Родителям

Киршин Виктор Петрович

Предварительный просмотр:

Факторы риска и защиты в профилактике суицидального поведения у детей и подростков

(памятка для родителей, педагогов)

Факторы, способствующие совершению суицида несовершеннолетними (группа риска)

1. Генетические факторы: наследуется не само суицидальное поведение, а риск его возникновения, он выше в семьях, где ранее уже наблюдались суицидальные попытки у родственников.

2. Личностно – психологические факторы:

- стрессовые факторы: потеря любимого человека, отвергнутая любовь, смерть близких и т.п.;

- особенности характера: эгоцентризм, несамостоятельность, не умение планировать, склонность к подавленному настроению, слабое противостояние проблемам, признание только крайних позиций («черное-белое» мышление).

3. Медицинские факторы:

- алкоголь - до 20% суицидальных попыток совершается несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения;

- около 80% суицидентов имеют психические расстройства (патология характера, депрессия, шизофрения, умственная отсталость, алкоголизм и т.д.);

- наличие тяжелого соматического заболевания: детский церебральный паралич, врожденные уродства, сахарный диабет, новообразования, особенно в области головы и др.

4. Социальные факторы:

- асоциальная или неполная родительская семья: около 40% детей с суицидальным поведением выросли в таких семьях;

- дефекты семейного воспитания: более чем у 90% детей и подростков с различными формами суицидального поведения выявлялись дефекты воспитания в семьях;

- конфликтные отношения со сверстниками, на их долю приходится до 27% суицидальных действий несовершеннолетних: конфликты между девушкой и юношей, ссоры подруг, агрессивное поведение, отвержение сверстниками;

- социально-экономическое неблагополучие.

Рекомендации по проведению профилактической беседы с несовершеннолетним родителями и педагогами во время стрессовой, проблемной ситуации

Разговаривать в спокойном месте, чтобы избежать возможности быть прерванным в беседе.

Уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, расположившись напротив, но не через стол.

Пересказать то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили.

Дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.

Обсуждать проблему без осуждения и пристрастия.

Произносить только позитивно-конструктивные фразы.

Ни в коем случае нельзя проводить беседу в присутствии третьих лиц, желательно спланировать встречу не в учебное время.

В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо “попутные” дела.

Необходимо всем своим видом показать собеседнику, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.

Если в ходе беседы несовершеннолетний активно высказывал суицидальные мысли, то его необходимо немедленно и в сопровождении законных представителей направить на консультацию к психологу, психотерапевту, психиатру.

Профилактические мероприятия

1. Выявление группы риска среди несовершеннолетних по суицидальной активности и оказание им и их семьям медико-психологической помощи.

2. Внимательное, заинтересованное отношение родителей к своим детям.

3.  Организация досуга для несовершеннолетних: кружки, секции, клубы и т.д.

4.  Пресечение всех фактов жестокого обращения с детьми.



Предварительный просмотр:

Памятки для родителей

ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ, СВОЙСТВЕННЫЕ ПОДРОСТКУ,

ПЕРЕЖИВАЮЩЕМУ КРИЗИСНУЮ СИТУАЦИЮ:

1. Уход в себя.

 2. Капризность, привередливость.

 3. Депрессия.

 4. Агрессивность.

 5. Нарушение аппетита.

 6. Раздача подарков окружающим.

 7. Психологическая травма.

 8. Перемены в поведении.

 9. Угроза.

 10. Активная предварительная подготовка

    Кризис - это ситуация эмоционального и умственного стресса, требующая значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Зачастую подобный пересмотр представлений влечет за собой изменения в структуре личности.

   Оказавшегося в кризисной ситуации ребенка всегда характеризует:

• Большая неуверенность и беспомощность. Это вызвано неудачными попытками сопротивления, столкновением с равнодушием или враждебностью окружающих людей и общества в целом, изменениями в восприятии себя, в системе самооценке, изменениями в отношениях.

• Повышенная тревожность и страхи. Ребенок испытывает страх наказания, осуждения, обвинения, непонимания со стороны окружающих, попадания в незнакомую ситуацию.

• Повышенная эмоциональность. Изменяется эмоциональная регуляция, нарушается самоконтроль, ребенок может испытывать чувство вины, гнев, депрессию, недоверие.

• Ощущение давления и напряжения. В основе этого лежит необходимость совершать какие – то действия, причем быстро и безотлагательно.

• Острая потребность в помощи и вмешательстве извне.

    Именно такие подростки нуждаются в помощи в период переживания кризиса, который рассматривается не только как трудный и ответственный период жизни, но и как тупик, делающий дальнейшую жизнь бессмысленной. Вместе с тем, привыкнув руководствоваться  в своей деятельности решениями  учителей, родителей многие учащиеся  перестают полагаться на себя, а столкнувшись с кризисной ситуацией, не  способны ее самостоятельно оценить, актуализировать себя в ней и попытаться  найти выход.

Причины возникновения кризисных ситуаций у подростков:

- психологические (одиночество, конфликты в школе, высмеивание, оскорбление, пренебрежение);

- социальные (у родителей привязанности к ребенку);

- педагогические (взаимное непонимание между учителем и учеником, непонимание учеником темы урока, несформированность у учащихся навыков общения).

   Определены основные виды кризисов, которые может испытывать ребенок:

 - кризисы развития (возрастные кризисы);

- кризисы утраты и разлуки;

- кризисы отношений и состояния



Предварительный просмотр:

Памятки для родителей

Правила, позволяющие предотвратить употребление ПАВ вашим ребёнком

1. Общайтесь друг с другом

Общение — основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей. Отсутствие общения с вами заставляет его обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить. Но кто они и что посоветуют Вашему ребенку?

2. Выслушивайте друг друга

Умение слушать — основа эффективного общения, но делать это не так легко, как может показаться со стороны. Умение слушать означает:

•    быть внимательным к ребенку;

•    выслушивать его точку зрения;

•    уделять внимание взглядам и чувствам ребенка, не споря с ним.

3. Ставьте себя на его место

Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что вы осознаете, насколько ему сложно. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему это действительно необходимо. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит.

4. Проводите время вместе

Очень важно, когда родители умеют вместе заниматься спортом, музыкой, рисованием или иным способом устраивать с ребенком совместный досуг или вашу совместную деятельность

5. Дружите с его друзьями

Очень часто ребенок впервые пробует ПАВ в кругу друзей. Порой друзья оказывают огромное влияние на поступки вашего ребенка. Он может испытывать очень сильное давление со стороны друзей и поддаваться чувству единения с толпой.

6. Помните, что ваш ребенок уникален

Любой ребенок хочет чувствовать себя значимым, особенным и нужным. Вы можете помочь своему ребенку развить положительные качества и в дальнейшем опираться на них.

7. Подавайте пример

Алкоголь, табак и медицинские препараты используются многими людьми. Конечно, употребление любого из вышеуказанных веществ законно, но здесь очень важен родительский пример. Родительское пристрастие к алкоголю и декларируемый запрет на него для детей дает повод обвинить вас в неискренности, в "двойной морали". Помните, что ваше употребление, так называемых, "разрешенных" психоактивных веществ открывает дверь детям и для "запрещенных".


Предварительный просмотр: