ПМ 03. ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями обучающихся при решении задач обучения и воспитания.

Чернова Вероника Васильевна

Представить разработанный методический материал (памятки, беседы, консультации) для взаимодействия с родителями при решении задач обучения и воспитания обучающихся. Представить разработанный конспект обучающего интерактива с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактив для родителей

ГУБКА

Уважаемые родители, что изображено на картинке?

(ИЗОБРАЖЕНИЕ ГУБКИ)

Родители: губка

Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство?

Родители: Она хорошо впитывает жидкость.

Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?

Родители: губка станет синего цвета.

А если мы вольем в губку красную жидкость?

Родители: губка станет красной.

В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. Давайте поразмышляем, от какого слова происходит слово “воспитание”?

Родители высказывают собственные предположения.

Слово “воспитание” образовано от слов “питание”, “впитывание”. Я не зря обратил внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что “вливают” в него родители. Так и губка, впитала воду, часть воды мы отжали, а часть осталась в ней. Так и с нашими детьми, они, скорее всего, “впитают” в себя пример старших и уважаемых людей.

УПРАЖНЕНИЕ «КУЛАЧОК».

Уважаемые родители, сейчас я вам предлагаю поработать в парах. Поочередно, крепко сожмите кулак своего напарника, а другой из пары пытается раскрыть ладонь своегонапарника, использую любые способы.

Уважаемые родители, какие чувства вы испытывали, когда к вам применялось насилие? (с силой пытались разжать ваш кулачок)

Какие чувства испытывали, когда ваш кулачок пытались разжать уговорами, лаской?

Почему вы выбрали этот способ выполнения задания?

Какое состояние человека напоминает сжатый кулачок?

Отсюда можно сделать вывод, что главный метод воспитания - это убеждение.

УПРАЖНЕНИЕ «ГРЕЦКИЙ ОРЕХ».

Сейчас я перед вами разложу «грецкие орехи» вы должны выбрать себе один. Рассмотрите его внимательно, обратите внимание на его размер, форму, цвет, рисунок прожилок, дефекты и др. Запомните свой орех.

Теперь верните мне их. Сейчас я их перемешаю и выложу обратно на стол. Найдите, пожалуйста, каждый свой орех.

По какому принципу вы нашли свой орех?

На первый взгляд все орехи похожи, но если приглядеться – одинаковых нет, а все очень разные и индивидуальные. Так и наши дети – очень разные, запоминающиеся, у каждого свои неповторимые «чёрточки». Нужно их только почувствовать и понять.

В зависимости от темперамента, индивидуальных особенностей и предварительных мероприятий, проводимых нами в период адаптации, ребёнок по-разному привыкает к школе.

УПРАЖНЕНИЕ «СНЕЖИНКА»

У вас на столах лежат салфетки. Сложите салфетку пополам. Оторвите от неё кусочек. И так до тех пор, пока не останется маленький кусочек. Разверните салфетки.

Обратите внимание, для всех была дана одна инструкция, но каждый из вас выбрал свой способ обрывания салфетки. От сюда мы можем сделать вывод, что каждый человек индивидуален по – своему.

УПРАЖНЕНИЕ «РЕФЛЕКСИЯ. ПОЛЯНА»

На флипчарте лужайка с цветами – это семья

дождь, солнце, осадки – это школа

На лепестках пишут выходы из ситуации и собирают целую ромашку. (По принципу «цветик-семицветик»). Лепестки – цвета радуги.

УПРАЖНЕНИЕ «РУКОПОЖАТИЕ СИДЯ»

Родители садятся в круг. Ладони лежат открытые на коленях. Участник поблагодарил другого за работу, положил свою руки на его ладонь и т.д. Получился полноценный круг.

Сказка

В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши — мама, папа, бабушка и дедушка — были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему предстояло стать цветным.

Каждый день синяя мама учила его, как стать синим.

Красный папа — как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины.

Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зеленая бабушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел.

Так проходил день за днем, и вот…

Что же было дальше? Что за сказка без конца?

Это потому что у каждой семьи своя история, свое окончание сказки. Вы уже представили свое окончание этой сказки?

Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную.

УПРАЖНЕНИЕ «ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА».

Уважаемые родители! Выражение наших лиц при общении с ребёнком, да и просто в жизни играет очень важную роль. Сейчас, продемонстрируйте:

1. С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?

2. С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?

- А вот каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами, вы – нарисуйте сами.

Ваши лица были полны улыбок, радости. Вы создали такую гармоничную картину, благодаря которой ребенок испытывает спокойствие, чувствует себя в безопасности, тем самым улучшается его эмоциональное и психическое развитие.

УПРАЖНЕНИЕ «ХЛОПОК»

Покажите мне ладошку. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Ну как? Либо не выходит, либо тяжело и рука быстро устает. Согласны? Ваши предложения… Нужна вторая ладошка. Я предлагаю вам альянс. Я готов дать вам вторую ладошку. Одна ладонь – вы, другая – я. Давайте попробуем (делаем по очереди хлопки: учитель-родитель). Заметил, что при этом процессе все вы улыбались. Это же здорово! Я желаю вам всегда улыбаться, когда мы вместе с вами будем “делать хлопок” в жизни. Хлопок – это результат действия двух ладоней.

УПРАЖНЕНИЕ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СКУЛЬПТУРА»

Инструкция: Участникам надо поделиться на пары. Один из них встает на стул, а другой садится на пол. Начать вести беседу, при этом зафиксировать, что видит каждый из них. Затем надо поменяться местами, поделиться чувствами.

Провести рефлексию, обратить внимание на то, что наилучший и продуктивный контакт происходит тогда, когда собеседники занимают позицию «глаза в глаза».

УПРАЖНЕНИЕ «ДИСТАНЦИЯ ОБЩЕНИЯ»

Инструкция: Участникам предлагается начать вести диалог, сидя напротив друг друга, а затем необходимо отодвинуться друг от друга на расстояние не менее четырех метров и продолжать вести беседу.

Провести рефлексию, поделиться чувствами, подвести к выводу о том, что если физическая дистанция велика, то и контакт между участниками бывает затруднен и вряд ли возможен.

УПРАЖНЕНИЕ «ПРОСТРАНСТВО ОБЩЕНИЯ».

Инструкция: Повернитесь, пожалуйста, друг другу спиной и начните беседу. Затем поделитесь чувствами о том, получился ли продуктивным разговор.

Информация о том, чтобы получилось содержательным общение, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, чувство доверия к миру, надо взаимодействовать с ребенком не «рядом» и не «над», а вместе. Очень важным является безусловное, положительное отношение к ребенку.

УПРАЖНЕНИЕ «ПРОЩЕНИЕ»

Сядьте удобнее, расслабьтесь. Представьте, что вы в затемненном театре и перед вами большая сцена. Поставьте на сцену человека, которого вам надо простить (человека, которого вы больше всего ненавидите). И ваша ненависть может быть как в прошлом, так и в настоящем. Когда вы ясно увидите этого человека, представьте, что с ним происходит что-то нехорошее – то, что для него имеет большое значение. Представьте его улыбающимся и счастливым. Задержите этот образ в вашем представлении несколько секунд, а потом пусть он исчезнет. Затем, когда человек, которого вы хотите простить, покинет сцену, поставьте туда себя. Представьте себя счастливым и улыбающимся. Представьте вашу маму, когда ей было четыре или пять лет – испуганную и жаждущую любви. Протяните ей руки и скажите, как вы её любите. Скажите ей, что она может на вас рассчитывать, что – бы ни случилось. Когда она успокоится и почувствует себя в безопасности, положите её на сердце. А теперь представьте своего отца маленьким мальчиком трёх – четырёх лет. Он тоже чего-то боится и громко плачет. Вы увидите слезы, которые градом катятся по его личику. Прижмите его к своей груди и почувствуйте, как он дрожит. Успокойте его.

Пусть он почувствует вашу любовь. Скажите ему, что вы всегда рядом с ним. Когда его слезы высохнут, пусть он тоже станет совсем крохотным. Положите его в своё сердце вместе с вами

Провести рефлексию после проведенного упражнения.

ИГРА «СКАЛА»

Одному из родителей завязывают глаза, и он передвигается между воображаемыми «скалами» — другими родителями, чтобы не наткнуться ни на одного из них. Затем меняются ролями.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ПАРОВОЗИК»

Группа выстраивается в шеренгу друг за другом и выбирает машиниста. Машинист даёт свисток, и группа отправляется в путь. Машинист становится в шеренге первым. Его главная задача — уверенно управлять группой и не сойти с пути. Задача группы — помогать машинисту, маневрировать, чтобы никого не потерять в пути.



Предварительный просмотр:


ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Права родителей (законных представителей) :

 

- выбирать формы получения образования и образовательное учреждение;

- защищать законные права и интересы ребенка, обращаться к Администрации Школы в целях защиты этих прав и интересов;

- знакомится с Уставом Школы и другими локальными актами, регламентирующими деятельность Школы;

- принимать решение о переводе ребенка в другой класс, в другое образовательное учреждение, об изменении формы обучения, профиля обучения;

- участвовать в управлении Школой, классом, принимать участие и выражать свое мнение на общих и классных родительских собраниях;

- присутствовать на заседаниях органов управления Школой и принимать участие в обсуждении в случае, когда разбирается вопрос об успеваемости и поведении их ребенка;

- знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, с оценками успеваемости ребенка, ставить вопрос о не согласии с годовой оценкой по предмету и проведения экзамена независимой комиссией;

- посещать школу и беседовать с педагогами после уроков, посещать уроки учителей в классе, где обучается ребенок, в День открытых дверей или по согласованию с учителем и с разрешения директора Школы;

 

Обязанности родителей (законных представителей) :

 

- соблюдать Устав школы;

- создавать дома необходимые условия для жизни, развития, отдыха ребенка и выполнения им учебных заданий, разумно организовывать режим и свободное время ребенка. Направлять ребенка в Школу в опрятном виде, с необходимыми принадлежностями для занятий;

- регулярно контролировать учебу и поведение ребенка;

- регулярно поддерживать связь с педагогами Школы;

- посещать родительские собрания, являться в Школу по требованию педагога или администрации;

- оказывать ребенку всемирную помощь в осуществлении им своих прав и обязанностей в Школе, не применять методов наказания;

- уважать права, честь и достоинство ребенка и педагогов. Поддерживать у ребенка авторитет и уважение к педагогам;

- показывать ребенку положительный пример выполнения гражданских, трудовых и семейных обязанностей, прививать ему здоровый образ жизни;

- нести материальную ответственность за порчу имущества.

Памятка «Функции родителей в организации успешного обучения ребенка»

1.Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку, услышать ласковый голос.
2.Не подгоняйте ребенка с утра, не дергайте по пустякам, не торопите, умение рассчитать время - ваша задача.
3.Не отправляйте в школу ребенка без завтрака.
4.Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая о чем-то. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите его.
5.Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка спокойно, без вопросов, дайте ему расслабиться.
6.Если ребенок чересчур возбужден, жаждет поделиться с вами - не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, это не займет много времени.
7.Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, он потом сам все расскажет.
8.Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор проходил без ребенка. Выслушайте обе стороны - это поможет вам яснее понять ситуацию.
9.После школы не торопите ребенка садиться за уроки - необходимо 2-3 часа отдыха (1,5 часа сна).
10.Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте возможность ребенку работать самому.
11.Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку! Не отвлекайтесь на домашние дела, телевизор и т.д. В этот момент вам должны быть важны его дела и заботы.
12.Выработайте единую тактику общения всех членов семьи с ребенком. Свои разногласия решайте без ребенка.

13.Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление - это первые четыре недели, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти.
14.Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие - это показатели трудностей в учебе!
15.Даже совсем «большие» дети очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Это успокаивает, помогает снять напряжение, спокойно уснуть.
16.Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не самим ребенком.
17.Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или непозволительными они ни были.
18.Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перейдет в неприятие его.
19.Покажите ребенку, что вы его уважаете. Помогают только высказанные вслух комплименты, а не то, что вы, возможно, думаете, но не говорите.
20.Признайте ребенка здесь и сейчас, на основе настоящих событий.
21.Сохраняйте дружелюбный тон!

Памятка «Организация и соблюдение режима дня первоклассника»

Обучение детей в первом классе строится следующим образом:

• учебные занятия проводятся только в первую смену;

• пятидневная учебная неделя;

• в середине учебной недели один день – облегченный;

• в день не более четырех уроков;

• продолжительность уроков – не более 40 минут;

• в середине учебного дня динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут;

• дневной сон, трехразовое питание и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;

• обучение без домашних заданий и проставления оценок.

Примерный вариант режима дня первоклассника

Подъем

7:00

Зарядка, умывание , уборка постели

7:05 – 7:15

Завтрак

7:15 – 7:30

Дорога в школу

7:40 – 7:50

Занятия в школе

8:00 – 12:10

Прогулка на свежем воздухе

12:20 – 14:00

Обед, отдых, помощь по дому

14:30 – 16:00

Приготовление уроков

16:00 – 17:00

Свободное время

17:00 – 19:00

Ужин

19:00 – 19:30

Свободное время

19:30 – 20:30

Личная гигиена, подготовка ко сну

20:30 – 21:00

Организация режима дня позволяет ребенку:

1.Легче справиться с учебной нагрузкой;

2. Защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье.

Памятка «Как научить ребенка учиться»

        

1-й этап. Делайте как можно больше заданий вместе с ребенком. При этом внимательно смотрите, как он выполняет то или иное задание. Ваша задача - понять, каких именно знаний и умений у ребенка нет, и помочь ему овладеть ими.

2-й этап. Ребенок самостоятельно, не отвлекаясь, выполняет часть работы. Эта часть должна быть небольшой, чтобы он мог справиться сам. Каждое удачное выполнение должно как-то отмечаться. В случае неудачи не ругайте ребенка, а разберитесь вместе, что помешало сделать хорошо. Ваша задача - заставить его почувствовать радость от первых успехов.

3-й этап. Постепенное увеличение самостоятельной работы, вплоть до того, что ребенок сам полностью выполняет все уроки. Но при этом вы присутствуете в комнате, занимаясь своими делами, и по первому зову готовы прийти на помощь. Ваша задача - быть рядом, но без просьбы не вмешиваться.

4-й этап. Ребенок делает уроки самостоятельно. Вы при этом не присутствуете. Для того чтобы он не отвлекался, можно поставить перед ним часы. Пусть он сам (сначала, конечно, с вашей помощью) намечает, сколько времени нужно, чтобы выполнить то или иное задание. Вы проверяете выполнение всех заданий (и устных, и письменных). Ваша задача - только контроль.

-

Внимание! Не пугайтесь, если при переходе от одного этапа к другому в выполнении уроков будет некоторый спад. Это естественно - ведь трудность возрастает. Не прекращайте проверять уроки. Помните, новые навыки еще очень слабы.

Памятка «Физиологическая и психологическая адаптация ребенка в школе»

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Советы родителям ребенка-левши

1. Не переучивайте левшу сами и не давайте это делать другим. Перед тем, как ваш ребенок пойдет в первый класс, поговорите с учителем, чтобы он был в курсе и помогал вам в воспитании и обучении ребенка-левши.

2. Если ваш ребенок чрезмерно эмоционален и в чем-то неаккуратен, то не кричите и не наказывайте его за это. Помните, что в этом виноват не он сам, а особенность его головного мозга, вследствие которой, он, например, может расплакаться и эмоционального переживать за героев мультфильма.

3. Левши – творческие дети и их фантазия просто безгранично. Не смейтесь над его небылицами, которые он может рассказывать вам взахлеб. Например, что ночью он был на Марсе, на прогулке в детском саду виделся с загадочным животным и так далее.

4. Помните, левша мыслит и запоминает образами, поэтому во время обучения для лучшего запоминания используйте картинки и другие наглядные пособия.

5. Ребенка-левшу не рекомендуется отдавать в кружки и другие детские объединения, где большое количество детей. Это связано с тем, что леворукие дети с трудом подчиняются жестким правилам.

6. Как можно раньше научите ребенка-левшу правильно держать ручку – так, как это необходимо именно леворукому ребенку. Воспользуйтесь специальными прописями для левшей.

7. Не перегружайте ребенка домашними делами и занятиями, но при этом следите, чтобы он не болтался просто так. Ребенок-левша очень ранимый и чувствительный, старайтесь не кричать и не наказывать его, выберите другую тактику воспитания, способную привести к желаемому результату. Если вам это затруднительно, не бойтесь обращаться к детским психологам за помощью и консультацией.

Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей

- Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

- Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.

- Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

- Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членной своей семьи.

- Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

- Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

- Вспоминая с ребенком содержание раннее прочитанного, намеренно искажайте его, чтобы проверить, как он запомнил раннее прочитанный текст.

- Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

- Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

- Покупайте, по возможности, книги, полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

- Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.

- Дарите ребенку книги с дарственной надписью, теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

ОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Предлагаемый ниже опросник поможет вам лучше осознать ряд важных моментов в познавательном и личностном развитии первоклассников, в организации их учебной работы, в собственных взаимоотношениях с детьми по поводу учебы. Оценка ответов в баллах не предусмотрена. Достаточно того, что вы задумаетесь над вопросами и, возможно, захотите что-то изменить в жизни своего ребенка.

1. Какими словами вы обычно встречаете ребенка, вернувшегося из школы:

А) "Что было сегодня на завтрак?"
Б) "Что ты сегодня получил, какую отметку?"
В) "Что нового сегодня узнал? Чему научился?"

2. Сколько времени тратит школьник на приготовление домашних заданий?

А) Не более 1 часа.
Б) Не более 2 часов.
В) Может просидеть за уроками до позднего вечера.

3. В какой мере самостоятельно ребенок выполняет домашние задания?

А) Работает преимущественно сам, вы только проверяете работу.
Б) Задания по одним предметам выполняет самостоятельно, по другим — нуждается в дополнительной помощи с вашей стороны.
В) Вы делаете уроки вместе с ребенком от начала до конца.

4. Насколько хорошо ребенок понимает ваши объяснения?

А) Понимает быстро, вы легко можете объяснить ему любой материал.
Б) Понимает не всегда, иногда приходится тратить много времени и сил для объяснения очевидного.
В) Практически никогда вас не понимает.
Г) Лучше понимает объяснения других родственников (отца, бабушки и др.), чем ваши.

5. Как вы думаете, почему ваш ребенок ходит в школу?

А) Ему нравится учиться, он любит думать, самостоятельно решать трудные задачи.
Б) Ему интересно узнавать в школе новое.
В) Любит получать хорошие отметки.
Г) Все ходят в школу, и он ходит.
Д) Боится, что будет наказан, если не пойдет в школу.
Е) Другой ответ.

6. Как ваш ребенок сообщает дома о полученной "двойке"?

А) Говорит сам, по-деловому и откровенно.
Б) Рассказывает о "двойке", только если специально об этом спросить.
В) Не говорит, прячет дневник, может стереть отметку.
Г) Рассказывает только бабушке (дедушке), но не вам.
Д) Он никогда "двоек" не получал.

7. Есть ли у вашего второклассника любимый школьный предмет?

А) Есть, особенно любит математику; считает, что математика развивает ум.
Б) Есть несколько в равной мере предпочитаемых предметов (среди них называет и математику, и русский язык, и чтение, и иностранный язык).
В) Любимые предметы: пение и рисование (или физкультура).
Г) Другой ответ.

Анкета «Уверенные и неуверенные дети»

1.Как помочь ребенку обрести уверенность в себе?

Каков, по вашему мнению, статус сына или дочери в коллективе учащихся? _________________________________________________________

___________________________________________________________________

Испытывает ли ваш ребенок неуверенность в своих силах? ____________

__________________________________________________________________

Как вы помогаете своему ребенку преодолевать неуверенность? ________

__________________________________________________________________

2.О трудностях учения

Изучение какого предмета является для ребенка самым трудным? _________________________________________________________________

С чем связаны учебные трудности по данному предмету? ____________

_________________________________________________________________

Обращался ли ваш ребенок за помощью к учителю?

_________________________________________________________________

Насколько эффективной была помощь учителя?___________________________________________________________________________________________________________________________

Контролируете ли вы учебную деятельность своего ребенка? ________________________________________________________________

Как осуществляете контроль его учебной деятельности? __________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Краткая характеристика своего ребенка _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анкета для оценки уровня школьной мотивации

1.Тебе нравится в школе?

А.не очень

Б. нравится

В. не нравится

2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

А. чаще хочется остаться дома

Б. бывает по-разному

В. иду с радостью

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

А. не знаю

Б. остался бы дома

В. пошел бы в школу

4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

А. не нравится

Б. бывает по-разному

В. нравится

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

А. хотел бы

Б. не хотел бы

В. не знаю

6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

А. не знаю

Б. не хотел бы

В. хотел бы

7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?

А. часто

Б. редко

В. не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

А. точно не знаю

Б. хотел бы

В. не хотел бы

9.У тебя в классе много друзей?

А. мало

Б. много

В. нет друзей

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

А. нравятся

Б. не очень

В. не нравятся

Ключ

Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Памятка«Об организации познавательного общения в семье».

Предлагаю вам обратить внимание на некоторые рекомендации, которые помогут вам добиться положительных результатов в познавательном общении с ребенком.

1.Прививайте ребенку тягу к знаниям: не запрещайте ему делать то, что он хочет (в разумных пределах, единственное безоговорочное требование — его безопасность). Пусть познание мира станет для него приятным занятием. Старайтесь принимать участие во всех делах своего ребенка.

2.Уделяйте ребенку больше внимания, чаще ласкайте и обнимайте его, чтобы он чувствовал, как вы его любите и цените. Ведь дети, уверенные в любви своих родителей, лучше и быстрее соображают.

3.Держите в доме как можно больше разнообразного материала, который может послужить учебным пособием для ребенка.

4.Сделайте процесс обучения захватывающим для ребенка или, по крайней мере, интересным. Помните: ваш ребенок слишком мал, чтобы понять ценность задания, а скука — поистине универсальный «выключатель».

5.Никогда не старайтесь «впихнуть» что-то новое в уставшего ребенка, это бесполезная трата сил, способная принести лишь отрицательный результат.

6.Прежде чем приступить к какому-нибудь серьезному занятию или разговору, потанцуйте вместе с ребенком, чтобы сбросить физическое напряжение, расслабиться. Маленькие дети это просто обожают.

7.Чаще хвалите своего ребенка не только за конечный результат его усилий, но и за его старание. Ваша цель не столько научить чему-либо, но привить стремление и любовь к познавательной  деятельности.

8.Старайтесь сделать вашу собственную жизнь как можно интересней. Вашему ребенку важно знать, что его родители находят хорошее применение своим способностям. Здесь важна не значимость вашего занятия для других, а ваша увлеченность им.

9.И, пожалуй, самое главное: старайтесь снизить эмоциональную напряженность, конфликтность в семье, так как она может сыграть роль тормоза для роста и развития интеллекта вашего ребенка.

Памятка «Как научить робкого ребенка общаться со сверстниками?»

