Самообразование

Давыдова Светлана Алексеевна

 

 

 

САМООБРАЗОВАНИЕ - ОДНА ИЗ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА

 

Любая профессия требует самосовершенствования, а уж тем более работа, связанная с детьми. Одним из путей повышения профессионального мастерства педагогов является самообразование. Это целенаправленная работа воспитателя по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает у него определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса. Своевременное заполнение данного документа также помогает при сборе материалов для аттестации педагога. Выбираем тему и постепенно наполняем папку материалами.

Уча вас - мы учимся сами.
Воспитывая вас - воспитываемся сами.
Образовывая вас - образовываемся сами.
Возвышая вас - возвышаемся сами
 
Ш.А. Амоношвили.

План самообразования Давыдовой С.А.

на 2020-2021 учебный год

«Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»

Цель: Повышение профессиональной компетентности в развитии творческих способностей детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

1.Изучение методической литературы по данной теме.

2.Применить полученные знания в работе с детьми.

3. Обобщить опыт работы по данной теме.

          Работая с детьми, я обратила внимание на то, как детям играя, в различные игры, подвижные, сюжетно-ролевые  театрализованные, очень нравится перевоплощаться в разные образы, меняя голос, используя мимику, жесты, различные атрибуты и костюмы. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника это известно всем. Но среди многочисленных игр у наших детей наибольший интерес вызывают игры в «театр», драматизации. Но самое главное то, что театральная деятельность- это эффективный способ формирования личности ребенка и имеет огромное воспитательное значение. В любой сказке дети видят примеры дружбы, доброты, справедливости, учатся сопереживать происходящему, совершать правильные поступки.

Огромное значение имеет театральная деятельность и для развития речи ребенка, ее выразительности. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке путем привлечения его к выступлению перед аудиторией с детства.

        Цель театрально- игровой деятельности – через театр научить ребенка видеть прекрасное, в жизни и в людях, зародить стремление самому нести в жизни прекрасное и доброе.

 Развитие творчества в дошкольниках – дело сложное, но чрезвычайно важное и нужное, творчество театрально- игровой деятельности проявляется в трех направлениях:

1.Как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов)

2.Исполнительское (речевое, двигательное).

3.Оформительское (декорации и изготовление атрибутов).

     Становление ребенка готовности к театральной игре осуществляется при поддержке родителей, их заинтересованности и помощи в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. Только заинтересованность педагога и родителей в процессе развития театрализованной деятельности детей позволяет развивать индивидуальные возможности ребенка.

 

План работы по самообразованию

 

Срок

Содержание работы

Ожидаемый результат.

Сентябрь

Самоанализ профессиональной компетентности. Определение тематики, подбор литературы по теме.

Выбор темы.

Октябрь

Теоретическое изучение методических наработок по данной теме.

Наличие литературы по теме самообразования.

Ноябрь

Консультация для педагогов «Театрализованные игры».

Повышение уровня педагогических знаний.

Декабрь

Подготовка драматизации сказки «Теремок»

Повышение профессиональной компетентности.

Январь

Драматизация сказки «Теремок» показ сказки детям других групп.

Повышение умения и знаний детей.

Февраль

Подготовка консультации для педагогов «Театр на столе».

Наличие консультативного материала.

Март

Консультация для педагогов старших возрастных групп «Театр на столе».

Наличие консультативного материала.

Апрель

Подготовка к открытому показу драматизации сказки « Теремок» 

Повышение профессиональной компетентности

Май

Показ сказки «Теремок» детям других групп.

Анализ работы по самообразованию.

Повышение уровня педагогических знаний детей.

 

 

Направление работы

по самообразованию Давыдовой С.А..

 

Направление работы

Содержание работы

Сроки

1.

Работа с детьми в группе

Изготовление атрибутов (маски, трафареты, настольный театр)

Знакомство с художественным произведением, репетиции.

2019-2020г

2.

Работа с родителями.

— Родительские собрания по теме творчества,

— Консультации «Театральная деятельность в детском саду».

— Семинар - практикум

— Привлечение родителей к изготовлению атрибутов. 

2019-2020г

3.

Работа с педагогами.

— Анкетирование, обследование предметно-развивающей среды.

— Консультация для педагогов.

— Показ открытых занятий по данной теме.

— Обмен опытом в рамках театральной недели.

— Педагогическая мастерская.

— Семинар- практикум.

октябрь

 

ноябрь

 декабрь

 

январь

 март

 апрель

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План самообразования Давыдовой С.А.

на 2019-2020 учебный год

«Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»

Цель: Повышение профессиональной компетентности в развитии творческих способностей детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

1.Изучение методической литературы по данной теме.

2.Применить полученные знания в работе с детьми.

3. Обобщить опыт работы по данной теме.

          Работая с детьми, я обратила внимание на то, как детям играя, в различные игры, подвижные, сюжетно-ролевые  театрализованные, очень нравится перевоплощаться в разные образы, меняя голос, используя мимику, жесты, различные атрибуты и костюмы. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника это известно всем. Но среди многочисленных игр у наших детей наибольший интерес вызывают игры в «театр», драматизации. Но самое главное то, что театральная деятельность- это эффективный способ формирования личности ребенка и имеет огромное воспитательное значение. В любой сказке дети видят примеры дружбы, доброты, справедливости, учатся сопереживать происходящему, совершать правильные поступки.

