3.4. Участие в инновационной или экспериментальной деятельности

Зарема Руслановна Нуцалова

3.4. Участие в инновационной или экспериментальной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Колокольчик»

Консультация для педагогов ДОУ

«Основные направления работы по познавательно-исследовательской деятельности»

Подготовила: Нуцалова З.Р.

г. Когалым, 2022 г.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. Познавательно- исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность.

Главное достоинство познавательно-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи) и дает

детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.

Все, что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Основной целью развития познавательно-исследовательских умений и навыков у детей, в рамках дошкольного учреждения и в семье, является развитие свободной творческой личности ребенка. При этом должны решаться следующие задачи:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие познавательных способностей;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков.

Для полноценного использования познавательного потенциала развития

исследовательских умений и навыков у дошкольников педагоги могут использовать следующие правила и принципы организации исследовательской деятельности детей (Григорович М. В. Организация исследовательской практики дошкольников):

  1. Работу следует организовать так, чтобы у ребенка было желание участвовать в

исследовательской деятельности, проявлять инициативу, чтобы он осознавал, что исследование, эксперимент содержит такие задания, которые будут для него интересны и которые никто кроме него, не сможет выполнить.

  1. Необходимо предоставлять детям свободу выбора. Свобода выбора должна реализовываться и в процессе определения объекта исследования, и в выдвижении гипотез, и в определении путей решения проблемы. В действиях детей должна проявляется их индивидуальность.
  2. К любым наблюдениям ребёнка следует относиться серьезно, и при этом хвалить его как можно чаще. Ребёнок должен почувствовать всю значимость своей деятельности. Подобное

отношение взрослого является прекрасным стимулом развития познавательного интереса ребенка.

  1. Необходимо проявлять доброжелательность и заинтересованность в отношении детских исследований. Недопустимо говорить, что ребенок что-то выполнил неправильно, а его выводы и действия являются ошибочными. Это может привести к исчезновению у ребенка интереса к его работе. В случае, если он допустил ошибку, сделал неверные выводы, не нужно акцентировать на этом внимание, а лучше незаметно, совместно с ребенком, при помощи наводящих вопросов проанализировать его деятельность так, чтобы ему стало самому понятно, где и в чем он не прав. Дети не должны бояться ошибиться в процессе исследований, к тому же стоит иметь в виду, что одни и те же явления и процессы можно рассматривать с разных сторон.
  2. Следует избегать в своей речи назидательности, морализаторства и лозунгов. Вместо этого, взрослому (родителю, педагогу) следует незаметно и доходчиво подвести ребёнка к пониманию наблюдаемых результатов, закономерностей, явлений. Исследовательское

поведение должно основываться исключительно на понимании, но никак не на запоминании.

  1. Нужно стремиться постоянно поддерживать интерес ребёнка к окружающему миру, к природе, стимулировать детскую любознательность. Сохранение и развитие этих качеств является залогом успешного развития исследовательских качеств.
  2. В процессе выполнения исследовательской деятельности должны быть максимально задействованы все органы чувств ребенка: зрение, слух, обоняние, осязание. При этом с помощью соответствующих заданий необходимо развивать и эмоциональную сферу детей.
  3. Необходимо помочь детям увидеть необыкновенное в повседневном и обыденном, обращать их внимание на всё необычное, красивое, изменяющееся, побуждать их изучать заинтересовавший их вопрос (объект, явление, событие) более внимательно и с разных сторон.
  4. Исследовательская деятельность должна осуществляться как сотворчество взрослых и детей. Педагог должен выступать в роли соавтора, а для того, чтобы дети почувствовали это, следует делиться с ними своими чувствами и впечатлениями.
  5. Следует стремиться развивать творчество и фантазию. Не страшно, если ребёнок будет дополнять реальные исследования, эксперименты придуманными рассказами, не следует уличать его при этом во лжи.        Придерживаясь данных рекомендаций, можно сделать исследовательскую деятельность эффективным инструментом развития личности ребёнка,

формирования знаний, умений.