- Не выражайте явно свое недовольство самим ребенком: Вы можете осудить его нежелательные поступки, но не ребенка как личность. Например, одну и ту же претензию можно сформулировать совершенно по-разному: «Ты опять не сказал спасибо продавщице! Что же ты за непонятливый такой? Ты плохой, я тебя не люблю!» (деструктивная форма) или «Твой поступок меня очень огорчил…Я понимаю, что тебе тяжело сказать «спасибо», ты стесняешься, но ведь продавщица могла подумать, что ты просто невоспитанный! Постарайся впредь не допускать твоих поступков, ведь я тебя очень люблю» (конструктивный способ).

- Старайтесь не предъявлять слишком много претензий к ребенку, чтобы малыш не почувствовал себя ненужным и не решил, что Вы не принимаете его таким, какой он есть.

- При любом удобном случае хвалите ребенка и показывайте, что Вы его уважаете, и для Вас важно его мнение. Например: «Я очень горжусь тем, что ты сегодня смог заговорить с девочкой на улице. Ты выглядел таким взрослым и самостоятельным!».

- Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, всегда сохраняйте в общении с ним дружелюбный тон. Малыш должен понимать, что что бы он ни сделал – его любят, ценят и уважают, а для своих родителей он всегда самый лучший. С таким настроем ему намного проще будет воспринимать критику и неприятие его, с которым он вполне может столкнуться в процессе общения в реальной жизни.

- Оставляйте за ребенком право самостоятельно принимать решения и не критикуйте их, даже если они Вам не очень нравятся. Максимум, что Вы можете себе позволить – это мягко выразить свое мнение о каком-то поступке малыша, оставляя право выбора за ним. Кроме того, старайтесь не вмешиваться в его занятия и не помогать ему в тех случаях, когда он может справиться самостоятельно (пусть даже и с трудом).

- Если ребенок в процессе общение снес в свою сторону какую-то обиду – не оставляйте малыша наедине с ней. Выслушайте его, пожалейте, подскажите, объясните, кто где был не прав, чтобы на будущее ребенок получил урок и не повторял своих ошибок. Но ни в коем случае не отмахивайтесь от ребенка и не говорите ему что-то вроде: «Твои проблемы – это глупость, да и вообще ты сам во всем был виноват».

- Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками и поднять его самооценку, Вы ни в коем случае не должны давить на него своим авторитетом и стремиться быть всегда и во всем правой. Можете быть уверены: для ребенка Вы и так истина в последней инстанции! Но иногда стоит давать ребенку возможность учиться на своих ошибках и принимать собственные решения. Очень мудро с Вашей стороны будет, если Вы дадите малышу возможность давать Вам советы и критиковать Вас. Только так Вы сможете сформировать у него чувство собственного достоинства и самоуважение.

- Чтобы малыш не боялся начинать разговор со сверстниками, пойдите на маленькие хитрости. Пришейте ему на курточку или на другой предмет одежды пуговицу и скажите, чтобы он, как только он начнет чего-то бояться, дотронулся до нее. В этот момент Вы о нем подумаете и поможете ему.

- Для того, чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, необходимо, чтобы у него было «в кармане» несколько «заготовок». Например, фразы, как начать знакомство: «Привет, меня зовут Миша! А тебя как зовут? Хочешь печенья? Я могу тебя угостить!».

Тест "На какой основе строится отношение отца и матери к ребенку?"

Если вы согласны с приведенными ниже утверждениями, запишите себе 1 балл,
если не согласны – 0 баллов.

1. Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым.
2. У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков.
3. Ребенок мог бы достичь больших успехов, если бы учителя отнеслись к нему
благожелательно.
4. Многие детские шалости объясняются дурным влиянием сверстников.
5. Если ребенок говорит неправду, то он скорее всего не лжет, а фантазирует.
6. Современные школьные программы слишком сложны.
7. Если ребенок занят полезным делом, но у него ничего не получается, надо похвалить и за
усилие.
8. Наивная непосредственность – это, скорее, достоинство детского возраста, а не
недостаток.
9. Если ребенок не засыпает в темноте, ему необходима лампа-ночник.
10. Мать должна служить эмоциональным посредником между ребенком и отцом, потому что
отцам свойственна излишняя строгость.
11. В детстве необходимо всем заниматься спортом.
12. Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг
родителей – до поры его ограждать от них.
13. Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, важнее должно быть мнение
матери, т.к. женщины – прирожденные воспитатели.
14. Детское непослушание часто возникает оттого, что родители требуют от ребенка слишком
многого.
15. За семейным столом лучшие кусочки должны отдаваться детям.

15 баллов. Отец: вы недооцениваете роль мужчины в воспитании. Ваша требовательность к ребенку бывает продиктована вашим настроением, а не поведением ребенка. Мать: вы очень любите ребенка, но забываете о том, что ребенок вырастет и должен будет решать свои проблемы самостоятельно.

8-14 баллов. Отец: в воспитании ребенка существует отстраненность. Мать: ребенку необходимо больше вашего эмоционального участия в его жизни.

Менее 8 баллов. Отец: не судите слишком строго своего ребенка. Мать: вашему ребенку нужно больше мягкости и поощрения.

Советы родителям « Мой ребенок в школе и после нее ».

1.Любой ребенок – отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или рохля – заслуживает любви и уважения: ценность в нем самом.

2.Помните, что ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, успехов. Достоинства у ребенка есть сейчас, надо уметь их видеть.

3.Не скупись на похвалу.

4.Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение.  Хвалить персонально, а критиковать как можно более безразлично.

5.Всякое повышение требований надо начинать с похвалы, даже авансом.

6.Ставьте перед ребенком достижение цели.

7.Вместо приказаний просить совета или помощи, как у равного или старшего.

8.Позволения учат детей гораздо лучше, чем запреты.

9.При необходимости наказания помните, что не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки.

10.Ребенок должен понимать, за что и почему его наказывают.

11.Надо убедить себя. Что в большинстве случаев замечания, одергивание, требования просто не нужны!

Памятка «Создание благоприятной семейной атмосферы».