Огромное значение имеет театральная деятельность и для развития речи ребенка, ее выразительности. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке путем привлечения его к выступлению перед аудиторией с детства.

        Цель театрально- игровой деятельности – через театр научить ребенка видеть прекрасное, в жизни и в людях, зародить стремление самому нести в жизни прекрасное и доброе.

 Развитие творчества в дошкольниках – дело сложное, но чрезвычайно важное и нужное, творчество театрально- игровой деятельности проявляется в трех направлениях:

1.Как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов)

2.Исполнительское (речевое, двигательное).

3.Оформительское (декорации и изготовление атрибутов).

     Становление ребенка готовности к театральной игре осуществляется при поддержке родителей, их заинтересованности и помощи в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. Только заинтересованность педагога и родителей в процессе развития театрализованной деятельности детей позволяет развивать индивидуальные возможности ребенка.

 

План работы по самообразованию

 

Срок

Содержание работы

Ожидаемый результат.

Сентябрь

Самоанализ профессиональной компетентности. Определение тематики, подбор литературы по теме.

Выбор темы.

Октябрь

Теоретическое изучение методических наработок по данной теме.

Наличие литературы по теме самообразования.

Ноябрь

Консультация для педагогов «Театрализованные игры».

Повышение уровня педагогических знаний.

Декабрь

Подготовка драматизации сказки «Теремок»

Повышение профессиональной компетентности.

Январь

Драматизация сказки «Теремок» показ сказки детям других групп.

Повышение умения и знаний детей.

Февраль

Подготовка консультации для педагогов «Театр на столе».

Наличие консультативного материала.

Март

Консультация для педагогов старших возрастных групп «Театр на столе».

Наличие консультативного материала.

Апрель

Подготовка к открытому показу драматизации сказки « Теремок» 

Повышение профессиональной компетентности

Май

Показ сказки «Теремок» детям других групп.

Анализ работы по самообразованию.

Повышение уровня педагогических знаний детей.

 


Направление работы

по самообразованию Давыдовой С.А..

 

Направление работы

Содержание работы

Сроки

1.

Работа с детьми в группе

Изготовление атрибутов (маски, трафареты, настольный театр)

Знакомство с художественным произведением, репетиции.

2019-2020г

2.

Работа с родителями.

— Родительские собрания по теме творчества,

— Консультации «Театральная деятельность в детском саду».

— Семинар - практикум

— Привлечение родителей к изготовлению атрибутов. 

2019-2020г

3.

Работа с педагогами.

— Анкетирование, обследование предметно-развивающей среды.

— Консультация для педагогов.

— Показ открытых занятий по данной теме.

— Обмен опытом в рамках театральной недели.

— Педагогическая мастерская.

— Семинар- практикум.

октябрь

 

ноябрь

 декабрь

 

январь

 март

 апрель

 

 

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

«Оценка предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении»

Уважаемые родители!

Предметно-развивающая среда в группе дошкольного образовательного учреждения имеет большое значение для развития детей, т. к. именно здесь они проводят большую часть своего времени. Для того чтобы определить, соответствуют ли созданные условия в группе и в учреждении в целом задачам развития воспитанников, просим вас ответить на вопросы данной анкеты.

1. Какую группу посещает ваш ребенок? ___

2. Созданы ли, на ваш взгляд, в группе условия для всестороннего развития и воспитания детей?

• да;

• нет;

• затрудняюсь ответить.

3. Какие из перечисленных условий созданы в группе:

• для художественно-эстетического развития детей;

• развития театрализованной деятельности детей;

• музыкального развития детей;

• развития конструктивной деятельность детей;

• развития экологической культуры детей;

• развития представления о человеке в истории и культуре;

• физического развития детей;

• формирования у детей элементарных математических представлений;

• развития у детей элементарных естественнонаучных представлений;

• развития речи детей;

• игровой деятельности детей.

4. Достаточно ли дидактических средств и оборудования для развития детей?

• да;

• нет;

• затрудняюсь ответить.

5. Достаточно ли хорошо освещена групповая комната, столы, где дети занимаются и едят, игровая зона, где они играют?

• да;

• нет;

• затрудняюсь ответить.

6. Присутствуют ли в оформлении интерьера группы творческие работы воспитателей и детей?

• присутствуют в достаточном количестве;

• изобилие творческих работ портит интерьер группы;

• творческие работы отсутствуют в оформлении интерьера группы.

7. Отмечаете ли вы креативный подход воспитателей к оформлению интерьера группы?

• да;

• нет;

• затрудняюсь ответить.

8. Принимаете ли вы участие в оформлении предметно-развивающей среды в группе?

• да;

• нет.

9. Какие идеи по оформлению (обновлению) интерьера группы вы предложили бы воспитателям в настоящий момент? ___

10. Как вы оцениваете оформление помещений дошкольного образовательного учреждения в целом?

• помещения оформлены эстетично;

• оформление помещений традиционное, без креатива;

• слишком креативное оформление помещений;

• другое ___ .

11. Считаете ли вы необходимым улучшение материальной базы в дошкольном образовательном учреждении?

• да;

• нет;

• затрудняюсь ответить.

12. Какие изменения вы бы внесли в оформление помещений дошкольного образовательного учреждения? ___



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Театрализованные игры»

Театрализованные игры -средство речевого развития ребенка - дошкольника.

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “ театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.

Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника:

-психофизические способности (мимика, пантомимика,

-психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память,

-речь (монолог, диалог,

-творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

Содержание театральных игр тесно связано со всеми разделами программ, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон речи детей:

- словаря;

- грамматического строя;

- диалогической и монологической речи;

- совершенствованию звуковой стороны речи.

В играх драматизациях решаются следующие задачи:

1. Воспитательно-образовательные:

-обогащение знаниями, умениями, навыками;

-развитие интереса к литературе и театру;

-развитие психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления);

-развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициатива, воображение;

-формирование норм поведения;

-воспитание морально-волевых качеств личности.

2. Коррекционные:

-закрепление навыков правильной речи;

-усвоение богатства родного языка;

-усвоение элементов речевого общения (жестов, мимики, интонации);

-активизация и пополнение словаря;

-совершенствование грамматического строя речи;

-развитие тонкой моторики рук.

Цель коррекционной работы – научить детей говорить отчетливо, грамотно, выразительно. Для достижения данной цели, на занятиях по развитию речи мы широко используем речевые игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой. Сюда также включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В коррекционной работе с детьми с нарушениями речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.

Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Использование в педагогической работе потешек и прибауток позволяет совершенствовать звуковую культуру речи – уточнять и закреплять правильное произношение звуков, четко артикулировать звуки в словах, развивать речевое дыхание. Формирование грамматического строя речи, речевой активности, слухового восприятия, речевого слуха, диалогической и монологической речи, словарного запаса возможно при активном включении в процесс развития и обучения ребенка разных видов театрализованных игр.

Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения). Поэтому работу в этом направлении воспитатели проводят начиная с младших групп. Она заключается в следующем:

- воспитатели побуждают детей к общению (игра “Назови мне свое имя», инсценирование потешек А. Барто);

- учат детей находить выразительные средства в интонации (показ сказки “Теремок”, где обращалось внимание детей на имитацию голосов животных);

- учат детей эмоционально проговаривать фразы, четко произносить звуки (“Прогулка в лесу”, где давали понятия о том, как шумит ветер, падают листья, шуршат под ногами).

Дети учатся произносить звукоподражательные слова с различной интонацией, развивают речевое дыхание (после отгадывания загадок о животных дети имитируют голос отгаданного животного, (ветер дует зимой, делают глубокий вдох носом и надув щеки, с силой выдыхают).

Учат детей логически выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса (са-са – вот летит оса с разной силой голоса, тихо- громче- громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно. Ша-ша ша-наша каша хороша и т. д.).

В средних группах работа над выразительностью заключается в следующем:

Продолжается работа по интонационной выразительности речи (игровое упражнение “Сеня в лесу встретил лису”).

Закрепляются умения в сочетании движения и речи (игры на пальцах, пальчиковые игры).

Закрепляются умения произносить тексты с различной силой голоса и интонацией (игровое упражнение “Лиса и журавль”).

Закрепляются умения выразительно произносить предложенную фразу (игра “Угадай чей голос»).

Развиваем мелкую моторику в сочетании с речью.

В старших и подготовительных группах уделяется большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности (инсценировки).

Продолжается развитие монологической и диалогической речи: постановка спектакля «Заюшкина избушка».

Продолжается работа по развитию умения эмоционально общаться, произношению скороговорок.

В старшем возрасте значительно расширяется содержание театральной деятельности за счет самостоятельного выбора детей, дети привлекались к режиссерской работе, развивались навыки без конфликтного общения.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Работа над театрализацией сказки способствует развитию коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, витию просодической стороны речи, ее выразительности. Правильное определение местоположения на сцене, танцы развивают ориентирование, моторику, двигательную активность. Работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок развивает логику, учит правильно оценивать ситуацию.

Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи, активизации словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи и совершенствования звуковой стороны и социально- эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:

- единства социально-эмоционального и когнитивного (познавательного) развития;

- насыщении этой деятельности интересным и эмоционально- значимым для детей содержанием;

- постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;

- наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми; совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

Игра является основой деятельности детей дошкольного возраста.

Театрализованная игра - эффективное средство развития личности ребенка, помогает формировать связную речь, обогащать словарный запас, развивать умение общаться, развивает пальчиковую моторику у детей с нарушениями речи.

Игра играет особую роль в психическом развитии (развивает внимание, память). Является действенным средством профилактики застенчивости, замкнутости, профилактики агрессии, страхов у детей с отклонением в развитии.

Можно с уверенностью утверждать, что в театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы детей.

Проводимая работа по внедрению в процесс развития речи ребенка театрализованных игр оправдывает себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и взаимопонимание.

ЛИТЕРАТУРА.

2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада М., КНОРУС", 2003г.

3. Бочкарева Л. П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб.: Воспитание детей в игре. М., "КНОРУС", 2007.

4. Гербова В. В. Учусь говорить: Метод. Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». – 2е изд. – М.: Просвещение, 2000 г.

5. Горбушина Л. А., Николичева А. П. «выразительное чтение и рассказывание с детьми дошкольного возраста»: Учебное пособие: М.: КНОРУС, 2005г.

6. Домашний театр – Серия «Через игру – к совершенству». – М.: «Лист», 2001г.

7. Зинкевич – Евстигнеева Практикум по Сказкотерапии. – СПб.: ООО «Речь», 2002г.

8. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр дошкольникам: Театр картинок. Театр игр. Театр петрушек: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. – СПб.: 2003.

9. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001г.

10. Менджерицкая Д. В. Игра-драматизация. В сб.: Воспитание детей в игре. М.: А. П. О., 1994.