Среди приёмов и методов организации познавательно-исследовательской деятельности выделим актуальные для использования в ДОУ:

  • Эвристический метод. Педагогами часто создаются проблемные ситуации в качестве мотивирующего начала занятия: таким образом возникает ощущение сплочённости группы в поиске решения, активизируются мыслительные способности при анализе

сложившейся ситуации. Развитию любознательности, исследовательских и речевых навыков способствуют эвристические беседы, в основе которых лежат вопросы- проблемы. Например, «Почему в тёплое время года ветви деревьев обладают

достаточной гибкостью, а в морозы становятся ломкими?», «Почему некоторые виды птиц перелётные?».

  • Наблюдение. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности

детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение

является одной из активных практик научно-исследовательской деятельности у дошкольников.

  • Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей

деятельностью дошкольников. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.), малыши приобретают сведения об их свойствах. Ребята с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая по достижении старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод научно- исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.

  • Проектная деятельность. Этот вид работы подразумевает совместную исследовательскую активность детей и педагога и, как вариант, родителей. В

достижении познавательной цели проекта задействуются не только мыслительные способности ребёнка, но и творческие навыки. Педагог побуждает к самостоятельному построению хода наблюдений и опытов, лишь при необходимости направляет действия воспитанника.

  • ТРИЗ-технологии. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) пришла в педагогику из инженерной области и эффективно применяется в работе с детьми

младшего возраста и школьниками. Суть ТРИЗ-технологий — в побуждении ребёнка к самостоятельному построению алгоритма действий для решения возникшей проблемы. Этот метод применяется вне образовательного процесса: «Не работает игрушка?

Определи, что случилось. Сломалось колесо, подумай, каким способом можно исправить поломку. Сравни сломанное колесо с теми, что в исправности». В детском саду ТРИЗ- технологии реализуются чаще всего в форме игровых заданий: «Ах, наша кукла Маша- растеряша потеряла чашку, как ей теперь выпить сок? А теперь кукла не может найти зонтик, как ей дойти до бабушки в дождливую погоду?». Этот метод работы способствует развитию аналитического типа мышления.

Педагогу важно организовать познавательно-исследовательскую деятельности таким образом, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации.

Организацию исследовательской деятельности детей нужно выстраивать поэтапно.

Первый этап - мотивационно-ориентировочный – направлен на развитие интереса детей к экспериментированию, преодоление скованности детского мышления, боязни ошибок и неверных действий в решении познавательных проблем. Реализация цели обеспечивается за счет создания положительной атмосферы в группе, роста интереса дошкольников к

исследованиям. Создаются такие ситуации, которые вызывают интерес, удивление и эмоциональный отклик у детей. Для этого могут использоваться циклы наглядных

экспериментов по блокам «Живая и неживая природа», проблемные ситуации, нарушающие привычный взгляд на вещи - «Что в чёрном ящике?», «Превращения красок». Применяются также приемы исследовательского поиска, которые обеспечивают овладение умением

наблюдать, анализировать, сравнивать, использовать схематические изображения состояния вещества. Это подготавливает детей к самостоятельной исследовательской деятельности.

Освоенные умения в дальнейшем используются в коллективных исследовательских проектах (например, «Наше дерево»).

На данном этапе педагог занимает обучающе-организующую позицию: активно привлекает внимание детей к проблемным, необычным ситуациям и явлениям, организовывает поиск способов их решения, инициирует проблемный диалог обсуждения результатов наблюдения, исследования.

Второй этап - содержательно-деятельностный (основной). Его цель состоит в дальнейшем развитии исследовательских навыков детей в условиях постепенно

усложняющегося экспериментирования и усложняющейся исследовательской деятельности. Объектом детского экспериментирования могут стать исследовательские макроциклы: «Что умеет вода», «Чудеса песка», «Удивительная соль», «Тонет – не тонет», «Большие тайны маленьких семян», «Превращения веществ». В каждом тематическом цикле должен

применяться единый технологический подход к развитию исследовательской активности детей.

