Опыт работы:«Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста».  

Давыдова Светлана Алексеевна

Актуальность.

 

—В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
—Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.
—Поэтому возникла идея - создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста  через театрализованную деятельность.

Значение театрализованной деятельности

—помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств
—появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
—совершенствует артикуляционный аппарат
—формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
—улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
—дети получают эмоциональный подъём
—способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
—позволяет формировать опыт социального поведения
—стимулирует активную речь

Цель: создать условия для развития речи детей через творческую активность
в театрализованной деятельности

Задачи :

—анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта;
—разработка программы;
—определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для  речевого развития дошкольников;
—создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при  речевом развитии средствами театрализованной деятельности;
—выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;
—приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.

Элементы педагогических  технологий:

—здоровьесберегающие  технологии;
—личностно-ориентированного взаимодействия педагога и детей,
—индивидуально-дифференцированное обучение, основанное на индивидуальных возможностях;
—игровые технологии;
—интегрированное обучение;
—взаимодействие с семьёй;
—творческой технологии – ТРИЗ;
—групповые;
—проблемное обучение.
 

Творческие методы и приёмы:

—знаковая система обучения (схемы, алгоритмы, мнемотаблицы и мнемодорожки, условные обозначения);
—моделирование;
—ситуация «проживания»;
—противоречий и доказательств;
— ассоциаций;
—коммуникативные  (диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание);
—организация творческого поиска;
— аналогий;
—просмотр видеофильмов;
—слушание аудиозаписи;
—словесное рисование;
—хоровое и индивидуальное пение;
—разговор по телефону
—нетрадиционные методы рисования и аппликации
—коллаж из сказок
—релаксации
—музыкотерапия

Предметно – развивающая среда:

—Для обогащения предметно – развивающей среды в группе был разработан и реализован проект  с участием
— родителей «Сказка своими руками» .

      Были изготовлены  персонажи сказок

и атрибуты к ним из разных материалов.

—Результатом проекта было инсценирование
—готового театра ребёнком.
—А сейчас дети на основе готовых кукольных
—театров продолжают разыгрывать сказки, с
—оставлять интересные и необычные
—рассказы, меняя героев и обстановку.
—Была построена сцена.
—Изготовлены разные виды ширм.

Вывод:

Благодаря проделанной работе дети  стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.

Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх - драматизациях.

 Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать  богатейший материал словесного творчества народа.

Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.