановку?

-

-

-

-

15

100

0

0

Результаты анкетирования отчётливо видны на Диаграмме 1.

Диаграмма 1. Результаты анкетирования.

Из таблицы и диаграммы видно, что большинство учителей не знают родину растений; из названий цветов знают только названия традесканций, алоэ, кактусов, гераней (пеларгонии); в основном все, даже те, кто знали родину (2 учителя) не учитывая, то из каких условий к нам пришли растения просто ограничиваются регулярным поливом, размещают цветы в основном на подоконниках.

Теперь мы должны, определив названия растений определить их родину и ознакомить всех учителей с результатами нашей работы.

Мы сначала подсчитали количество растений (по посаженным горшкам) в нашей школе и разделили их на отдельные группы по названиям растений.

       В результате мы подсчитали всего 148 комнатных растений. И пользуясь атласом-определителем «От земли до неба» А.А.Плешакова и книжкой-альбомом Т.М. Клевенской «Цветы в интерьере» определили названия растений, и результаты  занесли в Таблицу  2.

 

Таблица 2. Названия комнатных растений

Название комнатного растения

Кол-во

1

Амариллис белладонна

2

2

Аспидистра высокая

5

3

Алоэ

3

4

 1.Бегония всегдацветущая

2

 2.Бегония Гриффита

1

Название комнатного растения

Кол-во

3.Бегония Королевская

3

4.Бегония фиста

1

5

Бальзамин

2

6

Зебрина висячая

1

7

Каланхоэ

2

8

Колокольчик равнолистный

2

9

Нотокактус

11

10

Нефролепис возвышенный

1

11

Опунция

1

12

Пеларгония зональная

39

13

Сансевьера

3

14

Сенполия

5

15

Стрелитиция королевская

7

16

Традесканция

24

17

Толстянка

2

18

Хлорофитум хохлатый

26

19

Хавортия

3

20

Эпифиллум

2

       Из таблицы видно, что в нашей школе 20 разных видов комнатных растений, среди которых преобладают:

1. Пеларгония зональная

2. Хлорофитум хохлатый

3. Традесканция

4. Нотокактус.

       Дальше, определив названия растений, мы, пользуясь теми же источниками, выяснили страну, откуда пришло каждое комнатное растение. Результаты занесли в Таблицу 3.

Таблица 3.Родина растений

Название комнатного растения

Родина растения

1

Амариллис белладонна

Южная Африка

2

Аспидистра высокая

Восточная Азия

3

Алоэ

Южная Африка

4

 1.Бегония всегдацветущая

Азия, Африка, Америка

 2.Бегония Гриффита

//-//-//

 3.Бегония Королевская

//-//-//

 4.Бегония фиста

//-//-//

5

Бальзамин

Восточная Африка

6

Зебрина висячая

Тропики Азии

7

Каланхоэ

Африка, Южная Америка, Азия

8

Колокольчик равнолистный

Средиземноморье

9

Нотокактус

Пустыня Южной Америки

10

Нефролепис возвышенный

Тропики

11

Опунция

Северная и Южная Америка

12

Пеларгония зональная

Южная Африка

13

Сансевьера

Африка

14

Сенполия

Восточная Азия, Африка

15

Стрелитция королевская

Южная Африка

16

Традесканция

Северная и Южная Америка

17

Толстянка

Южная Африка

18

Хлорофитум хохлатый

Южная Африка

19

Хавортия

Южная Африка

20

Эпифиллум

Центральная и Южная Америка

      Затем, распределив, растения по странам выявили, откуда же они к нам пришли  (см. Таблицу 4).

Таблица 4. Группировка растений по их родине

     

Родина растения

Названия растений

%

1

Южная Африка

1.Амариллис белладонна

2.Алоэ

3.Пеларгония зональная

4.Стрелитция королевская

5.Толстянка

6.Хавортия

7.Хлорофитум хохлатый

60 %

2

Восточная Африка

1.Бальзамин

3

Африка

1.Бегонии

2.Каланхоэ

3.Сансевьера

4.Сенполия

4

Восточная Азия

1.Аспидистра высокая

2.Сенполия

17 %

5

Азия

1.Бегонии

2.Зебрина висячая

6

Северная и Южная Америка

1.Бегонии

2.Каланхоэ

3.Нотокактус

4.Опунция

5.Традесканция

6.Эпифиллум

30 %

7

Средиземноморье

1.Колокольчик равнолистный

4 %

8

Тропики

1.Нефролепис возвышенный

4 %

  Из таблицы мы видим, что основную растительность нашей школы составляют растения родиной, которых является Африка, Северная и Южная Америка.

    Собрав, все эти данные мы сделали мини-раскладушку «Цветы нашей школы». И провели урок для учителей, где ознакомили с результатами нашей работы. А чтобы потом все пользовались этой раскладушкой, подарили её нашей библиотеке.

    После этого мы провели повторное анкетирование, которое содержало те же вопросы. Результаты анкетирования занесли в Таблицу 5 и сделали Диаграмму 2.

Таблица 5. Результаты повторного анкетирования

                                                 Ответы

       Вопросы

«Не знаем»

%

«Да, знаем»

%

«нет»

%

«да»

%

1. Какие комнатные растения растут в нашей школе?

0

0

15

100

-

-

-

0

2. Знаете ли вы откуда они к нам пришли (их родину)?

0

0

15

100

-

-

-

3. Если знаете родину растения, то создаёте ли вы определённую для них обстановку?

-

-

-

0

0

15

100

Диаграмма 2. Результаты повторного анкетирования

    В конце сделали сравнительную Диаграмму 3.

Диаграмма 3. Сравнение результатов анкетирования

Из данной диаграммы видно, что после того как мы ознакомили учителей нашей школы с результатами нашей работы, они  теперь стали знать родину растения, и сказали, что будут стараться соблюдать определённые условия жизни растения.

Вывод

       На основе изучения и определения названий и родины растений нашей школы мы смогли узнать то, откуда к нам пришли комнатные растения.

        И как мы видим,  в основном все растения нашей школы  пришли к нам из Центральной, Южной, Северной Америки; Южной, Восточной Африки; Восточной Азии. В основном преобладают растения из Африки. И на основе этой работы можно сказать что растения украшающие нашу школу, дом,  офис являются иностранцами.

        И мы должны отказаться от мысли, что любое растение может расти в любом помещении – надо только регулярно его поливать. Каждое растение имеет свой «характер». И мы учитывая родину растения, должны создать для них определённую , родную для них обстановку.

       И тогда… за подаренную любовь и постоянную заботу растения отблагодарят нас своим здоровым видом, необычайной окраской листьев и яркими, радующими глаз цветами.

        И поэтому очень важно знать родину каждого комнатного растения.

Литература

  1. А.А. Плешаков От земли до неба (атлас-определитель).-М.-2006.
  2. В.В. Воронцов комнатные растения. –М.-1999.
  3. Н.И.Клинковская, В.В.Пасечник Комнатные растения в школе-М.- 1990.
  4. Т.М.Клевенская Цветы в интерьере. –М.-1990.



Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Хемчикская средняя общеобразовательная школа с. Хемчик

муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва»

Проектно-исследовательская работа

Тема: «Памятники букве»

http://kizil.bezformata.ru/content/image159203561.jpg

                           

                                       Выполнил

                                                                              Биин-оол Байыр                                          

                                                                              ученик 1 класса

                                                        МБОУ Хемчикская СОШ

                                                   

                                            Руководитель

        Салчак Ш.Б.,

                                                                              учительница начальных классов

с. Хемчик 2016г

        Оглавление

Введение …………………………………………………………………….

Памятники букве …………………………………………………………...

Практическая часть ………………………………………………………..

Вывод………………………………………………………………………...

Литература

Введение

    В мире есть много памятников. Памятники известным людям,  животным, историческим событиям, мебели и т.д.

Так как я учусь в первом классе,  мне стало интересно: «А есть ли в нашей стране памятники буквам?». И я решил провести своё исследование на тему «Памятники букве».

