Системность профессионального развития
Системность профессионального развития
Скачать:
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут на 2019-2020 учебный год
Крюковой Татьяны Николаевны
Специальность | учитель-логопед |
Образование | высшее |
Стаж педагогической работы | 1год |
Квалификационная категория | нет |
Курсы повышения квалификации (за последние 3 года): - - - | Всероссийский научно образовательный центр «Современные образовательные технологии» (ООО «ВНОЦ» «СоТех») г. Липецк «Организация образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» 72 часа 04.02.2019 г. № 21/50272 |
Тема самообразования | «Применение современных здоровьсберегающих технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» |
Цель | Создать условия для развития и коррекции речи детей дошкольного возраста с использованием современных здоровьесберегающих технологий |
Задачи | 1.Повышение речевой активности. 2.Совершенствование общей, мелкой моторики. 3.Снятие мышечного напряжения, восстановление работоспособности. 4.Активизация познавательного интереса. 5.Улучшение концентрации внимания, снижение трудности переключения с одного вида деятельности на другой. |
Результаты | -повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; -снижение уровня заболеваемости; |
СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел | Сроки | Содержание | Практический выход | Примечание | |
Изучение методической литературы и современных инновационных технологий | I кварта Сентябрь Октябрь Ноябрь | Крупенчук О.И. Витязева О.В. «Кинезиология в коррекции детской речи» | Буклет | ||
II квартал Декабрь Январь Февраль | Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В., «Песочная терапия в развитии дошкольников» | Презентация | |||
III квартал Март Апрель Май | Участие в РМО учителей-логопедов Советского района «Практикум «Организация образовательного процесса учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО» | Сертификат за предоставления опыта работы | |||
Создание персонального сайта и ежемесячное пополнение | Сайт педагога | ||||
Амосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями Новикова О.А. ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры. Богуш Д.А. корейский метод Су-Джок. | Буклет Картотека Консультация для родителей и педагогов | ||||
Работа с детьми | I кварта Сентябрь Октябрь Ноябрь | Логопедическое обследование | Протокол | ||
Оформление предметно развивающей среды в логопедическом кабинете игры, картинный материал для занятий и обследования | Игры, картотека | ||||
Нетрадиционная артикуляционная гимнастика | Картотека артикуляционной гимнастики | ||||
II квартал Декабрь Январь Февраль | Пальчиковые игры с детьми по развитию мелкой моторики. | Картотека пальчиковых игр | |||
Участие ребенка во всероссийской викторине «В мире животных» | Диплом | ||||
Участие ребенка во всероссийском конкурсе «Чтение-лучшее учение» | Диплом | ||||
Применение песочной и Су-джок терапии
| Фотоотчет, видеоролик | ||||
Разработка многофункционального Лэпбука для занятий с детьми | Лэпбук | ||||
III квартал Март Апрель Май | Разработка картотеки гимнастики для глаз | Картотека | |||
Работа с педагогами ДОУ | I кварта Сентябрь Октябрь Ноябрь | Подготовить комплекс артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики по темам с детьми для проведения в вечернее время | Папка | ||
II квартал Декабрь Январь Февраль | Проведение работы над развитием связной речи, контроля за правильным звукопроизношением, поставленных звуков. Индивидуальные беседы с воспитателями о динамике развития двигательной активности детей с нарушениями речи. Взаимодействие в работе учителя-логопеда, воспитателей по реализации здоровье сберегающих технологий | Памятка | |||
III квартал Март Апрель Май | Изучать опыт работы лучших педагогов детского сада, через сеть Интернет. | Конспекты, электронные носители, применение в работе | |||
Взаимодействие с семьей | I кварта Сентябрь Октябрь Ноябрь | Познакомить родителей с организацией коррекционно-образовательного процесса в старшей группе на основе ФГОС, с основными этапами, методами и формами логопедической работы в старшей группе для детей с ТНР. Беседа «Подготовка детей к новому учебному году». «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». | Конспект | ||
Письменные консультации на стенд и на официальный сайт ДОУ | Папка с материалом | ||||
II квартал Декабрь Январь Февраль | Беседа «Важность занятий с ребенком по заданию логопеда. Беседа: 1.«Артикуляционная гимнастика в домашних условиях» 2. «Как развивать словарь детей» Буклет «Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики» | Конспект | |||
Мастер-класс для родителей «Роль двигательной активности в речевом развитии ребенка» | Конспект | ||||
III квартал Март Апрель Май | Беседа: «Как автоматизировать поставленные звуки и следить за произношением» .«С пальчиками играем – речь развиваем» .«Развиваем слуховое внимание» – игры и упражнения. | Конспект, буклет | |||
Взаимодействие с социальными партнерами | I кварта Сентябрь Октябрь Ноябрь | ||||
II квартал Декабрь Январь Февраль | |||||
III квартал Март Апрель Май | |||||
Самореализация | I кварта Сентябрь Октябрь Ноябрь | Участие в семинаре «Международном научно-методическом семинаре (с международным участием в формате ON-LINE трансляции) «Социализация детей раннего возраста и детей с особыми образовательными потребностями в условиях ДОО» | Сертификат об участии | ||
Участие в вебинаре Многофункциональный речевой комплекс «Логомер» как основная база интерактивного дидактического материала для детей с ТНР» ,«Игровые технологии при обследовании речи дошкольников», «Новые подходы к формированию лексико-грамматического строя языка у детей-билингвов и детей с ОВЗ», «Логопедическая и фонетическая ритмика как традиционные методики в коррекции речи детей», «ПМПк в системе коррекционной помощи с обучающимися с ОВЗ»,«Игровые методы активизации мышления, логики и внимания как база для развития речи у детей с ОВЗ» | Сертификат об участии | ||||
II квартал Декабрь Январь Февраль | Участие в конференции: «Принцип интеграции в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО» | Сертификат об участии | |||
Участие в вебинаре «Применение интерактивных игр в структуре занятий по запуску речи», «Использование интерактивных, настольный и напольных игр в работе с детьми логопедических групп», «Эффективное использование интерактивных упражнений в коррекции дислекции и дисграфии у детей», «Роль интерактивной и настольной игры в формировании и развитии фонематического восприятия у детей с ОНР», «Проведение итогового речевого обследования и оценка результатов у детей с ОВЗ», «Новые возможности в создании интерактивных пособий для развивающих занятий с детьми» | Сертификат об участии | ||||
Участие на сайте Федерального агентства «Образование РУ» в международном педагогическом конкурсе «Здоровьесберегающме технологии» | Диплом | ||||
III квартал Март Апрель Май | Участие в конкурсе «Есть идея» , « Лучшее дидактическое пособие» сертификат за участие | Сертификат об участии | |||
