Актуальность.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Поэтому возникла идея - создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Значение театрализованной деятельности
помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств
появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
совершенствует артикуляционный аппарат
формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
дети получают эмоциональный подъём
способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
позволяет формировать опыт социального поведения
стимулирует активную речь
Цель: создать условия для развития речи детей через творческую активность
в театрализованной деятельности
Задачи :
анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта;
разработка программы;
определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;
создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;
выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;
приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.
Элементы педагогических технологий:
здоровьесберегающие технологии;
личностно-ориентированного взаимодействия педагога и детей,
индивидуально-дифференцированное обучение, основанное на индивидуальных возможностях;
игровые технологии;
интегрированное обучение;
взаимодействие с семьёй;
творческой технологии – ТРИЗ;
групповые;
проблемное обучение.
Творческие методы и приёмы:
знаковая система обучения (схемы, алгоритмы, мнемотаблицы и мнемодорожки, условные обозначения);
моделирование;
ситуация «проживания»;
противоречий и доказательств;
ассоциаций;
коммуникативные (диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание);
организация творческого поиска;
аналогий;
просмотр видеофильмов;
слушание аудиозаписи;
словесное рисование;
хоровое и индивидуальное пение;
разговор по телефону
нетрадиционные методы рисования и аппликации
коллаж из сказок
релаксации
музыкотерапия
Предметно – развивающая среда:
Для обогащения предметно – развивающей среды в группе был разработан и реализован проект с участием
родителей «Сказка своими руками» .
Были изготовлены персонажи сказок
и атрибуты к ним из разных материалов.
Результатом проекта было инсценирование
готового театра ребёнком.
А сейчас дети на основе готовых кукольных
театров продолжают разыгрывать сказки, с
оставлять интересные и необычные
рассказы, меняя героев и обстановку.
Была построена сцена.
Изготовлены разные виды ширм.Вывод:
Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.
Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх - драматизациях.
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.
Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.