Методическая работа

Киршин Виктор Петрович

Предварительный просмотр:

Заслушано на заседании методического совета

 

Методическая тема самообразования учителя

как фактор совершенствования методического обеспечения образовательного процесса по предмету

Введение

В условиях модернизации образования школы, совершенствования качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Учитель должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс непрерывного профессионального образования, и как результат повышение профессионального мастерства, способствующего повышению качества знаний учащихся.

Однако эта деятельность не должна быть бессистемной и хаотичной. Осознанной, целенаправленной и системной эта деятельность будет лишь в том случае, если учитель обоснованно выберет конкретную методическую тему и составит план индивидуальной образовательной траектории.

Целью работы над методическими темами является систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.

Задачами работы над методическими темами являются:

1) совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;

2) овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;

3) изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий,

4) развитие в школе инновационных процессов.

 Индивидуальная образовательная траектории педагога может состоять из трех основных компонентов:

  • обучение на курсах повышения квалификации,
  • работа в городском и школьном методических объединениях по вопросам выбранной темы,
  • самообразование.

Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.

Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «Самообразование  - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».

Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

  • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации
  • Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
  • Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
  • Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках,  формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»
  • Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к  конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он  имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.
  • Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.
  • Материальное стимулирование.  Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Работа педагогов над методической темой – это специальный комплекс мероприятий, базирующихся на достижениях науки, передового педагогического опыта, направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства.

Работа педагогов над научно - методической темой - это специальный комплекс мероприятий, направленный на более глубокое преобразование, изменения в рамках приемов, методов, средств, технологий обучения основанных на инновационных подходах, базирующихся на достижениях науки, передового педагогического опыта.

Организация процесса работы над методической темой.

Однако любой процесс становится управляемым и контролируемым только в случае планомерной и систематической работы, поэтому в плане методической работы образовательного учреждения и ШМО должны отражаться:  

  • Организационные мероприятия, обеспечивающие своевременный выбор методической темы педагогами и составления плана индивидуальной образовательной траектории);
  • Представление промежуточных результатов работы над методической темой (на заседаниях ШМО, педагогических чтениях, в ходе школьных методических недель и др.).
  • Ежегодные отчеты педагогов ОУ о работе над методической темой.
  • Обобщение опыта и представление итогов работы над методической темой.

Педагогические чтения, на промежуточном этапе отчета о работе над методической темой могут сыграть большую роль в общетеоретической подготовке учителя. Как показывает практика, итоги мониторинга и собеседования, далеко не всегда учителя изучают теоретические вопросы, передовой педагогический опыт. Чаще всего они действуют на основе интуиции, или «изобретают велосипед», тратя драгоценное время на изобретение того, что уже давно апробировано.

Порядок работы над методической темой, основные формы и направления деятельности.

          Срок работы над темой определяется в зависимости от сложности и объема работ и может составлять 5 лет. Работа над методической темой состоит из четырех основных этапов:

  • планово - аналитический,
  • теоретическое исследование проблемы,
  • практическая работа по теме,
  • подведение итогов работы над темой, систематизация, обобщение и представление опыта.

                                     

  I этап.  Планово-аналитический.

Анализ:

  • затруднений учителей;
  • состояния УВП;
  • выявление на основе анализа, противоречий, нуждающихся в скорейшей ликвидации.

Планирование:

  • постановка целей и задач методической темы,
  • планирование этапов и содержания работы.

Итог:

  • выявление проблемы, обоснование актуальности выбранной темы,
  • план работы над методической темой (индивидуальная образовательная траектория учителя).

    II этап. Теоретическое исследование проблемы.

Изучение теоретических вопросов и передового педагогического опыта.

  • работа с методической литературой,
  • работа с Интернет- ресурсами,
  • посещение конференций, семинаров, мастер- классов, дистанционное обучение и консультирование и т.д.
  • посещение курсов повышения квалификации по модульной или накопительной системе по выбранной теме.

Итог:

  • Накопление теоретического материала лучших образцов передового и инновационного педагогического опыта.
  • Материальные продукты опыта (доклады, рефераты, статьи по изучаемой теме)
  • Представление промежуточных результатов работы на заседаниях ШМО, педагогических чтениях.