11. Поляк Л. Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПб.: «ДЕТСТВОПРЕСС», 2001.

12. Фомичева М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»: пособие для воспитателей детского сада. – М. «Пресс», 2004.




Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители»

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Процесс автоматизации звуков – это кропотливый и долгий труд родителя, воспитателя и логопеда. Часто ребенок просто отказывается от монотонных заданий и теряет интерес к таким занятиям. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы педагога, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованная деятельность развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

«Чтобы веселиться чужым весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место».

(Б. М. Теплов)

Театр и родители.

Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует и участия родителей. Важно родителям принимать участие в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Родители могут исполнять роли, принимать участие в изготовлении декорации, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Участие родителей в совместной деятельности с детьми вызывает у них много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

Давайте рассмотрим, какие бывают куклы и как с ними играть.

Куколки на пальчик.

Игра с пальчиками – первый шаг, знакомство с первой игровой условностью. Это первый театр, не требующий больших затрат времени и финансов для изготовления атрибутов.

Возьмите лист бумаги шириной 5-7см, примерно по длине вашего указательного пальца. Если кукловодом будет ребенок, то соответственно лист бумаги должен быть меньше. Сворачиваете бумагу рулончиком прямо на пальце и склеиваете. Дальше – раскрашиваете, украшаете аппликацией, бисером или палетками. Обязательно сделайте отличительные признаки персонажей: королю – корону, деду – бороду и усы, а бабке – платочек… Играть такими куколками-рулончиками интересно и одному, и целой компанией. Надеваете на палец… и вы уже не мама, а капризная принцесса! Еще такие артисты очень удобны для сказок с большим количеством персонажей. Каждый палец – отдельный герой. Так можно поставить «Репку», «Теремок», «Зимовье зверей».

Театр на столе.

Именно на нем и разыгрываются представления.

Сначала вырезаете из журнала приглянувшиеся картинки и наклеиваете их на картон для прочности. Фигуры должны быть не больше 10 см в высоту.

Возьмите половинку от внутреннего футляра шоколадного яйца. На каждой сделайте сверху щель ножом. В эту прорезь вставьте картинку на картоне. Герой новой сказки готов! Так можно создать целую семью: маму, папу, малыша, снабдить их необходимыми предметами обихода. Сделайте на таких же подставочках изображения детской кроватки, колясочки, стола. Любая журнальная иллюстрация пойдет в дело! Такие актеры и декорации прочно стоят на столе и их можно свободно передвигать. А то, что в вашей сказке не будет традиционных персонажей бабки и дедки, пожалуй, и лучше: сможете сами вместе с ребенком сочинить новую сказку, с новыми действующими лицами.

Конусные куклы.

Возьмите лист тонкого картона или ватмана, сверните конусом (диаметр основания 7-10 см). Склейте или скрепите степлером. Установите, чтобы он прочно стоял на столе. Это будет туловище будущего героя. Сверху на конус приклеиваем голову. Ее изображение может быть двойным: вид спереди и вид сзади. Эти две половинки склеиваем между собой, а внутри, между ними, – вершина конуса. К конусу прикрепите ручки-ножки, усики-рожки. Объемные куклы сложнее хранить. Они легко мнутся, поэтому их нужно аккуратно сложить в коробку, а плоские фигурки можно снять с подставочек и хранить даже в конверте. Для представления с такими куколками можно смастерить даже декорации – простую ширму, сделанную из 3-4 плотных листов картона большого формата (А4 или A3, соединенных между собой «гармошкой» с помощью скотча или лейкопластыря. Он эластичный, прочный, отлично клеится и не шуршит при открывании и закрывании ширмы. На листы наклейте скотчем прозрачные папки-файлы в виде кармашков. Туда вы будете вставлять картинки, соответствующие теме действия, и ширма всегда будет другой. Картон лучше взять разных цветов: это и смотрится интереснее, и обыграть в постановке можно. На зеленом фоне – пара деревьев, вот и получился лес. На голубом легко представить море или речку, на желтом либо коричневатом сделаете дорогу или пляж. Будет совсем как в настоящем кукольном театре!

Перчаточные куклы.

Можно их сшить самим, а можно – взять обычную перчатку, у которой потерялась пара. Для головы подойдет шарик от пинг-понга с отверстием для указательного пальца. С помощью перманентного маркера изобразите на нем лицо, повяжите платочек или приклейте универсальным клеем шевелюру из шерстяных ниток. Если делаете лицо человечка, вместо шарика можно взять небольшой клубочек, обтянутый светлой тканью. Если хотите получить меховую мордашку, можно клубочек не обтягивать, а просто подобрать по цвету: мишке - коричневый, а зайке – белый или серенький. Здесь главное – аксессуары: платочек для старушки, косички для девчушки и т. п.

Можно саму перчатку оставить такой, какая она есть, а можно сверху надеть рубашечку или юбочку. Такие куколки обязательно полюбятся малышу, они ведь как живые: двигаются, у них явно есть характер, они разговаривают и ведут себя почти как люди. Наденьте такого «актера» на руку, и почувствуете, что говорите-то вовсе не вы. Это кукла заставляет вас произносить слова, танцевать и петь. Только прислушайтесь!

Работа над созданием игрушки вместе с ребенком очень увлекательна. Игрушка сделанная ребенком, пусть с помощью взрослого, является не только результатом его труда, но и творческим выражением индивидуальности ее создателя. Она особенно дорога ему, с ней гораздо увлекательнее изображать героев сказок, песенок, небольших рассказов.