Данная тема для меня актуальна, так как я не знаю, существуют ли памятники букве. Если есть памятники букве, то зачем их установили.

Гипотеза моего исследования: думаю, что памятники букве в нашей стране есть.

Для подтверждения моей гипотезы я поставил перед собой цель: «Узнать есть ли в нашей стране памятники букве».

Чтобы достичь цели я должен был выполнить следующую задачу: Поискать в сети Интернет информацию по интересующему мне вопросу и найти ответ.

Предметом моего исследования  стали памятники букве.

Объектом исследования -  буквы.

При исследовании я использовал следующий метод: поиск информации в Интернете.

Памятники букве

         В результате поиска информации в сети Интернет я нашёл следующие интересные факты:

Памятник букве Ё

http://content.foto.mail.ru/mail/bmavlyutov/10552/i-10594.jpg

История буквы «Ё» в русском алфавите началась ещё с 1783 года, когда на заседании Академии словесности княгиня Дашкова внесла предложение использовать буквенное сочетание «ио». И хотя предложение Екатерины Дашковой поддержали, но пополнить алфавит новыми буквами в те времена с технологией ручного набора было делом трудоёмким, и «Ё» в печатном виде Россия увидела только в 1796 году. Возможно, введение буквы в 18-19 веках затруднялось распространенным мнением что «ёканье» - диалект черни, а источником литературного языка была церковно-славянская школа, где вместо «Ё» грамотные священники употребляли «Е».

Днём рождения «Ё» считается 17 августа 1796 года, когда университетская типография в Москве выпустила сборник стихов «Аониды» под редакцией писателя и историка Н.Карамзина. После 1918 года написание незатейливой буквы стало желательным, но не обязательным, что в дальнейшем привело к словесной и письменной неразберихе. На защиту многострадальной буквы встали В.Чумаков и Е.Пчелов, авторы современной книги «Два века русской буквы (ё)», описав значимость буквы в современной письменности.

Рядом с музеем истории и краеведения, в глубине сквера Н.М.Карамзина 3 ноября 2005 года открылся памятник букве «Ё», высотой 2,05 метра и массой более трёх тонн. Памятник представляет собой треугольную призму из красного гранита с вдавленной буквой «Ё» в виде литеры, только сильно увеличенной. Автор и инициатор проекта установки памятника А.Зинин передал в граните написание буквы в том виде, какой она была напечатана впервые в альманахе Николая Карамзина.

Памятник букве «Ё» - это гордость и история Ульяновска.

Памятник букве А

Памятник букве А

В последнее время стало модно ставить памятники разным буквам. Новосибирск решил не отставать и в 2007-м году во время проведения Летнего фестиваля дизайна в сквере у театра Глобус был установлен памятник букве А.

Автор проекта - Петр Шабалин и компания "УНИКОН". Их проект носит название "Городской алфавит". Предполагалось расставить буквы русского алфавиты величиной в человеческий рост в разных уголках Новосибирска и предложить расписать их местным художникам. Букву "А" расписал Юрий Сокольников.

Памятник букве «Ö» из коми-алфавита

Памятник букве О в Сыктывкаре

Установлен в 2008 году перед Центром коми культуры города Сыктывкар.

Идея создать памятник букве коми-алфавита созрела в 2008 г. в кругу общественников из Сыктывкарского представительства МОД «Коми войтыр», к проведению Года коми языка.

Памятник букве П

       Буква П красного цвета около пермского аэропорта «Большое Савино» установили в июне 2011 года. Эта буква является одним из символов города.  Высота 12 метров.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/87/663/87663490_11.jpg

       Памятник букве П, или Пермские ворота. Памятник представляет собой двенадцатиметровое сооружение из хаотично сплетенных между собой еловых бревен. Высота тоже 12 метров. На строительство буквы П понадобилось 5200 бревен. Форма «Пермских ворот» представляет собой триумфальную арку с четырьмя фасадами, которые обращены ко всем частям света.

      Памятник букве П, созданный художником Николаем Полисским и воспетый дизайнером и блогером Артемом Лебедевым, находится у центрального вокзала Перми, в саду камней.

        Ночью Пермские ворота подсвечивают с помощью специальной инсталляции.

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/87/663/87663983_49.jpg

      И у нас в Туве тоже есть памятник трём тувинским буквам. Идея была начата в 2008 (две тысячи восьмом) году. А осенью 2015 года  в День Единения  России памятник буквам +,Ё,/ был поставлен перед Тувинским национальным музеем в городе Кызыл. Этот памятник будет одной из достопримечательных мест нашей Республики.

         Памятник букве О. Этот памятник находится в Вологде. Он установлен 29 июня 2012 (две тысячи двенадцатого) года. Буква О является символом вологодского говора «окания». Это самая любимая буква в городе Вологда. Высота два с половиной метра.

        Памятник букве П (пэ). Памятник находится в городе Пермь. В этом городе 3 памятника букве П.

Первый памятник букве П.

Буква П красного цвета около пермского аэропорта «Большое Савино» установили в июне 2011 года. Эта буква является одним из символов города.  Высота 12 метров.

Памятник букве П, или Пермские ворота. Памятник представляет собой двенадцатиметровое сооружение из хаотично сплетенных между собой еловых бревен. Высота тоже 12 метров.

        Памятник букве «Ö» из коми-алфавита. Памятник установлен в 2008 году (две тысячи восьмом) году перед Центром коми культуры города Сыктывкар.

      И у нас в Туве тоже есть памятник трём тувинским буквам. Идея была начата в 2008 (две тысячи восьмом) году. А осенью 2015 года  в День Единения  России памятник буквам +,Ё,/ был поставлен перед Тувинским национальным музеем в городе Кызыл. Этот памятник будет одной из достопримечательных мест нашей Республики.

   Мои одноклассники также как и я не знали, что есть памятники буквам. Мы с учительницей ознакомили их с результатами нашей проектно-исследовательской работы. Теперь они все знают, что в России есть памятники буквам.

    Моя гипотеза подтвердилась. Памятники буквам существуют. Их устанавливают, чтобы подчеркнуть свою какую-то особенность.

  Я пока не видел памятник тувинским буквам, но летом обязательно поеду в Кызыл с родителями и сфотографирусь на их фоне.   Спасибо за внимание.

В последнее время стало модно ставить памятники разным буквам. Новосибирск решил не отставать и в 2007-м году во время проведения Летнего фестиваля дизайна в сквере у театра Глобус был установлен памятник букве А.

Автор проекта - Петр Шабалин и компания "УНИКОН". Их проект носит название "Городской алфавит". Предполагалось расставить буквы русского алфавиты величиной в человеческий рост в разных уголках Новосибирска и предложить расписать их местным художникам. Букву "А" расписал Юрий Сокольников.

Азбуку для зырян (древних коми) еще в конце XIV века изобрел святитель Стефан Пермский. Эта письменность была распространена до XVI века в основном среди иконописцев и церковных деятелей. Особую ценность представляет ряд икон, сохранившихся до современных дней, с текстами на алфавите, созданном Стефаном.

В XVIII-XIX веках учеными был создан алфавит на основании кириллицы с добавлением букв, обозначающих характерные только для коми языка звуки. В 1918 году вошел в употребление алфавит на основе русской письменности. В 1930-х годах стал использоваться латинизированный алфавит, но через некоторое время эта идея была найдена неудачной, и снова в употребление вошел алфавит, основанный на русской графике. Окончательный вариант алфавита, используемый и по сей день, был введен в 1938 году. В нем кроме 33 русских букв содержатся буквы «Ö» и «I».

Скульптор Александр Выборов создал памятник и решением горожан он был поставлен возле Центра Коми культуры. Торжественное открытие монумента состоялось в День города, 12 июня 2011 года.

Памятник букве О в Вологде. Установлен 29 июня 2012 года, к 865-летию города. Он является символом специфического вологодского говора и призван увековечить самую любимую букву алфавита.

Буква "О" тесно связана с Вологдой - почти во всех названиях брендов города встречается эта буква. Инициаторами этого памятника выступили студенты Вологодского института бизнеса. 