1.Помните: оттого, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

2.Время для ночного отдыха каждому ребенку требуется сугубо индивидуальное.

3.Показатель один – чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.

4.Если у вас есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее.

5.Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.

6.Научитесь встречать детей после уроков.  Не стоит  первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», «Чем сегодня занимался?», «Как дела в школе?»

7.Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

8.Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

9.Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

10.Ребенок должен чувствовать, что он любим.

Тест – игра «Как вы общаетесь с детьми?».

Учитель предлагает выбрать из перечисленных на доске фраз те, которые наиболее часто употребляются ими в общении с детьми.

1.«Сколько раз тебе повторять!»

2.«Посоветуй мне, пожалуйста…»

3.«Не знаю, что бы я без тебя делала!»

4.«И в кого ты такой уродился?»

5.«Какие у тебя замечательные друзья!»

6.«Ну, на кого ты похожа!..»

7.«Вот я в твоё время…»

8.«Ты моя опора и помощница (к)»

9.«Ну, что за друзья у тебя!»

10«О чём ты только думаешь?!»

11.«Какая ты у меня умница!»

12.«А как ты считаешь, сынок (доченька)?»

13.«У всех дети как дети. А ты?!»

14.«Какой ты у меня сообразительный (а я)!»

После сделанного выбора учитель называет родителям балл оценки данных фраз:

балла; 8. 1 балл;

16.1 балл; 9. 2 балла;

балл; 10. 2 балла;

балл; 11. 1 балл;

балл; 12. 1 балл;

20. 2 балла; 13. 2 балла;

21. 2 балла; 14. 1 балл.

Каждый родитель подсчитывает сумму баллов оценки избранных фраз. Сообщают оценочные суждения теста – игры. 7 – 8 баллов – вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности. 9 – 10 баллов – вы не последовательны в общении с ребёнком. Он уважает вас, хотя и не всегда откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. 11 – 12 баллов – вам необходимо быть к ребёнку внимательней. Вы пользуетесь у него авторитетом, но он не заменит любовь. Развитие ребёнка зависит от случая в большей степени, чем от вас. 13 – 14 баллов – вы и сами чувствуете, что идёте по неверному пути. Между вами и ребёнком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушайтесь к его словам.

Памятка «Компьютер и дети».

Когда начать беспокоиться?

1.Ребёнок раздражается при необходимости отвлечься от работы или игры на компьютере.

2.Он не способен спланировать окончание сеанса работы или игры.

3.Расходует значительные суммы денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в том числе игр), так и устройств компьютера.

4.Забывает о домашних делах, учёбе и договорённостях в ходе работы или игры на компьютере.

5.Пренебрегает собственным здоровьем, гигиеной, сном в пользу проведения большого количества времени за компьютерными играми.

6.Ему всё равно, что есть, лишь бы не отрываясь от монитора, он вообще часто забывает о еде.

7.Ощущает эмоциональный подъём только во время работы с компьютером.

8.Обсуждает компьютерные проблемы со всеми мало–мальски сведущими в этой области людьми.

Как избежать компьютерной зависимости?

1.Семейный компьютер должен быть установлен в гостиной или другой общей зоне. Но не в детской! Так у ребёнка будет меньше соблазнов нарушить запрет.

2.Недопустимо, чтобы ребёнок играл утром перед школой и вечером до приготовления домашнего задания.

3.Требование выключить компьютер должно быть мотивированным. Например: «Те, кто придумал эту игру, предусмотрели всё, чтобы ты не смог остановиться. Попытайся переиграть их планы!»

4.Поддерживайте с ребёнком диалог: интересуйтесь, во что он именно играет, задавайте вопросы. Игры вызывают эмоции, которыми ребёнку хочется поделиться. Не упускайте такую возможность.

5.Не позволяйте ребёнку зацикливаться на игре, которую не удаётся завершить. Пусть сделает перерыв или позвонит друзьям, чтобы проконсультироваться, как справиться с задачей.

Как проконтролировать ребёнка?

1.Когда ребёнок работает за компьютером, изредка смотрите на содержимое экрана. Не оставляйте ребёнка надолго наедине с компьютером!

2.Если ребёнок завёл себе на компьютере отдельную учётную запись, зайдите под его логином и паролем. Посмотрите, какие игрушки находятся на рабочем столе. Если логина и пароля не знаете, проверьте папки C:\Program Files и C:\Games, а также корневой каталог. Там тоже видны установленные игры.

Памятка для родителей по развитию внимания учащихся

Уважаемые папы и мамы! Помните, что внимание – один из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности Вашего ребёнка. Для того, чтобы ваш ребёнок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание:

- в основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребёнку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребёнка,

- развивая внимание своего ребёнка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечениями,

- постоянно тренируйте внимание своего ребёнка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, поездки, походы, любую возможность,

-  развивая внимание ребёнка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Больше внимание обращайте на достигнутые им успехи,

- стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей,

- наберитесь терпения, и не ждите немедленных, успешных результатов.

Обучающие игры на развитие внимания

При возможности играйте с ребенком, организуйте его игры со сверстниками. Используйте для этого развивающую детскую литературу, журналы, где обычно описывается немало интересных и полезных игр: картинки со скрытыми в них изображениями; картинки, где нужно найти отличия; нарисованные лабиринты и др. Можно создавать игровые ситуации при разгадывании этих задачек, вносить в игры элемент соревнования.

Тренировка распределения внимания

Задание – вычеркивать в газетном тексте определенные буквы: одну или две (например, «а» или «ю», на следующий день какие-либо другие буквы и т.д.). В это же время ставить аудиодиск с какой-нибудь сказкой.

Нужно проверить, сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании, и попросить его рассказать, что он услышал и понял из сказки.

Необходима длительная тренировка.