III этап.  Практическая работа по теме.

  • Практическая отработка полученных теоретических знаний.
  • Разработка технологий, форм, методов, приемов, дидактических материалов, методических рекомендаций и.т.д.  

Итог:

  • Материальные продукты опыта (статьи из опыта работы учебные программы, разработки уроков, дидактические материалы, интерактивные и мультимедийные пособия, электронные тесты, контрольно-измерительные материалы, видеоматериалы, учебно-методические пособия и т.д.)
  • Субъектный результат для ученика (формирование новых компетенций, качество знаний, развитие типов мышления, воображения, приобретение новых знаний, умений и навыков, формирование различных личностных качеств, освоение различных способов деятельности и т.д.)
  • Субъектный результат для учителя (приобретение новых компетенций в ходе реализации индивидуальной образовательной траектории)

IV этап.  Подведение итогов работы по теме.

  • подведение итогов работы над темой,
  • систематизация, обобщение,
  • представление опыта.

Итог:

  • Изучение и экспертная оценка опыта.
  • Продвижение и распространение опыта в соответствии с Положением о выявлении, изучении, обобщении, продвижении и распространении передового и инновационного опыта в сфере образования.

Основными формами работы над методической темой на 2-ом этапе самообразования педагога являются:

  • чтение конкретных педагогических периодических изданий,
  • чтение методической, педагогической и предметной литературы,
  • изучение информационно-коммуникационных технологий,
  • обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету,  педагогике, психологии, педагогических технологий,
  • общение и консультации в форумах, чатах в  Интернете,
  • решение задач, упражнений, тестов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы,
  • посещение семинаров, тренингов, конференций, открытых уроков коллег,
  • изучение инновационных технологий и методик в процессе посещений мастер-классов,
  • подготовка сообщений, докладов, рефератов по изучаемой теме,
  • участие в дискуссиях, совещаниях, семинарах по обмену опытом с коллегами,
  • изучение современных психологических методик в процессе тренингов,
  • участие в мероприятиях курсов повышения квалификации по накопительной системе,
  • использование дистанционных форм обучения,
  • организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету,
  • посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету,
  • систематический просмотр тематических телепередач.

Основными формами организации методической работы над единой методической темой являются:

  • методические недели по единой теме;
  • создание творческих микрогрупп как внутри школы, так и межшкольные;
  • работа временных инициативных групп по подготовке к конференциям, педагогическим советам, методическим советам, семинарам;
  • объединение ШМО как внутри школы, так и с другими школами по единой тематике;
  • педагогические чтения
  • самообразование;
  • опытно-экспериментальная работа;
  • «круглый» стол;
  • консультации, анкетирование;
  • школы инновационного и передового опыта;
  • научно - методические и научно-практические конференции педагогов;
  • творческие отчеты педагогов;

           Информационно-коммуникационные технологии приобретают большую популярность среди педагогического сообщества. Напомним, каковы преимущества использования современных информационно-коммуникационных технологий в вопросах самообразования перед традиционными способами?

  • Интернет – универсальный и самый дешевый источник педагогической, методической и научной информации.
  • Средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире. Обсуждение в форумах, конференциях Интернета значительно расширяет аудиторию заинтересованных лиц, работающих над аналогичными  проблемами.
  • Программное обеспечение компьютера позволяет более эффективно и наглядно вести учительскую документацию, отчетность и мониторинг при работе над темой.
  • Компьютер является универсальным и емким хранилищем материалов, необходимых учителю в работе.
  • Информационно-коммуникационные технологии значительно расширяют перечень тем для работы учителя в процессе самообразования.

Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. А когда учителем приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество. С появлением в работе учителя компьютера и Интернет – ресурсов, средств коммуникации значительно повышаются возможности учительского самообразования. Появляются новые темы, интересные задачи и способы их реализации. Цель и в этом случае остается прежней – повышение эффективности обучения.

Результат самообразования.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Результатом работы над методической темой являются конкретные продукты:

  • создание эффективных систем управления качеством образования, учебно- воспитательным процессом ОУ,
  • методики внедрения эффективных управленческих методик, технологий;
  • создание эффективных систем внутришкольного контроля и мониторинга,
  • методика реализации программы развития образовательного учреждения,
  • нормативно - организационное обеспечение проектов, программ и др.  
  • повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество),
  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования,
  • оптимизация и модернизация  форм, методов обучения на основе инновационных технологий,
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения,
  • доклады, выступления, рефераты, статьи,
  • разработка дидактических материалов, тестов, интерактивных и мультимедийных наглядных пособий,
  • выработка методических рекомендаций по применению информационно- коммуникационных технологий,
  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, инновационным технологиям,
  • создание  комплектов педагогических  разработок,
  • разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания.
  • разработка пакета тестового материала в электронном виде.
  • разработка пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе тем.
  • комплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы).
  • разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету)
  • создание главы или страницы электронного учебника.
  • создание терминологического словаря по предметной теме, главе.
  • создание сборника предметных кроссвордов.
  • разработка комплекта тематических классных часов,  родительских собраний или  внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)
  • разработка пакета олимпиадного материала для подготовки учащегося.
  • разработка проекта организации и занятий кружковой работы.
  • пакет административной документации методического предметного объединения
  • пакет материалов по одной из педагогических технологий (интерактивное, дифференцированное, блочное, опережающее и др. обучение)
  • проект  личной методической WEB - страницы.
  • проект WEB – сайта  педагогического коллектива школы.
  • проект WEB – сайта ГМО или ШМО.
  • база данных вопросов и задач по предмету,  по главам.
  • и др.

Итоги работы над методической темой изучаются, систематизируются, обобщаются, продвигаются и распространяются.

                                        Структура  работы над методической темой

1. Тема опыта.

  • Формулировка должна отражать связь «результат – средство», средство – результат, средство – процесс.
  • Отсутствие глобализма.
  • Конкретность формулировки.

2. Условие возникновения, становления опыта.

3. Обоснование актуальности опыта, его практической значимости для повышения качества УВП.

4. Ведущая педагогическая идея опыта – центральная основная мысль, вытекающая из опыта, выделение главного, существенного в деятельности автора опыта.

Решение методического совета:

1. Учителям – предметникам школы:

1) в работе над методической темой усилить практическую направленность работы для повышения качества учебно-воспитательного процесса;

2) продолжить изучение компонентов современных образовательных технологий и применять их в работе для повышения качества образования, совершенствования педагогического мастерства и усиления личностной направленности образования.

2. Методическим объединениям:

1) вести работу по отслеживанию результатов самообразования учителей, представлению результатов на муниципальном и республиканском уровнях;

2) усилить работу по изучению, систематизации и обобщению результатов работы над методическими темами педагогов.



Предварительный просмотр:

Что понимается под внеурочной деятельностью?

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Какова основная цель внеурочной деятельности?

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Каковы основные задачи внеурочной деятельности?

Задачи внеурочной деятельности:

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

- улучшить условия для развития ребенка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося;

Какие нормативные документы регламентируют организацию внеурочной деятельности?

Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г.,регистрационный номер 19707);

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);

СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-

эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27,зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраныздоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки Россииот 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников

Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования)

Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования

5

Какие локальные акты ОУ обеспечивают реализацию внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО?

1. Устав образовательного учреждения.

2. Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения.

3. Договор образовательного учреждения с учредителем.

4. Договор образовательного учреждения с родителями (законными

представителями) обучающихся.

5. Положение о деятельности в образовательном учреждении общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений).

6. Положения о формах самоуправления образовательного учреждения.

7. Договор о сотрудничестве общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей.

8. Положение о группе продленного дня («школе полного дня»).

9. Должностные инструкции работников образовательного учреждения.

10. Приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей).

11. Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения.

12. Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг.

13. Положение об организации и проведении публичного отчета

образовательного учреждения.

Положения о различных объектах инфраструктуры учреждения с учетом федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, например:

14. Положение об учебном кабинете.

15. Положение об информационно-библиотечном центре.

16. Положение о культурно-досуговом центре.

17. Положение о физкультурно-оздоровительном центре.