Памятник представляет собой прописную букву "О" высотой около 2.5 метров, стоящую на металлическом постаменте и украшенную витиеватым орнаментом.

Памятник букве ё.

История буквы «Ё» в русском алфавите началась ещё с 1783 года, когда на заседании Академии словесности княгиня Дашкова внесла предложение использовать буквенное сочетание «ио». И хотя предложение Екатерины Дашковой поддержали, но пополнить алфавит новыми буквами в те времена с технологией ручного набора было делом трудоёмким, и «Ё» в печатном виде Россия увидела только в 1796 году. Возможно, введение буквы в 18-19 веках затруднялось распространенным мнением что «ёканье» - диалект черни, а источником литературного языка была церковно-славянская школа, где вместо «Ё» грамотные священники употребляли «Е».

Днём рождения «Ё» считается 17 августа 1796 года, когда университетская типография в Москве выпустила сборник стихов «Аониды» под редакцией писателя и историка Н.Карамзина. После 1918 года написание незатейливой буквы стало желательным, но не обязательным, что в дальнейшем привело к словесной и письменной неразберихе. На защиту многострадальной буквы встали В.Чумаков и Е.Пчелов, авторы современной книги «Два века русской буквы (ё)», описав значимость буквы в современной письменности.

Рядом с музеем истории и краеведения, в глубине сквера Н.М.Карамзина 3 ноября 2005 года открылся памятник букве «Ё», высотой 2,05 метра и массой более трёх тонн. Памятник представляет собой треугольную призму из красного гранита с вдавленной буквой «Ё» в виде литеры, только сильно увеличенной. Автор и инициатор проекта установки памятника А.Зинин передал в граните написание буквы в том виде, какой она была напечатана впервые в альманахе Николая Карамзина.

Памятник букве «Ё» - это гордость и история Ульяновска.

 Памятник букве П в Перми.

Ещё одним городом, где азбука причудливо смешалась с политикой, стала Пермь. В период, когда у руля пермской культуры стоял Марат Гельман, в городе появилось множество арт-объектов в виде буквы П.

Дни славянской письменности буква П

К сегодняшнему дню остались лишь грандиозные, но потихонечку разваливающиеся  Пермские ворота.

На фото вверху ворота ещё свеженькие, вскоре после постройки. А теперь у администрации города в бюджете не заложено денег на их содержание.

Мы все живём в компьютерную эру и забываем помаленьку, что значит писать карандашом или ручкой. Немудрено, что на берегу пруда в Екатеринбурге появился … памятник клавиатуре

12-метровую скульптуру в виде красной буквы «П», которую администрация пытается сделать одним из символов Перми. Именно в эти дни в краевой столице будет проходить культурный фестиваль «Белые ночи», который предполагает множество театральных, музыкальных и художественных событий.

А также существует памятник букве «Ö» из коми-алфавита — как знаковое событие культурной жизни Республики Коми.
Памятник установлен перед Центром коми культуры г. Сыктывкара. Идея создать памятник букве коми-алфавита созрела в 2008 г. в кругу общественников из Сыктывкарского представительства МОД «Коми войтыр», к проведению Года коми языка.

Бистиң чуртувус Чоннуң чаңгыс деминиң хүнүн чер-черлерге калбаа-биле демдеглеп турда, Кызыл хоорайга үш тыва үжүк – Ө, Ң база Ү-ге алдын ышкаш чайырлап каан чараш тураскаалды ажыткан. Аңаа Тыва Республиканың Дээди Хуралының (парламентизиниң) депутаттары, Аппарадының ажылдакчылары, Кызыл хоорай Хуралының депутаттары, Тываның Аныяктар Хуралының кежигүннери, студентилер дээш, өскелер-даа идепкейлиг киришкен.

Тыва Республиканың Дээди Хуралының (парламентизиниң) Даргазы Кан-оол Тимурович Даваа ооң ажыдыышкынынга мынча деп чугаалаан: 
- Таптыг-ла 85 чыл бурунгаар арат чонувус латин үндезинге ооргалап тургускан тускай бижиктиг болган. Он ажыг чыл эрткенде, ону орус үжүктерже  - кириллицеже шилчиткен. Тыва бижиктиң юбилейлиг чылында биске, тыва улуска, эргим Ө, Ң база Ү деп үжуктерге тураскаалды ажыдып турары республика амыдыралында бир онза болуушкун-дур. 
Эң баштайгы тыва алфавиттиң авторлары – профессор Пальмбахка удурткан чогаадыкчы бөлүктүң кежигүннери чорааннар болза, амгы тыва аныяктарның бо чараш эгелээшкинин сеткил ханыышкын-биле деткип, бистер-биле деңге өөрүүрлер. Ынчангаш мындыг чараш бодалдың эгелекчизи Али Күжүгетке, ооң боттандырыкчылары – Тыва Республиканың Аныяктар Хуралының кежигүннеринге өөрүп четтиргенивис илередиили. 
Бо чараш тураскаал биске, тыва улуска, онза ужур-уткалыг. Ол биске төөгүде кымнар силер, дөзүңер-дазылыңар кайыын үнгенил, кандыг аймак чонга хамааржыр силер деп чүвени сагындырар. Бистиң аныяктарывыс онзагай тыва үжүктерге тураскаалды тургузар бетинде аңаа хамаарышкан өске-даа солун белеткел ажылдарын кылган. Олар – эр хейлер! 
Тураскаалды Тываның ңационал музейиниң девискээринде тургузуп турары – онза демдек. Чүге дизе,  музейде тыва чоннуң материалдыг эртинелери, бурунгу төөгүзү шыгжаттынып, кадагалаттынган. Бөгүнден эгелээш, үндезин тыва үннерни херечилеп турар тыва үжүктерге чаа тураскаал Национал музейниң, а ынчап кээрге, тыва чоннуң камгалалынче кирген деп болур. Бо тураскаал Кызылдың эң чараш тураскаалдарының санынче киреринде чигзиниг чок. 
Бөгүн бистиң чуртувус Чоннуң чаңгыс деминиң хүнүн демдеглеп турар. Ынчангаш силерге бодумнуң база Дээди Хуралдың (парламентиниң) өмүнээзинден байыр чедирерин чөпшээреп көрүңер. 
Амгы үеде Россияның демниг өг-бүлезинче 190 янзы чоннар кирип турар. Оларның үжен бири – түрк дылдыг чоннар. Чүгле түрк дылдыг чоннарда Ө, Ң,Ү деп онзагай үжүктер бар.  
Бөгүн, Россияның чоннарының чаңгыс деминиң хүнүнде, бо үжүктер бисти чыылдырып, демнежилгеже кыйгырып турар-дыр. Тыва үндезин үш үжүк бөгүнден эгелээш алфавитте одуруундан үнгеш, Кызыл хоорайны аян-шинчи киир каастап турар тураскаал кылдыр хуула берген-дир. Ооң бедик сүлдези, хей-аъды тыва чонну чүглендирип, күш киирип чорзун! 
Ол дээш Тыва Республиканың Аныяктар Хуралынга база катап өөрүп четтиргенивисти илередиили.

 

В последнее время стало модно ставить памятники разным буквам. Новосибирск решил не отставать и в 2007-м году во время проведения Летнего фестиваля дизайна в сквере у театра Глобус был установлен памятник букве А.

Автор проекта - Петр Шабалин и компания "УНИКОН". Их проект носит название "Городской алфавит". Предполагалось расставить буквы русского алфавиты величиной в человеческий рост в разных уголках Новосибирска и предложить расписать их местным художникам. Букву "А" расписал Юрий Сокольников.

Однако этим все и закончилось. Других букв в городе мной замечено не было...

Адрес: Сквер у театра Глобус.

Памятник букве П, или Пермские ворота, — самый неоднозначный арт-объект в городе. Памятник появился в 2011 году и до сих пор вызывает как в пермяках, так и в приезжих самые противоречивые чувства, от восхищения до отвращения.

Внешне памятник представляет собой двенадцатиметровое сооружение из хаотично сплетенных между собой еловых бревен. На строительство буквы П понадобилось 5200 бревен. Форма «Пермских ворот» представляет собой триумфальную арку с четырьмя фасадами, которые обращены ко всем частям света.

Памятник букве П, созданный художником Николаем Полисским и воспетый дизайнером и блогером Артемом Лебедевым, находится у центрального вокзала Перми, в саду камней.

Ночью Пермские ворота подсвечивают с помощью специальной инсталляции.

Не упустите возможность увидеть памятник букве П. Возможно, через несколько лет это сделать будет уже невозможно (при строительстве было заявлено, что если недовольных внешним видом «триумфальной арки» будет много, ее уберут).

А еще Пермские ворота постоянно подвергаются нападению радикально настроенных к современному искусству горожан. Несколько раз букву П уже очищали от нецензурных надписей, также вандалы предпринимали попытки поджечь арт-объект.

Идея арт-объекта родилась у Николая Полисского из прошлого Пермского края. Раньше по Каме постоянно сплавляли леса, поэтому художник решил запечатлеть в памятнике традиционное занятие рабочих-лесорубов. Николай Полисский — известный выдумщик, именно ему принадлежит идея создания арт-паркаНикола-Ленивец в Калужской области.

СДАЙД1.

Здравствуйте, меня зовут Биин-оол Байыр. Я ученик 1-го класса Хемчикской школы.

СЛАЙД2.  

 В мире есть много памятников. Памятников известным людям,  животным.

И мне стало интересно: «А есть ли в нашей стране памятники буквам?».

И я решил провести своё исследование на тему «Памятники букве».

Эта тема для меня актуальна, так как я не знаю, существуют ли памятники букве.     Гипотеза: я думаю, что памятники букве в нашей стране есть.

         Я искал информацию в сети Интернет и вот что я нашёл:

   СЛАЙД3.    Памятник букве Ё. Этот памятник находится в городе Ульяновск. Высота 2 метра 5 сантиметров.

      СЛАЙД4. Памятник букве А. Он находится в городе Новосибирске в сквере у театра Глобус.

      СЛАЙД5. Памятник букве «Ö» из коми-алфавита. Этот памятник находится в городе Сыктывкар.

    СЛАЙД6. Памятник букве О. Этот памятник находится в Вологде.

   СЛАЙДЫ 7,8.  Памятники букве П (пэ). Памятники находится в городе Пермь.

Буква П красного цвета. Высота 12 метров.

Памятник букве П из брёвен. Высота тоже 12 метров.

       

    СЛАЙД9.  И у нас в Туве тоже есть памятник трём тувинским буквам +,Ё,/ . Памятник поставлен перед Тувинским национальным музеем в городе Кызыл.

    Моя гипотеза подтвердилась. Памятники буквам существуют.

Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Хемчикская средняя общеобразовательная школа с. Хемчик

муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва»

Проектно-исследовательская работа

Тема: «Тувинцы - олимпийцы»

http://gumusevi.com/wp-content/uploads/2014/12/almanya-2024-olimpiyatlarina-aday-olacak.jpg

                                 

                                       Выполнил

                                                                              Монгуш Ишин-Норбу

                                                                ученик 3-го класса

                                                   

                                            Руководитель

        Салчак Шончалай Борисовна

с. Хемчик 2016г

Оглавление

Введение ………………………………………………………… 3

Олимпийские и паралимпийские игры ………………………   4

О тувинцах-олимпийцах……………………………………….   6

Практическая часть …………………………………………….  9

Выводы ………………………………………………………….  10

Литература

Введение

Я бы хотел рассказать о людях, которые прославили нашу республику далеко за его пределами;  о  людях,  которых объединяет  одно – любовь к спорту. Благодаря им Республика Тыва стала  известна всему миру как край ярких талантов и личностей, награждённых железной силой воли.

Наши спортсмены всегда достойно представляли нашу страну на многих крупных международных соревнованиях, включая чемпионаты мира и олимпиады. Именно о спортсменах-олимпийцах я хочу сегодня вам рассказать. Я предположил, что большинство учащихся нашей школы также, как и я, мало информированы или не знают о спортсменах из нашей республики, которые участвовали в Олимпийских и Параолимпийских играх.          Отсюда следует тема моей исследовательской работы «Тувинцы-олимпийцы».

Актуальность работы: знать о спортсменах из нашей республики, которые защищали честь России на Олимпийских  и Параолимпийских играх в разные годы.

Объект исследования: спортсмены-олимпийцы из Республики Тыва.

Цель исследования: собрать и изучить информацию о спортсменах-олимпийцах.

Задачи исследования:

  1. Познакомиться с биографиями спортсменов.
  2. Узнать об их участии в Олимпийских играх.
  3. Рассказать о результатах исследования своим одноклассникам.

         Гипотеза исследования: если каждый житель нашей республики будет знать спортсменов-земляков, участвовавших в Олимпийских играх, то они будут передавать эту информацию подрастающему поколению, которые будут гордиться ими и брать с них пример.

Методы исследования:

  1. Опрос учащихся 3,4 классов.
  2. Изучение литературы.
  3. Сбор информации в сети Интернет.
  4. Обработка информации.
  5. Подготовка презентации и защита работы.

Олимпийские и  паралимпийские игры

        Современные Олимпи́йские и́гры — крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, которые проводятся раз в четыре года под эгидой Международного олимпийского комитета.

       Традиция проведения Олимпийских игр, существовавшая в Древней Греции, зародилась как часть религиозного культа. Игры проводились с 776 до н.э. по 394 н.э. всего было проведено 293 Олимпиады в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. От Олимпии произошло и название Игр.

        Современные Олимпийские игры были возрождены в конце XIX века французским общественным деятелем Пьером де Кубертеном. Олимпийские игры, известные также как летние Олимпийские игры, проводились каждые четыре года, начиная с 1896 года, за исключением лет, пришедшихся на мировые войны. В 1924 году были учреждены зимние Олимпийские игры, которые первоначально проводились в тот же год, что и летние. Однако, начиная с 1994 года, время проведения зимних Олимпийских игр сдвинуто на два года относительно времени проведения летних Игр.

Эмблема Олимпийских игрhttps://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a9/Olympic_rings_with_white_rims.svg/1020px-Olympic_rings_with_white_rims.svg.png

Логотип олимпийских игр выглядит как пять объединенных между собой колец разных цветов. Этот логотип так же нанесен и на олимпийский флаг, который         имеет белый фон означающий мир во всем

мире.

В 1913 году Пьер де Куберт придумал такой логотип, он считал, что национальные цвета всех стран включены в эти пять колец, а не привязаны к какому-либо из континентов как принято думать сейчас. Если вы посмотрите на флаг абсолютно любой страны, вы увидите, что на нем есть хотя бы один цвет из пяти цветов колец. На сегодняшний день полагают что каждый цвет это какой-либо континент, самая распространенная версия: Синий это Европа, черный – Африка, красный – Америка, желтый – Азия, зеленый – Австралия. Так что же все-таки означают пять колец олимпийского логотипа, большинство источников сообщает о пяти континентах, справедливо будет и нам придерживаться этого мнения.
        Такой символ, указывает на то, что в олимпийских играх могут принимать участие спортсмены любых стран земного шара. Основной целью олимпийских игр являет поддержания мира, улучшение взаимоотношений между странами. Эти принципы заложены как основа еще в древней Греции.
      Пять олимпийских колец присутствуют на каждом логотипе олимпиады, на каждой медали, и вообще на всех олимпийской атрибутике. Кольца можно смело назвать символом мира во всем мире.

          Паралимпи́йские и́гры (параолимпи́йские игры) — международные спортивные соревнования для людей с ограниченными возможностями. Традиционно проводятся после Олимпийских игр, а начиная с летних Паралимпийских игр 1988 года — на тех же спортивных объектах; в 2001 году эта практика закреплена соглашением между МОК и Международным паралимпийским комитетом (МПК). Летние Паралимпийские игры проводятся с 1960 года, а зимние Паралимпийские игры — с 1976 года.

          Возникновение видов спорта, в которых могут участвовать инвалиды, связывают с именем английского нейрохирургаЛюдвига Гуттмана, который, преодолевая вековые стереотипы по отношению к людям с физическими недостатками, ввёл спорт в процесс реабилитации больных с повреждениями спинного мозга. Он на практике доказал, что спорт для людей с физическими недостатками создаёт условия для успешной жизнедеятельности, восстанавливает психическое равновесие, позволяет вернуться к полноценной жизни независимо от физических недостатков, укрепляет физическую силу, необходимую для того, чтобы управляться с инвалидной коляской.

Эмблема паралимпийских игрhttps://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e6/IPC_logo_%282004%29.svg/300px-IPC_logo_%282004%29.svg.png

                      Символ Паралимпийских Игр составлен из трех "agitos", окрашенных красными, синими, и зелеными, окружая единственный пункт, на белой области. Agito ("Я двигаюсь") - символ движения в форме асимметричного полумесяца.

       

 Цвета agitos с белым второстепенным стендом для трех цветов, которые наиболее широко представлены в национальных флагах во всем мире.
         Форма также символизирует Паралимпийское видение, чтобы позволить Паралимпийским атлетам достигнуть спортивного превосходства и вдохновить и взволновать мир.

О тувинцах-олимпийцах

Чечен-оол Алексеевич Монгуш

    Родился в селе Хайыракан Дзун-Хемчикского района Тувинской АССР 28 мая 1972 году. http://www.tuvaonline.ru/uploads/posts/2013-06/1371733082_chechen-ool2.jpg

     В 1986 году был зачислен в красноярскую школу высшего спортивного мастерства в группу Дмитрия Миндиашвили. Выступал в весовой категории до 52 кг.

       В 1984 году он выиграл первенство России среди юношей, в 1989 — юношеский чемпионат Европы.

        С 1990 года — спортсмен-инструктор государственного комитета Республики Тыва по физической культуре, спорту и туризму.

        В 1995 году Чечен-оол Монгуш стал чемпионом России в весе до 52 кг и стал бронзовым призёром кубка мира, в 1996 и 1999 годах был бронзовым призёром чемпионата России.

         Он участвовал в 26-ых летних Олимпийских играх 1996 г. в Атланте (США).  Проиграл схватку за 3-е место и стал лишь четвёртым.

         В 2000 году он был признан лучшим спортсменом Тувы XX века. После завершения спортивной карьеры стал тренером по вольной борьбе в спортшколе Кызыла. Удостоен наград Тувы и Олимпийского комитета России.

       В 2013 году трагически погиб.

Елена Евгеньевна  Достай (Тутатчикова)

dostai

8 марта 1969 года в селе тоора-Хем Тоджинского района родилась талантливая спортсменка, участница двух олимпийских игр Елена Достай (Тутатчикова).

Первый спортсмен -победитель международных соревнований по стрельбе из лука. В 1984  году стала заслуженным мастером спорта России, чемпионка Европы среди девушек.

              В 1990 году впервые члены команды Республики Тыва Елена Тутатчикова, Галина Токтоева и Саяна Ондур стали чемпионами России. С тех пор наши лучники постоянно становились чемпионами и призерами российских и международных, всесоюзных и всероссийских соревнований.

      В 1994 году Е. Тутатчикова вновь стала чемпионкой Европы, неоднократно становилась призером мировых чемпионатов.

     В 1992  г. – окончила Кызылский  государственный педагогический институт.

    С 1985 г. –  член сборной СССР и России по стрельбе из лука.

    В 1995 г. – получила звание Заслуженный мастер спорта России.

    С 2003 г. –  стипендиат Президента Российской Федерации.

Участница XXVI летних Олимпийских игр 1996 г. в  Атланте (США), заняла 6-ое место.
Член сборной команды  XXVIII Олимпийских игр 2004 г. в  Афинах (Греция).

 

Результаты выступлений:

  • В 1981г.  –  чемпионка Европы среди молодежи (Франция)
    В 1986 г. –  чемпионка СССР на коротких дистанциях
    В 1989 г. –  обладательница кубка СССР, бронзовый призер в командном составе на  Чемпионате мира (Швейцария).
    В 1992 г. – победитель чемпионата СНГ.
    В 1993 – серебряный призер  Чемпионата Мира в команде (Турция).
    В 2004 г. –  заняла I место на зимнем Чемпионате Европы.

Лориса Бюрбюевна Ооржак

http://bmsi.ru/media/bmsi_sourceimage_highslide/282d8375-4f64-4607-9e8d-0bf77dc009c0

Родилась 10 августа 1985 года в селе Хандагайты Овурского кожууна.

Российская спортсменка по вольной борьбе.

          Трёхкратная чемпионка Европы, двукратная вице-чемпионка мира, чемпионка России. Выступает в самом лёгком весе (до 48 кг).

В сборной России с 2003 года. Живёт в Красноярске и Кызыле.

    Участница 28-ых летних  Олимпийских игр 2004 года в Афинах (Греция). Заняла 5-е место.

Михаил Кара-оолович Оюн

         Родился 17 мая 1980 года, в год проведения 22 летних Олимпийских игр в Москве. И в честь олимпийского Мишки, малыша назвали Михаилом. На дне его рождения всё время желали стать олимпийским чемпионом.http://www.tuvaonline.ru/uploads/posts/2012-12/1355367755_vyp_01.jpg

      Занимается стрельбой из лука с 13 лет. Победитель первенства России среди юношей 1995 и первенства России среди юниоров 1997 годов. Неоднократно побеждал и занимал призовые места на чемпионатах и кубках России и Республики Тува.

В 2010 году одержал победу на чемпионате Европы среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата в личном и командном зачётах. В 2011 году стал чемпионом мира и получил звание Мастер спорта международного класса.

     3 сентября 2012 года Михаил Кара-оолович занял 3 место в Паралимпиаде-2012, и вместе с тем он со своей командой заняли весь пьедестал по стрельбе из лука (мужчины, стоя): Тимур Тучинов (золотую медаль) и Олег Шестаков(серебряная медаль).

   М. К. Оюн закончил училище олимпийского резерва, работает тренером-преподавателем ДЮСШ села Бай-Хаак.

Практическая часть

Я предложил учащимся ответить на следующие вопросы:

  1. Я показал фотографии 4-ёх спортсменов олимпийцев и спросила знают ли они их, кто они?
  2. Как вы думаете кто из них участвовал в Олимпийских или Паралимпийских играх?

Результаты опроса занес в таблицу.

Всего опрошенных

Чечен-оол Монгуш

Елена Достай

Лориса Ооржак

Михаил Оюн

1вопрос

11

0

0

7

8

2 вопрос

11

0

0

0

8

       По полученным результатам можно сделать вывод, что большинство учащихся не знают наших спортсменов олимпийцев.

         Вместе с учителем мы ознакомили учащихся результатами нашего исследования. Рассказали о спортсменах из нашей республики, которые участвовали в Олимпийских играх.

       Провели повторный опрос и занесли результаты опроса в таблицу.

Всего опрошенных

Чечен-оол Монгуш

Елена Достай

Лориса Ооржак

Михаил Оюн

1вопрос

11

11

11

11

11

2 вопрос

11

11

11

11

11

Из таблицы видно, что теперь все учащиеся 3-го и 4-го класса знают наших спортсменов-олимпийцев.

Заключение

        Тувинские спортсмены дважды защищали честь страны на Олимпийских играх – в Атланте и Афинах. Это известные борцы-вольники Чечен-оол Монгуш, Лориса Ооржак, а также лучница Елена Достай, участвовавшая в обеих олимпиадах.

       Впервые в своей истории в Паралимпийских играх в 2012 году в сборной России  был наш тувинский спортсмен Михаил Оюн чемпион мира по стрельбе из лука.

       А в Сурдлимпийских играх – спортивных соревнованиях людей с нарушениями слуха, проходивших в Тайване в 2012 году, за национальную сборную боролся тувинский дзюдоист Чечен-оол Дувендей.