Тренировка объема внимания

В отсутствие ребенка выкладывают на стол небольшое количество предметов (ручку, несколько карандашей, тетрадь, игрушку) и все это закрывают. Затем приглашают ребенка, на несколько секунд открывают все предметы, опять закрывают и просят перечислить все, что он увидел. Чем больше предметов ребенок успевает зафиксировать, тем больше объем его внимания.

Необходимо повторять это упражнение при постоянном увеличении количества предметов.

Уважаемые папы и мамы!

Помните, что внимание – один из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности вашего ребёнка. Для того, чтобы ваш ребёнок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание.

- В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребёнку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребёнка.

- Развивая внимание своего ребёнка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам явлениям, связанным с его увлечениями.

- Постоянно тренируйте внимание своего ребёнка. Используёте для этого прогулки на свежем воздухе, поездки, походы, любую возможность.

- Развивая внимание ребёнка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Больше внимания обращайте на достигнутые им успехи.

- Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей.

- В семейном кругу демонстрируйте достижения ребёнка по развитию собственного внимания.

- Наберитесь терпения, и не ждите немедленных, успешных результатов.

- Используйте специальную литературу, которая поможет вашему ребёнку достичь успехов.

Памятка « О правилах поведения родителей и детей во время летних каникул».

Уважаемые родители!

Летом, с началом каникул, наших детей подстерегает повышенная опасность на дорогах, у водоемов, в лесу, на игровых площадках, в саду, во дворах. Этому способствует погода, летние поездки и любопытство детей, наличие свободного времени, а главное отсутствие должного контроля со стороны взрослых. Чтобы дети были отдохнувшими, здоровыми и живыми надо помнить ряд правил и условий при организации их отдыха с родителями, родственниками, друзьями (на даче или в деревне у бабушки):

-формируйте у детей навыки обеспечения личной безопасности;

-проведите с детьми индивидуальные беседы, объяснив важные правила, соблюдение которых поможет сохранить жизнь;

-решите проблему свободного времени детей;

Помните! Поздним вечером и ночью (с 22 до 6 часов местного времени) детям и подросткам законодательно запрещено появляться на улице без сопровождения взрослых;

-постоянно будьте в курсе, где и с кем ваш ребенок, контролируйте место пребывания детей;

-не разрешайте разговаривать с незнакомыми людьми. Объясните ребенку, что он имеет полное право сказать «нет» всегда и кому угодно, если этот «кто-то» пытается причинить ему вред;

-объясните детям, что ни при каких обстоятельствах нельзя садиться в машину с незнакомыми людьми;

-убедите ребенка, что вне зависимости от того, что произошло, вы должны знать о происшествии, ни в коем случае не сердитесь, всегда примите его сторону. Объясните, что некоторые факты никогда нельзя держать в тайне, даже если они обещали хранить их в секрете;

-плавание и игры на воде кроме удовольствия несут угрозу жизни и здоровью детей. Когда ребенок в воде, не спускайте с него глаз, не отвлекайтесь - подчас минута может обернуться трагедией;

-обязательно объясните детям, что они не должны купаться в одиночку, а также нырять в незнакомом месте;

-взрослый, который присматривает за купающимися детьми, должен сам уметь плавать, оказывать первую помощь, владеть приемами проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца;

-чтобы не стать жертвой или виновником дорожно-транспортного происшествия, обучите детей правилам дорожного движения, научите их быть предельно внимательными на дороге и в общественном транспорте;

-проявляйте осторожность и соблюдайте все требования безопасности, находясь с детьми на игровой или спортивной площадке, в походе;

-изучите с детьми правила езды на велосипедах, квадроциклах, скутерах, мопедах, мотоциклах.

 

Помните! Детям, не достигшим 14 лет, запрещено управлять велосипедом на автомагистралях и приравненных к ним дорогам, а детям, не достигшим 16 лет, скутером (мопедом, квадроциклом).

Будьте предельно осторожны с огнем. Обратите внимание детей на наиболее распространенные случаи пожаров из-за неосторожного обращения с огнем: детская шалость с огнем; непотушенные угли, шлак, зола, костры; незатушенные окурки, спички; сжигание мусора владельцами дач и садовых участков на опушках леса; поджог травы, короткое замыкание, эксплуатация электротехнических устройств, бытовых приборов, печей.

Помните, что от природы дети беспечны и доверчивы. Внимание у детей бывает рассеянным. Поэтому, чем чаще вы напоминаете ребенку несложные правила поведения, тем больше вероятность, что он их запомнит и будет применять. Вы должны регулярно их напоминать.

 

Сохранение жизни и здоровья детей – это главная обязанность взрослых!!!



Предварительный просмотр:

Памятка Классного руководителя

Памятка «Условия посещения семьи».

·  Не приходите в семью без предупреждения.

·  Не планируйте свой визит более чем на 5-10 минут

·  Не ведите беседу стоя, у входа, в верхней одежде.

·  Нельзя вести беседу в агрессивных тонах.

·  Не поучайте родителей, а советуйте, рекомендуйте.

·  Желательно вести беседу при ребенке, выбрав щадящие для него форму и содержание.

Памятка «Требования к проведению педагогической консультации».

·  Консультация проводится по запросам родителей, ребенка, учителя-предметника и классного руководителя.

·  Проблема, которая будет обсуждаться, педагогу хорошо известна и рассматривалась им самим с различных позиций: ребенка, родителей, педагогов.

·  В ходе консультации необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказать свое мнение и свое отношение к проблеме.

·  Участники консультации, которые пытаются помочь родителям, должны быть компетентны в решаемой проблеме.

·  Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз.

·  Необходимо обратить внимание на все хорошее, что есть в ребенке, и только потом говорить о проблемах.

·  В ходе консультации сравнивать ребенка только с ним самим, говорить только о его успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем.

·  Консультация по проблеме должна дать родителям реальные рекомендации специалистов, педагогов, классного руководителя.

·  Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье в лучшую сторону.

·  Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей.

Критерии эффективного взаимодействия семьи и школы.