Позиция педагога на втором этапе изменяется по мере нарастания самостоятельности, развития исследовательских умений дошкольников: от обучающе-организующей к направляюще-корректирующей (создаёт проблемные ситуации, стимулирующие освоение опыта экспериментирования; поддерживает детские инициативы, самостоятельность).

Третий этап - инициативно-творческий – этап совместного исследовательского поиска в рамках коллективного проекта (например, «Наше дерево») и совместных исследовательских проектов детей и родителей. Его цель состоит в дальнейшем развитии исследовательской

деятельности детей и их исследовательских умений и навыков.

На этом этапе, при правильной организации предыдущих этапов организации

исследовательской деятельности, могут проявляться изменения эмоционального отношения

дошкольников к исследовательской, экспериментаторской деятельности. Если происходят эти изменения, следовательно, цель педагога по развитию исследовательской деятельности и исследовательской активности детей, может считаться достигнутой.

Организация совместной деятельности воспитателя c детьми

выделяет два основных вида познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников:

- Первый вид (специально организованная совместная деятельность) познавательно– исследовательской деятельности характеризуется тем, что она организуется воспитателем,

который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены воспитателем. Основной формой познавательно-исследовательской деятельности этого вида являются опыты. Воспитанники принимают активное участие, с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом, тем самым у них развивается любознательность,

наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций. Опыты проводятся как часть непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной деятельности с детьми в режимных моментах.

- Второй вид познавательно-исследовательской деятельности характеризуется тем, что активность в процессе деятельности идет полностью от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. Необходимо, чтобы каждый из детей имел всё для проведения самостоятельных исследований: оборудование и материалы, фундамент приобретённых знаний и умений.

Познавательно – исследовательская деятельность — это интегрирующийся вид деятельности с другими видами.

  • Взаимоотношения между экспериментом и трудовой деятельностью тесно связано, так как экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.
  • Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время

обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.

  • Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимента. В то же время, чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной

деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.

  • Также прослеживается связь познавательно – исследовательской деятельности и с

формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

  • Прослеживается связь и с чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, а также в игровой деятельности.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами, так как каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность (консультации, папки-передвижки, круглые столы, семинары, индивидуальные беседы и т.д.)

Важное значение для развития познавательно-исследовательской деятельности имеет развивающая предметно-пространственная среда.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Колокольчик»

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0e21/000292a8-8784234a/hello_html_63a977e.jpg

Разработчик: НуцаловаЗ.Р.

г. Когалым, 2022г.

Неделя

Тема

Цель

Развивающая среда

Сентябрь

1.

«Жидкая вода»

Сформировать понятие о том, что вода течет по трубам; закрепить знания о некоторых свойствах воды (жидкая, меняет форму в зависимости от формы предмета, в которой ее наливают); побудить детей к рассуждению о том, что было бы если бы вода не могла течь; учить сравнивать жидкие и густые вещества, анализировать.

Внесение в группу для занятий произведений российских поэтов о ветре и дожде, колбочек с теплой, холодной, горячей водой, с сахаром, солью, пульверизатора, соломинок

2.

«Радуга в комнате»

Познакомить детей с природным явлением – радугой; показать роль воды в данном явлении; дать представление о солнечном спектре; закрепить цветовую гамму; познакомить с формой радуги.

3.

«Волны»

Познакомить с природным явлением – ветром; сформировать понятие о ветре как о движении воздуха; показать роль ветра в образовании волн; дать понятие о силе ветра.

4.

«Капельки воды»

Дать понятие о дожде; познакомить со свойством воды – натяжением жидкости; формировать умение анализировать, делать выводы о форме капли.

Октябрь

1.

«Пар – тоже вода»

Продолжать знакомить детей со свойствами воды; дать представления о воде как о помощнице человека; воспитывать у детей наблюдательность; развивать кожные ощущения,

Внесение в группу для занятий сосуды разного размера и формы. Вода, растворители; стиральный

фантазию.

порошок, песок, соль, фильтры бумажные; глобус, небьющиеся, разные по весу предметы; игрушечные машины, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки

2.

«Растворение»

Продолжать знакомить детей со свойствами воды; дать представление о том, что в воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются; провоцировать рассуждения детей о роли данного явления в жизни человека, животных, растений; воспитывать желание экспериментировать, эстетическое восприятие; развивать мышление.

3.

«Сила тяготения»

Дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.

4.

«Упрямые предметы»

Продолжать знакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения.

Ноябрь

1.

«Пузырьки воздуха»

Дать детям понятие о том, что в воде есть воздух, продемонстрировать опыт с пустым стаканом и чашкой воды; сформировать знания о роли воздуха для жизни водных животных.

Внесение в группу для занятий дидактических        игрушек         –

«жителей моря», шапочек для игр, экспонатов     музея     из     серии

«Песок», луп, соломинок, емкостей с водой, лампы для создания тени, лоскутов ткани.

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу» (описание игры Т.М. Бондаренко        «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» стр. 3)

2.

«Как услышать воздух»

Познакомить со свойствами воздуха.

3.

«Ходят капельки по

Дать детям первые представления о круговороте воды в природе, используя миску с водой; обсудить с детьми, куда исчезла вода, что с ней случилось; показать данное явление с помощью

кругу»

иллюстрации.

4.

«Испытание магнита»

Познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими.

Декабрь

1.

«Лед – твердая вода»

Продолжать знакомить детей со свойствами воды. Организуя опыт с внесением сосулек, разных по размеру, в теплое помещение; обращать внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки; формировать умение отвечать на вопросы, анализировать, делать выводы (лед – это тоже вода).

Внесение в группу для занятий коллекций песка камней, художественной литературы по теме, иллюстраций «Времена года», кубики льда, емкость с водой, пипеток, свечей, тампонов.

2.

«Лед легче воды»

Продолжать знакомить детей со свойствами воды при помощи кусочка льда и стакана, до краев наполненного водой; сформировать понятие, что вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, то есть она тяжелее.

3.

«Почему предметы движутся?»

Познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом.

4.

«Как появляются горы?»

Познакомить детей с причиной образования гор; движением земной коры, вулканическим происхождением гор.

Январь

1.

«Воздух имеем вес»

Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха при помощи весов, надутого шариков; воспитывать умение анализировать, делать выводы о весе воздуха.

Внесение в группу для занятий воздушные шарики, шерстяную ткань, пластилин; лимон, 8 – 10 отрезков        по        10        см                медной изолированной                        проволоки сечением 0,2 – 0,5 мм                стальные

«Что такое молния?»

Познакомить        детей        с        понятиями        «электричество»,

2.

«электрический ток»; формировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии.

скрепки для бумаги; оргстекло размером 25x40 см, папиросная бумага.

3.

«Почему горит фонарик?»

Уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки.

4.

«Электрический театр»

Выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает; развивать любознательность.

Февраль

1.

«Секретные записки»

Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка; развивать у детей самостоятельность.

Внесение в группу для

занятий сборника стихов о природе, растений со стоячим стеблем, коллекции камней, песка, глины, емкостей с водой, салфеток с разными запахами, спичек, льда, соли.

2.

«Песок очищает воду»

Продолжать знакомить детей с объектом неживой природы – песком и его свойством очищать воду, используя стакан и воронку; провоцировать отвечать на вопросы; познакомить с сообществом – пустыня.

3.

«Забавные фокусы»

Развить у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов.

4.

«Вода и растение»

Познакомить детей с очередным свойством воды – движением по тканям, используя букет цветов и подкрашенную воду; развивать умение анализировать.

Март

1.

«Ветер – это движение воздуха»

Сформировать у детей представление о том, что ветер – это движение воздуха (при помощи горящей свечи и открытой двери); объяснить, что в комнате теплый воздух он легко

путешествует по верху; показать, что воздух нельзя увидеть; развивать наблюдательность, глазомер, координацию, воображение; учить при помощи веера создавать ветер.

2.

«Солнце дарит нам тепло и свет»

Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия».

Внесение в группу для занятий картин, книг о морских животных, видеофильма        о        горных ландшафтах, лупы, веера, колб, воронок, песочных часов, коллекции песка,

3.

«Как образуются метеоритные кратеры?»

Смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способом его образования; уточнить представление детей о Солнечной системе: о планетах, звездах; развивать умение действовать по алгоритму.

4.

«Почему не тонут корабли?»

Выявить        с        детьми        зависимость        плавучести        предметов        от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом.

Апрель

1.

«Откуда взялись острова?»

Познакомить с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря.

Внесение    в     группу     модели

«Морское дно», залитое водой, поддоны, глина, стеки; сода, уксус, сухая красная краска, моющая жидкость; песок, глина, вода; камни; ломтики хлеба, пипетка, лупа

2.

«Песок и глина. Свойства песка и глины»

Познакомить со свойствами песка и глины.

3.

«Камни»

Познакомить с камнями, различными по форме и текстуре.

4.

«Плесень»

Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия.

Май

1.

«Могут ли животные жить в земле?»

Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).

Внесение в группу для занятий: почва, стекло или зеркало, емкость с водой; земляные черви, земля,

«Наверх»

Выяснить, что  в почве есть воздух и вода, необходимые для

камешки,        вода;        пластмассовые

2.

жизни живых организмов.

расчески        с        разной        частотой        и

размером        зубьев;        губки.

3.

«Почему комар пищит, а шмель жужжит?»

Продемонстрировать детям на опыте причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука).

Неокрашенные        бруски        разных пород дерева, лупа.

4.

«Запасливые стебли»

Показать детям на опыте, как стебли (стволы) растений могут накапливать влагу и сохранять ее долгое время.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Колокольчик»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

«Юные исследователи»

(ОО «Познавательное развитие»)

для детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель:

Нуцалова З.Р.

Цель: развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности

Задачи:

Образовательные:

  • Систематизировать знания детей        о свойствах бумаги: рвется, тонет, электризуется, закрашивается, горит.
  • Совершенствовать        умения        демонстрировать        результат        при        помощи действия и слова.

Развивающие:

  • Способствовать развитию интереса к познавательно-исследовательской деятельности через элементарное экспериментирование;
  • Развивать причинно-следственные связи и отношения; логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение делать умозаключение;
  • Формировать речевые навыки: согласование существительных и прилагательных строить предложения различной синтаксической структуры.

Воспитательные:

  • Воспитывать        интерес        к        свойствам        окружающих        нас        предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.

Словарная работа:

  • Обогащение словаря: статистическое электричество, электризуется.

Методы и приёмы:

Методы:

Игровые; практические; словесные; наглядные.

Приёмы: художественное слово, вопросы к детям, показ педагогом, указания, объяснения, поощрения.

Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие»
  • «Социально-коммуникативное развитие»
  • «Физическое развитие»
  • «Речевое развитие»

Материал и оборудование:

Ноутбук, видеописьмо; видеоролик «Горение бумаги», мультфильм «Фиксики»: правила безопасности с электричеством; презентация слайдов; знаки-подсказки; фартуки; ёмкости с водой; кувшинки из бумаги; конверты на каждого ребёнка; шерстяная ткань; линейка; краски; кисть; вода; парафиновая свеча; альбомный лист с нарисованными геометрическими фигурами.

Мультимедийные средства: презентация.

Предварительная работа:

  1. Экспериментирование в группе (получение новых цветов и оттенков путем смешивания красок; скручивание в трубочку узких полосок бумаги с помощью карандаша; определение материалов, обладающих наибольшими впитывающими свойствами (вытирание лужи бумагой, ватой, тканью, губкой)
  2. Разучивание «Правила поведения в лаборатории»

Ход образовательной деятельности: Орг момент: «Милый друг»

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй. Собрались ребята в круг

Слева – друг и справа – друг. Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Ребята, мне пришло голосовое сообщение. Давайте послушаем, от кого оно.

Включить аудиозапись

Привет, друзья! Вы нас узнали? Это мы - Фиксики. У нас есть друг - Дим Димыч, завтра у него «День юных исследователей», он должен был раскрыть секреты бумажного листа с помощью эксперимента, а мы с Кусачкой помешали ему подготовиться к этому эксперименту. Дим Димыч очень расстроился.

Мы не знаем с Фиксиком, как ему помочь. Ребята, мы знаем, что вы очень любознательные помогите нам, пожалуйста.

Воспитатель: Ребята, от кого пришло письмо? (ответы детей)

Воспитатель: А как мы можем помочь нашим героям? (ответы детей)

Основной этап:

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чего боится бумага? (огня, дождя, ветра.)

Как вы думаете, есть ли у бумаги друзья? (клей, краски, карандаши.)

Воспитатель: Чтобы проверить наши предположения, я предлагаю вам побывать в научной лаборатории. Проходите и надевайте фартуки.

(пока дети надевают халаты, рассказывают правила поведения)

Вспомним правила, друзья! Здесь мы как ведем себя? Соблюдаем тишину, Говорим по одному.

Если хочешь отвечать, Руку надо поднимать.

(Дети подходят к столам)

Воспитатель: Кто мне скажет, что такое эксперимент? (проба, опыт).

Воспитатель: Мы с вами будем не просто детьми, а учеными-исследователями. Нам предстоит провести несколько экспериментов по выявлению друзей и врагов бумаги. Помогать в проведении экспериментов нам будут знаки-подсказки, которые мы увидим на экране. А ответы мы будем фиксировать на доске: Симка будет собирать

«Врагов» бумаги, а Нолик – «Друзей».

Теперь внимание на экран. Если руки наши в ваксе, Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг, Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама, Ни готовить, ни стирать,

Слайд 1 – капля воды


Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без ... воды

Воспитатель: Ребята, вода это друг или враг? (высказывают предположения)

- Давайте проверим.

Эксперимент №1.Волшебные кувшинки

Воспитатель:        На столах,        у каждого        лежит        цветок,        аккуратно        возьмите его        и подойдите к нашему импровизированному водоёму.

На столе таз с водой. Дети встают вокруг стола, у воспитателя макет

кувшинки.

Воспитатель: Ребята, как называется этот цветок? (кувшинка)

Воспитатель: Где он растет? (на озере, в пруду)

Воспитатель: Опишите её

Воспитатель: Ребята, у нас с вами кувшинки не настоящие, наши кувшинки, сделаны из бумаги. Значит у нас какие кувшинки? (бумажные).

Воспитатель: Теперь аккуратно положим кувшинки в воду и будем наблюдать, что произойдёт с кувшинкой.

(дети наблюдают за раскрытием лепестков)

Воспитатель: Что вы наблюдаете? Ребята, как вы думаете, в чем секрет этого эксперимента? Почему лепестки цветов стали раскрываться?

(Дети высказывают свои предположения).

Вывод: Бумага хорошо впитывает воду, становится тяжелой, листочки под тяжестью воды раскрываются и тонут, значит вода – это враг бумаги, разместим этот знак возле Симки.

Презентация Слайд 2 электричество

К дальним сёлам, городам Кто идёт по проводам?

Светлое величество!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, у нас в группе есть электричество?

Как вы догадались? (В группе есть розетки, выключатели, провода, лампочки).

Воспитатель: Опасно ли электричество, которое живет в проводах? Посмотрим, что об этом говорят Фиксики.

Проходят на ковёр, садятся.

Слайд 3 Фильм « Правила безопасности»

Воспитатель: Ребята, оказывается, вместе с опасным электричеством в нашей жизни существует и безопасное электричество.

– Кто слышал, как потрескивает одежда, когда ее снимаешь? А иногда, когда мы снимаем одежду видны искры. Это тоже электричество. Иногда расческа липнет к

волосам, и волосы встают дыбом. Это вещи, волосы, наше тело электризуются. Такое электричество называется – «статическое электричество». Давайте скажем вместе - Статическое электричество. Это неопасное для человека электричество. Статическое электричество живет повсюду и даже в бумаге, давайте поверим.

Эксперимент 2

Воспитатель: Посмотрите, на столе лежат пластмассовые линейки и тарелочки с кусочками бумаги. Поднесите линейку к кусочкам бумаги. С бумагой что-то происходит? (нет).

Воспитатель: Сейчас мы сделаем эти обычные линейки волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им линейку. Медленно поднесите ее к кусочкам бумаги. Что происходит с бумагой? (бумага притянулась к линейке).

Воспитатель: Как линейка стала электрической? (её натерли тканью)

Вывод: Когда мы натираем линейку шерстяной тканью, образуется электрическое поле, которое притягивает бумагу.

Дети играют 2-3 минуты.

Воспитатель: Ребята, статическое электричество в нашем опыте – это друг или враг? (Ответы детей).

Помещаем знак «Электрическая лампочка» к «Друзьям».

Физминутка

Раз – подняться, подтянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка,

На четыре руки шире, Пять – руками помахать,

Шесть – в лабораторию пойти опять.

Презентация Слайд «Свеча».

У восковой девицы, Вся коса искрится,


Только дунет ветерок, Затанцует огонек

Эксперимент №3

Воспитатель: Давайте определим: дружат ли бумага и парафин? На листе бумаги у вас нарисованы разные фигуры. Назовите их.

(Ответы детей)

Воспитатель: Обведите фигуры по контуру свечой. Затем затонируйте весь лист краской. (Воспитатель называет разные цвета детям)

Каким цветом вы будете тонировать лист?

Воспитатель: Что получилось?

Вывод: Следы парафина останутся неокрашенными. Парафин оставляет следы на бумаге и отталкивает воду. Рисунок становится необычным. Это «Друг».

Разместить знак «Свеча» к Нолику.

Презентация        Слайд «Огонь» и выключить Шипит и злится, а воды боится

Воспитатель: Ребята, эксперимент с горением бумаги мы делать не будем, как вы думаете почему? (ответы детей)

Воспитатель: Мы с вами посмотрим ролик «Как горит бумага» и определим огонь – это друг или враг.

Ролик «горение бумаги»

(ответы детей Огонь - это враг, потому что бумага сгорает и остаётся пепел) Разместить на доске знак «Огонь» к Симке обозначающим – «Враги».

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, вот мы и определили с вами некоторых друзей и врагов бумаги. А теперь мы возьмём знаки - подсказки и расскажем Фиксикам про свойства бумаги.

Вода – это «Враг» бумаги, потому что бумага хорошо впитывает воду, становится тяжелой и тонет.

Статическое электричество – это «Друг», наэлектролизованные предметы притягивают бумагу.

Свеча - Это «Друг», потому что парафин отталкивает воду, и рисунок становится необычным.

Краски- это друзья, рисунок становится красивым

Огонь - это «Враг», потому что бумага сгорает и остаётся пепел.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, смогли мы с вами помочь Фиксикам и Дим Димычу?

  • Что мы для этого сделали? (С помощью экспериментов мы узнали некоторые секреты бумаги)
  • Ребята, поднимите руку те, кто хотел бы еще побывать в лаборатории интересных исследований (Подняли руки.)
  • Тогда, мы обязательно еще там побываем.