      Вольная борьба и стрельба из лука признаны базовыми для республики видами спорта.

       Поставленная нами гипотеза если каждый житель нашей республики будет знать спортсменов-земляков, участвовавших в Олимпийских играх, то они будут передавать эту информацию подрастающему поколению, которые будут гордиться ими, и брать с них пример подтвердилась.

      Мы должны гордиться нашими спортсменами-олимпийцами, продолжать их успех, а значит дружить со спортом.

      Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать при проведении классных часов и викторин.

Литература

https://otvet.mail.ru/question/165852698

 http://news.sportbox.ru/

Дувендей Чечек-оол Шойданович

                              Родился 2 августа 1977 году в Ак-Туруге. Живет в городе Кызыл. 21 летние Сурдлимпийские игры в Тайване в городе Тайбей в 2012 году.

       В 21 летних Сурдлимпийских играх – спортивных соревнованиях людей с нарушениями слуха, проходивших в Тайване,  боролся за национальную сборную.

Лориса Бюрбюевна Ооржак (род. 10 августа 1985, Хандагайты, ТываСССР) — российская спортсменка (вольная борьба), трёхкратная чемпионка Европы, двукратная вице-чемпионка мира, чемпионка России. Выступает в самом лёгком весе (до 48 кг).

Рост — 149 см, вес — 48 кг. В сборной России с 2003 года. Живёт в Красноярске и Кызыле.

Участница Олимпиады 2004 года в Афинах (заняла 5-е место).

В результате автомобильной аварии 21 апреля 2007 года получила тяжёлые травмы[1] и лишилась одной почки, проходила курс реабилитации[2]. Летом 2008 года вернулась в большой спорт[3].

Чемпионка России 2009 года. В 2009 году стала вице-чемпионкой мира в датском Хернинге. В апреле 2010 года выиграла золото на чемпионате Европы в Баку. В сентябре 2010 года выиграла серебро чемпионата мира в Москве.

ЛАРИСА ООРЖАК ВЫИГРАЛА ПУТЁВКУ НА ОЛИМПИАДУ !

ЦА №31 (6 — 13 августа 2004)

Ещё одна спортсменка из Тувы включена в состав олимпийской сборной России. Компанию лучнице Елене Достай составит борец вольного стиля Лариса Ооржак (Хандагайты, Овюр). Воспитанница Виктора Достая будет бороться в весовой категории 48 килограммов.

Команда борцов-вольников была укомплектована одной из последних. Победы Ларисы Ооржак на чемпионате страны оказалось недостаточно для включения в список олимпийцев. Путёвку на Олимпиаду Лариса всё-таки завоевала, с большим преимуществом выиграв контрольную схватку у заслуженного мастера спорта, четырёхкратной чемпионки Европы Инги Карамчаковой 30 июля в Болгарии, где проходят предолимпийские учебно-тренировочные сборы российской команды. Знатоки борьбы отмечают, что у Ларисы, по сравнению с её именитой соперницей по ковру, более богатый арсенал технических приёмов. В начале июля на молодёжном чемпионате Европы она получила специальную награду за лучшую технику.

Виктор Достай не сможет поехатьна Олимпиаду. Это дорогое удовольствие для тренера влетело бы в копеечку – в восемь тысяч евро. А психологическая поддержка тренера весьма пригодилась бы юной Ларисе. Кстати, 10 августа ей исполнится 19 лет.

Как неоднократно отмечал в своих выступлениях в СМИ глава Олимпийского комитета России Леонид Тягачёв, ставка делается на вторую половину Игр, а именно тогда, с 23 августа, стартуют состязания по борьбе. Вольная борьба, как женская, так и мужская, по мнению Леонида Тягачёва, обещает стать для россиян одним из наиболее щедрых на медали видов олимпийских состязаний.

Виктория ХОВАЛЫГ 

3 Увы, нет. Тридцатые Летние Олимпийские игры 2012 года проходят в столице Великобритании с 27 июля по 12 августа без участия спортсменов из Тувы.

Как сообщает пресс-служба правительства Республики Тыва, одна из главных олимпийских надежд республики – борец Опан Сат – не попал в сборную страны. Лориса Ооржак не принимала участия в отборочных соревнованиях из-за травмы колена.

Зато на Паралимпиийских играх – международных спортивных соревнованиях для инвалидов, кроме инвалидов по слуху, которые традиционно проводятся после главных Олимпийских игр, тувинский спортсмен будет бороться за победу.

Паралимпийские игры-2012 пройдут в Лондоне с 29 августа по 9 сентября, на них Тува впервые в своей истории будет представлена в сборной России стрелком из лука – чемпионом мира, неоднократным чемпионом России Михаилом Оюном.

Тувинские спортсмены дважды защищали честь страны на Олимпийских играх – в Атланте и Афинах. Это известные борцы-вольники Чечен-оол Монгуш, Лориса Ооржак, а также лучница Елена Достай, участвовавшая в обеих олимпиадах.

А в Сурдлимпийских играх – спортивных соревнованиях людей с нарушениями слуха, проходивших в Тайване, за национальную сборную боролся тувинский дзюдоист Чечен-оол Дувендей.

Вольная борьба и стрельба из лука признаны базовыми для республики видами спорта.

На днях Министерство спорта России и правительство Тувы заключили соглашение о предоставлении в 2012 году республике субсидии на адресную финансовую поддержку организаций, готовящих резерв для национальных сборных команд по базовым олимпийским и паралимпийским видам спорта.

Как сообщил участвовавший в подписании соглашения первый вице-премьер Михаил Козлов, Туве выделяется 1 миллион 419 тысяч рублей на приобретение оборудования, инвентаря и экипировки по базовым для региона видам спорта, среди которых – вольная борьба и стрельба из лука.

Получатели их уже известны – это республиканская школа высшего спортивного мастерства имени Ивана Ярыгина и детско-юношеская спортшкола. Кроме того, за счет федеральной субсидии будет финансироваться подготовка спортсменов-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата.

Михаил Кара-оолович Оюн (род. 17 мая 1980) — российский спортсмен по стрельбе из лука, завоевавший бронзовую медаль на Паралимпиаде-2012.

Тувинец по национальности. Занимается стрельбой из лука с 13 лет. Победитель первенства России среди юношей 1995 и первенства России среди юниоров 1997 годов. Неоднократно побеждал и занимал призовые места на чемпионатах и кубках России и Республики Тува.

В 2010 году одержал победу на чемпионате Европы среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата в личном и командном зачётах. В 2011 году стал чемпионом мира и получил звание Мастер спорта международного класса[1].

3 сентября 2012 года Михаил Кара-оолович занял 3 место в Паралимпиаде-2012, и вместе с тем он со своей командой заняли весь пьедестал по стрельбе из лука (мужчины, стоя): Тимур Тучинов (золотую медаль) и Олег Шестаков(серебряная медаль).

М. К. Оюн закончил училище олимпийского резерва, работает тренером-преподавателем ДЮСШ села Бай-Хаак.

http://www.tuvaonline.ru/uploads/posts/2012-12/1355367755_vyp_01.jpg

http://www.centerasia.ru/uploads/posts/2012-09/1348223631_narod-vstrechaet_.jpg

Михаил Оюн, которого по возвращению из Лондона в Кызыл встречали 13 сентября как национального героя – на переполненной народом площади Арата, с музыкой, цветами и воздушными шарами – не менее торжественный прием встретил и в родном селе Бай-Хаак, где муниципальные власти отметили его спортивные достижения денежным призом.

Ищедрый лучник, не раздумывая, поделился подаренными ему средствами с детьми родного Тандинского района, передав часть денег Центру социальной помощи семье и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Как сообщила директор центра Марина Оюн, этих средств хватит, чтобы обновить мебель, приобрести боксерские груши, перчатки, мячи и другой спортивный инвентарь для двадцати шести детей, которые сегодня находятся здесь.