-  Помнить, что основная цель взаимодействия – воспитательное пространство для гармоничного развития каждого ребенка.

-  Воспитательные функции должны быть равномерно распределены: профессиональные функции воспитания возложены на педагога, а родительские обязанности – на родителей. Педагоги и родители не должны делать то, что находится за пределами их воспитательных функций.

- Взаимно признавая автономию школы и семьи, считать единственно возможным способом обращения друг к другу с просьбой о помощи.

-  Сохранять оптимальным количество встреч для совместной работы, помня об автономии жизни семьи и школы, заполненной множеством, производственных, личных дел и обязанностей современного человека.

- Неизменно сохранять высокий этический уровень взаимоотношений в любой ситуации и при любых обстоятельствах.

- Не претендовать на перевоспитание родителей, принимать как данность семейные обстоятельства.

- Не укорять родителей, семью в присутствии ребенка и других детей, не порицать ребенка в присутствии родителей.

Педагогам и родителям на заметку.

ЕСЛИ:

- Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

- Ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

- Ребенка хвалят, он учится быть благородным.

- Ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

- Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

- Ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.

- Ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

- Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.

- Ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным.

- Ребенок живет в понимании дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Памятка «Формы проведения родительских собраний».

·  Одна из замечательных форм родительских собраний – письменная форма, когда классный руководитель отправляет родителям некоторые документы, разработки, родители оценивают их и вносят свои предложения.

·  Родительское собрание вместе с учащимися.

·  Родительское собрание в форме презентации семей, их традиций, умений, отношений, взглядов на воспитание.

·  Родительское собрание в форме кафе.

·  Родительское собрание в походе у костра.

·  Родительское собрание в форме игры.

·  Родительское собрание в форме пресс-конференции, когда либо приглашаются специалисты, интересующие родителей, либо они оказываются среди родителей.

·  Родительское собрание в форме заранее создаваемых исследовательских групп, которые докладывают на собрании результаты своих исследований и опросов.

·  Родительское собрание мужчин.

·  Родительское собрание в форме обсуждения заранее написанных предложений и идей по улучшению организации жизни класса.

·  Родительское собрание в форме пресс-конференции учителей – предметников и последующего проведения индивидуальных консультаций.

·  Родительское собрание-спектакль, в котором выступают их дети.

·  Родительское собрание параллели для обсуждения важных проектов и программ, предлагаемых администрацией школы.

Памятка «Правила проведения родительских собраний».

1.  Классный руководитель, готовясь к родительскому собранию, более всего должен заботиться об эмоциональном уровне собрания.

2.  Если родители в большинстве своем на собрания не ходят, значит, они не любят своих детей, или они против формы и содержания проводимых собраний.

3.  Лучше всего, когда в проведении собрания активную роль играют сами родители, если это необходимо, ученики и классный руководитель.

4.  Классному руководителю нужно научиться вкусно, изобретательно, замечательно и оригинально рассказывать о жизни в классе и о детях.

5.  У родителей только тогда появляется любовь к школе и к классу, когда они много и по - хорошему принимают участие в жизни класса.

6.  Родительское собрание всегда заканчивается индивидуальным консультированием родителей, которое проводят классный руководитель, психолог, социальный педагог, учителя – предметники.

7.  Родительское собрание – монолог классного руководителя - наименее удачная форма его проведения.

8.  Важно всегда помнить одну особенность всех собраний: о чем бы на них ни шла речь, как бы не взволнованы и шумны были дебаты, однако после окончания собрания, все, о чем так пылко спорили, тут же забывается. Нужно сразу же по ходу собрания каждую идею, каждое предложение, каждый совет, если они приняты всеми, или большинством, в кратчайшие сроки, по свежим следам, совместно с наиболее заинтересованными родителями разработать до уровня планового задания и приступить к реализации.

9.  Классный руководитель просто обязан выжать из родителей все их возможности, все их умения и знания на пользу коллективу.

Памятка «Секреты успешного проведения родительского собрания»

ВАЖНО!!!

·  Говорите о проблеме, а не о персоналиях.

·  Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка! Если хвалите, то всех - за что-нибудь.

·  Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.

·  Используйте наглядные примеры - как надо, как правильно.

·  Не превращайте индивидуальную консультацию в показательную (с одним говорю - все стоят кругом и слушают).

Семь правил успешного проведения родительского собрания.

1. Уважайте!

2. Помогайте!!

3. Объясняйте!!

4. Доверяйте!

5. Учитесь!

6. Спрашивайте!

7. Благодарите!

Памятка «Правила взаимодействия классного руководителя с родителями».

·  Снять собственное напряжение перед встречей с родителями.

·  Дать родителям почувствовать Ваше уважение и внимание

·  Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

·  Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие их проблемы.

·  Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей.

·  Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, что бы родители всех учеников (и благополучных и «сложных») ушли с собрания с верой в своего ребенка.

Памятка «Рекомендации по этике взаимоотношений с родительской общественностью».

1.Чтобы иметь влияние на родителей, надо с уважением относиться к детям. Не критиковать личность ученика перед родителями, анализировать недостатки и отрицательные явления. Необходимо уметь оказывать влияние на семью через ученика.

2. Родители должны видеть заботу не только об их ребёнке, но и обо всём ученическом коллективе.

3. Изучая воспитательные возможности семьи, нужно опираться на положительный опыт семейного воспитания.

4. Необходимо сделать так, чтобы родители не опасались доверить любую информацию о детях.

5. Родители нуждаются в квалифицированном совете, в товарищеской помощи, а не в поучениях, упрёках и жалобах.

6. Посещая семью, нужно подумать о возможных последствиях визита.

7. Вежливая черствость и бездушный формализм не лучше назиданий и командования.

8. Не нужно превращать родительское собрание в судилище над родителями трудных учеников, не сводить повестку дня лишь к вопросам успеваемости и дисциплины.

9. Надо стараться сделать так, чтобы воспитанник приносил в семью радость, мир и покой.