Родители! Не жалейте времени на домашние постановки по материалам сказок - результат будет стоить того.

Для ваших детей это будет настоящий праздник!



Предварительный просмотр:

Консультация

«Театр на столе»


Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Процесс автоматизации звуков – это кропотливый и долгий труд родителя, воспитателя и логопеда. Часто ребенок просто отказывается от монотонных заданий и теряет интерес к таким занятиям. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы педагога, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованная деятельность развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужым весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место». (Б. М. Теплов) Театр и родители. Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует и участия родителей. Важно родителям принимать участие в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Родители могут исполнять роли, принимать участие в изготовлении декорации, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. Участие родителей в совместной деятельности с детьми вызывает у них много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках. Я предлагаю родителям в домашних условиям устроить детям театр. Давайте рассмотрим, какие бывают куклы и как с ними играть. Куколки на пальчик. Игра с пальчиками – первый шаг, знакомство с первой игровой условностью. Это первый театр, не требующий больших затрат времени и финансов для изготовления атрибутов. Возьмите лист бумаги шириной 5-7см, примерно по длине вашего указательного пальца. Если кукловодом будет ребенок, то соответственно лист бумаги должен быть меньше. Сворачиваете бумагу рулончиком прямо на пальце и склеиваете. Дальше — раскрашиваете, украшаете аппликацией, бисером или палетками. Обязательно сделайте отличительные признаки персонажей: королю — корону, деду — бороду и усы, а бабке — платочек… Играть такими куколками-рулончиками интересно и одному, и целой компанией. Надеваете на палец… и вы уже не мама, а капризная принцесса! Еще такие артисты очень удобны для сказок с большим количеством персонажей. Каждый палец — отдельный герой. Так можно поставить «Репку», «Теремок», «Зимовье зверей». Театр на столе. Именно на нем и разыгрываются представления. Сначала вырезаете из журнала приглянувшиеся картинки и наклеиваете их на картон для прочности. Фигуры должны быть не больше 10 см в высоту. Возьмите половинку от внутреннего футляра шоколадного яйца. На каждой сделайте сверху щель ножом. В эту прорезь вставьте картинку на картоне. Герой новой сказки готов! Так можно создать целую семью: маму, папу, малыша, снабдить их необходимыми предметами обихода. Сделайте на таких же подставочках изображения детской кроватки, колясочки, стола. Любая журнальная иллюстрация пойдет в дело! Такие актеры и декорации прочно стоят на столе и их можно свободно передвигать. А то, что в вашей сказке не будет традиционных персонажей бабки и дедки, пожалуй, и лучше: сможете сами вместе с ребенком сочинить новую сказку, с новыми действующими лицами. Конусные куклы. Возьмите лист тонкого картона или ватмана, сверните конусом (диаметр основания 7-10 см). Склейте или скрепите степлером. Установите, чтобы он прочно стоял на столе. Это будет туловище будущего героя. Сверху на конус приклеиваем голову. Ее изображение может быть двойным: вид спереди и вид сзади. Эти две половинки склеиваем между собой, а внутри, между ними, — вершина конуса. К конусу прикрепите ручки-ножки, усики-рожки. Объемные куклы сложнее хранить. Они легко мнутся, поэтому их нужно аккуратно сложить в коробку, а плоские фигурки можно снять с подставочек и хранить даже в конверте. Для представления с такими куколками можно смастерить даже декорации — простую ширму, сделанную из 3-4 плотных листов картона большого формата (А4 или A3), соединенных между собой «гармошкой» с помощью скотча или лейкопластыря. Он эластичный, прочный, отлично клеится и не шуршит при открывании и закрывании ширмы. На листы наклейте скотчем прозрачные папки-файлы в виде кармашков. Туда вы будете вставлять картинки, соответствующие теме действия, и ширма всегда будет другой. Картон лучше взять разных цветов: это и смотрится интереснее, и обыграть в постановке можно. На зеленом фоне — пара деревьев, вот и получился лес. На голубом легко представить море или речку, на желтом либо коричневатом сделаете дорогу или пляж. Будет совсем как в настоящем кукольном театре! Перчаточные куклы. Можно их сшить самим, а можно — взять обычную перчатку, у которой потерялась пара. Для головы подойдет шарик от пинг-понга с отверстием для указательного пальца. С помощью перманентного маркера изобразите на нем лицо, повяжите платочек или приклейте универсальным клеем шевелюру из шерстяных ниток. Если делаете лицо человечка, вместо шарика можно взять небольшой клубочек, обтянутый светлой тканью. Если хотите получить меховую мордашку, можно клубочек не обтягивать, а просто подобрать по цвету: мишке - коричневый, а зайке - белый или серенький. Здесь главное - аксессуары: платочек для старушки, косички для девчушки и т.п. Можно саму перчатку оставить такой, какая она есть, а можно сверху надеть рубашечку или юбочку. Такие куколки обязательно полюбятся малышу, они ведь как живые: двигаются, у них явно есть характер, они разговаривают и ведут себя почти как люди. Наденьте такого «актера» на руку, и почувствуете, что говорите-то вовсе не вы. Это кукла заставляет вас произносить слова, танцевать и петь. Только прислушайтесь! Работа над созданием игрушки вместе с ребенком очень увлекательна. Игрушка сделанная ребенком, пусть с помощью взрослого, является не только результатом его труда, но и творческим выражением индивидуальности ее создателя. Она особенно дорога ему, с ней гораздо увлекательнее изображать героев сказок, песенок, небольших рассказов. Родители! Не жалейте времени на домашние постановки по материалам сказок - результат будет стоить того. Для ваших детей это будет настоящий праздник!