На заседании РМО учителей-логопедов образовательных организация предоставляла опыт работы «Практикум «Организация образовательного процесса учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО» | Сертификат за предоставление опыта работы | ||||
Участие на сайте «Международный информационно-образовательный центр развития» в конкурсе для педагогов «Лэпбук-интерактивное наглядное пособие» | Диплом | ||||
Публикация на сайте «Педагогический альманах» конспект итогового занятия в старшей группе «Космическое путешествие Мишки» | Свидетельство о публикации | ||||
Всероссийской олимпиаде «Педагогический успех» в номинации «Применение современных педагогических технологий в соответствии с ФГОС» | Диплом | ||||
Участие в вебинаре «Проведение дистанционных развивающих занятий с детьми с помощью интерактивных технологий» «Логопедическое сопровождение обучению грамоте» | Сертификат об участии |
Крюкова Т.Н.МАДОУ д/с «Улыбка» п. Малиновский2019-2020
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут на 2020-2021 учебный год
Крюковой Татьяны Николаевны
Специальность | учитель-логопед |
Образование | Высшее (бакалавриат) |
Стаж педагогической работы | 2 года |
Квалификационная категория | нет |
Курсы повышения квалификации (за последние 3 года): - - - | «Организация образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» 72 часа 04.02.2019 г. № 21/50272 «Содержание и способы инклюзивного образования детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ОВЗ» (72 часа), г. Абакан, 2021 г. |
Тема самообразования | «Применение современных здорово сберегающих технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» |
Цель | Преодоление речевых нарушений и укрепление психофизического здоровья детей посредствам современных здоровьесберегающих технологий. |
Задачи | 1.Повышение речевой активности. 2. Повышение резервов дыхательной системы. профилактика нарушения зрения. 4.Совершенствование общей, мелкой моторики и зрительно-пространственного гнозиса. 3.Снятие мышечного напряжения, восстановление работоспособности. 4.Активизация познавательного интереса. 5.Улучшение концентрации внимания, снижение трудности переключения с одного вида деятельности на другой. |
Результаты | -повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; -снижение уровня заболеваемости; |
СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел | Сроки | Содержание | Практический выход | Примечание |
Изучение методической литературы и современных инновационных технологий | I кварта Сентябрь Октябрь Ноябрь | Овчинникова Т.С. «Артикуляционная гимнастика на занятиях в детском саду» Ежова М.А. «Инновационная мастерская логопеда» | Буклет | |
II квартал Декабрь Январь Февраль | Амосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к письму. Новикова О.А. ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры. Богуш Д.А. корейский метод Су-Джок. Савельева Е.А. «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников» | Консультация для педагогов Картотека | ||
III квартал Март Апрель Май | Н.В.Нищева «Веселая мимическая гимнастика» | Картотека гимнастики | ||
Власова Т.М., ПфафендронтА.Н. «Фонематическая ритмика» | Картотека гимнастики | |||
Внедрение в свою практику новых технологий. | Фотоотчет | |||
Работа с детьми | I кварта Сентябрь Октябрь Ноябрь | Подготовить наглядно-иллюстративный материал «Веселая мимическая гимнастика» | Наглядно-иллюстративный материал | |
II квартал Декабрь Январь Февраль | Использование мнемотаблиц для пересказа рассказов и сказок | Картотека мнемотаблиц | ||
III квартал Март Апрель Май | Бионергопластика, литопластика | Наглядно-иллюстративный материал Наглядно-иллюстративный материал | ||
Работа с педагогами ДОУ | I кварта Сентябрь Октябрь Ноябрь | Семинар-практикум «Применение современных здорово сберегающих технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» | Презентация Буклет | |
Творческий отчёт по теме самообразования. | Конспект, презентация | |||
II квартал Декабрь Январь Февраль |
Рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики с детьми, имеющими нарушения речи; по проведению работы над развитием лексико-грамматических категорий | Журнал взаимодействие с педагогами | ||
III квартал Март Апрель Май | Подготовить комплекс артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики по темам с детьми для проведения в вечернее время Изучать опыт работы лучших педагогов детского сада, через сеть Интернет. | Папка Конспекты, электронные носители, применение в работе | ||
Взаимодействие с семьей | I кварта Сентябрь Октябрь Ноябрь | Круглый стол «Совместная работа ДОУ и семьи» | Конспект, фотоотчет | |
Беседа «Как выполнять домашнее задание в индивидуальной тетради?» | Фотоотчет | |||
Анкетирование родителей «Как мы развиваем речь детей?» | Анкеты | |||
II квартал Декабрь Январь Февраль | «Контролируем произносительную сторону речи ребенка» | Памятка | ||
Письменные консультации на стенд и на официальный сайт ДОУ | Папка с материалом | |||
Беседа «Важность занятий с ребенком по заданию логопеда. Беседа: 1.«Артикуляционная гимнастика в домашних условиях» 2. «Как развивать словарь детей» Буклет «Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики» | Конспект | |||
III квартал Март Апрель Май | Мастер-класс для родителей «Роль двигательной активности в речевом развитии ребенка» | Конспект | ||
Беседа: «Как автоматизировать поставленные звуки и следить за произношением» .«С пальчиками играем – речь развиваем» .«Развиваем слуховое внимание» – игры и упражнения. | Конспект, буклет | |||
Взаимодействие с социальными партнерами | I кварта Сентябрь Октябрь Ноябрь | Библиотека конкурс «Синяя птица» | Сертификат | |
II квартал Декабрь Январь Февраль | Экскурсия в библиотеку «Библиотека, книжка, я- вместе верные друзья» | Фотоотчет | ||
III квартал Март Апрель Май | Конкурс «Масленица» | Диплом | ||
Самореализация | I кварта Сентябрь Октябрь Ноябрь | Творческий отчет на МО детского сада на тему о проделанной работе за учебный год | Отчет | |
Участие в семинарах | Сертификат | |||
Участие в вебинарах
| Сертификат | |||
II квартал Декабрь Январь Февраль | Семинар-практикум «Применение современных здорово сберегающих технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» | Фотоотчет | ||
Участие в конференции | Сертификат | |||
III квартал Март Апрель Май | Публикация на сайте Участие в конкурсах на педагогических сайтах | Сертификат |
Крюкова Т.Н.МАДОУ д/с «Улыбка» п. Малиновский2020-2021
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут на 2021-2022 учебный год
Крюковой Татьяны Николаевны
Специальность | учитель-логопед |
Образование | высшее (бакалавр) |
Стаж педагогической работы | 3 года |
Квалификационная категория | Нет Прошла на соответствие с занимаемой должностью 15.09.2020 г. |
Курсы повышения квалификации (за последние 3 года): - - - | Всероссийский научно образовательный центр «Современные образовательные технологии» (ООО «ВНОЦ» «СоТех») г. Липецк «Организация образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» 72 часа 04.02.2019 г. № 21/50272 «Содержание и способы инклюзивного образования детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ОВЗ» (72 часа), г. Абакан, 2021 г. |
Тема самообразования | «Применение современных здоровьсберегающих технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» |
Цель | Создание условий для развития и коррекции речи детей дошкольного возраста с использованием современных здоровьесберегающих технологий |
Задачи | 1.Повышение речевой активности. 2.Совершенствование общей, мелкой моторики. 3.Снятие мышечного напряжения, восстановление работоспособности. 4.Активизация познавательного интереса. 5.Улучшение концентрации внимания, снижение трудности переключения с одного вида деятельности на другой. |
Результаты | -повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; -снижение уровня заболеваемости; |
СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел | Сроки | Содержание | Практический выход | Примечание |
Изучение методической литературы и современных инновационных технологий | I кварта Сентябрь Октябрь Ноябрь | Овчинникова Т.С. «Артикуляционная гимнастика на занятиях в детском саду» Ежова М.А. «Инновационная мастерская логопеда» | Картотека артикуляционной гимнастики | |
Волосовец Т. В., Кутепова Е. Н. «Программа логоритмических занятий с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья» | Заметки для использования в своей работе с детьми ОВЗ | |||
II квартал Декабрь Январь Февраль | Новикова О.А. ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры. Богуш Д.А. корейский метод Су-Джок. Савельева Е.А. «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников» | Консультация для педагогов и родителей | ||
III квартал Март Апрель Май | Власова Т.М., ПфафендронтА.Н. «Фонематическая ритмика» | Картотека гимнастики | ||
Н.В.Нищева «Веселая мимическая гимнастика» | Картотека гимнастики | |||
Внедрение в свою практику новых технологий. | презентации фотоотчет | |||
Работа с детьми | I кварта Сентябрь Октябрь Ноябрь | Подготовить наглядно-иллюстративный материал «Веселая мимическая гимнастика» , «Артикуляционная гимнастика» | Наглядно-иллюстративный материал | |
II квартал Декабрь Январь Февраль | Использование мнемотаблиц для пересказа рассказов и сказок | Картотека мнемотаблиц | ||
III квартал Март Апрель Май | Бионергопластика, литопластика | Наглядно-иллюстративный материал Видеоролик | ||
Работа с педагогами ДОУ | I кварта Сентябрь Октябрь Ноябрь | Обобщение опыта работы «Применение современных здорово сберегающих технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» | Видеоролик | |
Творческий отчёт по теме самообразования. | Конспект | |||
II квартал Декабрь Январь Февраль |
Рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики с детьми, имеющими нарушения речи; по проведению работы над развитием лексико-грамматических категорий | Журнал взаимодействие с педагогами | ||
III квартал Март Апрель Май | Подготовить комплекс артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики по темам с детьми для проведения в вечернее время Изучать опыт работы лучших педагогов детского сада, через сеть Интернет. | Папка Конспекты, электронные носители, применение в работе | ||
Взаимодействие с семьей | I кварта Сентябрь Октябрь Ноябрь | Круглый стол «Совместная работа ДОУ и семьи» | Конспект, фотоотчет | |
Беседа «Как выполнять домашнее задание в индивидуальной тетради?» | Буклет | |||
Анкетирование родителей «Как мы развиваем речь детей?» | Анкеты | |||
«Контролируем произносительную сторону речи ребенка» | Памятка | |||
II квартал Декабрь Январь Февраль | «Слоговой анализ. Игры и игровые упражнения» | Буклет | ||
Письменные консультации на стенд и на официальный сайт ДОУ | Папка с материалом | |||
Беседа «Важность занятий с ребенком по заданию логопеда. Беседа: 1.«Артикуляционная гимнастика в домашних условиях» 2. «Как развивать словарь детей» Буклет «Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики» | Конспект | |||
III квартал Март Апрель Май | Беседа: 1. «Как автоматизировать поставленные звуки и следить за произношением» 2.«С пальчиками играем – речь развиваем» 3.«Развиваем слуховое внимание» – игры и упражнения. | Буклет | ||
«Развиваем слуховое внимание» (игра-тренинг) | Конспект | |||
Как научить ребенка пересказу | Памятка | |||
Взаимодействие с социальными партнерами | I кварта Сентябрь Октябрь Ноябрь | Конкурс «День пожилого человека» | Диплом | |
II квартал Декабрь Январь Февраль | Конкурс «Новогодний фейерверк» | Диплом | ||
III квартал Март Апрель Май | Конкурс «Масленица» | Диплом | ||
Самореализация | I кварта Сентябрь Октябрь Ноябрь | Участие в Семинаре-практикуме «Поддержка детей с особыми образовательными потребностями: Эффективные практики и перспективы «Для представителей ресурсных центров инклюзивного образования и представителей «Ассоциации школ инклюзивного образования» | Сертификат | |
Участие в вебинарах: «Здоровьесберегающая реализация образовательных программ для обучающихся с особыми образовательными потребностями с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» «Составление индивидуальной программы по развитию фонематических процессов у детей с ОВЗ с помощью игр и развивающих пособий» | Сертификат | |||
Обобщение опыта работы «Применение современных здорово сберегающих технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Творческий отчёт по теме самообразования | Видеоролик Отчет | |||
II квартал Декабрь Январь Февраль | Участие в конференции | Сертификат | ||
Публикация на сайте Участие в конкурсах на педагогических сайтах | Сертификат | |||
III квартал Март Апрель Май | Всероссийской олимпиаде «Педагогический успех» в номинации «Применение современных педагогических технологий в соответствии с ФГОС» | Диплом | ||
Участие в конкурсе «Есть идея» , « Лучшее дидактическое пособие» сертификат за участие | Сертификат | |||
Участие на сайте Федерального агентства «Образование РУ» в международном педагогическом конкурсе «Лучшая методическая разработка» | Диплом |
Крюкова Т.Н.МАДОУ д/с «Улыбка» п. Малиновский2021-2022
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»
Семинар-практикум
«Организация образовательного процесса учителя-логопеда в
условиях реализации ФГОС ДО»
Автор: учитель-логопед Т.Н. Крюкова
2020 г.
Семинар-практикум
«Организация образовательного процесса учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО»
Актуальность: Основная мысль ФГОС ДО заключается в поддержке разнообразия детства через создание условий развития способностей каждого ребенка. Ребенок будет развиваться тем темпом, который характерен для него. Речевая функция играет важную роль в развитии дошкольника, в процессе которого развивается его самостоятельность и познавательный интерес. Педагогу необходимо применять новые формы, методы и технологии.
Цель семинара-практикума: Представить инновационные технологии, которые используются в организации образовательного процесса с детьми, имеющие речевые нарушения.
Задачи семинара-практикума:
1.Ознакомление участников с накопленным дидактическим и теоретическим материалом.
2. Представить практический опыт путем прямого комментированного показа использования дидактических игр.
3.Расширить опыт учителей-логопедов в вопросах развития познавательных способностей у дошкольников посредством применения дидактических игр.
Вариант проведения: показ слайдов, дидактических игр, которые используются в работе учитель-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности.
Этапы проведения семинара-практикума:
- Организационный момент.
- Подготовительный этап.
- Основной этап.
- Этап подведения итогов семинара-практикума.
Участники семинара-практикума: учителя-логопеды.
Предполагаемый результат: повышение мотивации участников по внедрению и использованию новых технологий в организации и проведение дидактических игр с детьми.
Ход семинара:
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада вас видеть на своем практическом семинаре. Надеюсь, что наша встреча пройдет интересно и эффективно!
Всем нам известно, что в системе дошкольного образования произошли изменения, которые требуют от педагога перестройки в профессиональной деятельности с внедрением новых технологий, методов, приемов работы с современными детьми.
Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
Напомню вам, что основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей предметно-пространственной среде, которая обеспечивает, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей. Содержание работы зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы.
Приятно, когда дети с радостью и желанием идут на занятия к логопеду, в предвкушении того, что же ждет их сегодня. А что же их может ждать? Привлекательная окружающая обстановка рабочего пространства учителя-логопеда, эстетическое оформление, игровые дидактические пособия, только так можно ребенка заинтересовать. В этих изменяющихся условиях нам логопедам дошкольного образования необходимо уметь не только свободно ориентироваться в широком спектре современных технологий, но и эффективно их внедрять. Известно, что использование в логопедической практике разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность коррекционной деятельности.
В своей работе стараюсь создать интересные индивидуальные занятия с использованием игр с песком.
Песочная терапия решает следующие задачи, которые вы можете увидеть на слайде (Слайд № 3):
1.Развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля, творческого мышления, воображения и фантазии;
2.Формирование у ребёнка представления об окружающем мире;
3.Развитие общей и тонкой моторики.
4. Тренировка органов дыхания, увеличение объема легких, фильтрация кислорода в них.
Игры с песком - это просто, привычно, доступно, естественно и приятно! Частичный перенос элементов логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
1.Рисование на песке дыханием через трубочку для коктейля.
(Слайд № 4)
Дети учатся дышать через трубочку, не затягивая в неё песок. Можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка, выдувать изучаемую букву, картинку.
2.Посыпание, пересыпание песка из руки на руку.
Само знакомство с песком очень полезно, когда человек берет в руки песок, начинает пересыпать его, наблюдая за движением песчинок, разравнивает или просто поглаживает, снимается стресс, общение с песком своеобразный медитативный процесс.
3. Поиск картинок, спрятанных в песке.
Например, игру «Найди картинку» можно использовать при постановке или автоматизации определённого звука, классификации предметов на заданный звук и т. д.
В своей работе использую тактильно-кинестетическую доску. Очень эффективно проходит работа с ребенком ЗПР.
Задачи тактильно-кинестетической доски: (Слайд № 5)
1. Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность дошкольников с нарушениями речи, учить детей словесно выражать свои ощущения.
2. Формировать ассоциативные связи между тактильно- кинестетическими ощущениями и различными материалами
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». (К. Д. Ушинский).
В этом году в работе стала использовать такую форму работы как — Лэпбук. (Слайд № 6)
Дидактическое пособие помогает реализовать принципы ФГОС: (сделать на слайде)
- Многофункциональность - обучает, развивает, развлекает;
- Широкий возрастной диапазон участников;
- насыщенность – наличие игровых вспомогательных материалов для познавательной и речевой активности детей;
- вариативность игровых заданий и упражнений: множество вариантов, как авторских, так и придуманных самостоятельно;
- трансформируемость – возможность изменения элементов, смены дидактического материала в зависимости от образовательной задачи;
- доступность – свободный доступ всех детей к играм, материалам;
- творческий потенциал: можно играть бесконечно, придумывая всё новые варианты, развивая всё новые способности.
В основу дидактического пособия положены 3 принципа обучения: «от простого к сложному», «самостоятельно по способностям», «постепенность и систематичность».
С одной стороны - ребенку предлагаются примеры (образцы, схемы) для подражания, с другой - возможности для творчества и фантазии.
На обложке дидактического пособия находятся Звукарики. Они вместе с малоактивными детьми путешествуют по разным лексическим темам, от их имени могут совершаться разнообразные игровые действия и усложняться задания.
Цель и задачи можете изучить на слайде (Слайд № 7)
Цель: создать условия для познавательного и речевого развития детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Задачи: Коррекционно-образовательные:
Расширять, уточнять и активизировать словарь детей, используя знаково-символическую систему.
Формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями.
Формировать соотношение числительных с существительными и прилагательными, формы предмета и цвета.
Формировать лексико-грамматический строй речи, автоматизировать и дифференцировать звуки речи.
Формировать умение составлять последовательный рассказ с наглядной основой в виде карточек, отражающих последовательность событий.
Коррекционно-развивающие:
Развивать диалогическую и связную речь, познавательные процессы (разные виды восприятия, внимания, памяти, мыслительные операции);
Коррекционно - воспитательные:
Воспитывать отзывчивость, желание общаться и играть со взрослыми и сверстниками.
Дидактическое пособие имеет три зоны:
I.Зона- « Лексические темы» (Слайд № 8, 9)
Собраны лексические темы, игры и упражнения к ним.
II. Зона - «Расскажи сказку» (Слайд № 10)
В этой зоне собраны сказки
Цель: формировать умение пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно; развивать умение располагать в правильной последовательности картинки, развивать внимание, усидчивость, мышление, память, связную речь, мелкую моторику; формировать умение ориентироваться в пространстве; воспитывать любовь к сказке, интерес к игре-театрализации, учить детей обыгрывать сюжет знакомой сказки, активизировать речевую деятельность детей, формировать умение импровизировать, развивать образное мышление, актёрские способности, побуждать детей к активному общению, умение строить диалог.
Однажды неизвестный поэт сказал:
Я пытался достичь сердца ребенка словами;
Они часто проходили мимо него неуслышанными.
Я пытался достичь его сердца книгами;
Он бросал на меня озадаченные взгляды.
В отчаянии я отвернулся от него.
«Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» - закричал я.
Он прошептал мне на ухо:
«Приди, - сказал он, - поиграй со мной»
Уважаемые коллеги, я приглашаю двоих участников поиграть со мной и выполнить несколько игровых заданий.
Игры которые находятся в
III разделе ЛЭПБУКА(Слайд № 11)
Зона – «Дидактических игр»
Игра «Богатейка»
Цель: Учить детей согласовывать числительное с существительным, автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Ход игры: Логопед раскладывает на столе 2 ряда по 6 карточек в верхнем ряду – карточки с цифрами от 1 до 6, а в нижнем – коррекционные картинки. Каждый игрок поочередно трясет и перемешивает три игральных кубика, лежащие в ладошках Затем игрок выбрасывает на стол кубики и соотносит показания кубиков с цифрами на карточках и лежащими под ними коррекционными картинками. После того как участник игры четко назвал каждую картинку, логопед подводит итог: если на всех кубиках разные показания игрок не получает ничего. Если совпадают 2 кубика – игрок получает 2 призовых жетона, если совпадают 3 кубика – 3 жетона. На этапе автоматизации звука в словосочетаниях или предложениях можно дать детям образцы словосочетаний по предметным картинкам (большая машина, пушистая кошка и т. д.) или предложений (душ – Мою под душем шею и уши.)
Игра «Менялка»
Цель: научить детей согласовать прилагательное с существительным, развитие связной речи.
Ход игры: На двух полях разных цветов раскладываются коррекционные картинки с вырезанными силуэтами. Согласование прилагательного с существительным. Так, при автоматизации (Р) можно предложить красное поле. Игрок бросает кубик и забирает определенное количество картинок. В процессе игры дети упражняются в произнесении фраз такого типа: Была машинка желтого цвета, стала зеленая.
С целью повышения эффективности коррекционно-образовательной работы логопед поддерживает тесную взаимосвязь с воспитателями группы. Вместе мы создаем в группе развивающую предметно-пространственную среду. Представляю вашему вниманию фотографии старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР «Радуга».
Логопедический уголок, (слайд 14) макет домашние животные и домашние птицы (слайд 15), макет животные жарких стран (слайд 16). Домик на колесах, с кухней, гостиной, спальней и лоджией. На боковой стороне дома, можно закреплять пройденный звук и букву, подобрав картинки в которых слышится этот звук, определить место звука в слове и дать характеристику звуку (слайд 17). Макет транспорт и дорожное движение (слайд 18). Театрализация, разнообразные игры для развития памяти, мышления, мелкой моторики (слайд 19,20)
Нашу встречу хочется закончить словами В. А. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Надеюсь, что вы с пользой провели время. Спасибо всем за внимание.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»
Опыт работы по теме:
«Применение современных здоровьеберегающих технологий в коррекции
речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Составил:
учитель-логопед
Крюкова Татьяна Николаевна
п. Малиновский ,2021 г.
Оглавление
Аналитические результаты опыта работы 7
Перечень литературных источников 10
Введение
Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости
не найдёшь до самой старости.
(народная мудрость)
В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий жизни. Проблемы здоровья ребенка, его адаптация и социализация в окружающей экологической и социальной среде, диагностика и коррекция здоровья детей и многие другие вопросы становятся предметами обсуждения многих научно-практических мероприятий: конференций, семинаров, мастер-классов, круглых столов. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Большинство дошкольников с ОВЗ, имеют проблемы в развитии внимания, памяти, восприятия, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Учитель-логопед в своей практике использует проверенные временем приемы и методы проведения мониторинга, постановки звуков, а инновационные технологии являются дополнением в его коррекционной деятельности.
Чтобы заинтересовать воспитанников, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии. В последнее время активно развивается инновационная деятельность в педагогической практике, увеличивается степень свободы, расширяются возможности для проявления инициативы свободного выбора оптимальных технологий. Содержание работы зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, определяется целями и задачами программы. В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. В коррекционной работе используют как традиционные, так и нетрадиционные методы. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Комплекс логопедической помощи, оказываемой учителем-логопедом, на основе ее сочетания со здоровьесберегающими технологиями, не требующими особых усилий, позволяет оптимизировать процесс коррекции речи детей, одновременно способствуя оздоровлению всего организма ребенка.
Актуальность
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа должна приносить ощутимые результаты. Поэтому не случайно оздоровление ребенка - дошкольника является приоритетной задачей в программе модернизация Российского образования. В логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно – психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, имеют проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышление. Решению этих проблем поможет использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют еще и лечебной.
Цель: выявить эффективные способы использования здоровьесберегающих технологий, оптимизировать процесс коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей дошкольного возраста.
Задачи:
- внедрение технологий к условиям работы с детьми на логопедических занятиях в соответствии с индивидуальными, возрастными особенностями;
- охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения;
- развитие артикуляционной моторики;
- совершенствование общей, мелкой моторики;
- повышение резервов дыхательной системы.
Новизна опыта заключается в отборе наиболее оптимальных средств здоровьесберегающих технологий для коррекции речевых нарушений детей; разработке цикла занятий с детьми и плана взаимодействия с родителями по теме опыта; составлении картотек применяемых приемов; разработке рекомендаций для родителей по проведению в домашних условиях игр и упражнений, входящих в арсенал здоровьесберегающих технологий и способствующих коррекции речевых нарушений.
Предполагаемый результат:
- профилактика болезней, укрепление здоровья,
- развитие общей и мелкой моторики;
- формирование правильного речевого дыхания и артикуляционного праксиса;
- снятие эмоционального напряжения и тревожности;
- коррекция поведения и преодоление психологических трудностей;
- формирование высших психических функций;
- создание условий для успешной социализации в обществе.
Основная часть
Для организации работы по данной теме мною была подобрана и изучена необходимая методическая литература и опыт других образовательных организаций. Свою работу решила построить по следующим направлениям: работа с детьми, педагогами и родителями.
Организация работы по первому направлению «Работа с детьми» выстроена с учетом организационных и психолого-педагогических условий и принципов:
• Не навреди!
• Систематичности и последовательности
• Доступности и индивидуальности
• Системного чередования нагрузок и отдыха
• Постепенного наращивания оздоровительных действий
В своей практике я применению следующие современные здоровьсберегающие технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста: артикуляционную гимнастику, дыхательную, игры и упражнения для развития мелкой моторики, «Азбука телодвижений» для развития общей моторики. Использование этих технологий позволяет предотвращать утомляемость у детей, поддерживать познавательную активность, повышать эффективность логопедической работы.
Дыхательная гимнастика
Неотъемлемой и очень важной частью коррекционной работы является дыхательная гимнастика. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально-речевого дыхания, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы по коррекции звукопроизношения. Если у дошкольника будет хорошо поставленное дыхание, то у него будет четкая дикция, он будет внятно произносить все звуки. На каждое занятие включается несколько упражнений. По мере овладения упражнений детьми добавляются новые. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания, которые я использую в своей работе: «Буря в стакане», «Морская качка», «Лыжная гонка», «Прожорливые фрукты», «Рыбка золотая», «Балет», «Футбол», «Горячий чай».
Артикуляционная гимнастика
Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Главная задача – выработать точность, силу, темп, переключаемость движений.
Регулярное выполнение поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить напряжённость артикуляционных органов.
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука. Я применяю основной комплекс артикуляционных упражнений, а также специальные упражнения для постановки необходимых звуков, использую «Сказки о Весёлом язычке», также разработанные мной игры, прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой работы с дошкольниками:
«Артикуляционная ходилка»
Цель игры: укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи, развивать внимание и зрительную память.
«Артикуляционные часы»
Цель игры: развитие артикуляционного аппарата, речевых навыков, подвижности мышц языка и его укрепление для дальнейшей постановки звуков, автоматизация поставленных звуков. Для каждого звука подобрана артикуляционная гимнастика и картинки для автоматизации этого звука.
Самомассаж.
Самомассаж – одно из средств профилактики и коррекции речи детей. Самомассаж – это массирование разных групп мышц своими руками, без помощи другого человека. Логопедический самомассаж, так же как и массаж, - активный метод механического воздействия, способный изменять состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей речевого аппарата, что благоприятно сказывается на нормализации тонуса мышц и сокращение периода постановки, автоматизации, дифференциации звуков.
Целью логопедического самомассажа является в прежде всего стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также нормализация мышечного тонуса данных мышц. В логопедической практике самомассаж выполняется на мышцах лица, шеи, губ, языка, кистей и пальцев рук. При проведении самомассажа используют ряд приёмов: поглаживание, растирание, легкое поглаживание, надавливание, пощипывание, сгибание, разгибание пальцев.
Виды развивающего массажа, используемые в логопедической практике:
- массаж и самомассаж лицевых мышц;
- массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
- аурикулярный массаж (массаж ушных раковин).
Использование самомассажа широко применимо по нескольким причинам:
- можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.
- можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.
- можно использовать без специального медицинского образования.
Любой самомассаж не может принести никакого вреда, а польза от него очевидна.
Очень нравится детям выполнять самомассаж в виде сказки или в стихотворной форме под спокойную музыку.
Развитие мелкой моторики.
В процессе логопедической работы была выявлена необходимость развития мелкой моторики в целях повышения эффективности коррекционной работы с детьми-логопатами. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления. Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев соответствует развитию речи ребенка. У детей на фоне речевых нарушений страдает и пальчиковая моторика. У них страдает переключаемость движений, возникают трудности в удержании карандаша, а так же и в самообслуживание (застегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.п.). Так как дети - логопаты очень быстро утомляются, и любые игры на развитие мелкой моторики у них вызывает большую сложность и трудность, то я пришла к тому, что необходимо максимально разнообразить пальчиковые игры, которые будут положительно влиять не только на речь, но и на оздоровления организма в целом. На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают пальчиковые игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний для этого я сделала:
«Тактильно кинестетическую доску»
Цель: развивать тактильную память, логику в действиях; развивать воображение, запоминание и последующее воспроизведение; учить сравнивать, анализировать, обобщать, фантазировать; совершенствовать речевую активность.
Игра «Песочное путешествие»
Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, развитие мелкой моторики.
«Раздели на два».
Ребенку предлагается правильно назвать и разложить картинки по обоим сторонам песочного поля в соответствии с изучаемыми звуками в любой позиции и слепить из песка буквы на которые поделил картинки.
Игра «Мир чудесных слов» направленная на развитие фантазии, памяти, связной речи и мелкой моторики для расставления мелких картинок для рассказа.
Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Дети с большим удовольствием
Песочная терапия
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. А как известно основная деятельность дошкольника – игра. В ней он познает себя и окружающий мир. Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Личность каждого ребенка уникальна. «Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации. В песочнице развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта». Более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. Совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
Используя кинетический песок, я решаю следующие задачи:
- развитие диафрагмального дыхания;
- развитие фонематических представлений;
- совершенствование грамматического строя речи;
- автоматизация поставленных звуков;
- обучение грамоте;
- развитие связной речи;
- формирование слоговой структуры речи;
- развитие мелкой моторики.
Развитие общей моторики.
Одним из невербальных симптомов речевых нарушений, является недостаточная двигательная активность. У многих детей дошкольного возраста с нарушениями речи, была выявлена недостаточная недостаточно развитая общая моторика. Это проявляется в плохой координации частей тела при выполнении сложных двигательных действий, их неточности и нечеткости. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска новых инновационных подходов к организации двигательной деятельности детей с ОВЗ.
Благодаря использованию методики «Алфавит телодвижений» у детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается положительная динамика в запоминании буквенного образа, а также развитии координации движений, ориентировки в пространстве. У детей увеличилась двигательная активность, улучшилось физическое развитие. Одна из методик, которая особенно полюбилась нашим детям - это "Алфавит телодвижений". "Алфавит телодвижений" это комплекс двигательных действий, был назван С. И. Веневцевым.
Цель методики - с помощью увеличения двигательной активности осуществлять коррекцию развития речи, а также способствовать обучению грамоте. "Алфавит телодвижений состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита.
Дети на слух и зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечное чувство и мышечное движение, изображают эту букву. И наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемую букву.
В данном случае соединяется абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями. благодаря чему условные связи в коре головного мозга укрепляются и в последствии легко воспроизводятся. Движения, которые выполняются при показе той или иной буквы, хорошо знакомы и доступны детям и имеют общеразвивающий характер.
Игровое упражнение «Тело – буква» - оригинальный способ запоминания букв. Ребенок изображает букву с помощью всего тела. Можно загадывать такие “Тело-загадки”, а дети отгадывают, какая это буква. Среди наших детей есть гиперактивные, их трудно заставить слушать, у них повышенная утомляемость. Я заметила, благодаря использованию методики «Алфавит телодвижений» дети лучше стали читать и писать. У детей лучше стала дикция, развился речевой слух.
Преимущества данных технологий:
- Улучшение качества речевых навыков воспитанников.
- Развитие мелкой моторики рук детей.
- Развитие таких познавательных процессов, как мышление, память, внимание.
- Развитие эмоциональной сферы ребят.
- Повышение активности и самостоятельности воспитанников.
Второе направление «Взаимодействие с родителями», направлено на вовлечение взрослых в процесс активного участия в совместной деятельности с детьми. Это является одним из важных условий эффективной работы по формированию здоровья у детей.
Поэтому родители являются активными участниками образовательного процесса.
Использовала следующие формы работы с родителями:
- организация встреч (групповых, индивидуальных) с целью информирования о совместной работе;
- проведение мастер-класса, семинаров-практикумов, целью которых является ознакомление их с здоровьесберегающими технологиями;
- создание информационного просвещения (памятки, буклеты);
- совместная деятельность.
Для родителей разработаны тематические консультации: «Веселые игры со звуками», «Вместе весело дышать», «Гимнастика для язычка».
Проведено родительское собрание в виде мастер-класса по теме: ««Речевое дыхание — основа правильной речи», «Формирование фонематического восприятия через игру». Интегрированного занятия с инструктором по физической культуре «Роль двигательной активности в речевом развитии ребенка». С целью повышения единых требований в коррекционном пространстве ДОУ
для родителей проводятся индивидуальные и групповые консультации, беседы и тренинги. Например: «Развитие фонематических процессов и правильного произношения звуков – составные части подготовки ребёнка к школе», «Различные речевые нарушения у дошкольников», «Речевая подготовка детей к школе», «Роль пальчиковых игр в коррекции звукопроизношения». Оформление информационных стендов для родителей позволяют иметь достаточно полное представление о содержании коррекционной работы в ДОУ, родители начинают проявлять заинтересованность в успехах детей, достаточно внимательно относиться к выполнению домашних индивидуальных рекомендаций, что в значительной мере способствует темпу и качеству коррекционной работы. Основная задача родителей – закрепление навыков, полученных детьми в детском саду.
Родители оказывают учителю-логопеду большую помощь в психотерапевтической и коррекционной работе с детьми.
Третье направление Для достижения высоких результатов в логопедической работе я стараюсь вести активную деятельность по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс детского сада.
Педагогам я предлагаю практические знания, которые они могут использовать на своих занятиях для сохранения здоровья ребенка, а так же закрепления навыков в звукопроизношении, полученных на моих занятиях.
Для педагогов были разработаны следующие мероприятия:
- консультации «Су-Джок терапия», «Песочная терапия», «Артикуляционная гимнастика»;
- презентация технологии «Применение здоровьесберегающих технологий в коррекции речевых нарушений у детьми дошкольного возраста» в ДОУ;
- мастер – класс «Игровой массаж как здоровьесберегающий фактор в работе с детьми дошкольного возраста »,
- буклеты и памятки;
- обобщение и распространение педагогического опыта своей работы
Аналитические результаты опыта работы
Для определения результатов применения здоровьесберегающих технологий в коррекции речевых
нарушений у детей дошкольного возраста я использовала диагностику, по следующим разделам: Звукопроизношение. Словарный запас. Грамматический строй. Связная речь. При сравнении показателей развития речевых навыков в начале и в конце учебного года на протяжении 3 лет, в течение которых отслеживались результаты, я, анализируя данные обследования, сделала вывод, что показатели всех перечисленных выше разделов растут в динамике.
Заключение
В результате активного применения здоровьесберегающих технологий больший процент детей группы четко и правильно произносит звуки речи. Здоровьесберегающие технологии на фоне комплексной логопедической помощи оптимизируют процесс коррекции речи детей, способствуют интегрированному воздействию и оздоровлению всего организма ребенка, а также достижению устойчивого, стабильного результата в преодолении речевых трудностей в более короткие сроки.
Использования приемов здоровьесберегающих технологий в логопедии:
- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие;
- дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
- корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;
- формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
-развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.
Таким образом, рассмотрев множество приёмов и методов по здоровьесбережению и примнению их в практической деятельности, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с младшими школьниками даёт положительные результаты:
- снижение уровня заболеваемости;
- повышение работоспособности, выносливости;
- развитие психических процессов;
- улучшение зрения;
- формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;
- развитие общей и мелкой моторики;
- повышение речевой активности;
- увеличение уровня социальной адаптации.
Проводимая мной работа подтвердила правильность в выборе здоровьесберегающих технологий и использование их в процессе коррекции звукопроизношения и подготовки детей к школе.
Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности:
- продолжение работы по развитию здоровьеберегающих технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий;
-совершенствование развивающей предметно-пространственной среды;
-поиск путей взаимодействия в профессиональных сообществах педагогов, работающих по данной проблеме с целью обмена опытом.
Перечень литературных источников:
- Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
- Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.
- Евдакимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.
- М.Ю.Картушина. Логоритмические занятия в дет. саду. М.:Сфера, 2003 г.
- С.В. Коноваленко. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. Москва, 1999 г.
- Кувшинова, И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией [Текст]/ И.А. Кувшинова.-М:2009.(библиотека журнала «Логопед».вып.6) 13 с.
- Леонова С.В. «Веселая разминка. Комплекс дыхательных физических упражнений под чтение стихотворных текстов». Логопед. 2004. №6. с. 83.
- Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
- Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. - М.:ВАКО, 2005. - 176 с. - (дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
- Здоровьесберегающее пространство дошкольного учреждения: проектирование, тренинги / сост.Н.И. Крылова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 218 с.: ил.
- Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. песочная терапия в развитии дошкольников.- М.: ТЦ Сфера,2014.-/Библиотека логопеда/.
- Интернет ресурсы:
Приложение 1
Перспективный план работы по «Применению современных здоровьеберегающих технологий в коррекции
речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Старшая группа
месяц | тема | задачи | Содержание работы | Взаимодействие с родителями |
Сентябрь | Артикуляционная гимнастика | улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию; улучшить подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; уменьшить напряжённость артикуляционных органов. |
| Беседа на тему : «Развитие артикуляционного аппарата – залог правильной речи» |
октябрь | Дыхательная гимнастика | улучшает нормализацию обменных процессов в организме; укрепляет и тренирует дыхательную мускулатуру, мышцы брюшного пресса, спины, ног и рук; улучшает работу легких; способствует укреплению организма | «Сдуй снежинку», «Остуди чай», «Волшебный коврик», «Угадай, кто спрятался», «Осенний листопад» «Пропевание звуков», «Трубочки», «Пластмассовые бутылочки» | Родительское собрание в виде мастер-класса по теме: ««Речевое дыхание — основа правильной речи» |
ноябрь | Кинезеологические упражнения | стимулирует деятельность мозга; зрительных и слуховых анализаторов; снижает утомляемость ребенка в целом; укрепляет физическое здоровье | Сказки с применением кинезеологических упражнений | Рекомендация привлечение родителей к |
декабрь | Самомассаж | улучшает функции рецепторов проводящих путей; усиливает рефлекторные связи | Игровой массаж со стихами | Практическое задание «Массаж и самомассаж кистей рук» |
январь | Пальчиковая гимнастика | развивает функцию речевых зон коры головного мозга; активизация интеллектуальной деятельности детей; развитие координации движений | - пальчиковые игры с мелкими предметами; - пальчиковые игры со скороговорками; - пальчиковые игры со стихами; - пальчиковая гимнастика; - пальчиковые ходилки. | Практическое занятие «С пальчиками играем – речь развиваем!» |
февраль | Песочная терапия | Развивать мелкую моторику рук: | Родительское собрание мастер-класс на тему «Песочная терапия | |
март | Зарядка для глаз | предупреждение утомления, укрепление глазных мышц -снятие напряжения. общее оздоровление зрительного аппарата. | схемы зрительно – двигательных траекторий «Разноцветные цветочки», «Поймай бабочку» | Привлечение к изготовлению тренажеров для глаз Консультация «Сохранение зрения ребенка» |
апрель | Аурикотерапия | расширение создаёт акупунктурный рецепт для лечения, профилактики и оздоровления | Массаж в стихотворной форме | Консультация на тему : «Для чего нужна аурикотерапия» |
май | Азбука телодвижений | с помощью увеличения двигательной активности осуществлять коррекцию развития речи, физического развития, а также способствовать обучению дошкольников грамоте. | Карточки с буквами и фигуры с помощью телодвижений | Беседа «Рекомендации по развитию двигательной активности в домашних условиях» |
Приложение 2
Перспективный план работы по «Применению современных здоровьеберегающих технологий в коррекции
речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Подготовительная к школе группа
месяц | тема | задачи | Содержание работы | Взаимодействие с родителями |
Сентябрь | Артикуляционная гимнастика | упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки | Работа с играми «Артикуляционные часы», «Артикуляционная ходилка» | Буклет «Артикуляционная гимнастика» |
октябрь | Дыхательная гимнастика | развитию речевого дыхания, формированию длительного, направленного выдоха | Игры с самодельными тренажерами | Мастер-класс «Развитие речевого дыхания» |
ноябрь | Су-Джок терапия | повышению физической и умственной работоспособности детей, стимулировать речевые зоны коры головного мозга, развивать мелкую моторику пальцев рук | Упражнение «Дорожка» «Шарик» «Клубок» «Кнопочки» «Прятки» | Консультация «Внедрение Су-Джок терапии в образовательный процесс для детей дошкольного возраста» |
декабрь | Самомассаж | стимуляция кинестетических ощущений мышц участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса денных мышц | Самомассаж мышц головы и шеи; самомассаж мышц лица; самомассаж языка. | Видеоролик «Осенняя сказка» |
январь | Развитие мелкой моторики пальцев рук | улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук; общую двигательную активность; содействовать нормализации речевой функции; развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность | выкладывание из различного материала букв | Буклет «Пальчики-развиваем- речь улучшаем» |
февраль | Песочная терапия | Развивать мелкую моторику рук: | автоматизация звуков, деление слов на слоги | Консультация «К логопеду в песочницу» |
март | Аурикотерапия | Развитие кинестезия, необходимая для нормализации произносительной стороны речи | Тонизирующий массаж | Памятка «Аурикулярный массаж» |
апрель май | Азбука телодвижений | с помощью увеличения двигательной активности осуществлять коррекцию развития речи, физического развития, а также способствовать обучению дошкольников грамоте. | Составление слов с помощью движения тела | Книга «Азбука телодвижений для детей дошкольного возраста» |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Советский район
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Администрация Советского района
Управление образования
ПРИКАЗ
«22» апреля 2021 г. № 391
Об участии в окружной Конференции по вопросам реализации федеральных государственных стандартов для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе направлений системы оказания психолого – педагогической помощи, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации с привлечением семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями
В соответствии с приказом Департамента образования и молодежной политики от 21.04.2021 № 10-П-534 «О проведении окружной Конференции по вопросам реализации федеральных государственных образовательных стандартов для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе направлений системы оказания
психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации с привлечением семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями» (далее – Конференция)
ПРИКАЗЫВАЮ:
- Руководителям муниципальных образовательных организаций Советского района обеспечить:
- Участие педагогической и родительской общественности в Конференции:
- 14 мая 2021 года, с использованием видеоконференцсвязи на платформе Zoom (http://zoom.us/);
- 15 мая 2021 года на официальном сайте автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования», раздел «Мероприятия/Конференции» (http://iro86.ru), и в сетевом сообществе образования Югры «Школлеги» ((http://shkollegi.ru), клуб «Мероприятия в сфере образования Югры».
- Участие специалистов муниципальных образовательных организаций Советского района в Конференции в соответствии с приложением.
- Отделу общего образования Управления образования администрации Советского района обеспечить направление заявок участников Конференции в АУ «Институт развития образования» в срок до 26.04.2021.
- Контроль за исполнением данного приказа возложить на заместителя начальника Управления образования администрации Советского района по общему образованию Петрушко М.А.
Начальник Н.В. Черемных
Исполнитель:
Михайлова Юлия Владимировна,
старший отдела общего образования
тел. 8 (34675) 55-405
Согласовано:
Заместитель начальника Управления образования
по общему образованию М.А. Петрушко
«_____»___________2021
Согласовано:
Начальник отдела общего образования Н.В. Исакова
«_____»___________2021
Рассылка:
ОО-11
ДОУ-10
Приложение
к приказу Управления образования администрации Советского района
от 22.04.2021 № 391
Список участников в Конференции
№ п/п | ФИО | Должность, место работы | Площадка |
1 | Срещикова София Александровна | Учитель – логопед, МАДОУ д/с «Алёнка» | Площадка 3 |
2 | Дружина Алёна Викторовна | Учитель-логопед, МАДОУ д/с «Росинка» | Площадка 3 |
3 | Калинина Наталия Евгеньевна | Воспитатель, МАДОУ д/с «Росинка» | Площадка 3 |
4 | Селиванова Наталья Анатольевна | Воспитатель, МАДОУ д/с «Росинка» | Площадка 3 |
5 | Шутрова Оксана Петровна | Учитель-логопед, МАДОУ д/с «Росинка» | Площадка 3 |
6 | Жукова Наталья Юрьевна | Воспитатель, МАДОУ д/с «Росинка» | Площадка 3 |
7 | Русских Наталья Ильинична | Музыкальный руководитель, МАДОУ д/с «Росинка» | Площадка 3 |
8 | Мейлинг Надежда Николаевна | Инструктор по физической культуре, МАДОУ д/с «Росинка» | Площадка 3 |
9 | Гатауллина Гульдар Закирьяновна | Воспитатель, МАДОУ д/с «Росинка» | Площадка 3 |
10 | Никитина Татьяна Николаевна | Воспитатель, МАДОУ д/с «Росинка» | Площадка 3 |
11 | Канищева Светлана Витальевна | Воспитатель, МАДОУ д/с «Росинка» | Площадка 3 |
12 | Ерматова Лидия Ерматова | Воспитатель, МАДОУ д/с «Росинка» | Площадка 3 |
13 | Бакланова Вероника Петровна | Учитель начальных классов, МБОУСОШ п.Зеленоборск | Площадка 3 |
14 | Паничева Татьяна Сергеевна | Педагог-психолог, МБОУСОШ п.Зеленоборск | Площадка 3 |
15 | Шардина Оксана Михайловна | МБОУ СОШ п. Пионерский педагог – психолог | Площадка 3 |
16 | Соколова Лариса Анатольевна | Учитель-логопед МАДОУ д/с «Улыбка» п. Малиновский | Площадка 3 |
17 | Крюкова Татьяна Николаевна | Учитель-логопед, МАДОУ д/с «Улыбка» п. Малиновский | Площадка 3 |
18 | Калугина Ольга Михайловна | Директор, МБОУ СОШ п. Зеленоборск | Площадка 2 |