«Мы хорошо знаем нашу знаменитость, потому что работаем вместе, когда приходится обслуживать детские спортивные соревнования в райцентре – обеспечивать горячее питание. И все равно его поступок был приятной неожиданностью для нас и примером доброты для всех, тем более что богатым Михаила не назовешь. Подобная щедрость и широта души становится, к сожалению, большой редкостью», – так прокомментировала Марина Оюн поступок спортсмена.

Михаил Оюн не только завоевал две награды на Паралимпиаде-2012 – бронзовую медаль в личном зачете и золотую – в командном, но и получил в Москве из рук Президента России орден Дружбы народов.

А в Туве его ожидал заслуженный подарок от власти республики: квартира в Кызыле.

Но пока переезжать из родного села Бай-Хаак Михаил не собирается, продолжая работать тренером в детско-юношеской спортшколе, где обучает искусству стрельбы из лука сельскую детвору.

 

Фото: Михаил Оюн – в толпе восторженных поклонников его спортивных успехов на Паралимпиаде. Кызыл, Площадь Арата, 13 сентября 2012 года. Фото Виталия Шайфулина.

Совершенно очевидно, что для гармоничного развития человека спорт и физическая культура необходимы. Физическая культура и спорт необходимый, в первую очередь, для духовного и нравственного развития человека. Дело в том, что спорт развивает такие безусловно положительные качества человека, как стремление к победе, честолюбие, упорство, и многие другие.


Наш город - это Родина отечественной легкой атлетики. Именно у нас более 110 лет назад был создан легкоатлетический кружок, ставший прообразом современной федерации этого вида спорта. Олимпийские Игры - это важнейшие соревнования в спортивном мире, которые никогда не смогут обойтись без легкой атлетики, а потому говорить об одном без другого фактически невозможно. Мы считаем себя патриотами нашего города, Санкт-Петербурга, а потому выбор темы не составил для нас почти никаких затруднений. Кроме того, тема «Ленинградцы-легкоатлеты чемпионы Олимпийских игр» представляется нам наиболее актуальной еще и потому, что сложно переоценить роль нашего города в успехах олимпийской сборной СССР, СНГ и России. 
Легкая атлетика — это первый вид спорта, который вошел в олимпийскую программу. В данном случае речь идет о древних Олимпийских Играх, которые впервые прошли в 776 году до н.э. Собственно, в программу тех игр вошла только одна дисциплина -бег на один стадий (приблизительно 192 метра). Нам даже известен победитель: им стал некий Короибос. В Эрмитаже хранятся древние монеты и медальоны с изображениями Олимпийских Игр. Связь этого вида спорта и нашего города очевидна даже на первоначальном этапе исследования. Впрочем, на одной археологи заслуги Санкт-Петербурга на ниве олимпийской легкой атлетики перед спортивной общественностью страны и мира далеко не заканчиваются. Речь идет, в первую очередь о множестве легкоатлетов-олимпийцев, ставших спортсменами мирового уровня именно в нашем городе. 
Нас как исследователей данной проблематики на продолжении уже нескольких лет возмущает толерантность, с которой общественность города относится к спортивным достижениям наших спортсменов. Арена Игр Доброй Воли и юношеских Олимпийских Игр, Санкт-Петербург имел неплохие шансы и на проведение Олимпийских Игр 2004 года, которые, к сожалению, пройдут в Афинах. Мы считаем, что наша работа - это минимальный вклад в дело развития общественной поддержки идеи проведения Олимпийских Игр в нашем городе. Конечно, мы понимаем, насколько малозначительны наши усилия, но мы считаем, что в таком деле, как спортивная честь и слава нашего города, мелочей быть просто не может. 
Мы искренне надеемся, что далеко не все скрытые резервы нашего санкт-петербургского спорта уже исчерпаны и что уже в ближайшие годы санкт-петербургские легкоатлеты, равно как, впрочем, и представители иных видов спорта станут не гостями, а хозяевами на олимпийских пьедесталах. Пусть наша исследовательская работа, которая лежит перед вами, послужит этому светлому делу. 

http://centerasia.ru/templates/ca_skin/images/dots.gifОпубликовано 6 августа 2004 г.
http://centerasia.ru/templates/ca_skin/images/dots.gifПросмотров: 5643



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Хемчикская средняя общеобразовательная школа с. Хемчик

муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва»

Проектно-исследовательская работа

Тема: «Что изображено на денежных купюрах России?»

http://rk.karelia.ru/wp-content/uploads/2014/05/falshivaya-kupyura-620x465.jpg

                                 

                                  Выполнила

                                                                              Салчак Камилла  Кирилловна                                          

                                                                              ученица 4 класса

                                                        МБОУ Хемчикская СОШ

                                                   

                                                             Руководитель Салчак Ш.Б.

с. Хемчик 2016г

Оглавление

Введение …………………………………………………………………… 3

Денежные купюры России ………………………………………………..  4

Что изображено на денежных купюрах………………………………….  5

Практическая часть ……………………………………………………….. 9

Заключение ………………………………………………………………..  9

Литература ………………………………………………………………… 10

Введение

         Когда-то на денежных банкнотах печатали изображения великих людей. Постепенно эта идея менялась, и стали появляться виды городов на купюрах рублей. Сначала это была только Москва. Начиная с реформ 1995 года, на купюрах российских денег начали помещать в качестве основных изображений архитектурные памятники различных городов России.

       Не каждый гражданин России знает, что изображено на купюрах России. Конечно, скорее всего, все знают, что на современных купюрах изображены виды городов. Но вот вы, например, знаете, на какой купюре изображен Ярославль или Хабаровск? А Красноярск или Архангельск? Или же кто изображен на пятитысячной купюре? Скорее всего, на эти вопросы сможет ответить далеко не каждый. Этот вопрос заинтересовал и меня.

         Это и определило тему моей проектно- исследовательской работы: Что изображено на денежных купюрах России.

Данная тема является актуальной так, как не все знают, что изображено на наших денежных купюрах.

Цель моей работы: выявить, что же изображено на современных денежных купюрах России.

Задачи:

  1. Найти и изучить информацию по данной теме в сети Интернет и других справочниках.
  2. Провести опрос среди моих одноклассников.
  3. Рассказать о результатах исследования своим одноклассникам.

Предметом моего исследования стали современные российские денежные купюры.

        Объектом исследования -  изображения на купюрах.

         При исследовании я использовала следующие методы:

  1. Сбор информации в сети Интернет.
  2. Опрос.
  3. Обобщение данных.

Денежные купюры России

Билет Банка России – официальное платежное средство, используемое на всей территории РФ. Право на выпуск таких банкнот имеет только ЦБ. Они надежно защищены от подделывания специальными признаками подлинности, при внедрении которых используются современные технические решения. Единицей измерения платежеспособности, которой обладают купюры России, является российский рубль как национальная денежная единица. Каждая купюра имеет номинал, соответствующий одному из закрепленных. Таковой определяет платежеспособность банкноты, выраженную в российских рублях.

Бумажные деньги появились в России в 1769 году. Они назывались ассигнациями и представляли собой обязательства, согласно которым предъявитель мог получить в банке монеты на соответствующую номиналу сумму. Первая серия была очень слабо защищена от подделывания – фальшивки выпускались в промышленных масштабах, что привело к обесцениванию. Основным платежным средством продолжали оставаться монеты: их ценность была значительно выше, как и доверие к ним со стороны населения. В 1818 году начали выпускаться купюры России нового образца. Это были те же самые ассигнации, но их качество оказалось на порядок выше, как и защищенность. Бумага была намного более плотной, появились водяные знаки. К дальнейшему совершенствованию денежных знаков было привлечено множество специалистов.

После распада СССР в обращении остались билеты Госбанка, некоторое время продолжался их выпуск Банком России. В 1993 году произошла денежная реформа: билеты Госбанка были признаны неплатежеспособными, на смену им пришла первая серия билетов Банка России. Вторая серия таковых была выпущена спустя год: внешний вид купюр претерпел определенные изменения.

В 1995 году снова была выпущена новая серия денежных знаков. Они выглядели так же, как и современные купюры России. Основные различия между ними состоят в номинале: для серии 1995 года он был в тысячу раз выше используемого сейчас.

В 1995 году снова была выпущена новая серия денежных знаков. Они выглядели так же, как и современные купюры России. Основные различия между ними состоят в номинале: для серии 1995 года он был в тысячу раз выше используемого сейчас.

Суть очередной денежной реформы, проведенной в 1998 году, состояла в деноминации. То есть – в изменении номинала банкнот, сопровождаемом их постепенной, но полной заменой. Выпущены новые купюры России. Их внешность почти полностью соответствовала внешности денежных знаков образца 1995 года. Изменились только цифры и рельефные элементы, обозначающие номинал.

Несмотря на очень высокое качество и защищенность, денежные купюры России продолжали нуждаться в модификациях. Таковые не заставили себя ждать: вышли новые серии банкнот. Прежде всего обновления касались защиты от подделывания: возрастающие возможности фальшивомонетчиков привели к появлению ненастоящих купюр, трудноотличимых от подлинных. Кроме того, в обращение были постепенно введены две совершенно новые банкноты. Их достоинство – 1000 рублей и 5000 рублей соответственно. Все новейшие меры защиты "обкатывались" именно на них, впоследствии добавляясь к новым сериям купюр меньшего достоинства. Некоторое время ходили слухи о том, что готовится выпуск банкноты номиналом в 10000. Купюра России такого достоинства должна была стать результатом новейших разработок в области защиты денежных знаков. Новая "десятитысячная" пока так и не выпущена, но продолжается активное совершенствование "тысячных" и "пятитысячных".

Бумажные купюры России, использующиеся сегодня, защищены значительным количеством особых признаков подлинности.

Что изображено на денежных купюрах России?

10 рублей

Купюра 10 рублей

       В российской денежной системе сегодня это — наименьшая купюра. Правда, в последнее время ее уверенно заменяет монета того же достоинства. Но иногда она еще встречается в обращении.

      На ней можно видеть изображение города Красноярска. На лицевой части купюры показаны часовня Параскевы Пятницы (святой, покровительницы семьи и домашних животных) и мост на реке Енисей. Картинка обратной стороны содержит изображение плотины Красноярской гидроэлектростанции. Енисейский мост вошел в издание ЮНЕСКО под названием «Лучшие мосты мира».

        Доминирующие тона — темно-коричневый и темно-зеленый.

50 рублей: образ северной столицы

50 рублей. На лицевой стороне банкноты изображена скульптура в основании Ростральной колонны, на обороте - общий вид здания Биржи и Ростральной колонны на набережной Невы (Санкт-Петербург)

http://www.fresher.ru/images6/istoriya-rossijskix-deneg-v-kupyurax/84.jpg

         Изобразительный ряд этой купюры посвящен прекрасному городу Санкт-Петербург. Лицевая сторона изображает Ростральную колонну (ее основание) с женской фигурой на троне (символом Невы). За колонной видна Петропавловская крепость. Изображение оборотной стороны представлено бывшей биржей на набережной.

Преобладающим цветом является голубой.

100 рублей: Московские виды

100 рублей.  На лицевой стороне банкноты изображена квадрига на портике здания Государственного академического Большого театра (Москва), а на обороте - общий вид здания Большого театра

100 рублей.  На лицевой стороне банкноты изображена квадрига на портике здания Государственного академического Большого театра (Москва), а на обороте - общий вид здания Большого театра

          Ведущая тема изображения данной купюры — столица нашего государства. На лицевой стороне 100 рублевой купюры изображен Аполлон с колесницей (квадригой). Эта скульптура находится на фронтоне Большого театра. Оборотную сторону посвятили зданию самого Большого театра и Театральной площади перед ним.

          Отличается коричневым дизайном.

500 рублей: Архангельск на денежном знаке

http://cs5190.vk.me/v5190045/584/ZOB7qDkSxCA.jpg

             На этой купюре изображен город Архангельск. На лицевой ее части можно увидеть памятник Петру I на фоне морского вокзала и парусника (интересно, что аналогичный памятник стоит в Таганроге). На обратной стороне показан Соловецкий монастырь, являющийся одной из российских святынь.

           Банкнота характеризуется преимущественно фиолетовыми тонами.

1000 рублей: Ярославль на купюре

http://cs622317.vk.me/v622317026/23fc1/XeWPIeyUorU.jpg

http://www.smartcode.ru/uploads/image/bills/1000R_10_rv.jpg

         Современная купюра этого номинала имеет виды старинного города Ярославля. Ее лицевая сторона отличается памятником Ярославу Мудрому и часовней на фоне Ярославского кремля. Оборотная показывает вид колокольни и храма Иоанна Крестителя.

         Доминирует зеленый цвет.

         В 1995 году на банкноте в 1 000 руб. изображались достопримечательности Владивостока.

5000 рублей: на крупнейшей купюре – Хабаровск

5000 рублей. На ней изображен город Хабаровск, жители которого смогут увидеть ее одними из первых. Лицевую сторону банкноты украшает изображение памятника генерал-губернатору Восточной Сибири Николаю Муравьеву-Амурскому работы скульптора Александра Опекушина, установленный в Хабаровске в конце XIX века и восстановленной в XX веке. Основным рисунком оборотной стороны банкноты является изображение моста через реку Амур в Хабаровске

5000 рублей. На ней изображен город Хабаровск, жители которого смогут увидеть ее одними из первых. Лицевую сторону банкноты украшает изображение памятника генерал-губернатору Восточной Сибири Николаю Муравьеву-Амурскому работы скульптора Александра Опекушина, установленный в Хабаровске в конце XIX века и восстановленной в XX веке. Основным рисунком оборотной стороны банкноты является изображение моста через реку Амур в Хабаровске

             Сегодня в обороте самая крупная российская купюра имеет номинал пять тысяч. Какой же город  изображен на 5000 купюре? Это Хабаровск. На лицевой части можно видеть набережную города и памятник Муравьеву-Амурскому (в XVII в. генерал-губернатор Восточной Сибири). Изображением на оборотной стороне служит мост на реке Амур в городе (2700 метров длиной).

            Основной цвет — красно-оранжевый.

Практическая часть

       Сначала я собрала информацию по данной теме в сети Интернет. Тщательно изучила его.

        После этого я провела опрос среди моих одноклассников. Я задала им один вопрос: «Знаете ли вы что изображено на наших современных российских купюрах?». Ответы занесла в таблицу

        

Число опрошенных

Ответивших «Да»

Ответивших «нет»

23

0

23

          Как видно из таблицы, все у кого я провела опрос не дали положительного ответа.

          После опроса я ознакомила своих одноклассников с результатами моего исследования и повторно провела опрос.

Число опрошенных

Ответивших «Да»

Ответивших «нет»

23

23

0

     Теперь они все знают, что изображено на денежных купю́рах России.

Заключение

             Работа над данной темой мне очень понравилась. Проводя проектно-исследовательскую де́ятельность я узнала, что изображено на денежных купюрах нашей страны, узнала много интересного о достопримеча́тельностях России.            

          Любой город достоин быть изображённым на денежных купюрах России. В каждом из них имеются достопримеча́тельности. Но такая честь досталась лишь нескольким городам.

        Литература

FB.ru: http://fb.ru/article/177177/denejnyie-kupyuryi-rossii-sovremennyie-kupyuryi-rossii

http://creditbery.ru/bank/dengi/goroda-i-kupury.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ Хемчикская СОШ с. Хемчик Проект «Моя елка» выполнил: ученик 2 класса Чулдум Эртине Александрович проверила: Салчак Шончалай Борисовна

Слайд 2

Моя елка Моя елка самая красивая и нарядная. Она сделана из пластмассы, ее длина- примерно 80 см. Я наряжал елку с братом и с отцом. Она светится разными огоньками.

Слайд 3

Вот я со своей елкой

Слайд 4

Я жду подарков от Деда Мороза возле моей елки.

Слайд 5

Спасибо за внимание!