Предварительный просмотр:

Занятие по театрализованной  деятельности в старшей группе

" Волшебное путешествие в театр».

Задачи:

  1. Активизировать познавательный интерес к театрализованной деятельности, сценическому творчеству.
  2. Продолжать учить использовать средства выразительности театрализованной деятельности (поза, жесты, мимика, голос, движение)
  3. Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчётливость произношения.

  1. продолжать знакомить с театральной терминологией (актёр, режиссёр); - знакомить с театральной  перчаточной куклой,

  1.  обучать элементарным навыкам управления куклой;

6.    воспитывать доброжелательное, эмоционально-положительное          отношение друг к другу;

7.   активизация речи детей через развитие диалогической речи (беседа, игра, игра-драматизация), введение в активный словарь новых слов - понятий (кукловод, режиссёр, актёр).

Словарь: драматический театр, кукольный, режиссёр.

Материал: ширма, куклы перчаточные, магнитофон, диск

Ход занятия:

Ведущий:  Поздоровайтесь с гостями ребята.

- Раз, два, три, четыре, пять-

Вы хотите поиграть?

(Ответы детей)

Ведущий:

- Называется игра «Разминка театральная»

Становитесь в круг. Давайте поприветствуем   друг друга. Глядя с нежностью в глаза, с улыбкой на губах и, протягивая соседу руки, будем передавать добрые ласковые слова, и выражения.

(Проводится игра)

Ведущий:  

- Сказки любите читать?

(Ответы детей)          

- Артистами хотите стать?

(Ответы детей)

- Тогда скажите мне, друзья,

Как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на лису?

Или на волка? Или на козу?

Или на принца? На Ягу,

Иль на лягушку, что в пруду?

( Примерные ответы детей: изменить внешность можно с помощью костюма, грима, прически, головного убора и т.д.)

А без костюма можно, дети,

Превратиться, скажем, в ветер,

Или в дождик, иль в грозу,

Или в бабочку, осу?

Что ж поможет здесь, друзья? (Жесты и, конечно, мимика.)

Что такое мимика, друзья? (Выражение нашего лица.)

Верно, ну, а жесты? (Это движения.)

Бывает, без сомнения,

Разное настроение,

Его я буду называть,

Попробуйте его показать.

А какие же чувства может выражать человек с помощью мимики лица?

(Ответы детей)

- Правильно, ребята. А сейчас мы с вами поиграем в мимическую игру «Покажи настроение». Покажите-ка мне «улыбку», «испуг», «удивление»,   «страх», «злость», «грусть», «обиду», «усталость»…

Ведущий:  

- Понравилась игра?

Ведущий:  

- Дети, мы с вами поговорили о мимике. А что такое жесты?

(Ответы детей)

Ведущий:  

- А теперь пришла пора

Общаться жестами. Да-да!

Я вам слово говорю

В ответ от вас я жестов жду.

(Проводится игра)

А покажите-ка мне, друзья, слово «здравствуйте»,

слово «тихо», «не балуй», «не знаю», «да», «нет»,

 «до свидания».

Ведущий:  

- Молодцы, ребята. С заданием вы справились.

Воспитатель хвалит ребят, предлагает закончить разминку игрой "Мы в сад ходили". Воспитатель проговаривает текст, дети мимикой и жестами показывают то, что слышат.

"Ребята пошли в сад. Деревья в саду высокие. На ветках деревьев висят большие яблоки. Тянуться ребята до высоко висящего яблока. Сорвали его.

Полюбовались, какое оно спелое, наливное. Понюхали, какое оно ароматное. Протерли яблоко, откусили. Какое оно сладкое, сочное!"

Подошла к концу разминка...
Постарались все сейчас.
А теперь сюрприз, ребята!
В сказку приглашаю вас.

Посмотрите, ребята, у меня в руках «волшебная палочка». Я ею взмахну, и мы с вами  оказались в кукольном театре.

Ребята, а кто самый главный в кукольном театре?

- Конечно, куклы!

- А куклам кто-то помогает или они самостоятельно выступают на сцене или ширме?

- Помогают люди.

- А как называют людей, которыми управляют куклами?

- Их называют - КУКЛОВОДЫ! Повторите и запомните это слово, потому что сегодня вы его будете слышать часто.

- А всё потому, что я для вас приготовила сюрприз!

- Мы сегодня сами будем кукловодами, ведь в нашем кукольном театре с нетерпением вас ждут театральные куклы! Хотите с ними познакомиться? Тогда встречайте!

- Эти куклы выступают на ширме, называются они - куклы перчаточные.

Почему они так называются? (Дети отвечают), (ответ - одеваются на руку актера как перчатка).

- Сегодня я научу вас управлять этими куклами, ведь вы будете кукловоды.

Кукла появляется постепенно, как будто поднимается вверх по ступенькам. Сначала появляется голова, потом - плечи, затем кукла видна до пояса, и когда она доходит до середины ширмы - то видна вся кукла. Кукла движется по краю ширмы, а не по воздуху. Когда кукла говорит, то она слегка покачивается, а если на ширме две куклы - То та кукла, которая слушает - стоит не подвижно, чтобы зрители понимали, какая из кукол говорит. И ещё, кукловод, который говорит за свою куклу, часто меняет голос, чтобы он был похож на голос его героя. Например, если это мышонок, то голосок у него какой? А если это медведь или волк?