Какое количество часов отводится на организацию внеурочной деятельности?

Внеурочная деятельность является обязательной для образовательного учреждения, должна найти отражение в образовательной программе школы, но она не включается в учебный план, а ее количество не определяется в часах аудиторной нагрузки.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом общеобразовательного учреждения

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении максимально допустимой учебной нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

Все ли обучающиеся должны посещать все занятия внеурочной деятельности?

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся. Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители).

Какова наполняемость групп ?

Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы формирования и наполняемости групп. В соответствии с п.1.6. раздела I «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4.1251-03 (Постановление от 03 апреля 2003 г. № 27) «в учреждениях дополнительного образования детей наполняемость групп не рекомендуется превышать 15 детей (за исключением хоровых, танцевальных, оркестровых и т.п.».

Каковы основные принципы организации внеурочной деятельности?

Основные принципы организации внеурочной деятельности:

-учёт возрастных особенностей;

-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

-связь теории с практикой;

-доступность и наглядность;

-включение в активную жизненную позицию;

Какие существуют модели внеурочной деятельности?

Опираясь на базовую модель, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:

модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);

модель «школы полного дня»;

оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних

ресурсов образовательного учреждения);

инновационно-образовательная модель.

Какие условия организации внеурочной деятельности должны учитываться в ОУ?

Научно-методическое обеспечение (Методический совет, ШМО, ПДС и т.д.)

Материально-техническое обеспечение (оснащенность учебных кабинетов, спортзала, досугового центра и т.д.)

Информационное обеспечение (наличие современного мультимедийного оборудования и выхода в сеть Интернет)

Внешние связи и партнерство (сотрудничество с УДО, учреждениями культуры и спорта, родителями)

Какие направления внеурочной деятельности закреплены в ФГОС НОО?

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития

личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Какие существуют виды внеурочной деятельности?

Виды внеурочной деятельности :

Познавательная

Игровая

Трудовая (производственная) деятельность

Досугово-развлекательная деятельность

Спортивно-оздоровительная деятельность

Туристско-краеведческая деятельность

Художественное творчество

Социальное творчество (социально преобразовательная деятельность)

Проблемно-ценностное общение

Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

Какие существуют формы организации внеурочной деятельности?

Внеурочная деятельность организуется в таких формах как экскурсии,

кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные

общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования,

общественно полезные практики и других.

Аудиторных занятий не должно быть более 50%

Кто определяет формы организации внеурочной деятельности?

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом

образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Каковы основные результаты внеурочной деятельности?

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Каковы основные методы диагностики эффективности внеурочной деятельности?

Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.

Объекты диагностики: личность самого воспитанника, детский коллектив, профессиональная позиция педагога

Методы диагностики: наблюдение, анкетирование, тестирование

Каковы требования к разработке рабочих программ внеурочной деятельности?

Рабочие программы по внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации  от 11.12.2006 г. № 06-1844).

Примерные программы служат основанием для составления рабочих программ по внеурочной деятельности.

Рабочая программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации внеурочной деятельности.

Рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (детского объединения), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.

Рабочая программа включает следующие структурные элементы:

- титульный лист;

- пояснительная записка;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- календарно-тематический план;

- содержание рабочей программы;

- средства контроля;

- учебно-методические средства обучения.

Примечание: Законом Российской Федерации «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Данная структура рабочей программы носит примерный рекомендательный характер.

Как производится учет занятости учащихся внеурочной деятельностью

Учет занятости учащихся внеурочной деятельностью осуществляется педагогом в Журнале учета. Журнал учета должен содержать следующую информацию: фамилию, имя, отчество педагога, фамилии, имена обучающихся, класс, дату и форму проведения занятия, содержание. Содержание занятий в Журнале учета должно соответствовать содержанию программы внеурочной деятельности.

Как осуществляется оплата часов ВУД?

Оплата часов по внеурочной деятельности осуществляется в соответствии с приказом образовательного учреждения. Организация внеурочной деятельности может осуществляться как за счет ресурсов самого общеобразовательного учреждения, так и за счет интеграции ресурсов общеобразовательного учреждения и учреждения дополнительного образования детей.



Предварительный просмотр:

Критерии здоровьесберегающих уроков.

  1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие / отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.

  1. Количество видов учебной деятельности (норма 4-7 видов за урок): опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение задач, примеров и др.  Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение  - более творческая задача и коэффициент утомления при этом несколько ниже. Наоборот: частая череда смен одной деятельности другой потребует от учащихся дополнительных адаптационных усилий.

  1. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма 7-10 минут. Комментарии здесь аналогичные.

  1. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудио-визуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.

  1. Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10-15 минут.

  1. Наличие и выбор  места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия семинар, ученик как исследователь); методы направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

  1. Место и длительность ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии и обсуждения.

  1. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся, чередуются ли позы в соответствии с видом работы)

  1. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких форм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15-20 минут по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

  1. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация и прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование в потребности в здоровом образе жизни; выработка  индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.

  1. Наличие мотивационной деятельности на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.

  1. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт – напряжение, сотрудничество – авторитарность, индивидуальные – фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный – недостаточный); между учениками (сотрудничество – соперничество, дружелюбие – враждебность, заинтересованность – безразличие, активность – пассивность)

  1. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.п.

В конце урока обратите внимание на следующее.

  1.  Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75-80%

  1.  Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в средней и старшей школе.

  1.  Темп окончания урока:
  • Быстрый темп, «скомканность», нет времени н7а вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания;
  • Спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются;
  • задерживание учащихся в классе после звонка.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современный урок: новые возможности и метапредметные результаты

Слайд 2

Урок - клеточка педагогического процесса . В нем , как солнце в капле воды , отражаются все его стороны . Если не вся , то значительная часть педагогики концентрируется в уроке . ( Скаткин М.)

Слайд 3

Современный урок должен соответствовать запросам государства , т.е . должен готовить ребенка к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире . На уроке должны формироваться навыки самостоятельного и критического мышления , творческое мышление , умение работать с информацией , умение учиться , работать в коллективе . Качество образования – комплексная характеристика образования , выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям и ( или ) потребностям заказчика образовательных услуг Статья 2

Слайд 4

Что такое «урок»? Управляемый ( целенаправленный, мотивированный, планируемый, организационно обеспеченный, корректируемый), ресурснообеспеченный системный процесс совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению запрограммированного диагностируемого образовательного результата, определённого образовательной программой (ФГОС).

Слайд 5

развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности Чему учить? обновление содержания образования Как учить? Обновление технологий образования Ради чего учить? Ценности образования Системно-деятельностный подход

Слайд 6

Роль учителя

Слайд 7

Рекомендации учителю при проведении современного урока. Аспекты профессионального поведения: учитель не повторяет за учащимися; не задает лишних вопросов; не формулирует вопросы много раз; точно формулирует задание; не говорит больше, чем учащиеся; выдерживает «деловую» (пытаясь вместе с учениками разобраться в проблеме) интонацию, а не «дидактическую» (назидательную, обучающую) не выделяет интонационно правильные и неправильные высказывания; выдерживает паузу ;

Слайд 8

разрешает ученикам сомневаться и не знать; побуждает учащегося при ответе стоять лицом к классу (« Кому ты говоришь?» «С кем общаешься?» «С кем споришь?»); организовывает общение учащихся друг с другом, а не только с учителем или через него; предлагает учащимся выразить личностное отношение к высказываемым предположениям; требует обоснования предположений учащихся; организовывает фиксацию предложений, решений, результатов обсуждения учащихся на доске; понимает во время дискуссии, что есть вопросы, ответы на которые ему неизвестны и спокойно признает это; не «выбивает» из учащегося требуемый ответ; пытается гибко перестроиться по ходу урока, согласовывая тактику поведения с ответом учащегося; «идет» от класса к учебнику (методичке), а не от учебника к классу.

Слайд 9

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Подготовка к уроку Учитель пользуется жёстко структурированным конспектом урока Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приёмов обучения При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, Интернет-ресурсы , ЭОР

Слайд 10

Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить всё, что запланировано на уроке Организовать деятельность учащихся: -по поиску и обработке информации; -по обобщению способов действий, -по постановке учебной задачи и т.д. Форма урока Преимущественно фронтальная Преимущественно групповая и/ или индивидуальная Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Слайд 11

Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Результаты обучения Предметные результаты Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные Основная оценка - оценка учителя Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ Учёт динамики результатов обучения учащихся относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Слайд 12

Структурные элементы современного урока 1.мотивационно – целеполагающий аспект . 1 ) Современный урок решает проблему мотивации учебной деятельности, т.е. создаётся модель « обучения с увлечением», учитель создает условия для поддержания мотивации на всех этапах урока. 2)Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой , это означает, что на уроке имеются средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель. Цель должна быть реальной , достижимой за один урок и описывать желаемый планируемый результат.

Слайд 13

2 . Деятельностный аспект . Новым смыслом урока является решение учебных задач через активную самостоятельную познавательную деятельность учащихся. Этому способствуют применение современных педагогических технологий, которые в свою очередь формируют компетенции (УУД). Пример современных педагогических технологий: технология оценивания достижений п о представленным критериям учителем, при которой большое внимание уделяется самопроверке учащихся по эталону, анализу и способу устранения ошибок; технология организации групповой работы (обучение приёмам работы в группе, выработке умений принятия единого решения, разрешения учебных конфликтов, обучение навыкам конструктивного взаимодействия);

Слайд 14

технология продуктивного чтения (обучение способности истолковывать свою позицию, умение работать с разными источниками информации); проблемно – поисковая технология (характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели "обучение через открытие", постановку учебной проблемы и поиск решения); проблемно-диалогическая; информационные технологии (органичное, корректное и только целесообразное включение компьютеров в педагогические технологии на уроках по всем предметам).

Слайд 15

3 . Содержательный аспект Акцент должен быть сделан на два важных момента: ориентация учебного материала на решение жизненно важных задач; опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний , о мире. Специальное осуществление учителем межпредметной координации учебного материала.

Слайд 16

4.Оценочно – рефлексивный аспект. Особенностью этого аспекта является осознание учеником собственной деятельности : того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Оцениваются: знания; компетенции (УУД); осуществляется не только 5- бальное количественное оценивание, но и качественное (учитель словесно оценивает деятельность ученика на уроке, индивидуальные достижения относительно его собственного развития , а не в сравнении с достижениями других; создает на уроке ситуацию успеха для каждого ученика)

Слайд 17

5. Воспитательный аспект подразумевает специально спланированную (то есть продуманную) деятельность учителя по обеспечению не только учебной, но и воспитательной функции урока через четыре канала воспитания: 1) через содержание образования; 2) через методы и формы обучения; 3) через использование случайно возникших ситуаций; 4)специальное создание воспитывающих ситуаций;

Слайд 18

Основные этапы урока открытия нового знания : ( по Л.Г.Петерсон ) Самоопределение к деятельности ( организационный момент ). Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности . Постановка учебной задачи . Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). Первичное закрепление во внешней речи . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону . Включение в систему знаний и повторение . Рефлексия деятельности (итог урока). Аналогичную структуру имеют уроки повторения и закрепления знаний, а также уроки контроля знани й развивающего типа

Слайд 19

Было Должно стать Принцип доступности Зона ближайшего развития Учащийся – объект ПД Учащийся – субъект собственной УД Ориентировано на усвоение суммы знаний Нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения Развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания Развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания Решая конкретно-практические задачи. Учащиеся усваивают частные способы На первый план выступают учебные задачи. Решая их, учащиеся, усваивают общие способы УД В результате формируется индивид – человек. Способный к исполнительской деятельности Формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности

Слайд 20

Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода 1. Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом. 2. Исходя из тематики урока, цели модуля, с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием или технику из банка приемов. 3. Для подготовки учебных задач на основе материала учебника может быть использован конструктор ситуационных задач Л.С. Илюшина на основе работ Б. Блума . 4. Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно-деятельностного подхода. Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации. 5. Оценить примерный КПД урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся при минимальной деятельности учителя.

Слайд 21

Благодарю за внимание! Творческих успехов!