- Ребята, вам хочется самим побыть кукловодами в нашем кукольном театре?

- Но для начала я вам открою один секрет. И в драматическом и в кукольном театре есть такая профессия - режиссёр. Режиссёр - это помощник актёрам и кукловодам. Он всегда помогает им, говорит, что и как лучше сказать и сделать на сцене или ширме.

- Ребята, разрешите мне побыть в нашем кукольном театре режиссёром, можно?

- Тогда, ребята, я предлагаю вам показать, с помощью перчаточных кукол, для наших зрителей кукольный спектакль «Заюшкина избушка». Куклы наши будут выступать на ширме, а вы им будете помогать, да не забудьте правила вождения куклы.( дети показывают сказку)

Воспитатель: Вот и закончилась наше представление. Теперь актёры-кукловоды можете выйти из-за ширмы и поклониться зрителям, а зрители вам поаплодируют за великолепную игру!

Кукол, ребята, давайте поставим на место, я думаю, они очень волновались во время выступления и им, как и вам стоит отдохнуть.

- Ну, что, ребята, понравились вам наши превращения?

- В каком театре мы с вами побывали?

- А в кукольном театре кем мы были?

- С какими куклами познакомились?

- Чему мы с вами научились? (Превращениям, кукловождению)

- А кто помогает актёрам в театре? (Режиссёр)

 Вот и прощаться пришла пора.

До свидания взрослые, до свиданья детвора!  Большое спасибо, что вы пришли сегодня на занятие. И на память каждому из вас я подарю календарик, на котором изображен Скоморох. Пусть он улыбается и напоминает вам о нашей встрече. До свидания!



Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Развитие творческих способностей у ребенка»

Цели:

• выявить представления родителей о способностях детей;

• познакомить с понятием «способности», «творческие способности»;

• показать необходимость развития творческого потенциала детей в семье;

• учить выявлять и развивать творческие способности у детей.

Эпиграф к собранию:

Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других».

Б. Асафьев

Оборудование: бумага А 4, ручки, цветные карандаши.

Ход собрания

I. Лекция

По преданию семь мудрецов Древней Греции, сойдясь в храме Аполлона в Дельфах, написали на нём: «Познай самого себя «Это высказывание в полной мере относится к проблеме способностей. Как только человек начинает осознавать себя, выделять как личность из окружающего мира, перед ним встают важные жизненные вопросы: «кто я?», «в чём моё предназначение?», «на что я способен. Что же такое способности? Это такие свойства личности, которые обеспечивают человеку успешное выполнение какой-либо деятельности. Специалисты расходятся в своём мнении по поводу происхождения и развития способностей: одни считают, что способности даны человеку от природы, а воспитание и обучение лишь способствуют развёртыванию способностей в течение жизни человека. Другая группа учёных уверена, что все дети рождаются с одинаковыми возможностями, а способности – результат обучения и усилий преподавателей, родителей, воспитателей. Истина, как говорится, находится посередине. Существует и третье мнение: и врождённые возможности (задатки) и влияние среды одинаково важны для развития и проявления способностей.

Считается, что каждый здоровый ребёнок имеет от природы все способности, чтобы овладеть любым делом, любой профессией до среднего уровня.

В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Но к сожалению, многие родители не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу угла речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития.

Творчество важно не столько в детстве, сколько во взрослой жизни. Но чтобы творчество было во взрослой жизни, его развитие должно осуществляться в детстве. Сегодня можно привести огромное количество примеров успешных людей творческих профессий: актеры, певцы, артисты, писатели и другие. Они реализовали себя через творчество, у них яркая и интересная жизнь, признание и уважение окружающих. Безусловно, чтобы творческие способности проявлялись столь ярко, необходимо иметь какие-то природные задатки. Стоит особенно отметить, что развитие творческих способностей необходимо для каждого ребенка. Пусть даже он и не станет в будущем знаменитостью, но зато творческий подход к решению тех или иных вопросов поможет ему в жизни, сделает его интересной личностью и человеком, способным преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути.

Зачем нужно развивать творческие способности?

Сегодня к ребенку и человеку вообще предъявляются все более высокие требования, соответствие которым помогает ему в жизни, в профессиональной деятельности, в решении проблем. Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий. Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями.

Пожалуй, каждому родителю хотелось бы, что бы его ребенок вырос творческой личностью. Ничем не ограниченное воображение, свободный полет фантазии, хорошая интуиция – все эти факторы являются необходимым условием творчества, которое потом преобразовывается в различные открытия и изобретения. Поэтому, если родители хотят видеть свое чадо творческой личностью, они должны стимулировать развитие творческого потенциала у ребенка.

Что такое творческие способности?

Творческие способности – комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие:

• стремление к познанию;

• умение познавать новое;

• живость ума;

• умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное;

• стремление к открытиям;

• умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт;

• свободное воображение;

• фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретение, открытия, что-то новое.

С чего начать?

Временами можно наблюдать картину, когда взрослый рисует предмет, или просто показывает картинку малышу и озвучивает название предмета, который изображен. А малыш видит это своеобразно. Ребенку кажется, что машинка похожа на дворовую добрую собачку, а чайник – на рыбку. Но взрослый требует от ребенка, что тот запомнил правильное название с точки зрения родителя. Родитель пытается научить свое чадо шаблонному социальному восприятию и пониманию вещей, и пропускает мимо то, что ребенок относится к миру творчески.

Родителю нужно измениться самому, прежде всего, для развития творческого потенциала ребенка. Современные взрослые не умеют играть, фантазировать, как ребенок, они хотят выглядеть серьезными, вместо того, чтобы веселиться или шалить. Они боятся нарушить социальные правила поведения. Однако, прекрасные терапевтические средства, которые могут дать возможность отдохнуть, расслабиться, вдохновиться – это игра, творчество, свободный полет фантазии.

Консервативность, скованность и чрезмерная серьезность родителей – не лучшие помощники для развития творческих способностей ребенка. Научитесь играть в детские игры, не бойтесь на некоторое время стать ребенком, шалите и веселитесь, нарушайте иногда правила поведения взрослого человека во имя вашего ребенка. Это не только поможет вам сблизиться с вашим ребенком и будет способствовать его развитию, но и станет хорошей психотерапией, которая позволяет отдохнуть, отвлечься, снять напряжение и стресс. Сочиняйте вместе с ребёнком сказки, стихотворения, придумывайте несуществующих животных и растений – поддерживайте его творческую инициативу.

Для развития творческих способностей необходимо создание условий для сознательного и активного участия в творческой деятельности важен поиск творческих приемов, формирования и совершенствования и совершенствования базовых знаний, умений и навыков, вариативное их использование и на любых уроках. Главное – это создание общей атмосферы творчества и радости.

Великий Ян Амос Коменский писал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».

По мнению известно психолога К. Роджерса, дети утоляют свое любопытство, свою неуёмную энергию с помощью интереса. А если его нет у человека, жизнь его становится скучной, окрашиваются в грустные серые тона, радость собственного существования уходит. Давайте откроем дверь в мир интереса ребят нашего класса.

Нередко родители, имеющие детей среднего и старшего школьного возраста, замечают, что, взрослея, их сообразительный ребенок становится более заурядным. Конечно, он становится все умнее, получает все больше знаний, но теряет живость впечатлений, неординарность суждений. Несомненно, задача родителей – не позволить ребенку потерять способность фантазировать, оригинально мыслить. Очень важно не упустить время!

II. Практическая работа

Что способствует развитию творческой активности у ребенка?

На развитие творческих способностей у ребенка положительно влияют различные виды детской деятельности:

• Окружающий мир.

Развивающие игры и игрушки.

• Рисование.

• Лепка.

• Чтение.

• Музыка.

• Аппликация.

Уважаемые родители, давайте начнем прямо сейчас, пока дети способны все воспринимать с присущей им природной живостью ума. Существуют специально разработанные упражнения, часть из которых описана в популярном пособии для родителей и педагогов Л. Я. Субботиной «Развитие воображения у детей».

Сейчас мы проиграем в некоторые из них. Но для начала я хочу предложить Вам самим проверить свои способности. (Тест «Ваш творческий потенциал», Приложение 1)

Игра «Музыка»

Родители слушают музыку. После прослушивания они берут четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую – и изображают услышанную музыку. Затем можно предложить родителям озаглавить рисунок.

Упражнение «Незаконченный рисунок»

Родителям предлагается лист с изображенными на нем кружочками, квадратиками, крестиками. Линиями вертикальными, горизонтальными, зигзагами и др. Задача – используя различные элементы, изобразить какие-либо образы. Повторяться нельзя.

Игра «Рифмоплет»

Родители придумывают слова, окончания которых звучат одинаково (палка – галка, сочиняют двустишья на заданные рифмы.

Игра «Изобретатель»

Предлагается придумать:

– несуществующий прибор, необходимый в домашнем хозяйстве;

– необычные способы использования обычных предметов.

«Хорошо-плохо»

– вы называете предмет или явление, а ребенок должен сказать, что в нем хорошо, а что – плохо. Например, утюг: хорошо – белье будет поглажено, плохо – можно обжечься, ветер: хорошо – не будет жарко в солнечный день, плохо – можно простыть.

«Нестандартные задачки»

– пусть ребёнок находит предметам необычный способ использования, например, ложкой можно не только кушать, но еще и переливать воду из одной емкости в другую и т. п. Придумайте необычный способ использования зеркала, стола, кружки, мяча и другим предметам. Не бойтесь сами придумывать различные задачки.

Например, вот вариант одной из них. В город приехал цирк, но в городе не оказалось ни одной капли клея. Как расклеить афиши, чтобы о приезде цирка узнали все жители? Другая задачка. Вся семья собралась идти в лес, взяли с собой консервы, хлеб, чай. Но когда пришли в лес, то вспомнили, что забыли дома нож для открытия консервы. Что делать? Как открыть банку? И еще одна задачка. Маше на день рождения подарили несколько одинаковых игрушек (бантов, открыток и т. д.). Что ей с ними делать?

«Что будет, если…»

– предложите ребенку пофантазировать: что будет, если все люди станут великанами, исчезнет посуда, кошки заговорят человеческим языком и так далее.

III. Итог

Создание условий в семье для развития творческих способностей ребенка.

Если Вы хотите воспитать творческую личность и одновременно не забывать о психическом здоровье своих детей, то:

Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».

Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество.

Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).

Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими.

Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты – как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

Помогайте ребенку. порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.

Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании своего ребенка. Не забывайте, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее.